За что можно ругать ребенка в 2 года

За что можно ругать ребенка в 2 года thumbnail

Можно ли ругать ребенка 1-3 лет: кого мы ругаем — его или себя?

Как только ребенок начинает активно передвигаться по квартире, у родителей наступает период страхов и беспокойства: нужно постоянно следить, чтобы не ударился, ничего на себя не перекинул, никуда не влез. Для годовалого малыша расширяется круг запретов: нельзя открывать, вываливать вещи из шкафа, нельзя рассыпать сахар, муку, нельзя разбрасывать игрушки, нельзя отбирать чужие игрушки, нельзя драться, орать, истерить. 

Иногда уставшая мама, не сдерживая чувств, начинает повышать голос, ругать ребенка. 

Правильно ли это? Как правильно ругать ребенка ясельного возраста: 1 год, 2 года, 3 года?

как правильно ругать ребенка

Можно ли ругать ребенка ясельного возраста?

Психологи утверждают, что взрослые ругают маленького ребенка не за его поступки, а за свои страхи, упущения. В возрасте до года, 1,5 — 2 лет маленький человек просто не может понять, почему на него кричат, шлепают по попе. Он только пугается, испытывает страх, начинает кричать, плакать или воспроизводить модель поведения взрослого, бить тех, кто рядом, – маму, папу, деток на площадке.

Как реагировать на «плохие» поступки годовалого или двухлетнего ребенка? 

Эксперты советуют спокойно объяснить опасность, которая может исходить от определенного предмета, например, утюга, кипящей кастрюли, чашки с горячим чаем.

Можно приложить ручку ребенка к батарее и сказать «Горячо, нельзя», прикоснуться его пальцем к горячему (несильно) утюгу, дать попробовать пальчиком достаточно горячую воду, повторив эти слова. При этом у ребенка возникает стойкий ассоциативный ряд, так называемый «якорь»: слово и ощущение. После указанную фразу можно использовать для предупреждения малыша, который крутится возле горячего утюга, кухонной плиты. 

  1. В возрасте 1-2 года главное не ругать ребенка, учить его избегать опасности, объяснять свойства вещей, их возможное негативное воздействие, потенциальный вред для его здоровья, здоровья окружающих. По возможности, каждый запрет должен сопровождаться альтернативным разрешенным вариантом: «Горячий утюг трогать нельзя, можешь погладить скатерть своим, специальным детским».
  2. С 1,5-2 лет следует объяснять малышу причины существования запретов, последствия его поступков: почему нельзя драться, отбирать игрушки на детской площадке, разбрасывать еду, падать в лужу, бросаться разными предметами, орать, топать по квартире, хватать ножи, ножницы. Необходимо четко очертить границы личной безопасности ребенка, безопасности других деток. Это тяжело, для взрослых легче просто выплеснуть эмоции, не разбираясь с ситуацией, задействованными предметами, лицами. 
  3. Детям ясельного возраста родители обязаны обеспечить максимально безопасную окружающую среду, тогда поводов для ругательств, наказаний будет намного меньше. 

Нужно ли ругать ребенка? Как правильно это делать?

Трёхлетний малыш уже полностью может понять, что он поступает неправильно и может быть наказан.

В указанном возрасте важным является тесный контакт малыша с родителями, которые способны понять причину его поведения, адекватно отреагировать на его проступок. Главное объяснить малышу причинно-следственную связь его поступков, чтобы он полностью понял эту цепочку, четко знал, что его ожидает, каким может быть наказание. 

Каждый из нас наблюдал такую картину: малыш подрался с другим малышом за игрушку, за место в песочнице, мама его отругала, повысив голос, а он тут же начинает драться с другим ребенком. Очевидно, что малыш не понял, за что был наказан.

ребенок 1-3 года

Как правильно наказать малыша за проступок, но так, чтобы он понял, что сделал неправильно?

Психологи советуют не ругать, а объяснять. Необходимо, чтобы ребенок точно услышал взрослого. Есть несколько методов, как этого достичь. 

Вот один из них.

