Вышивка ребенком 5 лет
Обучение вышивке детей 5-7 лет в детском саду
Мастер – класс «Волшебные крестики»
Автор: Шабунова Людмила Александровна, воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №12 «Солнышко», р.п. Юрты, Тайшетского района, Иркутской области.
Данный мастер – класс рассчитан для детей 5-7 лет, для педагогов ДОУ.
Назначение: данный мастер-класс предназначен для обучения вышиванию крестиком детей старших и подготовительных групп.
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре, развитие художественно — творческих способностей ребенка посредством вышивки.
Задачи:
*формировать у детей представление о технике вышивания крестиком.
*Обучать основным приемам вышивки (подготовка ткани, вдевание нити в иглу, закрепление нити на ткани, технике выполнения шва крестик; безопасным приемам работы с материалами и инструментами по вышивке).
*Развивать навыки ручной умелости, внимание, интерес к русскому народному творчеству.
*Воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, желание сделать близким людям приятное – подарить подарок.
1.Материалы: пяльцы (диаметром 18 см.), нитки мулине (для вышивания используем в 4 сложения), иглы с широким ушком ( длиной не более 3 см.), ножницы (размером около 140 – 170 мм), игольницу на каждого ребенка, ткань – плотное вафельное полотно с квадратными клетками, полоски картона с разметкой для выполнения ряда горизонтальных крестиков. (фото 1).
2. Вышивание – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров. Она интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям старшего дошкольного возраста.
«Позвонили в бубенец –
И попали во дворец!
Открывается палата,
Смотрите, чем она богата:
Нет ли там чудовища?
Есть ли там сокровища?
Эта — лучше всех палат!
Здесь лежит несметный клад-
Не для злючек — белоручек,
А для бабушкиных внучек!
Ей подарим в день рожденья
Мы свои произведенья:
Кружевной воротничок,
С петухами рушничок! (фото 2).
3. Рассматриваем схемы для вышивания. (фото 3)
4. Можно предложить детям дорисовать вторую половину схемы по образцу. (фото 4).
5.Полоски из картона с разметкой для выполнения ряда горизонтальных крестиков для упражнения в вышивании, умения детей видеть клетку на вышивке. (фото 5)
6.Начинаем вышиванье снизу вверх с определения места для первого крестика. Вышивка крестиком относится к счетной вышивке, т.е нужно считать клетки. Рассматриваем схему, находим самый длинный горизонтальный ряд крестиков, на нем находим середину, посчитав клетки. Проводим простым карандашом прямую линию с помощью линейки и заключаем узор в квадрат или прямоугольник, при вышивании будет удобно считать клетки. (Фото 6)
7.Теперь нужно найти место для первого крестика на ткани, Находим середину на ткани: складываем ткань пополам (можно посчитать клетки). На схеме находим нижний горизонтальный ряд, отсчитываем вправо необходимое количество клеток от середины узора. Это место первой клетки! (Обратите внимание на вышивание солнышка: вышивать начинаем с самого солнышка, затем лучики, не забудьте снизу оставить для них место). Так же нужно не забыть оставить по краям ткани место для рамки, для тесьмы.
(фото7, 7а, 7б)
8.Вставляем ткань в пяльцы, закрепляем натяжение ткани. (фото 8)
9. Начиная вышивать ,нужно закрепить нитку на ткани. Узелков на нитке при вышивании не делаем! Прокалываем верхний правый угол первой клетки и выводим иголку в нижний левый угол (фото 9)
10.Протягиваем иголку с ниткой и оставляем хвостик нитки, нитка прошла по изнаночной стороне работы. (фото 10)
11.Затем иголку вводим в этот же угол рядом с хвостиком и выводим снова в этот же левый нижний угол этой клетки, нитка ляжет сверху и нитка закрепится. Хвостик отрезаем ножницами. (фото 11)
12. Шов крестик представляет собой диагональные перекрещенные стежки одинаковой величины. Выполняют крест в такой последовательности: сначала наклонные стежки справа налево, затем делают возврат в обратную сторону, перекрывая предыдущие стежки накрест (получаются диагоналевые крестики). (фото 12 , 12а, 12б).
