Задачи познавательного развития ребенка средней группы

ЮЛИЯ ЦАПЛИНА
Опыт работы «Познавательное развитие детей среднего возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 20 «РОСИНКА»

Доклад из опыта работы

на тему:

«Познавательное развитие детей среднего возраста»

Подготовила:

Воспитатель

Цаплина Ю. А.

Моршанск,

2018г

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познава-тельных действий, становление сознания; развитие воображения и твор-ческой активности; формирование первичных представлений о себе, дру-гих людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитиевключает в себя 5 видов деятельности:

Формирование элементарных математических представлений.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Ознакомление с предметным окружением.

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы.

Формирование элементарных математических представлений:

Количество и счет

Учить считать до 5,пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относит последнее числительное ко всем пересчитанным предметам (один, два, три- всего три кружка). Формировать представления о порядковом счете, учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая один (лишний) предмет. На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов.

Величина

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины, ширины, высоты, толщины.

Форма

Развивать представления детей о геометрических фигурах. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров.

Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка-круг, платок-квадрат, мяч-шар, дверь-прямоугольник.

Ориентировка в пространстве

Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо- налево, вверх- вниз).

Знакомить с пространственными отношениями далеко-близко.

Ориентироваться во времени

Расширять представления детей о частях суток.

Познавательно-исследовательская деятельность:

Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.

Сенсорное развитие

Знакомить детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств. Знакомить с различными материалами на ощупь.

Проектная деятельность

Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов в создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию.

Дидактические игры

Учить детей играм направленных на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозайка, пазлы). Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей. Развивать наблюдательность и внимание.

Ознакомление с предметным окружением:

Продолжать знакомить детей с признаками предметов. Рассказывать о материалах (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.

Ознакомление с социальным миром:

Расширять знания детей об общественном транспорте и о правилах поведения в нем. Формировать первичные представления о школе. Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем, их атрибутами, людьми работающими в них. Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования, рассказать о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях, о государственных праздниках и Российской армии.

Ознакомление с миром природы:

Знакомим детей с домашними животными, декоративными рыбками, птицами, пресмыкающими, некоторыми насекомыми, фруктами, овощами, ягодами, грибами, комнатными растениями, учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев. Расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня, учить замечать изменения в природе.

Сезонные наблюдения:

Осень: учить детей замечать изменения в природе (похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг). Устанавливать простейшие связи между живой и неживой природы.

Читайте также:  Творчество как средство самовыражения и развития ребенка

Зима: учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц, рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещение тают.

Весна: учить выделять признаки весны. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Формировать представление детей о работах, проводимых в весенний период в саду и огороде.

Лето: расширять представления детей о летних изменениях в природе. Расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней, глины. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды, грибы; у животных подрастают детеныши.

В среднем дошкольном возрасте познавательное развитие является включает развитие восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. Эти процессы представляют собой разнообразные формы ориентации дошкольника в окружающем мире, в себе самом, регулируют его деятельность. Возрастной период среднего дошкольника важен для развития познавательных потребностей ребёнка, т. к. в этом возрасте заметно нарастают возможности деятельной преобразующей активности. Познавательные потребности находят выражения в форме деятельности, которая направлена на обнаружение нового (поисковой активности, исследовательской).

Основные вопросы этого возраста: «Как?» «Зачем?» «Почему?». Средние дошкольники пытаются сами найти ответ, используя свой небольшой опыт для объяснения непонятного, а порой и провести собственный эксперимент.

Познавательные интересы, внимательное рассматривание, самостоятельный поиск информации, стремление узнать у воспитателя ответы на все интересующие вопросы – типичная особенность этого возрастного периода. Дошкольник среднего возраста проявляет инициативу, наблюдает, стремится разузнать, интересуется явлениями живой и неживой природы.

В своей работе по познавательнойдеятельности выделяю ряд задач:

Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения. Экспериментальную деятельность, речь;

Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;

Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности;

Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;

Создать условия, способствующие их выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательной деятельности;

Поддерживать условия для развития познавательных процессов дошкольников во всех видах деятельности.

