Задачи воспитания и развития ребенка
Зинаида Рябоконова
«Задачи воспитания детей дошкольного возраста»
Несомненно, каждые родители помимо любви и заботы, стремятся дать своему чаду хорошее воспитание и образование. Воспитание – это совокупность мер и подходов, оказываемых прямое воздействие на формирование личности человека и его социализацию. Предлагаем поговорить о задачах обучения и воспитания детей в зависимости от возраста, а также рассмотрим принципы воспитания ребенка в коллективе. Данные знания необходимы родителям для того, чтобы максимально развить малыша и раскрыть его потенциал. Задачи обучения и воспитания детей в коллективе:
Одной из задач, которую ставят перед собой родители и педагоги, является подготовка дошкольников к взрослой жизни, а также всестороннее развитие личности, имеющей ценность для общества. Задачи воспитания детей реализуются в виде конкретных мер,которыми являются:
Популяризация среди детей здорового образа жизни; обеспечение эмоционального комфорта малыша; выявления способностей и навыков ребенка; поощрение и стимулирование любознательности, творческих поисков, инициативности и индивидуальности; формирование игровой и коммуникативной активности; приобщение ребенка к сотрудничеству с другими детьми и взрослыми. Среди многих задач воспитания детейпедагоги выделяют такие как:
Укрепление физического и психического здоровья, охрана жизни; коррекция психических или физических недостатков (при необходимости); обеспечение социального, интеллектуального и творческого развития; воспитание и обучение детей с учетом их возраста; развитие патриотизма, формирование чувства любви к семье, природе, Отечеству; повышение уровня родительской компетентности в вопросах развития и воспитания. Реализация поставленных задач будет способствовать личностному и интеллектуальному росту ребенка. Задачи воспитания детей дошкольного возраста :
Дошкольный возраст характеризуется тем, что ребенок познает окружающую действительность посредством эмоционально-практического опыта, который в некоторой степени напоминает деятельность исследователя. Данную активность и любознательность родители должны всячески поощрять и поддерживать. Одной из ключевых задач воспитания дошкольника является обеспечение разнообразия и полноты его деятельности, а также реализации потенциалов и возможностей ребенка. К основным видами деятельности детей этого возраста относят: игровую, трудовую, коммуникативную, познавательную, музыкальную и художественную. Они способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию, формированию самоконтроля, индивидуальности, логического мышления, а также творческого воображения. Данные навыки чрезвычайно важны для дальнейшего обучения в школе. Задачи воспитания детей в семье Семья является наиболее важным социальным институтом, который осуществляет воспитание личности ребенка. Она формирует у малыша ощущение защищенности и комфорта, являясь при этом всеобъемлющей образовательной средой, так как в ней развивается самоуважение и самоутверждение маленького человека, его желание стать достойным членом социума. По утверждению психологов и педагогов, все личностные качества зарождаются и развиваются в семье, под воздействием отношения взрослых к малышу и друг к другу, семейного уклада, наследственности, социального и материального уровня. К задачам воспитания в семье относят: создание условий для всестороннего развития ребенка; передача родительского общественного опыта; обучение навыкам самообслуживания; воспитание чувства собственного достоинства и уникальности. Для их реализации необходимо применение интересных для малыша видов деятельности. Ключевое значение в данном случае имеет игра. Игра как инструмент воспитания ребенка :
Роль игры в становлении личности ребенка сложно переоценить, поскольку она развивает мышление малыша, формирует понятия общего и частного, способствует пониманию причинно-следственных отношений. Решение основных задач воспитания детей через игру развивает у ребенка самостоятельность, сообразительность, логику, конструкторские навыки, а также способствует открытию им новых граней окружающей действительности. В раннем возрасте у малыша происходит наиболее продуктивное формирование приемов мышления, творческих и интеллектуальных способностей. Кроме того, данный период характеризуется развитием понимания форм и величин, появлением способности сочетать различные решения, придерживаться правил игры. Совместная игра способна объединить детей разных возрастов и интересов, а также взрослых, в один увлекательный процесс. Задачи воспитания детей раннего возраста:
Ранний детский возраст (от рождения и до 7 лет) характеризуется наиболее быстрым формированием физиологических и психологических процессов, присущих человеку. Поэтому он является столь важным для воспитания растущей личности. К задачам воспитания детей раннего возраста относят оздоровительные, воспитательные и образовательные. Среди оздоровительных задачвыделяют следующие приоритеты: закаливание и укрепление иммунитета; формирование правильной осанки, укрепление опорно-двигательной системы; двигательная активность малыша; физкультура как средство правильного развития всех органов и систем организма. В свою очередь важнейшие аспекты воспитательных задач это: формирование волевых и моральных качеств; вовлечение малыша в образовательный, мыслительный, творческий и трудовой процессы. К образовательным задачам воспитания детей дошкольного возрастаотносят такие направления как: развитие и формирование необходимых двигательных умений и навыков; формирование интереса к физическому воспитанию на основе имеющихся знаний. На практике все задачи воспитания детей между собой очень тесно переплетены. Именно их взаимосвязь выступает залогом всестороннего формирования личности растущего человека.
Источник
Цели и задачи воспитания детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и семьи
Одним из факторов, влияющих на становление личности является воспитание. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о том,что воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития [1].
