Вымышленный друг у ребенка 4 года
Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.
Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.
Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.
Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.
Придуманные друзья, появляющиеся обычно у трех-четырехлетних детей, свидетельствуют не об отклонениях в психике, а, наоборот, о нормальном психологическом развитии.
Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.
Воображаемые друзья: кто они?
Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.
Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.
Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.
Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.
Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.
Причины появления воображаемых друзей
Самое главное, о чем предупреждают специалисты, – не стоит запрещать детям проводить время с вымышленными приятелями, иначе они начнут встречаться с ними тайком.
Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?
- Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.
- Подражание. Если вы внимательно прислушаетесь, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем, то узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. Повода для тревоги нет, если кроха ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.
- Стремление к первенству. Если у ребенка есть старший брат, сестра или властные приятели, которые любят командовать, он может выдумать друга, чтобы брать на себя инициативу в играх, всегда в них побеждать. То есть воображаемый персонаж нужен малышу, чтобы почувствовать себя победителем.
- Страхи. Иногда дошкольники ищут и находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты, как одному. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители отмахиваются от него, считая детские тревоги несерьезными.
- Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик Петя. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.
Как общаться с воображаемыми друзьями детей?
Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?
Предлагаем несколько полезных рекомендаций, которые помогут вам взаимодействовать с воображаемым другом малыша.
- Не говорите ребенку, что иметь вымышленных приятелей – признак сумасшествия, иначе он поверит, что с ним не все в порядке. Хотя ничего неправильного и тем более страшного с ним не происходит. Также не игнорируйте возникновение нового Карлсона, иначе малыш может замкнуться в себе.
- Не подавляйте детскую фантазию, а, напротив, интересуйтесь, не станет ли возражать девочка Катя, если вы отодвинете стул, мешающий вам пройти в комнату. Не сопротивляйтесь, если малыш попросит поставить тарелку воображаемому другу или расстелить ему кровать. Включитесь в игру и потренируйте собственное воображение.
- В то же время не выступайте инициатором взаимодействия с невидимым приятелем ребенка. Не спрашивайте у своего чада, пойдет ли его друг Петя с вами в магазин. Подождите, пока сам малыш вспомнит о нем и предложит вам подключиться к игре.
- Не следует разрешать детям перекладывать ответственность за свои проступки на воображаемых друзей. Дошкольники по-прежнему должны отвечать за недостойное поведение, а ваша задача – напоминать о последствиях. Малыш обвиняет в разбросанных игрушках прилетевшего Карлсона? Попросите навести порядок в комнате вместе с ним.
- Если причина подобного явления – одиночество, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Чтобы выдуманный друг не заменил реальных приятелей и родителей, развлекайтесь вместе: надевайте костюмы супергероев, играйте в кукольный театр, читайте вслух и по ролям приключенческие книжки.
- Иллюзорные товарищи придут вам на помощь, если вы захотите узнать, что чувствует ваше чадо на самом деле. Если невидимый друг пугается темноты, вероятно, именно ребенок испытывает эту боязнь. Впрочем, чаще всего малыши придумывают таких приятелей, чтобы веселиться.
Таким образом, возникновение выдуманных приятелей у деток до шести лет можно считать совершенно нормальным явлением.
Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.
Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.
Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.
Наличие воображаемых друзей у малыша является признаком нормального развития. Зачастую они помогают детям справляться с тревожащими переменами и помогают приобрести социальные навыки. Поэтому относитесь к ним как к естественному этапу взросления вашего чада.
Источник
У вашего ребенка появился друг. Только вот беда — никто, кроме самого малыша, его не видит. «Подождите!» — кричит ребенок на прогулке. — «Катя за нами не успевает!» Родители переглядываются, ведь никакой Кати они с собой в парк не брали… За обедом малыш возмущается: «А Леночке почему не положили суп?» На вопрос, кто такая Леночка, он в красках описывает — так это же пушистая лисичка, которая часто приходит в гости, и вот сейчас заглянула на чашечку вкусного супчика.
Как относиться к таким друзьям ребенка, которых вы и видеть-то не видите?
Часто появление воображаемого друга застает родителей врасплох. Невидимых приятелей у нас принято считать отклонением от нормы, поводом для беспокойства. Все потому, что мы, взрослые, привыкли оценивать мир со своей, логичной и серьезной, колокольни. Но важно понимать, что воображаемый друг для взрослой личности и для ребенка — это «две большие разницы». Невидимый приятель, который обычно появляется у ребенка в возрасте примерно трех лет, говорит не о психическом отклонении, а, напротив, о том, что психическое развитие идет нормально. Ведь как раз в возрасте двух с половиной — трех лет у малыша начинает появляться воображение. В этот период для активного развития навыка фантазирования и абстрактного мышления ему просто необходимы ролевые игры. И играть в них малыш часто начинает именно с придуманным другом.
