Высокая утомляемость у ребенка 5 лет
Быстрая утомляемость у ребенка неизбежно вызывает беспокойство родителей. Заподозрить причины снижения умственной и физической активности можно самостоятельно, но достоверно их подтвердят только результаты медицинского обследования. В зависимости от того, что вызвало хроническую усталость, назначается коррекция образа жизни, рациона питания или лекарственная терапия.
Физиологические причины повышенной утомляемости
Причиной утомляемости у ребенка могут стать физиологические факторы. Они не вызывают опасения у врачей и легко поддаются коррекции.
- В пубертатный период у некоторых подростков появляется хроническая усталость. Апатия вызвана гормональными перестройками, изменением функции нервной системы. После стабилизации работы эндокринного аппарата состояние нормализуется.
- Возрастные кризисы сопровождаются снижением работоспособности и депрессивным настроением. Они возникают у школьников в различные временные периоды, но чаще бывают в 1, 5 и 9 классе.
- Если есть жалобы на усталость, причиной могут быть высокие физические и умственные нагрузки. Активные дети устают быстрее, так как стремительно расходуют энергетические запасы. Посещение нескольких секций разного направления, загруженность в школе и дома приводят к постоянному чувству усталости.
Это интересно!
Спим всю ночь=»»>
Многие мамы жалуются, что детки спят очень плохо — часто просыпаются, долго не могут заснуть. Всему есть причины. И очень часто эти причины кроются в неправильном распорядке дня.
Когда усталость – симптом патологии
Если ребенок жалуется на усталость внезапно, при условии отсутствия изменений в физической и умственной нагрузке, необходимо внимательно присмотреться к дополнительным признакам. Причиной повышенной утомляемости могут стать:
- сахарный диабет;
- нарушения работы миокарда;
- сосудистые заболевания;
- снижение иммунитета;
- аутоиммунные нарушения;
- заболевания крови.
Чаще всего усталость появляется в период респираторных заболеваний. Родители могут еще не замечать катаральных проявлений, но отметить повышенную сонливость, неуклюжесть, капризы.
Чем помочь ребенку в домашних условиях
Чтобы предотвратить повышенную утомляемость, необходимо правильно организовать режим дня, питания, а также составить расписание физических и умственных тренировок.
- Необходим полноценный отдых. Ночной сон должен длится не менее 9 часов. Днем школьнику требуется 1-2 часа полного спокойствия.
- Умственные и физические нагрузки необходимо чередовать и делать между ними перерывы. Нельзя сразу после футбола заставлять ребенка решать логарифмы. Необходим отдых для равномерного распределения нагрузки на нервную систему и мозг.
- Организация правильного питания играет определяющую роль для эмоционального состояния ребенка. В течение дня необходимо не менее 5 приемов пищи. Еда должна быть разнообразной и включать в себя большое количество витаминов, микронуклиентов, белка, сложных углеводов и клетчатки.
- Минимизировать количество времени, проводимое за телевизором и электронными гаджетами. Они негативно сказываются на работе нервной системы, повышают агрессию и физическую усталость.
Не менее двух раз в год необходимо проходить диспансеризацию, включающую:
- ЭКГ ребенку (можно в поликлинике по месту жительства или воспользоваться платной электрокардиографией);
- сдачу крови для биохимического обследования;
- общий анализ мочи;
- проверку зрения и внутриглазного давления;
- посещение невролога.
К какому врачу обратиться?
К Вашим услугам консультации и лечение опытными неврологами.
Источник
У взрослых людей четко сложилось представление, что ребенок – это очень активный маленький человечек, неспособный долго сидеть на одном месте. Дети любят бегать, прыгать, творить, играть, узнавать что-то новое, их дни очень насыщенны и динамичны. Совершенно нормально, что к вечеру ребенок быстро устает и хочет немного полежать отдохнуть. Школьники, придя домой после уроков, могут пожаловаться на усталость, это тоже вариант нормы. Однако, как быть в случае, если ребенок жалуется на усталость постоянно?