Воспитание в широком смысле, отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни, способности к успешной социализации в обществе.
В узком смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности [6, с. 14].
И.П. Подласый, дает такое определение: «Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу» [2, с.7] .
Цель воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий [8, с.12].
Идеальная цель воспитания, в настоящее время, это — всестороннее развитая гармоническая личность. Она является ориентиром возможностей человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В. С. Селиванов содержание понятия всестороннего развития личности определяет следующим образом: единство нравственного, умственного, физического, эстетического, трудового,экономического, экологического воспитания [5].
Общая цель воспитания достигается посредством решения конкретных задач. В концепции дошкольного образования В.В.Давыдов, В.А. Петровский отмечают, что непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
- — приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- — обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- — развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- — стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
- — развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
- — выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей,индивидуальности личности.
В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении выделяются такие основные задачи по воспитанию, обучению и развитию детей в дошкольном образовательном учреждении(ДОУ) — это:
- — охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- — обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- — воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности,уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,семье;
- — осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или)психическом развитии детей;
- — взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- — оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей [3, п.5].
Н.П. Сакулина, И. Логинова, Т.И. Бабаева отмечают, что при решении задач по дошкольному воспитанию важно создать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. [1, с. 4].
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности,и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. В Федеральных государственных требованиях выделяются наиболее близкие и естественные для ребенка — дошкольника виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская,продуктивная, музыкально-художественная, чтение. [7].
Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований,как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю,творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и само утверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут,любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает”человека целиком во всех его проявлениях.
В семье могут формироваться все личностные качества. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание является сложной системой, т.к. на него влияют наследственность и биологическое(природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи,место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи воспитания ребенка в семье состоят в том, чтобы [5]:
- -создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- -стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
- -передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- -научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- -воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного“я”.
Таким образом, для реализации цели и воспитательных задач важно создавать условия для наиболее полного раскрытия детских возможностей и использовать при этом привлекательные для детей виды деятельности Педагогам и родителям важно помнить,что игра дает огромную возможность для детского воспитания и развития.
Литература
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Н.П. Сакулина, И. Логинова,Т.И. Бабаева и др., под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, А.М. Гурович. –СПб.: Детство – пресс, 2005.
- Подласый И.П. Педагогика кн.2 — М.:Владос, 2004. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002г № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008г №666 Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», 2008.
- Приказ Минобразования РФ от 11 февраля2002г № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».
- Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.– М.: Академия, 2002.
- Титов В.А. Дошкольная педагогика, конспект лекций М.: Приор-издат, 2005
- ФГТ — Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009г
- Щедровицкий Г.П. Новое педагогическое мышление — М.: Просвещение, 1982
Предыдущие статьи:
- Формирование положительного эмоционально — чувственного восприятия природы детьми посредством художественной литературы.
- Гимнастика для ума
Всего комментариев: 2.
Источник
Светлана Кижваткина
Задачи воспитания и обучения детей 3–4 лет
Младший возраст -важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми,сверстниками,с предметным миром.
В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу разнообразные действия с предметами,у него успешно развивается понимание речи и активная речь,малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми,почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности,к активному взаимодействию с окружающим миром.
Дети 3-4 лет-это в первую очередь «деятели»,а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развитие. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так,чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх,в двигательных упражнениях,в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании,лепке, речевом общении,в творчестве (имитации,подражание образом животных,танцевальные импровизации и т. п.).Эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач.
Общие задачи воспитаниямладшего дошкольника состоят в следующем:
1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду,установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе,устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка;
2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей,своевременное овладение основными движениями и гигиеническими навыками;
3. Способствовать развитию познавательной активности детей,обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях,учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования,сравнения,элементарного анализа;
4. Способствовать развитию у детей самостоятельности,овладению разнообразными способами действий,приобретению навыков элементарного самообслуживания,самостоятельной игровой деятельности и общения;
5. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему,эмоциональную отзывчивость на состоянии других людей,добрые чувства к животным и растениям;
6. Развивать интерес детей к сотрудничеству,навыки речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками,обогащать опыт игрового общения;
7. Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей,интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества,радости от реализации своих замыслов и желаний.
Педагогический процесс также включает организованное обучение (занятия).В каждой возрастной группе проводится не более двух занятий в день. В младшей и средней группах одно из игровых занятий планируется утром,второе-после сна.
На занятиях дети осваивают обобщения (обобщенные представления,элементарные предметные понятия,простейшие закономерности. При этом значимо использование разнообразных моделей и моделирования.
Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность,обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем занятия проводятся по подгруппам и имеют интогративный характер.
Педагогический процесс включает самостоятельной деятельности детей. с этой целью создается развивающая педагогическая среда,организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов,способностей каждого ребенка,стимулированием активности,самостоятельности. Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость,любознательность,познавать окружающее без принуждения,стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использования наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений,экскурсий,элементарных опытов и экспериментирования,игровых проблемных ситуаций.
Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так,например,расширяя представления детей о природе,педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому,побуждает к этетическим переживаниям,связанным с природой,решает задачи развития речи,овладения соответствующими практическими и познавательными умениями,учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности,а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Именно это дает возможность развивать в единстве познавательную,эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Источник