Вывод о сенсорном развитии ребенка
Галья Бондарева
Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)
В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы). Вашему вниманию я хочу представить краткий обзор своей работы.
Вот уже на протяжении нескольких лет я работаю в младшей группе детского сада, возраст моих воспитанников – 1-3 года. По моим наблюдениям, в процессе работы, я пришла к выводу, что самая актуальная тема в воспитании малышей в данном возрасте — это сенсорное развитие
Что же такое сенсорное развитие? На основании анализа педагогической, психологической, методической литературы можно дать определение сенсорного развития.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п
Главной целью своей работы считаю, всестороннее развитие ребёнка, его интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Для этого важно научить детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, которые помогают формировать определенное звено сенсорной культуры, и для детей младшего возраста можно выделить в периоде раннего детства следующие задачи в сенсорном воспитании:
• научиться выделять цвет,
• форму,
• величину как особые признаки предметов,
• накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
В работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста включаются все виды учебно — игровой деятельности, а также режимные моменты.
На занятиях регулярно использую наглядные, словесные и практические методы.
Метод устного изложения включает в себя методические приёмы монологической и диалогической речи, которые осуществляются при помощи рассказа (сказочное вступление, объяснения, инструктирования, а также беседы (вопросы – ответы).
Также применяю множество дидактического, демонстрационного и раздаточного материала, в основе которого лежит метод наглядного обучения.
Применяемый мною метод практического обучения включает в себя организации практической деятельности детей: упражнения, повторения, практические работы. В структуры занятий я включаю
• психогимнастические упражнения развивающие произвольное внимание и чувственное восприятие своего тела;
• упражнения направленные на развитие тонкой моторики кисти рук и общей моторики всего тела, а так же нетрадиционные технические формы изобразительного искусства (пальцеграфия, арт-терапия, расширяющие творческий потенциал детей
Надо отметить, что работы, исполненные малышами в нетрадиционной технике получали призовые места в районной выставках, на Всероссийских конкурсах и на Международном портале МААМ, о чем свидетельствуют дипломы и грамоты. На Международном образовательном портале МААМ являюсь участником конкурсов, опубликовала более 100 работ, (конспекты занятий, публикации, проекты, презентации, имею награды. Мои воспитанники, также, принимают активное участие в конкурсах детских поделок и рисунков.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ используемые в работе по сенсорному развитию:
дидактические игры
развивающие игры:
— перебирание мелких предметов;
— шнуровка, нанизывание;
— застежки (пуговицы, крючки, молнии, замки, крышки);
— конструктор;
— кубики;
— вкладыши;
предметная деятельность
элементарная продуктивная деятельность:
— выкладывание из мозаики;
— рисование в воздухе;
— рисование различными материалами (карандашом, мелом, краской);
работа с бумагой (аппликация);
пальчиковая гимнастика
Классификация игр:
Игры, возникающие по инициативе младших дошкольников –самостоятельные: режиссерские.
Игры, возникающие по инициативе младших дошкольников –самостоятельные: режиссерские.
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные.
Работа, проводимая мной по формированию сенсорного воспитания у детей младшей группы:
• Оказание помощи детям в знакомстве с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия;
• Научила детей различать цвета;
• Научила детей сравнивать предметы по величине;
• Способствовала развитию тактильного и зрительного восприятия.
• Адресные рекомендации по использованию опыта.
Наша группа
Предметно – развивающую среду в группе я организовала таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом, так как игра является ведущей деятельностью ребёнка, для этого в группе созданы центры сюжетно-ролевых игр, как для девочек, так и для мальчиков, оснащённых необходимым оборудованием
На конец 2017 учебного года анализ полученных данных показал, что уровень развития детьми сенсорных эталонов выше 50%. Дети достаточно хорошо усвоили цветовое восприятие, могут легко подбирать, сопоставлять и называть основные цвета. Выше среднего дали показатели по знанию формы, что свидетельствует об усвоении программы для детей данного возраста по этому критерию. При сравнении величин предметов дети испытывали, небольшое затруднение, концентрируя своё внимание на величинах, как «больше», «меньше» упуская при этом из внимания предметы «среднего» размера. В игровой деятельности интенсивнее развитие всех психологических функций, в том числе сенсорного воспитания.
Вывод: в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять
• дидактические игры
• упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление детей раннего возраста со свойствами предметов
Источник
Доклад на тему :
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»
Игра — это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая
деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для
маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая
игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались
основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью
возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально
создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и
нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Выдающиеся
зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель,
М.Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугина и
др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на
обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из
основных сторон дошкольного воспитания. Ознакомление дошкольников с
цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему
дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на
совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность
сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм
обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является
основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной
педагогике дидактические игры с давних пор считались основным
средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических
игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно
происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что
проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших
дошкольников.
Дидактические игры выполняют еще одну функцию – контроль за
состоянием сенсорного развития детей.
1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.
2-й уровень: целенаправленные пробы.
3-й уровень: безошибочно подбирает детали.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой
практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в
общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном
возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного
физического и психического развития детей. В этом возрасте при
соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности:
речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные
качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт
ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает
различать величину, форму и цвет предмета.
Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчётливо
обнаруживается структура. Одним из элементов игры является
дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и
воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание.
Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это
уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их.
Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и
способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей.
Четвертый элемент — игровые действия, поступки, которые совершает
каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют
интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры –
результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и
развитие умственной деятельности, взаимоотношений. Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной
системности знаний: иногда это — «взрыв удивления» детей от восприятия
чего-то нового, неизведанного; иногда игра — «поиск и открытие», и всегда
игра — радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-
познавательным содержанием — особенность дидактической игры.
В нашем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников
использовались следующие виды дидактических игр для сенсорного
развития:
• Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?»,
«Угости зайчика» и т.п. Эти игры учат детей различать, чередовать,
группировать предметы по величине.
•Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка»,
«Заштопай штанишки» и т.п. В этих играх дети учатся различать,
группировать предметы по форме.
• Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь
букет цветов в вазу» и т.п. Играя в эти игры, дети учатся группировать,
соотносить предметы по цвету.
• Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку»,
«Построй башенку» и т.п. Цель этих игр — способствовать закреплению
качеств предметов (величина, форма, цвет).
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика.
Дидактическая игра помогает ребенку также в развитие творческих
способностей. Заботясь о развитии творческих способностей у детей,
приобщая их к творческому труду, мы создаем необходимые условия для
развития всех без исключения технических качеств детей дошкольного
возраста. Несмотря на разнообразие и противоречивость современных
психолого-педагогических взглядов на проблему творчества, необходимость
развития способностей является бесспорной. По мнению А.Н. Аванесовой
для формирования у детей общих представлений о цвете, о солнечном
спектре как системе цветовых отношений (что принимается за меру, эталон в опознании цвета предметов) первоначально нужны дидактические игры, в
которых дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные
цвета солнечного спектра (красный, желтый, синий). Затем детей знакомят с
дополнительными цветами (зеленый, оранжевый, фиолетовый). После этого
предлагаются игры, упражняющие детей в различении и назывании оттенков
основных дополнительных цветов (красный, темно-красный, светло-красный,
вишневый, розовый и т.д.). Полученные детьми знания о цвете способствуют
сенсорному и умственному развитию.
Дидактические игры также воспитывают у детей навыки нравственного
поведения в повседневной жизни. Положительная оценка, похвала,
одобрение создают у детей уверенность в том, что они поступают правильно,
побуждают к дальнейшим положительным действиям. Серьезное внимание
уделяется упражнению детей в вежливом, уважительном отношении к
окружающим. Педагог использует разные виды дидактических игр для
формирования у детей добрых чувств к сверстникам, правильных
взаимоотношений. Чтобы использовать игру в целях нравственного
воспитания, педагог, прежде всего, способствует усложнению ее содержания.
Во второй младшей группе педагог закрепляет умение приветливо
обращаться ко взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим
небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги,
учит соблюдению элементарных правил в дидактических играх. Правила в
этих играх создают для ребенка известные нормы поведения, определяют,
что надо, что нельзя. Педагог учит детей пользоваться этими правилами,
подчиняться им, это позволяет формировать поведение каждого ребенка и
всей группы детей.
Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических
игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание
детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение,
память, формирует нравственные качества дошкольника, развивает
творческие способности детей, закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют
навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими
сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции,
проявляющиеся из – за неудачного результата. Таким образом, можно с
уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания
являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения
дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших
дошкольников.
