Взаимосвязь компонентов нравственного развития ребенка
В раннем возрасте у детей начинается процесс нравственного развития личности, которое включает три аспекта:
- когнитивный (информационный) аспект – знания и представления о нравственных понятиях, эталонах, нормах, правилах, личностных нравственных качествах;
- эмоционально-мотивационный аспект – нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральные мотивы и предпочтения, нравственная оценка и самооценка;
- поведенческий аспект – моральные действия и поступки, нравственные привычки, т.е. реализация нравственных норм и требований.
Взаимосвязь когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов в личностной сфере обусловливает единство нравственного сознания и поведения. Данные компоненты только начинают формироваться в раннем возрасте. Этому способствуют стремление детей к совместной деятельности со взрослыми, их высокая подражательность.
В раннем детстве ребенок начинает понимать определенные нравственные правила поведения. Такое понимание ограничено конкретной ситуацией, рамками наглядно-действенного мышления ребенка. Понимание правил и норм поведения основано на собственном опыте ребенка, когда он осознает негативные последствия при нарушении правил и позитивные – при соблюдении. В связи с этим уже с раннего возраста ребенка взрослый должен обосновывать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации и на собственный опыт ребенка. В активном словаре детей мало слов, обозначающих нравственные категории, используется оценка, этические понятия: хорошо – плохо, добро – зло и др. Понятия «плохо» и «хорошо» первоначально выражают отношение взрослого, а ребенок только вспоминает и повторяет их в подобных ситуациях. Содержание мотивационной направленности с позиции нравственной воспитанности еще слабо развито.
Развитие эмоционального компонента нравственности ребенка связано с формированием интеллекта, его мыслительной деятельности, системы знаний о поощряемых и порицаемых образцах поведения. Посредством этого у ребенка постепенно появляется возможность оценивать свое поведение, подготовиться к восприятию предстоящей оценки своей деятельности со стороны взрослых. Нравственные эмоции ребенка проявляются и укрепляются в процессе наблюдений за конкретными действиями и поступками человека. Для нравственного развития ребенка необходима органическая связь знаний (моральных понятий) и моральных оценок поведения (хорошо – плохо). Формирование только знаний о моральных качествах людей не может обеспечить возникновение у ребенка соответствующих нравственных чувств и эмоций, они появляются у него как выражение собственного отношения к определенному поступку человека, на основе имеющихся потребностей, совокупности знаний и переживаний. Роль взрослого в нравственном развитии детей заключается в том, что он учит ребенка оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение к тому, что в данный момент происходит в конкретной ситуации. Закрепляясь в сознании ребенка, такие оценки начинают выражать его положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других.
Усложнение деятельности ребенка и его возрастающая самостоятельность приводят к необходимости введения более сложных нравственных правил поведения. Подчиняясь этим правилам, ребенок учится регулировать свои действия. Выполнение нравственных норм и правил имеет для детей не самостоятельное значение, а является средством поддержания положительных контактов со взрослым и получения положительной оценки взрослого. Потребность в позитивной оценке взрослого стимулирует ребенка поступать в соответствии с правилами.
Ранний возраст соответствует доморальному уровню развития морального сознания ребенка по концепции Л. Колберга. Доморальному уровню соответствуют стадии:
- послушание ребенка для избегания наказания;
- обусловленность поступков эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на получение каких-то конкретных благ и поощрений);
- обусловленность поступков желанием одобрения со стороны «значимых других» и стыдом перед их осуждением.
Это не значит, что ребенок под влиянием этих мотивирующих факторов систематически контролирует свое поведение. Детям раннего возраста очень сложно удержаться от немедленного удовлетворения сиюминутного желания и еще сложнее выполнить непривлекательное действие по предложению взрослого. При выполнении неинтересных заданий взрослого, дети либо изменяют их, либо отвлекаются и не доводят дела до конца.
