Взаимодействие воспитателя с ребенком с отклонениями в развитии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
педагога-психолога Кузьминой Ю.В.
от 03.10.2019 г.
по теме «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ
С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ»
Взаимодействие педагога с детьми с особенностями в развитии
В настоящее время термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. Современные научные представления позволяют выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития особые образовательные потребности. Данный термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей . Дети с особыми образовательными потребностями это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении . Как показывает практика, увеличение числа «особых» детей требует от педагогов дошкольных образовательных учреждений готовности строить эффективное взаимодействие с учетом специфики их развития. В связи с этим, с одной стороны возникает потребность дошкольного образовательного учреждения в кадрах, готовых решать проблемы профессионально-педагогического общения, с другой отмечается недостаточный уровень подготовки педагогов к такой деятельности. Комплексность проблем, которые необходимо решать в процессе организации взаимодействия педагогов и «особых» детей, сопровождается с определенными трудностями, связанными с необходимостью анализа причин и факторов риска, детерминирующих нарушения в развитии детей; повышения уровня компетентности педагогов; развития психолого-педагогической грамотности родителей. Педагог-воспитатель, в этой ситуации, находится в процессе непрерывного поиска индивидуальных методов, форм и средств взаимодействия для эффективной помощи данным детям. Многоплановость профессиональной деятельности педагога-воспитателя и её специфика предъявляет определённые требования к умениям взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями. Большинство исследователей признают, что в работе с «особым» ребёнком именно отношения являются ключом к развитию и успешной социализации. А.А.Бодалёв, А.Г. Ковалёв рассматривают общение как важнейший профессиональный инструмент педагога, отмечая, что умения взаимодействия является залогом успешной деятельности. Эмпирические и научные данные свидетельствуют о том, что дети, находящиеся в сфере помогающих отношений претерпевают значимые изменения личности, отношений и поведения. При работе с семьей педагог должен хорошо себе представлять основные особенности родительской позиции по отношению к ребенку. Он должен соблюдать определенные этические нормы при использовании конфиденциальной информации о ребенке и его семье, которую он 571 получил от родителей. Недопустимыми являются менторский тон, нравоучения при взаимодействии с родителями. А.С. Спиваковская выделяет три критерия оценки родительских позиций: адекватность, динамичность и прогностичность. Родителей необходимо готовить к сотрудничеству со специалистами, которое потребует от них немало времени и усилий. В связи с этим, перед ДОУ в последнее время, встает необходимость решения, наряду с общими, специальных задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии «особых» детей. Для повышения компетентности родителей в аспекте воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями, создания единого оздоровительно-развивающего пространства в семье и ДОУ, используются формы взаимодействия, такие как: родительские конференции, встречи со специалистами, совместное проведение мероприятий, клубные занятия. Данные формы направлены на: − обучение родителей методам и средствам проведения оздоровительной и воспитательной работы с детьми; − своевременное информирование родителей и педагогов о состоянии здоровья детей, организация коррекционно-развивающей работы; − разработка единых критериев и требований к соблюдению основ здорового образа жизни в семье и ДОУ. Педагогами осуществляется система психолого-педагогического сопровождения «особых» детей, которая включает следующие направления деятельности:
1. Анкетирование родителей. Устные и письменные рекомендации родителям по развитию детей дошкольного возраста.
2. Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания.
3. Наблюдение за детьми в группе.
4. Заполнение воспитателем, под руководством психолога, карты психофизического развития ребенка с целью отслеживания гармоничности /дисгармоничности развития ребенка, обобщения информации об уровне развития детей, планирования направлений индивидуальной работы.
5. Психолого-педагогическое обследование детей с целью определения актуального уровня развития, выявления проблем и недостатков развития.
6. Разработка и осуществление индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ.
Анализ материалов исследований и практический опыт позволяет заключить, что деятельность педагогов с «особыми» детьми и родителями в образовательном учреждении может быть организована в различных формах и с использованием разнообразных методов. В качестве основных, в ДОУ используются следующие: − подбор и определенная систематизация информационных материалов (например, в виде информационных папок с целью повышения теоретической и методической осведомленности родителей); − подготовка наглядных материалов и их распространение (во время консультаций, родительских собраний, групповых занятий или в «уголках родителей» с целью комплексного, систематического влияния наглядных информационных материалов на участников образовательного пространства, развитие их психологической компетентности); − организация мероприятий для родителей (беседы, дискуссии, родительские собрания и пр.); − непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми (все виды развивающей и 572 коррекционно-развивающей работы); − прогнозирование развития проблемы ребенка в соответствии с полученными результатами и причинно-следственным анализом ее состояния; − планирование возможных путей решения с учетом реальных условий; − определение исходных значений тех показателей, тенденции изменения которых будут отслеживаться в дальнейшем. Основная цель работы с педагогами в образовательном учреждении это повышение мотивационной, технологической и практической готовности воспитателя к развивающей и коррекционной деятельности с «особыми» детьми. Так, для совершенствования коммуникативных компетенций педагогов организуются семинары-практикумы по основам педагогического общения, как средству гуманизации процесса образования; тренинги по овладению педагогами моделью личностно-ориентированного взаимодействия с семьями воспитанников; мастер-классы по организации родительских собраний и других современных форм взаимодействия с семьями воспитанников; встречи со специалистами; обмен опытом; занятия в мини-школах; педконсилиумы, круглые столы и т.д. Мы предполагаем, что систематическое проведение работы с педагогами по развитию взаимодействия с «особыми» детьми и родителями позволит получить следующие результаты: − раннее выявление отклонений в развитии детей; − устранение выявленных проблем в развитии детей в течение дошкольного детства; − повышение психолого-педагогической грамотности родителей; − создание специально организованной педагогической среды; − повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Источник
Юлия Забабурина
Взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Мир, в котором живёт современный ребёнок, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.
Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.
Термин «задержка» подчеркивает несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.
Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Среди причин ЗПР выделяют следующие:
• Слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни ребенка.
• Генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы (ЦНС).
• Интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства.
• Неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, депривация и т. д.).
В своей работе мы чаще всего встречаемся с двумя формами задержки психического развития.А именно:
• ЗПР соматогенного генеза, обусловленная наличием у ребенка соматических заболеваний. Дети с такой формой задержки очень часто болеют и их развитие идет крайне медленно.
• ЗПР церебрально-органического генеза, обусловленная органическим повреждением головного мозга ребенка. Дети с такой формой задержки очень трудно усваивают новую информацию и их развитие идет тоже медленными темпами.
Вследствие данного нарушения развитие ребенка искажается. Все психические процессы, эмоционально-волевая сфера, личность такого ребенка приобретает специфические особенности развития. Например,у таких детей наблюдаются:
• Нарушение формирования общезначимых школьных навыков;
• Незрелость ЭВС;
• Своеобразное поведение;
• Системное нарушение всех сторон речевой деятельности;
• Недоразвитие ВПФ.
Наше дошкольное образовательное учреждение является детским садом компенсирующего вида. В нем функционируют 15 групп. Из них две группы для детей с задержкой психического развития по 12 человек в каждой группе. И наряду с ЗПР в наших группах находятся и дети с нарушением интеллектуальной сферы (с-м Дауна, умственная отсталость легкой степени, нарушением ЭВС (аутизм, аутоподобное поведение, смешанные расстройства поведения и эмоций, и нарушением поведения (СДВГ, гиперактивность, депрессивное расстройство поведения).
Как же попадают дети в эти группы? Они зачисляются по результатам прохождения ГПМПК. После того, как дети приходят к нам, с ними проводится диагностическое обследование. По результатам которого на каждого ребенка разрабатывается индивидуальный коррекционный маршрут. В нем прописываются основные направления работы с данным ребенком и рекомендации по коррекции нарушений ребенка от каждого специалиста.