Литература:
1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранова С.П. Дошкольная
педагогика: Учеб.Пособие для студ. Сред. Учеб. Заведений. М.: Академия,
1998. 240 с.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников./ Под ред. Л.А.Венгера. М., 1978. 96 с.
3. Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М.:
Академия, 1998.432 с. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста
[Текст]: учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.
4. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г.
[Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. –
Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.
5. Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. [Текст]: С. А.
Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного
Учреждения. — 2008.- №11.- стр51
6. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст]: учебное
пособие / Э. Г. Пилюгина. — М: просвещение, 2005.- 116с. С80- 104.
Источник
Татьяна Кузьмина
Педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия
г. Ковылкино ул. Крылова д. 4а.
Телефон: 2 -17 — 37
Факс: 8(83453) 2 -17-37
E-mail:solnishkokov@ yandex.ru
Наименование педагогического опыта:
«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Кузьмина Татьяна Алексеевна
Ковылкино2017 г.
Обоснование актуальности и перспективности опыта
Выбрала я эту тему потому, что современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами — главное уклон сенсорного развития детей,создаваемое сегодня во многих дошкольных учреждениях.
Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.
Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у етей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного, соответсвующие этим закономерностям.
Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников-педагогов и психологов Института дошкольного воспитания- А. В. Запорожцем, А. П. Усовой и другими.
Это изучение показало, что развитие восприятия-сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов.
Сенсорные эталоны- это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы-это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др., в области цвета- семь цветов спектра, белый и чёрный цвета. Усвоение представлений об этих разновидностях даёт возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.
По Поддъякову Н. Н. сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий.
Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.
Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.
Для этого нужна систематическая и целенаправленная работа с детьми, с педагогами и родителями.
Цель сенсорного воспитания
-ознакомление детей с цветом, формой и величиной предметов;
-создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развитияразных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового. Цели решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.
Сенсорноевоспитание осуществляю через разные формы работы:
• Игры –экспериментирования
• Проектную деятельность
• Художественное творчество
• Наблюдение
• Дидактические игры
Актуальность опыта
Организация системы работы по сенсорному развитию детейпозволяет воспитателю :
• создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности ;
• разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства
и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации
• расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения
• успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.
Ведущая педагогическая идея
Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра- самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность.
Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра стихия детей.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны ;
учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Предлагаю детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками,щетками : «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Вот какие палочки», «Разноцветные вагончики» и т. д.
Стараюсь делать каждый день их маленьким праздником.
Знания, полученные во время игры помогают детям и в жизни.
«Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурки на своих батиночках».
Проблема
Проанализировав программу «Истоки», которая является базовой в нашем учебном заведении я пришла к выводу, что использование данного метода явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте используется в практической работе с детьми. Поэтому мною было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность.Для этого мною были проведены ряд следующих процедур:
Изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов, как, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афаасьева,» Н. А. Рыжова, Венгер Л. А.
Ведущая педагогическая идея опыта работы
В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.
В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.
Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).
Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Предлагаемые в данной книге занятия являются частью общей системы сенсорного воспитания, разработанной советскими учеными, педагогами и психологами (А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым и др.) на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.
В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т. д.
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».
Третьим принципом теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.
Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.
В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.
Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе раннего и дошкольного детства.
Результативность опыта
В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика.
Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.
Умеют выполнять простейший сенсорный анализ.
Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.
Технология решения задач сенсорного воспитания и развития детей.
Для успешной организации сенсорного развития в группе создана предметно- развивающая среда.
Оформлен сенсорный уголок
Создана галерея нетрадиционных игр и пособий
Новизна опыта
Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.
Восприятие мира ребенка младшего дошкольного возраста идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, исследовательскую деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами.
Поэтому в русле инновационной работы я использую детское экспериментирование.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: сон, игру, прогулку, занятие, прием пищи. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности- экспериментированию.
Я провожу с детьми игры экспериментированию — поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д., малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику.Использую простейшие способы обследования: рассматривают, дотрагиваются до предметов, гладят его, проводят ладонью, пальцами, трясут, прокатывают, нюхают, слушают звук … Малыши очень любят такие игры-эксперименты.
Адресные рекомендации
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, а также заинтересованным, внимательным родителям.
Список литературы
1) Л. А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Пособие для воспитателя детского сада Изд. 2-е, С. 7,1978.
Источник