Взаимодействие ребенка с нарушением в развитии с семьей
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
На современном этапе развития общества, семья является важнейшим социальным институтом, располагающим широчайшим диапазоном уникальных возможностей влиять на формирование и саморазвитие личности. Уверенность в себе, в своих возможностях и силах зарождаются в благоприятной атмосфере дома.
Для ребенка, имеющего особенности в развитии, в том числе нарушения речи, семья, как наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна осуществлять свое основное назначение – стать для него не только своеобразной развивающей, но и коррекционной средой, обеспечивающей компенсацию недостатков в речевом развитии.
Для специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения речи, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включение родителей в коррекционно — педагогический процесс. Это осуществимо лишь при условии знания специфики детско–родительских отношений, складывающихся в семье. От того как, по отношению к ребенку ведут себя родители, их стиля воспитания будет зависеть судьба самого ребенка и семьи в целом. Именно поэтому, наилучшим способом помощи детям с нарушениями речи может быть помощь их родителям и другим членам семьи.
Вовлечение семьи в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет учитель — логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Что бы родители детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь принципом: «Родитель — не гость, а полноправный член команды ДОУ», учитель – логопед строит свое общение с семьей. Эффективная коррекция речевых и сопутствующих нарушений, возможна только в результате активной, скоординированной деятельности педагогов: учителя – логопеда, воспитателей, педагога – психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Для родителей сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными во взаимодействие со специалистами расширяет представление о собственной компетенции, придает уверенности в своих силах.
В содержании взаимодействия педагогов ДОУ и семьи можно выделить несколько этапов. На первом этапе происходит установление контактов. В это время педагогам необходимо проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность и сдержанность. В числе наиболее информативных и простых способов, которые предварительно ориентируют педагога в оценке воспитательных возможностей родителей можно назвать наблюдения. В настоящее время неопровержимо установлена прямая зависимость качества речи от условий семейной речевой среды и характера общения с родителями. Если контакты с родителями были постоянными на всех этапах детского развития, а родители своевременно и внимательно обеспечивали создание необходимых условий для становления речи, то, как правило, ничто не препятствует ее естественному ходу. Совсем иначе развивается речь детей, если на становление речи родители не обращают должного внимания. Неполноценная языковая среда может проявлять себя в искаженном произношении родителями звуков, общении с ребенком на примитивном языке. Нельзя забывать и о том, что дефекты речи взрослых, как в зеркале, отражаются в детской речи.
На втором этапе педагог вместе с родителями обсуждает, что необходимо развивать в ребенке, при этом следует подчеркнуть его неповторимость и индивидуальность, с которыми необходимо считаться. На этом этапе работы уже можно в корректной форме сообщить родителям о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка и показать возможные пути их профилактики и коррекции в ДОУ и семье.
Третий этап – установление совместных требований к общему речевому воспитанию ребенка. От педагога требуется побудить родителей высказывать свои взгляды на семейное воспитание. На этом этапе педагог знакомит родителей с доступными, для использования в домашних условиях способами качественного решения задач стимуляции речевого развития и коррекции его недостатков, обогащения речевой среды.
Четвертый этап — упрочение сотрудничества в достижении общей цели. При этом согласившись на сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят все более развернутые задачи профилактической и коррекционно-речевой направленности и осваивают новые способы ее реализации.
Учитель – логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры и просвещения родителей. Эффективность общения в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Современный родитель не захочет слушать долгих назидательных докладов педагога, поэтому надо так построить взаимоотношения, что бы по возможности привлечь родителей к обсуждению проблем и плодотворному сотрудничеству.
Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную взаимосвязь; при этом контроль должен быть ненавязчивым опосредованным. Использование разнообразных форм работы с семьей дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда и детей, создается атмосфера взаимоуважения.
В любой форме взаимодействия с семьей можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приемам работы. Оно заключается во взаимообмене информацией, консультировании, взаимопомощи и общении. При этом речь идет о личном общении персонала и родителей, а также родителей друг с другом. В методическом плане более целесообразными бывают не заранее подготовленные сообщения и выступления, а неформальные беседы, праздники, тренинги детско-родительских отношений, практикумы. Создаются клубы с целью расширения возможности вовлечения семьи в образовательное пространство, обучая их навыкам совместной с детьми деятельности, повышения уровня коммуникабельности, как детей, так и родителей, проведения просветительской работы с семьями воспитанников, формирование у родителей активной позиции по отношению к развитию своих детей. В работе клуба принимают участие все специалисты ДОУ. Это дает возможность максимально широко использовать опыт работы педагогов и удовлетворить потребности большинства родителей.
