Задачи логопедии в речевом развитии ребенка
Краткое описание документа:
I. Предмет, объект, цель и задачи логопедии.
Изучением речевых нарушений, их предупреждением и преодолением путем воспитания и обучения занимается специальная педагогическая наука – логопедия.
Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.
Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.
Задачи логопедии:
1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.
2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).
II. Взаимосвязь логопедии с другими разделами.
Таблица 1
Внутрисистемныесвязи | Специальная педагогика: Логопедия | Психология: — знание закономерностей психического развития ребенка; — владение методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста и адекватный подбор этих методов для обследования речевых и неречевых функций; — определение роли речи в психическом развитии ребенка; — установление контакта с лицом, имеющим нарушение речи; — повышение эффективности логопедического воздействия. |
Специальная педагогика: Логопедия | Педагогика: — внедрение педагогических концепций, общих дидактических принципов в практику обучения; — конструирование учебного процесса | |
Специальная педагогика: Логопедия | Специальная педагогика и ее отрасли: — изучение специфики обучения и воспитания детей с нарушением речи; — дифференциация нарушений речи от сходных состояний; — подбор адекватных методов, приемов для преодоления речевых расстройств у детей с сенсорными и психофизическими нарушениями; — подбор соответствующих методов для преодоления неречевых нарушений у детей с речевыми нарушениями. | |
Специальная педагогика: Логопедия | Методика обучения родному языку : — раскрытие теоретических и методических аспектов изучения и развития речи у детей с нарушенной речевой деятельностью; — изучение закономерностей, целей, содержания, средств, приемов, методов и системы развития речи у детей с речевой патологией. | |
Специальная педагогика: Логопедия | Методика обучения математике: -изучение закономерностей, целей, содержания, средств, приемов, методов и системы обучения математике детей с речевой патологией. |
Таблица 2
Межсистемные связи | Специальная педагогика: Логопедия | Анатомия и физиология, нейрофизиология: раскрытие механизмов речи, мозговой организации речевого процесса, сведения о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности. |
Специальная педагогика: Логопедия | Оториноларингология: — возможность не только определить этиологию нарушений, но и выявить закономерности сочетания логопедической работы с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством; — дифференциальная диагностика нарушений речи от сходных состояний | |
Специальная педагогика: Логопедия | Неврология, невропатология: — знание строения нервной системы, ее функций и особенностей развития; — знание неврологических основ речевых нарушений (определение локализации очага поражения головного мозга); — выявление неречевых расстройств; — установление клинического речевого диагноза; — возможность осуществление комплексного коррекционного воздействия (подбор медикаментозного лечения, физиопроцедур); — возможность правильного выбора профиля | |
Специальная педагогика: Логопедия | Психопатология, клиника олигофрении: — дифференциальная диагностика нарушений речи от сходных состояний; — представление о наиболее частых формах психических нарушений у детей, так называемых пограничных состояниях, проявляющихся в поведенческих и эмоциональных нарушениях, олигофрении и задержках психического развития |
5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
7. Систематизация речевых расстройств.
8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. 10.Разработка вопросов организации логопедической помощи
В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.
Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. В связи с этим логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и нейролингвистике, психологии, педагогике и ряде других наук. Эти научные дисциплины позволяют логопедии научно обосновывать механизмы и структуру нарушения речи, разрабатывать и использовать научно обоснованные методы развития, исправления и восстановления речи.
Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых. Логопедия тесно связана со многими науками. Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой.
К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.
Источник
Становление речи – это сложнейший процесс, ребенку необходимо научится правильно формировать и произносить мысли, осуществлять контроль над органами речевого аппарата, понимать обращения в свой адрес и уметь ответить собеседнику.
С некоторыми из перечисленных задач у ребенка могут возникнуть трудности. Именно решением проблем, связанных с речью занимается наука — логопедия, а также предотвращением их возникновения.
Основы логопедии
Логопедия – наука, изучающая дефекты в речевом развитии и причины их возникновения. Занимается нахождением способов устранения и выявления нарушений на ранних и поздних этапах образования с помощью специального обучения и корректирующих методов.
Цель логопедии – разработка новых способов решения проблем, связанных с неправильной постановкой речи.
Объект логопедии – лица с отклонениями в речевых способностях. Кроме тех, у которых это связано с физиологическими недостатками.
Предметом логопедии как науки являются дефекты речи. Сюда входит процесс обучения и разработка программы исправления недостатков для каждого человека индивидуально.
История возникновения
Впервые упоминание о коррекции речевых способностей появилось в XVII веке. В сурдопедагогике того времени не учитывались плохо слышащие или с полным отсутствием слуха лица.
Как самостоятельная дисциплина логопедия сформировалась к концу XIX века. До первой половины XX века наука была в упрощенной форме. Дефекты речи рассматривались, как признаки недостаточного формирования или расстройства в работе артикуляционного аппарата. Диагностические мероприятия проводились с медицинской точки зрения.
После ряда исследовательских работ научное направление логопедии получило более широкий смысл. Ее стали связывать напрямую с педагогикой.
Современная логопедия имеет такие же общие принципы, как и дефектология. Более подробно про дефектологию можно узнать тут. Помимо этого, она тесно связана с другими науками (психология, языкознание, физиология).
Задачи логопедии
Среди основных задач выделяют следующие:
- исследование индивидуального образования речевых способностей при различных видах недостатков речи;
- выявление степени отклонений и их распространенности. Обозначение основных симптомов;
- определение изменений при спонтанном и направленном обучающем воздействии на ребенка с неправильной речью. Исследование характера недостатка речи и его влияния на формирование личности, индивидуальных качеств и поведение в социуме;
- изучение формирования речи у детей с недостатками развития интеллектуальных способностей, нарушениями или отсутствием зрения и слуха, а также с проблемами опорно-двигательного аппарата;
- определение происхождения и структурных особенностей отклонений речевого развития. Выяснение механизмов воздействия и симптоматики проявлений;
- анализ диагностических способов с педагогической точки зрения по устранению дефектов;
- объединение сведений, параметров, критериев по общим признакам речевых отклонений в отдельные группы;
- распределение лиц по общим признакам и способностям в отдельные группы. Разработка принципов и методики воздействия на устранение речевых расстройств;
- совершенствование профилактических мероприятий;
- разработка вопросов, связанных с организацией работы по устранению дефектов речи.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
В задачах логопедии представлены теоретические аспекты решения проблемы и практические методы ее устранения.
Классификация патологий речевых способностей
В логопедии выделяют 2 основных классификации речевых отклонений:
- Клинико-педагогическая.
- Психолого-педагогическая.
Обе классификации верны и полностью согласованы между собой.
Клинико-педагогическая классификация
Рассматривает проблему речевого расстройства с медицинской стороны. Разделяет все типы нарушений на 2 группы:
- Нарушения устной речи. К этой группе относятся:
- дислалия (неправильная постановка звуков, нарушения фонетического слуха). Проявляется у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией речевого аппарата;
- ринолалия (неправильное произношение звуков, нарушение тембра голоса). Проявляется у детей с врожденными патологиями строения речевого аппарата;
- дизартрия (неправильное произношение речи, нарушение фонематического восприятия и фонематического слуха). Возникает у детей, получивших травму головного мозга или ЦНС;
- дисфония (отсутствие голоса или слабая сила голоса и тембра). Возникает при различных поражениях голосового аппарата;
- заикание (нарушение ритмики и темпа постановки речи). Возникает из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата;
- брадилалия (темп речи слишком медленный);
- тахилалия (ускоренный темп речи);
- Также в устной речи выделяют структурно-семантический вариант нарушений:
- алалия (одновременное недоразвитие всех составляющих речи или полное ее отсутствие). Возникает во время беременности матери или при врожденных патологиях ЦНС;
- афазия (полная потеря речевых навыков). Возникает из-за патологий головного мозга.