Симптомы
Быстрая утомляемость у ребенка может характеризоваться следующими состояниями:
- Сонливость, малоподвижность;
- Снижение внимания, отсутствие интереса к любимым занятиям;
- Пониженная работоспособность;
- Высокая раздражительность;
- Отставание в учебе, развитии новых навыков;
- Бессонница, другие нарушения сна;
- Пониженное настроение, слезливость, апатия;
- Периодические головные боли, скачки давления, боль в животе, тахикардия и т.д.
Заметив отклонения от обычного поведения и самочувствия ребенка, необходимо найти причину, спровоцировавшую эти изменения.
Причины
Причиной сильной усталости у ребенка является нехватка энергии. После периода долгой активности дефицит энергии – это нормально. Постоянные, повторяющиеся каждый день жалобы ребенка на усталость свидетельствуют о наличии заболевания.
Причин, почему ребенок быстро устает, может быть несколько:
- Недостаток сна и отдыха;
- Несбалансированное питание;
- Стресс;
- Простудные заболевания;
- Хронические заболевания (расстройства сердечно-сосудистой системы, нарушения по эндокринологии);
- Гипогликемия или сахарный диабет;
- Темпераментные особенности;
- Неблагополучные отношения в семье;
- Долгий прием лекарственных средств и т.д.
Не все причины, приводящие к быстрой утомляемости, легко выявить и устранить. Если образ жизни ребенка, его социальный статут не менялся, возможно, малыш имеет проблемы со здоровьем.
После прогулки
Если ребенок сильно потеет на прогулке и чувствует себя уставшим вернувшись домой, в этом нет ничего странного. Ученые давно выяснили, что людям маленького роста требуется больше энергии на физическую активность, чем высоким. Ребенок устает быстрее взрослого на прогулке, потому что ему приходится делать больше шагов.
В ходе исследования Массачусетского университета, ученые выяснили, что детям приходится тратить вдвое больше энергии на преодоления того же расстояния, что проходит взрослый.
Просто шаги у ребенка короче, поэтому приходится делать вдвое больше движений. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале “Экспериментальная биология”.
При болезни
Есть ряд заболеваний, способных вызывать повышенную утомляемость, постоянную усталость и вялость у детей.
Простуда
Если ребенок стал быстро уставать, возможно это симптом начала простудного заболевания. Позже появляется насморк, першит горло, болят ушки, возможно, повышается температура. Малышу необходим отдых и покой, поэтому стоит по максимуму освободить ребенка от нагрузок. После перенесенного ОРЗ или ОРВИ, быстрая утомляемость может сохраняться на протяжении 7-10 дней.
Гипогликемия
В некоторых случаях постоянная усталость сопровождается потерей веса, жаждой. Совокупность этих симптомов может указывать на снижение содержания сахара в крови – гипогликемию. Это заболевание очень опасное, особенно для детей возрастом до года, поэтому при малейших подозрениях лучше обратиться к врачу.
Анемия
Если ребенок утомляется при малейшей нагрузке, это может свидетельствовать об анемии. Легкая форма анемии сопровождается слабостью, вялостью, хронической усталостью, снижается способность концентрироваться. При физической нагрузке ребенок быстро потеет, появляется одышка, головная боль, шумит в ушах. Чтобы исключить этот недуг, лучше сдать общий анализ крови.
Состояний, которые могут быть причиной быстрой утомляемости детей, очень много. Именно врач на приеме способен собрать анамнез заболевания, назначить полное обследование для выявления предпосылок к вялому, удрученному состоянию маленького человечка.
Что делать?
Во-первых, стоит проанализировать поведение своего дитя. Если малыш всегда отличался невозмутимостью, спокойствием, флегматичностью, возможно, у него просто такой темперамент, тип личности.
Если обычно активный, непоседливый малыш враз становится вялым, быстро переутомляется, часто потеет, такие изменения не могут произойти без причины.
