Взаимодействие взрослого с ребенком в процессе сенсорного развития
Библиографическое описание:
Кириенко, В. Л. Сенсорное развитие детей раннего возраста во взаимодействии со взрослыми / В. Л. Кириенко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14335/ (дата обращения: 18.08.2020).
Каждый ребёнок по своей природе исследователь. Малыши не рождаются с набором определённых знаний и умений, поэтому каждому ребёнку надо осваивать этот мир: для чего нужна ложка, как держать карандаш, где расположен нос, на эти и еще множество других вопросов мы, взрослые, родители и педагоги должны помочь найти ответы.
Слово сенсорика от латинского слова «sensus» что означает «восприятие», «способность ощущения». Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. [1]
Почему же ученые педагоги и психологи придают такое большое значение сенсорному развитию детей именно в раннем возрасте? Потому что сенсорное развитие, во-первых, является базовым фундаментом для умственного развития. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Во-вторых, усвоение сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны — это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, система цветов, система фонем родного языка. Усвоить сенсорный эталон — это не только значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ. И начинается этот процесс с раннего детства. Таким образом, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и развития всех психических процессов таких как память, мышление, речь, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для многих видов детской деятельности. [1]
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говориться о признании периода детства как самоценном и уникальном периоде жизни человека. Организовывая образовательную деятельность, по реализации Программы, следует учитывать ведущий вид деятельности на каждом возрастном этапе развития ребёнка, а также ФГОС ДО были выдвинуты требования к развивающей предметно-пространственной среде, как к одному из важнейших условий реализации Программы в дошкольной организации. Она состоит из «материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Таким образом, в основном документе, регламентирующем деятельность любой дошкольной организации на территории РФ говориться о необходимости создавать условия для развития и воспитания детей, а также насыщать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастными потребностями и возможностями каждого этапа детства.
Сенсорное воспитание — это целенаправленный процесс развития у детей сенсорных процессов (ощущение, восприятий, представлений). [3]
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На втором-третьем году жизни дети могут научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Ребёнок раннего дошкольного возраста может:
‒ различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по цветовому образцу;
‒ определять величину согласно трём понятиям: большой, маленький, средний.
‒ строить пирамидку из 5–8 колечек;
‒ собирать пазлы или разрезные картинки (4–8 частей);
‒ определять форму предмета. Отличать объемные фигуры куб, шар;
‒ сортировать предметы, имеющие общий признак, например, цвет, форму, размер.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. [1].
Для детей раннего дошкольного возраста (от 1 года до 3 лет) характерной является предметно-манипулятивная деятельность. Это когда возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей. В процессе это деятельности взрослый показывает ребенку, как действовать ложкой, расчёской и другими бытовыми предметами и игрушками, знакомит с сенсорными понятиями длинный — короткий, лёгкий — тяжёлый и т. д., при этом называя качества и свойства различных предметов и побуждая ребёнка показать и повторять их. [4]
Повседневное общение взрослых с детьми насыщено категориями сенсорного спектра. Проговаривая действия свои или ребёнка, взрослые используют такие слова, как, например большой — большая (кукла, Мишка, машина), маленький — маленькая (чашка, книжка, кроватка); низко-высоко, быстро-медленно, круглый — квадратный — треугольный; под — над — в — за и т. д. Эти понятия постоянно используются в речи взрослых, многократно повторяются ими в течении дня в различных ситуациях и входят в обиход и в понятийный аппарат ребёнка самым естественным образом. Сначала они закрепляются за конкретными предметами, затем по мере расширения горизонтов, приходит время их уточнения, сопоставления. В тарелке было много супа — стало мало; часы на стене круглые, платочек квадратный в кармашке, машина красная, платье на кукле желтое в синий горошек и т. п. Таким образом, в раннем возрасте ребенок осваивает сенсорные категории — обозначения величины, основных геометрических форм и основных цветов, он начинает ориентироваться в пространстве. Сенсорное развитие лучше всего происходит, когда дети с самого раннего возраста получают возможность приобрести соответствующий чувственный опыт. [2]
Делу обогащения чувственного опыта детей служит развивающая предметно-пространственная среда. Хорошо спланированное и организованное пространство групповой комнаты и других помещений детского сада даёт множество возможностей для исследования, конструирования и других видов деятельности, которые включают в себя сенсорные понятия. Практически все центры активности предоставляют возможность для обогащения сенсорного опыта детей. [2]
Центр сюжетно-ролевой игры. В играх, например «Покормим Мишку и Зайку», «Оденем Машу и Олю на прогулку» дети могут практиковаться в соотнесении крупной и мелкой посуды для разных персонажей, разной одежды, обуви, например Маше завяжем длинный шарф, а Оле короткий, бубон на шапке пушистый, пуговицы твёрдые и т. п.
Центр песка иводы или сенсорный центр наполняется ёмкостями не только с песком и водой, но различными сыпучими природными материалами, например каштаны, фасоль, горох, там может находиться сухой бассейн с пластмассовыми или поролоновыми шариками. Дети с удовольствием играют в игру «Найди сюрприз», когда взрослый зарывает в ёмкости с песком или горохом мелкую игрушку, а ребенок её находит. Здесь же ребенок практикуется в определении понятий мокрый — сухой, твёрдый — мягкий, прозрачная — непрозрачная. и т. д. В этом центре развивается самостоятельность, крупная моторика, умение управлять своей рукой.
