Взаимопомощь в нравственном развитии ребенка
Романович Ирина Леонидовна
Воспитатель ДОУ
МДОУ «Детский сад «Черемушки»
города Балашов Саратовской области»
Особенности воспитания отзывчивости и взаимопомощи у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений. В основе взаимопомощи и отзывчивости лежит направленность на другого человека. Это своего рода способы выражения сочувствия, сопереживания.
В психологии можно выделить три основных подхода к пониманию природы взаимопомощи: 1) личностно-нормативный, в котором рассматривается мотивационный компонент взаимопомощи дошкольников с точки зрения прагматичности — бескорыстия направленности мотива оказания помощи; 2) индивидуально-эмоциональный подход к пониманию взаимопомощи детей как результата эмпатийного процесса; 3) коллективистский подход, в котором взаимопомощь дошкольников рассматривается как результат действенной эмоциональной групповой идентификации.
Теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований проблемы проявления детьми взаимопомощи, определяет взаимопомощь дошкольников как содействие, при котором действия одного ребенка направлены на стимуляцию, поддержание и облегчение действий другого ребенка. Взаимопомощь как содействующее поведение связано с процессом распознания состояния другого (эмпатией), с умением — соотнести свое поведение с моральными нормами, а так же зависит от совместного характера деятельности детей.
Проблема воспитания отзывчивости и взаимопомощи изучалась в дошкольной педагогике (Ф.С.Левин-Щирина, Л.А.Пеньевская, А.М.Виноградова и др.) и детской психологии (Т.А.Репина, А.Д.Кошелева). Исследователи отмечают, что уже в раннем возрасте ребенок проявляет симпатию к другим детям, к трём годам малыши способны по собственной инициативе откликаться на разное эмоциональное состояние сверстников. У детей четвертого года жизни отчетливо проявляются попытки оказать друг другу помощь в самообслуживании, так как именно этим видом труда ребенок в этом возрасте активно овладевает и, чему-либо научившись, стремится реализовать свои умения в качестве обучающего. Формы взаимопомощи у детей пятого года более разнообразны. Дошкольники помогают друг другу в совместных играх, на занятиях, в быту. Более основательными становятся мотивы оказания помощи. Взаимопомощь старших дошкольников отличается большей осознанностью и избирательностью. Они могут объяснить, когда и как стоит или не стоит оказывать помощь. Дети этого возраста охотно помогают малышам и взрослым, но с меньшим желанием – сверстникам. Помощь сверстникам – это, как правило, действие, лишенное игры. Взаимопомощь часто выступает как чисто трудовое действие.
Исследование четырех психологических компонента дошкольника: когнитивный, мотивационный, эмоциональный, деятельностный позволило выявить психологическую готовность дошкольников 3-4 лет к взаимопомощи, о чем можно было судить по содержанию ответов на вопросы, по анализу наблюдений занятий и их самостоятельной деятельности. Эти мероприятия показали, что большинство детей имеют среднюю потребность познавательных интересов (70%).
15% детей не способны к проявлению сочувствия.
Умеют помогать своим товарищам и родителям 12 человек (60%) из 20 опрошенных. Только 4 человек из группы могут уступить своему сверстнику в игре в свою очередь играть, большинство детей (60%) могут делятся игровыми предметами, через стремление соответствовать ожиданиям взрослого, тем самым большинство детей не умеют оказывать взаимопомощь товарищам, а, следовательно, с ними должна проводиться работа с педагогами и психологами.
На основании проведенного исследования оказалось, что в большинстве дети дошкольного возраста не совсем психологически готовы к оказанию взаимопомощи сверстникам. Познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к примитивным действиям, затрудняются сделать вывод.
Для этого необходим комплексный подход к решению проблемы формирования взаимопомощи дошкольников, разработанный на основе современных достижений психологической науки.
Выявленная взаимосвязь между компонентами психологической готовности и проявлением взаимопомощи дошкольниками показывает, что работа с детьми должна отражать три аспекта развития взаимопомощи дошкольников (мотивационный, эмоциональный и деятельностный).
Только учитывая все три аспекта развития взаимопомощи дошкольников (мотивационный, эмоциональный и деятельностный) от детей можно ожидать, что они станут чаще проявлять: бескорыстную направленность мотива оказания помощи (причиной проявления взаимопомощи выступает благо другого человека); сочувствие другим (героям литературных произведений), что является показателем оценки эмоционального состояния другого, опосредованное нравственным знанием норм и правил. При совместном взаимодействии дети научатся проявлять действия оказания помощи самостоятельно, без вмешательства взрослого.
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
- Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под. ред. Е.О.Смирновой. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 240с.
- Римашевская Л. С., Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская. М.: Центр педагогического образования. 2007. 112 с.
- Смирнова, Е.О. Межличнотные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. 158 с.
- Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук / Л.П. Стрелкова. М., 1987. 24 c.
- Шевырёва М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования / М. И. Шевырёва // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. Уфа: Лето, 2013. С. 70-72.
Источник
Ираида Маликова
Совместная деятельность как основа развития готовности дошкольников к взаимопомощи
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Черёмушки» города Балашова Саратовской области
Совместная деятельность как основа развития
готовности дошкольников к взаимопомощи
Автор: Маликова Ираида Геннадьевна
Воспитатель, 1 квалификационная категория
2016 г.
В период создания нового общества формирование нравственной активности является важной стороной воспитания гражданина.
Наряду с нравственным обновлением, обращением к общечеловеческим ценностям все больше обостряется противоречие между потребностью общества в нравственно активной личности и равнодушием, нравственной индифферентностью, а, зачастую и откровенной аморальностью части современной молодежи. Острота данной проблемы выдвигает на первый план задачу формирования нравственной активности уже с дошкольного возраста, так как исследования показывают, что именно в этом возрасте часто обнаруживается проявление безразличия к состоянию сверстника, равнодушия, пассивности, несправедливости, нежелания помогать товарищу (Крайнова Л. В., Репина Т. А., Рояк А. Д., Якобсон С. Г. и др.).
С детских лет необходимо воспитывать у ребенка умение взаимодействовать в группе сверстников, так как вся дальнейшая жизнь будет определена отношениями, в которые он будет вступать, включаясь в совместную деятельность. По своей сущности такая деятельность должна быть нравственной, учитывающей интересы партнеров. Активно вступая во взаимодействие со сверстниками, устанавливая с ними различные взаимоотношения, ребенок формируется нравственно.
В совместной деятельности дети учатся строить свое поведение в соответствии с желаниями и потребностями товарищей, помогать им для достижения коллективного результата. Общие цели, задания, интересы детей в процессе такой деятельности способствуют воспитанию положительных взаимоотношений, нравственной активности.
Взаимопомощь и отзывчивость — значимые характеристики нравственной активности.
Отечественная педагогика и психология рассматривает активность как свойство личности (Ганелин Ш. И., Левитов Н. Д., Люблинская A.A. и др.). Структурными единицами нравственной активности, по данным исследований,являются: инициативность, непримиримость к нарушениям (Дмитриев А. Е.); эмоционально-нравственное переживание поступка и умение сопереживать, готовность к активным нравственным действиям, умение сознательно, добровольно, с моральным удовлетворением совершать нравственно-ценные поступки (Зайцева И. А.); положительное отношение ребенка к себе и своему труду, отношение к другим детям и их труду, действия, поступки и речевые воздействия на сверстников, направленные на изменение возникающих обстоятельств в интересах общего дела в морально оправданных формах (Крайнова Л. В.).
Анализ исследований, посвященных проблеме определения природы взаимопомощи людей, в частности дошкольников, показывает, что на данный момент, как в зарубежной, так и в отечественной психологии нет единой точки зрения в определении содержания понятия «взаимопомощь». Разнообразие точек зрения с одной стороны порождает неопределенность
при попытке интеграции различных аспектов проявления людьми, в частности дошкольниками, взаимопомощи как сложного психологического образования.
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым.
Иногда взрослые не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, по мнению В. Г. Нечаевой, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к
себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача взрослого.
Положительными взаимоотношениями называются такие отношения, при которых общение детей наиболее продуктивно.
