Задержка развития ребенка социализация
РМО учителей географии
Тема:
«Социализация
детей с задержкой
психического
развития»
Подготовила учитель географии
МБОУ «Удаченская ООШ
МО «Ахтубинский район»
Дашкова Л.А.
2016 – 2017 учебный год
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление. По мнению Л.С. Выготского, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, личностного развития. Особое место среди школьников с нарушениями развития занимает задержка психического развития (ЗПР). Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно. Психологи, медики, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении. Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми — их социализация. Ребенок с ЗПР с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми. Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками, приобретает особую значимость. Задержка психического развития в значительной мере связана с социальным фактором и зачастую временна (имеет место тенденция в сторону полной реабилитации). Темп и качество реабилитации во многом зависит от внешних факторов, в частности, от влияния общества. Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории. Дети с ЗПР могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений. Пребывание в них ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что, в последствие, нарушает социальную адаптацию и реабилитацию.
Социализация ребенка — процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни. Школьный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Р.Д. Тригер, рассматривая психологические особенности социализации детей с ЗПР, определяет детей данной категории как неимеющих нарушений отдельных анализаторов и не являющихся умственно отсталыми, но отличающихся от других детей тем, что испытывают трудности при обучении по общеобразовательным программам. Анализируя особенности психического развития рассматриваемой категории детей, можно сделать следующий вывод: задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Основываясь на теории игры Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина, применение игры как терапевтического средства признается отечественными психологами. С этой целью активно внедряются упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, рассказы, беседы, игры и этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, речи и др. Психологическая реабилитация рассматривается как система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний, а также процесс, направленный на адаптацию личности ребенка к определенным социальным условиям. Вся работа по социальному развитию нацелена на формирование у детей с ЗПР навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире. Для этого необходимо создание специальных педагогических условий в семье и образовательных учреждениях. Где, как не в школе, дети готовятся к самостоятельной жизни? В школе должна быть разработана модель социализации воспитанника, которая должна охватывать все стороны адаптации и показывать, насколько они готовы к этой жизни, их умение ориентироваться в мире профессий.
Целью учебного процесса в школе становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей обучающихся, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности. Для достижения вышеперечисленных целей, в школе применяются новые педагогические технологии, основанные на том, что ученик становится активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса. Под «интегрированным обучением и воспитанием» в специальной педагогике понимают обучение и воспитание детей с отклонениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования [1, с. 97]. Д.В. Зайцев подчеркивает, что стратегия и тактика интегрированного образования детей с ограниченными возможностями требуют создания специфической интегративной образовательной среды, которая понимается как совокуп-ность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе взаимодействия [2, с. 164]. В системе специального образования под «интегрированной образовательной средой» мы понимаем специально организованную среду, которая моделируется педагогом с учетом особых потребностей детей с ОВЗ в социализации и интеграции в общество [1, с. 111]. Важным для педагогов школы является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе. Уроки должны проводиться методически грамотно и профессионально, с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности. Особое место отводится коррекционно-развивающим урокам: социально-бытовая ориентировка, развитие психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, логопедия, ритмика, лечебно-физическая культура. Развитие и коррекция высших психических функций — одно из составляющих успешности восприятия учебного материала и социализации учащихся.
В ОУ должно быть организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся. Сопровождение дает возможность увидеть как положительные, так и отрицательные моменты развития учащихся. С учетом этих данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно – развивающая работа. Ребенок, поступивший в школу, не умеющий писать и читать, выходит из стен школы с начальными профессиональными навыками.
Одно из основных направлений адаптации – трудовое, которое реализуется через различные мероприятия. Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой — это профориентационная работа и трудоустройство выпускников. Необходимо проводить мониторинг качества знаний, который отслеживает использование учащимися знаний в самостоятельной практической деятельности. Дополнительное образование создает условия и предоставляет возможность каждому ребенку выбор кружка в зависимости своего индивидуального пути. Важное значение для адаптации детей с ЗПР имеет спортивно-оздоровительная работа, которая должна включать в себя проведение недель здоровья и спорта, ежедневные спортивные часы, весёлые старты, игры, направленные на привитие учащимся культуры здорового образа жизни. Физическое направление социальной реабилитации позволит повысить физическую тренированность и активность. Они важны в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, так как им предстоит в дальнейшем заниматься преимущественно физическим трудом.
