Заключение логопеда ребенку 4 года
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 компенсирующего вида»
660130, г.Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 8 (391) 246-47-79
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дано на воспитанник (цу)МБДОУ№ 322 –____________группы № 2 родившего(ую)ся ____________ поступил(а) в речевую группу ДОУ№322 __________.с заключением ОНР II уровня, дизартрия.
В ходе логопедического обследования было выявлено:
1.Речь- понятна окружающим, но ошибки заметны. Сформирована фразовая речь.
2. Общее звучание речи:
-темп речи-без особенностей
-голос-тихий, монотонный, слабо-модулированный.
-речевое дыхание-слабое, нарушена направленность и сила речевого выдоха. Испытывает трудности при дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха, требуется организующая помощь, зрительный и тактильный контроль.
3.Понимание обращенной речи-незначительно ниже возрастной нормы. Затруднено понимание функционального назначения предметов, падежных вопросов, предлогов, категорий числа существительных.
4.Состояние артикуляционного аппарата
-строение-плотная подъязычная связка
-нарушение тонуса, двигательная функция недостаточная, испытывает значительные трудности при выполнении статических и динамических упражнений: трудности в удержании заданного положения, недостаточный объем движений, быстрая истощаемость. Артикуляционные пробы выполняет нечетко, неточно. Наблюдается напряженность спинки языка, язык оттянут назад. При попытке расслабления отмечается тремор боковых краев и кончика языка.
-саливация-значительная. Усиливается при выполнении динамических артикуляционных упражнений.
5. Звукопроизношение-нарушение произношения звуков раннего и позднего генеза. Имеющиеся звуки в речи не использует. В настоящее время идет процесс автоматизации губно-губных звуков: [В], [Ф] на уровне слов, словосочетаний, чистоговорок. Требуется постановка, автоматизация и дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат и сонорных звуков.
6.Фонематическое восприятие-ниже возрастной нормы. Испытывает трудности при повторении слогов и слов с оппозиционными звуками. Дифференциация оппозиционных звуков на уровне понимания соответствует возрастной норме.
7.Слоговая структура-незначительно ниже возрастной нормы. Испытывает трудности при проговаривании слов сложной слоговой структуры. Отмечаются пропуски и перестановка отдельных звуков и слогов при проговаривании слов из трех слогов и более со стечение согласных.
8.Словарный запас-незначительно ниже возрастной нормы. Испытывает трудности при подборе обобщающего слова, требуется организующая помощь. Словарь признаков беден, при ответе делает акцент лишь на один признак-цвет. Предметный словарь и словарь действий соответствует возрастной норме.
9. Мелкая моторика-близка к возрастной норме. Испытывает незначительные трудности при работе с мозаикой.
10. На групповых занятиях- наблюдается активность, продуктивность на протяжении 5-7 минут, после отмечается отвлекаемость, раздражительность, начинает не успевать за общим темпом группы. Стремиться к безусловному признанию лидерства, требует похвалу и положительную оценку вне зависимости от правильности ответа или результата выполненной деятельности.
Прогноз развития речи благоприятный, при условии соблюдений рекомендаций врача-невролога, систематических занятий с логопедом, психологом, дефектологом и посещении детского сада.
Таким образом, в ходе логопедического обследования выявлено: уровень речевого развития ниже возрастной нормы.
Речевое заключение: ОНР II- III ур., дизартрия.
«6» февраля 2017г.
Учитель-логопед _______________________ / Дерезина Е.М./
Источник
Характеристика-заключение логопеда
Фамилия, имя, отчество ребенка _________________________________________________________
Дата рождения_____________________ Возраст на момент обследования_______________________
ДОУ №_____________________________ с какого времени посещает ДОУ _____________________
Логопедическое заключение при поступлении ______________________________________________
Речевое окружение _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
(недостатки речи у близких, двуязычие, наследственность и т.п.)
Краткий анамнез (беременность, ее течение, роды, раннее физическое развитие, заболевания раннего возраста)___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие: лепет ______________ гуление __________ слово ________ фраза _______
Норма (3-4 мес.) (5-6 мес.) (к 1 году) (к 3 годам)
Слух, зрение___________________________________________________________________________
Общая и мелкая моторика_______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Артикуляционный аппарат_______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая моторика_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Устная речь
Общее звучание (темп, плавность, голос, дыхание, интонированность)_________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание речи________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез ______________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Звукопроизношение____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Активный и пассивный словарь___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слоговая структура_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Грамматический строй__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Связная речь
Качество рассказа (пересказа), его связность________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
По опорным картинкам _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Без опорных картинок___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Типы используемых предложений ________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Потребность в помощи__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Сформированность навыков чтения и письма_______________________________________________
______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации _________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«____»____________20___ г. Учитель-логопед _______________ /____________________/
подпись расшифровка
М.П. Заведующий ДОУ ______________ /____________________/
подпись расшифровка
Источник
Логопедическая характеристика
(ФИО ребенка) поступил в подготовительную к школе группу ГБОУ СОШ №1034 в возрасте 5 лет 10 мес. с диагнозом ФНР (от 01.02.2011).
