Задержка в развитии ребенка из за травмы
По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.
За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.
Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.
Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.
Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
- 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
- 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
- 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
- 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
- 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
- 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
- 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.
Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).
В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.
Основные причины задержки речевого и психического развития
Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.
Факторы, провоцирующие ЗПРР:
- Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
- Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
- Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
- Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
- Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
- Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
- Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:
- врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
- эпилепсия и другие психические заболевания;
- ишемия головного мозга;
- гидроцефалия;
- повышенное внутричерепное давление;
- ДЦП;
- опухоль головного мозга;
- патологии сосудов головного мозга;
- лейкодистрофии;
- нарушение ликвородинамики.
Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.
ЗПРР с элементами аутизма
В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.
Аутичные черты в поведении ребенка:
- Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
- Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
- Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
- Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
- Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.
Как лечить ЗПРР
При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.
Основные методы лечения ЗПРР:
Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.
Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.
Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.
Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.
Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.
Дополнительные способы коррекции ЗПРР:
- Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
- Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
- Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.
Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.
Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.
Лечение ЗПРР за границей
Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.
К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.
Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.
Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.
Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.
Где лечить ЗПРР в Москве
В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.
Техники, применяемые в московских медицинских центрах:
- Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
- Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
- Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
- Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).
Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.
Источник
Уважаемые читатели!
В сегодняшней нашей беседе мне хотелось бы продолжить разговор о наших детях, проблемах, возникающих при их развитии. Это и физическое развитие, и интеллектуальное, и эмоциональное. Все это объединено в одно целое — личность ребенка.
Наш Центр специализируется с 1998 года в лечении детей с проблемами развития. Накопленный нами опыт говорит о том, что если вовремя начать лечение, абсолютному большинству детей, которых мы отбираем, можно помочь. Часто родители обращаются к нам со своими проблемами, когда детям уже пять-семь лет и больше. Конечно, в этом возрасте трудно, но возможно помочь. Цель этой статьи — объяснить родителям необходимость раннего лечения.
Чем раньше начата борьба за здоровье ребенка, тем больше шансов помочь. Причин нарушений и задержки в развитии может быть много: это и генетические проблемы, и последствия воспалительных и инфекционных заболеваний, перенесенных матерью ребенка. А иногда это могут быть травмы, которые получила мать во время беременности. Это могут быть интенсивные, тяжелые роды, неправильное положение плода, вакуум, щипцы, ручные пособия во время родов, обвитие пуповиной, кислородное голодание ребенка. А иногда — просто грубые манипуляции врача и акушера.
Причины нарушения развития ребенка
Еще одной причиной нарушения развития ребенка могут быть травмы при падении или ударах. Иногда дети падают со стульчика, коляски, кровати. Ударившись, ребенок немного поплакал и успокоился, синячок или шишка рассосались. А вот последствия могут остаться.
Как же травма может влиять на развитие ребенка?
Дело в том, что наш мозг окружен оболочками. Сам он находится как бы в состоянии невесомости, погруженный в спинномозговую жидкость. Вся эта система защищена костями черепа. Каждая косточка черепа соединена с другой сложными, полуподвижными суставными соединениями из хрящевой ткани, дающей возможность роста черепа. Она же сохраняет краниальный ритм, от которого и зависит очень часто, насколько хорошо будет работать наш мозг. В случаях травм происходит нарушение краниального ритма, а вследствие этого нарушаются обменные (метаболические, электрофизиологические) процессы в мозге. Нарушается равновесие между процессами возбуждения и торможения, что конечно же влияет на развитие ребенка, его интеллектуальные способности.
Каковы же первые симптомы, на которые необходимо обратить внимание родителям?
Дети обычно беспокойны, плачут. Может наблюдаться слюнотечение, косоглазие, повышенный тонус мышц. Ребенок интенсивно крутит головой и руками, нет концентрации внимания, не следит глазами за предметом. Дети поздно начинают садиться, вставать, ходить. Есть проблемы с запоминанием, появляются трудности в общении со сверстниками, замкнутость и раздражительность. Иногда проявляется агрессивность. В таких случаях очень часто, уже с детского сада, врачи могут назначить успокоительные препараты. А если эти препараты действуют на фоне сниженного интеллекта (а у детей-олим присоединяется еще и незнание языка), то это, конечно, влияет на интеллектуальное развитие и дальнейшее продвижение в учебе. Дети попадают в разряд гиперактивных, и этот след тянется за ними на протяжении всей учебы. У таких детей обычно проблемы с обучением, концентрацией внимания, памятью. Речь — больше односложная. Очень часто детей беспокоят головные боли, мигрени, головокружения, непереносимость транспорта, что может остаться на всю жизнь. Сочетание даже двух или трех симптомов уже должно насторожить родителей.
Очень часто родовые травмы черепа могут сочетаться с травмами позвоночника, а это влечет за собой развитие сколиозов, кифозов и других патологий. После прохождения лечения у многих наших пациентов были сняты такие страшные диагнозы, как задержка умственного и физического развития, аутизм, умственное недоразвитие, задержка речевого развития, дислексия, дисграфия, гиперактивность, эпилептический синдром. Такие дети часто конфликтуют, ссорятся с детьми, впадают в истерики. В играх они тоже не преуспевают, так как страдают нарушениями координации движений. Конфликты родителей с такими детьми наступают как следствие невнимательности, забывчивости детей. Их обвиняют в непослушании и неисполнительности. В детском саду жалобы воспитателей те же. Детей наказывают, иногда применяют силу. Все это, накапливаясь, откладывает определенный отпечаток на взаимоотношения с родителями, на характер развития ребенка. В школе ситуация становится и того хуже. У детей с нарушениями внимания и гиперактивностью возникают большие трудности в учебе. Они не способны высидеть весь урок, подвижны, крутятся, находят повод отвлечься, могут вставать и ходить по классу, часто конфликтуют со сверстниками, невнимательны. У них снижена память. Они часто страдают головными болями, быстро устают от занятий, плохо понимают прочитанное. И на этот раз ребенку достается от его преподавателя. Его обвиняют в лени, плохом поведении. Родителей часто вызывают в школу, с вытекающими отсюда последствиями. Конечно, такое развитие событий, несомненно, сказывается на будущем человека. Родители таких детей часто обращаются к врачам, психологам, подвергают ребенка большому количеству обследований и диагностических процедур.
Приведу к примеру случай из практики: у ребенка двух лет отмечалось косоглазие, задержка развития, не мог ровно держать головку, все время лежал, не предпринимая никаких попыток встать или сесть. Был беспокоен и безучастен к окружающему. Лечение фактически не проводилось, так как в «купат-холим» определили состояние, не подлежащее лечению. Наш диагноз — дезорганизация краниального ритма. После нескольких процедур лечения косоглазие исчезло, ребенок стал улыбаться, живо реагировать на окружающий мир, активно жестикулировать. Через три недели он стал ходить. Со временем появилась речь, ребенок стал развиваться нормально.
Можно привести множество примеров исцеления детей, страдавших различными недугами, но причина которых была одна: нарушение краниального ритма.
В своей практике метод краниально-сакральной терапии мы совмещаем с гомеопатией, рефлексотерапией, натуропатией, физиотерапией, логопедией.
В последнее время уже не только родители, но и врачи больничных касс посылают к нам на лечение пациентов.
Нашей целью является добиться, чтобы все дети, которые обратились к нам, стали здоровыми и полностью реабилитировались.
Доктор Лев Левит
2005 г.
Источник