Задачи развития ребенка третьего года жизни
Содержание
- Особенности развития детей третьего года жизни
- Внимание на третьем году жизни ребенка
- Представление и понятие об окружающем мире
- Сенсорное развитие
- Игры и занятия на третьем году жизни ребенка
В течение 3-го года жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно слышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис 3-х летнего возраста проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протеста против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности.
В результате таких личностных проявлений ребенка у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы от взрослых за свои успехи. Появляется чувство собственного достоинства. Эти качества лежат в формировании самосознания ребенка.
Большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи ребенка и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают формы слов, а также неправильно произносимые слова.
В своей речи он употребляет уже распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым». Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы развивают познавательную потребность. Употребление детьми придаточных предложений говорит о восприятии детьми предметов и явлений окружающей действительности не изолированно, а во взаимосвязи. Они улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают и сопоставляют.
Развитие речи и мыслительного процесса у детей третьего года жизни идут одновременно.
Особенности развития детей третьего года жизни
- Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов из того, что его повседневно окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
- Появляются более сложные обобщения касающихся сходных по функциям предметов, а также касающихся качества предметов, например на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
- Ребенок может понять рассказ взрослого о явлениях и событиях в которых сам не участвовал и непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома.
- На третьем году изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.
Но несмотря на эти достижения дети не владеют еще грамматическим строем языка. Ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и валенки» (2 года 6месяцев), или: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» (2 года 9 месяцев). Правильное произношение звуков на 3-м году еще не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие :«балабан» (барабан). В это время слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения. Что касается взрослых, то они не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования правильного произношения детьми слов.
Внимание на третьем году жизни ребенка
На третьем году жизни у детей появляются элементы произвольного внимания, он более длительное время может заниматься одним видом деятельности. У ребенка возрастает объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют в памяти пережитое, особенно если это было связано с положительными или отрицательными эмоциями.
Представление и понятие об окружающем мире
На протяжении 3 года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода, различает и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»).
У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).
Сенсорное развитие
Вид деятельности ребенка, которому следует уделять особое внимание, можно назвать наблюдение, так как оно является важным средством сенсорного развития. Здесь высока роль взрослого, который должен научить ребенка выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма. Если взрослый видит, что ребенок зам чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом предмете главное, существенное. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.
Игры и занятия на третьем году жизни ребенка
Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами:
- предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой);
- сюжетные игры (игра с куклой);
- наблюдения;
- рассматривание картинок, книг;
- элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием пищи, одевание, уборка игрушек);
- игры со строительным материалом; начала изобразительной (творческой деятельности) – лепка и рисование.
Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.
Особое место в развитии ребенка имеют «сюжетные игры», когда играя, он отображает многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он начинает отображать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Но это возможно только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Важным качеством в деятельности ребенка при этом могут быть элементы планирования, когда, начиная то или иное действие, он заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу».
Изобразительная творческая деятельность ребенка заключается в рисовании, лепке. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.
На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать взаимодействия со сверстниками, интерес к совместным играм и начинаются складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.
А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.
Источник
Для того, чтобы малыш своевременно и всесторонне развивался, надо:
- 1) Создать все необходимые условия для его активного поведения и бодрого, жизнерадостного настроения.
- 2) Расширять кругозор, развивать умственные способности и речь ребенка.
- 3) Удовлетворять его потребности в движениях (бег, ходьба, прыжки) и совершенствовать их.
- 4) Усложнять и разнообразить предметную деятельность.
- 5) Прививать культурно-гигиенические навыки.
- 6) Воспитывать положительные чувства, дружеские взаимоотношения со взрослыми и детьми, положительные черты характера, т.е. формировать нравственные качества.
- 7) Воспитывать любовь и интерес к музыке, пению, художественном слову (стиху, сказке), т.е. способствовать эстетическому развитию ребенка.
Чем нужно заниматься с детьми в возрасте от 2 до 3 лет? Неверно думать, что это должны быть лишь игры-развлечения. Ребенка следует, конечно, повеселить и позабавит. Это делает его более жизнерадостным, веселым. Такие игры, как игры в прятки, в догонялки, катание малыша на спине у взрослого и т.п., очень радуют, вызывают смех, оживление малыша. Но занятия с ребенком не должны ограничиваться лишь забавами и развлечениями. Занятия должны содействовать всестороннему развитию ребенка — его движений, речи, органов чувств, внимания, памяти, сообразительности, умения наблюдать.
В этих целях можно рекомендовать такие занятия, как рассматривание картинок и рассказывание по ним. Надо рассказывать сказки, читать стихи детям и без показа картинок.
Следует использовать настольные игры, такие, как предметное лото, домино, складные картинки, игры «Кому что нужно», «Ку-ка-ре-ку» и подобные им.
Очень полезны для развития ребенка и различные разборные игрушки — матрешки, пирамиды, вкладные чашки и др. Под руководством взрослого, занимаясь ими, он учится решать доступные ему простые умственные задачи: составлять из частей целое (складные картинки), сравнивать и находить сходство и различие (парные картинки, лото); учится не только различать, но и называть цвет (красный, желтый, синий, зеленый), форму (кубик, кирпичик, шарик), размер (большой, маленький), число (один, два, много).
В этих играх усложняются также действия: ребенок стремится довести начатое до конца (правильно, по размеру, надеть все кольца пирамидки), действует целенаправленно, соблюдает целый ряд правил (игры в лото, домино).
В этом возрасте следует уже учить ребенка рисовать карандашом, лепить из пластилина, глины. Хотя кубиками ребенок умеет играть уже самостоятельно, нужно иногда вместе с ним сооружать постройки более сложные, чем те, которые он делает сам.
Взрослый должен показывать правильные приемы рисования, лепки, постройки из кубиков — правильно держать карандаш, проводить линии горизонтальные, вертикальные и закругленные, отрывать и катать кусочки глины, строить из кубиков, правильно выбирая их по форме, размеру. Сделав что-то, взрослый предлагает ребенку посмотреть, узнать, что это, и сделать такое же (например, слепить лесенку, морковку, нарисовать яблочко и т. п.).
Для развития музыкального слуха, привития ребенку интереса и любви к музыке, а также для создания у него радостного настроения надо петь с ним песенки, вместе слушать детские передачи по радио, танцевать. Следует иногда спеть или, если есть какой-либо инструмент, поиграть без слов мелодию знакомой песни и предложить ребенку узнать ее. Хорошо песенкой сопровождать некоторые подвижные игры. Хотя ребенок в этом возрасте уже запоминает и напевает песни и не совсем понятные ему по содержанию, все же лучше петь ему специальные детские песенки. Такие песни часто передают во время детских передач по радио, например: «На свой флажок на красненький любуясь я гляжу», «Дует ветер озорной», «Барабан висит на ленте», «В лесу родилась елочка». Для слушания и развития музыкального вкуса можно использовать также русские народные мелодии и наиболее мелодичные современные песни. Такие занятия очень сближают родителей с детьми. Ребенок начинает делиться с ними своими интересами, рассказывает о своих успехах и неудачах, ищет у них объяснения, просит помощи при затруднениях. Ребенок с нетерпением ждет прихода отца, чтобы заняться постройкой из кубиков, побегать, пошалить с ним, а у матери он просит, чтобы она ему рассказала сказку, спела песенку и т. п., т. е. ребенок заранее ждет, что отец и мать будут с ним заниматься чем-то для него интересным.
План-конспект занятия с детьми 3-го года жизни.
Тема: «Волшебная кисточка»
Цели:
- 1. Образовательная: познакомить с кисточкой и красками.
- 2. Обучающая: формировать умение действовать с предметами.
- 3. Воспитательная: учить играть рядом.
Демонстративный материал Игрушечный заяц; красивая коробочка для кистей и красок, кисточка № 8 (предварительно украшенная) для воспитателя. Красная, синяя, желтая, зеленая гуашь, емкости для красок и воды. Альбомный лист, на котором заранее нарисован красной краской круг; кисточка № 5 — на каждого ребенка.
Ход занятия. Дети сидят за столом. Раздается стук в дверь. Появляется заяц. У него в лапах коробочка. Дети здороваются с ним.
Воспитатель. Зайчик, что ты принес? Какая коробочка красивая! Там что-то стучит и гремит. В гости к вам пришла, друзья, посмотрите, кто же я? (Открывает коробку, достает кисточку № 8.) Посмотрите, что это? Дети, это кисточка. Смотрите, какая она нарядная, красивая. (Проводит кисточкой по детским ладоням.) Кисточка мягкая, пушистая. А в коробочке еще что-то лежит. Ну-ка, посмотрим. Еще кисточки! Только они маленькие. Они тоже пушистые, мягкие. А что же умеют делать кисточки?
Мы умеем рисовать, только краски нужно взять.
Где же нам взять краски? Зайчик их в коробочке принес! Смотрите, какие краски принес зайчик (достает по одной краске и показывает): это синяя, это зеленая, это желтая, это красная. Сегодня мы будем рисовать красной краской (показывает). На улице светит яркое солнышко, мы с вами и нарисуем солнышко.
Вот смотрите, дети, круг, много палочек вокруг. Это солнышка лучи — так теплы и горячи. Посмотрите, как я буду рисовать солнышко (рисует).
Дети рассматривают рисунок. Воспитатель предлагает им «нарисовать» солнышко рукой в воздухе.
Возьмем бумагу (раздает детям листы с красными кругами), кисточки (показывает, как надо их правильно держать), обмакнем кисточки в красную краску и нарисуем лучи солнышка.
Дети выполняют задание. Зайчик рассматривает получившиеся рисунки, хвалит и благодарит малышей.
Источник
Галина Филатова
Родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей 2–3-х лет»
Добрый вечер, уважаемые родители!
Наша группа работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Второй и третий год жизни – непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Это период превращения бессознательного крохи в активного члена семьи. Ребёнок постепенно растёт, получая при этом знания и умения, они усложняются и обогащаются. Малыш накапливает опыт и начинает пользоваться им в обыденной жизни. Всё более важным для общего развития малыша становится не только то, каких реальных успехов он достиг, но и как он пользуется этими достижениями при решении насущных проблем и умственных задач.
Ребёнок живёт напряжённой и насыщенной жизнью.Малыш жаждет приобщиться к окружающей действительности: ему интересно всё, что попадает в поле его восприятия. Основной вид его деятельности в этом возрасте – предметно – манипулятивная. Постижение ребёнком предметного мира происходит посредством действий в нём. Ребёнок освоил множество специфических действий и способен использовать по назначению многие бытовые предметы. Это достижение особенно важно для развития ребёнка, ведь малыш становится более самостоятельным в быту и самообслуживании. Растут и требования взрослых по отношению к умениям ребёнка: от него теперь требуют самостоятельно есть, частично одеваться и раздеваться, выполнять различные просьбы. Родители всё чаще оценивают результата действий малыша (получилось – не получилось). Ребёнок начинает понимать, что его действия должны быть направлены на достижение некоторого результата. Его поведение становится более результативным. Необходимым условием становления результативности в психике и поведении ребёнка на втором и третьем году жизни является развитие познавательных функций – мышления и речи. Совместное развитие этих функций приводит к тому, что у малыша появляется внутренний план, мир представлений. Осознание ребёнком результативности своих действий способствует: развитию целенаправленности деятельности. Теперь малыш способен с помощью взрослого поставить перед собой простую цель и выполнить её, взрослый даёт ребёнку образец целенаправленного результативного действия. Развитию произвольного то есть управляемого поведения. Ребёнок становится способным осознанно подчинить своё поведение требованиям взрослого. Малыш учиться справляться со своим хочу – не хочу, это важный шаг к развитию произвольности. Осознанию и переживанию собственной самостоятельности Я могу это сам. Это не только факты, но и переживание чувства гордости за своё достижение, рождение самосознания малыша.
Постепенно у ребёнка формируется определённое отношение к себе как к активному деятелю, который может достичь определённой цели Я сам. Знания о себе объединяются и дополняются представлением о своих возможностях в разнообразных видах деятельности. Закладывается важнейшая, эмоциональная часть образа Я – переживания, связанного с собственной личностью. Малыш вступает в дошкольное детство независимым и настойчивым деятелем. Я сам, Я большой! – это его главные достижения. (Знакомлю с сеткой занятий).
А сейчас я вас познакомлю что должен знать и уметь ребёнок второго и третьего года жизни по образовательным областям. «Художественно – эстетическое развитие» — Музыкальная деятельность – узнавать знакомые мелодии и различать высоту звука (высокий – низкий). Вместе с педагогом подпевать в песне музыкальные фразы.Уметь выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.Называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Изобразительная деятельность – знать что карандашами, красками можно рисовать. Различать и называть цвета красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный. Уметь раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать, сплющивать, соединять, прижимать. Лепить не сложные предмет, аккуратно пользоваться. Образовательная область «Физическое развитие». Уметь самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности. Проявлять навыки опрятности (замечать непорядок в одежде, устранять при помощи взрослого). При помощи взрослого пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расчёской, горшком). Уметь есть самостоятельно. Уметь ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга. Прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперёд.
Образовательная область «Познавательное развитие». Различать один и много предметов. Различать большие и маленькие предметы, называть их размер. Называет имена членов своей семьи и воспитателей. Узнаёт и называет некоторых домашних и диких животных, их детёнышей. Различает некоторые овощи и фрукты.
Образовательная область «Речевое развитие». Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы, При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы. Рассматривает иллюстрации в знакомых книгах с помощью педагога. Сопровождает речью игровые и бытовые действия.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Трудовая деятельность (выполняет простые трудовые действия, наблюдает за трудовыми действиями педагога.
Формирование основ безопасного поведения соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
Игровая коммуникативная деятельность в самостоятельной игре сопровождает свои действия речью, общается в диалоге с воспитателем, может играть рядом не мешая другим детям, подражать действия сверстника.
Эти задачи стоят перед нами в воспитании 2 — 3 года на конец месяца на май 2016 года.
Источник