Задание по чтению слогов для ребенка 5 лет

Ваш малыш выучил буквы, активно складывает слоги и небольшие слова. Пришла пора перейти к более сложным, но интересным заданиям — чтению текстов. Но здесь родителей и педагогов ожидают некоторые сложности. Предлагать дошкольнику текстовые карточки без учета особенностей возраста, степени наработки навыка слогочтения нельзя. О том, как выбрать тексты для чтения для дошкольников, где найти и как правильно распечатать тексты для чтения по слогам для младших и старших дошкольников, расскажем в нашей статье.
Возрастные особенности дошкольников
Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически.
При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:
- Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
- Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
- Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
- Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
- Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
- Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.
Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными.
Как работать с текстами
Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника — новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:
- Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося. Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников — 4-5 предложений.
- Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного. Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
- Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
- Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
- Не торопите ребенка. На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.
Тексты для детей 4-5 лет
Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.
Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.
Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный.
Общие рекомендации
- Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
- В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
- Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
- Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.
Задания
После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:
- Короткий пересказ.
Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия. - Ответь на вопросы.
Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого. - Нарисуй картинку.
Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание. - Что было дальше?
Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.
Тексты чтения с картинками и заданиями:
Тексты для детей 6-7 лет
Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.
Общие рекомендации
- Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
- После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
- Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.
Тексты с хвостами:
Задания
После знакомства с отрывком предложите дошкольникам следующие занимательные занятия, направленные на развитие способности точного понимать информацию, интерпретировать ее.
- Краткий пересказ.
- Ответы на вопросы по содержанию.
- Подбери синонимы.
- Сначала прочитай предложение, потом скажи его по-другому.
Тексты с дырками:
Читайте также: Палочки Кюизенера: схемы и задания для детей
Работа с текстом при подготовке к школе должна использовать на логопедических, развивающих занятиях по разным темам. Включите чтение в повседневную жизнь будущего первоклассника. Пусть читает объявления на подъезде, вывески и рекламы в магазинах, сказку себе на ночь вместе с родителями по очереди. В этом случае автоматизация складывания слогов, слов и понимание прочитанной информации станет для дошкольника простой задачей.
Источник
Учите ребёнка читать по слогам, но все попытки заканчиваются криками и слезами? Не переживайте, может, ребёнок просто ещё не готов или вы неправильно начали. Поговорим о том, как учить ребёнка чтению, чтобы ему нравилось и был результат.
как научить ребёнка читать по слогам
Как учить ребёнка читать по слогам так, чтобы ему понравилось?
Если ваш ребёнок уже знает буквы, но ни в какую не хочет учиться читать, скорее всего, вы просто не объяснили, зачем ему это нужно. Аргументы вроде «чтобы хорошо учиться в школе и быть не хуже других» не работают. Ребёнка нужно заинтриговать. Вам нужно постараться, чтобы он сам этого захотел и ещё остался доволен.
Как же это сделать?
Начните с того, что ребёнку интересно. Например, идя по городу, обратите внимание на афишу кинотеатра или цирка и спросите: «Тебе интересно узнать, какой мультфильм будет в кино? Давай почитаем». Или ещё хороший пример: «Мороженое, с каким вкусом ты бы хотел? Давай прочтём, что здесь предлагают?» Конечно, ребёнок скажет, что не умеет читать и попросит ему помочь. Здесь и стоит объяснить, зачем нужно уметь читать и какая от этого польза.
Идея «продана» – можно приступать к обучению.
Если ребёнок ещё не знает весь алфавит, то одновременно с изучением новых букв, можно начинать составлять маленькие слова из тех, которые он уже знает. Ребёнок выучил две-три буквы, допустим, «М», «У», «Я». Отлично! Сложите сразу в слово «МЯУ» и спросите ребёнка, кто так делает. Затем попросите повторить за вами по слогам: «мя-у», делая паузу после первого слога.
Благодаря такому подходу в дальнейшем ребёнку будет проще читать по слогам более длинные слова.
Теперь перейдём к упражнениям.
5 весёлых упражнений для обучения детей чтению по слогам
Первое правило, которое следует запомнить всем родителям, перед тем как начинать чему-либо обучать своего ребёнка до 7 лет – никакого принуждения, переводите всё в игру. Тогда ваше чадо с радостью будет участвовать в процессе, и вы быстро увидите результат.
Поэтому все упражнения, которые мы для вас подобрали, составлены в форме игры.
Яйца с сюрпризами
Возьмите несколько пластиковых яиц от киндер-сюрпризов и маленькие картонные карточки с буквами. Придумайте сценарий игры. Например, положите в яйца буквы, составляющие имя любимого героя из мультика, который смотрит ваш ребёнок. По принципу – одно яйцо – одна буква. Затем позовите ребёнка и скажите, что нужно отыскать имя героя, а то он потерялся и не может добраться домой.
игра для обучения чтению
Открывайте вместе яйца и в самом конце попросите ребёнка прочесть по слогам слово, которое получилось и позвать героя, чтобы он нашёл дорогу домой.
Когда ребёнок справится и назовёт имена всех героев, можно дать ему игрушки, которые он звал или включить любимый мультик.
Найди двойника
Возьмите кубики с буквами и вместе с ребёнком составьте из двух букв слог. Например, пусть будет слог «БА». Проговорите слог несколько раз, чтобы ребёнок запомнил. Затем попросите его найти знакомый слог «БА» на страницах любой книжки.
Конечно, с первого раза может не получиться. Но ничего, хвалите ребёнка за каждый найденный слог и говорите, что это всего лишь игра и в случае неудачи огорчаться не стоит.
Это упражнение хорошо развивает зрительную память!
Давай дружить
Что может быть скучнее, чем просто соединять гласные и согласные в слоги? Другое дело – учить буквы дружить, чтобы они составляли слова. Вам понадобится металлическая доска и буквы на магнитах. Расположите справа и слева буквы в таком порядке, как на картинке:
учимся складывать слоги из букв
Затем скажите ребёнку, что буквы поссорились и их надо подружить. Передвигайте вместе букву «А» к «У» и читайте, что получилось – «АУ». Малышу будет весело и он с удовольствием начнёт соединять слоги в слова.
Собери меня
игра для обучения чтению по слогам
В этом упражнении вам придётся проявить немного творчества. Возьмите лист формата А4 и нарисуйте собаку. Под рисунком по слогам подпишите слово «СО-БА-КА». Затем возьмите ножницы и разрежьте по вертикали так, чтобы получилось три равные части с элементами рисунка и слогами. Попросите ребёнка прочесть каждый слог отдельно, потом пусть соберёт собаку и прочтёт всё слово целиком.
Если вам некогда рисовать самостоятельно, поищите в магазине пазлы со слогами.
Это весёлое упражнение поможет ребёнку быстро научиться читать по слогам длинные слова.
Слово-трансформер
Для этого упражнения подойдут кубики или карточки с буквами. Например, сложите вместе с ребёнком уже знакомое слово «СО-БА-КА». Прочтите его по слогам и разберите на отдельные буквы. Скажите: «А сейчас ты увидишь, сколько наша «СОБАКА» может подарить нам новых слов! Давай посмотрим».
обучение чтению в игре
Затем из отдельных букв составьте новые слова: «СОК», «БАК», «БОК», «КО-СА». Составляйте слова по очереди, просите ребёнка читать каждое по слогам и объяснять смысл прочитанного.
Это упражнение позволяет научиться читать сразу несколько слов из уже знакомых слогов.
Занимайтесь каждый день по 10–15 минут и уже через пару недель вы увидите первые результаты. Ваш ребёнок научится соединять буквы в слоги и уже сможет читать небольшие слова. А главное, будет делать это с большим удовольствием, ведь всё обучение – увлекательная игра.