Родителям лучше обратиться к педиатру, рассказать о режиме дня, рационе питания, физических и умственных нагрузках ребенка. Исключите возможные острые и хронические заболевания у ребенка. Пройдите ряд анализов, в некоторых случаях понадобится ультразвуковая диагностика или электрокардиограмма.
Существуют общие меры, которые должны предпринять родители для улучшения самочувствия своего дитя:
- Организация правильного режима дня. Планируйте день так, чтобы малышу оставалось достаточно времени для сна и отдыха, не перегружайте его многочисленными внешкольными дополнительными занятиями, кружками, секциями;
- Ежедневные прогулки на улице. Детям очень полезно дышать свежим воздухом, но прогулки должны быть спокойными;
- Создание в семье доброй, уютной, спокойной обстановки. Дети видят, когда родители ругаются между собой, и очень глубоко переживают эти моменты, поэтому дома должны царить только мир, спокойствие и любовь;
- Адаптированные для малыша физические нагрузки. Приучайте ребенка к ежедневной утренней зарядке, гимнастике, разучите дыхательные упражнения. Спорт и правильное дыхание поспособствуют насыщению крови кислородом, усилят приток крови к мозгу;
- Организация сбалансированного питания. Очень важно, чтобы в растущий детский организм поступали все необходимые витамины и микроэлементы. Следите за рационом ребенка, при необходимости, предлагайте витаминно-минеральные комплексы.
Заметив, что ваш ребенок начал быстро уставать, не пугайтесь. Для начала проанализируйте, какие события предшествовали этому состоянию. Возможно, малыш просто переутомился за день, недавно переболел, устал от большого количества внешкольных занятий, испытал небольшой стресс, не высыпается, испытывает нехватку витаминов. Обратитесь за помощью к педиатру, неврологу или психиатру. Квалифицированные врачи помогут выявить причину повышенной утомляемости и подскажут пути решения сложившейся проблемы.
Оцените статью: 65 Пожалуйста оцените статью
Сейчас на статью оставлено число отзывов: 65 , средняя оценка: 3,98 из 5
Загрузка…
Источник
.
Ïîä óòîìëÿåìîñòüþ ïîíèìàþò áûñòðî âîçíèêàþùåå ÷óâñòâî óñòàëîñòè, ñîíëèâîñòü, ñëàáîñòü â ìûøöàõ.
Äëÿ íåêîòîðûõ äåòñêèõ âîçðàñòîâ óòîìëÿåìîñòü ÿâëÿåòñÿ åñòåñòâåííîé. Ñâåðõýíåðãè÷íûå äåòè ÷àñòî òåðÿþò áîëüøóþ ÷àñòü ñâîåé ýíåðãèè, äîñòèãàÿ ïåðåõîäíîãî âîçðàñòà, ÷òî âïîëíå íîðìàëüíî.
Áåçïðè÷èííîå ïîÿâëåíèå óñòàëîñòè ó ðåáåíêà îáû÷íî îçíà÷àåò, ÷òî îí íà÷èíàåò çàáîëåâàòü (íàïðèìåð, ïîäõâàòèë ïðîñòóäó). Ïðèñìîòðèòåñü ê ðåáåíêó, ïîìåðÿéòå òåìïåðàòóðó.
Çàãëÿíèòå åìó â ðîò, íå ïîêðàñíåëî ëè ãîðëî? Îáû÷íî, ïåðåáîëåâ, ðåáåíîê âîññòàíàâëèâàåò ñâîé óðîâåíü àêòèâíîñòè, íî ïîñëå íåêîòîðûõ çàáîëåâàíèé ïðîöåññ âîññòàíîâëåíèÿ
ìîæåò çàíÿòü íåñêîëüêî íåäåëü. Ãîðìîíàëüíûå ñäâèãè, ïðîèñõîäÿùèå â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå ìîãóò âûçûâàò ïîâûøåííóþ óòîìëÿåìîñòü.
Âíåçàïíàÿ óñòàëîñòü ó ðåáåíêà, êîòîðûé ê òîìó æå ïîñòîÿííî õî÷åò ïèòü, ïüåò è ìî÷èòñÿ áîëüøå îáû÷íîãî, ê ñîæàëåíèþ, âûçûâàåò ïîäîçðåíèÿ íà äèàáåò, îñîáåííî åñëè ó ìàëûøà ïðè ýòîì áîëèò æèâîò è ñíèæàåòñÿ âåñ.
Ñðî÷íî îáðàòèòåñü ê âðà÷ó!
Ïîñòîÿííàÿ ïîâûøåííàÿ óòîìëÿåìîñòü, äëÿùàÿñÿ áîëåå òðåõ íåäåëü, ìîæåò áûòü ñëåäñòâèåì âèðóñíîé èíôåêöèè. Îáû÷íî ëå÷åíèþ ýòî íå ïîäëåæèò; íå íóæíî îñîáåííî íàãðóæàòü ðåáåíêà, ïóñòü äåëàåò ñòîëüêî, ñêîëüêî ìîæåò.
Ýòî ïðîéäåò ÷åðåç íåñêîëüêî íåäåëü èëè, ðåæå, ìåñÿöåâ.
Ýìîöèîíàëüíûå ïðîáëåìû îò íèõ äåòè ñòðàäàþò íå ìåíüøå âçðîñëûõ, è îíè âûçûâàþò öåëûé áóêåò ñèìïòîìîâ,
ñðåäè êîòîðûõ è ïîâûøåííàÿ óòîìëÿåìîñòü. Ðåáåíîê ìîæåò áûòü ïåðåâîçáóæäåííûì, ó íåãî ìîãóò ïîÿâèòüñÿ ïðîáëåìû ñî ñíîì è ïðîïàñòü æåëàíèå õîäèòü â øêîëó è ò. ä. Ñàì ïî ñåáå íåäîñòàòîê ñíà
òîæå ìîæåò ïîñëóæèòü ïðè÷èíîé ïîâûøåííîé óòîìëÿåìîñòè.
Äëÿ íåêîòîðûõ âîçðàñòîâ óòîìëÿåìîñòü ÿâëÿåòñÿ åñòåñòâåííîé. Ó äîøêîëüíèêîâ ïåðèîäû áóðíîé äåÿòåëüíîñòè ÷àñòî ñìåíÿþòñÿ ïåðèîäàìè óãíåòåííîãî ñîñòîÿíèÿ, è íàîáîðîò. Ñâåðõýíåðãè÷íûå äåòè ÷àñòî
òåðÿþò áîëüøóþ ÷àñòü ñâîåé ýíåðãèè, äîñòèãàÿ ïåðåõîäíîãî âîçðàñòà, ÷òî âïîëíå íîðìàëüíî.
Íåêîòîðûå ëåêàðñòâà ïðèâîäÿò ê ïîâûøåííîé óòîìëÿåìîñòè â êà÷åñòâå ïîáî÷íîãî äåéñòâèÿ. Ïîýòîìó íóæíî ïðîêîíñóëüòèðîâàòüñÿ ñ âðà÷îì ïî ïîâîäó êàæäîãî ëåêàðñòâà, êîòîðîå ïðèíèìàåò âàø ðåáåíîê.
Èíîãäà óòîìëÿåìîñòü ìîæåò áûòü âûçâàíà àíåìèåé, õîòÿ èíîãäà àíåìèÿ è íå âûçûâàåò ðåçêîãî ïàäåíèÿ àêòèâíîñòè. Îáðàòèòåñü ê âðà÷ó, îí ìîæåò ïîäòâåðäèòü èëè îïðîâåðãíóòü âàøè ïîäîçðåíèÿ, ñäåëàâ àíàëèç êðîâè.
Òàêæå ïðè÷èíîé ïîâûøåííîé óòîìëÿåìîñòè ìîãóò ÿâëÿòüñÿ ïîñòîÿííûå âÿëîòåêóùèå èíôåêöèè, óòîìëÿåìîñòü è çàìåäëåíèå ðîñòà ìîãóò áûòü åäèíñòâåííûìè èõ ïðîÿâëåíèÿìè. Òàê ïðîÿâëÿþò ñåáÿ íåêîòîðûå çàáîëåâàíèÿ ïî÷åê è ëåãêèõ (íàïðèìåð, òóáåðêóëåç).
Îáðàòèòåñü ê âðà÷ó, åñëè: âàø ðåáåíîê áûñòðî óñòàåò, è êðàñíàÿ êîíúþíêòèâà ïîä íèæíèì âåêîì áåëàÿ; ó ðåáåíêà íàáëþäàþòñÿ äðóãèå ñèìïòîìû áîëåçíè, òàêèå êàê æàð, ó÷àùåííîå äûõàíèå, ïîòåðÿ àïïåòèòà,
îñòàíîâêà â íàáîðå âåñà è ò. ä.; îí ñëèøêîì óòîìëÿåì è óãíåòåí ïî ñðàâíåíèþ ñî ñâåðñòíèêàìè. Âîçìîæíî, ïîòðåáóåòñÿ ïðîñòîé îñìîòð è àíàëèç êðîâè, íî èíîãäà ìîãóò ïîòðåáîâàòüñÿ è äðóãèå èññëåäîâàíèÿ.
Îáðàòèòåñü ê âðà÷ó, åñëè óòîìëÿåìîñòü ó ðåáåíêà äëèòñÿ áîëåå íåäåëè èëè ñîïðîâîæäàåòñÿ:
- ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû
- óâåëè÷åíèåì ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ
- áîëüþ â ãîðëå
- áîëÿìè â ñóñòàâàõ, ìûøöàõ
- ïîòåðåé àïïåòèòà è âåñà
- íî÷íûì ïîòîì
- ïîñòîÿííîé æàæäîé, ñèëüíûì ãîëîäîì
- ó÷àùåííûì ìî÷åèñïóñêàíèåì
- îíåìåíèåì èëè ïîêàëûâàíèåì â ïàëüöàõ
- íå÷åòêîñòüþ çðåíèÿ
- íåîáû÷íîé áëåäíîñòüþ
- ïîÿâëåíèåì â íåîáû÷íûõ ìåñòàõ ñèíÿêîâ
Ïîíðàâèëàñü ñòàòüÿ? Ïîäåëèñü ññûëêîé
Àäìèíèñòðàöèÿ ñàéòà med39.ru íå äàåò îöåíêó ðåêîìåíäàöèÿì è îòçûâàì î ëå÷åíèè, ïðåïàðàòàõ è ñïåöèàëèñòàõ. Ïîìíèòå, ÷òî äèñêóññèÿ âåäåòñÿ íå òîëüêî âðà÷àìè, íî è îáû÷íûìè ÷èòàòåëÿìè,
ïîýòîìó íåêîòîðûå ñîâåòû ìîãóò áûòü îïàñíû äëÿ âàøåãî çäîðîâüÿ. Ïåðåä ëþáûì ëå÷åíèåì èëè ïðèåìîì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ ðåêîìåíäóåì îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòàì!
ÊOÌÌÅÍÒÀÐÈÈ
Æóæà
/ 2015-05-17
ìîåìó ñûíó 18 ëåò (âðîäå áû óæå è âçðîñëûé, íî äëÿ ìåíÿ-òî ðåáåíîê)). ñî äíÿ íà äåíü ÅÃÝ îæèäàþòñÿ. ñòðåññ íåâåðîÿòíûé. êîíñóëüòèðîâàëèñü ñ âðà÷îì, îí ðåêîìåíäîâàë êóðñ Íîáåíà ïðîïèòü. êóðñ óæå çàêàí÷èâàåòñÿ, ñûí ÷óâñòâóåò ñåáÿ îòëè÷íî. óñïîêîèëñÿ, ïàìÿòü óëó÷øèëàñü, ïîÿâèëèñü àêòèâíîñòü ñ ýíåðãèåé. â îáùåì, ìîðàëüíî ê ýêçàìåíàì ñûí ãîòîâ íà âñå ñòî)
Ãðýéñ
/ 2015-05-17
ñïàñèáî çà ñòàòüþ. î÷åíü àêòóàëüíà äëÿ ìåíÿ äàííàÿ òåìà.
