Высокий уровень развития ребенка

Высокий уровень развития ребенка thumbnail

Один из главных вопросов, который волнует родителей шестилетнего ребенка – готов ли он к школе? Школьная программа образования постоянно усложняется и предъявляет первоклассникам все более строгие требования, поэтому незадолго до поступления в школу рекомендуется провести оценку уровня развития ребенка. Для определения уровня развития ребенка используются специальные тесты и задания. Полученные результаты позволят выяснить, насколько развито зрительное и слуховое восприятие ребенка, а также оценить уровень развития речи, памяти, внимания и мышления. Таким образом, можно заранее выявить возможные трудности, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения, и организовать дополнительные занятия еще до поступления в школу.

Уровень развития ребенка

Общая оценка уровня умственного развития ребенка

Специальные задания и тесты помогают определить уровень умственного развития ребенка, то есть его интеллектуальные способности: умение анализировать, применять логику, базовые знания счета и т.п. Кроме того, с помощью тестов оценивается уровень психического развития ребенка: память, внимание, мышление.

Для оценки уровня психического развития ребенка и определения его умственного развития можно использовать следующие тесты.

Оценка уровня развития ребенка путем дополнения фраз. Ребенка просят закончить 10 предложений:

  1. Когда у тебя будет день рождения, то…
  2. Если пойдет сильный дождь, то тогда…
  3. Если кусочек льда положить на ладонь, то…
  4. Вечером становится темно, потому что…
  5. Девочка весело смеялась, потому что…
  6. Если летом будет жарко, то…
  7. Если гулять зимой без варежек, то…
  8. Девочка заболела, потому что…
  9. Мама похвалила мальчика, потому что он…
  10. В комнате погас свет, потому что…

С помощью этого задания определяется уровень психического развития ребенка: его способность устанавливать причинно-следственные связи, использовать знания об окружающем мире и ориентироваться в нем. За ответы, которые содержат причину или следствие, ставится один бал. Высоким результатом по этому тесту считается 8–10 баллов, средним – 6–7 баллов, низким – от 0 до 5 баллов.

Тест для оценки внимания и памяти. Ребенку предлагается повторять за взрослым ряд цифр, идущих в определенном порядке. Каждый ряд цифр произносится один раз, а затем взрослый жестом подает команду повторить его. Если ребенку не удается воспроизвести какой-либо ряд цифр из первой группы, ему следует дать аналогичный ряд цифр из второй группы, а затем вернуться к следующему ряду цифр первой группы.

Первая группа:

  • 3 – 8 – 6
  • 6 – 1 – 2
  • 3 – 4 – 1 – 7
  • 6 – 1 – 5 – 8
  • 8 – 4 – 2 – 3 – 9
  • 5 – 2 – 1 – 8 – 6

Вторая группа:

  • 5 – 7 – 4
  • 2 – 5 – 9
  • 7 – 2 – 9 – 6
  • 8 – 4 – 9 – 3
  • 4 – 1 – 3 – 5 – 7
  • 4 – 7 – 8 – 5 – 2

Оценки ставят следующим образом: 2 балла – ребенок повторяет три цифры; 4 балла – ребенок повторяет 4 цифры; 5 баллов – ребенок повторяет 5 цифр. Если ребенок набирает от 1 до 12 баллов, это считается низким результатом, от 13 до 18 – средним, а от 19 до 24 – высоким.

Тесты на способность к обобщению. Ребенку показывают картинки, на которых ему необходимо найти предметы, обладающие общими признаками. Для задания используются карточки с изображением четырех предметов, три из которых относятся к одному классу, а один нет. Например: игрушки, мебель, животные. Ребенку задают вопрос, какая картинка является лишней и почему:

  1. Кошка, собака, коза, воробей.
  2. Портфель, тетрадь, ручка, цветок.
  3. Мяч, кукла, юла, мальчик.
  4. Апельсин, яблоко, груша, лук.
  5. Тарелка, чашка, стакан, стол.
  6. Шкаф, стул, кресло, чайник.

За каждое из шести правильно выполненных заданий ставится по одному баллу. Шкала результата будет следующей: 0–1 балл – низкий уровень, 2–3 балла – средний, 4–6 – высокий.