В своей работе использую приёмы по познавательного развития:

наглядные наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций;

практические упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность;

словесные рассказы, чтение, вопросы, беседы и использование художественного слова;

Сенсорное воспитание чем выше уровень их развития, тем богаче возможность познания окружающего мира, то есть умение различать и называть качества предметов.

В своей работе большое внимание уделяю игре, которая одна из самых действенных средств познавательного развития дошкольников. Во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этим знанием с другими.

Я с детьми играя в различные виды игр:

Сюжетно-ролевые игры, которые товарищем, единомышленником по интересам. расширяют представление об окружающем мире.

Игры – драматизации, которые способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений, и активизирует речь.

Строительно-конструктивные игры расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе. Они являются познавательным содержанием окружающего мира.

Игры – эксперименты. Научат видеть проблему, решать её анализировать, делать выводы и добиваться результата

Для детей дошкольного возраста познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов.

Источник

Семёнова Людмила Георгиевна
ОО «Познавательное развитие». Перспективный план по познавательному развитию в средней группе

Сентябрь

1.09-8.09.2017

Тема недели: «День знаний»

«Детский сад»

Цель: Формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского сада.

Комплексные занятия. Стр. 41

Картинки с изображением сотрудников детского сада.

11.-15.09.2017

Тема недели: «Внимание, дети»

«Мчатся по улице автомобили».

Цель: Познакомить детей с различными видами автомобилей (легковые, грузовые, их назначение. Дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека.

18-22.09.2017

«Осенняя пора» У медведя во бору грибы, ягоды беру»

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах, ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. Соломенникова Занятия по формированию экологических представлений. Стр. 8

Читайте также:  Центр развития ребенка томск

25-29.09.2017

«Дары осени» «Во саду ли в огороде»

Цель: Закрепить понятия «фрукты, овощи». Познакомить с некоторыми видами овощей: форма, цвет, вкус (баклажан, кабачок, редька)

Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа» Стр. 30

Октябрь

2-6.10.2017

Краски осени (декоративная роспись) «Краски осени»

Цель: Закрепить знания о признаках осени. Вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы. Учить выразительно читать, декламировать стихотворения, интонацией передавать свои чувства и впечатления. Обогащать словарь детей определениями.

Картины со временами года, дид. игра «Найди пару»

9-13.10.2017

«Миром правит доброта» «Мои друзья»

Цель: Формировать понятие «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа» Стр. 24

16-20.10.2017

«Будем здоровы» Деревья

Цель: Познакомить с названием некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев; воспитывать бережное отношение к растениям.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 96

23-27.10.2017

«Наши права» «Петрушка идет трудиться»

Цель: Формировать умение классифицировать предметы по назначению; закреплять знания детей о предназначении определенных предметов: закреплять знания о профессиях. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Стр. 21

Ноябрь

30.10-3.11.2017

«Моя страна-моя станица» Моя станица

Цель: Продолжать знакомить детей со станицей; помочь детям вспомнить достопримечательности станицы, дать элементарные представления о людях труда проживающих в станице.

Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа» Стр. 46

6.11-10.11.2017

Тематическая неделя игры Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».

Цель: Продолжать закреплять знания детей об игрушках, знакомить со свойствами игрушек, материала из которого они изготовлены.

Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа» Стр. 38

13.11-17.11.2017

«Поздняя осень»

Цель: Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой».

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 115

20.11-24.11.2017

«Моя любимая мама» Семья.

Цель: Углублять представления детей о семье, ее членах, учить правильно, определять членов семьи на фото.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 76

27.11-1.12.2017

«Здравствуй, зимушка-Зима» Правила дорожного движения.

Цель: Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора, формировать навыки ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 149

Декабрь

4.12-8.12.2017

«Птицы зимой» «Птицы. Снегирь»

Цель: Познакомить с названием птиц, их значением.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 243

11-29.12.2017

«Новогодний калейдоскоп» «Почему растаяла Снегурочка».

Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе замерзает и превращается в лед. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Стр. 45,

11-29.12.2017

«Новогодний калейдоскоп» Праздник Новый год. Нарядная елка.

Цель:Продолжать расширять знания о новогодних традициях.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 157

Январь

.9.01 -12.01.2018

«Праздники русского народа» «Петрушка-физкультурник».

Цель: Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования.

Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Стр. 28

15.01-19.01.2018

«Мы со спортом все дружны» Зимние забавы.

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями своего народа, а так же коренных народов севера. Развивать внимание и мышление.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Веракса стр. 174

22.01-26.01.2018

«Зимние узоры» «Зима. Зимние узоры»

Цель: Познакомить с признаками зимы; учить сравнивать зиму и осень.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Веракса стр. 166

29.01-02.02.2018

«Февраль-бокогрей» «В гости к деду Природоведу».

Цель: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия взаимосвязи человека и природы.

Читайте также:  Роль сенсорного развития ребенка дошкольного возраста

О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Стр. 50

Февраль

5-9.02.2018

«Транспорт» «Наземный транспорт»

Цель: Познакомить с наземным транспортом, его видами, их составными частями, учить сравнивать виды наземного транспорта.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Веракса стр. 132

12-16.02.2018

«Наши защитники» «День защитника Отечества»

Цель: Уточнить представления детей о нашей армии, познакомить с родами войск, военными профессиями.

Комплексные занятия под ред. Н. Е. Вераксы стр. 218 О. В. Дыбина Ознакомление с предметным… стр37.

19-23.02.2018

«Все профессии важны» Профессии. Дорога для автомобиля.

Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями, обсуждение качеств, которыми должны обладать люди разных профессий; показать важность каждой профессии.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 123

26.02-2.03.2018

«Праздник бабушек и мам» «Забота о маме»

Цель: Воспитывать доброе, внимательное отношение к маме, стремление помогать ей; учить описывать человека (маму).

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 231

Март.

5-9.03.2018

«Весна шагает по планете» «Весна. Признаки весны»

Цель: Учить замечать изменения в природе, сравнивать погоду весной и зимой. Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 224

12-16.03.2018

«Маленькие исследователи» «В мире пластмассы».

Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением стр 40.

19-23.03.2018

«Волшебница вода» «Помощь по дому».

Цель: Закреплять знания детей о предметах помощниках, прививать желание помогать родителям в уборке дома.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Веракса стр. 114

26-30.03.2018

«В гостях у сказки» «Театральная страна».

Цель: Дать представление о кукольном театре; показать разнообразие кукол и материалов из которых они изготовлены.

О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением

Апрель.

2-6.04.2018

«В здоровом теле-здоровый дух» «Разговор о правильном питании»

Цель: Учить детей бережно относиться к своему здоровью. Продолжать знакомить с правилами питания. Закрепить знания о полезных продуктах, формировать у детей представления о содержании витаминов в овощах и фруктах.

9-13.04.2018

«Космические дали» «Путешествие в прошлое одежды».

Цель: Продолжать знакомить детей с назначением и функциями одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способами применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создаёт предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.

О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением

стр. 48

16-20.04.2018

«Осторожно, огонь!» «Красный цветок».

Цель: Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности, познакомить детей с предметами пожаротушения, знакомить детей с профессиями.

Т. А. Шорыгина Правила пожарной безопасности для детей. стр. 5

23-27.04.2018

«Насекомые» «Насекомые»

Цель: Познакомить с названиями насекомых, их особенностями; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Комплексные занятия по программе под ред. Н. Е. Вераксы стр. 250

Май

30.04-4.05.2018

«Мир, труд, май» Труд взрослых

Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями взрослых, с инструментами труда необходимыми для той или иной профессии, объяснить, что профессии важны и каждую работу нужно выполнять хорошо, чтобы люди были довольны результатами труда. Н. В. Алёшина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальным миром. стр. 102

7.05-11.05.2018

«Дни воинской славы» Наша Родина.

Цель: Продолжать знакомить детей с Россией, её достопримечательными местами.

Н. В. Алёшина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальным миром. стр. 94

14.05-18.05.2018

«Моя семья» «Собери предмет»

Цель: Закреплять умение называть части предмета, выделять его функции и материал, из которого он изготовлен; узнавать предмет по названной части или детали. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением

стр. 68

21.05-25.05.2018

«Веселая карусель» (роспись игрушки) Путешествие в прошлое кресла.

Цель: Продолжать знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло) развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма, развивать интерес к предметам рукотворного мир.

О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением стр. 43

28.05-31.05.

Итоговые

Цель: Закреплять материал, пройденный на занятиях.

Источник