13.Когда нить заканчивается ее необходимо закрепить: на изнаночной стороне рядом с оставшейся нитью находим стежок и в него протягиваем иглу с нитью, и в получившуюся петлю протягиваем снова иглу с оставшейся нитью. Получиться узелок. Можно для прочности повторить еще раз. И нить отрезаем. (фото13, 13а, 13б)
14.Вышитую картинку обшиваем косой бейкой либо вставляем в рамку. Подарок готов!
Крестик за крестиком я вышиваю,
И за стежком я кладу свой стежок,
Вот и солнышко засияло,
И расцвел красивый цветок.
Бабочек, сердечки, веселых петушков
С любовью вышиваю тебе я, мой дружок!
(фото 14)
15.Идеи для подарка: к празднику дня Святого Валентина – сердечко, Масленицы – солнышко», елочку – на Новый год. (фото 15)
16.Салфетки с буквами (первая буква имени) можно подарить и себе и друзьям в день рождения. (фото 16)
17.Курочек, цыпляток, петушков вышить к празднику Пасхи. (фото 17)
18.Вышитые скатерти, полотенца, салфетки мы используем для сюжетно-ролевых игр в «Дом», «День рождения». (фото 18, 18а, 18б,18в)
19. Вышитые скатерти, рушники по мотивам русских народных узоров для о используем для оформления мини — музея в группе «Моя Россия». (фото 19)
Схемы вышивки крестом для детей
Приятного всем творчества!
Рекомендуем посмотреть:
Как правильно сочетать цвета в вышивках
Вышивка крестом. Рождество. Мастер-класс
Открытка с вышивкой крестом на картоне. Мастер-класс с пошаговыми фото
Вышивка крестом. Идеи для кухни
Похожие статьи:
Вышивка крестом для начинающих. Бабочка в саду
Вышивка крестом для начинающих. Мастер-класс
Источник
Галина Мартынова
Обучение вышиванию детей дошкольного возраста. Из опыта работы
В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия из вышивки популярны и используются различными слоями населения.
Произведения народных мастеров – всякого рода ковры, скатерти, сорочки и рушники с народной вышивкой входят в нашу жизнь как художественные произведения, становятся украшением нашего жилья.
В народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть вокруг себя изделия, выполненные собственными руками, с их естественностью и поэтичностью.
Нарядное искусство – вышивка – имеет многовековую историю. На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение и обучать ребенка этому ремеслу начинали с 4-5 лет.
Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию 15-16 годам вышить полотенца, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и т. д.
Строго оценивалось умение и ее художественный вкус, обилие изделий, искусное исполнение, добротность – говорили о трудолюбии, усердии и терпении девушки и всем было очевидно насколько растет прекрасная и умелая хозяйка.
Для детей работа с тканью, иголкой особенно интересна. Она приучает их быть более усидчивыми, внимательными и ответственными. Ведь им приходиться работать с острыми предметами – иголкой, ножницами.
Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд – когда они фантазируют и старательно выполняют сказочные элементы своей работы. Развивается моторика пальчиков, массируются активные точки пальчиков рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же вышивка несет в себе массу положительной энергии.
Лоскуток ткани, лежащий перед ребенком, содержит в себе целый мир.
И он знает, что сможет преобразить его и в результате заиграет, заискрится, переливаясь всеми цветами новая вышивка. Вышивка при должном ее оформлении долговечна. Ее стараются сохранить в семье. И эта энергия радости и доброты, которую ребенок вложил при вышивании, будет мостиком в будущее.
Вышивка увлекательный, творческий труд, приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного,а кому- то и помогающий в выборе будущей профессии: вышивальщицы, модельера – конструктора, художника – модельера.
