Задержка речевого развития у ребенка 5 лет что делать
Существуют определенные нормы речевого развития детей. Обычно речь проявляется активнее всего начиная с первого года жизни. Уже к 5 годам дети хорошо осваиваются с использованием родного языка: могут складывать предложения, составить рассказ, поддержать беседу. Конечно, кто-то начинает говорить раньше, у кого-то речь богаче. Главное, чтобы отличия от нормы были минимальными.
Если же в 4-5 лет ребенок еще не говорит или использует только звуки и простые слова, то это серьезная задержка развития. Может быть и так, что кроха развивался нормальными темпами, а потом что-то стало мешать ему. Проблема может быть как физиологического характера, так и психологического. В любом случае необходимо лечение, ведь задержка речевого развития может стать преградой для дальнейшей учебы.
Часто отставание проявляется у детей, которые перенесли психологическую травму. Тут нужно вовремя начать работать с психологом. Родители тоже должны принимать участие в процессе лечения – тогда результатов добиться будет легче.
Нормальное развитие речи у детей
Дети учатся говорить совершенно потрясающим образом. Задумайтесь: вам никто не объяснял правил родного языка – вас немного поправляли, но никто не учил говорить. За первые 3 года ребенок делает огромный скачок в развитии речи: от криков и звуков до полноценных предложений, связанного рассказа. В норме процесс протекает примерно так:
- в 1 годик малыш знает около 10-15 простых слов;
- к 2 годам знает уже 50-100 слов, умеет задавать вопросы, менять интонацию;
- к 2,5 годам запас расширяется еще на 50-70 слов, кроха постоянно лепечет;
- в 3 года малыш уже может составить связный рассказ, он подражает манере говорить одного из родителей;
- к 5 годам ребенок может планировать, используя будущее время. Теперь он учит и рассказывает стишки, может даже начать изучение другого иностранного языка. В этом возрасте у детей большая потребность разговаривать.
У кого-то все это происходит чуть раньше, у кого-то позже. Обычно девочки начинают говорить раньше мальчиков. Развитие ребенка всегда индивидуальный процесс. Небольшое отставание не страшно, но если ребенок не начал говорить к 2 годам или к 3 не может строить предложения, то это уже повод для беспокойства. Вам нужно обратиться к специалисту, который определит, что именно пошло не так.
Причины ЗРР
Специалисты выделяют 2 группы причин, по которым могла произойти задержка речевого развития:
- физиологические отклонения, заболевания;
- психологические проблемы.
Если причина в заболевании или физиологии, то все понятно. Ребенку нужно лечение, а возможно, и операция. Основные причины:
- недоразвитость нёба, горла;
- проблемы со слухом;
- неврологические проблемы;
- врожденные или приобретенные поражения головного мозга;
- заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм.
Если же ребенок здоров, но не говорит в 3 или 5 лет, тут уже причина в чем-то другом.
Очень важно, чтобы родители уделяли ребенку внимание, разговаривали с ним. Тогда у него существует нормальная потребность в коммуникации посредством устной речи, и он будет развивать свою речь, чтобы удовлетворить эту потребность. Если же у родителей нет времени или желания разговаривать с ним, читать ему вслух, петь, то малышу попросту незачем учиться говорить.
Задержка речевого развития может происходить из-за того, что ребенок переживает психологический дискомфорт. Например, видит постоянные ссоры родителей, драки, применение силы. Гораздо страшнее, если эта агрессия направлена на него. Тогда ребенок может глубоко уйти в себя, замкнуться. В этом случае ему необходима помощь психолога и дефектолога.
Также важна роль телевизора. Например, вы хотите занять малыша и включаете ему мультфильмы, причем поступаете так регулярно. Это приводит к тому, что у ребенка развивается активное слушание, но не речь. Он не видит необходимости говорить, ведь телевизор его не слышит, не отвечает. Сейчас появляется много детских программ, которые направлены на общение с ребенком. Герой задает вопрос, обращаясь непосредственно к малышам, а у них есть возможность ответить. Это хорошо, но все же нормального живого общения ничто не заменит.