А если вам некогда экспериментировать и самостоятельно заниматься с ребёнком, записывайте его на бесплатное пробное занятие в нашу онлайн-школу. Посмотрите, как проходят уроки и решите, какой способ обучения для вас лучше.
Оригинал статьи читайте здесь
Источник
Родители, у которых есть маленькие дети, часто интересуются, с какого возраста можно научить ребенка читать по слогам, и какой самый лучший способ для этого?
Плюсы и минусы обучения на дому
Среди положительных моментов в домашнем обучении чтению можно выделить:
- Плавающее расписание. Маме с ребенком не нужно торопиться, подстраиваться под расписание педагога или курсов.
- Возможность использовать разные методики. Обычно учитель, обучающие центры специализируются на узком направлении. Например, занимаются с детьми только с кубиками Зайцева, или по методике Жуковой. Дома путем проб и ошибок можно выбрать самую эффективную методику именно для вашего сорванца. Но на это уходит время.
- Индивидуальный подход. Дома занимаются не группами, а тет-а-тет. Можно посвящать теме именно столько времени, сколько необходимо единственному ученику, не поджидая отстающих и не торопясь за убегающими вперед.
- Сохраняется контакт с родителями. Дошкольнику эмоционально комфортно находится в сложные моменты рядом с родителями, а обучение чтению — это ответственное мероприятие.
Отрицательных моментов не так много, но они есть. Среди минусов домашнего освоения чтения можно выделить:
- Необученность родителей
К сожалению, мамы и папы, не имеющие специального образования, совершают массу ошибок при обучении чтению Например, называют буквы с призвуком, делают паузы между фонемами в процессе складывания слогов, слов. Дети привыкают к неправильному чтению, а переучить их очень сложно. - Ребенок не социализируется
В педагогических центрах малыш общается с другими взрослыми, привыкает к школьной обстановке, ответственности, учится поведению. Дома он такой опыт не получит.
Где и как учить ребенка читать, выбирать родителям. Если у вас затрудненное материальное положение, то остается только домашний вариант. В этом случае, потратьте время на изучение книг, методик работы с дошколятами. Это поможет качественно научить детсадовца читать, привить любовь к литературе.
Подготовительный этап
Бесспорно, сложно пытаться что-то объяснить годовалому малышу и учить его произносить слова или их части, хотя и возможно. Согласно, последних исследований, специалисты полагают, что начать учить простые слова и соединять слоги некоторые малыши могут уже с 2 или 3 лет.
Впрочем, в таком раннем возрасте не стоит перегружать детей лишней для них информацией, но уделить больше подготовительному этапу: помочь крохе развить фонематический слух, выучить буквы.
Развитию фонематического слуха способствует чтение и заучивание потешек, коротких стишков и песен.
Изучение букв лучше проводить в игровой форме.
Творческие приемы для запоминания букв:
- Обводить, раскрашивать, заштриховывать буквы карандашами.
- Лепить буквы из пластилина и кинетического песка.
- Выкладывать буквы из палочек, мозаики, кубиков.
Приемы для запоминания букв для дошкольников: лепка пластилином
Когда ребенок готов учить слоги?
Для того, чтобы научить ребенка читать по слогам было легко , обучение малыша следует производить в правильное время, которое можно определить по следующим основным признакам:
- кроха уже достаточно хорошо выговаривает слова;
- более-менее отчетливо произносит отдельные звуки, не глотая их;
- выговаривает букву “р”, или старается это делать;
- не имеет значительных искажений при произношении.
Почему важно, чтобы раннее обучение чтению происходило в правильное время? Мы учимся читать буквы и слоги, имея речевые навыки. Дело в том, что если научить ребенка 2, 3 или 4 лет читать, складывать буквы, не научив его правильно говорить, те же ошибки могут отображаться и в заданиях по чтению, и в дальнейшем письме. В будущем малыш будет путать звуки и буквенные обозначения, а переучивать гораздо сложнее, чем изначально обучить правильно. Поэтому, следует сразу настроиться: учим слоги правильно.
Еще одним важным фактором успешного обучения дошкольников чтению является способность учащихся детей анализировать текст, понимать, что перед ними находятся не просто картинки, но именно буквы, которые, в свою очередь, обозначают конкретные звуки. И уже затем, приходит осознание того, что буквы можно комбинировать вместе и составлять слоги для обучения чтению. Подобное понимание обычно приходит не раньше, чем к 4-5 годам, а иногда и в 6 лет – именно такой возраст считается идеальным для обучения. Как научить читать ребенка в возрасте 5-6 лет?
Сразу стоит отметить, что обучение чтению дошкольников – процесс довольно кропотливый и ответственный. То, что они уже готовы к тому, чтобы учиться читать в 5 лет, еще не означает, что это получится быстро и эффективно. Не стоит сразу же перегружать детей прочитанной информацией и учить читать по слогам слова с утра до вечера.
Обучая ребенка в 5 лет, рекомендуется проводить ежедневные занятия не более 15 минут за один раз, так как малыш начинает уставать и может потерять всякий интерес к упражнениям для чтения.
Следует придерживаться следующего темпа: прочитали, повторили несколько раз, отдохнули.
Методики
Какова же наиболее хорошая и эффективная методика обучения чтению? На этот счет существует немало мнений, выдвигается масса аргументов в пользу тех или иных методологических разработок и подходов. Большинство специалистов склоняются к тому, что первое, с чего следует начинать чтение по слогам – использовать букварь для обучения чтению или кубики, где буквы и слоги сопровождаются красочными изображениями.
Обучение по методу Домана
Глен Доман долго исследовал интеллектуальные возможности детей и пришел к выводу, что основная информация укладывается в мозг до 6 лет, а на осваивание уходит минимум времени.
Он предложил учить малышей читать без дополнительной мотивации, просто показывая им карточки со словами и картинками. По мнению психологов, дидактика основана на фотопамяти.
Карточки нужно показывать ежедневно, удерживая в зрительном контакте пару секунд. Количество демонстрируемого материала увеличивается постепенно. Например, в первые 3 дня показывайте 2-3 карточки, не меньше 2-4 раз в день. На 4-7 день, по 5 карточек. И так далее.
Молниеносного результат не ждите, но через месяц или полтора ребенок будет знать и читать уже более 30 слов. Начинать обучение можно с пеленок.
Чтение по слогам
Ей владеют все родители. Именно по этой системе учили читать детей в советской школе. Сначала малыш учит алфавит, потом складывает их в слоги, простые слова. Это лучший вариант для домашнего процесса учения. Он понятен непрофессиональным педагогам и детям. Усваивается легко, приносит хороший результат за короткий период времени.
Чтение по складам
Ребенку нужно выучить гласные. Закрепить их основательно. Затем переходите к осваиванию согласных, одновременно присоединяя к ним певучие звуки для прочтения.
При прочтении слово делится не на слоги , а на склады. Например, ЧА-Ш-КА. Каждый согласный отвечает за один склад.
Кубики Зайцева
В наборе 52 единицы демоматериала. Это квадратные кубики со слогами. Они разного размера, цвета. 7 из них повторяются. Кубики звучат: шумят, если на них написана глухая согласная, позвякивают, если звонкая. Из них нельзя сложить слова, написанные неправильно. Например, нет слога ЖЫ, ЩЯ. Малыш получает навык грамотности.
На первых занятиях с малышами 4-5 лет нужно предложить поиграть с кубиками, не акцентируя внимание на буквы и слоги. Ребенок сам поймет, что они отличаются друг от друга.
На следующих уроках ребенок может начать складывать слова по образцу, начинать читать. Родителям важно не заставлять учиться, а давать знания исподволь, подсказывая и рассказывая в процессе игры.
В комплект Зайцева входят таблицы. Их развешивают на уровне глаз малыша. Информация запоминается на автомате.