Ребенок эмоционален, он постоянно ищет, исследует, и эта деятельность для него – творческая; путем проблем и ошибок он достигает результата.
А воспитатель помогает ему двигаться в правильном направлении, чтобы и процесс труда, и результат радовали и развивали способности и психику ребенка.
Перед началом процесса вышивания, ставим проблемные задачи, создаем проблемные ситуации, т. е. такие условия, при которых развивается интеллектуальная активность. Знания и умения, получаемые ребенком в процессе обучения, влияют на формирование замысла и качество результата труда. Для приобретения умений нужно повторять действия, запоминать порядок выполнения шва. Нельзя выполнять работу, выполненную с ошибками. Учим детей замечать ошибки и исправлять их в процессе работы.
В обучении вышивкедети проходят два этапа:
— Подражательный, способствующий усвоению алгоритма деятельности
— Творческий, дающий возможность применять знания и умения, полученные на первом этапе, в других условиях.
Первый этап. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуем максимальной точности повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерно и систематически показываем правильное выполнение шва, что в конечном счете приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах.
Так создаются предпосылки ко второму этапу – творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки,эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам.
Великий Учитель – это живая природа, какие только сочетания не предлагает она, «рисуя» крылья бабочек и оперенья птиц, лепестки цветов и листья, удивляя самыми неожиданными цветовыми сочетаниями. И, наконец, время от времени Природа дарит небесную радугу-символ радости и цветосочетания. И это все отражаем в вышивке.
В организации обучению дошкольников используем занятия по ручному труду продолжительностью 25мин., которым руководит воспитатель.
Подгрупповые занятия утром или в вечернее время, а так же работа кружка 1р. в неделю в течении года.
Когда навыки вышивки закреплены и воспитано устойчивое желание вышивать, организуем самостоятельную деятельность детей под контролем воспитателя через «Уголок творчества», оборудованным материалами и инструментами.
Сразу у всех детей не может появиться устойчивое желание самостоятельно работать в «Уголке творчества», и это нормально. Создавая интерес, мотивируя к деятельности развиваются необходимые умения, которые приводят к тому, что дети испытывают радость от занятий вышивкой, продуктов своей деятельности и творчества. Способствуют созданию интереса выставки готовых изделий, выполненных своими руками и, конечно, похвала и поощрения.
Заинтересованность работой приводит ребенка в такое эмоциональное состояние, при котором он испытывает гордость и чувство удовлетворения.
Успех окрыляет дает новые силы. Важно создать благоприятную атмосферу взаимной заинтересованности, доброты, внимания к труду товарищей и его результату.
На протяжение всего процесса вышивки каждый ребенок получает от взрослого мотивированную оценку, которая определяет уровень его трудовой деятельности. Воспитатель постоянно контролирует правильность работы на всех этапах вышивки, обсуждая с ребенком, почему нужно так или иначе, и путем доказательного объяснения или создания проблемной ситуации помогать правильно выполнить шов, исправляя ошибки в процессе, а не в конце деятельности.
Начальный уровень, имеющийся у детей, определяется тестированием на первых же занятиях и индивидуальной диагностики. Это позволяет правильно определять подбор рисунка, а так же отметить, с кем из детей следует заниматься дополнительно, так как они дали показатели выше или ниже определенного программой уровня.
В занятиях вышивкой заложена некая цикличность, а именно выполнение определенного рисунка одним и тем же швом вначале «Шаг вперед иголка», затем «Тамбурный» и т. д. Обязательно серия из нескольких занятий.
Такой подход к планированию помогает сформировать умение правильно выполнять определенный шов. Важно от занятия к занятию постепенно и логично менять уровень сложности изделий, обеспечивая продвижение от простого к сложному, от неизвестного к известному.
Для эффективного проведения занятий по вышивке необходимо создать благоприятные условия с хорошим освещением. Стол и стул должен соответствовать росту ребенка. Успех обучения дошкольников вышивке во многом зависит от содержания, систематичности и последовательности изложения, информации в виде сказок, историй. Так же дети знакомятся с материалами и инструментами, правилами техники безопасности при работе с ними. Овладевают техникой выполнения некоторых швов, учатся вдевать нитку в иголку, закреплять нить на ткани, фиксировать ткань на пяльцах.
Возрастные особенности дошкольников требуют эмоционального настроя на деятельность, для этого на занятиях используем сюрпризные моменты, игровые приемы и художественное слово. Во время вышивания включаем спокойную музыку, вспоминаем с детьми пословицы, стихи, сказки и т. д.
В последние годы возродился интерес к вышивке в детских садах.
Начинаем обучение со шва «Шов вперед иголку», это самый легкий и всем известный шов. Для детей рисунок прорисовывается пунктиром, он помогает научить ребенка вкалывать иголку строго по штриху.
«Тамбурный» — один из древнейших декоративных швов. Состоит из петель выходящих одна из другой, которые располагаются по рисунку в любом направлении.
«Крест» — это два стежка, пересекающейся по середине нити.
Ребенок отдает предпочтение тому образцу, который для него радостнее и приятнее. Работает ребенок над вышивкой долгие часы. Добавит ли ему удовольствие длительное общение с неинтересным объектом?
Ребенок ищет среди образцов свою тему, отзываясь на выбранный мотив сердцем. Если возникает контакт с работой, если она радует ребенка, то потом и порадует и смотрящих на нее зрителей.
Работы по вышиванию привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками салфетки, закладки, сумочки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей и друзей.
Родители оказывали помощь:
— в приобретении материала, ниток, пялец
— в подборе поговорок, загадок, стихов, сказок
— в оформлении выставок, фотоальбома и видеосъемок.
Проводили индивидуальные беседы с ребенком по технике безопасности, закрепляли навыки вдевания нити в иголку и закрепление нити в начале и конце работы.
Результаты анкетирования показали, что практически все родители увидели положительный опыт в обучении детей вышивке.
По мнению родителей дети стали аккуратнее, организованнее, более самостоятельными и усидчивыми, стараются довести начатое дело до конца.
Эти выводы подтверждаются результатами диагностики.
Источник
Многие родители с ранних лет стремятся прививать своим детям любовь к прекрасному. На помощь приходит детская вышивка, которая развивает воображение и улучшает зрительную память. Сегодня существует множество вспомогательных схем (например, вышивка крестиком «Малыш») и специальных наборов, которые позволяют детям научиться вышивать за короткое время.
Следует ли и как научить ребенка вышивать крестиком
Женщины, занимающиеся рукоделием, часто задаются вопросом о том, следует ли учить ребенка вышивать. Многие детские специалисты считают, что такое занятие поможет ребенку в развитии. Вышивка для детей считается полезным занятием. Она:
- способствует развитию мелкой моторики рук;
- стимулирует мозговую деятельность;
- помогает развивать речь;
- восстанавливает зрительную и мышечную память;
- прививает ребенку чувство прекрасного;
- способствует развитию воображения;
- помогает хорошо ориентироваться в цветовой палитре.
Детское шитье нитками мулине
Заинтересовать детей вышивкой не так просто. Чтобы развить интерес, необходимо предлагать малышам, даже самым маленьким, подходящие для их возраста узоры и схемы вышивки. Дети должны понимать те рисунки, над которыми они будут работать. Начинать нужно с простых элементов – кружки, листики, перышки. Ребенок с легкостью выполнит такое задание и захочет попробовать свои силы еще.
Важно! Не стоит с первого занятия усложнять процесс и давать малышу сложные схемы и узоры.