Общение с другими детьми очень важно. Они могут играть вместе, бегать, знакомиться — все это важная часть речевого развития. Они учатся друг у друга, перенимают слова, жесты, учатся распознавать звуки.
Виды
Задержка речевого развития не означает, что ребенок молчит. Он может говорить, строить фразы, произносить слова – только не в то время, когда этого требует график развития. Например, в 2 года нужно уже знать от 50 до 100 слов, строить простые предложения, но малыш начал делать это только в 5-6 лет. Или же в 5 лет еще не говорит, а только произносит звуки, указывает пальчиком, дергает за руку, чтобы обратить внимание на себя. Выделяются некоторые типы данного расстройства:
- проблемы с артикуляцией речи;
- ребенок говорит хорошо, но очень мало, практически все время молчит;
- со слухом все хорошо, но вашу речь он не понимает, как итог — и сам не говорит;
- разные комбинации указанных расстройств.
Все это тоже относится к проблеме задержки речевого развития. Особенно тяжело работать с детьми, которых привели только через 1-2 года после возникновения проблемы.
Как определить, что у ребенка задержка речевого развития?
Вам нужно следить за графиком развития ребенка. Есть некоторые моменты, которые необходимо контролировать:
- в 1,5 года кроха не может говорить даже простые слова;
- 2,5 года: не может построить предложение, использует лишь по 1-2 слова;
- к 3 годам речь невнятная, непонятная. Кроме обычных слов, периодически использует выдуманные или просто набор букв;
- в 5 лет ребенок не говорит или же его речь примитивная, на уровне 1-2 лет.
Лучше обратиться к специалисту при первых признаках проблемы, особенно если развитие шло нормально, а потом вдруг остановилось. У некоторых детей до 2-3 лет все соответствует норме, но дальше они перестают улучшать речь, так как отсутствует потребность развиваться. Это опасное состояние, которое необходимо контролировать и лечить.
Вам поможет специалист
От ребенка 4-5 лет логопед хочет услышать связный рассказ. Сейчас кроха должен использовать все части речи (кроме сложных: деепричастий, причастий).
Если есть проблемы в этом возрасте, то необходимы занятия с логопедом или дефектологом. Важно не упустить время.
Сейчас еще можно исправить многие дефекты и нивелировать задержку, но потом будет гораздо тяжелее, если вообще что-то получится. Кроме того, не забывайте: с диагнозом «задержка речевого развития» малыша не возьмут в школу. Или же порекомендуют специальную школу коррекционного типа.
Часто бывает так, что о задержке стало известно еще в 2-3 годика. Нужно начинать работу со специалистом. Многие логопеды советуют на первых порах просто больше времени уделять общению – так дефект может пройти сам собой. Тогда на новом приеме в 4 года диагноз снимается. Или же, при необходимости, начинается более серьезное лечение.
Если до 5 лет развитие речи шло нормально, а потом прекратилось, скорее всего, имеет место причина психологического характера. У детей тоже могут быть стрессы и депрессивные периоды. Обратите внимание на то, как ведет себя малыш:
Он радостный, довольный?
У него есть любимые игрушки, игры?
Он общается с другими детьми, играет с ними?
Вы проводите с ним достаточно времени, разговариваете, читаете вслух?
Он проявляет интерес к творчеству, у него есть хобби?
Если на большинство вопросов вы ответили «нет», значит, причина кроется в этом. Малыш находится в состоянии психического дискомфорта и от этого замыкается в себе. Проблема не в речи, а в его состоянии, которое мешает нормальному развитию.
Терапия и лечение
Любая задержка речевого развития должна быть взята под контроль, и чем раньше, тем лучше. Это не просто терапия у врача 1 или 2 часа в неделю, а целый комплекс занятий. У детей должно быть достаточно практики – только тогда они начинают говорить правильно.
