Задачи этапов развития ребенка
Ребенок – это не только источник постоянного позитива для родных и близких, но, главное, человек, который растет и развивается. При этом каждый этап его развития сопровождается формированием различных умений, знаний, навыков, личных качеств и особенностей характера. Следует понимать это , а еще досконально знать основные этапы развития ребенка, которые имеют свои особенности протекания и различные классификации.
Возрастные этапы развития детей
Основные этапы развития детей делятся на следующие категории согласно определенному возрасту:
- внутриутробный (280 дней беременности);
- младенческий (первый год жизни);
- ранний (до трех лет);
- дошкольный;
- младший школьный (с первого по седьмой класс);
- старший школьный.
Каждый этап имеет свои особенности. Чтобы понять все прелести каждого, их следует разобрать подробнее. Это поможет родителям понять, на чем сделать акценты в воспитании ребенка и его физиологическом развитии.
Внутриутробное развитие
Один из самых важных этапов в жизни человека – внутриутробный. Но в этот период от малыша ничего не зависит – все в руках мамы и частично папы. Во время беременности у плода закладываются системы всех органов, вследствие чего кроха начинает слышать, видеть и дышать.
Еще в утробе, на четырнадцатой неделе беременности, малыш способен запомнить тембр голоса своей мамы! Но и это не все – еще он может запоминать музыку, особенно наиболее любимую беременной, если она регулярно ее слушает.
Именно поэтому специалисты рекомендуют будущим мамам сменить свои приоритеты и вкусы в пользу классической музыки, которая имеет сильное успокаивающее свойство. Также маме и папе рекомендуется регулярно общаться с крохой: разговаривать, читать вслух стихи и сказки, поглаживать живот.
Младенчество
Младенчество – еще один особенный этап для каждого человека. Он самый стремительный и показательный в жизни малыша, который всего за один год превращается «из гусеницы в бабочку» – из полностью зависящего от мамы младенца в самостоятельного человечка.
В этот период ребенок особенно уязвим и требует правильного ухода и повышенного комфорта. Все это – задача родителей, которые должны не только максимально облегчить всевозможные дискомфортные ситуации, но и помочь малышу в развитии, например, когда он начинает поднимать головку, ползать, сидеть и ходить.
Ребенку нельзя запрещать познавать мир через тактильные ощущения, посредством прикосновений. Пусть трогает, пробует, прикасается и даже «лапает» испачканными ручонками. Зачем? Чтобы развиваться духовно, интеллектуально и физически!
С полугода кроху не стоит ограничивать в передвижении, так как он начинает познавать пространство. Ему необходимо его изучить, а для этого следует ползать и «гулять» в ходунках по квартире или дому.
К году у малыша появляется понимание правил пользования предметами, кроме того, что он уже умеет перекладывать их из коробки в коробку, складывать маленькие предметы в большие, открывать и даже откручивать крышки.
Ранний этап
Длительность раннего этапа равна двум годам – от года до трех лет. В это время самым важным является социальное взаимодействие. Ребенок учится налаживать отношения со взрослыми и детьми, знакомиться, дружить, получать удовольствие от общения. Кроме того, появляется желание стать более самостоятельным и независимым от родителей, так как к малышу приходит осознание и принятие себя как полноценной личности.
Кроха начинает много фантазировать, думать, оценивать, прогнозировать. А еще в этом возрасте он приобретает большое количество навыков, среди которых:
- стройка за́мков из кубиков;
- складывание простых пазлов;
- попадание в мяч ножкой;
- выполнение простых просьб взрослых;
- складывание фраз из пяти слов;
- рисование прямой вертикальной линии;
- декламация четверостиший и потешек;
- знание частей своего тела и их расположения;
- пользование горшком и туалетом;
- самостоятельное употребление пищи и жидкости;
- разрезание бумаги и правильная фиксация ножниц рукой;
- умение мыть и вытирать руки.
В конце раннего этапа развития ребенка может посетить первый в его жизни кризис – так называемый кризис трех лет. Каждый малыш переносит его по-своему в зависимости от индивидуальных особенностей психики и отношений в семье. Одни проявляют негативизм, другие становятся чрезмерно упрямыми, а третьи превращаются в маленьких агрессоров. И лишь небольшая часть детей приобретает положительные качества в виде уступчивости и мягкости.
Все это самые обычные формы поведения в кризисном возрасте. Стоит ли родителям терпеть новые привычки малыша, или же от них следует избавиться? Ни первое, ни второе. Ведь своим поведением ребенок говорит, а иногда кричит о том, что он хочет больше внимания к себе. А его к этому возрасту, как правило, становится меньше: родители перестают переживать по любому поводу, ведь ребенок обретает самостоятельность и не требует постоянного наблюдения, вследствие чего начинают уделять больше времени себе, друг другу, работе, дому, общению с друзьями. Это беспокоит кроху, ведь он к такому не привык и хочет, чтобы все было как прежде, когда мир крутился вокруг него, а он в этой вселенной был центром. Что делать? Просто проводить с сыном или дочкой больше времени, при этом поощряя хорошее поведение и не акцентируя внимания на плохом.
Не говорите ребенку «не бегай». Скажите: «подойди ко мне спокойно». Слова «не кричи» замените на «говори потише». «Ты так ударишься, упадешь, убьешься» звучат как приказ к действию, а еще говорят о неотвратимости удара и падения. А ведь их можно заменить всего на два слова: «это опасно». Можете добавить: «Я переживаю за тебя. Твое поведение и поступки могут иметь такие-то последствия». Старайтесь избегать негатива, ведь его и так достаточно в жизни человека – во взрослой жизни. А детство – это та пора, которая должна быть наполнена только приятными эмоциями, позитивом, радостью, смехом, беспечностью и огромным счастьем безоговорочной любви родителей, вне зависимости от кризисов и поведения ребенка.
Дошкольный возраст
Для малыша этот этап начинается с трех лет и заканчивается поступлением в школу. В это время закладываются личностные качества крохи, происходит развитие индивидуальных механизмов поведения, которые будут присущи человеку на протяжении всей жизни.
Ребенок дошкольного возраста – это губка, впитывающая как информацию, так и манеры поведения. Например, если мама будет требовать от ребенка, чтобы он не кричал, и при этом сама будет регулярно повышать голос, то сын или дочь ничему не научатся. Этот период воспитывает не только детей, но и их родителей. Не зря говорят: хочешь воспитать ребенка – воспитай себя, так как он все равно вырастет твоей копией. Об этом следует задуматься каждому родителю. А еще лучше – взяться за собственное перевоспитание!
Пример для подражания – это то, необходимо малышу в данный момент. И этот пример должен быть положительным. К слову, примеров может быть много. Часто у идеальных родителей растут совершенно несносные дети. В этом случае следует обратить внимание на поведение людей, с которыми ребенок общается наравне с родителями: бабушек и дедушек, друзей по песочнице и саду, детей знакомых, регулярно бывающих в гостях. Все эти люди также могут быть примером для подражания, особенно если у ребенка с ними налажен эмоциональный контакт и он ими восхищается.
Во время дошкольного периода следует начать готовить малыша к школе, развивая его внимание, память, мышление, воображение и т.д. Кроме того, ребенок должен научиться брать на себя ответственность – за поступки, ситуацию, человека.
Данный возрастной период также имеет свой кризис – кризис шести лет, который выражается демонстративной формой поведения. Настроение ребенка может меняться ежеминутно, при этом он постоянно жеманничает, кривляется и манерничает. Все это связано с быстрым ростом, изменением пропорций тела, появлением постоянных зубов и психологическими изменениями – осознанием себя полноценной личностью с кучей прав и минимумом обязанностей (которые на него пока никем не возложены).
Навыки, умения и знания ребенка дошкольного возраста:
- понимание величины, длины, высоты;
- знание геометрических фигур;
- сравнение чисел;
- сравнение предметов по цвету и форме;
- нахождение лишних предметов среди похожих;
- составление рассказов по картинкам;
- ведение диалога и монолога.
Младший школьный возраст
Школа – это то место, в котором ребенок становится взрослым. А еще именно с этого места у некоторых начинаются проблемы, связанные со сменой обстановки, авторитетов и приоритетов. Хорошо, если первый класс станет для ребенка первой радостью на пути к сознательной жизни. И плохо, когда родители не могут об этом позаботиться. Их основная задача – выбрать хорошую школу и первого учителя. Далее дело за ребенком.
Для малыша наступает новый период жизни, явно обозначенный сменой учебных учреждений и открывающий массу возможностей. В это время начинается активное развитие интеллекта. Ребенок принимает новую социальную роль и полагающиеся ей нормы и правила, которым старается подчиняться.
В это время близкие малыша должны поддерживать его, стать помощниками в решении трудных ситуаций и сложных задач, но ни в коем случае не выполнять все за него. Пришло время, когда кроху следует оторвать от материнской юбки, но при этом оставить в поле зрения матери.
Старший школьный возраст
Данный этап развития характеризируется переходом ребенка во взрослую жизнь, где он становится подростком. Да, это все еще мамин и папин ребенок, но уже взрослый – требующий уважения, понимания и еще большего внимания, чем когда бы то ни было. Только внимание это должно быть иным – ненавязчивым, без нравоучений и разговоров свысока. В общении с подростком более эффективно открытое общение.
Ребенок будет стараться походить на взрослых поведением, поступками, словами, поэтому и вести себя с ним следует соответственно. Главное – учитывать, что в это время детская психика и организм в целом довольно неустойчивы. Поэтому ребенку старшего школьного возраста присущи чрезмерная эмоциональность, раздражительность, упрямство и конфликтность.
Источник
На чтение 10 мин.
Биологические, эмоциональные и психологические изменения детей, происходящие с ними в период взросления называются — этапами развития ребенка
[dropcap]Ч[/dropcap]то можно понимать под понятием развитие ребенка? Это биологические, эмоциональные и психологические изменения детей, происходящие с ними в период взросления.
В прошлом веке выделялись следующие этапы развития ребенка:
- От рождения до 1 месяца – новорожденность.
- 1 месяц – 12 месяцев младенец.
- 1 год – 3 года – малыш.
- 4 – 6 лет – дошкольник.
- 6 – 13 лет – школьник.
Современное разделение этапов развития ребенка:
- Момент зачатия – зигота.
- От момента зачатия до 12 недель беременности – эмбрион.
- С 13 недели до родов – плод.
- С момента рождения до 1 месяца – новорожденный.
- С 1 месяца до 1 года – младенец.
- Дошкольник:
- начинающий ходить – от 1 года до 4 лет.
- старший дошкольный возраст – от 5 до 6 лет.
- Младший школьный возраст от 6 до 10 лет.
- Подросток – от 11 до 15 лет.
- младший подросток – от 11 до 12 лет.
- старший подросток – от 13 до 15 лет.
- Юность – от 16 – 18 лет до 21 у женщин и 23 у мужчин.
Каждый ребеночек индивидуален, он развивается гармонично, выделить какие – либо области развития достаточно сложно, но наука объединила следующие направления:
- Эмоциональное.
- Интеллектуальное.
- Психическое.
- Физическое.
- Познавательное.
- Социальное.
- Духовное.
Период от рождения до 1 месяца
Придя на первый волнующий прием в больницу, когда младенец достигает возраста 1 месяца, то педиатр помимо взвешивания и измерения роста проверяет наличие рефлексов, говорящими о нормальном здоровом развитии:
- Ползанье – если тихонечко нажать стопы, то новорожденный скачком переместиться вперед.
- Ходьбы – при поддержке младенца за туловище, он обязательно «побежит» ногами.
- Хватательный – дотрагиваясь до ладошки, он сжимает пальчики в кулачок.
- Проверяется реакция на звук, свет.
Развитие младенца начинается со здорового сильного крика, ведь именно так он общается с внешнем миром, таким образом рассказывает маме о своих желаниях и потребностях. Общение происходит через тактильный контакт, он распознает руки, которые к нему прикасаются.
В один месяц человечек пробует держать головку, если его положить на животик, то он старается изо всех сил приподнять ее и удержать около 5 секунд. Он уже тихонько поворачивает голову из одной стороны в другую, тем самым ища голос мамы.
Когда ребенка приставляют на ножки, то он уже выпрямляет их, кулачки еще по – прежнему сжаты в кулачок.
Он в состоянии фиксировать взгляд на игрушке: если держать игрушку яркого цвета, лучше красную, перед глазами на расстоянии 20 сантиметров, то он будет внимательно ее рассматривать. Если передвигать игрушку в сторону, то он станет за ней поворачивать голову. Рекомендуется такими упражнениями заниматься почаще.
В этом возрасте у него имеются две главных потребности – это сон и еда. Кормить лучше по требованию, а не по графику, как было рекомендовано раньше. Малыш чувствует запах, он всегда отличит запах материнского молока. Не стоит пользоваться духами, когда дома младенец.
График сна у него индивидуальный, он сам знает, когда ему нужно спать. В среднем сон занимает около 17 часов в сутки.
Особенности 3 – х месячного возраста
- Позади прошел большой рубеж, перед нами предстал настоящий человечек, который имеет особенный темперамент. В это время очень хорошо виден «комплекс оживления», которым он встречает своих родителей. Он запросто отличает их от других многочисленных родственников. Он очень активно гулит – это такое выражение своих эмоций. Крик по – прежнему остается методом общения и ни о каких капризах пока нет речи. Таким образом кроха пытается сообщить о своих желаниях.
- Дети начинают пока не очень уверенно держать головку, но скоро мышцы шеи будут хорошо справляться со своей функцией.
- Концентрация внимания стает длительной, ребенок долгое время концентрируется на матери и следит за ней.
- Кроха радует родителей улыбкой, смехом.
- Слюнная железа у детей начинает интенсивно работать, происходит довольно обильное слюноотделение, которое некоторые принимают за первый признак зубов.
- Ребенок стает любопытным, ему интересно все происходящее кругом.
Рекомендуемые игрушки:
- Так как начался процесс раннего концентрирования внимания на предмете, то пришла пора под вешать на кроватку игрушки, он начнет тянуть к ним руки.
- Актуальны будут легкие погремушки с длинной ручкой, чтобы удобно было держать в руках.
- Для раннего развития мелкой моторики хороши будут игрушки из разных материалов: пластмасс, дерево, фетр, атлас, самое главное, чтобы они отличались по тактильным ощущениям.
- Можно начинать ребенка знакомить с частями тела: смотря в зеркало называть части тела и показывать ее поглаживанием.
- Выложив на животик полезно будет побуждать малыша к ползанию, например, побуждать подползти до интересной игрушки.
Совет: для детей необходимо раннее развитие моторики рук, требуется понимание того, что это прямой путь к развитию речи.
Совет: если у малыша что – ни будь не совсем хорошо получается, то не стоит отчаиваться, так как он индивидуальность, у каждого ребеночка свой темперамент, нужно только при помощи воспитания помогать ему, подготавливать к следующему шагу.
Особенности 6 – месячного возраста
Вот позади первые полгода жизни. Каковы же особенности этого периода?
- Лежа на животике дети опираются на полностью выпрямленные руки.
- Они начинают садиться.
- Все мелкие предметы пошли в рот. Необходимо все обирать как можно дальше.
- Малыш прекрасно понимает откуда издается звук.
- Улыбку он теперь дарит не всем подряд, а только избранным.
- Появляются первые ма – ма, ба – ба, па – па.
Совет: чем меньше ребенок, тем больше у него должна быть игрушка, конечно все в пределах разумного.
Особенности годовалого возраста
Вот только лежал в пеленках, а теперь уже бегает.
- Многие дети делают свои первые шаги, ползание у них еще сохраняется, но только для игры.
- Это уже социальная личность, которой нравится взаимодействие как с детьми, так и со взрослыми.
- Со сверстниками в игру пока не вступает.
- Начинает произносить свои первые слова.
- Проявление раннего интереса к умыванию, чистке многочисленных зубов.
- Нужно обращать внимание на эмоциональное, умственное воспитание. Очень хорошо, если дети будут более уравновешены, усидчивы.
Игрушки, рекомендуемые для данного возраста:
- Хороша для развития крупная мозаика, занимаясь с ней можно обрести понимание цветов, усидчивости, формы.
- Пальчиковые краски хороши для фантазии.
- Куклы лучше резиновые, без острых и мелких деталей.
- Резиновые мячи хороши для координации.
- Музыкальные, двигающие игрушки детей приведут в восторг.
Совет: пришла пора умных игрушек, взаимодействуя с которыми делается шаг в будущее, в период раннего развития.
Период от года до трех
Воспитание у детей данного возраста не всегда происходит гладко. Это уже самостоятельная личность, с определенным темпераментом. Речь, как правило, хорошо сформирована:
- Запас слов доходит до 1000.
- Он употребляет в речи существительные, глаголы разного времени.
- Отличает свой пол, возраст.
- Понимает сказки, может рассказать событие.
В этот период важный этап воспитания – это приучение к горшку. Здесь нужно проявить максимальное терпение, психологи отмечают проблемы, которые затем мешали ребенку многие годы. Такой процесс должен быть мягким, постепенным. Самое главное, чтобы эмоции были исключительно только положительные.
В данный возраст виден всплеск раннего проявления агрессии. Возможны направленные признаки гнева: кусание, толкание, удары головой о стену. Во время воспитания ни в коем случае нельзя отвечать взаимной агрессией, так как, во – первых показывается ребенку пример, что так можно поступать. В – вторых, он может вырасти жестоким или, наоборот, подавленным. Это так называемый кризис трех лет. Воспитание должно идти в одном направлении, нельзя сегодня запретить, а завтра разрешить. Это не только дезорганизует личность детей, но и с таким подходом им не спокойно, они не знают, чего ожидать от родителей.
Особенности воспитания старшего дошкольного возраста
Вот только в вашей видимости родился, а уже в школу собирается. Каковы же особенности этого периода?
- В это время происходят изменения в познавательных, мыслительных процессов.
- Происходят усовершенствование раннего логического мышления.
- Ребенок осознано направляет и удерживает внимание.
- У малыша развита как зрительная, так и слуховая память.
- У него работает такое воображение, которое проявляется в играх, впечатлениях.
- У детей формируется адекватная самооценка.
- Во время воспитания малыш начинает понимать, что слово «должен» сильнее, чем «хочу».
- Игра перестает удовлетворять потребности, ему требуется занять другие более взрослые, значимые позиции.
Во время воспитания родители задумываются о психологической готовности к школе, которая складывается из личностной (желание получать знания); интеллектуальной (наличие такого кругозора, который будет помощником в обучении); социальной готовности (умение жить в коллективе).
Младший школьный возраст
Особенностью данного периода является переход к систематическому обучению. Он уже является социальной личностью, ориентированный на достижение результата.
- Игровая деятельность постепенно сменяется учебной, хотя занимает еще свое место в жизни детей.
- У него появляется много новой информации, причем память, мышление в состоянии с ней справиться.
- Наступает этап раннего анализа.
- Родители должны быть готовы к тому, что не только они имеют влияние на малыша, теперь очень важным стает тот факт, что сказал учитель.
- В данный возраст происходит усиленное формирование как устной, так и письменной речи.
- В этот период происходит раннее усовершенствование интеллекта. Они овладевают множеством понятий, находят причинно – следственные связи.
- В результате воспитания происходит раскрытие индивидуальных особенностей.
- Принятие норм поведения.
- Начинается ранняя стадия формирования критичности.
Период подросткового возраста
Воспитание младших подростков имеет ряд трудностей. Именно в этот период решаются задачи раннего взросления. У детей происходят серьезные изменения в организме, он сам не знает, что с ним такое и как на это реагировать.
- Происходит ранние сексуальные изменения, в связи с этим замедляется познавательная активность.
- В этот возраст характерна резкая смена настроения, они капризны, своенравны, обучение страдает. В вашем понимании происходит что – то не так.
- Им все интересно, причем чем более запрет на плод, тем он их больше к себе тянет.
- У них стает такое мышление, которое позволяет запросто рассуждать о войне и мере, жизни и смерти.
- Появляется новообразование – ранее чувство взрослости. Он рассматривает новые образцы поведения, по другому строит отношения с людьми, он требует равноправия, хочет, чтоб с ним советовались, учитывали его мнение.
- Воспитание иногда может стать в тупик из – за полной потери авторитета. Он больше ориентирован на себе подобных, чем на взрослых.
- Дети стают чрезвычайно уверенные, у них появляется потребность в самовыражении.
- В этом возрасте очень важна положительная самооценка, он строит такую позицию, при которой сам и сверстники оценивают его на высоком уровне.
Период взросления – юность
На этапе ранней юности меняется вид деятельности, от учебной переходит к учебно – профессиональной. Многие уже попробовали себя в трудовой деятельности. О процессе воспитания, конечно, здесь нет и речи.
- В этот возраст меняется ориентир, он устремляется в будущее. Идет определение с жизненным путем, выбором профессии.
- Он стоит на пороге взрослой жизни.
- Строятся жизненные планы, стараются реализовать цели.
- Еще одной особенностью является сформированность мышления, мировоззрения, нравственных установок.
- Человек осознает свои потребности.
- У него имеется потребность в самостоятельном приобретении знаний.
- Люди этого возраста склонны к философским размышлениям.
- Заново появляется авторитет родителей, с не простыми вопросами они идут именно к ним.
- Расширяется круг интересов, потребность в общении со сверстниками велика.
- Симпатия, дружба перерастает в любовь. Думают о создании семьи.
- Но еще малый жизненный опыт, кидание из крайности в крайность: любить так любить, ненавидеть так ненавидеть.
- Он ищет свое место в жизни, свое общество, свое пространство, свой мир без вторжения туда как посторонних, так и близких людей. Для проверки качества своего воспитания неплохо ребенка отпустить, дать ему свободу, понаблюдать за тем, как он будет барахтаться в море жизни.
Источник