Формирование нравственных привычек и поступков формируется постепенно, если взрослый сознательно выдвигает систематические, непротиворечивые и мотивированные требования, проверяет их выполнение, то выполнение таких правил становится привычным для ребенка. Ребенок быстро реагирует на привычные правила. Постепенно формируются дисциплинированность, организованность, потребность выполнять правила, что способствует усвоению более сложных правил поведения и становлению нравственных качеств личности. Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в повседневной деятельности, когда взрослый показывает модель-образец поведения и требует от ребенка следовать данному образцу сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной.
Практический пример
Максим М., 2 года 8 месяцев. Его мама старается, чтобы сын видел проявления сочувствия и заботы членов семьи по отношению друг к другу. «Не шуми, папа устал, он спит. Не разбуди папу», – говорит мама шепотом. Максим, подражая ей, начинает вести себя тихо и, если кто-нибудь из взрослых случайно забудется, он сам напомнит: «Незя, папа пит».
В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Положительные поступки ребенок совершает по просьбе взрослого и чаще всего не выделяет их как таковые. Без контроля и оценок со стороны взрослого ребенок действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто правила нарушает. Нравственное поведение детей раннего возраста тесно связано с положительным эмоциональным отношением к объекту, на который оно направлено. Ребенок скорее совершит хороший поступок по отношению к тому взрослому или ребенку, к которому хорошо относится. Позитивное эмоциональное состояние, симпатия и доброжелательность по отношению к окружающим людям и животным являются основой для нравственных проявлений.
Таким образом, нравственное развитие ребенка раннего возраста происходит на основе предъявления взрослым системы требований и приучения к их выполнению. Этому способствует стремление детей к установлению и поддержанию положительных контактов со взрослым. На основе подражания оценкам взрослых формируются первые оценочные суждения, которые затем трансформируются в собственное отношение ребенка к себе и другим людям. Однако ситуативность и импульсивность поведения часто приводит к нарушению требований и запретов. Нравственные проявления ребенка зависят от эмоционального отношения к объекту и возникают стихийно, неосознанно при побуждении взрослого или в конкретной ситуации.
Источник
Взаимосвязь интеллектуального и нравственного развития ребенка дошкольного возраста
Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста находятся в тесном единстве, они взаимообусловлены, способствуют активизации воображения, а также простейших форм логического и абстрактного мышления, развитию самосознания и самооценки, социальных чувств.
Развитие ребенка должно быть направленно на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным и защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят. Дошкольнику следует иметь представление о своих правах и обязанностях, овладевать нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимать их целесообразность и необходимость.
Важно, чтобы отношения с близкими взрослыми были доверительными, доброжелательными, но ребенок должен понимать, что он многого еще не знает, не умеет, что взрослый более образован и опытен. Поэтому надо прислушиваться к его советам и словам. Но в то же время нужно учить отличать хорошие поступки от дурных. В общении с детьми желательно избегать повелительного тона, чаще выражать уверенность в их возможностях. Вместо «ты должен сделать это» — «ты можешь»; вместо «не делай так» — «сделай так». Очень нужно, чтобы в жизни детей было больше положительных эмоций, смеха, шуток, музыки, ситуаций, требующих проявление внимания и заботы друг о друге.
Надо иметь по — больше терпения и уважения к потенциалу ребенка, его переживаниям и чувствам.
Воспитатель анализирует с детьми их поступки и умения. Главная задача — привлечь внимание ребенка к самому себе и вызвать желание становиться лучше, учиться тому, чему еще не научился. Работу можно проводить по подгруппам и тогда предметами разговора становятся достижения детей: анализируется то, что они умеют делать хорошо, может быть несколько лучше других детей в группе. А вот разговор о недостатках надо проводить индивидуально и конечно вести его следует с верой в ребенка, в его возможность, способность научиться тому, чего он пока не умеет.
Мы редко обращаем внимание малыша на то, что у него хорошо получается, боясь воспитать зазнайство и нескромность. При этом формируем позицию ложного равенства, позицию «не высовывайся». А, значит, зачем стараться уметь делать что- то лучше других? Эта неправильная позиция мешает развитию потенциальных возможностей личности, гасит уверенность в себе.