Невидимый друг — не такая редкость, как думают многие. Несколько лет назад в Англии исследователь Карен Мейджорс защитила докторскую диссертацию, основанную на исследовании вымышленных друзей. Ее работа показала, что из 1 800 английских детей 46% имеют придуманных приятелей, при этом американские исследования говорят о том, что до семи лет у 65% малышей появится опыт общения с иллюзорным другом.
Воображаемые друзья бывают совершенно невидимыми — тогда ребенок о них даже не говорит, но они появляются на рисунках и их существование признается при вопросе «в лоб» вроде «а кто это сидит рядом с тобой на диване на твоем рисунке?». Также бывают молчаливые придуманные друзья — все в курсе, что он есть, но сам друг никак себя не проявляет, если ребенок говорит о нем — то в третьем лице. А порой невидимый приятель становится полноправным участником жизни семьи — он участвует в дискуссиях, имеет свое мнение и характер (конечно, благодаря перевоплощающемуся в роль друга ребенку). Кстати, как выяснили британские психологи, дети, которые проигрывают диалоги со своими воображаемыми друзьями, таким образом развивают ту часть мозга, которая отвечает за решение сложных проблем, головоломок и планирование действий.
Придуманные приятели могут существовать только в голове ребенка, а могут иметь и вполне конкретную материальную оболочку. Например, «заговорить» может любимая мягкая игрушка ребенка или растение: «Цветочек говорит, что соскучился, пока я был в детском саду, поэтому мне нужно его полить». Иногда дети также одушевляют книжки или предметы интерьера.
Раньше было принято считать, что воображаемых друзей заводят дети, которым не хватает общения, и что они почти всегда появляются у малышей, которые в семье одни. Современные психологические исследования опровергают эту теорию: те дети, у которых есть братья и сестры, придумывают себе невидимых друзей с ничуть не меньшим энтузиазмом. А широта круга общения совершенно никак не влияет на вероятность в один прекрасный день обнаружить свою дочь в компании иллюзорного барашка Вени. Дети, склонные к развитию богатой фантазии, обретают вымышленных друзей вне зависимости от внешних обстоятельств.
Порой родители переживают, не начнет ли ребенок, придумавший себе друга, путать фантазии с реальностью. Исследователи университета Орегона провели масштабное исследование с целью выяснить, как невидимые друзья влияют на реальную жизнь детей и определили, что, хоть дети испытывают вполне реальные чувства по отношению к своим вымышленным приятелям, и часто получают больше удовольствия от игры с ними, чем с другими детьми в настоящем мире, эти эмоции не стирают грань с реальностью. Чувства, которые дети испытывают по отношению к своим «особенным» друзьям, очень похожи на те, которые мы, взрослые, испытываем, когда читаем хорошую книгу или смотрим интересный фильм. Мы можем сопереживать героям, волноваться, найдут ли они выход из трудной ситуации, но в то же время мы прекрасно понимаем, что это всего лишь фильм, а реальность заключается в том, что пора ложиться спать, потому что завтра рано вставать на работу.
Как родителям вести себя с воображаемыми друзьями? Стоит ли игнорировать их или, напротив, принять и обращаться с ним так же, как с другими членами семьи? Пожалуй, лучшее решение — это позволить самому ребенку решать, насколько вы можете взаимодействовать с его другом, это, как-никак, его фантазия. Аккуратно поинтересуйтесь, не будет ли против барашек Веня, если вы подвинете стул, на котором он сидит, а то он мешает пройти на кухню. Спросите, когда новый друг вашего малыша планирует отправиться спать — в то же время, что и он, или пораньше? Не сопротивляйтесь, если ребенок просит положить придуманному другу реальный ужин или накрыть ему кроватку. Лучше разрешите им есть из одной тарелки (ведь это особенный, очень близкий друг!) или изобразите, что кладете еду, подыграв таким образом ребенку. Пусть это будет шанс и для вас потренировать свою фантазию.
Не запрещайте ребенку дружить с невидимым приятелем и, тем более, не говорите, что иметь придуманных друзей — это бред и удел сумасшедших. Потому что в таком случае ваш малыш действительно может начать считать себя «не от мира сего», хотя на самом деле ничего неправильного с ним не происходит. Также не стоит игнорировать появление вымышленных друзей — это приведет либо к тому, что ребенок закроется, перестав вам сообщать о присутствии друга, либо, напротив, начнет играть с новым приятелем демонстративно, так, чтобы вы уже не могли не обратить внимание. И именно вам придется объясняться, почему некий Вася, которого никто не видит, разлил сок по всему магазину.
Впрочем, иногда дети сознательно начинают использовать воображаемых друзей, сваливая на них все свои проступки. «Это не я разбил вазу, это Ванька, бегает тут, как ненормальный!» или «я сделал всю домашнюю работу, но пришел Петя и выбросил мою тетрадку в окно!» Возможно, таким образом малыш старается защититься от вашего праведного гнева, который вы не всегда выражаете должным образом. Не выходите из себя и не кричите, что никакого Пети не существует, и сам ты балда. Лучше спокойно скажите, что, хоть Петя и правда поступил совершенно не по-дружески, в школу завтра идти тебе, сынок, поэтому домашнее задание все равно нужно сделать, а Петя пусть в следующий раз приходит после того, как ты сделаешь уроки. Так как ребенок, как мы уже выяснили, хорошо отличает реальность от фантазии, он быстро поймет, что, как бы себя ни вел воображаемый друг, отвечать придется ему, и перестанет вас тестировать таким образом.
Диалоги ребенка с воображаемым другом могут дать вам пищу для размышлений о ваших отношениях и о переживаниях малыша. Родителям бывает трудно занять позицию стороннего наблюдателя, но, если постараться абстрагироваться от ситуации, часто можно заметить, что существуют некие паттерны, или закономерности появления воображаемых друзей и их поведения. Например, приятель может «приходить в гости» тогда, когда мама затевает ссору с папой. Впрочем, совершенно не обязательно ребенок придумывает друзей для «самозащиты», часто иллюзорные приятели появляются в жизни ребенка с одной единственной целью — чтобы развлекать и веселить его.
Появление воображаемых друзей у детей в возрасте трех-шести лет считается совершенно нормальным явлением. Но порой придуманные приятели появляются у более взрослых детишек. В таком случае иллюзорные отношения работают как защитный механизм, помогая детской психике прийти в себя и оправиться от какого-то стресса. «Активировать» невидимого друга могут самые разные события в жизни ребенка — выход на работу мамы, которая до этого посвящала ему всю себя, развод родителей, переезд в новое место, появление братика или сестрички, смерть близкого человека или любимого домашнего животного.
Если невидимый приятель появился у ребенка сильно старше шести-семи лет, при этом никаких явных травмирующих событий и серьезных изменений в жизни не происходило, это может быть сигналом о том, что вам стоит обратиться к детскому психологу. Помните, что воображаемых друзей современная медицина не считает признаком каких-либо психических патологий, в мире зафиксировано лишь несколько случаев, когда появление придуманных образов в жизни детей после шести-семи лет было косвенным свидетельством развивающейся шизофрении. Поэтому, скорее всего, понаблюдав за ребенком, психолог «пропишет» вам уделять ему больше внимания и занять его деятельностью, которая поможет ему выплескивать фантазию и креативность, например, отвести в драмкружок или в художественную школу.
Как правило, вымышленные друзья, которые появляются у детей до шести лет, пропадают сами собой ко времени похода в школу. Поэтому, услышав, что к вашему семейному ужину присоединилась вымышленная девочка Маша, не пугайтесь — подыграйте ребенку, возможно, этот новый друг поможет вам наладить еще более близкие и теплые отношения со своим малышом.
Фото — фотобанк Лори
Источник
/О детях/Воспитание и психология
Откуда у ребенка появляются воображаемые друзья и зачем они нужны
- Воображение – это норма!
- Классификация воображаемых друзей
- «Карлсон»
- «Варежка»
- «Злой близнец»
- «Добрый богатырь»
- Воображаемые друзья встречаются чаще, чем вы думаете
- Правила этикета при встрече с воображаемым другом
- Не отрицайте!
- Не игнорируйте
- Не играйте вместо ребенка
- Не пугайтесь!
Воображаемые друзья малыша – головная боль его родителей. В отличие от реальных товарищей, от него не знаешь, чего ожидать. Может, плод воображения – признак психологического неблагополучия или, того хуже, душевного расстройства? Давайте познакомимся поближе с тем, кого не существует!
Воображение – это норма!
Воображение – неотъемлемая черта любого человека, так что скорее следует тревожиться, если ребенок совсем не оперирует несуществующими объектами. Но когда малыш «едет на машине» из картонных коробок или «пьет чай» с компанией кукол нас не тревожит отсутствие реальных машины и чая. Более того, мы сами учим этому ребенка, предлагая «представить», «как будто» и «понарошку». Зато когда ребенок осваивает сюжетно-ролевые игры, мы очень волнуемся, что у него появился воображаемый партнер.
Беспокойство родителей объяснимо – от воображаемого чая проблем гораздо меньше, чем от настоящего кипятка, а вот воображаемый друг вполне может оказаться неудобным проказником «карлсоном», да еще и занять место сверстников… Вместо того чтобы пугаться – нужно радоваться.
” Воображаемый друг – это уникальный ключик к вашему ребенку, с его помощью можно найти ответ если не на все, то на многие вопросы. Даже на те, которые вы не додумались задать!
Знакомимся с воображаемыми друзьями
«Карлсон»
Друг – добродушный хулиган и разрушитель появляется у детей, которые воспитываются в строгости, среди множества сдерживающих факторов. В их мире десерт бывает только после супа, в лужи нельзя залезать даже в резиновых сапогах, книжки читаются от первой до последней страницы, включая выходные данные издательства. «Карлсон» — великий разрушитель лишних запретов, позволяет ребенку вздохнуть полной грудью и благородно принимает на себя вину за все сотворенные безобразия.
” Что делать? Ослабить поводок! Ваш малыш не утонет в луже и не лишится навечно аппетита от одной неучтенной конфеты.
«Варежка»
Если вы помните повесть Астрид Линдгрен, малыш мечтал вовсе не о Карлсоне. «Вот у тебя, папа, есть мама. А у тебя, мама, есть папа. А у меня никого нет. Даже собаки». Выдуманные домашние питомцы, несуществующие друзья, которых ребенок опекает, оберегает – частые спутники единственных либо младших детей в семье, у которых нет возможности постоянно общаться со сверстниками. Не имея возможности сойти с позиции самого маленького, беспомощного, неумелого, они создают иллюзорного друга, о котором могут позаботиться.
” Что делать? Купите, наконец, собаку!
«Злой близнец»
Если Карлсон – добродушный озорник, то это персонаж посерьезнее. Он намеренно портит вещи, дергает кота за хвост, таскает любимые игрушки у старшей сестры и конфеты – у младшего брата. Скорее всего, так ребенок отыгрывает агрессию, направленную на него, которой он не может противостоять. Такое «зеркало» вовсе не обязательно отражает реальные события: возможно, воспитательница в детском саду ругает вашего малыша за то, что он не спит в детский час, или на детской площадке завелась ворчливая бабушка, которая не прочь повоспитывать соседских детей. Наконец (и вероятнее всего), ребенок конфликтует с кем-то из сверстников — и уступает более сильному и энергичному товарищу. Не решаясь противостоять врагам в реальности, малыш выплескивает свои чувства в безопасной обстановке, списывая неприятные последствия этого эмоционального взрыва на «плохого мальчика».
” Что делать? Искать! Искать, что и в какой момент пошло не так, возможно – вместе с психологом.
«Добрый богатырь»
Воображаемый защитник – лучший помощник в борьбе с несуществующими опасностями. Если вашего малыша обижает шестилетний Вася из соседнего дома – вряд ли ребенок будет дружить Суперменом, ведь в конфликтной ситуации – увы! – тот не придет на помощь. А вот если ребенок боится темноты, бабы-яги, песочного человека, бабая, живущего под кроватью – это задачка для супергероя.
” Что делать? Страхи не возникают на пустом месте. Поищите, что именно отражают фобии ребенка, какое событие спровоцировало их развитие. И, конечно, сможете с ними бороться не менее эффективно, чем супергерой. Да что там, — лучше, чем супергерой!
Если вы не видите суслика…
… это не значит, что его нет. Не все дети часто и с удовольствием рассказывают о выдуманном друге, многие предпочитают держать его существование в тайне. Иногда ситуация становится парадоксальной: вину за шалости, которую ребенок должен был перенести на воображаемого товарища, малыш берет на себя, чтобы его не подставить! Согласитесь, понести наказание не за глупый поступок, а благородно защищая друга – намного приятнее…
Поэтому не отмахивайтесь от детских рисунков, рассказов, отмечайте необычные особенности в сюжетных линиях историй, рассказанных малышом. Где-то там, вполне возможно, спрятался «Карлсон»!
Правила этикета при встрече с воображаемым другом
Не отрицайте!
Это, как минимум, лишено логики: только что вы «съели» воображаемое пирожное, «запив» воображаемым лимонадом. А теперь отказываетесь гладить воображаемого котика?
Не игнорируйте
Если ребенок доверил вам такую важную часть своей жизни, не делайте вид, что ничего важного не происходит. Подыгрывайте малышу, если он просит взаимодействовать со своим другом, поддерживайте расспросами, если начинает о нем рассказывать.
Не играйте вместо ребенка
Однако не перегибайте палку: не надо самому активно расспрашивать о воображаемом друге, когда ребенок прекращает эту игру, рассказывать о нем другим родственникам и реальным друзьям ребенка. Рано или поздно Карлсон улетит, а такими действиями вы только длите его призрачное существование.
Не пугайтесь!
Наверное, это самое главное правило. Для большинства детей воображаемый друг – просто одна из стадий взросления, которую ребенок перерастает естественным образом, каждый в свой срок. Не надо стыдить его этим, как не надо укорять проблемами с горшком или любовью к соске-пустышке, это не эффективно. Лучше помогите малышу с проблемами, которые он пытается разрешить таким способом.
Если ваш ребенок дружит с Карлсоном, жизнь становится сложнее… но интереснее!
26.01.2017
Автор: Алена Новикова
Про друга нашего, я больше ни слова не слышала… Видимо, возрастная особенность какая-то и богатое воображения.
volkcrist
Цитата: |
сразу поняла, что это от недостатка внимания |
Вот не знаю..
Мне в детстве внимания с избытком хватало, мама со мной дома сидела до самой школы, папа тоже много времени проводил с семьей, сестра старшая.
А у меня был выдуманный друг, и даже не один, а два! И имена у них были, и рассказывала, где живут и что я с ними делаю! Лет до 5 эти друзья точно со мной были!
Мне дочь раз сказала, что у нее есть невидимый друг — девочка. Сказала — добрая, играет с ней иногда. Но она так хихикнула, и на меня посмотрела, что я подумала — дурачится ребенок, и не придала значения.
И вообще — воображение у нас богатое… Уточню-ка я сегодня, как часто друг заглядывает…
Не стоит грести всех под одну гребенку.
Для кого-то это вполне норма — очень активное воображение, творческая личность.
Другому — нехватка живого общения.
Если есть беспокойство, то лучше обратитесь к специалисту, который сможет найти правильный подход к ребенку.
Интересная тема, но хотелось бы послушать реальных родителей, кто что думает по этому поводу
Вообще это правда развитие, у нас такое было, я у психолога на счет
этого консультировалась. Но есть разные моменты у этого, не у всех детей бывает подобное.
Все равно думаю, что игнорировать такое не нужно.
Тётка
Это, конечно этап, но здесь имеется в виду, что такой этап на пустом месте не появляется. Такой этап не проходят все дети.
Я бы просто задумалась — нет ли у ребенка склонности уходить в воображаемый мир, решая там или восполняя проблемы из реальной жизни. И даже если сейчас в этом нет ничего плохого, такая склонность может сослужить ему плохую службу в будущем, например, в подростковом возрасте
У нашей дочки года в 3 появилась «Сестренка Настя» , сначала не обращали внимание, но потом как-то не по себе стало, когда она о ней рассказывала, как о реальном человеке. Через год- два все прошло. Появилась реальная подруга в саду, теперь слышим только об их ссорах и играх.
Так что считаю, что это такой этап жизни у ребенка.
А до какого возраста это норма? Какое ваше мнение, когда нужно уже реально бить тревогу?
Интересная статья !
По-моему, нужно внимательно отнестись к появлению вымышленного друга, узнать какими качествами наделяет его ребёнок. Вымышленный друг может воплощать то, чего ребёнку не хватает в реальной жизни.
К сожалению не могу согласиться, что это взросление и развитие ребёнка, так как пришлось на собственном опыте увидеть, что такое воображаемый друг.
У моей средней дочки был воображаемый друг, который появился вероятнее всего из-за того, что я рано вышла на работу (ей полгода было). Она оставалась с моей мамой, которой я абсолютно доверяла, даже не с какой- то чужой тётей-няней. И примерно к 2-2,5 годам мы узнали, что у неё есть воображаемый друг. Были в лёгком шоке конечно При этом я до этого случая читала какую-то книжку по детской психологии, и поэтому сразу поняла, что это от недостатка внимания. Реагировали мы спокойно, когда она «показывала» нам этого друга, не одёргивали, не осуждали, но и не зацикливали внимание. Я ушла с работы и где-то через пару месяцев «друг» изчез.
Поэтому, по моему мнению, не нужно допускать воображаемых друзей и необходимо очень внимательно следить за психологическим состоянием своего ребёнка.
Лилия Лия
Может быть ненормально из-за того, что ребенок «уходит» от проблем в выдуманный мир, а не находит поддержку и понимание у родителей?
А я наоборот слышала, что если у ребенка есть воображаем друг, с которым он постоянно разговаривает и пр. — это ненормально.
Источник