Задержка речевого развития у ребенка рецепты
Итак, что же делать родителям, чтобы заниматься с ребенком при отсутствии специализированных детских садов или при отсутствии в них мест, ведь проблемы с речью необходимо решать своевременно? Есть целая группа различного рода упражнений, веселых игр и гимнастики, которые помогают стимулировать речевые навыки и развивают у ребенка речевые функции. Давайте обсудим возможные занятия в домашних условиях.
Ранняя коррекция проблем речи
Чтобы в домашних условиях проводить коррекцию задержки речевого развития, необходимо проводить с малышами особые упражнения, стимулировать речевую активность. Играйте с ребенком в игру «непонималка», делайте вид, что вам непонятно, что от вас добивается малыш. Обычно дети пытаются донести до родителей и родни свои желания и требования жестами, криками и указанием на предметы, при этом нужно выражать искреннее непонимание того, что он от вас хочет, это вынуждает ребенка произнести определенные звуки, чтобы объясниться с вами и уточнить желание. В этом упражнении нужно проявить твердость, дети первое время могут негодовать по поводу непонимания, могут картинно и демонстративно плакать, кричать и топать ногами. Стойте на своем, это нужно самому ребенку – научиться облачать в слова свои желания.
Ежедневно занимайтесь с ребенком артикуляционными упражнениями (гимнастикой), проводя ее через полчаса-час после завтрака. Ее проводят перед зеркалом, начиная с пяти — десяти минут по длительности. Изначально игры начинают с простых упражнений для тренировки языка и губ – улыбок перед зеркалом своему отражению, «блинчики» — круглый и плоский язык нужно класть на нижнюю губу на несколько секунд. Играйте в прятки с губами – сначала прячем нижнюю губу, затем верхнюю, затем обе внутрь рта. Затем создаем «заборчик» — смыкаем зубы, а губы открываем в улыбке или оскале. Затем переходим к более сложным упражнениям – делаем «часики» двигая язычком из стороны в сторону, играем в «лошадку» цокая язычком. Комплексы артикуляционной гимнастики можно поискать в интернете, их достаточно много, упражнения разделяются по степени сложности. Обязательно используйте в комплексе артикуляционной гимнастики кукол, мягкие и пальчиковые игрушки, плюшевых друзей малыша.
Не стоит забывать и о параллельном развитии общей моторики и психо-эмоционального развития – нужно ходить с предметами и без предметов, играя в мишку косолапого, лисичку или зайчика, делать упражнения на координацию и ловкость – ходить по линеечке, на носочках, на пяточках, перешагивать через лавочку, прыгать, приседать, катать мячики через полосу препятствий. Отлично помогают в этом музыкальные занятия по Железновым, где требуется под песенки повторять определенные действия, мы используем подобные в своем детском садике, они нравятся детям, они быстро запоминают движения и сами повторяют все упражнения одно за одним.
Параллельно с артикуляционными упражнениями, когда вы их уже отработали и малыш хорошо их начал воспроизводить, стоит применять дополнительно и дыхательные упражнения. К ним относят упражнения – «дуем на водичку» чтобы появилась рябь на поверхности, «сдуваем дождик» — делаем из елочного дождика метелочку и раздуваем ее с малышом. Нарежьте небольшие листочки из бумаги и играйте в осень, сдувая листочки с поверхности стола, «гейзер» — налейте в стаканчик воды и добавьте немного мыла, дайте малышу соломинку и пусть он выдувает на поверхности воды пузырьки и пену. Не забывайте развивать у малыша внимание, включая в цикл занятий игры и задания на развитие внимания – «повторяй за мной», «что исчезло со стола», «куда убежала лисичка», и многие другие. Эти занятия проводят плавную коррекцию общей и мелкой моторики ребенка, развивают артикуляционный аппарат, помогают тренировать память и дыхательную систему. За счет комплексного воздействия эти упражнения помогают в улучшении работы двигательных и чувствительных центров головного мозга у детей, что будет крайне важным в формировании полноценной и правильной речи у детей.
Нужно отрабатывать звуки
Ребенка окружает множество звуков, и необходимо учить малыша имитации этих звуков. Учите ребенка обращать внимание на речевые и неречевые звуки, попробуйте начать с различения этих звуков – слушайте звуки природы, птиц и животных, как работает бытовая техника, музыкальные игрушки, инструменты. Затем просите малыша закрывать глаза и угадывать с закрытыми глазами, что за звуки он слышит. Следующим этапом нужно воспроизвести этот звук, так как у него получится. Нужно учить малыша звукоподражанию – как говорит кошка, собака, едет машина, папа стучит молоточком. Обязательно говорите с ребенком обычной речью, не повышая интонаций и не сюсюкая, ребенок должен слышать вокруг себя правильную речь и правильные тембры голосов. Уточняйте с малышом произношение гласных букв, пойте гласные и произносите с ними простые согласные звуки. При отработке звуков родителям необходимо соблюдать физиологическую последовательность в отработке звуков – учитывая их нормальное формирование в речевом развитии без дефектов. Вначале начинают отрабатываться все гласные звуки в речи, заем требуется отработка звуков[д],[д’],[б],[б’],[м],[м’],[п],[п’]. Только после полноценной отработки этих согласных звуков необходимо будет работать над шипящими [ж],[щ],[ш],[ч], или над сонорами [р],[р’] и [л],[л’]. Если у ребенка имеется задержка речевого развития, эти звуки будут появляться в лучшем случае к пяти-шести годам жизни, и только после выполнения и отработки особенных артикуляционных упражнений. Конечно, в идеале с детьми, которые имеют выраженные дефекты в речи и произношении этих звуков, должен отрабатывать эти звуки логопед.
