Задания на развитие внимания ребенка 2 года

Дарья Слащева и Елена Рожнева
Развитие внимания у детей 2–3 лет

Развитие внимания у детей 2-3 лет

Внимание ребёнка вначале отражает его интерес по отношению к окружающим предметам и воспринимаемым действиям с ними. Ребёнок сосредоточен только до тех пор, пока его интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение на него внимания.

Внимание ребёнка вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у него сохраняется непосредственный интерес. В этом возрасте, как правило, внимание редко возникает под влиянием поставленной задачи или размышления, т. е. фактически не является произвольным.

Начало формирования произвольного внимания связано с развитием восприятия и активным овладением речью. Дошкольники разного возраста в состоянии управлять своим вниманием лишь тогда, когда будут называть то, что должны удержать в поле своего внимания.

Детям 2-3 лет трудно сосредоточиться на однообразной, не привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, играют в одну и ту же игру – 30-50 минут. Наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей в зависимости от типа их нервной деятельности, физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

Оценка внимания

Ребёнку предлагают найти среди расположенных на столе карточек с изображением знакомых ему предметов (30-40) карточку с таким же изображением, какое ему показывают. Далее этого ребёнка сначала спрашивают, что изображено на картинке, затем просят найти такую же карточку. Если он правильно выполняет задание, то обе карточки убирают.

В 3 года – находит 5-6 изображений из 10.

Игры на развитие внимания

Кто что услышит?

Цели игры: развитие слухового внимания; пополнение активного словаря; развитие фразовой речи.

Необходимый материал: ширма, различные звучащие предметы – звонок, молоточек, погремушка с камешками или горохом, труба, бубен и т. д.

Ход игры

Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т. д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать.

Угадай, что надо сделать

Цели игры: развитие у детей умения переключать слуховое внимание; развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.

Необходимый материал: бубен, два флажка.

Ход игры

У ребёнка в руках два флажка. Если взрослый громко бьёт в бубен, ребёнок поднимает флажки и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки.

Взрослый следит за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4-х раз, чтобы ребёнок мог легко выполнять упражнение.

Солнце или дождик?

Цели игры: развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Необходимый материал: бубен, картинки с изображением детей, гуляющих при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).

Ход игры

Взрослый говорит ребёнку:

— Сейчас мы с тобой пойдём на прогулку. Дождя нет, погода хорошая,

светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе будет веселее гулять под его звуки. Если начнётся дождик, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда я стучу в него.

Взрослый повторяет игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

Угадай, на чем играю

Цель игры: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Необходимый материал: музыкальные игрушки – барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и другие.

Ход игры

Взрослый поочерёдно показывает ребёнку музыкальные инструменты и спрашивает, как они называются. Если ребёнок не знает, взрослый называет и знакомит с их звучанием. Ребёнок слушает и рассматривает инструменты.

Когда взрослый убедиться, что ребёнок усвоил названия инструментов и запомнил их звучание, игрушки убирает за ширму. Взрослый повторяет уже за ширмой игру на разных инструментах, а ребёнок по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». Если ребёнок легко справляется с заданием, его можно усложнить.

Источник

Развивающие игры для ребёнка 2-3 лет

Игры, развивающие внимание детей 2, 3 лет

Я быстрее

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса, развитию памяти, внимания

◈ Встаньте рядом с малышом. Выберите предмет, находящийся в некотором отдалении от вас.

◈ Объясните ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если он называет слово из выбранной вами категории. Например, все круглое (теплое, мягкое), домашние животные, посуда, мебель…

«Хлоп» или «Тoп»

◈ Объясните ребенку правила игры: вы перечисляете предметы, а он должен хлопнуть в ладоши, если услышит слово «дом», или топнуть ногой, если вы назовете животное.

◈ Более сложный вариант: проделывать какое-либо действие (на ваше усмотрение), если вы назвали предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).

Полезные прятки

Игра способствует развитию внимания, помогает изучить предлоги под, на, в

◈ Предложите ребенку поиграть в прятки со сказкой. Придумайте короткий рассказ и попросите малыша показывать то, о чем вы будете говорить.

◈ Например: «Жила-была девочка. Однажды они с мамой играли в прятки. Думала девочка, думала и решила спрятаться под стол. Смотрит мама — нет ее дочки. Где же она? Может, под диваном? Посмотрела — нет ее там. А может быть под стулом? И там нет. А, вот где она — под столом».

Читайте также:  Нарастить передний зуб ребенку 2 года

◈ Далее вы рассказываете, как девочка спряталась в шкаф, залезла на стул и притаилась.

Будь внимателен!

Игра способствует развитию внимания, навыков самоконтроля

◈ Договоритесь с ребенком, что он повторяет слова, которые вы произносите, при этом нельзя повторять понятия, относящиеся к какой-то конкретной категории, например, обозначающие посуду.

Где звенит

Игра способствует разбитию внимания, логического мышления, помогает изучить цвет и форму предметов

Необходимый инвентарь: разноцветные коробочки, колокольчик.

◈ Положите в одну из коробок колокольчик, в другую — немного крупы, а третью оставьте пустой.

◈ Трясите их и слушайте, какие звуки при этом получаются.

◈ Обязательно называйте цвет коробок: «Интересно, что это звенит в желтой коробке?» и т. д. После того, как малыш начнет разбираться в цветах имеющихся коробок, Их можно оклеить бумагой другого цвета, или добавить коробки с новыми наполнителями.

Делай как я

Игра способствует развитию внимания, мелкой моторики

◈ Сядьте напротив ребенка, показывайте ему различные жесты руками, изменяйте мимику лица, делайте движения разными частями тела, побуждая малыша повторять за вами.

◈ Комментируйте свои действия: «Сейчас я веселая», «Я сердитая», «Я смотрю в бинокль» (поднесите руки к глазам), «Я плыву» (имитируйте движения).

Загляни под стаканчик

Игра способствует развитию внимания

Необходимый инвентарь: два пластиковых стаканчика, маленькая игрушка.

◈ Переверните стаканчики вверх дном и спрячьте игрушку под один из них так, чтобы ребенок это видел. Спросите, где лежит игрушка.

◈ Когда ребенок перестанет ошибаться, поменяйтесь с ним местами: он прячет, а вы угадываете.

◈ Увеличьте количество стаканчиков до трех и после того, как спрятали игрушку, меняйте их местами.

Юный следопыт

Игра способствует развитию внимания, логического мышления; развивает умение выстраивать причинно-следственные связи

Необходимый инвентарь: игрушка, цветная веревочка или толстая нить.

◈ Спрячьте игрушку, протянув до нее нить, и предложите малышу найти ее «по следу».

◈ В дальнейшем усложняйте задание, обводя веревку вокруг предметов мебели, игрушек, связывая веревки разного цвета.

Кто летает?

Игра развивает внимание, мышление и воображение

◈ Задание простое: ребенку нужно взмахнуть руками, когда вы назовете то, что летает. Например, орел, паровоз, змея, самолет, голубь, дерево и т. д.

◈ А чтобы было весело, время от времени меняйтесь ролями с ребенком.

◈ Попросите малыша показать, как именно летает орел или самолет.

Найди игрушку

Игра развивает внимание, умение слушать, ориентироваться в пространстве

◈ Попросите ребенка найти игрушку, находящуюся в комнате, но не называйте ее, а опишите.

◈ Сначала можно упростить игру: предложить ребенку показать, где в комнате находится конкретная, хорошо знакомая ему игрушка.

◈ Когда малыш ее найдет, порассуждайте вместе с ним о том, что игрушка, оказывается, была на диване, под подушкой и т. д.

◈ Другой вариант игры: одновременно с описанием игрушки можно указать ее местоположение (например, справа от ребенка).

Найди пару

Игра развивает внимание, восприятие, умение сравнивать

Необходимый инвентарь: рисунки, игрушки, наборы парных картинок (можно сделать самим, вырезав их из журнала и наклеив на бумагу, или распечатав красивые, интересные картинки на принтере).

◈ Задача сводится к тому, чтобы посмотреть картинки и найти подходящую пару.

◈ Не торопитесь говорить, что ребенок составил неправильную пару. Ведь парой могут быть не только одинаковые предметы (два мяча или два зонтика), но и предметы или явления, связанные логически. Например, зонтик и дождик, чашка и чайник и т. д.

◈ Обязательно спросите, почему ребенок составил именно такую пару.

◈ Моя дочь, например, выбирала пары предметов по цвету.

Чего не хватает

Игра развивает внимание, наблюдательность

Необходимый инвентарь: несколько предметов, оказавшихся у вас под рукой.

◈ Игра крайне полезная в любом возрасте.

◈ Для малышей в возрасте двух лет подойдет простой вариант. Положите на стол несколько предметов. Пускай ребенок посмотрит на них какое-то время.

◈ Попросите малыша отвернуться и уберите один из предметов. Предложите указать, чего не хватает.

◈ Теперь дайте ребенку проверить вашу наблюдательность.

◈ Начинать лучше с небольшого количества вещей: двух-трех игрушек будет вполне достаточно.

◈ Можно разнообразить игру, не убирая предметы со стола, а меняя их положение.

Зеркало

Игра развивает внимание и координацию движений

◈ Очень веселая игра. Смысл ее заключается в том, чтобы ребенок стал «зеркалом» и повторял все, что будете делать вы.

◈ Начинайте с простых движений. Например, похлопайте в ладоши, поднимите левую ногу, улыбнитесь, зажмурьте правый глаз.

◈ Сложность игры заключается в том, чтобы повторить движения зеркально.

◈ Малыш с удовольствием поменяется с вами ролями. Рекомендую играть в эту игру под веселую музыку. Кстати, «Зеркало» прекрасно подойдет и для дружной компании.

◈ Есть еще один вариант этой игры. Он научит вашего ребенка ориентироваться и хорошо владеть такими понятиями как «левая сторона», «правая сторона», а также твердо усвоить названия частей тела.

◈ Задача ребенка состоит в том, чтобы проделать то, что на словах сказал взрослый. Например: поверни голову направо, покажи мне левую пятку, дотронься правой рукой до левого уха.

◈ Для начала можно во время задания самому показывать пример и поворачивать головой, показывать пятки или уши. А потом постараться, чтобы ребенок воспринимал команды на слух.

Читайте также:  Ребенку 2 года ангина что делать

◈ Оба варианта этой нехитрой игры не так просты, как может показаться. Они порадуют вас и вашего ребенка.

Веселый заяц

Игра способствует развитию внимания, координации движении, моторики

Необходимый инвентарь: две мягкие игрушки.

◈ Дайте ребенку одну мягкую игрушку, себе возьмите другую. Объясните, что ваша игрушка будет показывать движения, а игрушка малыша должна их повторять. Затем поменяйтесь ролями. Включите веселую музыку или напевайте вместе любимые песенки ребенка.

Будь внимателен

Игра развивает внимание, учит быстро и точно реагировать на звуковые сигналы

◈ Игра больше подходит для компании, но можно играть и вдвоем.

◈ Сначала выбирают ведущего. Затем дети встают в круг и начинают двигаться, выполняя при этом различные задания в соответствии с командами ведущего:

♦ зайчики —- прыгать

♦ лягушки — приседать и прыгать вприсядку

♦ цапли — стоять на одной ноге, другая нога поджата, как у цапли

♦ раки — пятиться

♦ коровы — мычать

♦ птицы — расставлять руки в стороны и бежать

Правая рука, левая нога

Игра способствует разбитию сенсорному восприятия, внимания; помогает в разграничении понятии «право», «лево»

Необходимый инвентарь: один-два колокольчика и ленточки.

◈ Предложите малышу привязать к его правой руке колокольчик и позаниматься веселой зарядкой.

◈ Если вы скажете: «Правая рука», ребенок должен поднять ее вверх и позвенеть колокольчиком. Если скажете: «Левая рука», малыш должен поднять другую руку и помахать ею.

◈ Усложняя игру, можно привязать колокольчик еще и к левой ноге. При этом в число команд добавляются фразы «Левая нога», «Правая нога».

◈ Веселое настроение вам и вашему малышу обеспечено!

Лови мяч

Игра развивает внимание, ловкость

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ По правилам этой игры нужно по очереди бросать мяч, называя животных, птиц, растения. Но ловить его надо только в том случае, если прозвучало название какой- либо птицы.

Что мы видим во дворе

Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, пополнению словарного запаса

◈ Посмотрите вместе с ребенком в окно. По очереди перечисляйте и детально описывайте то, что вы видите. Например: «Я вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето. Оно высокое и толстое, у него много веток».

◈ Если ребенок затрудняется описать предмет, помогайте ему наводящими вопросами.

Какой остался?

Игра способствует развитию внимания, памяти, логического мышления

Необходимый инвентарь: непрозрачный мешочек, три кубика разного цвета.

◈ Рассмотрите вместе с малышом кубики. Затем сложите их в непрозрачный мешочек.

◈ Попросите ребенка достать два кубика. Спросите, кубик какого цвета остался в мешке.

Похожие статьи:

Как развивать внимание, восприятие, память ребенка

Игры, развивающие память детей 2, 3 лет

Развивающие игры для детей 3, 4, 5 лет

Игры на развитие внимания ребёнка 5, 6, 7 лет

Развитие ребёнка в игре

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №98

«Планета детства»

Игры и упражнения для развития психических процессов                                                            (внимания, мышления, памяти, воображения) у детей  2-3 лет

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА

Подготовила воспитатель

Гайнуллина

Ирина Алексеевна

Набережные Челны 2011

ИГРЫ И  УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ  ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ                                                                (внимания, мышления, памяти, воображения) У  ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Цели: развитие внимания, мышления, памяти, воображения у детей 2-3 лет.

  1. «Какая игрушка спрятались»

Материалы:  игрушки 3-8 штук, платочек.

Ход игры:

Расставить на столе игрушки, начиная с  трех и постепенно увеличивая их до восьми. Назвать, повторить  с детьми, накрыть платочком, убрать одну игрушку. Спросить, чего не стало? Постепенно можно убирать не по одной, а по несколько игрушек сразу.

Также можно играть не с игрушками, а с картинками.

  1. «Какая игрушка появилась»

Материалы:  игрушки 3-8 штук, платочек.

Ход игры: игра похожа на предыдущую игру, только мы не прячем игрушки, а наоборот, добавляем.

  1.  «Строим дорожки»

Учим детей последовательности.

Материалы:

  1. Крупная мозаика 4 цветов.
  2. Кубики,  кирпичики большие и маленькие.

Ход игры:

С мозаикой: сначала использовать два цвета. Показать детям, как можно сделать дорожку, используя два цвета. Например,  красный – желтый,  красный – желтый, затем поставить красный и спросить: какая мозаика будет следующая? Выбрать надо из этих двух цветов. Дети по очереди продолжают выстраивать дорожку. После того,  как дети научились выкладывать мозаику из двух цветов, можно усложнить задание. Или выкладывать сразу две дорожки: красный – зеленый, желтый – синий, раздав детям сразу все цвета. Или  выкладывать дорожку  не из двух цветов, а из трех: красный – желтый – зеленый, красный – желтый – зеленый.

С кубиками: принцип игры такой же. Выкладываем  кубики так: большой – маленький, большой – маленький.  Усложняем:  два больших – два маленьких, или два маленьких – один большой.

С кирпичиками:  поставить на ребро – положить, поставить на ребро – положить, и т.д. усложнение такое же, как с кубиками. Также  можно дорожку сделать из кубиков и кирпичиков.

  1. «Сортировщик»

Учим детей сортировать предметы.

Материалы:

  1. 4- 7 одинаковых корзинок (тар), цветная детская посуда по 4 предмета каждого вида.
  2. 4-7 одинаковых корзинок (тар), геометрические фигуры по 4-8 штук из игры «Конструктор геометрический»
Читайте также:  Неспецифический язвенный колит у ребенка в 2 года

Ход игры:

С посудой: повторить название посуды: тарелки, блюдца, чашки, ложки большие, ложки чайные, вилки, ножи.  Расставить 4 корзины. Сначала сортируем по цветам. В каждую для образца положить по два предмета одного цвета. Дальше упражнение выполняют дети.  Раскладывают все предметы по цветам. Затем сортируем по видам. Выставляем 7 корзинок. В каждую кладем по два предмета: две чашки, две ложки и т.д. Дети должны  разложить посуду не ошибаясь по корзинам.

С фигурами: повторить название фигур. Задание выполняется также как и с посудой. Сначала раскладываем по цветам, затем по фигурам.

  1. «Игрушки  для зверят»

Учим детей находить одинаковые предметы.

Материалы:  мишка и зайка, разные игрушки одинаковые по две  штуки: два кубика, два шарика, две погремушки, две машинки, два флажка, две тарелочки и др.

Ход игры:

Познакомить  детей с мишкой и зайкой. Остальные игрушки выложить на столе(не все). Объяснить, что зверята любят играть только одинаковыми игрушками. Показать, вот мишка играет кубиком, положить возле него кубик, и зайка играет точно таким же кубиком. Положить перед зайкой шарик. Сказать, вот зайка играет шариком, спросить, а чем же будет играть мишка? Дети должны найти шарик и положить его возле мишки. Когда дети научаться находить по одному предмету предлагается находить по два, три предмета. «Вот мишка играет погремушкой, машинкой и шариком, а зайка только машинкой. Каких игрушек у него не хватает?» дети находят недостающие игрушки и кладут рядом зайкой.

  1. «Кубики для кукол»

Материалы:  две куклы, цветные кубики ( мозаика, цветные геометрические фигуры).

Ход игры:

Задание похоже на предыдущее. Только здесь раздаются кубики сначала по одному, например, синему. «Вот у Кати синий кубик и у Маши синий кубик». Затем по два: «У Кати  зеленый  и красный кубик, а у Маши только зеленый, какой надо добавить кубик, чтобы у них стало одинаково?».  Затем  по три и по четыре.  Варианты: у Маши красный, синий и желтый, а у Кати только желтый.  У Маши зеленый,  красный, синий и желтый, а у Кати красный и  синий. У Кати два синих, красный и желтый, у Маши только красный и желтый. У Маши три красных и зеленый, а у Кати один красный и  зеленый кубик. У Кати есть кубики, а у Маши нет.  И др.

Также можно играть с крупной мозаикой и геометрическими фигурами.

  1. «Какого цвета?»

Материалы:  4 предмета  4 цветов.  Например,  флажок – красный, фломастер – синий, шарик – зеленый, кубик — желтый, мешочек.

Ход игры:

Показать детям предметы, повторить цвета. Сложить их в мешочек. Спросить какие предметы были в мешке. Дети называют, что было и какого цвета.

  1. «Веселый мешочек»

Материалы:

  1. Разные игрушки:  флажок, машина,  неваляшка, пирамидка, кукла, и др., мешочек.
  2. Разные предметы: расческа, щетка, палка, кисточка, колокольчик, и др., мешочек.

Ход игры:

Назвать предметы и игрушки, дать потрогать и подержать,  убрать в мешочек. Дети по очереди достают, не глядя из мешка ту игрушку или предмет, который просит воспитатель.

  1. «Чем рисуем?»

Материалы:  предметы, которыми можно рисовать и другие игрушки.  Например,  кисть большая, кисточка маленькая, фломастеры, карандаши, мел, ручка. Палочка, дудочка, машина, кукла и др.

Ход игры:

Требуется  выбирать  из предметов, которые лежат на столе, те которыми можно рисовать. А  про те предметы,  которые не выбрали, надо объяснить,  для чего они предназначены.

  1. «Съедобное – не съедобное»

Материалы: муляжи овощей и фруктов, картинки с нарисованными продуктами, разные игрушки и предметы, две корзины.

Ход игры:

Требуется разложить по корзинам то, что мы едим в одну корзину,  и то, что мы не едим в другую корзину.

  1. «Где, чей домик?»

Материалы: 4 больших  цветных кубика, 4 маленьких игрушки.

Ход игры:

Ставим 2 больших кубика,  на кубики – игрушки. Запоминаем, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом — собачка.  Убираем игрушки, детям надо правильно рассадить игрушки. На синий кубик посадить матрешку, а  на желтый – собачку. После того, как дети научаться правильно выполнять это задание, усложняем с тремя и четырьмя кубиками.

  1. «Подбери правильно»

Материалы: Блоки Дьенеша

Ход игры:

Перед  детьми выкладываем три больших квадрата трех цветов, сверху одного, например,  синего квадрата кладем большой синий треугольник, получился синий домик.  Требуется два других треугольника положить «на место». Усложняем,  выкладываем большие квадраты, один с крышей – треугольником, рядом кладем большие круги, сверху одного, например,  над красным, кладем маленький красный круг, получилась красная  неваляшка.  Теперь детям даем  треугольники и маленькие круги. Дети должны сами правильно разложить треугольники над квадратами, круги над кругами.  

Другие варианты: большой треугольник с маленьким треугольником – елочка,  большой прямоугольник с маленьким прямоугольником – башенка, большой прямоугольник с маленьким квадратом – машинка и пр.

Как можно изменять игру: домики и елочки, башенки и машинки, елочка и неваляшка, башенка и домик.

  1. «Найди нужную фигуру»

Материалы: Блоки Дьенеша

Ход игры:

Перед каждым ребенком выкладываются фигуры: большие и маленькие  круги, квадраты, треугольники и прямоугольники  трех цветов. Воспитатель просит найти большой синий круг. Дети находят и показывают, кладут на место. Воспитатель просит найти маленький красный круг, дети находят и показывают, и т.д. пока все фигуры не будут найдены. Количество фигур лежащих на столе зависит от того, сколько фигур дети знают, и в какой мере развито их внимание и терпение.

Источник