Методика Н.Жуковой
Методика обучения чтению для дошкольников Жуковой считается наиболее эффективной, так как обучает ребенка чтению от звуков к буквам. Это важно, так как при этом ребенок учится сначала слышать звуки в слове, а затем уже буквы.
Изучая букварь вместе с ребенком, произносите вслух звуки, а не буквы: звук “М”, а не буква “ЭМ”, звук “С”, а не буква “ЭС”. Это позволит ребенку, соединяя буквы в слоги, избежать ошибок.
В противном случае малыш будет читать вместо: “АМ – АЭМ”, вместо АС – АЭС или АСЭ.
Методика обучения чтению для дошкольников Жуковой считается наиболее эффективной, так как обучает ребенка чтению от звуков к буквам. Это важно, так как при этом ребенок учится сначала слышать звуки в слове, а затем уже буквы. Малыш сначала учится читать отдельные буквы, а затем соединять буквы в слоги.
Букварь Надежды Жуковой
Букварь Надежды Жуковой – самая эффективная методика обучения чтению дошкольников
При использовании букваря Жуковой обязательно прочтите рекомендации автора о том, как правильно начинать обучение. Они расположены в нижней части страницы букваря.
Как научить ребенка складывать свои первые слоги?
Не следует изучать алфавит по порядку. Первые звуки, с которых следует начинать быстрое обучение чтению, это гласные звуки: «А», «О», «У», «Э», «И». Малыши могут их проговаривать, и даже петь.
Затем следует постепенно добавлять йотированные гласные “Я”, “Е”, “Ё”, “Ю” и звук “Ы”.
Освоив гласные, можно переходить к согласным. Начните с сонорных и звонких согласных, постепенно переходя к глухим.
Сонорные согласные: “Л”, “М”, “Н”, “Р”
Звонкие согласные: “Б”, “В”, “Г”, “Д”, “Ж”, “З”
Глухие согласные: “П”, “Ф, “К, “Т”, “Ш”, “С”, “Х”, “Ц”, “Ч”, Щ”
Заканчивать изучение следует буквами “Й”, “Ь” и “Ъ” – об их существовании тоже нужно знать.
Как быстро научить ребенка чтению
Как научить ребенка соединять разные звуки и произносить их слитно?
- Научите сначала ребенка соединять гласные и произносить их слитно: АУ, УА, ОУ.
- Затем переходите к слогам, в которых сочетается гласные и согласные: МА, БА, ДА.
- Лучше начать обучать ребенка с букв “М” и “А”, так как их сочетание знакомо ему с рождения, оно лежит в основе самого простого слова – “мама”.
- Тяните первый звук, а затем присоединяйте к нему второй: М-М-М А-А-А, МММААА. Обратите внимание, в букваре Жуковой на картинке показано, как буква “М” бежит к букве “А” и затем они соединяются в слог “МА”.
Букварь Надежды Жуковой
- После того, как ребенок освоит прямые слоги (согласная – гласная), переходите к изучению обратных слогов (гласная – согласная): АМ, УМ, УС.
- Соединяйте буквы по принципу звонкий – глухой, чередуя и комбинируя: ПА-БА, ЗА-СА.
- Читайте слоги, начинающиеся с согласных также медленно, на распев.
- Произносите и читайте согласные также как звуки: М-М-М, С-С-С.
- Учите ребенка сначала читать простые слова, состоящие из 1 слога:
ДОМ, КОТ, РОМ.
Затем из слова 4 букв, 2 слогов: МАМА, БАБА, ПАПА, МЫЛО
Затем из 3 слогов и более: МОЛОКО, СОРОКА. - Учите малыша читать простые тексты и сказки с повторяющимся сюжетом: “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Репка”.
Таким образом, мы учимся читать по слогам наиболее эффективно.
Среди полезных и популярных методик можно отметить игры для обучения чтению, обучающие карточки, курсы для детей 5 лет и младше Я читаю по слогам, Учимся читать слоги в которых в подробной и наглядной форме малыши постигают азы словосложения, их учат читать книги по слогам.