Игры на прогулках и дома
На прогулке или дома, занимаясь привычными вам делами или играми, также можно отрабатывать речевые навыки, и начать можно с совсем простых заданий – вызывайте у ребенка простые звуки, звукоподражания и слова. Можно спрашивать у ребенка – «покажи, как поют птички», «как воет ветер», «как говорят животные» и перечислять их. Также можно спрашивать у детей – «назови, кто это?», «скажи, что это?», звукоподражания – это самые простые из заданий, надо стимулировать ребенка к произнесению сначала усеченных, а потом и полных форм слов. Обязательно нужно хвалить ребенка за правильные ответы или даже их подобия и четко и внятно произносить правильный ответ самому. Если малыш хотя бы немного говорит, хотя бы отдельные слова и звуки, можно пробовать с ним проведение игры «эхо». Эта игра предполагает возможность ребенком заканчивать фразы или повторять их. Проще всего брать фразы из детских стишков, чтобы вы начинали фразу, а малыш ее заканчивал, либо чтобы вы говорили, а малыш ее повторял. Например, «зайку бросила….(малыш говорит — хозяйка), под дождем остался…. (зайка)».
Элементы предметно-практической и игровой деятельности
Ребенку нужно активно знакомиться с окружающим миром – наблюдать за насекомыми и трогать их, поднимать с земли листья и палочки, изучать окружающую природу и слушать ее звуки. Все это будет помогать в обогащении пассивного и активного словаря ребенка, при условии того, что все что трогает, рассматривает или изучает малыш, взрослый называет своим «именем», обращает в слова. При наблюдениях за живой природой ребенку придется волей неволей отождествлять со словами свои действия, составлять простые предложения, пытаться назвать вещи своими словами, составлять простые предложения. По возвращении домой попытайтесь нарисовать то, что вы видели, составьте короткий рассказик об увиденном, пусть ребенок примет самое активное участие в описании предметов и всего им увиденного и потроганного.
Нужно начинать и работу над построением фраз, проводимую по определенным этапам. Так, нужно вводить в речь ребенка предлоги «под», «из» или «в», но как это можно сделать просто? Для этого нужно взять обычный песок в песочнице и обычную воду в тазике. Теперь предлагайте малышу прятать игрушки в песочке или в водичке, вынимать игрушки из песка или воды, при этом проговаривайте просьбу и делайте акцент на предлогах голосом. Пусть ребенок проводит свои действия и сопровождает словами и предложениями – «я достал, я спрятал, я похлопал по песочку». Потом задавайте вопросы малышу – откуда ты доставал игрушки, куда ты положил формочку, что будет вынуждать использование при ответах различные речевые формы.
Игры с песком вообще помогают детям с проблемным речевым развитием: можно играть в игру «большой — маленький», с рисованием на песке маленьких и больших фигур, а малыш их называет и сравнивает, показывает и называет. Нужно вводить в такие игры уменьшительно-ласкательные формы речи «собака и собачка», «кошка и кошечка», дерево и деревце. Эти игры крайне положительно сказываются на развитии речи малыша и его развитии. Когда вы проводите занятия, чаще всего обращайтесь к вещам и объектам, которые окружают ребенка в быту. Спрашиваете ребенка о простых вещах, побуждая его отвечать – какую пользу приносят животные, как они кушают, пьют и как себя ведут. Можно играть в кукольный театр, проводить массаж биологически активных точек и говорить и говорить с малышом.
О речи ребенка — почему могут быть задержки?
Формирование речи ребенка — как помочь?
ЗРР — в чем она проявляется?
Источник
Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.
Общие сведения
Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.
Задержка речевого развития
Причины ЗРР
Органические причины
Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:
- Минимальная мозговая дисфункция. Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
- Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
- Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
- Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.
Социальные причины
Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.
С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.
Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.
Патогенез
В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.
Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельности может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.
Развитие речи в норме
Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.
Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:
- гуления (с 2-3 мес.);
- лепета (с 5-6 мес.);
- лепетных слов (с 8-10 мес.);
- первых слов (в 10-12 мес.).
В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).
Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.
Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.
В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.
Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.
Симптомы ЗРР
Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:
- аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
- отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
- неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
- невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
- отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
- неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
- полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
- преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.
Диагностика
Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.
- Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
- Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
- Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.
Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.
Коррекционно-развивающая работа при ЗРР
Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.
Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.
Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.
Прогноз и профилактика
Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.
Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.
Источник