С ребенком необходимо установить зрительный контакт «глаза-в-глаза». Взрослый должен присесть на уровень глаз ребенка, чтобы смотреть на него не сверху вниз, а на равных, посмотреть в глаза, взять малыша за руку, начать говорить. Объясняя, в чем был малыш неправ, следует акцентировать внимание именно на том, что этот поступок является плохим, а сам ребенок не плохой, он хороший. 

Разговор нужно обязательно завершить тем, что так делать в дальнейшем нельзя, уточнить, понял ли ребенок.

ругать или нет ребенка

Ругать или наказывать?

Поднимая вопрос, нужно ли ругать маленького ребенка, в большинстве случаев родители имеют в виду именно эмоциональную реакцию на поступок малыша. Психологи едины: крик, ор, оскорбления, выражения злости, агрессии со стороны взрослого недопустимы. Указанной реакцией можно запугать малыша, развив в нем комплексы, страхи, либо вызвать ответную агрессию. Но оставлять плохой поступок без адекватного реагирования нельзя. Нужно разобраться в причинах случившегося, исходя из увиденного, услышанного, понять, нужно ругать, наказывать ребенка либо его вины в случившемся нет.

На улице часто наблюдается картина, когда мамы ругают малышей за испачканную одежду, промокшую в луже обувь. Но ведь детка таким образом познает мир, нужно ли ругать за стремление к знаниям? Нельзя, задача родителей обеспечить такую одежду, обувь, чтобы ребенок без проблем мог ходить по лужам, ковыряться в грязи. Если указанной возможности нет, нужно четко обозначить рамки: если ребенок испачкается, промокнет, он сразу идет домой, лишается прогулки. Взаимосвязь поступка и наказания в этом случае понятна родителю и ребенку.

Читайте также:  Ребенку 2 года пропадает голос

Есть ситуации, в которых ребенок создает опасность для себя или окружающих. Такие поступки должны пресекаться взрослыми, ребенок должен четко понимать, что он может понести за них наказание.

Как правильно отругать, наказать ребенка в ясельном возрасте?

Отчитывая малыша за проступок, взрослые должны сохранять спокойствие, не повышать голос, не оскорблять, не унижать его. Важно свести критические замечания к минимуму, найти другие точки воздействия. Альтернативным вариантом является наказание в виде лишения ребенка на определенное время просмотра мультфильмов, некоторые эксперты советуют отвести его в другую комнату, просто усадить на стульчик, сказать, что он наказан за определенное плохое поведение.

ребенок не хочет есть

Ругать ребенка? Досчитайте до 5!

Часто реакция взрослого на проступок малыша бывает мгновенной: разбил он стакан, вазу, мама – раз и по попе или накричала. Родителям, как и малышу, нужно научиться вести себя правильно. Вот 5 простых действий, которые нужно сделать прежде, чем ругать или наказывать малыша.

  1. Успокоиться взрослому.
  2. Установить контакт с ребенком.
  3. Выяснить причину поступка.
  4. Объяснить последствия, почему так поступать нельзя.
  5. Решить, должно ли быть наказание, озвучить его. Рекомендуется проговорить с ребенком, почему он наказан, за какое действие: «Ты сегодня без мультиков, потому что ударил Сашу, так делать нельзя, Саше больно».

Учите своих детей, разговаривайте с ними, тогда ругать их вам не придется!

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник

Автор Ленивая Мама На чтение 7 мин. Опубликовано 1 апреля 2016

Как наказывать ребенка в 2 годаВ прошлой статье я рассмотрела 11 способов как наказать ребенка за плохое поведение, а также основные правила. Обязательно прочитайте ее, если еще не видели – там основная информация.

В этой статье я хочу отдельно затронуть воспитание малышей, а именно как наказывать ребенка в 2 года и младше. Это очень нежный возраст, в котором нежелательно применять наказания, но иногда нужно.

Для начала стоит определиться – а стоит ли вообще наказывать?

Ведь малыши редко совершают какие-то поступки, за которые стоит наказывать. Часто им прилетает по ошибке, когда родителям лень разбираться в причинах.

  1. Истерика у малышей до 3 лет происходит не из вредности и попытки испытать мамины нервы, а просто от усталости или перевозбуждения. Когда малыш в общественном месте заливается слезами, не нужно бить его и кричать. Встаньте на сторону ребенка, а не безликой толпы, которой он помешал. Обнимите малыша или покачайте на ручках, чтобы он почувствовал вашу поддержку. Позвольте выплеснуть накопившуюся усталость. А в дальнейшем старайтесь не доводить до такого состояния, внимательно наблюдайте за ним, чтобы он не переутомился.
  2. «Ну куда ты лезешь» — двухлетки часто залазят в неположенные места, когда исследуют мир вокруг. В лужу, к розетке, могут перевернуть горшок с цветком или потянуть за скатерть и разбить фарфоровые кружки. Но за любопытство не стоит наказывать, ведь он не мог предсказать подобный исход. А если наказывать за любознательность, то ребенок вырастет инертным и не будет стремиться к знаниями. Вы же не хотите испортить ему всю жизнь? Просто обустройте пространство для игр так, чтобы он не поранился и ничего не сломал. А на улицу выбирайте одежду, которую не жалко будет запачкать.
  3. Раздражительность родителей – частенько дети получают просто за то, что у мамы или у папы не задался день, скопилась усталость, раздражительность или просто от недосыпания. Нервы не железные и родителям стоит набраться терпения, чтобы воспитать ребенка правильно. Если чувствуете, что с трудом сдерживаетесь, начните принимать легкие успокаивающие. Одним помогают травки, другие пьют валерьянку, а третьи обращаются к врачу, чтобы подобрать специальные таблетки. Хотя здесь самый лучший вариант – избавиться от причин раздражительности, научиться отдыхать, высыпаться и стать счастливой.

Методы наказания и воспитания

1. Метод естественных последствий – самый действенный метод, но применять его стоит с осторожностью. Его смысл в том, что вы сначала предупреждаете ребенка об опасности, он совершает действие и ваши слова сбываются. Он понимает, что делать так нельзя, а маму лучше слушаться.

Читайте также:  Сколько раз за ночь просыпается ребенок 2 года

Во взрослом мире вся жизнь строится по методу таких естественных последствий. Если мы не будем «правильно» себя вести, то у нас не будет друзей, работы, денег, испортится здоровье и появятся другие проблемы. Пусть дети тоже учатся на своих ошибках, как это и бывает в жизни:

  • Хочет попробовать что-то горькое или невкусное – пусть попробует, если это не причинит серьезного вреда.
  • Потерял или сломал вещь – ее больше нет, не стоит сразу бежать в магазин за новой.
  • Устроил истерику на улице – прогулка заканчивается, возвращаемся домой.
  • Забыл сделать подделку к завтрашнему дню – сиди вечером и вместо игр и мультиков делай.

Через несколько подобных случаев вам останется только сказать «если ты сделаешь это, то будет больно» и малыш сразу поймет, что делать этого не стоит. Ведь мама всегда говорит правду.

2. Метод отвлечения – отлично помогает предотвратить истерики, плач, крики и успокоить беспокойного малыша. Достаточно переключить его внимание на что-то другое, как «бомба» будет обезврежена.

Понаблюдайте за ребенком и определите, в какие моменты он начинает себя плохо вести. Придумайте метод отвлечения для этой ситуации:

  • Капризничает из-за скуки – предложите сменить занятие.
  • Капризничает, когда вы говорите по телефону – используйте любой подходящий вариант из статьи чем занять ребенка в 2 года дома.
  • Требует ваше внимание – задавайте вопросы, разговаривайте, прикоснитесь, погладьте.
  • Истерика в магазине от скуки – нарисуйте «список покупок» в картинках, и пусть малыш вместе с вами ищет нужные товары и вычеркивает их. А вы рассказывайте, что и для чего покупаете.