Çèíà
/ 2016-01-15
À ìîåìó ñûíó- 14 ëåò, è âû çíàåòå, òîæå â ïîñëåäíåå âðåìÿ óòîìëÿåìîñòü ñèëüíàÿ ïîÿâèëàñü. Ìû äàæå ê íåâðîëîãó õîäèëè, òàê êàê ïðÿìî âÿëûé ðåáåíîê ñòàë. Îêàçàëîñü, âñåìó âèíîé ÂÑÄ. Íàçíà÷èëè- ýëòàöèí. Ñîñòîÿíèå çíà÷èòåëüíî óëó÷øèëîñü. Ïðÿìî íà íîãè áóêâàëüíî ðåáåíîê âñòàë. È ýíåðãèÿ ïðîñòî áúåò êëþ÷åì. Íàêîíåö- òî!
Ìàðèÿ / 2016-02-04
Çèíà, êàê äîëãî âû åãî ïðèíèìàëè? È ñî ñêîëüêè ëåò äåòÿì ìîæíî äàâàòü?
ßíà
/ 2016-02-17
Ìàðèÿ, ýëòàöèí ðàçðåøåí äåòÿì ñ 12 ëåò, ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à, è êóðñ ïðèåìà òîæå çàâèñèò îò òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ îò 1 äî 3 ìåñÿöåâ. Ìîåìó ñûíó ñòàâèëè äèàãíîç ÂÑÄ, è òàê êàê ìû ñðàçó æå îáðàòèëèñü ê âàð÷ó ñ æàëîáàìè íà ñèëüíóþ óòîìëÿåìîñòü è ãîëîâîêðóæåíèÿ, òî ïðèíèìàëè âñåãî ïîëòîðà ìåñÿöà, è âñå ó íàñ íàëàäèëîñü. Óçíàéòå ïîäðîáíåå ó ñâîåãî âðà÷à.
Àëèíî÷êA
/ 2016-03-02
Ìîåé äî÷åðè òîæå ÂÑÄ ïîñòàâèëè, íî íè êàêèõ òàáëåòîê íå íàçíà÷àëè, ïðîñòî ñêàçàëè ïîáîëüøå îòäûõàòü. Íî âåäü îò îäíîãî îòäûõà íè ÷åãî íå ïðîõîäèò((((
ßíà / 2016-03-03
Àëèíî÷êA, à âû ñïðàøèâàëè ó ñâîåãî âðà÷à î íàçíà÷åíèè òàáëåòîê? Îíè ïî ìîåìó íè êîãäà ñðàçó íè ÷åãî íå íàçíà÷àþò, âñå ñíà÷àëà ïûòàþòñÿ òàê ïîëå÷èòü. ß ñàìà ó âðà÷à ïðî ýëòàöèí ñïðàøèâàëà, è êñòàòè ïðîòèâ íåãî îíà íè ÷åãî íå èìåëà. Ñêàçàëà ÷òî î÷åíü õîðîøàÿ ïîääåðæêà äëÿ îðãàíèçìà. Òàê ÷òî âñå â âàøèõ ðóêàõ, ëå÷èòåñü.
Источник
Елена Савосина
Консультация «Утомляемость ребёнка и как с ней бороться»
Причиной плохого поведения и непослушания детей часто является повышенная утомляемость. И чем младше ребенок, тем ярче выражена проблема. Почему внешне здоровые дети быстро устают и как бороться с этим недугом? Как не перепутать простую утомляемость с симптомами серьезного заболевания?
Почему возникает переутомление?
Переутомление возникает вследствие чрезмерной нагрузки на нервную систему ребенка, нарушения режима дня, недостаточного пребывания на свежем воздухе, высокой температуры или повышенной зашумленности помещения. Усталость сначала возникает в нервных клетках организма, а потом переходит на мышечную систему. Для лечения усталости важно отследить условия жизни ребенка — домашнюю обстановку, атмосферу в школе, детском саду, в детском дворе и внести коррективы в процесс обучения и воспитания.
Как проявляется утомляемость ребенка?
• Плач на пустом месте без видимых причин;
• Ребенок начинает тереть глаза, активно зевать;
• Движения рук и ног становятся неловкими и неуклюжими;
• Общая вялость на фоне спада настроения;
• Агрессивные реакции на вполне обычные явления (отказывается давать руку, отбирает игрушки и разбрасывает их);
• Повышенная отвлекаемость, частная смена позы.
Почему одни дети устают быстрее?
Каждый ребенок по-своему реагирует на усталость. Некоторым детям свойственно зажаться в уголок, опустив голову, другие же отнюдь проявляют яркие эмоциональные реакции. Нужно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы понять истинную причину его поведения.
Почему же одни дети спокойно переносят некомфортные условия, а другие с трудом к ним адаптируются. Давайте разберемся в этом вопросе, определив, от чего зависит выносливость детей.
• Во-первых, уровень выносливости определяется возрастом ребенка. Чем младше ребенок, тем труднее ему привыкать к меняющимся условиям, так нервная система еще неустойчива.
• Во-вторых, от темперамента, заложенного природой. Дети с меланхолическим и холерическим типами темперамента устают гораздо быстрее, нежели дети-сангвиники и флегматики.
• В-третьих, от состояния физического здоровья и крепости иммунной системы. Ослабшие дети или дети после болезни быстро утомляются.
• В-четвертых, от опыта ребенка, его тренированности. Так, если ребенок ведет активный образ жизни, посещает различные секции и кружки, участвует в развлекательных мероприятиях (театр, цирк и др., ему гораздо легче перенести изменившиеся условия.
• В-пятых, от того, насколько окружающие люди используют такие меры воспитательного воздействия, как похвала и одобрение.
Важно помнить, что утомление возникает как и из-за интеллектуальных перегрузок нервно-психической деятельности, так и из-за общей физической усталости и не соблюдения гигиены и распорядка дня. В каждом возрасте продолжительность умственной и интеллектуальной активности разная. Давайте отметим,какое количество времени необходимо отводить ребенку на активную деятельность в разных возрастах:
Продолжительность занятий
7-8 лет 25-30 минут
Старше 9 лет 40-45 минут
Ребенок быстро устает, если с ним слишком долго занимаются без перерыва на отдых.
Устраняем причины высокой утомляемости
Справиться с появлением быстрой утомляемости ребенка поможет выполнение этих рекомендаций.
1. Соблюдать режим дня.
2. Ежедневно гулять на свежем воздухе.
3. Проветривать помещение, в котором пребывает ребенок в течение дня.
4. Разнообразить деятельность ребенка — включать в различные игры, знакомится со сверстниками;
5. Соблюдать режим дневного сна — во время сна жизненные силы ребенка восстанавливаются. Но не стоит принуждать ребенка спать, достаточно просто полежать рядом с ним или почитать ему вслух.
6. Чередовать умственные и физические виды деятельности. Так, например, если ребенок активно складывал мозаику, необходимо сменить деятельность на подвижную игру, например, покидать мячик.
7. Не рекомендуется резко отрывать ребенка от занятия. Так, если ребенок рисовал любимого персонажа из мультфильма, а вам уже пора ужинать, то нужно заранее предупредить об этом ребенка и дать время на завершение.
8. Нужно дозировать доступ ребенка к телевизору, компьютеру и различным игровым приставкам, заменяя их другими увлекательными играми.
9. Важно осуществлять разнообразие досуга ребенка — по возможности посещать занимательные и спортивные кружки, секции, ходить в цирк, зоопарк и др.
Правильный режим – главное условие сохранения здоровья. Благодаря соблюдению режима обеспечивается высокая работоспособность в течение дня.
Основными элементами режима дня школьника являются:
• учебные занятия в школе и дома;
• активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
• регулярное и достаточное питание;
• физиологически полноценный сон;
• свободная деятельность по индивидуальному выбору.
Если ребёнок, приходя из школы, жалуется на усталость и головную боль, нужно проанализировать, что он ест на завтрак в школе и дома. Одной из причин его недомогания может быть неполноценное питание.
Почему необходим завтрак? В школе дети тратят много умственной и физической энергии, поэтому им необходимо основательно подкрепиться перед занятиями, иначе они будут основательно уставать и не смогут хорошо усваивать учебный материал.
Как лучше организовать завтрак школьника?
Это зависит от физических данных ребенка, пристрастий в еде и его биоритмов. Так, у детей «жаворонков» по утрам хороший аппетит, а вот дети «совы» от утренних завтраков часто отказываются. Если ребенок ест по утрам с удовольствием, нужно этим воспользоваться и покормить его основательно перед школой. Но не стоит впихивать еду насильно — такие действия вместо пользы могут привести к развитию у ребёнка невроза в виде стойкого отвращения к еде. Лучше дать ребёнку что-нибудь из еды с собой.
В утренний рацион школьника обязательно должны входить продукты, богатые белками, поскольку белки, повышая возбудимость нервной системы, способствуют лучшей адаптацией детей к школьным нагрузкам. Это могут быть бутерброды с сыром, колбасой, ветчиной, или рыбой; кусок отварного мяса, любая молочная каша, омлет, вареное яйцо, творог, йогурт. При дефиците времени можно ограничиться стаканом молока или кефира с булкой.Помимо белковой продукции на завтрак ребенку желательно давать и что-нибудь из растительной пищи: яблоко, грушу, апельсин, огурец, помидор. Не стоит по утрам игнорировать горячее питьё: чай с лимоном, ягодные морсы, какао.
Если утомление возникает слишком часто, то такое состояние может привести к серьезным нарушениям поведения, снижению успеваемости в школе и даже задержке психического развития. При регулярной усталости возможно возникновение синдрома хронической усталости, которая не проходит даже после сна. Такие синдромы сопровождаются потерей интереса к играм или школе, жалобами на головную боль, потерей аппетита. Если утомление длится более двух недель, у ребенка появились темные круги под глазами, он испытывает трудности засыпания или же, наоборот, сон очень долгий и частый, то необходимо обратиться за консультацией детскому психологу или терапевту.
Эмоциональная утомляемость ребенка
Эмоциональную усталость у школьника позволяют снять именно открытые доверительные отношения с родителями. Важно открыто обсудить с ребенком проблемы, которые его волнуют, возникшие как в семье, так и школьном коллективе.
Интеллектуальная и физическая усталость у ребенка часто усугубляется долгим проведением времени у компьютера и телевизора. Ограничив время, которое ребенок проводит перед монитором компьютера или телевизором, можно уменьшить нагрузку и тем самым эффективно бороться с усталостью школьника.
Иногда достаточно наладить полноценный отдых и питание ребенку, добавить умеренную физическую нагрузку, начать принимать поливитамины, и его организм придет в норму.
Здоровье надо понимать как состояние души и тела, не совместимое с безрадостным настроением. Говорят, что минута смеха продлевает жизнь. По статистике, взрослый человек в среднем смеется 15 раз в день, а ребенок, по крайней мере, раз 50. Это означает, что повзрослев, человек теряет восприимчивость ко многим явлениям, которые прежде вызывали смех. Вызываемые же смехом биологические процессы укрепляют иммунную систему организма. Кроме того оптимисты лучше учатся.Для подтверждения этого факта проводился эксперимент: испытуемым предлагалось запомнить определенный список слов, часть группы находилась в приподнятом настроении – люди только что получили неожиданный подарок; остальные же наоборот, были в подавленном состоянии. Выяснилось, что те, кто испытывал радость, запомнили 78% слов, а находившиеся в плохом расположении духа – только 47 %. Оптимисты отличаются повышенной реакцией, способностью вырабатывать стратегию решений.
Оптимизм — вселяет надежду на все хорошее в будущем!
Спасибо за внимание!
Источник