Выготский стадии развития ребенка
5.1.Взгляды Л.С. Выготского на стадии развития.
Детское развитие – сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей
приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Для Льва Семеновича Выготского развитие – это, прежде всего, возникновение
нового, то есть стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями,
то есть качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но это
новое появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего
развития. Источник развития – социальная среда – социальная ситуация развития –
специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой.
По Л.С. Выготскому – две единицы анализа социальной ситуации развития –
деятельность (внешний план) и переживания (внутренний план): переживание
семейного конфликта – у одного ребенка не проявляется, у другого – невроз.
Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К
концу периода появляется новообразования, среди которых особое место занимает
центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на
следующей стадии. Четыре основных закона детского развития:
1. Цикличность. Темп и содержание развития изменяются на протяжении детства.
Периоды подъема интеллектуального развития сменяются периодами спада
(замедления): память, речь интеллект – имеют свои циклы развития.
2. Неравномерность развития: до 1 года – сознание не дифференцировано. С раннего
детства начинают развитие основные функции, а начало с восприятия. Но сначала
оно слито с эмоциями положительными или отрицательными. С 3-х лет – развивается
память, но она связана с восприятием. Итак, с раннего возраста доминирует
восприятие; в дошкольном – память, младшие школьники – мышление.
3. «Метаморфозы» в детском развитии – развитие это не количественные изменения,
а качественные (превращение одной формы в другую). То есть постепенно
приобретение «нужного» опыта.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. То есть процессы
«обратного развития», как бы, вплетены в ход эволюции: то, что развилось на
предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, говорить – перестает
лепетать; у младшего школьник исчезают интересы дошкольника. Но наблюдаются и
запоздалые инволюционные процессы. Например, инфантилизм: ребенок, переходя в
новый возраст, сохраняются детские старые черты.
Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский
рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому: темп изменений
(медленный и быстрый):
Стабильные стадии развития | Кризисные стадии развития | ||
плавное течение процесса (это большая часть детства, длятся по нескольку лет) | Общего мнения по
|
Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение. Кризисы, в отличие от
стабильных периодов, длятся несколько месяцев (доходят до одного или двух). Это
краткие, но бурные стадии, в течение которых, происходит значительный сдвиг в
развитии, резко изменяется во многих своих чертах. Развитие в это время может
принимать катастрофический характер.
Кризис – это начало и завершение незаметного обострения в виде
«трудновоспитуемости», аффектов, капризов, конфликтов, когда падает
работоспособность, снижается интерес. Однако у разных детей кризисные периоды
проходят по- разному: одни не переносимы; другие тихи и послушны, но все они
испытывают трудности в общении с окружающими, меняется темп продвижения в учебе,
работе.
Главные изменения во время кризиса – внутренние: на первый план – исчезает то,
что образовалось на предыдущей стадии, теряет интерес к тому, что вчера
направляло всю деятельность. Наряду с потерями создается что-то новое. Но это
еще неустойчивое новообразование и далее в стабильном периоде они
трансформируются в другие новообразования, растворяются в них и таким образом
отмирают.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между
возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями; с
другой стороны – между новыми потребностями и сложившимися раньше отношениями с
взрослыми.
Кризисные и стабильные периоды чередуются. Периодизация по Л.С. Выготскому:
1. Кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год);
2. Кризис одного года – раннее детство (1год – 3 года);
3. Кризис 3-х лет – дошкольный возраст (3-7 лет);
4. Кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 лет);
5. Кризис 13 лет – пубертатный период (14-17 лет);
6. Кризис 17 лет.
5.2. Критерии периодизации психического развития ребенка.
Л.С. Выготский различал три группы периодизации:
1. по внешним критериям;
2. по одному признаку развития (внутреннему);
3. по нескольким признакам развития (внутренние);
Для первой группы – характерно построение периодизации на основе внешнего,
связанного с процессом развития критерия (биогенетический принцип). Рене Заззо –
система воспитания и обучения детей:
1. раннее детство (до 3-х лет);
2. дошкольное детство (3 — 6 лет) – семья или дошкольное учреждение;
3. начальное образование (6-12 лет) – приобретение основных интеллектуальных
навыков;
4. средняя школа (12-16 лет) – общее образование;
5. высшее образование;
Во 2 группе периодизации используется не внешний, а внутренний критерий (одна
сторона развития: 1) развитие костных тканей, П.П.Блонский; 2) детская
сексуальность, З.Фрейд.
1. Появление и смена зубов (П.П.Блонский):
А) беззубое детство от 8 месяцев до 2 лет;
Б) детство молочного зуба (до 6,5 лет);
В) детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости);
2. Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения
бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность – все,
приносящее телесное удовольствие.
1 стадия – оральная (до 1 года) – формируются ненасытность, жадность,
требовательность;
2 стадия – анальная (1-3 года) – формируются внутренняя цензура, совесть,
развиваются активность, агрессивность, упрямство, скрытость;
3 стадия – фаллическая (3-5 лет) – высшая степень детской сексуальности,
сексуальная привязанность к взрослым – самонаблюдение;
4 стадия – латентная (5-12 лет) — прерывается сексуальное развитие; интерес на
общение с друзьями;
5 стадия – генитальная (12-18 лет) – половое развитие тела – к сексуальному
общению;
Попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существующих
особенностей развития: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин – детское развитие, ведущая
деятельность:
1 группа деятельности, которая ориентирует на нормы отношений между людьми: эмоциональное общение младших, ролевые игры дошкольников, интимно-личное общение подростков, то есть система отношений: «ребенок – общение взрослых» или «человек – человек» | 2 группа деятельности предметно-манипулятивная: учебная деятельность, учебно-профессиональная. Система отношений «ребенок – общественный предмет» |
Здесь формируется мотивационно — потребностная сфера | Интеллектуально-познавательная сфера. |
2-х видах деятельности происходит закономерное чередование сфер наиболее
интенсивного развития:
в младенчестве – развитие мотивационной сферы опережает интеллект;
в раннем возрасте – мотивационная сфера отстает, развивается интеллект;
5.3.Периодизация развития личности по Э. Эриксону.
Эрик Эриксон – последователь З. Фрейда, начал рассматривать развитие ребенка в
более широкой системе социальных отношений. Особенности становления личности
зависит от экономического и культурного уровня общества. Развитие личности
определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности предлагает,
какие задачи ставит. Э. Эриксон проследил целостный путь личности, от рождения
до глубокой старости. В основе лежит идентичность личности:
— психологическая тождественность;
— позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с
окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, планы, роли.
1. младенческий возраст – возникает доверие или недоверие к миру; при
прогрессивном развитии личности ребенок выбирает «доверие»: глубокий сон,
внутреннее ненапряжение (в это время ребенок «вбирает» в себя образ матери,
возникает механизм интроекции); первая ступень формирования идентичности;
2. ранний возраст: возрастает чувство самостоятельности, начинает отстаивать
независимость; родители помогают сохранить доверие к миру, ограничивая желания
требовать, разрушать, присваивать;
Другой вариант требует сам создать основы, для негативного чувства стыда и
сомнений. Взрослые проявляют чрезмерное требование (наказание) – страх,
скованность. Стремление к независимости не подавляется (присутствует разумное
ограничение) – сотрудничество.
3. дошкольный возраст – моделирует отношения взрослых в игре; к
самостоятельности добавляется инициатива; если много наказания и неодобрения –
формируется пассивность.
Здесь же формируется поисковая идентификация, ребенок осваивает мужскую и
женскую форму поведения.
4.младший школьный возраст – предпубертатный, предшествующий половому созреванию
ребенка; если в школе получает признание – полноценность; если не получает –
неполноценность;
здесь же начало профессиональной идентификации.
2. старший подростковый и ранняя юность (самый глубокий кризис);
самоопределение, жизненный выбор: все хорошо, не очень хорошо, инфантильность.
5.4.Развитие морального сознания личности по Лоренсу Колбергу.
Детям предлагалось оценить поступки героев рассказа и обосновать свои суждения.
Женщина очень больна, врач дает ей смертельную дозу. Ребенок предлагает – дать
смертельную дозу, ибо больно, но ее мужу будет без нее плохо; практические
соображения, подросток – у врача нет на это права; ценность жизни; взрослый –
свободный выбор человека, многогранность.
Три уровня формирования морального сознания.
1) доморальный:
— чтобы избежать наказания,
— поощрение.
2) конвенционная мораль (соглашение)
— ориентирование на одобрение других,
— ориентирование на авторитет, то есть зависимость от окружения.
3) автономная мораль – внутренняя норма:
— принципиальность,
— этические нормы.
Что значит, вести правильно? Почему надо вести правильно?
4 года – веду себя, как хочу – чтобы избежать наказания;
5-6 лет – делать то, что велят взрослые – чтобы избежать неприятностей;
6-8 лет – вести себя с другими так, как они относятся – чтобы не упустить
своего;
8-12 лет – отвечать ожиданиям других, доставлять радость им – чтобы все обо мне
думали хорошо;
с 12 лет – удовлетворять общественное требование – чтобы быть стабильным;
5.5.Периодизация развития личности по Артуру Владимировичу Петровскому.
Он рассматривал развитие личности как процесс интеграции в различных социальных
группах. Становление определенных особенных взаимоотношений с членами
референтной группы: семья, группа детского сада, школьный класс, объединение,
детские организации.
1 фаза становления личности – адаптация (утрата индивидуальных черт);
2 фаза – индивидуализация (проявление индивидуальных особенностей в группе);
3 фаза – интеграция – ребенок сохраняет индивидуально то, что отвечает
потребностям группового развития; а группа меняет свои нормы;
Если не преодолевает адаптацию, то возникает робость, неуверенность,
индивидуализацию возникает негативизм, агрессия, зав. самооценка, дезинтеграция
возникает изоляция в группе или вытеснение из группы. На каждом возрастном
этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личном
развитии. Периоды раннего детства, детский сад, младший школьный возраст эта
эпоха детства – адаптации, индивидуализации; отрочество, школьный и старший
школьный возраст – процесс интеграции более чем индивидуализации.
Таким образом: детство – приспособление ребенка к социальной среде; отрочество –
проявление свойств индивидуальности; юность – интеграция в обществе.
5.6.Интеллектуальное развитие по Ж.Пиаже.
Ребенок имеет определенные схемы действия, позволяющие ему решать разнообразные
познавательные задачи. Ребенком используются два механизма в решении этих задач
– ассимиляция и аккомодация – адаптация – равновесие.
Таким образом, интеллект обладает адаптационной природой, кроме того, можно
говорить о деятельности интеллектуальной, потому что ребенок познает объекты,
связывает их, трансформирует их:
У младших – это внешнее действие с предметом;
До 7-8 лет – биологические приспособления; Далее – биологическое плюс социальное
развитие;
Социализация – процесс адаптации к социальной среде: ребенок переходит от своей
узкой позиции к объективной, учитывая точку зрения других людей, и оказывается
способным к сотрудничеству.
Стадии развития интеллекта:
1 – сенсорно-моторный интеллект, до 2-х лет;
2 – репрезентативный и конкретные операции, с 2 до 11 лет;
3 – формальные операции, с 11 до 15 лет;
Этапы развития интеллекта преследует становление мышления:
1 – аутистическая мысль — создается сама воображаемая действительность; это
миражное мышление (к удовлетворению желаний);
2 – социализированная – то есть направленная, преследует определенные цели, то
есть приспосабливает ребенка к действительности.
3 – эгоцентрическая — промежуток между аутистической (удовлетворение желания) и
социализированной (приспособительной).
Ж.Пиаже судит об эгоцентрическом мышлении ребенка по его эгоцентрической речи.
Два ребенка говорят – они друг друга не слышат, не могут встать на другую точку
зрения. То есть это как бы размышления вслух – это исчезает на пороге школы.
Речь для ребенка выполняет две задачи – сопровождает детскую активность; служит
средством мышления.
Феномены Пиаже. У детей дошкольного возраста нет представления о сохранении
количества вещества: стаканы воды разной формы – разное количество воды. Но это
можно снять, измеряя все практическим путем самими детьми.
Литература
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с.
Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. — М., 1968.
Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. — М., 2001, 686 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис (Пер. с англ.). — М., 1996
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Стадии психического
развития личности ребенка»:
1. Назовите четыре основных закона детского развития по Л.С. Выготскому.
2. Какие критерии психического развития человека существуют?
3. Что лежит в основе классификации развития личности по Э. