Задержка темпового развития ребенок 2 года

Задержка темпового развития ребенок 2 года thumbnail
Темповая задержка речевого развития

Речь – один из показателей уровня развития ребенка и одно из важнейших условий его благополучной адаптации в детском коллективе и в социуме вообще. Формирование речи находится под контролем врача-педиатра так же, как изменение роста, веса, двигательной активности в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте. Существуют средние нормативные требования к динамике речевого развития до 1 года, до 3 лет, до 6 лет. Если уровень сформированности речевой деятельности малыша не соответствует средним показателям, можно предполагать задержку речевого развития или другое нарушение речи. Одна из разновидностей такого отставания – это темповая задержка речевого развития (ЗРР).

Особенности темповой ЗРР

Задержка речевого развития диагностируется у ребенка, не страдающего органическими поражениями центральной нервной системы, органов слуха или артикуляционного аппарата.

Темповую задержку речевого развития по-другому называют социально-педагогической ЗРР. Причиной отставания в формировании речевых навыков в двух-трехлетнем возрасте в случае темповой ЗРР считают отсутствие у малыша потребности в речевой деятельности.

И родители, и врач при задержке темпов речевого развития видят, что общее развитие дошкольника протекает в соответствии с возрастом:

  • воспринимает и различает звуки окружающей среды (урчание мотора автомобиля, лай собаки, мяуканье кошки, чириканье птички, журчание воды, голоса близких и знакомых людей и др.);
  • хорошо слышит то, что ему говорят взрослые, и понимает их речь, обращенную к нему (поворачивает голову на свое имя, выполняет простые просьбы дать или принести известные предметы, показывает на картинке зверей, игрушки, части тела человека и др.);
  • проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира (показывает на предметы или картинки, о которых хочет узнать, выражает свой вопрос движениями рук или выражением лица);
  • испытывает потребность к общению, берет родственников или других взрослых за руку, пытается подражать звукам окружающего мира, показывает руками на интересующие предметы или картинки.

Однако дошкольнику не хватает так называемого стимула к продуцированию собственной членораздельной речи. Этот стимул носит коммуникативный, социальный характер и выражается в потребности установления речевого общения с ровесниками или взрослыми. О темповой задержке можно говорить в том случае, если к трехлетнему возрасту не сформированы необходимые речевые навыки: продуцирование собственной речи в ответ на обращенную речь, активное использование от 50 до 100 слов, построение связных высказываний (двухсловных предложений).

Причины темповой задержки развития речи

Основные причины темповой ЗРР – это разнообразные факторы, которые оказывают значительное влияние на развитие до 1 года и до 3 лет:

  • различные инфекционные и другие заболевания;
  • снижение иммунных способностей организма;
  • социально-педагогические факторы (условия, в которых растет и воспитывается ребенок от рождения до 3 лет) (таблица).

Социально-педагогические причины задержки темпов речевого развития у детей:

Дефицит внимания

Недостаточность общения со взрослыми (воспитание в интернатном учреждении; родители не разговаривают с ребенком, не слушают его и не стремятся понять)

Гиперопека

Родители окружают малыша заботой и вниманием, реагируют на все его потребности без слов, угождают всем капризам

Завышенные требования

Мама и папа предъявляют к дошкольнику высокие требования, настойчиво побуждают его к речи, что является основой для формирования нежелания говорить, общего негативного отношения к просьбам

Отсутствие примера

Дошкольник не наблюдает и не слышит живого общения взрослых (вместо живого общения предлагается телевизор, компьютерная программа)

Билингвизм

Мама и папа говорят друг с другом на двух языках, поэтому малышу сложно освоить систему обоих или одного из языков

Родителям необходимо знать о социально-педагогических причинах появления темповой задержки речевого развития (ЗРР) и корректировать свое поведение в присутствии сына или дочери и отношение к дошкольнику.

Важно! Диагноз ЗРР ставится не участковым детским врачом, а в результате комплексного обследования логопеда, невролога, психолога и лечащего врача-педиатра.

Диагностика темповой задержки развития речи

Признаки темповой ЗРР можно обнаружить не только в трехлетнем возрасте, некоторые сигналы об отставании в развитии речевых навыков можно отметить и в так называемых «доречевой» период. Например, младенец при темповой задержке начинает лепетать и «гулить» позднее, чем это обычно бывает, к полугоду не реагирует на появление родных, к году не откликается на свое имя, к полутора годам не пробует повторять слоги и слова за окружающими взрослыми, к двум годам не произносит небольших слов, не пытается составить фразу из двух слов.

Читайте также:  Развитие ума у ребенка

В 2 годика у малыша, развивающегося в соответствии с нормой, активный словарный запас уже составляет не менее полусотни слов, а чаще всего равняется сотне слов, которые он не только понимает, но и активно использует. Если речевые навыки дошкольника не соответствуют указанным характеристикам к трехлетнему возрасту, можно предположить наличие темповой задержки, поэтому следует немедленно проконсультироваться у специалистов и начинать коррекционную работу.

В данной ситуации не стоит ждать, что после 3 лет произойдет скачок, нужно немедленно начинать коррекцию темповой задержки развития речи.

Коррекционная работа

Успешность коррекционных мероприятий при темповой ЗРР зависит прежде всего от того, наладилась ли обстановка в семье. Важнейшее значение в преодолении темпового отставания в речевом развитии дошкольника имеет правильное отношение мамы, папы и других близких к маленькому человеку. Их задача – окружить малыша живым общением (а не телегероями), проявлять искренний интерес к нему, говорить с ним об окружающих предметах и явлениях, предлагать книжки, которые ему нравятся, читать вслух, рассказывать сказки и стихи, петь песенки, включать его в диалог с помощью любимых игрушек. Именно обстановка в семье является главным мотиватором и стимулом к тому, чтобы дошкольник с темповой задержкой «заговорил».

При задержке темпов речевого развития (ЗРР) необходима систематическая работа с логопедом, а также полезны другие формы воздействия (арт-терапия, ритмика, дельфинотерапия, общение с животными, например, с лошадьми и др.). Арт-терапия – это использование при темповой задержке с целью стимулирования речевого развития средств различных видов искусства (занятий танцами или гимнастикой, изобразительным искусством, изготовлением скульптурных произведений из различных материалов, слушание музыки или звучащего художественного слова и др.).

Важно! При темповой задержке речевого развития в составе комплекса коррекционных мероприятий врачом-неврологом с целью стимуляции работы головного мозга назначаются физиотерапия, витаминные комплексы и медикаментозное лечение.

У малого количества детей темповая задержка речевого развития исчезает самостоятельно, без какого-либо внешнего воздействия. Иногда это выглядит так, будто ребенок внезапно заговорил, причем не односложно, а небольшими фразами. В большинстве случаев – если вовремя не придать значения задержке темпов речевого развития у детей (ЗРР) и не принимать меры по коррекции этого нарушения, то будут возникать проблемы с общим развитием личности, а небольшое отставание в развитии речи может перерасти в более сложный дефект – задержку психоречевого развития (ЗПРР).

Видео

089

Источник

Живаева Елена Николаевна
Темповая задержка в развитии ребёнка

Темповая задержка развития ребёнка- это отставание в развитии ребёнка от принятых норм, которое можно и нужно преодолевать с помощью фармкоррекции и психолого-педагогической реабилитации. В одном случае развитие ребёнка гармонично, но не соответствует возрасту; а в другом- негармоничное развитие, когда одна из функций (двигательная, речевая или познавательная) отстаёт от других. Это дети с задержкой психического и речевого развития.

Ошибочно полагать, что эти виды задержек возможно определить только лишь к 3-5 годам. Специалист определит задержку в развитии уже после 3 месяцев жизни ребёнка. Множество мам могут сказать, что ПЭП у их детей было, но они их не лечили и никаких страшных последствий у детей не возникло. Такие последствия ПЭП, как гидроцефалия и эпилепсия, встречаются очень редко, а вот дефицит внимания и гиперактивность, стойкие нарушения речи и памяти ребёнка встречаются практически у каждого второго.

Нужно понимать, что наряду с грубыми нарушениями возможно развитие более «тонких» изменений, которые реализуются на уровне межклеточного взаимодействия. Одним из кардинальных клинических признаков, характеризующих отклонения во взаимодействии психики и моторики, являются нарушения формирования целенаправленных движений, которые очень тесно связаны с дальнейшим речевым развитием ребёнка.

Выявление проблем на ранних этапах развития ребёнка в дальнейшем поможет предотвратить серьёзные осложнения.

Публикации по теме:

Что такое мандала и как она помогает в развитии ребёнка?
Мандала Мандала — схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках. Мандала.

Консультация «Роль игры в развитии ребёнка раннего возраста»
Роль игры в развитии ребёнка раннего возраста Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Игра — естественная, важнейшая.

Читайте также:  Средне гармоничное физическое развитие ребенка в 4 года

Консультация для родителей «Зимние виды спорта в развитии ребёнка»
Спорт играет важную роль в жизни ребенка, он не только способствует поддержанию необходимой физической активности и способствует укреплению.

Консультация «Нужна ли детям игра и какова её роль в развитии ребёнка»
Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Консультация «Роль строительной игры в развитии ребёнка»
Конструирование – один из видов детской деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определнный.

Мастер класс «Пальчиковые игры в речевом развитии ребёнка» Видео
Слайд 1 Для начала хочу вам напомнить, что такое мелкая моторика. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями,.

Роль книжки-малышки в речевом развитии ребёнкаРоль книжки-малышки в речевом развитии ребёнка
В современных магазинах можно найти очень много книг, с очень интересными волшебными сказками и увлекательными историями, но книжка, которая.

Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет (семинар-практикум)
«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»(1 слайд (Ю. М) Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения.

Логопедические игры в развитии речи ребёнка
Логопедические игры в развития речи ребёнка Задумывались ли вы когда –нибудь, почему одни дети говорят грамотно и пишут, а другие,хотя.

Роль ролевой игры в развитии ребёнка
Ролевая игра — это игра в кого- то, т. е воспроизведение действий. Ребёнок всегда сопереживает герою роль которого он играет, а потому он.

Источник

Темповая задержка речевого развития (ТЗРР) − явление, требующее комплексной диагностики для постановки диагноза. Многие родители не обращают внимания на лепет ребенка до трех лет. Действительно, все дети разные: одни бессвязно бормочут и долго не выговаривают конкретные звуки, у других речь чистая. Тот факт, что малыш долго молчит, не всегда является патологией, но лучше в этом убедиться, посетив специалиста.

По статистике, отклонение регистрируется у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. ЗРР, или задержка речевого развития, встречается у 3–10% детей. Нарушение затрагивает все компоненты речи: воспроизведение звуков, словарный запас, грамматику фраз и умение связывать слова. Код по МКБ-10 – F 80.

Проявления болезни

Мальчик страдает задержкой речевого развития

Несмотря на рекомендации педиатров наблюдать за развитием ребенка с рождения, это отклонение обнаруживают чаще всего при оформлении в детский сад в возрасте от трех лет. ЗРР выражается в сниженной активности речи по сравнению с нормой при отсутствии нарушений в связочно-мышечном аппарате. Диагноз устанавливается после заключения врачебной комиссии, состоящей из логопеда, психолога и невролога. Основанием для подозрения считается недостаточный, ниже минимального уровня, словарный запас в возрасте до 3-х лет.

Типы отклонения по типу поражения аппарата:

  • Органическая форма возникает в результате перенесенной инфекции при беременности, как осложнение травм и заболеваний, повлекшее за собой поражение нервной ткани головного мозга.
  • Сенсорная вызвана тугоухостью, ребенок не слышит, не воспроизводит речь.
  • Темповая, или социально-педагогическая, означает, что пациент не испытывает необходимости разговаривать по разным причинам.

Нельзя недооценивать важность ЗРР, в последующем она отражается на формировании личности человека. Кроме того, возможна задержка психоречевого развития.

Почему возникает

Само название социально-педагогическое нарушение объясняет этиологию и указывает на факторы, способствующие возникновению патологии. Причины отставания в развитии речи:

  • игнорирование малыша взрослыми, ребенку не с кем разговаривать;
  • гиперопека, при которой не нужно ничего просить, все и так дадут;
  • нездоровая атмосфера внутри семьи, постоянные конфликты родителей;
  • мама и папа общаются на разных языках.

В семьях, где единственный собеседник малыша – телевизор, словарный запас ограничивается фразами из мультфильмов. Чрезмерное сюсюканье также провоцирует негативную реакцию. Насторожить родителей может использование малышом жестов, мимики для получения необходимой информации. Он привлекает к себе внимание различными звуковыми сигналами, может дергать взрослых за одежду для активизации внимания.