Вышивка крестом для детей: варианты
Начинать стоит с простых элементов с несколькими цветами и несложными деталями. Наиболее подходящий вариант для детей – коллекция цветов:
- крупные розы. Вариант для девочек. В процессе потребуется использовать 1-2 активных цвета;
- маки. Простая схема вышивания с использованием 2 цветов. Подобную технику могут освоить девочки и мальчики;
- пионы. Более сложный вариант с использованием 2-3 цветов.
Вышивание цветов для детей
Часто детям нравится вышивать метрикой животных. Этот вариант используют на более продвинутом этапе, когда юные рукодельцы смогут освоить простые узоры и форматы. Дети могут вышивать кошек, собак, утят. Беспроигрышный и несложный вариант – бабочки. Их несложно вышивать, при этом полученный результат можно повесить на стену в детскую комнату – вышитые бабочки будут напоминать о лете и солнечной погоде.
При этом готовые картины смогут простоять и не испортиться длительное время. Многие девочки любят вышивать кукол или пупсов. Для этого существует вышивка «Малыш» или «Куколки на счастье».
Ребенок, который пошел в первый класс, может вышивать цифры и буквы алфавита. Такой процесс вышивки не только поможет развить мелкую моторику рук, но и разнообразить домашнее обучение. Ребенок лучше воспринимает информацию, поданную в необычном и красочном стиле.
Детский вышитый рисунок
Инструменты для рукоделия
Чтобы ребенок научился вышивать свои первые картинки, ему понадобится детский набор инструментов. Все приборы должна быть безопасными для здоровья юных мастеров. Родители могут собрать все необходимые инструменты самостоятельно либо купить уже готовые наборы.
Современные производители представляют большой ассортимент детских наборов для вышивания, предназначенных для разных возрастов. В них обычно находятся также специальные схемы для шитья узоров, сердечек, цветов, животных. Это значительно облегчает задачу родителям. В стандартный детский набор для вышивания входят следующие инструменты:
- специальная ткань;
- картон;
- схема для создания красивых картинок;
- нити, которые подобраны по цвету представленного на схеме рисунка;
- иголки;
- наперсток, который поможет предотвратить ранения пальцев;
- инструкция по эксплуатации.
Важно! Если у родителей нет большого количества свободного времени на изучение всех деталей шитья, они могут ознакомиться с общей информацией в инструкции.
Детский набор для шитья
Если родители самостоятельно подбирают все необходимые для шитья инструменты, стоит опираться на следующие рекомендации:
- ткань для вышивания крестиком должна быть тонкой. Ориентироваться лучше на такие материалы, как бязь или хлопок. Атлас и шелк лучше оставить для более сложной вышивки;
- нитки должны быть шелковыми или атласными. Обычно выбирают нити мулине. Толщину покупатель подбирает самостоятельно, опираясь на особенности купленной ткани;
- иголки должны соответствовать толщине нитей. Для легких тканей подойдут иголки 4-8-го размера.
К сведению! Наперсток и острые ножницы родители смогут приобрести в любом магазине для рукоделия.
Как подготовить нити мулине
Чтобы начать вышивку крестом для начинающих по разным схемам для детей, нужно заняться подготовкой мулине.
Нити мулине для детского творчества
Если родители приобрели готовый набор для вышивания, то нити в нем будут находиться уже в разобранном и подготовленном состоянии. Если инвентарь для шитья покупался по отдельности, стоит развязать мотки и распределить нитки по цветам. После этого их потребуется в расправленном состоянии закрепить в специальном органайзере, чтобы ребенок не путался в процессе шитья.
Вышивка крестиком по клеточкам
Вышивка крестиком по клеточкам – это отличный вариант для начинающих. Подобные схемы отличаются простотой, а значит дети в короткие сроки смогут создать различные изображения. Чаще всего по клеточкам вышивают цветы, животных, натюрморты. Чтобы рисунок получался четким, новичкам потребуется регулярно сверяться с выбранным шаблоном. Это поможет избежать переделывания работы. Начинают процесс в этом случае с отмеченной середины. Когда ребенку потребуется сделать «крест» или «полукрест», необходимо использовать 2 сложения.
Вышивание для ребенка по клеточкам
После создания шва иголку возвращают на исходную позицию. В процессе вышивания родители должны убедиться в том, что все проделанные крестики покрывают 2 нити на материале по ширине и высоте.
Основу для вышивания в этом случае подбирают средней плотности. Родителям нужно опираться на такие материалы, как лен или канва. Иглы берут остроконечные, желательно, чтобы они были оснащены специальным «ушком».
Важно! Нитки выбирают шелковые или атласные в любой цветовой категории.
Простые схемы вышивок крестом для детей: животные
В сети существует множество схем вышивки животных для детей. Поэтому если родители не смогли приобрести готовый набор с инструкцией, можно прибегнуть к популярным схемам шитья из интернета.
Детская схема вышивания
Солнечный конь
Схема вышивки представляет грациозное животное. Она передает его красоту и силу духа. Для работы используют нити мулине пастельных и коричневых тонов. Специалисты рекомендуют вышивать рисунок на бежевой или кремовой канве. Это поможет придать ему рельефность. В процессе используют атласные нити. Ткань выбирать лучше плотную, в этом случае подойдет такой материал, как хлопок или бязь. Схемы для вышивки крестом для детей представлены на рисунке.
Схема вышивания «Солнечный конь»
Куколки на счастье
Рисунок «Куколки на счастье» подойдет для маленьких девочек. В этом случае используют полотно средней плотности. Нити берут атласные или шелковые. Цветовая гамма здесь отличается разнообразием. Девочки могут использовать красные, бежевые, розовые, коричневые и голубые нити. Вышивка крестиком для детей – схема представлена ниже.
Схема вышивания кукол
Техника безопасного вышивания
Процесс вышивания считается достаточно кропотливым и ответственным. При любых неточностях или отвлечениях от дела ребенок может пораниться иголкой или испортить создаваемую работу. Какие меры предосторожности стоит соблюдать во время шитья:
- тщательно вымыть руки, чтобы не испачкать белое полотно;
- высушить руки, чтобы не оставить влажные разводы на ткани;
- не давать ребенку самостоятельно пользоваться ножницами, в первое время родители самостоятельно должны отрезать нитки во время детского вышивания;
- делать перерывы. Даже если ребенок сильно увлечен работой и не хочет останавливаться, необходимо отвлечь его на пару часов от шитья. В противном случае возрастает риск появления усталости и ранений. Кроме того, такое сильное увлечение может вскоре обернуться потерей интереса к вышивке;
- в обязательном порядке приобретать для детей наперсток, чтобы избежать ранений;
- рассказать ребенку о том, что иголки для шитья запрещено вкалывать в одежду или в предметы интерьера (стулья, диваны);
- после окончания работы нужно собирать все инструменты и складывать их в специальный органайзер, чтобы случайно не наступить на них ногой и не пораниться.
Безопасность в процессе творчества
Важно! Родители должны научить детей правильно пользоваться ножницами, а также правильно их передавать, чтобы не пораниться. Ножницы всегда должны находиться в сомкнутом положении.
Наборы для вышивания: какой вариант выбрать начинающим
Сегодня существует множество различных наборов для шитья – как профессиональных, так и для начинающих. Родителям лучше ориентироваться на детские наборы с простыми схемами вышивки и безопасными инструментами. Детям будет сложно работать с плотными тканями, поэтому в наборах должно быть полотно средней прочности.
Иглы для детской вышивки должны иметь небольшой размер. Родителям также лучше выбирать наборы с наперстками и детскими ножницами внутри.
Детский набор для шитья
Детская вышивка – это увлекательное и развивающее занятие. В процессе шиться развивается мелкая моторика рук, улучшается зрительная память и воображение. Чтобы научить ребенка вышивать, родители должны приобретать специальные детские наборы для шитья, а также помнить о технике безопасности.
Источник