Выготский теория развития личности ребенка
Теория Л.С. Выготского о развитии личности ребёнка. Культурно-историческая теорияНад вопросами развития личности ребёнка в разные времена трудились светлейшие умы психологической науки. Дело это чрезвычайно важное, и всякий хороший родитель должен неустанно пополнять свои знания об этом, ещё отнюдь не до конца описанном и разъяснённом, процессе, чтобы стать лучшим воспитателем и наставником для своих детей. Одна из теорий развития личности, интересная и, бесспорно, заслуживающая пристального внимания, является культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Рассмотрим же её основные положения и обоснования. Одним из значительнейших достижений Выготского считается его открытие факта, сегодня уже повсеместно признанного, влияния ребёнка на взрослого. До этого в психологии было распространено иное мнение, подразумевавшее что ребёнок является лишь объектом воздействия со стороны взрослого. Выготский же утверждал, что родитель оказывается под влиянием своего ребёнка с таким же успехом, а порой родитель не может даже понять, как сильно он оказался зависим от своего ребёнка, и в какой значительной степени он управляет его действиями и поступками. Подобный взгляд был инновационным во времена Л. С. Выготского. Но не это главное. Наиболее интересны с практической точки зрения, мысли Выготского относительно влияния окружающей среды на развитие личности ребёнка. В то время как принято считать, будто социальная среда является лишь одним из образующих факторов в становлении личности человека, Выготский утверждал, что её роль — самая важная, главная. Именно социальная среда делает ребёнка тем, кем делает, был уверен он. При этом, развитие определённых личностных характеристик происходит не само по себе, а неотрывно от социального взаимодействия, неотрывно от творческого процесса овладения новыми навыками. Развивается ребёнок обычно в «зоне ближайшего развития», как её назвал Выготский. В этой зоне расположены навыки и действия, которые ребёнок не может выполнить самостоятельно, но он уже достаточно умён и сообразителен для выполнения такой работы вместе со взрослым, с его помощью. Именно в процессе диалогичного взаимодействия со взрослым во время работы, слишком сложной для него одного, и происходит то самое развитие личных качеств и черт характера ребёнка. Попробуем разобраться подробнее, что всё это значит. У каждого ребёнка есть навыки, которыми он уже овладел (например, умеет есть кашу, правильно держа ложку и не измазывая во время еды всё лицо), и навыки, которыми ему овладеть предстоит в ближайшем будущем (завязывание шнурков на ботинках). Именно в процессе объяснения взрослым принципов и сути правильного вязания узлов, его общения с малышом, и последующих попытках применить на практике полученные знания, завязав свой первый неумелый узелок — и случается то самое развитие, которого мы все так жаждем для своих детей. Другими словами, развитие ребёнка напрямую зависит от коммуникативного взаимодействия со взрослым в процессе передачи ещё не изученных, но уже доступных к изучению навыков. Взрослый как бы подтягивает ребёнка на новый уровень, на новый этап развития. Область ближайшего развития, разумеется, каждый год (а в маленьком возрасте даже каждый месяц) разная. И заботливый родитель должен постоянно оглядывать пространство ребёнка, в размышлениях о том, нет ли каких-нибудь способов научить ребёнка тому, что ему пока ещё самому не под силу. Это, согласитесь, сильно отличается от нашего традиционного подхода к воспитанию ребёнка, ведь он предусматривает довольно-таки немалое время, уделяемое ребёнку практически ежедневно. Стоит только малышу попробовать помыть полы разлитым чаем, как мы тут же кричим на него, ругаем и за разлитый чай, и за липкий пол, и сами принимаемся оттирать эти результаты самодеятельности. Но умный родитель не станет слишком расстраиваться по этому поводу. Куда правильнее будет налить ребёнку воды в тазик, вооружить его шваброй, показать, как её нужно отжимать, как менять грязную воду, почему мыть нужно из дальнего угла комнаты по направлению к выходу — и так далее. А когда ребёнок справится — обязательно похвалить его за проявленную инициативу, возбудить в нём чувство гордости за «самостоятельно» выполненное «взрослое дело», поощрить его ответственное поведение. И такое отношение нужно распространять на все, даже ещё более житейские, чем описанная, ситуации. При каждом удобном случае помогать ребёнку — не запрещать ему делать самому, не делать вместо него, а делать вместе с ним. Так и только так можно будет постепенно переводить его на следующие этапы его развития. На этих самых этапах тоже следует остановиться чуть подробнее. Выготский был уверен, что развитие личности — это не постепенный и плавный процесс, а скачкообразный. Он напоминает карабканье на гору. Взбираться по отвесной скале приходится не постоянно, вместо этого вы переходите с одного плато на более высокое. Так и развивающаяся личность — какое-то время он на одном плато, долго пытается перепрыгнуть, взобраться на другое, и однажды это начинание оканчивается победой. Но на новом плато всё новое — ценности, навыки, ориентиры, приоритеты. Эти переходы могут быть весьма болезненными и разочаровывающими для ребёнка. Как тут верить в себя, если ещё неделю назад ты мечтал быть военным лётчиком, а уже сегодня хочешь стать художником или музыкантом? Да и не только дезориентация в личных целях, но и многие другие меняющиеся факторы делают переходы и личностное развитие ребёнка порой весьма болезненным процессом. Поэтому, всем нам нужно не только проводить больше времени с детьми, обучая их новому. Не только подбадривать их даже в начинаниях, совершенно точно обречённых на провал. Но также нужно быть готовым к тому, что сам ребёнок может и не справиться со своими победами. Вы должны быть чутким и понимающим родителем, знающим, что-то, что вам кажется пустяковой бедой, для ребёнка может быть серьёзной неприятностью. И тут тоже ему нужны вы — добрый и мудрый, взрослый родитель. — Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений» Автор: Искандер Милевски Оглавление темы «Проблемы современного человека»: |
Источник
Культурно-историческое направление в психологии развития
1. Теория развития Л. С. Выготского.
2. Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева.
3. Концепция Д.Б. Эльконина.
4. Теория развития личности Л.И Божович.
5. Модель развития общения М.И. Лисиной.
6. Теория развития психики А. Валлона.
7. Эко-психологическое направление (У. Бронфенбреннер, К. Ригель, В.А. Петровский).
Теория развития Л. С. Выготского
Согласно представлению Л.С. Выготского, психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно-историческом контексте его жизнедеятельности. С точки зрения сегодняшнего понимания выражение «культурно-историческая» вызывает ассоциации с этнографией и культурной антропологией, взятых в исторической перспективе. Но во времена Л.С. Выготского слово «историческая» несло идею внесения в психологию принципа развития, а слово «культурная» подразумевало включенность ребенка в социальную среду, являющуюся носителем культуры как опыта, наработанного человечеством.
В работах Л.С. Выготского нет описания социально-культурного контекста того времени, но есть конкретный анализ структур взаимодействия с окружающей его социальной средой. Поэтому в переводе на современный язык, может быть, теорию Л.С. Выготского следовало бы называть «интерактивно-генетической». «Интерактивно» — потому что он рассматривает реальное взаимодействие ребенка с социальным окружением, в котором развиваются психика и сознание, а «генетической» — потому что реализуется принцип развития.
Одна из фундаментальных идей Л.С. Выготского — о том, что в развитии поведения ребенка надо различать две сплетенные линии. Одна — естественное «созревание». Другая — культурное совершенствование, овладение культурными способами поведения и мышления.
Культурное развитие заключается в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало процессе своего исторического развития и какими являются язык письмо, система счисления и др.; культурное развитие связано с усвоением таких приемов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции.
Культура видоизменяет природу сообразно целям человека: изменяется способ действия, структура приема, весь строй психологических операций наподобие того, как включение орудия перестраивает весь строй трудовой операции. Внешняя деятельность ребенка может переходить во внутреннюю деятельность внешний прием как бы вращивается и становится внутренним (интериоризироваться).
Л.С. Выготский создал законы психического развития ребенка:
— Закон сложной организации развития во времени: развитие имеет ритм, не совпадающий с ритмом времени и меняющийся в разные годы жизни (например, год жизни младенца не будет равен году жизни взрослого по степени изменений личности).
— Закон метаморфозы: развитие является цепью качественных изменений, поэтому ребенок является не просто маленьким взрослым, но существом с качественно отличной психикой.
— Закон неравномерности (гетерохронности) детского развития: каждая сторона психики имеет свой оптимальный период развития.
— Закон формирования высших психических функций, которые первоначально возникают как форма коллективного поведения, сотрудничества с другими людьми, а позже становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка (интериоризируются).
В своей периодизации развития Л.С. Выготский предлагает чередовать стабильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденнсти, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.
Огромная многосторонняя работа привела Л. С. Выготского к построению концепции связи обучения и развития, фундаментальными понятиями которой являются зона ближайшего и актуального развития. Мы определяем тестами или другими способами уровень психического развития ребенка. Но при этом совершенно недостаточно учитывать, что ребенок может и умеет сегодня и сейчас, важно, что онсможет и сумеет завтра, какие процессы, пусть сегодня не завершившиеся, уже «зреют». Иногда ребенок нуждается для решения задачи в наводящем вопросе, в указании на способ решения и т.д.
Тогда возникает подражание, как все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или что может выполнить под руководством или в сотрудничестве с другим, более взрослым или более знающим человеком. Но то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня — зону ближайшего развития.
Л. С. Выготский критикует позицию исследователей, считающих, что ребенок должен достичь определенного уровня развития, его функции должны созреть, прежде чем можно будет приступить к обучению. Получается, считал он, что обучение «плетется в хвосте» у развития, развитие всегда идет впереди обучения, обучение просто надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу.
Л. С. Выготский предложил совершенно противоположную позицию: только то обучение является хорошим, которое опережает развитие, создавая зону ближайшего развития. Обучение — это не развитие, но внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но культурно-исторических особенностей человека. В обучении создаются предпосылки будущих новообразований, и, чтобы создать зону ближайшего развития, т.е. породить ряд процессов внутреннего развития, нужны правильно построенные процессы обучения.
Ранняя смерть помешала Л. С. Выготскому эксплицировать свои идеи. Первый шаг в реализации его теории был сделан в конце 30-х гг. психологами Харьковской школы (А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, П.И. Зинченко, П.Я. Гальпериным, Л.И. Божович и др.) в комплексной программе исследований развития психики ребенка (изучалась роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка» содержание и структура детской игры, сознательность учения и т.д.). Ее концептуальным стержнем стало действие, выступившее и какпредмет исследования и как предмет формирования.
Источник
Теория развития Л.С. Выготского: концепция культурно-исторического становления личности человека
Вопросы психологии всегда интересовали человечество. Как формируется, что на нее сильнее всего воздействует и как ей можно управлять. Почему все люди индивидуальны, но одновресенно обладают базовыми (одинаковыми для всех) психическими свойствами? Какую роль в формировании личности играет детство, отношения с родителями и национальные ценности?
Лев Семенович Выготский был психологом советского времени, который изучал подобные вопросы и создал теорию культурно-исторического развития, послужившую отправной точкой в работах о сознании человека.
Суть концепции
Новорожденный еще не обладает разумом. Ученый предположил: сознание начинает закладываться сразу, при попадании малыша в социальную среду, и зависит от окружающих людей. При этом природные предпосылки развиваются параллельно. То есть в составе сознания есть 2 линии:
- Натуральная, или органическая – генетика, биологические особенности.
- Культурная, или социальная – то, что создано человечеством на этапах его эволюции.
Оба элемента значимы для построения психики. Со временем органические функции изменяются и превращаются в ВПФ (высшие психологические функции). Ребенок постепенно осознает свое поведение и управляет им, начинает думать логически, чаще обращается к памяти. Появляются творческие способности и воображение.
Выготский считал: личность всегда социальна, и общественный компонент главенствует в ее образовании. Поэтому необходимы культурные ценности: письменность, речь, искусство. Весь накопленный веками опыт формирует базис для существования человечества.
Понятие высших психических функций
Являются наивысшей формой проявления разума, свойственной только людям. Их совокупность и есть сознание. Используются в общественной сфере и частично заменяют натуральные связи, которые заложенные биологией. То, что происходило бессознательно, теперь поддается контролю и выполняется осмысленно. Природные данные заменяются искусственными, освоенными в результате изучения языка, цифр и других символов. Натуральная психика – это врожденное неосмысленное действие. Например, когда младенец плачет от испуга. ВПФ – это, например, когда малыш капризничает, чтобы привлечь внимание. Налицо замена органической роли на высшую.
Здесь в единстве рассматриваются такие элементы, как:
- ВПФ;
- культурное развитие;
- осознание собственного поведения.
Роль родителей
Человек не может нормально развиваться без помощи старшего представителя. Именно полученные знания и опыт определяют психологию в будущем. Важно проводить обучение так, чтобы всегда был стимул развиваться и использовать свои умения в будущем. Знания должны быть полезными. Лев Семенович часто использует выражение «зона ближайшего развития», определяя ее как сферу жизни, которую малыш может постичь. В детстве все обучение происходит при участии родителей. Далее, в игровой форме, дети учатся делать это сами. А уже позже пользуются своими знаниями в жизни без вмешательства посторонних.
Выготский утверждал: все высшие функции повторяются дважды.
- В детском возрасте с участием взрослых, как социальные.
- В зрелые годы осознанно, как внутренние.
То есть старшее поколение является проводником в социальной среде для младших. Прививая культурные ценности и знания, накопленные веками, взрослые формируют психику детей. Это длительный процесс, занимающий десятилетия. При этом, ученый заметил: не только родители оказывает влияние на ребенка, но и малыш на них. Чаще всего дети руководят взрослыми, а не наоборот.
Значение речи
Важнейшая особенность по Выготскому – диалогичность. Через взаимосвязь со взрослыми людьми или другими детьми ребенок развивает свое сознание. Разум строится путем освоения знаков (ими выступают слова). Сначала дети учатся распознавать и запоминать их, затем начинают сопоставлять слово с его значением. Набор букв приобретает смысл. ВПФ заключается в мышлении знаками. Когда все мысли пропускаются через словосочетания, то есть люди думают словами.
Сначала символы помогают понимать других и воздействовать на них, а позже речь становится главной составляющей мышления. Без речи, как и без общения, человек не может быть полноценной личностью. Ведь даже внутренний диалог ведется с помощью слов.
Слово соотносится к сознанию, как меньшее к большему. Например, как атом к веществу. Иначе говоря, разум состоит из слов.
Этапы созревания личности
Индивидуальность, разум и психика не даются от рождения, они формируются при помощи неразрывных связей с окружающим миром, под влиянием культуры сообщества. Личность не строится постепенно и плавно, а преодолевает ступени, что предполагает взлеты и кризисы.
В своем становлении общество проходит все исторические стадии. Например, так же, как и первые люди, сначала учатся выражать свои мысли жестами, затем рисунками, а потом отдельными словами и фразами. Иногда наступает кризис. Освоенная новая информация заставляет переосмыслить прошлый опыт. Это может быть болезненным этапом, стартом иной жизни с другими представлениями. Кризисы невозможно избежать. Они должны присутствовать для формирования полноценной личности. То, как ребенок переживает эти моменты, является отражением его воспитания и действий родителей.
Однако развитие и обучение неравнозначные понятия. По Выготскому обучаться дети должны раньше, чем развиваться. Обучение заключается в специально организованном общении. Развитие – это процесс приобретения новых качеств, а обучение – внутренняя необходимость освоения истории и культуры общества.
К сожалению, Выготский слишком рано умер и не успел завершить свой труд. Тем не менее, работы ученого заложили фундамент для дальнейшего изучения проблем становления психики человека. На основе его теории культурно-исторического развития было создано множество научных исследований. Выготский увидел явную неразрывную взаимосвязь между душой и телом, а это значит, что человек не может полноценно состояться вне цивилизации и социума.
Читайте также:
Источник