Заикание ребенок 5 лет
Если ребенок заикается, или вам кажется, что он начинает заикаться, выжидать нельзя. Такое нарушение речи требует немедленной реакции родителей. Известный детский врач и любимец миллионов интернет-мам Евгений Комаровский утверждает, что самое главное в лечении заикания – не заниматься самолечением. И уж точно не пытаться лечить малыша по интернет–методикам никому не известных «специалистов», которые предлагают дистанционно, за «чисто символическую» плату выслать обеспокоенным родителям подробный план действий, способных научить ребенка говорить нормально.
Куда обращаться?
Если есть основания полагать, что кроха начал заикаться, нужно сразу посетить логопеда. Сейчас сделать это проще, чем еще 15 лет назад, поскольку многие детские сады пользуются услугами «прикрепленного» логопеда. Если в вашем дошкольном учреждении такого специалиста нет, обратиться нужно в поликлинику по месту жительства. Там подскажут, где принимает ближайший логопед.
Кроме того, Комаровский настоятельно рекомендует нанести визиты еще двум специалистам медицинского профиля – неврологу и детскому психиатру. Чтобы исключить нервно-соматические причины появления заикания.
Что нужно знать родителям о заикании?
Во-первых, заикание – это не болезнь, а нарушение речи. И возникает оно, когда мышцы речевого аппарата ребенка судорожно напрягаются. В результате возникает повторение звука или его пролонгация. Вопросами лечения такого нарушения озадачивались еще древние ацтеки, которые видели причину заикания в том, что подросший ребенок продолжает сосать грудь матери. Первые методики по коррекции речи при заикании выработал еще Плутарх. Он предлагал заикам декламировать речи под громкий шум морских волн.
Несмотря на то, что медицинские энциклопедии говорят о том, что причина заиканий точно не установлена, доктор Комаровский выделяет несколько основных причин возникновения заикания у детей, которые можно разделить на врожденные и приобретенные.
Врожденные факторы:
- Наследственность. Если мама, папа или кто-то из бабушек, дедушек заикаются, есть вероятность, что малыш тоже начнет заикаться.
- Внутриутробная гипоксия плода. Если крохе во время беременности мамы не хватало кислорода, нарушения речи – самое безобидное последствие такого состояния.
- Инфекция, перенесенная крохой внутриутробно. Случается, что беременные переносят инфекционные заболевания. Вместе с мамами болеют и еще нерожденные карапузы. Следствием инфекции и может стать нарушение речи.
- Недоношенность, преждевременные роды.
- Гипоксия, возникшая в родовом процессе.
Приобретенные факторы:
- Сильный испуг, который пережил малыш.
- Большое и важное событие в жизни ребенка (это может быть и горе, и радость).
- Перенесенное инфекционное заболевание. Заикание вполне может стать следствием кори, менингита, энцефалита и т.д.
- Неблагополучная обстановка в семье, чаще связанная с проявлениями насилия.
- Особенности речи мамы и папы. Если кто-то из родителей заикается, ребенок может просто подражать родителю, на самом деле заикой он не будет.
Заиканию, по утверждению Евгения Комаровского, более подвержены дети с нестабильной и слабой нервной системой, впечатлительные фантазеры, застенчивые «одиночки». Возраст «группы риска» от 2 до 5-6 лет. Особенно опасным считается возраст 3 года, когда малыш вступает в первый в своей жизни возрастной психологический кризис. Чаще заикаться по разным причинам начинают мальчики, поскольку у девочек от рождения большая устойчивость к стрессам, их психика в детском возрасте более лабильна.
Возрастные особенности детского заикания
Малыши в возрасте от 1 до 4 лет заикаются по-особенному. Они долго и довольно мучительно пытаются повторять один и тот же звук, а когда у них не получается, крохи замыкаются и вообще замолкают. У таких детей, говорит Евгений Комаровский, заметить заикание проще, если ребенок находится вне дома.
Когда малыш в привычной обстановке, дефект речи не так заметен, он говорит спокойнее и ровнее, но во всей «красе» нарушение раскрывается, если карапуза окружает новая незнакомая среда. Заикание в этом возрасте обязательно ярко проявит себя на прогулке, в детском коллективе — в садике, на массовом мероприятии, где малыш попробует общаться с другими детьми.
Если вы заметили, что ваш малыш ведет себя именно так, не показывайте вида, что случилось что-то страшное. Нельзя акцентировать свое внимание на заикании, чтобы ребенок тоже не начал акцентировать свое внимание на нем. Дети в 3 года вплоть до 4 лет более успешнее, чем другие, поддаются коррекции, и шансы исправить дефект раз и навсегда довольно велики. Идите к логопеду.
Заикание у детей 7 лет может быть вызвано обилием новой для них информации. В этом возрасте малыш, как правило, отправляется в школу. Стеснительным и нервных детям довольно сложно выдержать новые нагрузки. Ситуация отягощается насмешками со стороны одноклассников. В этом возрасте, не секрет, дети бывают довольно жестоки по отношению друг к другу. В этой возрастной группе лидерами по наличию дефекта также являются мальчики.
Лечение заикания по Комаровскому
Доктор Комаровский рекомендует родителям сохранять спокойствие. Спокойствие – внешнее и внутреннее — и будет главным лекарством от заикания.
- Нужно определить причину возникновения дефекта речи. После этого постараться ликвидировать ее. Если малыш заикается из-за того, что на него кричат родители, или они кричат друг на друга в присутствии ребенка, надо «сбавить обороты» и обеспечить ребенку нормальную спокойную домашнюю обстановку. Если причина заикания не понятна, обратитесь к специалисту, можно посетить детского психолога. Внимательно понаблюдайте за малышом, не подавая вида, что вы замечаете его проблему, и выясните, когда именно он начинает заикаться, какие факторы провоцируют его, какая погода стоит за окном, какие события предшествуют затруднению произношения. Из наблюдений составьте мини-дневник, который поможет специалисту выяснить истинные причины заикания.
- Старайтесь говорить с малышом внятно, медленно, четко и понятно проговаривая слова. Попросите малыша попробовать произносить слова только на выдохе. Логопеды часто применяют этот прием.
- Скажите «нет» телевизору, шумным играм, компьютеру. Помните про спокойствие. Лучше оградить ребенка от прослушивания громкой музыки, мультфильмов или, того хуже, выпусков новостей на ТВ, эмоциональных перегрузок. Разрешайте крохе смотреть любимый мультик не более 10 минут в сутки. Постарайтесь почаще включать ребенку аудиосказки, которые читаются медленно, монотонно. На пользу пойдет пение и дыхательная гимнастика, они способны расслабить мускулатуру речевого аппарата.
- Детям – детское. Не выясняйте семейные отношения в присутствии ребенка, даже если кроха занят своими делами и делает вид, что не слышит взрослых, он всего лишь делает вид. На самом деле малыш как губка «впитывает» все ваши слова.
- Посторонним вход воспрещен! Если малыш начинает заикаться в присутствии чужих, постарайтесь свести присутствие этих самых посторонних к минимуму.
- Укрепляющие процедуры. Комаровский рекомендует заикающимся деткам ванны и игры в воде. Пусть для развлечения ребенок использует все имеющиеся у него игрушки, пусть пускает мыльные пузыри. Желательно, чтобы карапуз принимал ванну как минимум дважды в день. Очень важны и прогулки на свежем воздухе.
- Питание ребенка. Доктор Комаровский советует чаще давать ребенку продукты, которые за счет большого содержания микроэлементов положительно сказываются на развитии речевой функции. Это морская рыба, сухофрукты, сметана, творог, кефир, йогурты.
- Массаж. Массаж должен быть направлен на исправление проблем осанки, если таковые имеются. Подойдет и общеукрепляющий массаж, который можно проводить курсами по 2 недели с перерывом в 10 дней.
Эти действия Комаровский советует повторять в течение месяца, каждый день и неукоснительно. Если улучшение будет заметно, нужно продолжать лечение. Если позитивного прогресса не произойдет, ребенка нужно показать неврологу и психиатру. Возможно, ему подойдут другие методы лечения заикания – гипноз (рекомендован для детей от 10-11 лет), игротерапия.
В следующем видеофрагменте доктор Комаровский и его коллеги более обширно рассматривают проблему заикания у детей.
Источник
В воспитании ребёнка нет мелочей. Все знают, что нельзя очень баловать малыша, но в то же время нельзя держать его в слишком строгих рамках. Но как же часто мы не уступаем, когда ребёнок требует чего-то своего, не задумываясь, что проявленная нами твёрдость может в следующий раз стать для него психической травмой. А на ночь мы можем рассказать ребёнку про бабу Ягу, которая прилетает за непослушными детьми, забывая, что эта самая героиня сказок может всю ночь сниться нашему малышу, пугая и травмируя его детскую психику. Не говоря уже об устраиваемых нами о скандалах при детях и слишком строгих наказаний. «Да многие так делают, и ничего не случается» — говорят родители, не понимая, насколько серьёзными могут быть последствия. А одно из последствий — это заикание.
Что такое заикание?
Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.
Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.
Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.
Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.
Первые симптомы заикания возможны разного характера – это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки». Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.
Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет. Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание.
Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может воплотиться в настоящее заикание, вызывающее не только проблемы с речью, но и трудности в социальной сфере. У взрослых процесс резко нарушен и работает большее количество мимической мускулатуры, мышцы шеи, верхний плечевой пояс. Социальная картина – некрасивая. Но этот дефект речи не является необратимым нарушением и в большинстве случаев его можно вылечить. Усилия, приложенные в борьбе с заиканием, сделали некоторых людей знаменитыми. Эти люди: Демосфен, Наполеон, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро.
Заикание начинается, к счастью, у малого процента детей. Согласно статистике, только у 2,5 % детей есть этот изъян. Городские дети заикаются чаще, чем малыши из сельской местности.
Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связывают со структурой полушарий. Полушария у женщин организованы так, что левое полушарие работает лучше, чем правое. Благодаря этому у девочек обычно раньше начинается речь, они легче побеждают те речевые трудности, которые обычно ожидают в 2,5 — 4 года.
Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласовывание их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.
У ребёнка 2 — 3-летнего возраста стоит отличать заикание от запинок несудорожного характера. При запинках нет судорог артикуляционного аппарата — ни голосовых, ни дыхательных. Запинки всегда имеют эмоциональную природу. Они случаются, так как в возрасте 2 — 5 лет речевые возможности малыша не успевают за его мыслями, и ребёнок как бы захлёбывается. Это называется физиологическими итерациями или запинками. Ребёнок с заиканием при просьбе сказать лучше ухудшит свою речь, а ребёнок с запинками, наоборот, улучшит.
Причины возникновения заикания
Разделяют внешние и внутренние причины возникновения заикания.
Внутренние причины:
- Неблагоприятная наследственность. Если у родителей есть заикание или даже быстрый темп речи, подвижная возбудимая психика, то передаётся именно такой тип нервной системы ослабленного характера, который потом способствует возникновению заикания.
- Патология во время беременности и родов. Это факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на мозговых структурах ребёнка, отвечающие за речь и двигательную функции. В частности, любая хроническая патология у родителей, болезни мамы во время беременности.
- Органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции.
- Болезни органов речи (гортань, нос, глотка).
Внешние причины:
- Функциональные причины встречаются гораздо реже, и должна опять же быть предрасположенность органического характера, определённый тип нервной системы, который не выдержит некоторых нагрузок, стрессов. Испуг, тяжёлые болезни в период с 2 до 5 лет, которые вызывают ослабление организма и снижают устойчивость нервной системы организма. Также это неблагоприятная обстановка в семье. Заикание у детей также появляется как результат излишне строгого воспитания, повышенных запросов к ребёнку. Иногда родители желают сделать из своих детей гениев, заставляя учить длинные стихи, говорить и запоминать трудные слова и слоги. Всё это может привести к нарушению развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает режим дня, его часто наказывают.
- Диссонанс между полушариями мозга, например, когда ребёнка-левшу переучивают в правшу. По данным организации всемирного здравоохранения около 60 — 70% переученных левшей заикаются.
- Подражание заикающемуся члену семьи или другому ребёнку.
- Недостаток родительского внимания при формировании речи, и, как следствие быстрая речь и пропуск слогов.
Помощь заикающемуся ребёнку
1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это обратиться к специалистам, которые занимаются проблемами заикания. Если вы увидели первые признаки заикания, то необходимо обращаться в поликлиники к логопедам, психиатрам, неврологам и психологам. Они дадут необходимые рекомендации, если нужно, то назначат медикаментозное лечение и скажут, что делать на первых порах;
Лучше сначала обратиться к неврологу: получить лечение, пройти курс и потом на базе этого начинать занятия с логопедом. Задача педиатра – вылечить сопутствующую патологию, укрепить организм, профилактировать простудные заболевания, в частности, заболевания уха и голосовых связок. Также важно вылечить хронические заболевания, вывести их на стойкую, длительную ремиссию. Физиотерапевтические процедуры также важны в лечении. Это будут занятия в бассейне, массаж, электросон.
Психотерапевт показывает ребёнку, как победить своё заболевание, помогает комфортно ощущать себя независимо от ситуации, помогает побороть страх в общении с людьми, даёт понять, что он полноценный и ничем не отличающийся от других детей. Занятия осуществляются вместе с родителями, помогающими ребёнку преодолеть заболевание.
Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Следует попытаться побороть заикание до зачисления ребёнка в школу, а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и следовать всем его указаниям, так как в программу обучения входят выступления на публике при ответе на вопросы преподавателя, что может послужить большой проблемой для вашего чада.
Борьба с заиканием с возрастом будет более сложной из-за закрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений.
2. Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему это нужно делать. Недопустимо разговаривать с ребёнком короткими фразами и предложениями.
Категорически нельзя при заикании поправлять и ругать ребёнка, принимая это за баловство. Не стоит обсуждать эту проблему при ребёнке.
3. Ограничение общения. Ребёнку не следует посещать учебные, дошкольные учреждения, а остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям.
4. Начать пить успокоительный сбор. Например, «Баю-бай».
5. Проанализировать ситуацию в семье. Необходимо обращать внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.
6. Успокоить ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно включать ребёнку спокойные аудиосказки. Ссориться в семье перед ребёнком недопустимо. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Не принуждайте малыша по много раз проговаривать трудные слова. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка.
7. Игры для профилактики заикания. Они создают правильное дыхание на глубокий вдох и медленный выдох. Прежде всего занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов. Такие занятия помогут ему корректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов.
Примеры упражнений для формирования правильного дыхания на глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот:
- «Стеклодувы». Для этого вам понадобятся обычные мыльные пузыри. Задача малыша — надуть их как можно больше;
- «Кто быстрее». Для неё вам понадобятся ватные шарики. Задача малыша — сдуть шарик со стола первым;
- Для детей школьного возраста подойдёт игра с надуванием шаров. Полезно научить ребёнка играть на простых духовых инструментах (свистки, дудки);
- а во время купания поиграйте в «Регату». Перемещайте дутьём лёгкие игрушки;
- «Фонтанчик». Игра заключается в том, что ребёнок берёт соломку и дует через неё в воду.
Если дети постарше, то можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой. Она основана на коротком вдохе носом;
- «Домашняя песочница». Сначала нужно позволить играть с песком ребёнку молча. А на заключительных этапах просить рассказать, что ребёнок построил.
8. Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения, которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.
9. Дублирование речи пальцами ведущей руки. Речевой и центры, отвечающие за ведущую руку, имеют в коре головного мозга почти одно и то же представительство. Когда двигается рука, то сигнал бежит в мозг. Та часть коры головного мозга приходит в возбуждение и, поскольку речевые центры находятся здесь же, то рука начинает, как на буксире, тянуть за собой речь. То есть мы делаем движение руки на каждый слог. Детям младшего возраста можно делать движения двумя пальчиками.
10. Логопедические уроки. На логопедических уроках подбираются упражнения, убирающие напряжение и делающие речь плавной и ритмичной. Ребёнку следует повторять упражнения дома, добиваясь чёткости речи.
Уроки имеют определённую систему, этапность, последовательность. Сначала дети изучают правильное повествовательное изложение текста. Они читают стихи, осуществляют пересказ домашнего задания. Особенность этого повествования в том, что ребёнок чувствует себя комфортно, он понимает, что ему не выставят оценку и не будут над ним насмехаться. Речь детей при таких упражнениях становится размеренной, спокойной, интонация не меняется. При достижении отсутствия заикания в повествовательном рассказе ребёнок привносит эмоциональную окраску в речь: где-то повысит голос, где-то сделает акцент, а где-то театральную паузу.
На занятиях имитируются разные повседневные ситуации, в которых оказывается ребёнок. Это учит его бороться с заиканием вне кабинета логопеда.
Обязательно поддерживайте у ребёнка хороший эмоциональный настрой. Ребёнку следует давать награду за его успехи. Пусть это будет просто похвала, но ребёнок должен чувствовать важность своих достижений. Присутствие примеров правильной речи обязательно на занятиях. Примером может быть речь логопеда, других детей, уже прошедших курс лечения. Логопедическая ритмика — важный пункт в лечении заикания. Это упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, пение, хороводы.
Обязательно задавайте ребёнку задания на дом для того, чтобы лечение не ограничивалось только кабинетом логопеда.
Не стоит повышать на ребёнка голос, это лишь усугубляет заикание.
Современные логопедические методы помогают ребёнку довольно быстро одолеть болезнь и вести полноценный образ жизни.
11. Дыхательные упражнения — один из общепринятых методов лечения. Они развивают мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубокому, свободному и ритмичному дыханию. Также полезно воздействуют на дыхательную систему в целом, расслабляют ребёнка.
12. Компьютерные программы — действенный метод лечения заикания. Они синхронизируют речевой и слуховой центр в головном мозге. Ребёнок дома, сидит за компьютером и говорит в микрофон слова. Происходит небольшая задержка благодаря программе, разрешающая ребёнку слышать свою речь, и он подстраивается под неё. И, как следствие, речь становится плавной. Программа разрешает разговаривать ребёнку в обстоятельствах с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и даёт совет, как одолеть эти факторы и улучшить речь.
13. Существует также метод гипноза для детей старше 11 лет. Этот метод позволяет избавиться от спазма речевой мускулатуры, страха выступать на публике. Речь после 3 — 4 процедур становится плавной и уверенной.
14. Метод точечного массажа относится к нетрадиционной медицине. Специалист влияет на точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. Благодаря этому методу происходит улучшение регулирования речи со стороны нервной системы. Массажем лучше заниматься постоянно.
15. Лечение медикаментозными препаратами является вспомогательным методом лечения заикания. Такое лечение проводит невролог. Используются противосудорожная терапия, успокоительные средства. Благодаря лечению налаживаются функции нервных центров. Успокаивающие средства также хорошо помогают в лечении заикания: отвар и настой трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Убрать заикание при применении одних лекарств не представляется возможным.
16. Общеукрепляющие методы, такие, как режим дня, правильное питание, закаливающие процедуры, исключение стрессовых ситуаций также приносят пользу в борьбе с заиканием. Также важен долгий сон (9 часов и более). Для глубокого сна можно вечером помыться в тёплом душе или принять ванну с расслабляющими добавками (например, хвоей).
Питаться ребёнок должен витаминизированной пищей, включающей больше молочных и растительных продуктов. Необходимо ограничить ребёнка в мясе, острых блюдах, убрать крепкий чай, шоколад.
Профилактика заикания
- Соблюдать режим дня. Ровное спокойное течение жизни способствует укреплению нервной системы.
- Благоприятная атмосфера в семье. Доброжелательная, спокойная атмосфера, в которой ребёнок ощущает надёжность. Доверительные отношения, чтобы, когда у ребёнка появляются страхи или тревога, он мог всегда обратиться к родителям.
- Воспитывать эмоциональную устойчивость. Стрессы и волнения будут всегда в жизни ребёнка. Родители должны научить детей выходить из разных стрессовых ситуаций. Привить ребёнку чувство, что всегда можно найти какой-то выход.
Заключение
Борьба с заиканием — это нудный, тяжёлый, кропотливый труд. Но существуют исторические примеры, которые показывают героизм людей, когда они побеждали заикание и формировали боевой характер.
Источник