Речевая среда. Двуязычие, имеется нарушение речи у близкого родственника (брата). Нет контроля за процессом воспитания со стороны родителей. Родители не консультируются с педагогическим составом.
Состояние ручной моторики. Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука; При выполнении упражнений на динамическую организацию движений («Колечки», «Звенья» и т.д.) также наблюдаются неточности.
Общая моторика. Отмечается задержанная переключаемость движений, медлителен.
Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Страдает объем, точность выполняемых движений. Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не может удерживать положение органов артикуляции.
Общее звучание речи. Речь невнятная, говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Голос слабо-модулированный, тихий.
Пасивный и активный словари характеризуются бедностью. Многие слова употребляются в приближенном значении (например, «кружка – чашка»). Ребенок знает такие обобщенные понятия как «овощи», «фрукты», «игрушки», «посуда», «мебель», «животные». С помощью называет времена года, порядок дней недели. Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных, наречий. В речи мало сложных предлогов.
Грамматический строй речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, «бананый – банановы», «стекловый – стеклянный»); в согласовании прилагательного и существительного (например, «у мальчика синий флаг, а у девочки красивый кукла»); в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, 5 вишнев, 5 деревов). В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (2-3 слова).
Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Имеются нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез), например, не называет конечный гласный звук, конечный согласный, не составляет слова из отдельных звуков. Ребенок не определяет последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Допускает ошибки при определении звука в середине и в конце слова. Фонематические представления недостаточно сформированы.
Звукопроизношение. Поставлены проблемные звуки [С], [З] и их мягкие пары. Однако в речи они иногда искажаются.
Слоговая структура слова. Искажена слоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов. Искажены слова сложной слоговой структуры.
Ребенок не знает алфавит, не читает. При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смыл текста. Пересказ осуществляет с помощью взрослого (наводящие вопросы, повторное чтение) . Затрудняется при составлении рассказа по серии сюжетных картинок – меняет последовательность событий.
Ребенок знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.
Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Ребенок не принимает активного участия в организационной деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит).
Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечания адекватная.
Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но неустойчивые. В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры.
У ребенка энурез.
Ребенок отзывчив на просьбу взрослого, помогает воспитателю.
Логопедическое заключение: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, Общее недоразвитие речи II-III уровня
К моменту окончания подготовительной к школе группы усвоил программу недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом. Рекомендовано продублировать программу подготовительной группы.
Сафарбекова Татьяна Казимовна,
учитель-логопед
Loading …
Источник
Логопедическое заключение
на воспитанницу II младшей группы
МБДОУ «…»
Ф.И.О., 16.03.2016 г.р.
… (Ф.И.О.) посещает МБДОУ «…» с августа 2019 года. Условия воспитания девочки в семье по типу гиперопеки. В анамнезе имеются данные о наличии перинатальной патологии.
Первичное обследование речи ребенка, проведенное 08.11.2019, выявило грубую задержку речевого развития. Активная речь девочки состояла из звукоподражаний.
Информация о результатах диагностики доведена до мамы и воспитателей группы. Даны рекомендации по развитию речи девочки в ДОУ и дома, специальное предложение родителям – необходимость получения консультации врача-психоневролога.
Повторная диагностика речевого развития ребенка, проведенная 27.01.2020 года, выявила положительную динамику в общем развитии. При обследовании речевого развития было использовано пособие С.В. Батяевой, В.Е. Савостьяновой, В.С. Володиной «Большой альбом по развитию речи».
Девочка доступна продуктивному контакту. Люба поддерживает глазной контакт, выражено ротовое внимание.
Наблюдения за ребенком в группе во время режимных моментов выявили сформированность навыков самообслуживания: сама моет руки и вытирается полотенцем, без помощи одевается и раздевается, одежду складывает, ест самостоятельно, столовые приборы держит правильно. Аккуратна. У Любы выражена потребность общения с детьми и взрослыми. Хорошо улавливает интонацию окружающих.
К ситуации обследования девочка отнеслась позитивно. Заинтересовалась игрушками. Охотно выполнила посильные знакомые задания: собрала пирамидку, составила разрезные картинки из 2, 3, 4 частей, по образцу сложила фигуру из палочек. При работе с «сенсорным кубом» контролировала свои действия. Сенсомоторные умения сформированы.