Диагностика и симптомы нарушения

Замедление темпа освоения речи

Неразговорчивость может отражать характер ребенка, однако, излишняя пассивность и нежелание участвовать в ролевых играх в возрасте 3-х лет должны послужить поводом для обращения к специалисту. Основные признаки ЗРР – это нежелание ребенка разговаривать при отсутствии патологии со стороны органов и систем, в том числе, при сформированных связках и артикуляционном аппарате.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка в дидактической игре

Важно не путать темповую ЗРР с дизартрией, когда причина патологии в поражении участка головного мозга, отвечающего за формирование речи. Ребенок все понимает, но не может выразить свою мысль.

Методы определения нарушения отличаются в зависимости от возраста:

  • Период до формирования речи (2-8 мес.): обращают внимание на аномалии бормотания, кривляния без звуков, однозвучные возгласы.
  • С 4-х месяцев патологией считается, если ребенок не выражает эмоций на события (во время игры, при уходе мамы).
  • С полугода дети в норме уже различают перемены интонаций, повторяют за взрослыми некоторые слова. При произношении его имени даже шепотом, они реагируют. Могут показать на картинке животное.
  • В 12 месяцев при ЗРР малыш не реагирует на звуки.
  • В 18 месяцев он все еще не справляется с произношением простых слов, но повторяет за другими, при этом темп речи снижен.
  • У 2-х летнего ребенка словарный запас порядка 50-100 фраз. Его речь уже состоит из простых предложений, он понимает, что ему говорят, выполняет просьбы (может принести игрушку, показать картинку).
  • При наличии патологии у трехлетних детей их с трудом понимают даже родные, такова степень нарушений произношения.

Диагноз темповая задержка речи не ставится только на основании этих признаков. Необходимо получить комплексную оценку состояния здоровья ребенка у разных специалистов.

Большое значение в коррекции данного состояния имеет ранняя диагностика. При обращении к врачу после 4-х лет коэффициент успешной терапии составляет лишь 0,5%.

При постановке ЗРР обязательно проводят дифференциальную диагностику с другими патологическими отклонениями речи. Постановка диагноза возможна только после выявления причины и характера нарушений. Среди заболеваний, сопровождающихся задержкой речевого развития, детский аутизм. Первые симптомы возникают в возрасте 2,5-3 лет. Ребенок может повторять фразы, говорить о себе, как о третьем лице. Отмечается также манерность, превышение или снижение порога чувствительности.

Малыш с синдромом Дауна отличается от здоровых детей внешне и имеет врожденные заболевания сердца, в результате умственной отсталости речь формируется медленно. Детский церебральный паралич (ДЦП) также приводит к задержке речевого развития. Чтобы исключить органические заболевания, пациента осматривают узкие специалисты (генетик, сурдолог).

Исправление темповой задержки речи

Терапия отклонения может быть традиционной и альтернативной. Схема лечения включает прием медикаментозных препаратов: витаминов, ноотропов, лекарств для стабилизации процессов нервной системы и нормализации церебрального кровотока. В качестве физиотерапии используют магнито- и электрорефлексотерапию для стимуляции с помощью передачи импульсов участков головного мозга, ответственных за развитие речи. Схема терапии подбирается индивидуально в зависимости от причин, вызвавших отставание от нормы. При социальных причинах стимуляция осуществляется через создание благоприятных для развития условий, подбор материалов для правильной речи и проговаривание всех действий.

Хороших результатов в развитии навыков речи добиваются с помощью рисования, лепки, вышивания. Большую роль в психологической и социальной адаптации играет катание на лошадях, плавание с дельфинами. В зависимости от возраста ребенку подбирают комплекс логопедических занятий для коррекции произношения звуков.

Лепка способствует развитию мелкой моторики

Иногда возможен так называемый «языковой взрыв», когда дети начинают говорить спонтанно и в больших объемах. Отмечается резкое увеличение словарного запаса. Чаще всего это происходит в летнее время года, во время активного роста. Толчком может послужить знакомство со сверстниками, занятия в небольших группах.

Профилактика задержки речи начинается еще в период беременности и заключается в поддержании здоровья будущей мамы и плода, создании оптимальных условий для его развития. В период до 3-х лет необходимо уделять внимание формированию речи ребенка и покупать ему развивающие игрушки, подобранные с учетом возраста. В 2–2,5 года нужно запланировать посещение логопеда.

Успех лечения зависит не только от раннего обращения к специалистам, но и от готовности родителей уделять время ребенку вне лечебного кабинета. Комфортная обстановка в семье является залогом развития здорового психологически и адаптированного к общению в социуме малыша. Чтобы не допустить задержки речи, необходимо больше времени проводить, общаясь с ним и наблюдая за его реакцией.

Источник