Взаимодействие с родителями в доу по физическому развитию ребенка

Взаимодействие с родителями в доу по физическому развитию ребенка thumbnail

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение  

 Детский сад №2 «Колокольчик» Туринского городского округа

Организация взаимодействия детского сада с родителями по физическому развитию детей в соответствии с  ФГОС  ДО»

                                Составитель: Корецкая Л.И.                                                                          

                                                                                            инструктор

                                                                                                 по физической

                                                                                        культуре

                                                                                                  1 кв. категория

Туринск, 2016

Введение.

 Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать  хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.

Очень часто педагоги-практики испытывают большие трудности в общении с родителями. И я столкнулась с этой проблемой. Как сложно было достучаться до пап и мам, как нелегко объяснить им, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним.

Ведь семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его физическое развитие.
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада является развитие новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников. Прежде всего, я попыталась ответить на важные для меня и всего коллектива вопросы: «Как заинтересовать родителей?» «Как сделать работу эффективной?» «Какие новые формы взаимодействия необходимо разработать?».

В решении этих вопросов возникло противоречие между педагогическими знаниями родителей, их участием в валеологическом и физическом развитии и воспитании ребенка и обновлением содержания дошкольного образования.

Это и  позволило определить цель моей работы:

 разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка.

Для реализации поставленной цели я обозначила следующие задачи:

  • повышение компетенции родителей в физическом развитии и воспитании ребёнка;
  • приобщение родителей  к  участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
  • понятие и принятие индивидуальности ребёнка, доверие и уважение к нему, как к уникальной личности.

Затем были определены основные направления работы:

  • создание условий для развития и оздоровления ребенка;
  • разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольника;
  • осуществление тесного взаимодействия родителей и педагогов.

Первым шагом стало создание условий для развития и оздоровления детей: это спортивный зал, интерьер    которого, выполненный яркими цветами и оборудованный как традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием

Физкультурные центры и уголки здоровья в группах, из  которых родители получают информацию о содержании физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, в частности в течение дня. Информирую родителей о том, какие основные движения разучивали дети, подвижные игры, оздоровительные упражнения, пальчиковые гимнастики, упражнения для глаз и ног, дыхательные упражнения. Даю рекомендации по применению данных упражнений с детьми в домашних условиях, например при просмотре телепередачи более 20мин., уместно сделать гимнастику для глаз.

Дорожки здоровья в спальнях, спортивные площадки для занятий на улице.

В своей работе  придерживаюсь ряда принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной с семьей работы:

  • единство целей и задач воспитания здорового ребенка в ДОУ и семье (оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания);
  • индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;
  • систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ;
  • взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду, формирование отношения к родителям, как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательном процессе.

Соблюдение данных принципов позволяет приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, а так же помогает в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома.

Для достижения положительного результата, в своей работе использую такие традиционные формы работы с семьёй,  как:

1. Беседы — индивидуальные и групповые — в основном носят индивидуальный характер. Беседы лаконичны, значимы для родителей, побуждают собеседника к высказыванию. Обсуждаются характерные особенности ребёнка, возможные формы организации совместной деятельности дома, на улице, а так же рекомендуется литература по развитию движения у детей.

Открытые физкультурные занятия для родителей – дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность. Родители знакомятся с большим перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию у детей двигательных навыков. Осваивают методы обучения упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретенные навыки.

3.Дни открытых дверей в спортивном зале —  помогают детям совместно с родителями удовлетворить потребность в двигательной активности по своему выбору, отдавая предпочтения своим любимым упражнениям, а родителям узнать предпочтения своего ребёнка в выборе вида движения и уровне его освоения, а так же получить положительные эмоции при совместной двигательной активности.

4.Физкультурные праздники и развлечения – способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. А также совместная двигательная деятельность способствует созданию положительных эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха.

 5. Консультации. Целью консультаций является усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.

6. Разработка и оформление стендовой информации – позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др.

7. Родительские  собрания – позволяют наладить более близкий контакт с семьёй воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольного учреждения, наметить дальнейшие планы.

8. Анкетирование– необходимо для выявления значимости отдельных факторов, предусматривающие получение разнообразных данных, сведений и характеристик. Они позволяют изучить культуру здоровья семьи, выявить индивидуальные особенности детей для построения дальнейшей работы с ними и внедрения эффективных программ физкультурно-оздоровительной направленности в семью.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, на их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться и формы работы детского сада с семьей.

9. Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволила заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлечь их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.

10.Для родителей, которые всегда спешат, предоставляем информацию в форме экспресс — листовок. Листовки разнообразны по содержанию, такие как: «игры с мячом», « поиграем всей семьей», где родители смогут узнать, какие движения можно разучить с ребенком, о правилах той или иной игры. Также мною разработаны листовки пользующиеся спросом среди родителей оздоровительного характера на темы: «В семейную копилку»,  «Здоровье всему голова».

11. Фотовыставки. Родители видят достижения всех воспитанников детского сада, узнаютновости о спортивных достижениях своих детей.

12.Родители вместе с детьми принимают участие в работе «мастерских» по изготовлению нетрадиционного оборудованиядля физкультурно-оздоровительной деятельности. Использование нетрадиционного оборудования благоприятно влияет на формирование всех систем и функций организма, удовлетворяет потребности ребенка в движении, вызывает большой восторг и бережное отношение к оборудованию,  желание использовать его как можно чаще.   

13.  Составление альбомов «Наша спортивная семья».  Данная форма работы способствует повышению интереса детей к физической культуре и спорту, к выполнению  физических упражнений, к утренней зарядке. А так же, детям предлагается прокомментировать фотографии, рассказать о спортивных увлечениях и достижениях своих близких.

14. Школа здоровья «Румяные щечки». Одна из наиболее продуктивных форм приобщения семей к здоровому образу жизни и физической культуре. К ним относятся туристические прогулки, походы — в разное время года за пределы детского сада (на водоём, на лесную поляну, в берёзовую рощу), посещение спортивных зрелищ на стадионах города, чтение соответствующей литературы, личный пример.

15. Совместные акции, например « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!», которые формируют у детей и взрослых позицию признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укреплении своего здоровья.

16.Нетрадиционная форма обратной связи с родителями «Почтовый ящик», в который они могут положить записки со своими отзывами, предложениями, идеями, вопросами к администрации детского сада и специалистам.

Стало традицией участие детей и родителей в  спортивных мероприятиях, как на уровне детского сада, так и  на муниципальном уровне: «Кросс наций», Велокросс», Спартакиада, Лыжня России»,  «Папа, мама, я – спортивная семья». Родители вместе с детьми приняли участиев соревнованиях «Весёлые старты» среди воспитанников и  родителей   ДОУ Восточного управленческого округа. Во всех мероприятиях наши воспитанники имеют отличные результаты.

Одной из распространенных и действенных форм взаимодействия с родителями является работа в родительских клубах. В нашем ДОУ создан родительский клуб «Здоровый малыш». Участие родителей в работе такого клуба помогает сплотить родительский коллектив и настроить их на дальнейшее сотрудничество, как с педагогами дошкольного учреждения, так и с педагогами школы. Родительский  клуб помогает активизировать и транслировать личный опыт каждой семьи, стимулирует детей и их родителей к поиску разнообразной информации.

Это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

С целью морального стимулирования наиболее активным родителям по итогам года на общем родительском собрании вручаем благодарственные письма от администрации детского сада.  

Особенность используемых мною форм работы заключается в том, что они носят не только консультативную, но и практическую направленность и являются системными мероприятиями с участием родителей, воспитателей и детей.

Разнообразные формы работы с семьёй позволяют взаимодействовать с максимальным количеством родителей. Каждая семья  получает информацию наиболее приемлемым для себя образом. Взаимодействовать со мной родители начинали с индивидуальных бесед, с посещения родительских собраний, с получения информации со стендов. Они стали более компетентны в вопросах оздоровления и физического развития ребёнка, что побуждало их принимать участия в наиболее открытых мероприятиях, праздниках. В процессе такого взаимодействия взрослые стали лучше понимать ребёнка, больше интересовались проблемами группы и дошкольного учреждения в целом.

Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками в работе по физическому воспитанию детей. Как показывает мой опыт работы, родители, которые преодолев стеснения во время открытых мероприятий в ДОУ, становятся более активными участниками жизни ребёнка в школе (с охотой вступают в родительский комитет, участвуют в различных проектах, соревнования).

Благодаря взаимодействию  с ДОУ,  большинство родителей со временем понимают, что их привлечение  в педагогическую работу детского сада, активное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не только для педагога, но и  для развития их собственного ребёнка.

Я считаю, что целенаправленная система взаимодействия семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей в нашем дошкольном учреждении формирует основы физической культуры и культуры здоровья, подготавливает к школьной жизни не только детей, но и родителей; также  способствует  самореализации родительского потенциала.    

Источник

Алена Мингалева
Взаимодействие с родителями по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС до.

Все родители хотят видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым. Но дома дети в основном заняты просмотром телепередач, компьютерными играми, занятиями и играми умственного плана. Занятость родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе. Удобно, когда ребенок сидит и не шумит, при этом потребность в движениях не возмещается. Начав водить ребенка в детский сад, родители часто перекладывают на плечи педагогов физическое воспитание своих детей. Здоровье ребенка полностью зависит от взрослых и это большая работа.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» установленными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155, появляются новые требования на повышение социального статуса дошкольного образования, которые предполагают современных подходов поиска новых форм, средств, методов и приемов по качеству дошкольного образования, что обеспечит новый современный уровень качества дошкольного образования. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Важными направлениями деятельности ДОУ становятся:

• обеспечение нового подхода к качественному дошкольному образованию; усиление взаимосвязи всех участников образовательной деятельности, интеграции образовательного и воспитательного потенциала ДОУ;

• обеспечение индивидуализированного развития каждого ребенка при тесном сотрудничестве ДОУ с семьей;

• обеспечение консультативной, методической, психолого-педагогической поддержки родителям (законным представителям) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Результаты анализа деятельности ДОУ и запросов родителей, показали необходимость создания условий для развития личности и поддержки здоровья каждого ребенка, развития его способностей, интересов, ключевых компетентностей, творческого самовыражения в разнообразных видах деятельности определяют руководящие идеи дальнейшего развития ДОУ. На первом месте находится здоровьесбережение детей. В связи с этим встает вопрос о применении эффективных здоровьеформирующих технологий, направленных на формирование культуры здорового образа жизни и безопасного поведения.

В нашем дошкольном учреждении физическому развитию детей уделяется большое внимание, так как детский сад посещают дети с бронхо-легочной патологией (бронхиальная астма, атопический дерматит, респираторный аллергоз и др.). Разработана и успешно внедряется комплексно — целевая программа «Будь здоров!», которая включает физкультурные, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, а также рабочие программы по физической культуре для каждого возраста, организован родительский клуб «Будь здоров!».

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ по физической культуре ведем по четырем направлениям:

• информационно – аналитическое,

• наглядно – информационное,

• досуговое направление,

• познавательное направление.

Информационно – аналитическое:

С целью изучения семьи, выяснения потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу с анкетирования «Путь к здоровью ребёнка лежит через семью», «Какое место занимает физкультура в вашей семье», «Здоровый образ жизни в семье», «Спортивные игры дома». Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Наглядно – информационное направление включает в себя:

— папки — передвижки и папки-ширмы «Здоровейка», «По Совету всему свету», «Спортивные игры», «Погладим воду» и др.

— фотомонтажы «Из жизни группы», «В кругу семьи».

— фотовыставки «Папа, мама, я – спортивная семья», «Семья – здоровый образ жизни».

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мы активизировали родителей используя, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Поиграем», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Познавательное направление — это повышение компетенций родителей в вопросах здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

С этой целью мы использовали активные формы и методы работы с родителями:

— общие и групповые родительские собрания;

— консультации;

— занятия с участием родителей;

— выставки нестандартного оборудования, изготовленного родителями;

— Дни открытых дверей;

— участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

— беседы с детьми и родителями

-проектная деятельность

— группы в социальных сетях

— Журнал ЗОЖ для детей и их родителей.

-родительский клуб «Будь здоров!» (см. Приложение).

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В ДОУ проведены:

-совместные занятия с родителями — «Мой веселый мяч», «Играем в теннис», «Корригирующая гимнастика», «, и др. На занятиях, совместных с родителями и детьми, реализуются задачи пропаганды здорового образа жизни, расширения кругозора родителей в области физического воспитания ребенка, обогащения детско-родительских взаимоотношений. Занятия проводятся раз в квартал, их содержание интересно и увлекательно. Результатом таких занятий являются взаимные открытия, радость общения родителей и детей, приобретение опыта двигательного взаимодействия.

— «Дружим со спортсменами» (встреча со спортсменами города или спортсменами- родителями,

— спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «Мама, папа и я — спортивная семья», «Защитники Отечества», «Мы со спортом дружим», «Минута Славы», «Олимпиада», «Зарница»,

— совместные проекты «Коми спортсмены – наша гордость», «Российские спортсмены – наша гордость», «Семья – школа здоровья»,

Взаимодействие с родителями по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС до.

— выпуск семейных газет «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Закаляемся»

-конкурс фотографий в социальных сетях «Символ года»,

-флешмобы «День Победы», «Мы вместе».

Взаимодействие с родителями в доу по физическому развитию ребенка

Хотя наши дети ослабленные, с бронхо-легочной патологией, родители поддерживают своих детей на городских соревнованиях «Мама, папа и я – спортивная семья», «Папа и мы — спортивны и дружны», «Тайны тропок», «Зиг-заг удачи» и др.

Взаимодействие с родителями в доу по физическому развитию ребенка

Показатели эффективности оздоровительной деятельности:

• Соответствие уровня физического развития возрастным критериям

• Результативность физической подготовленности дошкольников

• Наличие стойких привычек по уходу за своим телом в целях сохранения и укрепления своего здоровья

• Положительная динамика посещаемости детьми ДОУ

• Переход детей из одной группы здоровья в другую

Общая заболеваемость детей, посещающих ДОУ-20 остается на высоких цифрах, за счет в основном острых заболеваний верхних дыхательных путей, что связано с уже имеющимся неблагоприятным фоном – патологией органов дыхания.

Как видно из таблиц, впервые за 3 года — индекс здоровья повысился до 3%, что говорит об эффективности проделанной работы.

Разработали показатели эффективности взаимодействия с родителями:

1. Увеличение числа родителей (законных представителей, проявляющих высокую активность в образовательной деятельности

2. Увеличение числа родителей удовлетворенных работой ДОУ.

3. Увеличение числа родителей активно участвующих конкурсах (МО, РК).

Наименование показателя 2014 г. 2015г.

Высокий уровень родительской удовлетворенности. 83 % 93 %

Высокая активность в образовательной деятельности ДОУ 17 % 68 %

Доля родителей, активно участвующих конкурсах (МО, РК). 4 % 24 %

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Для развития ребенка необходимо тесное сотрудничество семьи и ДОУ. Вовлечение родителей в качестве активных участников образовательного процесса будет плодотворно влиять на детско-родительские отношения.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитать культуру здоровья. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут уметь сохранять и укреплять свое здоровье.

Литература

3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. – М., 2007.

4. Глушкова Г. Здоровье и физическая культура – Ребенок в детском саду. – №2. – 2003.

5. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – М., 2002.

6. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. Под ред. З. И. Бересневой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 32с. (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”).

8. Растим здоровое будущее (Научно-практический сборник инновационного опыта по программе “Здоровье с детства”). – Киров, 2004.

9. Степанова Е. Н. Калейдоскоп родительских собраний – М., 2009.

10. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л. Основы безопасности детей дошкольного возраста: программа для дошкольных образовательных учреждений – М., 1998.

Новые подходы в работе с родителями — Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 6/2007

11. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания – Дошкольное воспитание. – №4. – 2008.

Источник