Таким образом, социализация детей с ЗПР предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения. При любых организационных формах обучения для детей с ЗПР должны быть созданы специализированные условия получения общего образования, трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме. Работа, систематически проводимая в этом направлении, принесет положительные результаты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ковалева А.С. Технология создания толерантной образовательной среды [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / А.С. Ковалева. – Барнаул: АлтГПУ, 2015. – 155 с.
2. Шептенко П.А. Социально-педагогическая деятельность: проблемно-ориентированный подход: Коллективная монография [Текст] / П.А. Шептенко, Л.Н. Гиенко, А.С. Ковалева, Е.Н. Дронова; под ред. П.А. Шептенко. – Барнаул: АлтГПА, 2013. – 223 с.
3. Богданова В.В. Социализация детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников [Электронный ресурс] // ИНФОУРОК: https://infourok.ru/socializaciya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-sredu-normalno-razvivayuschihsya-sverstnikov-943474.html (дата обращения: 17.04.2017).
Источник
Социализация детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников в группах подготовки к школе.
Сапронова Т.И.
(ГОУ ТОЦ ДиК «ПОМОЩЬ»)
Актуальность проблемы социализации детей с ЗПР. Психологические особенности социализации детей с ЗПР.Реализация программы по подготовке детей к школе.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным .
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками [4,72].
М.А.Галагузова определяет процесс социализации ребенка как процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения) [2].
Рассуждая о процессе социализации, Н.Ф.Голованова предлагает рассматривать социализацию как педагогическую проблему [3, 22]. Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:
— коммуникативный компонент – овладение языком и речью;
— познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности;
-поведенческий компонент – усвоение индивидуумом модели поведения;
— ценностный компонент – отношение индивидуума к ценностям общества [3, 145].
Чтобы ребенок стал полноправным членом такого института социализации как детский сад, а потом и школа, необходимо работать над качеством его социальной адаптации.
Адаптация к социуму требует от ребенка подчинения своих индивидуальных желаний нормам и запретам образовательного учреждения.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что процесс социализации предполагает реализацию комплексного подхода, предполагающего взаимосвязь многих структурных компонентов, среди которых присутствуют:
— сохранение семейных ценностей и установок;
— создание условий для успешной адаптации ребенка к социальному миру;
— организация разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.
Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.
По мнению Л.С.Выготского, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития, нарушает «нормальное врастание ребенка в культуру».
По данным Министерства образования и науки РФ, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации в силу имеющихся нарушений в развитии. Особое место среди дошкольников с нарушениями развития занимает задержка психического развития (ЗПР). [ 6] Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно. Психологи, медики, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия — отчуждением, избеганием или конфликтом (В. В. Ковалев, И. А. Коробейников, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Л. М. Шипицина и др.). Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми — их социализация. [27, 9] Ребенок с ЗПР с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми [7, 16].
Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.
Задержка психического развития в значительной мере связана с социальным фактором и зачастую временна (имеет место тенденция в сторону полной реабилитации). Темп и качество реабилитации во многом зависит от внешних факторов, в частности, от влияния общества. Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории. Дети с ЗПР могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений. Пребывание в них ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что, в последствие, нарушает социальную адаптацию и реабилитацию.
Большинство ученых и практиков признает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить их социальную адаптацию в условиях интеграции.
В наше время понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации. [12, 205]
Р.Д.Тригер, рассматривая психологические особенности социализации детей с ЗПР, определяет детей данной категории как не имеющих нарушений отдельных анализаторов и не являющихся умственно отсталыми, но отличающихся от других детей тем, что испытывают трудности при обучении по общеобразовательным программам. [11, 7]
Рассматривая клинический аспект, Н.Ю.Борякова отмечает следующие характеристики детей с ЗПР:
— незрелость сложность форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств;
-эмоционально-волевая незрелость, выраженная в несамостоятельности, повышенной внушаемости, беспечности, преобладании игровых интересов;
— недоразвитие межличностных компонентов;
— низкая устойчивость нервной системы к умственным и физическим нагрузкам;
— неустойчивость эмоционального тонуса, характеризующегося резкой сменой настроения, плаксивостью, склонностью к апатии;
— хорошая механическая память, многоречивость, склонность к рассуждениям, ошибочно принимаемым как развитость;
— гипердинамический синдром, выраженный в общей двигательной расторможенности, повышенной возбудимости, импульсивностью поступков.