Важным следствием развития интеллекта ребенка по осознанию, познанию им себя является понимание ребенком такой отличительной особенности человека, как способность думать: «Я — человек, и поэтому я умею думать и рассказывать о том, что я думаю». Здесь воспитатель решает 2 задачи: формирует представление о себе, как о мыслящем существе, который сможет решать проблемы, оценивать поступки. И вторая задача — добиться понимания того, что и другие люди умеют думать и надо с уважением относиться к их мыслям и поступкам.
Первая задача решается в разнообразной деятельности, требующей планирования, принятия решения, придумывания. Каждый раз воспитатель обращает внимание на то, что результат получен вследствие размышления, продумывания. Способствует этому процессу игры на развитие фантазии, воображения и т. д.
Вторая задача решается в специально создаваемых педагогом ситуациях.
Каков будет интеллектуальный уровень развития ребенка, таковы будут и его нравственные мотивы. Они будут выражаться в отношении к людям. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает нравственные нормы поведения. И по этому, наша задача заключается в том, чтобы ребенок видел только положительные примеры, и они повлияют в дальнейшем на его поступки и дела.
Источник
Ирина Неделькина
Нравственное развитие детей дошкольного возраста
В обществе идет интенсивное обсуждение проекта федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО, определяющих цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.
Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств», так как ранее принятые ФГТ были направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста.
Несомненно, что формирование и развитие нравственных качеств происходит в процессе нравственного воспитания. Однако в конце 1980 -1990 –х гг. почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», поменялся взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план было выдвинуто приобщение детей к национальному искусству, народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты. Прошло несколько десятилетий, и социокультурная атмосфера, в которой живет и развивается современный ребенок, уже не та.
Разберемся во всем по порядку. Сначала рассмотрим понятие «нравственное воспитание».
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Бесспорно, нравственные чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются в процессе целенаправленного нравственного воспитания, которое осуществляется прежде всего в содержательной детской деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др. И чем больше ребенок развивается через деятельность, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие человеческой культуры, тем больше он задумывается над смыслом жизни.
Каковы же приоритеты и условия, обеспечивающие действенность средств нравственного воспитания в дошкольном возрасте.
Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно – нравственной базы.
Если человек найдет дело, дорогое его сердцу, научится видеть во всем проявление высшего смысла, мудрому отношению к человеческим страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Душа ребенка удивительно чутко реагирует на творчество художников, поэтов, народное творчество. Стоит его души чуть – чуть приоткрыться – и она уже отзывается рисунками, стихами, сказками.
Всем известно, что детям нравятся сказки. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, прочувствовать и представить себе на месте этих героев. Беседа по содержанию сказки должна строиться так, чтобы ребенок не концентрировал факты, а смог подумать о своих чувствах, проанализировать свои поступки, действия. Главное в деятельности воспитателя в том, чтобы он в конце беседы совместно с детьми выделил ее сущность, заложенный замысел.
Нет нужды доказывать, что ребенок учится играя, и что игра является наилучшим средством воспитания и обучения детей. В области нравственного развития — это игры по воспитанию культуры поведения и общения. Следует отметить, что среди существующих игр, направленных на воспитание культуры общения, главная цель – обучение внешним правилам общения этике, однако и не ставится задача развития чувств внимания к окружающим людям.
Хорошо, когда ребенок умеет вести себя в обществе и навыки общения у ребенка воспитываются из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку.
Больше всего возможностей в упражнениях имеется в проблемно – игровых ситуациях, которые создает сам педагог, в сюжетно – ролевых играх на бытовые темы. Именно в игре отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.
Игра – наилучшая средство для реализации осознанных ребенком моральных ценностей, практики поведения и упражнения в гуманном отношении друг к другу. Однако игра на сегодняшний день претерпевает существенные изменения, что становится предметом беспокойства педагогов дошкольного образования. Дело в том, что дети стали хуже и меньше играть. Некоторые родители воспитанников воспринимают игру как ненужное время провождение. Нередко воспитатели недооценивают воспитательную функцию игры, подменяют обучением. Игра используется не в качестве средства для проявления заботы и доброты, направления опыта общения с окружающими взрослыми и детьми, а лишь как дидактическое средство для усвоения программного материала. Одна из важнейших причин неумения современных детей играть – значительное сокращение круга ознакомления с окружающей действительностью и миром человеческих взаимоотношений, который ребенок должен отразить в игре.
Воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы упражнение детей в гуманных поступках было включено в различные игровые действия. Для этого ему нужно подобрать такие приемы воздействия, которые способствовали бы приобщению ребенка к моральным ценностям человечества и стали его внутренней потребностью. При такой целенаправленной работе у детей сформируется гуманизм как нравственное качество.
Чтобы современные дети научились играть и могли не только поделиться игрушкой, выполнять ролевые действия, но и учитывать душевное состояние сверстника,необходимо учесть следующие условия:
— знакомить детей с различными сферами действительности, сферой труда взрослых и их взаимоотношениями;
— не только знакомить с правилами общественного поведения, культурой общения и деятельности, но и упражнять в специально созданных педагогом проблемно – игровых ситуациях;
— использовать такие детские игрушки, которые стали бы предметом нравственных переживаний и вызвали бы гуманные чувства;
— взрослым необходимо передать детям игровой опыт.
Средствами нравственного воспитания могут быть не только игра. Сказка, но и поэзия, живопись, музыка, театр, и др. Чем глубже и богаче жизненный опыт воспитателя, тем интереснее, доступнее она сможет довести до сознания дошкольников нравственные знания и тем выше вероятность того, что они овладеют способами реализации нравственных качеств.
Важно помнить всегда о том, что для формирования общей культуры детей и развития их нравственных качеств рядом с ними быть мы, взрослые, со всей ответственностью относящиеся к решению данной проблемы.
Источник
Проблемы формирования компонентов нравственной сферы личности старшего дошкольника
Состояние нравственности социума зависит от уровня нравственного развития каждого человека. Нравственная культура закладывается в детстве. Получая от микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности, интериоризируя их через осознание, чувства и переживания, ребёнок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру.
Нравственную сферу личности дошкольника мы рассматриваем как интегральное единство нравственного сознания (когнитивный компонент), чувств и переживаний (эмоциональный компонент) и поведения ребенка (поведенческий компонент).
выделяет в сфере нравственного развития в дошкольном возрасте 3 составляющие: нравственное сознание (оценка, суждение); нравственное поведение (добровольное следование нормам в отсутствии внешнего контроля); нравственное переживание (стыд, сопереживание) [1].
В когнитивный компонент нравственной сферы личности выходит: знание нравственных норм, нравственных качеств личности, правил нравственного поведения; представление о себе как активном субъекте жизнедеятельности, который несет за них ответственность; представления о других участниках процесса жизнедеятельности. Предпосылками формирования информационного компонента служат осознание личностью собственных мотивационных предпочтений, желаний, интересов, мотивов собственного поведения и поведения окружающих
Эмоционально – мотивационный компонент включает: способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения; адекватное восприятие действительности, восприятие мира с акцентом на его позитивных сторонах; переживания и чувство вины при нарушении общепринятых норм и правил. При этом у дошкольников формируются: способность распознавать и понимать собственные и чужие эмоции; умение сдерживать свои негативные проявления; преобладание положительных эмоций по отношению к окружающим людям.
Поведенческий компонент аккумулирует в себе: действия, направленные на самопознание, саморазвитие, самореализацию; социально компетентное поведение, основанное на доброжелательности и уважении личности другого; умение противостоять искушению нарушать правила. Предпосылками формирования практического компонента являются выражение стремления разрешать конфликтные ситуации позитивным способом, критическое отношение к себе.
Взаимодействие когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов в личностной сфере, обеспечивает единство нравственного сознания и поведения.
отмечает, что «нравственное сознание – целостный образ действительности, позволяющий человеку понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь с позиций нравственных норм, благодаря которым всё воспринимаемое обретает нравственный смысл» [5, с. 98].