Центр дидактических игр изобилует материалом для сенсорного развития ребёнка. Это крупная мозаика ярких цветов, рамки и вкладыши разные по цвету, величине и форме, разнообразные пирамидки, модные нынче бизиборды с различными шнуровками, кнопками, липучками, замочками, пуговицами и петельками, деталями для ощупывания и узнавания, издающие различные звуки. Игры и игрушки подбираются с учетом безопасности, разнообразия материалов и фактур. Также в этом центре находятся самодельные дидактические игры с сенсорным содержанием «Подбери по цвету», «Подбери дверцу к домику», кроме того, используются готовые пособия (блоки Дьенеша, палочки Кюзинера, Геометрическое лото и т. д.)
Центр ряжения, традиционный в группе раннего возраста также позволяет на практике примерить на себя и почувствовать такие понятия как длинный — короткий, пушистый — гладкий, высокий — низкий, мягкий — твёрдый. Фартучки, платочки, юбочки, колпачки различных оттенков позволяет практиковаться в сочетании по цвету, развивает эстетические чувства.
Центр музыкальных игр содержит погремушки различного звучания, бубны, ксилофон, барабаны, маракасы, а также большое количество самодельных звучащих игрушек, например, парные шумелки из контейнеров для киндер-сюрпризов с различным наполнением для игры «Подбери по звуку», настольная ширма для игры «Угадай что звучит».
Таким образом, видно, что сенсорное развитие, являясь базовым для умственного развития ребенка, может быть осуществлено в повседневном общении взрослого и ребёнка и при насыщении предметно-развивающей среды материалами и атрибутами, служащих цели обогащения чувственного опыта ребенка раннего дошкольного возраста.
Литература:
- Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте // Открытый урок. Первое сентября. URL: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/ %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D0 %B8/413707/ (дата обращения: 28.05.2018).
- Михайлова-Свирская Л. В. Математика в детском саду. — М.: Национальное образование, 2015. — 56 с.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Консультант Плюс. URL: https://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/942–2010–10–01–13–14–03.html (дата обращения: 28.05.2018).
- Роль деятельности в психическом развитии ребенке. Понятие «ведущая деятельность». // Мир психологии. URL: https://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/942–2010–10–01–13–14–03.html (дата обращения: 28.05.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное развитие, ребенок, игра, развивающая предметно-пространственная среда, ранний возраст, ранний дошкольный возраст, цвет, дошкольная организация, полноценное восприятие, сенсорное воспитание.
Похожие статьи
Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета)…
ранний возраст, сенсорное развитие детей, ребенок, методика, сенсорное развитие, сенсорный эталон формы предметов, Восприятие, серия заданий, дошкольный возраст, детский сад.
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
сенсорное развитие, дошкольный возраст, дети раннего возраста, дидактические игры.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их цвете, форме, положении в пространстве, величине, а также вкусе…
Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей…
сенсорное воспитание, свойство предметов, сенсорное развитие, окружающий мир, предмет, восприятие, величина, вид деятельности, младший дошкольный возраст, признак.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста…
Сенсорное развитие детей раннего возраста через… Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка
игра, ребенок, педагог, цвет, предмет, сенсорное воспитание, сенсорное развитие, занятие, геометрическое тело, какой цвет.
Природа как средство сенсорного воспитания детей…
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста… ребенок, сенсорное развитие, предмет, окружающий мир, сенсорное воспитание, раннее детство, головной мозг, дошкольная педагогика, общее умственное развитие, вид деятельности.
Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста… ребенок, сенсорное развитие, предмет, окружающий мир, сенсорное воспитание, раннее детство, головной мозг, дошкольная педагогика, общее умственное развитие, вид деятельности.
Развитие восприятия в раннем возрасте | Статья в журнале…
Ключевые слова: сенсорное развитие, дошкольный возраст, дети раннего возраста, дидактические.
Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как… ребенок, ранний возраст, окружающий мир, игра, детский сад, действие, предмет, группа…
Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей…
сенсорное развитие, дошкольный возраст, дети раннего возраста, дидактические игры.
Развитие восприятия в раннем возрасте | Статья в журнале… Это ставит восприятие в благоприятные условия развития в данном возрасте.
Организация игровой деятельности детей раннего возраста…
Игра детей раннего возраста в основном не устойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличие конфликтов по поводу игрушки, роли.
Источник
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация » Организация взаимодействия взрослого и ребенка в процессе сенсорного развития»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Организация взаимодействия взрослого и ребёнка в процессе сенсорного развития» Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 7 «Колокольчик» Лилия Марсельевна Князева
2 слайд
Описание слайда:
Направления поддержки детской инициативы: • позиция педагога при организации жизни детей; • фиксация успеха, достигнутого ребенком; • психологическая перестройка позиции педагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
3 слайд
Описание слайда:
Для поддержки детской инициативы необходимо: 1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; 2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; 3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. 4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; 5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. 6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия; 7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; 8. поощрять различные творческие начинания ребенка.
4 слайд
Описание слайда:
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
5 слайд
Описание слайда:
Что даёт ребёнку игра: -удовольствие; -знакомство с нормами, правилами жизни; -общение со сверстниками; -возможность выражать свои эмоции; -возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду, средства игры (слово, движение, место) ; -внутреннюю свободу: играю где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
Конструктор «Шарики и палочки»
11 слайд
Описание слайда:
Схемы Шарики очень приятные, яркие, симпатичные. Палочки четырех размеров — 35 мм, 56 мм, 87 мм, 131 мм. Диаметр шариков примерно 28 мм. В большом наборе 171 палочка и 98 шариков. Встречаются наборы и поменьше, в блистерах.
12 слайд
13 слайд
Описание слайда:
«Весёлые резиночки»
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
Расскажи — и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай попробовать и я пойму. Конфуций, 241 цитата
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-731255
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник