Выступление ребенка 2 года
«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.
Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.
У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.
С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.
Моя мама — педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых — то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов — мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.
Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:
????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.
????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.
????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения
????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы
????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.
????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.
????Игры на развитие мелкой моторики.
????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.
И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:
- Режим радио «Что вижу, то пою» — нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
- Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
- До определенного времени упрощать некоторые слова: машина — би-би, котик — мяу, собака — ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
- Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
- К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.
И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.
Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.
И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.
Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.
К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.
Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).
Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.
В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок — молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.
Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.
Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.
А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:
- Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
- О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
- Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.
Мой вывод один — пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.
По теме:
Статья с примерами подражательных потешек
Обзор книги «Без паники! Мой ребенок не говорит»
Источник
14.08.2015,
Нормы развития речи, Статьи
Педагог-новатор прошлого столетия – Лысенкова Софья Николаевна – говорила, что развитие каждого ребенка очень индивидуально. Она приводила яркое образное сравнение с помидорами: посаженные в одинаковых условиях плоды все равно созревают каждый в свой срок. И никто даже и не думает ругать овощи за то, что они спеют медленно.
Вашему малышу исполнилось 24 месяца! Какими особенностями должна обладать речь ребенка в 2 года? Такой вопрос особенно волнует родителей, которые воспитывают первенца. Соответствует ли его развитие принятым нормам, нет ли отклонений? Что является вариантом нормы, а когда необходима срочная помощь специалиста? Давайте разбираться постепенно.
Речь ребенка в 2 года, норма или отклонение
По мнению педиатров, неврологов и логопедов, ребенок, возраст которого 2 года, должен:
- произносить до 200-300 слов;
- связывать слова в короткие предложения;
- говорить о себе, используя личное местоимение “я”;
- выполнять просьбы взрослых: принести игрушку, выкинуть бумажку в ведро и т.п.;
- уметь здороваться и прощаться хотя бы символически;
- показывать изображение называемых предметов в книжке;
- понимать речь взрослых и отвечать на вопросы.
Умеет ли все это ваш ребенок? Не торопитесь пугаться и бежать к врачам! Давайте подробнее расскажем, что скрывается за каждым пунктом.
Во-первых, возраст 2 года включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. Сами понимаете, что за промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.
Во-вторых, не ждите от любимого чада, что в 2 года он будет произносить слова “индивидуальный”, “наука”, “здание”. Словарный запас малыша, скорее всего, будет состоять из таких слов, как мама, баба, киса, я, там, на, да, ням-ням, мяу, вава.
В-третьих, редко какие родители услышат в 2 года от своего ребенка предложения “Я отправляюсь на прогулку”. Ваш малыш может сказать “Киса ням-ням”. И это уже предложение, построенное по правилам русской грамматики.
В-четвертых, умение здороваться и прощаться – обычно дети выбегают в коридор и подставляют лобик для поцелуя или дают ладошку для пожатия, когда слышат, что кто-то пришел. При расставании осознанно машут рукой. Как правило, детей и просить об этом не нужно.
Норма – усредненные требования вообще, как понятие “средняя температура по больнице 37,2”. У одного пациента в данный момент термометр будет показывать 39, а у другого – 35,9. Так и речевое развитие ребенка в 2 года.
Как развивать речь ребенка в 2 года
Если же ваше родительское сердце обеспокоено, что ребенок в возрасте 2-ух лет совсем мало говорит, помогите ему! Известно, что богатство речи и развитие мелкой моторики рук взаимозависимы. Занимайтесь лепкой вместе, используя пластилин, соленое тесто или специальную безвредную массу – берите при этом ручки малыша в свои и раскатывайте колбаски, сминайте блинчики, рассказывая при этом, что делаете в данный момент.
– Смотри, какой красивый желтый цвет у пластилина! Мы сейчас возьмем с тобой кусочек, разомнем его, покатаем вот так ладошкой и прилепим на белую бумагу. Какое замечательное солнышко мы сделали с тобой! А что еще желтого цвета? Да, цыпленок! Как цыпленок пищит? Пи-пи. Вот и его мы сейчас слепим с тобой!
В такой теплой атмосфере, когда создается телесный контакт между мамой и ребенком, ручки разогреваются, малыш лучше запоминает слова.
Вы можете даже просто крепить к пластилину пуговицы, гречку, рис или бобовые: горох, фасоль.
Существует множество приемов, как развивать мелкую моторику рук. Также никто не отменял знаменитую Сороку-сороку, Ладушки и другие пальчиковые игры, которые придумываются легко. Читайте с ребенком сказки, стихи, обязательно пойте ему песни, не стесняясь того, что вас на уроках музыки просили помолчать! Пока вы для малыша – весь мир. Вот и станьте королевой!
Говорите с детьми! Вы же общаетесь с подругами, мужем, мамой. Пусть ваше общение с ребенком будет естественным, без сюсюканья и заискивания.
Редкий ребенок в полтора года говорит предложениями, состоящими из 4-х слов, поэтому ждите, когда ваш “помидор” созреет, не забывая за ним ухаживать.
Повод обратиться к врачу
Если ваш малыш упорно молчит, эмоционально скуден, не реагирует даже на резкие звуки, то срочно к врачу. Обычно такое состояние ребенка заставляет тревожиться родителей еще в более раннем возрасте и начинать принимать меры. Но даже если ваше чадо отличается от других, любите его со всей силой материнских чувств, которые исцеляют самые тяжкие детские недуги!
Источник
Ребенку исполняется 2 года, и родители с нетерпением начинают ждать от него с каждым новым днем новых достижений, в том числе и в отношении речи. Почему-то взрослым кажется, что в 2 года малыш должен резко повзрослеть и начать говорить как минимум понятно и связно. Так ли это и как помочь крохе освоить речевые навыки на третьем году жизни? Об этом ниже.
О нормах для двухлетних
Педиатры, логопеды и неврологи сходятся во мнении, что нормальное речевое развитие малыша в 2 года подразумевает:
- активное использование до 300 слов;
- способность строить гармоничные предложения;
- умение говорить о себе в первом лице;
- способность и желание выполнять простые поручения взрослых;
- умение здороваться, прощаться, использовать «волшебные» слова;
- понимание речи окружающих и способность задавать и отвечать на вопросы.
Ваш малыш умеет все это и даже больше? Просто здорово: значит, речевое развитие идет полным ходом и беспокоиться совершенно не о чем. С другой стороны, не стоит паниковать, даже если ребенок не умеет и половины того, что перечислено в списке.
Почему? Да потому, что 2 года — это период, включающий в себя возраст как 2 года и месяц, так и 2 года 11 месяцев. Соответственно, у ребенка есть целых 10 месяцев, чтобы научиться тому, что специалисты считают нормой, или хотя бы максимально к этому приблизиться.
Родителям нужно быть готовыми к тому, что в 2 года в речи ребенка не будет сложных и длинных слов. В его словаре преобладающими будут простые, но понятные и важные для него слова, такие как «дай», «киса», «баба» и пр.
Что касается умения связно строить предложения, то и здесь все не столь категорично, как кажется на первый взгляд. Двухлетний ребенок, речевое развитие которого идет своим ходом, действительно умеет строить предложения, но, возможно, не настолько серьезные и сложные, как ожидают от него услышать взрослые. То есть если малыш говорит «Баба, дай!», то это и есть предложение, и совсем не обязательно ожидать от него в этом возрасте что-то типа: «Мама, давай скорее выйдем на прогулку!».
Дети в этом возрасте в большинстве случаев умеют прощаться и здороваться. Они машут рукой в знак приветствия или прощания, умеют давать ладошку гостям, с удовольствием раздают воздушные поцелуи, так что с этим проблем возникнуть не должно.
И последнее: нужно понимать, что норма речевого развития — это некие средние показатели, выведенные специалистами для удобства. На третьем году жизни ребенок просто не может не начать говорить лучше и активнее, чем делал это еще год назад, так как именно в этом возрасте увеличится его двигательная и познавательная активность. А значит, и сравнивать достижения в этой области малыша нужно ни с чем иным, как с его собственными умениями несколько месяцев назад.
Развитие речи у ребенка с двух до трех лет зависит от двух важных процессов:
- мелкой моторики;
- пассивного словарного запаса.
В силах родителей наладить развитие обоих процессов, таким образом помогая становлению детской речи.
Как пополнить пассивный словарный запас?
Под пассивным словарем ребенка подразумевается набор слов, которые ему хорошо знакомы, но которые он пока не произносит. Родители могут поспособствовать пополнению пассивного словаря детей в возрасте двух лет, таким образом стимулируя развитие их речи. Это можно делать следующими способами.
- Регулярно читать книги с яркими иллюстрациями. Малышу можно будет предложить описать картинки, рассказать о том, что он запомнил после прочтения книги.
- Рассматривать и анализировать картинок из журналов и каталогов, где изображения максимально реалистичны, более разнообразны, соответствуют теме семьи и быта, хорошо знакомой ребенку.
- В процессе общения с малышом можно использовать забавные потешки, петь веселые детские песенки.
- Играть с малышом в пальчиковые игры, стимулируя развитие речи и мелкой моторики одновременно.
Самое же важное — это постоянное общение с малышом, даже если он пока не готов поддерживать беседу. Ребенку в возрасте 2 лет нужно рассказывать обо всем, с чем он сталкивается, максимально просто, понятно и интересно, начиная от того, какого цвета поехала машина, и заканчивая тем, для чего птицы весной носят в клювах веточки, а почки на деревьях набухают и раскрываются.
Как и зачем развивать мелкую моторику рук?
Мы уже разобрались, что развитая мелкая моторика, так же, как и пассивный словарь, стимулирует развитие речи у детей в возрасте двух лет. Это происходит благодаря связанности зон мозга, отвечающих за речь и мелкую моторику малыша.
Упражнения и игры, направленные на развитие мелкой моторики, действительно помогут разговорить молчуна, кроме того, поспособствуют развитию дополнительных качеств, таких как терпение, усидчивость, мышление, воображение и пр. Не бойтесь давать ребенку 2 лет возможность играть мелкими предметами. Контроль взрослых над процессом поможет избежать опасных ситуаций.
Как можно играть с малышом? Вот интересные варианты упражнений.
- Используйте подручные предметы, с помощью которых можно устроить интересные игры. Например, горох, фасоль, чечевица — все это можно предложить малышу разделить по цветным тарелочкам, просто покопаться в них с целью поиска «закопанных» игрушек или порисовать пальчиком узоры на их поверхности.
- Предложите ребенку просунуть в щель монетку или небольшую пуговицу. Это занятие надолго увлечет кроху и позволит маме сосредоточиться на домашних делах.
- Сделайте вместе с малышом оригинальные бусы из макарон, нанизанных на леску. Макаронины можно подбирать разной формы и даже цвета, попутно осваивая и эти понятия. Со временем макароны можно будет заменить бусинами или пуговицами, нанизывать которые будет не так просто, но не менее интересно.
- Отличный способ развития мелкой моторики — занятия с пластилином, который при желании можно заменить соленым тестом или глиной, а также популярной сегодня массой для лепки ярких цветов. В 2 года дети пока вряд ли справятся с лепкой в полном смысле этого слова, но помогать катать «колбаски» и отщипывать нужные кусочки смогут.
Ближе к концу второго года с малышами можно будет начинать лепить поделки и целые композиции из пластилина, используя подручные материалы для их дополнения.
Конечно же, не обойтись в процессе работы над развитием мелкой моторики и без современных ярких и красивых игрушек. Самыми подходящими из них станут сортеры, представляющие собой фигуры определенной геометрической формы с отверстиями для более мелких фигур.
Малышу нужно будет подобрать подходящие прорези мелким фигурам и просунуть их вовнутрь большой фигуры. Такие игрушки ускорят развитие мелкой моторики и речи, а также помогут улучшить сообразительность ребенка.
Упражнения для артикуляционного аппарата
Дополнительно к перечисленным выше упражнениям на развитие речи можно добавить простую и интересную зарядку для губ и языка, которую дети в 2 года воспринимают как забавную игру. Поработайте с малышом следующим образом.
- Каждое утро начинайте с упражнения с малышом: вытягивайте губы в трубочку перед зеркалом и произносите гласные звуки. Постарайтесь увлечь ребенка, чтобы он смог позаниматься таким образом на протяжении нескольких минут. Проще всего это сделать, устроив конкурс на самую смешную рожицу!
- Научите ребенка облизывать губы, смазанные чем-то вкусным, что он особенно любит (вареньем, сгущенкой, молочным шоколадом). Не переусердствуйте со сладостями: в 2 года их количество должно быть ограничено.
- Смешите и развлекайте малыша как можно чаще. Смех и улыбка не только продлевают жизнь, но и стимулируют развитие лицевых мышц.
Кроме того, не забывайте побольше общаться с малышом, задавая вопросы, подразумевающие полные, а не односложные ответы.
Почему малыш в 2 года молчит?
Причины задержки в развитии речи ребенка могут носить физиологический и психологический характер.
Физиологические причины:
- повреждения ЦНС;
- сложные роды и проблемная беременность матери;
- серьезные заболевания, перенесенные в раннем возрасте;
- нарушения слуха;
- врожденные заболевания;
- слабое развитие артикуляционного аппарата и пр.
Психологические причины:
- отсутствие внимания со стороны членов семьи;
- частые стрессы или испуг;
- гиперопека со стороны взрослых;
- неконтролируемое использование современных гаджетов в качестве замены общения и пр.
Родители с ранних лет должны контролировать процесс развития речи ребенка, консультируясь время от времени с педиатром и логопедом для обнаружения возможных проблем, требующих незамедлительного решения.
Источник