Моральные ценности, нормы, идеалы общества, составляют содержание нравственного сознания детей. Развитие нравственного сознания – это усвоение общественных моральных принципов и норм, своего нравственного положения в социуме.
считал, что «основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком» [4, с. 204].
Высокая эмоциональность, эмоциональная окрашенность психической жизни и практического опыта составляют особенность дошкольного детства. Согласно , «чувства выполняют большую роль в формировании новых мотивов поведения у детей, превращая их из знакомых в реально действующих, в реализацию имеющихся у субъекта мотивов поведения» [2, с. 132].
В своих работах, не раз подчеркивала, что нравственные чувства – высшие социальные чувства, которые основанны на нравственных правилах, идеалах, ценностях. Основными из них являются чувства долга, сочувствия, сострадания, милосердия, сопереживания, соучастия, содействия [5; 6].
Мы согласны с автором книги «Как научить ребёнка поступать нравственно» , что «нравственное поведение — это поведение глубоко сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении» [3, с. 29].
В содержание нравственного поведения входят поступки, имеющие нравственное значение. Нравственное поведение — это способность человека жить среди людей, взаимодействовать с ними в рамках нравственных норм, принятых в данном обществе.
Данные особенности компонентов нравственной сферы личности детей следует учитывать, осуществляя учебно-воспитательный процесс с дошкольниками.
С целью получения информации качественного характера по проблемам формирования компонентов нравственной сферы личности дошкольника и о методах работы, используемых в данном направлении в ДОУ, мы провели исследование с использованием метода беседы с заведующими и сотрудниками дошкольных учреждений.
Для заведующих ДОУ и их заместителей по воспитательно — методической работе были заданы следующие вопросы: 1. Необходимо ли в ДОУ развитие компонентов нравственной сферы личности детей? Обоснуйте свой ответ. 2. Ведется ли в Вашем ДОУ работа в этом направлении? 3. По какой программе воспитания и обучения работает ваше учреждение? 4. Содержит ли данная программа разделы, направленные на развитие нравственной сферы личности воспитанников? 5. Является ли проблема развития компонентов нравственной сферы личности детей тематикой на педагогических часах, проводимых в ДОУ? 6.Ведется ли работа с родителями по взаимодействию развития нравственной сферы детей? 7. Каковы основные проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста?
После проведения интервьюирования были получены следующие результаты. Все интервьюированные (100%) утвердительно ответили на первый вопрос, соглашаясь с все возрастающей необходимостью развития нравственной сферы личности детей дошкольного возраста. Обоснованием для утвердительного ответа послужили доводы о том, что нравственное воспитание является детей одной из важных составляющих развития государства.
Все участники беседы ответили, что работа по развитию нравственной сферы ведется в рамках, предусмотренных программой ДОУ по воспитанию и обучению дошкольников. Заведующие в ходе беседы отметили, что основная работа в ДОУ проводится в следующих направлениях: формирование способности у детей понимать и учитывать состояние другого человека; формировать доброжелательное отношение к окружающим; соблюдать правила поведения; формировать представления детей о своих правах и обязанностях. Также было отмечено, что отсутствует комплексность в работе по формированию нравственной сферы; большое внимание уделяется насыщению когнитивного и эмоционального компонентов, а направленность на поведенческий компонент отсутствует. Их слова подтверждены и исходными результатами проводимого нами диагностического исследования нравственной сферы детей, где самым низким уровнем среди всех компонентов нравственной сферы личности, стал именно поведенческий (41,1%).
В ходе беседы выяснилось, что данные дошкольные учреждения работают по следующим программам: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (отв. ред. ), «Радуга» (сост. , ), «Детство» (сост. , , ).
На взгляд интервьюированных, разделы перечисленных программ, направленные на развитие нравственной сферы личности воспитанников, разработаны слабо.