Первое, что вам нужно сделать, это проконсультироваться с врачом. Он даст вам направления на исследования физического и психологического состояния малыша. Дальше следуйте советам лечащего врача и соблюдайте все необходимые требования.
Лекарственная терапия
Обычно детям 5 лет с задержкой речи прописывают стимулирующие препараты для мозга. Они активизируют деятельность нейронов, стимулируют речевой центр мозга. Принимать их необходимо по особой схеме, которая индивидуальна для каждого ребенка. Кроме того, может потребоваться какая-то иная терапия на усмотрение врача. Когда, если имеет место психологическое расстройства, лекарственная терапия необходимо.
Нужно понимать, что только от лекарств малыш не заговорит. Это лишь одна часть комплекса необходимых процедур. Но лекарственные препараты могут быть очень эффективны как помощь мозгу. Часто после начала приема процесс работы с малышом идет быстрее.
Современные виды лечения
Речь идет про детей 5 лет. Для них самый понятный вид общения и деятельности — игра, поэтому все методы лечения должны быть занимательными, игровыми. Так стимулируется потребность выражать свои чувства. У ребенка 5 лет эмоции обычно уже хорошо развиты. Врачи стараются использовать такие техники, которые стимулируют детские эмоции. Тогда появляется необходимость поделиться своим удивлением или радостью, а значит, развивается речь.
Способы лечения подбираются индивидуально. Хорошо работает – занятия в океанариуме с дельфинами. Они очень быстро находят общий язык с ребенком. К тому же в воде малыш расслабляется – проходят тревоги, нервозность. Вместе с дельфином можно учиться, общаться. Работать должен квалифицированный специалист по дельфинотерапии. Попробуйте – это отличный метод, который подходит большинству детишек.
Иппотератипия — занятия с лошадьми. Эти животные тоже хорошо влияют на ребенка. Обычно уже после нескольких недель терапии появляются первые результаты. Многие специалисты говорят, что такие решения для детей самые простые, хотя подбираются индивидуально.
Помощь корректолога
Если у ребенка есть проблемы психического развития, которые связаны с отставанием в развитии речи, работать с ним должен корректолог. Он занимается целым комплексом проблем, в том числе выясняет, нет ли у малыша отставания в психическом или умственном развитии.
После таких занятий повышается концентрация внимания, улучшается память. Специалист показывает малышу, как сосредоточиться, что нужно для этого делать. Бывает, что для детей 5 лет это и есть так необходимая информация, которую недодали родители.
Работа с психологом
Может быть так, что некая психологическая травма не дает малышу начать нормально разговаривать. Если появились очень заметные дефекты речевого развития, а физиологических причин этому нет, стоит отвести малыша к детскому психологу. Обычно 2-3 занятий хватает, чтобы специалист дал свое заключение. Возможно, потребуется долгая работа с профессионалом, если:
- малыш пережил насилие;
- есть психотравмы (оказался в автокатастрофе или зоне военных действий, потерял родителей, видел какие-то проявления жестокости, подвергался избиениям, унижениям);
- родители ограничивают его активность, постоянно наказывают;
- ребенок не получает должного внимания, часто и надолго остается один дома в 4-5 лет.
Это лишь некоторые примеры травмирующих ситуаций. Главное понять, есть ли такие ситуации в его жизни или нет. Родители тоже должны пройти беседу с психологом. Задержка речевого развития может быть следствием сильного испуга ребенка: он пережил что-то, чего не может понять, объяснить. Нормальная реакция детской психики — замкнуться, забыть, не говорить об этом.
Массаж
Если есть проблемы с артикуляцией, то назначается массаж шейного отдела. Так стимулируются голосовые связки, горло. Часто массаж дает положительные результаты, но использовать только массаж без других мер не имеет смысла.