Общая моторика в пределах возрастной нормы.
Мелкая моторика в стадии развития. При выполнении пальчиковых проб наблюдаются синхронные движения пальцев правой и левой руки. Выполнение простой пробы на динамический праксис («кулак-ребро», «ладонь-кулак») при условии сопряженного предварительного выполнения каждой серии отдельно левой и правой рукой вызвало затруднения. Старается правильно взять карандаш, нажим при рисовании слабый.
Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без грубых аномалий. Укороченная подъязычная уздечка. Наличие дизартрического компонента. Недостаточность развития артикуляционной моторики. Люба затрудняется выполнить двигательные пробы по показу (длительный поиск позы, искажение артикуляционной позы, плохая переключаемость). Речевой выдох слабый, укороченный. Голос тихий, интонационно выразительный.
Восприятие речи окружающих не нарушено. Адекватно реагирует на простые инструкции (на бытовом уровне): «Подойди ко мне», «Одевайся на прогулку», выполняет задания: «Покажи яблоко на картинке», «Где красное колечко?», «Возьми пирамидку и поставь на стол».
Собственные речевые возможности ребенка на начальном уровне развития. Речь малопонятна окружающим, имеет жесткую ситуативную привязанность. Система средств языка не сформирована, присутствует недоразвитие экспрессивной речи. Активный запас слов значительно меньше пассивного. Словарный запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Самостоятельно произносит несколько понятных односложных слов «да», «дай», «вот», двусложных — «мама» (обращается так ко всем, кого знает), «пока». Знакомые в быту предметы ребёнок пытается назвать, но получаются односложные звуковые комплексы. В экспрессивной речи присутствуют аморфные слова-корни и звукоподражания. В сопряженной и отраженной речи повторяет слова, при этом слоговая структура двусложных слов сохраняется. Навыки словообразования и словоизменения отсутствуют.
Нарушено произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм.
Слуховое внимание и восприятие не нарушены: узнаёт и различает 2 игрушки в процессе их контрастного звучания. Фонематический слух на зачаточном уровне формирования. При произнесении изолированно и в слоговой цепочке (2 слога) не дифференцирует звонкие – глухие согласные, гласные ы-и.
Фразовая речь отсутствует. По просьбе «Скажи «Дай кису» Люба произносит отдельно каждое слово, не объединяя их во фразу.
Речевая активность у Любы проявляется в знакомой обстановке: она пытается говорить, используя жесты, звукоподражание, аморфные слова и интонацию.
Поведение без особенностей. Девочка спокойная. Игровая деятельность на невербальном уровне. Любе нравится заниматься такими видами деятельности, как конструирование (получается хорошо и быстро собирать пирамидку, строить из кубиков), лепка, рисование (продукт деятельности получается плохо). Требуется индивидуальная форма совместной деятельности.
Взаимоотношения с взрослыми сдержанные.
Вывод: Первый уровень речевого развития. Группа риска по ОНР.
Логопедическое заключение дано по запросу детского врача-психоневролога.
Учитель-логопед ________________
Заведующий МБДОУ_______________
(Дата)
Источник
РЕЧЕВОЙ
онлайн центр
«Русская речь»
для детей и взрослых
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ
Составитель Р. И. Лалаева
Логопедическая диагностика в течение продолжительного времени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям как науки, так и практиков-логопедов.
Логопедические заключения по-разному определяются и формулируются в различных регионах, городах, районах. Так, имеются различия в подходе московской и петербургской логопедических школ к формулировке логопедических заключений. Отмечается также несовпадение заключений, соответствующих классификации нарушений речи, с требованиями педагогической администрации. В некоторых рекомендациях по формулировке логопедических заключений имеет место доминирование диагноза общего недоразвития речи (ОНР).
На фоне критики имеющихся недостатков в логопедической диагностике наблюдаются попытки подменить традиционные логопедические классификации классификациями клиническими, медицинскими, слишком развернутыми и описательными, которые не ориентированы на решение практических задач коррекции нарушений речи. Проблема диагностики речевых расстройств имеет большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки
зрения, вопрос диагностики речевых нарушений связан с проблемой нарушений речи. С точки зрения практической, обоснованное решение этого вопроса способствует более правильному комплектованию речевых групп, отбору и направлению детей в массовые и специальные школы, более целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.
Проблема классификации нарушений речи является актуальной во многих науках, изучающих речь.
Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой). В связи с этим речь и ее нарушения изучают многие науки: медицина, психология, лингвистика, психолингвистика и др. При этом они касаются и классификации речевых расстройств в различных аспектах: клиническом, патофизиологическом (с учетом анализаторного принципа, характера нарушений языковой системы), психолингвистическом.