На вопрос «Является ли проблема развития компонентов нравственной сферы личности детей тематикой на педагогических часах, проводимых в ДОУ?», большинство участников беседы ответили отрицательно (66,7%). Данную проблему на педагогических часах и советах не обсуждали. Оставшиеся участники (33,3%) обсуждали вопросы, связанные с ролью педагогического коллектива и в нравственном воспитании детей.
Все участники беседы признали, что самым слабым местом в воспитании нравственной личности является семья. Все заведующие ДОУ и их заместители по ВМР отметили, что работа с родителями по взаимодействию развития нравственной сферы детей в их дошкольных учреждениях ведется.
Самой популярной формой работой с родителями стали родительские собрания (100%.) На втором месте – консультирование по вопросам нравственного развития ребенка (42%). Очень редко проводятся дискуссионные клубы, семейные часы и другие нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам нравственного развития личности детей (4%).
На последний вопрос «Каковы основные проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста?», одна из заведующих сказала: «В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости». Ее мнение поддержали все остальные заведующие дошкольных учреждений.
Обобщив ответы остальных участников беседы, мы получили основные, на их взгляд, проблемы нравственного воспитания ребенка. Они заключаются: в разладе между социальными нормами и внутренним состоянием ребенка; в отсутствии у детей навыков рефлексивных действий, эмпатии; в неразвитости волевых качеств; в инфантильности.
Обобщенные данные результатов беседы с заведующими дошкольных учреждений представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты беседы с заведующими дошкольных учреждений
№ | Вопросы | Количество (%) | Ответы |
1. | Необходимо ли в ДОУ развитие компонентов нравственной сферы личности детей? | 100% | Утвердительный ответ (согласны с все возрастающей необходимостью развития нравственной сферы личности детей дошкольного возраста) |
2. | Ведется ли в Вашем ДОУ работа в этом направлении? | 100% | Утвердительный ответ (ведется работа по развитию нравственной сферы в рамках, предусмотренных программой ДОУ по воспитанию и обучению дошкольников) |
3. | По какой программе воспитания и обучения работает ваше учреждение? | 33,3% 33,3% 33,3% | «Программа воспитания и обучения в детском саду» (отв. ред. ); «Радуга» (сост. , ); «Детство» (сост. , , ) |
4. | Содержит ли данная программа разделы, направленные на развитие нравственной сферы личности воспитанников? | 33,3% («Программа воспитания и обучения в детском саду») 33,3% («Радуга») 33,3% («Детство») | Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношении;. формирование этических представлений. Не содержит. Ребенок входит в мир социальных отношений |
5. | Является ли проблема развития компонентов нравственной сферы личности детей тематикой на педагогических часах, проводимых в ДОУ? | 66,7% 33,3% | Отрицательный ответ (данную проблему на педагогических часах и советах не обсуждали); Утвердительный ответ (на педагогических часах обсуждаются вопросы, связанные с ролью педагогического коллектива и в нравственном воспитании детей) |
6. | Ведется ли работа с родителями по взаимодействию развития нравственной сферы детей? | 100% 50% 4% | Родительские собрания. Консультирование по вопросам нравственного развития ребенка. Другие нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам нравственного развития личности детей. |
7. | Каковы основные проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста? | 99% 100% 100% 75% 35% 42% | Разрушениие личности. Доминирование материальных ценностей над духовными. Искажение представлений детей о доброте, милосердии, великодушии, справедливости; Разлад между социальными нормами и внутренним состоянием ребенка; Отсутствие у детей навыков рефлексивных действий, эмпатии; Неразвитость волевых качеств |
Для уточнения данных, полученных в беседе, и изучения представлений воспитателей о нравственной сфере дошкольника, условиях и формах работы, необходимых для развития нравственных компонентов личности детей, мы использовали анкетирование данного контингента сотрудников ДОУ.
Воспитателям были предложены следующие вопросы: 1. Что Вы понимаете под «нравственным развитием личности ребенка»? 2. Необходимо ли в ДОУ развитие компонентов нравственной сферы личности детей? Обоснуйте свой ответ. 3. Какие методы используете при формировании компонентов нравственной сферы дошкольников? 4. Какие условия необходимы для успешного развития нравственной сферы дошкольников?