Перед началом работы из всего многообразия программ мы в качестве основной коррекционной программы выбрали программу Л. Б. Баряевой «Воспитание и обучение дошкольников с ЗПР».
Вся коррекционная работав нашем ДОУ подчинена нескольким целям:
-повышение уровня психического развития ребёнка: интеллектуального, эмоционального, социального;
-создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с задержкой психического развития в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум;
-обеспечение в коррекционно-образовательном процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой.
В нашей работерешаются следующие задачи: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные и образовательные.
Среди диагностических задач ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.
Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств.
Коррекционно-образовательная работа, направлена, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
Оздоровительные задачи направлены на защиту, сохранение и укрепление здоровья ребенка (формирование у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья, проведение всех возможных воспитательных и образовательных мероприятий, направленных на обучение детей приемам и навыкам, значимым для их жизнедеятельности и здоровья как важнейшего условия жизненного благополучия, комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с задержкой психического развития).
Образовательные задачи направлены на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, подготовку детей с ОВЗ к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Все перечисленные задачи решаются всеми специалистами нашего дошкольного образовательного учреждения (учитель – дефектолог, учитель – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, инструктор по плаванию, педагог-психолог, воспитатели) в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.
Все специалисты работают под руководством учителя-дефектолога, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей деятельности в этих группах. А теперь рассмотрим поподробнее, что же делает каждый из этих специалистов.
Работаучителя-дефектолога в дошкольном учреждении компенсирующего вида включает в себя следующие направления деятельности:
• психолого-педагогическое обследование ребенка, выявление его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей в целях разработки индивидуальных программ коррекционного обучения;
• планирование и проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности;
• анализ динамики развития каждого ребенка в процессе коррекционно-развивающей деятельности;
•участие в подготовке и проведении педагогических мероприятий: утренники, праздники, досуговые и другие мероприятия;
• осуществление связи с ПМПК;
• консультации педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, знакомство родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития;
• участие в координации взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения.
Учитель-дефектолог ежедневно проводит подгрупповую и индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность с детьми своей группы. Материал лексической темы, разработанный учителем-дефектологом, включается во все виды коррекционно-развивающей деятельности (познавательной, физкультурной, музыкальной, изодеятельности, а также в режимные моменты.
Подгруппы формируются с учетом уровня психического развития и сформированности запаса знаний и представлений. Учитель-дефектолог и воспитатель работают с подгруппами параллельно. При составлении сетки коррекционно-развивающей деятельности, определяющей нагрузку на ребенка в течение дня и недели, руководствуемся нормативными документами, в которых отражены максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов. Например, если учитель-дефектолог проводит с первой подгруппой математическое развитие, воспитатель со второй подгруппой — по развитию изобразительной деятельности. После десятиминутного перерыва подгруппы меняются.
Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Работа учителя –логопеда в ДОУ включает в себя следующие направления:
• Диагностирование уровня импрессивной и экспрессивной речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический, звукопроизносительный строй);
• Составление индивидуальных планов развития, планов специально-организованных занятий;
• Осуществление на индивидуальных занятиях постановки диафрагмально-речевого дыхания, коррекции дефектных звуков, их автоматизации, дифференциации, введении в самостоятельную речь;
• Проведение подгрупповых занятий по формированию фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте;
• Введение в режимные моменты игр и упражнений, направленных на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи;
• Консультирование педагогов и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
• Участие в методических объединениях.
Работа воспитателявключает в себя следующие направления деятельности:
• проведение специально-организованной коррекционно-развивающей деятельности по продуктивным видам деятельности по подгруппам, организация совместной и самостоятельной деятельности детей;
• воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения;
• организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов;
• применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе;
• консультирование родителей об индивидуальных особенностях детей.
Воспитатель отвечает за жизнь вверенных ему детей. Охрана жизни и здоровья детей является центральной задачей деятельности воспитателя. Он первым принимает ребенка в группу и встречается с его родителями. Воспитатель контролирует все режимные моменты в группе.