Психолого-педагогический аспект характеризуется:
— нарушением общей и тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация);
— нарушения в развитии высших психических функций: памяти, внимания, мышления и т.д.;
— общее недоразвитие речи – дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия, грамматического строя речи, ограниченный словарный запас;
— низкое развитие игровой деятельности;
— несформированы все структурные компоненты учебной деятельности.
Психологи, медики, изучающие детей с ЗПР, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждение, избеганием или конфликтом (В.В. Коноваленко, Л.М. Шипицина, К.С.Лебединская и др.). Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми – их социализация. При успешном ее решении значительно облегчается обучение детей с ЗПР.
Таким образом, анализируя особенности психического развития рассматриваемой категории детей, можно сделать следующий вывод:
Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода.
Поскольку тенденции развития образования в России таковы, что происходит интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, специалисты нашего центра подходят к этой проблеме следующим образом.
В состав групп, работающих по индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программе по подготовке детей к школе, включаются дети с ОВЗ, в частности, дети с ЗПР.
Поскольку целью программы является формирование предпосылок к успешному школьному обучению, специалистами реализуются, в частности, следующие задачи:
- формирование школьной мотивации и социальной позиции школьника;
- формирование чувства принадлежности к группе и позитивного отношения к сверстникам;
- развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
- развитие речи и пространственных представлений;
- развитие познавательных процессов;
- способствование повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- развитие мелкой моторики и графических навыков;
- развитие творческого самовыражения.
Условиями реализации данной программы являются: годичная продолжительность курса, периодичность и длительность пребывания ребенка в группе- три раза в неделю по 2 часа. Программу реализуют, как правило, 2 специалиста- педагог-психолог и логопед, каждый из которых ведет свой блок. Так как объем статьи не представляет возможным описать все блоки программы, представим только некоторые из них:
1.Блок мотивационно- эмоционально-волевой, включающий в себя следующие подблоки: формирования школьной мотивации, профилактики школьной дезадаптации (состоит из авторских сказок Н. Панфиловой «Лесная школа»), изобразительный(рисование понравившихся сюжетов из сказки, способствующих творческому самовыражению детей, различных эмоций и т.д), развития мелкой моторики(пальчиковая гимнастика, развитие ручной умелости, работа с дидактическими пособиями «Бусы», «Шнуровка», вырезание ножницами и т.п.), рисование и раскрашивание различными материалами,конструирование из счётных палочек, штриховка).
2. Блок познавательной сферы, в который входят подблоки развития элементарных математических представлений, развития познавательной сферы «Окружающий мир и т.д
3. Блок развития речи и пространственно-временных представлений, состоящий из подблоков обучения чтению, развития пространственно-временных представлений, развития речи.
Параллельно с коррекционно-развивающей работой с детьми, специалисты центра ведут интенсивную просветительскую работу с родителями обозначенной категории детей посредством бесед, индивидуальных и групповых консультаций. Совместно с родителями дети становятся участниками семейных праздников(новый год, 8 марта, масленица, день рождения ребенка, начало и окончание работы в группе).
По истечению годичного пребывания обозначенной категории детей в группах, следует отметить успешную реализацию всех задач программы по отношению и к этим детям, в частности. Дети успешно социализированы в коллектив нормативных детей. Толерантное отношение как всех детей, так и их родителей, клиентов центра, друг к другу, успешная деятельность по реализации данной программы позволяет свидетельствовать об ее эффективности и правильности комплексного подхода специалистов центра к представленной проблеме.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что успешная социализация детей с ОВЗ, в частности, с ЗПР, невозможна без комплексной и системной работы всех специалистов центра с данной категорией детей и их родителями.
Список литературы:
1. Борякова Н.Ю.Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития//Коррекционная педагогика. 2003. — № 2
2. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяков Б. Социальная педагогика: курс лекций.: Учеб. пособ. для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
3. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
4.Закрепина А. Социальное развитие дошкольников//Дошкольное воспитание. 2009. — № 11, с.72-79
5.Закрепина А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья//Дошкольное воспитание. 2009. — № 4, с.94-101
6. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
7. Кислякова Ю.Н., Ковалец И.В. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста и интеллектуальной недостаточностью//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. — № 3, с.15-22
8. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М.: Издательская фирма ″Сентябрь″, 1997. – 96 с.
9. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 160 с.
10. Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга 1/Под общ. ред. С.Г.Шевченко, — М.: Школьная Пресса, 2007. – 96 с.
11. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
12. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений/Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под. Ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр ″Академия″, 2001. – 400 с.
Источник