Положительные взаимоотношения между сверстниками в группе детского сада проявляются, развиваются и совершенствуются в совместной деятельности. Вопрос о соотношении совместной деятельности и положительных взаимоотношений рассматривается Л. А. Пеньковой, Р. С. Буре, Н. И Мельцер, Д. В. Меджерицкой, Г. А. Репиной и другими авторами. Их исследования показали определяющее влияние совместной деятельности дошкольников в развитии их взаимоотношений. Другими словами, не деятельность возникает на основе взаимоотношений, а взаимоотношения на основе деятельности.
Исследуя взаимозависимость между межличностными отношениями детей и их совместной деятельностью, группа исследователей под руководством В. К. Котырло выделяет, что совместная деятельность учит детей умению подчинять свои личные намерения и их цели групповым, согласовывать действия, объединять усилия для достижения общего результата. У ребенка возникает направленность на партнера по деятельности, в ходе которой в условиях педагогических воздействий складываются положительные отношения в детской группе.
Показателями положительных взаимоотношений считаются такие, как наличие способов сотрудничества, умение действовать согласованно, подчиняться общей цели, осознание ответственности за качество своей деятельности перед коллективом (Р. С. Буре, О. Л. Ведмедь, Л. М. Таджибаева и др.).
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.
Одним из проявлений взаимодействия являются отношения взаимопомощи.
На феномен «взаимопомощи» обратил внимание Чарлз Дарвин у стадных животных. Он считал, что естественный отбор (фактор прогрессивной эволюции) обеспечивается не только борьбой за существование («борьба каждого против всех», но и инстинктом «общительности и взаимопомощи» («совместная борьба против чужих и помощь своим»). По мнению Ч. Дарвина, К. Ф. Кестлера и П. А. Кропоткина, этот инстинкт в дальнейшем, в процессе эволюции, явился основой человеческого альтруизма, основой нравственности.
Психологическая готовность дошкольников к взаимопомощи выступает как установка (Д Н Узнадзе) детей на выполнение действий оказания помощи.
Опираясь на работы А. В. Запорожца, Э. А. Колидзея, В. И. Слободчикова, Л. П. Стрелковой, С. Г. Якобсон и др., мы выделили психолого-педагогические условия, определяющие направления деятельности психолога и педагога ДОУ по развитию психологической готовности дошкольников к взаимопомощи:
1) формирование у дошкольников элементарных представлений о взаимопомощи,
2) развитие бескорыстной потребности осуществлять взаимопомощь,
3) развитие эмоционального побуждения к содействию,
4) развитие субъектности помогающего взаимодействия детей.
Таким образом, стоит особо отметить, что уже в дошкольном возрасте необходимо воспитание отзывчивости и взаимопомощи у детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова, В. В.Социальная психология детства: развитие отношений ребенка
в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. М.: МПСИ, 2000. 416 с.
2. Андреев, П. В. Психолого-педагогические условия развития психологической
готовности дошкольников к взаимопомощи: Автореф. дис. канд. Наук/ П. В. Андреев.
Самара, 2008. 26 с.
3. Буре, Р. С. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в
процессе совместной трудовой деятельности: Автореф. .диссер. канд. пед. наук. / Р. С.
Буре. М., 1965. 18 с.
4. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / В. И. Перегуда, О. А.
Шаграева, С. А. Козлова. М.: Академия. 2003. 176 с.
5. Межличностные отношения ребенка от рождения до с еми л ет / П од. р ед.
Е. О. Смирновой.Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 240с.
6. Обозов, Н. Н. Совместимость и срабатываемость людей / Н. Н. Обозов. СПб.:
ЛНПП «Обилик». 2000. 212 с.
Источник
Взаимопомощь и отзывчивость в дошкольном возрасте.
Заботливое отношение к окружающим — ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность личности ребенка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием. Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на разных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя от него взамен.
Заботливость, как нравственное качество, содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознанны и эмоционально насыщенны, если в основе их лежит заботливое отношение к окружающим. Можно выделить некоторые этапы развития нравственного качества у детей. Первый этап — охотное выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление оказать помощь другим; затем — проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно. При этом учитывается умение и стремление ребенка сдерживать импульсивные желания, которые идут вразрез с интересами и потребностями других. Важным является и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Завершающий этап развития этого качества — проявление заботливости в отношениях к близким людям (родителям, родственникам).
Проявление заботливого отношения к окружающим значительно углубляются и приобретают общественную направленность, если ребенок посещает детский сад, является членом детского коллектива. Благотворное влияние детского сада на воспитание у детей трудолюбия, коллективизма, заботливости отмечают и родители.
Уровень развития заботливого отношения ребенка к окружающим определяют следующие показатели: степень самостоятельности в проявлениях заботы о других, активность ребенка в оказании помощи, проявлении сочувствия, сопереживания; устойчивость проявления заботливости при некотором изменении обычных жизненных ситуаций; наличие мотивов, которые обеспечивают общественную направленность проявляемой заботы.
Особенности проявления заботливости у детей во многом зависят от условий семейного воспитания: эмоциональной атмосферы в семье; понимание родителями целей и задач воспитания и воплощения их на практике; отношения родителей к участию ребенка в домашнем труде.
В одних семьях царит положительный эмоциональный климат. Он основан на глубоком понимании родителями целей и задач воспитания, вдумчивом отношении к вопросам нравственного воспитания, единстве педагогических требований, предъявляемых ребенку в детском саду и дома. Все это формирует у ребенка правильные представления о том, какого человека можно назвать заботливым. Эти представления отражаются в их поведении. Проявления заботливости у детей самостоятельны и относительно устойчивы, хотя и не всегда достаточно осознанны. В таких семьях дети постепенно включаются в дела семьи, особенно трудовые, через постоянные поручения, обязанности, которые подбираются родителями. Детским учреждениям важно работать в тесном контакте с такими семьями, перенеся наиболее ценное из практики семейного воспитания в детский сад.
В других семьях родители правильно понимают цели и задачи воспитания, хотят, чтобы их дети росли чуткими, заботливыми, но допускают некоторые ошибки, нарушая единство педагогических требований. Стиль семейных отношений здесь в целом положительный, но случаются конфликты (обычно из-за вспыльчивости, несдержанности одного из родителей). Родителям не хватает терпения, выдержки, поэтому и условия для воспитания заботливости специально не создаются.
Но встречаются семьи, в которых общая атмосфера определятся потребительскими запросами родителей, отсутствием интереса к вопросам нравственного воспитания. В подобных семьях отсутствует проявление заботливости между членами семьи, а в детском саду дети из этих семей проявляют заботу о других лишь под непосредственным влиянием воспитателя, которого они уважают и любят. К трудовым делам в семье эти дети не привлекаются, поэтому у них отсутствуют необходимые в этом возрасте трудовые умения и навыки, а также и желание быть полезным другим.
Изучение особенностей семейного воспитания показывает, что дети, недостаточно включенные в дела семьи, не имеют возможности проявить заботу, не осознают необходимость быть заботливым. Они лучше оценивают поведение другого ребенка, чем собственное. Поэтому воспитателям и родителям необходимо уделять много внимания развитию правильной самооценки. Можно предложить детям: « Попробуйте сделать дома нужное для всей семьи дело. Посмотрите, в чем мама или папа затрудняются, и предложите свою помощь». Такое обращение интересно детям и дает возможность проявить дома активность.
Анализ детских ответов показал, что первоначально для ребенка важен сам факт помощи родителям, а не ее мотив, причем родителям также рассказывают о задании, данном детям, и просят их помочь ребенку, если потребуется, напомнив о нем косвенным вопросом: «Как прошел день в саду? Что нового вам сказали?
Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими все делать. Выполняя по заданию воспитателя практические дела, дети учатся и словесно выражать свои добрые чувства членам семьи.
При работе с родителями воспитатель учитывает типичные особенности семейного воспитания, индивидуальные особенности родителей, уровень нравственной воспитанности ребенка, изучение как общих педагогических положений, так и более частных, связанных с воспитанием гуманизма у детей.
Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Так, малыш рассматривает картинку, на которой изображен ребенок, отнимающий мяч у сверстника, и замахивается на него кулачком. Увидев плачущего сверстника, он гладит его по головке (как это делает мама, утешая его самого) и отдает игрушку, с которой сам только что играл.
В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными.
Источник