Полезным для родителей является посещение открытых занятий, как специалистов, так и непосредственно учителя-логопеда. Родители, посещая занятия, получают возможность следить за успехами детей, видеть их трудности, наблюдать за динамикой развития детей. Индивидуальные занятия-практикумы «родитель+ребенок» где решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: «Учимся у тех, кого любим». Так же наблюдая за работой учителя-логопеда, родители охотнее и лучше выполняют с ребенком рекомендации логопеда дома, процесс коррекции речи детей ускоряется в два раза.
Доказательством плодотворного взаимодействия всех специалистов ДОУ и родителей может служить то, что родители осознают необходимость участия семьи в коррекционно-воспитательном процессе. Родители овладевают некоторыми коррекционно-развивающими приемами, видят результаты совместной работы специалистов и ориентированы на дальнейшее развитие ребенка, создают пространство, в котором ребенок успешен. Меняется внутренняя родительская позиция, стиль общения, появляются партнерские отношения.
Литература:
- Бачина О.В., Самородова Л.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М, 2009.
- Видяпина Л.В., Грошева Т.Р. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями речи // Логопед.- 2010.-№1. С-42-45
- Тверская О.Н. Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушения речи // Логопед.- 2010. — №4. — С.36-38
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М, 2007.
Источник
«Взаимодействие педагогов с семьями
детей с нарушениями в развитии».
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого развития является наиболее актуальным.
Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирование его гармоничной личности.
Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители, участие которых в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка. Но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс.
В процессе взаимодействия с семьями часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится.
Обеспечение тесной взаимосвязи в работе с родителями и педагогическим коллективом – важнейший аспект коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ.
Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения.
Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений.
Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы.
Цель работы с родителями – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным.
Задача воспитателей и учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения.
Работу с родителями в нашей группе можно разделить на два вида: просветительские и практические.
Просветительские формы работы с родителями:
— Родительские собрания;
— Информационные стенды, папки-передвижки;
— Индивидуальные беседы;
— Консультации.
Практические формы работы с родителями:
— Домашние задания (тетради логопеда);
— Открытые занятия;
— Изготовление пособий для д/и, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики.
Работу целесообразно проводить в двух формах: письменной и устной. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени; во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую получают от педагогов; в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, им нужно предложить определенный алгоритм действий и вооружить памяткой.
На стенде в сжатой форме отражается содержание основных моментов коррекционно-развивающего обучения: советы, рекомендации, фотографии детей на занятиях, прогулке, во время режимных моментов.
Консультации в совместной работе педагогов и родителей важны. Они предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или другому вопросу. Консультации важно построить так, чтобы они не были формальными, а привлекали родителей для решения проблем, развивали наше сотрудничество. Консультации должны быть предельно четкими, содержать конкретный материал. Наиболее актуальные темы – это «Выполнение домашних заданий», «Речевые игры дома», «Автоматизация звуков дома» и др. К консультациям организуется выставка пособия, литературы, дидактических игр.
В своей практике мы используем такой вид работы с родителями, как индивидуальные беседы, так как позволяет установить более тесный контакт с родителями. В беседе с родителями можно выделить те проблемы, которые их интересуют в воспитании ребенка, коррекции нарушений речи. В ходе беседы родители получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка.
В структуре речевого дефекта детей с ОНР особое место занимают лексико-грамматические трудности. В коррекционно-развивающей работе по их преодолению используют различные приемы и методы, логопедом в нашей группе составлены логопедические тетради, для выполнения домашних заданий детьми с родителями. Цель таких заданий – закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий, привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Успех коррекционной работы зависит от добросовестного отношения родителей к выполнению домашних заданий.
Очень важна для родителей и наглядная форма работы. Наглядность агитации обеспечивается применением сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, приемов и методов. Этим мы активизируем родителей в вопросах коррекции речи детей. С этой целью мы проводим фронтальные открытые занятия для родителей («День открытых дверей»). Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Как правило, родители довольны достигнутыми результатами и стремятся сделать больше и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно.
Немаловажную роль в работе с семьей играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношение между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.
С помощью вышеприведенных форм взаимодействия мы не только устанавливаем партнерские отношения с родителями, но и создаем атмосферу общности интересов, повышаем педагогическую компетентность родителей, обучаем родителей конкретным приемам логопедической работы.
Список литературы:
1.Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями в речи. – М.: Экзамен, 2006. – 420с.
2.Дуплинская А.О. О речевом дыхании детей с дизартрией // Дошкольное воспитание. – 2008. — №3.-С.13-16.
3.Ткаченко Т.А. Система коррекции общего недоразвития речи у детей. // Пособие для воспитателей, логопедов и родителей.
Источник
Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии
Семья ребенка с отклонениями в развитии.
Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по — другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.
Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.
Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:
1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.
2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», — говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.
3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.
4. Приспособительно — адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.
5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.
6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.
7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.
8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.
Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.
Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.
Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:
Первая группа — родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.
Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.
Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.
Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.
Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.
В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.
Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.
При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно — агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.
Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.
Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.
Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:
– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);
– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.
Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.
Источник