2. Нарушения письменной речи. Сюда входят:
- дислексия (расстройство чтения). Возникает при нормальном зрении и интеллекте. Ребенок не способен распознавать некоторые буквы и произносить их;
- дисграфия (расстройство письма). Ребенок путает буквы в словах при написании.
Схематически клинико-педагогическая классификация выглядит так:
Психолого-педагогическая классификация
В логопедии чаще всего применяется именно эта классификация. Данная разработка принадлежит Р.Е. Левиной. В ее основе лежат методы коррекции речевых дефектов.
- Патологии формирования (возникают в процессе недостаточного развития речи или его слишком медленного темпа)
- фонетико-фонологическое;
- общее нарушение речи.
2. Нарушения применения (возникают из-за проблем с функционированием речевого аппарата без механических повреждений)
- заикание;
- патологии без судорог.
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Для современной трактовки патологии характерно такое утверждение: расстройство речи – это системное нарушение.
Понятия ЗРР и ОНР в логопедии
Задержка речевого развития //rechudetey.ru/narushenie-rechi/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-zrr.html, характерна для детей, не достигших 4 летнего возраста. Уровень развития речевых способностей ребенка с таким диагнозом заметно отстает от сверстников. При своевременном обращении к логопеду отклонение успешно устраняется.
ОНР – общее недоразвитие речи. Понятие включает в себя разносторонние патологии в речевом развитии ребенка (лексические, грамматические, фонетические и другие ошибки в произношении и формулировке слов и предложений).
ОНР может наблюдаться при алалии, дизартирии и т.д. В логопедии ОНР разделяют на 4 уровня, которые определяются степенью отклонений от нормы. Представлено в таблице:
Уровни ОНР | Характеристика |
1 уровень |
|
2 уровень |
|
3 уровень |
|
4 уровень |
|
Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.
Представленное разделение необходимо логопеду для правильной постановки диагноза и последующего лечения.
Упражнения для коррекции дефектов в логопедии
Занятия с логопедом направлены на разработку артикуляционного аппарата и дыхательной системы ребенка.
Гимнастика дыхательных путей учит правильно дышать через нос и рот, а также тренирует задерживать дыхание на несколько секунд.
Чтобы занятия не утомляли детей их выполняют в игровой форме. Например, игра «Кораблики». Ее суть в том, что ребенок дует на кораблик, находящийся в воде воздухом пододвигая его к краю емкости. Таких игр в логопедии огромное количество.
Гимнастика артикуляционного аппарата состоит в следующем:
- разминка нижней челюсти;
- разминка щек;
- разминка губ;
- зарядка для языка;
- зарядка для неба.
Упражнения проводят в стихотворной форме с задействованием мимики лица. Делая акцент на том, какие звуки ставятся первыми и на правильное ударение в словах.
Су-Джок терапия
Терапевтический метод применяется для коррекции речевых отклонений. Его цель – нормализация тонуса мышц. Благодаря воздействию на мышцы активизируется работа головного мозга, а именно центров, отвечающих за речь.
Специальное кольцо с массажными шариками одевается на большой палец руки. Легкими движениями массажируют сначала весь палец, а потом активно воздействуют на его ногтевую область до появления покраснения.
Терапия особенно полезна для детей с диагнозом дизартрия. Потому что у этой категории расстройства речи связаны с неправильной работой головного мозга.
Источник
Дарья Колесник
Цель и задачи логопедического обследования
Введение
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т. к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.
Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Цель логопедического обследования
В основу логопедического обследования положены общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения. Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития — как общего, так и речевого.
Предмет логопедического обследования – выявление особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии. Объект логопедического обследования – речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы. Субъект обследования – человек (ребенок, страдающий нарушением речи. На современном этапе развития педагогики доказана субъект-субъектная основа отношений между педагогом и обучающимся. Поэтому целесообразно говорить о ребёнке с нарушениями речи не как об объекте, а как о субъекте педагогического процесса.
Так что же такое логопедическое обследование?
Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.
Логопедическое обследованиевключает 2 самостоятельных раздела:
— «Общая диагностика» (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
— «Речевая диагностика» (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).
Основной целью обследования является оценка сформированности речи, то есть степени соответствия уровня речевого развития, особенно связности речи и ее коммуникативной функции, возрастным нормативам, определение путей и средств коррекционно-развивающей работы.
Задачи логопедического обследования
Из цели вытекают следующие задачи:
1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.
Также выделяются задачи:
1) выявление объёма речевых навыков;
2) сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;
3) определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;
4) анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;
5) определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.
В логопедической литературе представлено большое количество методик обследования речи (Филичева Т. Е., Чиркина Г. В., 1985; Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., 1990; Усанова О. Н., 1990; Волкова Л. С., 1995 и др.). Объединяет их то, что они с разной степенью подробности анализируют фонетико-фонематический, лексический, грамматический уровни развития речи и составляют суждение о связной речи ребенка.
Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, с выборочным использованием стандартных логопедических заданий.
При логопедическом обследованииребенка должен в полной мере использоваться системный подход к анализу речевых нарушений: выявляется не только нарушенный компонент речевой деятельности, но и его взаимосвязь с другими нарушениями или сохранными компонентами речи. Необходимо помнить, что речевые расстройства могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). При обнаружении нарушения какого-либо компонента речи необходимо проверить степень возможного нарушения зависимых от него других речевых процессов. Проявление речевых нарушений может быть и причиной, и следствием каких-либо других нарушений.
При выборе заданий необходимо учитывать состояние развития речи в норме для возраста ребенка.
При проведении логопедического обследованияиспользуются следующие методы:
• Изучение документации;
• Метод беседы;
• Логопедическое тестирование;
• Метод наблюдений.
Логопед до начала обследования должен изучить все документы (характеристики, заключения специалистов). Предварительный анализ документов позволяет логопеду построить гипотезу своего обследования с целью выявления речевой проблематики.
Целесообразно начать процедуру логопедического обследования с беседы. В беседе выясняется, каково речевое окружение ребенка, осознает ли он свой речевой недостаток (если таковой имеется) и как реагирует на него. Были ли обращения родителей к логопеду ранее, какая коррекционная работа проводилась и каков ее результат. Прежде чем проводить обследование ребенка, необходимо выяснить, какие недостатки речи, по мнению родителей (законных представителей, имеются у ребенка, какие он испытывает трудности в обучении. Необходимо также уточнить сведения о раннем речевом развитии (если они не были получены ранее или недостаточны).
До начала собственно логопедического обследования необходимо проверить физический слух ребенка, так как речевые нарушения часто обусловлены снижением слуха. При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи.Определяются границы восприятия шепотной речи: восприятие шепота на расстоянии менее 3 метров указывает на необходимость специальной консультации сурдолога для уточнения состояния слуха.
Только после всех этих процедур можно приступить непосредственно к обследованию состояния речи ребенка.
После проведения обследования, делается заключение о состоянии речи ребенка, рекомендуется необходимая программа развития, которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.
Заключение
Система логопедического обследования описана в литературе по логопедии и разработана в различных инструктивно-директивных и методических документах. Но, при обследовании ребенка, не следует забывать, что никакая схема не может предусмотреть всех встречающихся случаев нарушения речи у детей. Поэтому логопед может использовать в полном объеме весь арсенал имеющихся у него приемов и средств.
Выводы
Анализируя данные логопедического обследования, логопед определяет к какой группе следует отнести выявленные у ребенка расстройства.
Обследование проводится комплексно, динамически, всесторонне и дает возможность наметить индивидуальный план наиболее эффективной помощи ребенку, увидеть общую речевую ситуацию и тенденции ее развития, провести качественную функциональную диагностику речевых нарушений на начальных этапах обучения,поставить речевой диагноз: степень и характер нарушения устной и письменной речи. Это необходимо для правильной организации индивидуального подхода на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Источник