Занятия дома с малышом
Любая терапия поможет только в том случае, если родители принимают активное участие в работе. Дома нужно усиленно стимулировать речь. Как это сделать:
- просто говорите с малышом;
- вместе разучивайте стихи, песенки;
- задавайте ему вопросы;
- не реагируйте, если кроха произносит лишь звуки, а не слова;
- проговаривайте названия предметов, описывайте свои действия;
- просите его рассказать о том, как прошел день, что он делал;
- задавайте наводящие вопросы (какого цвета были листья на деревьях, что он кушал на обед, о чем был мультик…);
- старайтесь как можно дольше вести с ним диалог, даже если он будет отвечать односложно, лишь «да» или «нет».
Это отличная возможность:
- показать малышу, как правильно строить предложение;
- научить использовать все части речи;
- обогатить его словарный запас;
- «вытянуть» его из состояния погружения в себя.
Если родители не будут помогать терапии, эффекта придется ждать дольше. Если же работать активно, то в 5 лет можно снять задержку речевого развития, и это позволит малышу пойти в обычную школу.
Источник
Умение выражать свои мысли словами – это абсолютно естественный навык, которым каждый человек должен овладеть к времени своего взросления. Навыки речевого изложения закладываются в детстве, и, при гармоничном и правильном развитии, к пяти годам человек уже достаточно хорошо владеет родным языком: он имеет определенный уровень словарного запаса, интуитивно знает, как правильно составлять предложения, умеет задавать вопросы и т. д.
К сожалению, есть печальная тенденция, согласно которой около 20 % детей уже в 5 лет страдают задержкой речевого развития (ЗРР). Степень отклонения бывает разной – ребенок может не говорить совсем к этому возрасту или пытаться выразить свои мысли, но не произносить четко звуки, или же использовать только самые простые слова. В этой статье мы подробно расскажем о ЗРР – почему она возникает, как ее определить и, что самое главное, – как с ней бороться?
Причины возникновения
Общая характеристика разделяет причины задержки речевого развития у детей 5 лет на два основных вида нарушения речи – физиологические и психологические. Некоторые негативные факторы дети наследуют с рождения, некоторые приобретаются, а иногда и родители, сами того не понимая, тормозят гармоничное развитие своего ребенка. Ниже мы более подробно разберем причины, из-за которых к пяти годам может еще не сформироваться речевой навык.
Физиологические
Физиологические причины отклонения в развитии речи обусловлены тем, что тело просто не позволяет ребенку освоить навык словесного выражения своих мыслей. Чаще всего отклонения в речевом развитии у детей дошкольного возраста возникают из-за следующих заболеваний:
- патологии головного мозга (могут быть как врожденными, так и полученными вследствие травмы головы);
- задержки общего развития: ДЦП, аутизм, синдром Дауна;
- неврологические отклонения.
Также к этому виду причин относится физическая недоразвитость органов слуха и речевого аппарата (неба, зыка, губ). Для того чтобы преодолеть задержку в развитии и прийти к гармоничному росту тела и личности, для устранения физиологических причин отклонения обязательно понадобится медицинское вмешательство (а возможно, и операция).
Психологические
Психологические факторы, провоцирующие задержку в речевом развитии в 5 лет, не имеют в своей основе физических препятствий, а ставят внутренний блок, не позволяющий ребенку свободно выражать свои мысли и чувства.
Самая частая психологическая причина задержки развития – это неправильное поведение родителей в воспитании ребенка. Негативное влияние на речевое самовыражение имеют следующие модели поведения:
- отсутствие у родителей интереса к детским мыслям;
- постоянные упреки родителей ребенка в том, что тот говорит ерунду (или же говорит несвязно, если ему еще не дается четкая артикуляция);
- отсутствие нормальной коммуникации со взрослыми (если старшие мало разговаривают с ребенком, не читают ему книг, не поют песен, не играют с ним);
- насилие со стороны родителей;
- подмена родителями приоритетов в детском развитии (когда родители предпочитают постоянно включать детям обучающие (и не только) мультфильмы, при этом совершенно не уделяя им внимание).