Большинство педагогов указали на когнитивную составляющую понятия «нравственная сфера личности» (93,8%). 18,8% отнесли к данному компоненту знание нравственных норм; знание нравственных качеств (18,8%); культура поведения (18,8%); культура общения (12,5%); представления об эталонах доброго и злого (6,3%); обогащение словарного запаса вежливыми словами (6,3%); 6,3% не связывают нравственную сферу со знаниями детей о нравственном поведении и нормах.
Содержание эмоционально-мотивационного компонента раскрыто в ответах большинства анкетируемых (90,6%). Воспитатели считают, что нравственная сфера включает в себя воспитание моральных чувств (46,9%); любовь к Родине (12,5%); любовь к семье и родителям (12,5%); уважительное отношение к людям другой национальности (9,4%); добросовестное отношение к поручениям (9,4%); 9,4% не включили эмоционально – мотивационный компонент в содержание нравственной сферы.
Сущность поведенческого компонента раскрыта в ответах почти половины анкетируемых педагогов (40,6%). Отношение между детьми и взрослыми (9,4%); отношение между сверстниками (9,4%); взаимодействие с окружающим миром (6,3%); 34,4% не отождествляют адекватное поведение детей с понятием «нравственная сфера».
Анализируя ответы на первый вопрос анкеты, можно сделать вывод, что у анкетируемых педагогов сформированы представления о когнитивном компоненте. Большинство педагогов точно раскрывают его содержание (93,8%). При этом, воспитатели не признают большого значения эмоционально – мотивационному компоненту, не считая его основой нравственного развития.
У педагогов не налажен контроль за применением детьми полученных знаний о нравственных правилах и нормах в практической деятельности дошкольников. Это тоже указывает на недостаточное внимание к содержанию поведенческого компонента. Все усилия педагогов направлены на получение детьми знаний о моральных нормах, а не способы применения их в процессе жизнедеятельности. Педагоги делают упор на таком механизме, как внушение и подражание.
Ответы на вопрос «Необходимо ли в ДОУ развитие компонентов нравственной сферы личности детей? Обоснуйте свой ответ» полностью совпали с ответами на аналогичный вопрос, заданный заведующим ДОУ и их заместителям по ВМР. Воспитатели считают, что дошкольные учреждения, наряду с семьей, – тот фундамент, где с детских лет должны закладываться основы нравственности, сформировать первые моральные представления, чувства, привычки, отношения.
Из ответов на вопрос о методах, применяемых для развития нравственной сферы воспитанников, видно, что они довольно разнообразны: объяснение, чтение художественной литературы, личный пример, упражнение, поручение, проблемные ситуации, проблемные вопросы, убеждение, игра, поощрение, наказание и другие. Однако, комплексности и системности в применяемых методах не прослеживается. Большинство воспитателей отдают предпочтение чтению художественной литературы (65,6%); примеру (53,1%); беседе (50%); игре (50%).
Анализ ответов на данный вопрос показал, что воспитатели отдают предпочтение традиционным методам воспитания детей. В основном они направлены на формирование и осмысление социального опыта детей. Педагоги редко используют методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей
Анализируя ответы на следующий вопрос анкеты: «Какие условия необходимы для успешного развития нравственной сферы дошкольников?», мы выяснили представление воспитателей об условиях, в которых должна формироваться нравственная сфера ребенка. Основными условиями, по мнению педагогов, являются: взаимодействие с семьей по вопросам нравственного воспитания детей (46,9%); личный пример участников образовательного процесса (40,6%); создание благоприятного микроклимата в группе (34,4%); уважительное отношение к детям (18,8%); системность в работе воспита,5%); учет индивидуальных особенностей ребенка (12,5%).
Диагностические результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты беседы с воспитателями дошкольных учреждений
№ | Вопрос беседы | Количество (%) | Ответ |
1 | Что Вы понимаете под «нравственным развитием личности ребенка»? | 93,8% 90,6% 40,6% | Когнитивный компо? |