В комплексной деятельности педагогов ДОУ участие педагога-психолога крайне необходимо.
Работапедагога-психолога включает в себя следующие направления деятельности:
• психодиагностическая и психопрофилактическая работа с детьми;
• участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;
• повышение уровня психологической компетентности педагогов детского сада;
• консультативная работа с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье.
На начало года педагог – психолог проводит углублённое обследование эмоционально-личностного развития каждого воспитанника группы; совместно с учителем-дефектологом определяется коррекционно-развивающий маршрут.
Работа с семьей ребенка находится под постоянным вниманием психолога. Именно он работает со всеми членами семьи, улучшая микроклимат семьи, согласовывая единые требования семьи и педагогического коллектива, предъявляемые к ребенку.
Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность также подчинена целям коррекционно-развивающего процесса обучения.
Музыкальный руководитель:
• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• принимает участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального, песенного репертуара;
• использует элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики.
Музыкальный руководитель проводит коррекционно-развивающую деятельность по музыкальному воспитанию и развитию ритмических способностей, а также организует подготовку и проведение детских утренников, праздников, досугов.
Через музыкальное воспитание у некоторых безречевых детей можно добиться появления активной речи. В некоторых случаях, то, что учителю-дефектологу порой не удается развить у ребенка только вербальными и наглядно-практическими средствами, музыкальный работник может вызвать на музыкальной коррекционно-развивающей деятельности, поскольку ребенок на них более раскрепощен, эмоционально настроен и открыт для контактов в доступной и интересной для него деятельности.
Тесное взаимодействие инструктора по физической культуре с другими специалистами обеспечивает реализацию различных форм организации двигательной активности детей.
Инструктор по физической культуре:
• осуществляет укрепление здоровья детей;
• совершенствует психомоторные способности дошкольников;
• изучает двигательную сферу дошкольников с задержкой психического развития, основные движения, общую и мелкую моторику.
Особенности планирования коррекционно-развивающей деятельности по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей.
Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству родителей, так как успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние своего ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.
Основные направления взаимодействия с семьей:
• коллективные (собрания, консультации, «Дни открытых дверей», «Круглые столы», тематические праздники — где родитель может видеть достижения своего ребенка; семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике);
• индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов);
• наглядные (стенды, тематические выставки, выставки работ, брошюры, педагогические журналы).
В своей работемы выбираем следующие подходы:
• Индивидуальный подход (определенный вид деятельности, наиболее любимый ребенком).
• Предотвращение наступления утомляемости (релаксационные паузы, физкультурные минутки, подвижные игры).
• Активизация познавательной деятельности (сюрпризные моменты (появление нового сказочного героя, чудесный мешочек, просмотр мультфильма, компьютерной презентации по теме, компьютерные игры по теме, экскурсии).
• Проведение занятий (ознакомление с окружающим миром, ФЭМП, подготовка к обучению грамоте, коррекция психических процессов, лечебная физкультура, лечебное плавание, продуктивные виды деятельности).
• Обогащение знаниями об окружающем мире (дидактические игры, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия).
• Коррекция всех видов деятельности (релаксационные упражнения, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, ЛФК, артикуляционная гимнастика, дидактические игры и упражнения).
Таким образом, успешное преодоление недостатков развития у данной категории детей возможно лишь при условии взаимодействия всех специалистов ДОУ.
И только благодаря тесной взаимосвязи всех специалистов нашего ДОУ мы смогли организовать и правильно простроить систему коррекционно-педагогической работы с нашими детьми.Она состоит из двух блоков:
-Коррекционно-педагогическая работа с детьми, направленная на коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии детей.
-Коррекционно-педагогическая работа с родителями, направленная на обогащение родителей знаниями по вопросам воспитания детей, через специальные лекции, семинары, консультации и т. д.
Источник