Если причиной ЗРР стала одна из вышеназванных, то для ее устранения обязательно следует обратиться к психологу. Только грамотный, квалифицированный врач может верно выявить все внутренние блоки и помочь их правильно преодолеть.
Симптомы
Обеспокоенные родители часто задаются вопросом: «А как определить, что у моего ребенка образовалось отклонение в речевом развитии?»
Четкого способа в данном случае нет: диагностировать задержку в развитии может только грамотный врач, рассматривая каждый случай индивидуально.
Однако ниже предлагаются к ознакомлению рекомендации, согласно которым удастся определить возможную задержку в речевом развитии у детей до 5 лет. Они носят общий характер и отражают основные моменты в нормальном освоении речевого навыка. К определенному возрасту должны быть полностью освоены следующие навыки:
- к полутора годам – произносить самые простые слова (чаще всего это слова из двух созвучных слогов, такие, как «рама», «мама» и т. д.);
- к двум с половиной годам – строить простейшие конструкции и предложения, уметь использовать сразу несколько слов в нужной форме и контексте для выражения своих мыслей;
- к трем годам – внятно произносить звуки и слова, почти полностью исключить из своей речи самостоятельно придуманные, несуществующие слова или наборы букв;
- к пяти годам – самостоятельно строить сложные предложения, уметь четко формулировать свои мысли и желания, задавать вопросы, выражать согласие или несогласие и т. д.
Если на каком-либо из этих этапов уровень развития ребенка не соответствует требуемым нормам, то, возможно, присутствует риск ЗРР. На ранних стадиях, пока задержка не прогрессирует, ее легко преодолеть, но, чем сильнее «запускать» ситуацию, тем более сильное вмешательство потребуется в дальнейшем.
Лечение ЗРР
Если при обращении к врачу тот диагностировал у ребенка в 5 лет задержку речевого развития, то начинать лечение следует как можно скорее, иначе в дальнейшем малышу будет очень трудно реализовать себя в социуме. В зависимости от того, то стало причиной ЗРР, будет назначен соответствующий курс лечения, целью которого является преодоление пропасти между уровнями навыков у ребенка с отклонениями и другими детьми. Часто используемые методы:
- развивающие занятия у логопеда;
- артикуляционная гимнастика (активная или пассивная, в зависимости от степени развития губ и языка);
- применение стимулирующих мозговую деятельность медицинских препаратов;
- игровая форма обучения;
- индивидуальная и групповая психологическая терапия.
Профилактика
Разумеется, есть некоторые врожденные патологии (ринолалия), из-за которых в 5 лет формируется задержка речевого развития. Повлиять на их проявление никак нельзя, поэтому профилактика может быть полезной только в случае с приобретенными причинами (как правило, таковыми являются психологические). Кроме того, для поддержания гармоничного развития личности ребенка с ним необходимо регулярно посещать сеансы с детским или семейным психологом.
Способы профилактики задержки речевого развития у дошкольников, рекомендуемые психологами:
- Как можно больше общения со сверстниками: ребенку необходимо постоянно находиться в социуме (посещать детский сад, групповые секции, участвовать в мероприятиях).
- Родителям необходимо регулярно заниматься и разговаривать с ребенком, ведь именно с ними малыш захочет поделиться своими мыслями в первую очередь.
- Родители должны способствовать всестороннему развитию личности маленького человека: пробуждать его интерес ко всему окружающему, задавать ему наводящие вопросы, выбирать наиболее приоритетные направления обучения.
- Ребенку очень полезно заниматься в творческих кружках, в зависимости от интереса, это может быть музыкальная школа, арт-студия или рукоделие. Занимаясь своим хобби, ему захочется как можно больше поделиться своими впечатлениями и задумками с окружающими, что, в свою очередь, будет способствовать развитию у него навыков полноценной речи.
Источник