Важно, чтобы ребенок справлялся с предлагаемыми заданиями самостоятельно, без подсказок со стороны взрослых. Если результаты тестирования оказываются слишком низкими, делать выводы о плохом уровне развития ребенка не следует – он мог быть уставшим или настроенным больше на игру, чем на проявление своих знаний и умений. Поэтому в таких случаях для объективной оценки через несколько дней тестирование необходимо провести еще раз. Кроме того, следует учитывать, что оценка уровня развития ребенка должна проводиться специалистами. Правильно и объективно оценить уровень умственного развития ребенка может только детский психолог или опытный педагог. Родителям рекомендуется рассматривать результаты тестов только в качестве ориентиров.

Задания для оценки уровня речевого развития ребенка

Для оценки уровня речевого развития ребенка предлагаются следующие тесты.

Тест для оценки словарного развития. Ребенку нужно объяснить значения слов: «Представь, что ты разговариваешь с иностранцем – человеком, который плохо знает русский язык и просит тебя объяснить, что означает слово». Для задания используется 5 наборов, в каждом из которых содержится по 10 слов:

  1. Велосипед, молоток, книжка, друг, шляпа, перья, прыгать, собирать, бить, острый.
  2. Автомобиль, веник, блокнот, трус, зонтик, мех, бежать, соединять, щипать, тупой.
  3. Мотоцикл, гвоздь, тетрадь, герой, сапоги, чешуя, качаться, разделять, кусать, мягкий.
  4. Автобус, лопата, альбом, ябеда, ботинки, шкура, спотыкаться, связывать, убегать, колючий.
  5. Самолет, швабра, письмо, враг, плащ, пух, вертеться, чесать, гладить, шершавый.
Читайте также:  Этапы развития произносительной стороны речи у ребенка

Если ребенок не может описать какое-либо слово, ему предлагается показать его жестами или нарисовать. За каждое слово ребенок получает от 0 до 2 баллов: 0 – если не знает значения слова или неправильно его указывает; 1 – понимает значение слова, но не может объяснить его словами (объясняет с помощью жестов, действий или рисует); 1,5 – без труда описывает предметы словесно, например: «Молоток – им забивают гвозди» или «Веник – нужен, чтобы подметать пол»; 2 – объясняет слова, используя определения, которые приближаются к энциклопедическим, например: «Герой – это смелый человек, который помогает другим людям».

Уровень словарного развития оценивается по сумме набранных баллов. Для шестилетнего ребенка низким уровнем считается 6,5 баллов, средним – от 7 до 12 баллов и высоким – от 12,5 баллов.

Тест на осознанность восприятия и активность использования речи. Ребенку читают короткий рассказ, в котором встречаются новые для него слова. Например: «Как-то раз Саша с папой пошли на рыбалку. Папа взял с собой спиннинг и удочку. Пока они рыбачили, по реке проплывала баржа. Саше понравилось ловить рыбу вместе с папой».

Затем ребенка просят пересказать эту короткую историю. Выполнение задания оценивается в зависимости от поведения ребенка:

  • ребенок молчит и не задает вопросов даже после дополнительной стимуляции к этому;
  • ребенок пытается пересказывать, употребляя новые слова, хоть и не понимает их значения;
  • ребенок строит пересказ в соответствии с собственным пониманием и искажает его смысл;
  • ребенок сначала спрашивает про незнакомые слова, а затем начинает пересказывать.

Попытка вычленить новые слова и выяснить их значение свидетельствует о высоком уровне речевого развития ребенка.

Источник

3-4 года

Высокий уровень. Понимает речь без наглядности. Внимательно слушает чтение литературного произведения, понимает его содержание, Охотно пересказывает знакомые сказки при помощи педагога. Пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями Ребенок быстро усваивает объем предложенного материала. Проявляет активность и инициативу в общении с окружающим, охотно включается в совместную деятельность Самостоятельно воспроизводит ряд форм культурного поведения, осваивает правила коллективного поведения в группе.  Относится к сверстникам дружелюбно, имеет друзей, к которым проявляет особую привязанность Способен по своей инициативе проявить сочувствие, оказать помощь. Умеет развернуть игровой сюжет. Сохраняет жизнерадостное настроение, задает много вопросов, знает много стихотворений, песенок, по просьбе старших охотно воспроизводит их.

Средний уровень. Материал усваивает не в полном объеме. Ребенок приветлив с окружающими,    проявляет активный интерес к словам и действиям взрослых, сверстников. По побуждению педагогов охотно повторяет положительные действия, эмоционально откликается на ярко выраженное состояние  других. Спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий. Проявляет интерес к содержанию картинок, книг, инсценировок с игрушками, стремится к самостоятельному воспроизведению увиденных действий. Сохраняет преобладающее эмоционально – положительное  настроение. Ребенок    затрудняется в понимании речи без наглядности, отвлекается при слушании литературных произведений. В речи преимущественно пользуется простыми предложениями. В общении с педагогами и сверстниками вступает, но оно затруднено недостаточной развитостью речевых форм.

Низкий уровень. Материал усваивает бессистемно, не способен пользоваться полученными знаниями.  Ребенок  проявляет недоверие к окружающим, боязнь общения. Контакты со сверстниками непродолжительные, частые конфликты.  Проявляет негативные реакции на просьбы взрослых, наблюдается проявление капризов, немотивированных требований. Общее эмоциональное состояние ребенка неустойчиво: наряду со спокойным положительным состоянием наблюдается плаксивость, отдельные    негативные  проявления по отношению к сверстникам или взрослым. Легко понимает речь на наглядной основе. С трудом понимает речь без наглядности, не умеет слушать чтение литературных произведений. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами – заменителями. От пересказа отказывается. В общение по своей инициативе не вступает, не владеет формами вежливого речевого общения.

4-5 лет

            Высокий уровень.  Инициативен в разговоре, отвечает на все вопросы, задает встречные. Ребенок проявляет интерес и самостоятелен в использовании простых   форм объяснительной речи и речи – доказательства. Быстро усваивает объем предложенного материала. Способен пользоваться системой усвоенных знаний. Ребенок жизнерадостен, активен. Охотно вступает в общение. Проявляет  у4мение понять ситуацию и эмоциональное  состояние окружающих. В общении со сверстниками выдвигает много  идей, активно проявляет стремление к самостоятельности, делает попытки оценить действия и поступки других  с позиции  известных правил  и оценок.

            Средний уровень. Активен в разговорном общении, владеет простыми предложениями, в построении сложных затрудняется. Умозаключения и выводы не всегда точны. Логическая форма  общения доступна, но не характерна. Ребенок  стремится к познавательному общению и сотрудничеству с педагогом  и сверстниками. Отмечается несбалансированность самооценки, неуверенность в себе. Не всегда устойчивая эмоциональная выраженность в поведении, действии

Читайте также:  Эмбриональное развитие плода ребенка

            Низкий уровень. Не владеет формами речи – доказательства, испытывает затруднения в речевой деятельности. Материал  ребенок усваивает бессистемно,  требуется постоянный контроль педагога. Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, часто наблюдаются негативные  проявления, капризы. Неадекватная реакция на окружающую действительность.       Эмоционально неустойчив. Работоспособность крайне низкая.

5-6 лет

            Высокий уровень. Устанавливает причинно-следственные зависимости и функциональные связи, мыслит отвлеченно, оперирует доказательствами, критичен к себе и окружающим,  не испытывает в умозаключениях.  Ребенок хорошо владеет речевыми     умениями. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Речь чистая, грамматически правильная.  Поведение и общение ребенка устойчивы, положительно направлены. 

Средний уровень. Материал усваивает не в полном   объеме, не всегда системно. Затрудняется в поиске слов  для выражения мыслей.  В рассказе  ребенок  допускает  пропуски, логические ошибки, но сам  их может и исправить, иногда  использует  помощь педагога. Ребенок сам регулирует силу голоса, речь   чистая правильная, но иногда  могут быть затруднения  в произношении звуков. Поведение и общение ребенка положительно направлены. Хорошо знает и применяет правила культуры поведения.

Низкий уровень. Материал усваивает бессистемно. Отсутствует способность к самостоятельной  организации действий, отвлекаем, неустойчивое внимание, рассеян. Ребенок  затрудняется  в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки  в пересказах, в самостоятельных  рассказах. Словарный запас беден. Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наблюдаются     проявления негативного поведения.     

Отмечается слабость саморегуляции.

                                      Портрет  выпускника детского сада (6-7 лет)

Высокий
уровень
. Отмечается высокий уровень творческих способностей, желание
фантазировать и реализовывать желаемое в 
желаемое  в действительность.
Ребенок использует речевые приемы рассказывания, интонацию, логическое
ударение, выразительность, паузы, силу голоса.

У ребенка
развиты коммуникативные навыки: дружеские взаимоотношения, умение согласовывать
свои действия  с партнером. Развиты
точные и координированные движения, умение ориентироваться в малом и большом пространствах.
У ребенка отмечается высокий уровень умственного развития, осознанность
важности и необходимости учения.

Хорошо развиты
психофизические функции, высокая общая работоспособность, сбалансированность
нервных процессов.

Средний
уровень.
Знания ограничены непосредственным окружением, конкретные
представления об окружающем  мире.
Ребенок испытывает затруднения в применении накопленных знаний и нуждается в
руководстве при их использовании. Достаточный объем развития психофизических
функций, ребенок владеет необходимыми умениями и навыками.  Неустойчивое состояние здоровья, волевой
регуляции, несбалансированность  нервных
процессов, невысокая работоспособность. Нет ярко выраженного желания учиться

Низкий
уровень
. Знания ограничены и бессистемны, ребенок не может применить
накопленные знания, резко снижена активность, требуется постоянная стимуляция,
низкая работоспособность. Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в
аргументировании суждений, не пользуется речью – доказательством, речь
недостаточно выразительна. Состояние здоровья снижено, волевые процессы
разбалансированны, не сдерживает эмоциональные порывы. Отсутствует желание
учиться.

Определение
уровня школьной зрелости, несмотря на все диагностики, — непростая задача. К
тому же мнения по этому вопросу часто расходятся у педагогов дошкольного
образовательного учреждения, у родителей и учителей (поэтому необходима
целенаправленная работа по согласованию критериев школьной зрелости)    С целью повышения эффективности
воспитательно-образовательной работы с детьми предшкольного возраста
целесообразно также проводить комплексную диагностику выпускников. Приведем
пример диагностики уровня социально-нравственного развития  ребенка 6-7 лет     

Источник

Из-за каких причин интеллектуальное развитие ребенка порой «запаздывает» – он не проявляет активности, интереса к игрушкам, самостоятельности? Этими вопросами часто задаются родители, когда наблюдают за развитием крохи. Ребенок в раннем дошкольном возрасте, если его когнитивные функции развиваются в соответствии с нормой, проявляет любознательность, пытается знакомиться с предметной игрой, осваивает подражание и копирование. Всем родителям полезно знать, от чего зависит уровень интеллекта, и как по внешности и особенностям поведения ребенка понять, насколько умным он растет. На эти и другие вопросы ответили зарубежные и отечественные ученые, а MedAboutMe собрал всю информацию вместе.

Размер головы в младенчестве: большая голова как признак ума?

Британские ученые говорят, что об интеллектуальном развитии ребенка свидетельствует рост головы. Особенно это актуально в возрасте до одного года. Доктор философии Кэтрин Гейл совместно с коллегами из Университета Саутгемптон отмечает зависимость между объемом мозга ребенка и его дальнейшим интеллектуальном развитием, так называемом позднем интеллекте.

Команда специалистов изучила более 600 детей. В исследовании приняли участие дети в возрасте одного года, четырех и восьми лет. Врачи сначала измеряли окружность головы младенцев. Позже, в дошкольном и младшем школьном возрасте, тем же детям был дан тест на уровень интеллекта.

Исследование показало, что высокие результаты был у тех ребят, окружность головы которых в младенческом возрасте достигала максимальной возрастной нормы.

Исследователи не знают точно, что заставляет некоторых детей иметь больший мозг, чем у других. Они также подчеркивают, что многие факторы, включая отношения между родителями и детьми, могут влиять на интеллект детей.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка старшего школьного возраста

Исследователи обнаружили, что рост головы к одному году был ключевым фактором. «Догоняющий» рост уже не имел такого большого значения.

«Рост мозга после грудничкового периода, по крайней мере, с точки зрения объема мозга, вряд ли компенсирует сниженный темп роста в первый год жизни», – пишут исследователи.

Ученые также изучили родителей младенцев, а именно их отношение к ребенку сразу после рождения, и затем в процессе взросления и воспитания.

Матери младенцев отвечали на вопросы о своем родительском стиле, старших детях и других факторах, таких как грудное вскармливание и послеродовая депрессия. Результаты этих исследований представлены ниже.

Депрессия у матери и интеллект ребенка

Изучая уровень детского развития, ученые пришли к выводу, что дети имели более высокие показатели IQ, если их родители имели более высокий уровень образования, а матери не страдали от послеродовой депрессии.

После рождения малыш нуждается в заботе и внимании. Получать любовь и принятие – его основные потребности. Если женщина переживает депрессивное состояние, у нее нет эмоциональных ресурсов откликаться на желания малыша так часто, как он того требует. Даже если она заботится о нем, держит на руках, кормит и пытается играть, ребенок будет чувствовать отстраненность матери, если она находится в подавленном состоянии. 

Уровень интеллекта ниже у детей, чьи матери страдали от послеродовой депрессии.

Грудное молоко лучше других видов вскармливания

Материнское молоко содержит все питательные микроэлементы для роста и развития ребенка. Кроме того, процесс кормления – немаловажный фактор для формирования детской эмоциональной стабильности и умственного развития. 

Доктор Бернардо Лесса Орта из Бразилии отмечает связь между высоким уровнем IQ у ребенка и грудным вскармливанием, длящимся от рождения до 6 месяцев. 

Грудное молоко дает хорошие преимущества в будущем – такие, как высокие оценки в школе и социальный успех во взрослом возрасте – потому что это лучший источник насыщенных жирных кислот, необходимых для развития мозга.

Отношение к ребенку в семье: как растить детей умными?

Кэтрин Гейл с коллегами отмечает влияние не только объема мозга на интеллектуальное развитие детей, но и отношений в семье. Ученые оценили стиль общения с ребенком семье, отношение к нему и психологическую атмосферу между близкими людьми. 

Высокий уровень интеллекта наблюдался у тех детей, отношение к которым строилось на доверии, принятии и уважении. 

Конструктивная критика, поддержка ребенка, отсутствие привычки «давить» на него приводят к более высокому уровню интеллектуального развития, чем у тех детей, чьи интересы не принимались всерьез, характер осуждался, в семье присутствовал только авторитарный стиль воспитания.

Сиблинги и развитие: когда в доме не один ребенок

Какое влияние на детский интеллект оказывают сиблинги – братья и сестры ребенка?

На познавательную сферу и интеллектуальное развитие малыша влияет отношение к нему в семье. Оно может меняться, быть позитивным, негативным, иметь свои особенности, если у родителей уже есть дети. Так, иногда младенцу может не хватать внимания, а подрастая, он может переживать ревность или зависть. 

Отрицательные чувства влияют на эмоциональное состояние ребенка, и, соответственно, уровень восприятия и интеллекта. Ученые установили, что ребенок, чьи интеллектуальные показатели в первый год жизни были в норме – стремление к познанию мира, любознательность активность – повзрослев, может демонстрировать невысокий уровень IQ. Так бывает в случае педагогический запущенности или эмоционального отвержения, когда мать и отец больше времени уделяли другим детям, не удовлетворяли базовые потребности малыша, не занимались с ребенком и не играли с ним.

Если раньше считалось, что наличие старших детей в доме стимулирует младших развиваться, то сегодня специалисты подчеркивают: для такого эффекта нужно не просто иметь братьев или сестер, но и равноценно распределять между всеми детьми родительское внимание. Иначе страдает не только психика, но и интеллектуальное развитие!

«Наши результаты дают дополнительные доказательства того, что младенчество является наиболее важным периодом постнатального роста мозга для определения более позднего интеллекта», – пишут исследователи.

Если родители хотят способствовать сохранению и развитию когнитивных навыков детей, важно уделять внимание факторам воспитания и условиям, которые окружают малыша не только с момента рождения, но и на протяжении взросления.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Влияние эмоционального реагирования матери на здоровье детей первых двух лет жизни / Николаева Е. И., Меренкова В. С // Преподаватель ХХI век ВАК. = 2009
  2. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников / Евсеева Т. О. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста. = 2016
  3. Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017

Источник