3. Зеркало эмоций – вам нужно показать малышу реакцию, которая должна быть у него на определенные действия. Например, если он высунет голову через решетку на окне, вам нужно изобразить страх и испуг. Дети все перенимают от родителей, в том числе и эмоции на определенные ситуации.

Но детишки перенимают не только хорошее, но и плохое. Так что не стоит ругать ребенка за «плохие» слова, если в вашей семье кто-то активно использует их при малыше.

4. Акцент на хорошем. Вместо того, чтобы заранее начинать ворчать «только не лезь в эту лужу», проведите малыша мимо нее и скажите «какой молодец, обошел лужу и ножки остались сухими!». Так вы сразу дадите понять, какое поведение будет хорошим.

5. Предлагайте альтернативу. Когда малыш что-то делает неправильно, расскажите, как стоило поступить в этой ситуации. Если рисует на обоях, скажите, что тут рисовать не надо, для этого есть альбом. Вообще при любых запретах лучше сразу рассказать, как следует поступить в этом случае. Не просто «не бегай по дороге», а «через дорогу нужно переходить вместе с мамой, держа ее за руку».

6. Четкие правила и запреты. Вы должны понятно и доступно объяснить ребенку что можно делать, а что нельзя. Используйте короткие и понятные фразы, которые будут ему понятны («отпусти хвост кошки, ей больно»). При необходимости показывайте мимикой, руками, жестами. Наказывать можно только за серьезные нарушения установленных правил, которые известны малышу (если не предупредили, что нельзя трогать мамину косметику, значит – можно).

7. Словесное осуждение – скажите малышу, что вы не одобряете и разочарованы его поступком. Но очень важно правильно сформулировать фразу. Не «какой ты плохой» или «ты обманщик», а осуждение именно поступка: «Ты сегодня очень плохо поступил, когда…». Не пилите ребенка весь день, так как детям сложно сосредоточиться на длинных нотациях.

Как наказывать ребенка в 2 года

Бывают ситуации, когда вышеперечисленные методики не действуют. Когда кажется, что ребенок делает все «назло», тогда можно использовать мягкие методы наказания.

К ним можно отнести строгий взгляд, строгий голос или в случае истерики выйти из комнаты, чтобы малыш успокоился.

Еще одна действенная методика, которую можно применять к малышам, стульчик или коврик для наказаний. Понадобится специальное место, куда вы будете усаживать малыша на определенное время (минуты = возраст). Если не хочет сидеть спокойно, возьмите на ручки, сядьте на место для наказания и мягко держите его. Обнимите руками, но не говорите, не успокаивайте, не играйте.

Для детей очень важна активность, так что такой короткий на взгляд взрослых перерыв помогает им успокоиться. После этого можно будет еще раз повторить, что нельзя делать.

Основная проблема с наказаниями в том, что все дети разные. Одни понимают слова и беспрекословно слушаются родителей, а некоторым детишкам помогает только легкий шлепок по попе.

Читайте также:  Пойти гулять с ребенком 2 года в москве

Но прежде чем определиться, как наказывать ребенка в 2 года и младше, обязательно удостоверьтесь, что вы придерживаетесь основных правил наказаний (когда и за что можно наказывать), испробовали все мягкие методы (отвлечение, разговоры, строгий взгляд) и выбрали способ, который подойдет для вашего ребенка и принесет больше блага, чем вреда.

Источник

Кто такие строгие родители? Те, кто без конца одергивают и ругают ребенка, даже кричат на него, — или те, кто «не ведется» на капризы и истерики и спокойно учит правильному поведению? В новой книге «До трех — самое время» Масару Ибука критикует японский метод воспитания и объясняет, как вырастают капризные и непослушные дети.

Надо ли строго воспитывать ребенка до 3 лет?

В магазине игрушек часто можно увидеть, как двух-трехлетние дети выпрашивают игрушки и капризничают. Обычно в конце концов мать сдается и неохотно покупает игрушку. Когда я вижу подобную картину, я каждый раз хочу сказать: «Нельзя уступать ребенку в таких случаях!».

На это мне могут возразить, что ребенок 2-3 лет все равно не поймет, что бы вы ему ни сказали, поэтому убеждать его имеет смысл только в том возрасте, когда он способен это осознать. Японские мамы считают, что до трех лет ребенка нужно баловать, а с четырех лет, когда начинается формирование личности, нужно строго его воспитывать.

Но если до трех лет не быть с ребенком строгим, то как бы сурово вы его ни воспитывали позже, никакого эффекта от этого не будет. В результате даже когда ребенок вырастет и станет студентом, а потом полноценным членом общества, он будет капризничать, как в детстве, если его желания не будут исполняться. И таких людей становится все больше.

Воспитание заключается в том, чтобы ребенок усвоил определенную модель поведения. Для лучшего результата прививать эту модель нужно именно в возрасте образов. Маленький ребенок не осознает до конца, что такое нравственность и человечность, поэтому матери важно демонстрировать правильную модель поведения, в том числе и через строгость.

Императрица Митико (императрица Японии с 1989 года, супруга действующего императора Акихито) очень интересовалась ранним воспитанием и воспитывала трех своих детей, включая наследного принца Нарухито, очень строго. По словам бывшего камергера Минору Хамао, они с императрицей договорились, что тот будет строгим, когда наследный принц совершает плохой поступок. Ребенок, видя непреклонность родителей и их принципиальную позицию, усвоит, что делать можно, а что нельзя. Я хочу, чтобы японские мамы брали пример с императрицы и иногда позволяли себе быть строгими со своими детьми в раннем детстве.

Но воспитывать строго — не значит ругать ребенка. Вот к чему это может привести.

Каким вырастет ребенок, если ругать его каждый день?

С рождения и до трех лет дети удивительно восприимчивы к стимулам, поступающим из окружающего мира. Есть множество подтверждений тому, что если ребенок каждый день получает один и тот же стимул, то эффект от такого воздействия закрепляется в его сознании и становится способностью.

Лучший пример — родной язык. Раньше считалось, что способность говорить на родном языке у детей наследственная. Но на самом деле они усваивают язык после рождения, потому что каждый день слышат, как взрослые вокруг говорят на нем.

Детей инуитов, живущих на самых северных территориях Северной Америки, с самого рождения каждый день окружает холод, и их организм на физическом уровне вырабатывает способность выдерживать сильный мороз.

Если в возрасте образов ребенок получает «плохие» стимулы, у него вырабатываются «плохие» способности. Например, раздражительная мама злится на ребенка и ругает его каждый раз, когда тот плачет. Это закрепляется в его сознании, и у него вырабатывается способность вообще не реагировать, когда его ругают. Если ребенок растет, постоянно слушая, как мать бранит отца, то он не сможет к нему хорошо относиться.

Многие матери во всем мире воспитывают детей таким образом, а потом, когда ребенок поступает в детский сад, они жалуются, что сколько бы ни ругали его, он их не слушает. И ребенок, который привык к тому, что его ругают, и ребенок без музыкального слуха, и ребенок, который презирает своего отца, — они не родились такими, это не наследственность, их так воспитала мать.

Допустишь ошибку на старте — не сможешь благополучно добраться до финиша. Даже если вы в итоге заметите проблему и решите откорректировать курс, с каждым днем это будет сделать все труднее и труднее.

Профессор Судзуки Синъити назвал это «законом способностей»: «Способности — это то, что ребенок вырабатывает в ответ на повторяющиеся стимулы окружающего мира, при этом он не различает, добро это или зло, красота или уродство».

Судзуки Синъити понял это еще сорок лет назад и прикладывал все силы для реализации на практике знаменитого во всем мире «метода Судзуки», чтобы через обучение игре на скрипке прививать детям хорошие способности. Профессор Судзуки формулирует свой совет таким парадоксальным образом: «Если каждый день злиться на ребенка и ругать его, из-за постоянного повторения такого стимула у него начнет вырабатываться способность спокойно сопротивляться негативному воздействию, и вскоре вы получите ребенка, который вообще вас не слушается. Хотите добиться такого результата — попробуйте на вашем двух-трехлетнем ребенке».

Источник