В логопедии существуют две традиционные классификации нарушений речи: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая. Указанные классификации рассматривают речевые расстройства в различных аспектах. Но вместе с тем данные той и другой классификации дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп детей, с речевой патологией и осуществлению системного, дифференцированного логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.
Психолого-педагогическая классификация ориентирована на выявление прежде всего речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симптомологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фо-нетико-фонематическое недоразвитие и т.д.), что служит основой для направления детей в соответствующие группы детского сада или в школу определенного вида.
Таким образом, определение симптомологического уровня нарушений речи решает прежде всего практические задачи комплектования групп и создает предпосылки для определения характера речевой патологии.
Известно, что при одной и той же патологии (форме речевого нарушения) языковая система может страдать по-разному.
И наоборот, одна и та же симптоматика может наблюдаться при различных по механизмам формах речевых нарушений. Так, например, общее недоразвитие речи может наблюдаться при стертой форме дизартрии, при моторной алалии, при детской афазии.
В процессе же логопедической работы важно учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений. Единство этих двух аспектов логопедической диагностики дает возможность более дифференцированно корригировать нарушения речи.
Логопедическая диагностика должна идти от общего к частному: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению механизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта.
Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами. Она акцентирует внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воздействия.
В процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Клинические характеристики ориентированы на объяснение причин возникновения речевых расстройств, на лечение ребенка, а не на систему коррекции, развития речи.
В настоящее время нуждаются в уточнении и расширении и клинико-педагогическая, и психолого-педагогическая классификации. Так, например, практика школьных логопедов показывает, что по мере коррекции нарушений звукопроизношения и фонематического развития отпадает основание говорить об ОНР. Однако еще длительное время у детей сохраняется недоразвитие лексико- грамматического строя речи, что приводит к большим трудностям в овладении программой по русскому языку, усвоении и реализации орфографических правил. Поэтому есть основание наряду с ОНР, НОНР (нерезко выраженным общим недоразвитием речи) выделить и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Необходимо уточнить формы нарушений речи и внутри клинико-педагогической классификации.
Резюме. Для комплектования речевых групп детских садов, направления детей в школы определенного вида и осуществления дифференцированной коррекционно-логопедической работы важны оба критерия логопедической диагностики: и симптомологический и клинико-педагогический. Логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна рассматриваться в рамках существующих в логопедии классификаций (психолого-педагогической и клинико-педагогической), логопедическое заключение — с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно также учитывать поэтапность обследования: от определения симптоматики речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи).
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Обследование дошкольников с нормальным интеллектом
В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.
1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи:
— Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).
При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).
— Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).
При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
— Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).
При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.
— Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также
нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).
При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.
2. Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).
Варианты пересечения двух классификаций.
• Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
— нарушения голоса,
— ринолалия.
• Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
ринолалия.
• Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):
выход из моторной (сенсорной) алалии,
по типу задержки речевого развития,
при ЗПР,
невыясненного патогенеза.
• Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):
моторная алалия,
сенсорная алалия,
— сенсомоторная алалия,
дизартрия или стертая дизартрия,
по типу задержки речевого развития,
при ЗПР,
— невыясненного патогенеза.
Нарушение темпа и ритма речи:
заикание,
тахилалия,
— брадилалия,
— спотыкание (полтерн).
Примерные формулировки логопедического заключения
Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.
Общее недоразвитие речи. Детская афазия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.
Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.
Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Фонетико-фонематическое нарушение речи.
Открытая органическая ринолалия.
Фонетическое нарушение речи.
Моторная функциональная дислалия.
Фонетическое нарушение речи.
Открытая органическая ринолалия.
Обследование дошкольников с умственной отсталостью
Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии (Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968), определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».
В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у умственно отсталых детей. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения (для дошкольников 5—7 лет).
1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и дву-словными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.
2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).
3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформиро-ванность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Обследование школьников с нормальным интеллектом и ЗПР
При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопедического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопедическом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии и/или дисграфии.
Примерные формулировки логопедического заключения
• ОНР (III уровень).
Выход из моторной алалии.
Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза.
• Фонетико-фонематическое нарушение речи.
Сенсорная функциональная дислалия.
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
• НОНР.
По типу задержки речевого развития.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия.
• Лексико-грамматическое недоразвитие.
Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия.
Обследование школьников с умственной отсталостью
1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звуко-произношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении надежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1—2 предложения вместо пересказа).
2. Системное недоразвитие речи средней степени при умствен
ной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия, дисграфия.
3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; словарный запас ограничен; в спонтанной речи отмечают