Комплект карточек “Веселые слоги для деток” для занятий дома.
Скачайте карточки, распечатайте и занимайтесь дома.
Комплект карточек “Веселые слоги для деток”
Безусловно, важно не просто знать, как быстро научить читать ребенка по слогам, но и дать ему понять, что слова, которыми мы пользуемся ежедневно, не состоят исключительно из легких элементов, которые удобно выговаривать, и постепенно учить ребенка складывать слоги, заканчивающиеся на согласные звуки.
Вначале дети могут делать ошибки, длинные паузы, путать те или иные буквы. Ни в коем случае нельзя ругать их за это, но запастись терпением и шаг за шагом продолжать обучение чтению, используя карточки, и другие материалы.
Уже через какое-то время вы увидите заметные результаты, так как дети очень быстро схватывают и обрабатывают любую новую для них информацию. Очень скоро ваше чадо сможет с гордостью заявить: “Я читаю по слогам!”, и продемонстрировать свои умения восторженной публике.
Слоговая таблица
Это вспомогательный методический материал, необходимый для обучению скорочтению и прививания навыка хорошего ритма усваивания информации. Слоговая таблица представляет собой столбцы из гласных и согласных звуков.
Пользоваться ее можно сразу после изучения новой фонемы. Например, дошкольник усвоил букву Н. может сразу приступать к прочтения слогов с этой согласной. Во время занятий малыш усвоит, что такое открытый слог, как формируются слоги, слова. Если читать слоги из таблицы регулярно, то увеличивается темп и ритм чтения, автоматизируется грамотность.
Сравнение методик
Сравнительная таблица популярный методик обучения чтению.
Метод | Преимущества для домашнего использования | Недостатки для домашнего обучения |
---|---|---|
Карточки Домана | Можно заниматься с младенчества. Нет необходимости получать дополнительное образование, навыки преподавания. Занятия проводятся ежедневно, без специальной подготовки родителей и детей. | Метод основан на фотопамяти. Учить малыша читать в будущем придется более классическим способом. |
Кубики Зайцева | Подходит для гиперактивных малышей. Первые уроки можно проводить в раннем возрасте, после того, как ребенок научится сидеть. Методика соединяет в себе развитие моторики, речевого аппарата, грамотности, фонематического слуха. | Методика более эффективна при занятиях в группе. |
Чтение по слогам | Простая методика, известная всем родителям, бабушкам и дедушкам. Усваивается дошкольника легко, не требует дополнительной литературы, оборудования. Для уроков подойдут рукотворные карточки, тетрадь и ручка. | Считается универсальной методикой, лучшей для русской школы и занятий дома. |
Чтение по складам | Легко усваивается детьми в игровой и серьезной форме. | Скорее всего малышу придется переучиваться в школе, поскольку чтение довольно медленное. |
Методика Жуковой | Выделяется звук, а не слог. Психика ребенка подготовлена к такому методу лучше. Букварь иллюстрирован яркими картинками, ребенку заниматься с такой книгой интересно. Жукова не советует торопить ребенка в обучении чтению, переход к сложным заданиям очень мягкий, неспешный. | Родители должны следить за регулярностью занятий. Перед началом уроков по азбуке Жуковой нужно познакомить малыша с алфавитом. |
Игры
Обучения в игре считается самыми эффективным. Не жалейте времени на обучающее развлечение дошкольников, забудьте о скучных уроках, тогда добьетесь успеха быстрее.
Игры на изучение букв
- Рисуем буквы, разукрашиваем, лепим.
Используйте раскраски, готовьте трафареты сами. - Пазлы. Собираем буквы из частей. Пазлы изготовьте сами и разрежьте на крупные куски или купите дидактический материал в магазине.
- Мемори. На маленьких листочках запишите буквы. Разложите карточки на столе. Дайте малышу запомнить, потом переверните. Пусть ищет нужную букву по образцу.
- Пишем на песке, манке. Приписывание букв на сыпучем материала тренирует память, моторику одновременно.
Игры на умение складывать слоги
- Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, одно или несколько.
- Отгадай загадку. Перед малышом лежит дорожка из слов, среди них нужно найти загаданное.
- Слово в слове. Ребенку предлагается длинное слово, из 12-15 букв. Из него нужно составить слова поменьше.
- Игры ходилки. Приготовьте игровой поле сами. В пустые клетки впишите буквы. При хождении фишки ребенок почитывает звуки, складывая их в слоги.
На развитие навыка чтения
- Звуки по кругу. Детям нужно придумать слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Например, окнО-ОсА-Альбом и т.д.
- Чтение со взрослыми. Книга кладется на столе, чтобы текст был виден родителю и малышу. Когда читает один, второй следит. Прерывайтесь неожиданно, просите продолжить. Развивается внимание, зрительная память.
- Ищем ошибку. Родители дают малышу текст с ошибками с ловах. Например, КоСа съела всю траву на поле. Сол(Ь) просыпали на стол. Задача ребенка найти и справить ошибку во время чтения.
- Кто говорит? Пригодятся ирушки-зверушки, чистые листочки. Вместе с ребенком подпишите карточки: Мее, Хрю, Му и т.д. Пуст подставит к игрушкам нужный слог и прочитает.
Упражнения
- Чтение “Буксиром”
Малыш читает вслед за родителем в полголоса, отставая на 1-2 слога, слова. Темп увеличивается постепенно.
- Делим на слоги
Игра проводится в устной форме или письменной. Начинайте с простых слов, постепенно переходите к боле сложным.
- Догоняем букву
М……….,А, С…………….О Малыш должен тянуть пальчиком по дорожке, проговаривая звуки.
- Как буквы подружились
Рисуйте буквы и тяните у них ручки друг к другу. Можно использовать простые арифметические схемы С+О=СО.
- Что лишнее?
Из написанных по слогам слов на листе нужно вычеркнуть ненужное. Например, яблоко, груша, помидор.
Книги
В процессе домашнего обучения родителям потребуется методическая поддержка. Для этого можно использовать следующие пособия:
- О. Узорова “Быстрое обучение чтению”.
- Н. С. Жукова “Букварь”.
- И. Бродский “Рабочая азбука”.
- Г. Р. Лазгдынь “Логопедическая азбука”.
- Кожевникова А. Ю. “Лепеталки”.
- Пособия для учителя из комплекта к кубикам Зайцева, карточкам Домана.
Советы родителям
Итак, как можно научить ребенка читать слоги наиболее эффективным способом?
- Четко и ясно называйте детям звуки, не пытаясь специально исказить их, чтобы было легче произносить. Как малыш услышит от вас впервые, так он ее и запомнит. Старайтесь прочесть внятно.
- В случае возникновения ошибок не ругайте детей, но аккуратно исправляйте, следя за тем, чтобы в конце концов был правильно произнесен звук, а затем и все слово, даже если это уже пятая, или шестая попытка.
- Как только вы видите, что малыш уже устал и сложно воспринимает новую информацию, сразу же сделайте перерыв, поиграйте с ним в другие развивающие игры, а еще лучше переключите внимание и просто погуляйте на улице. Прогулки на свежем летнем воздухе благоприятно влияют на восприятие новой информации и улучшают общее самочувствие.
- Максимально задействуйте игры со слогами для дошкольников, интерактивные способы обучения в игровой форме, карточки. Зачастую слова “давай поиграем” действуют на детей магическим образом.
Показывайте малышу интересные познавательные мультфильмы, в которых в яркой и доступной форме обучают чтению по слогам, например, “Учимся читать в 5” и т.д. Таким образом, малыш не только будет интересно проводить свободное время, но и быстрее выучит материал. В любом случае, методика обучения детей чтению – то ли это игровые карточки, то ли другие материалы, должна быть не только увлекательной, но и эффективной.
Источник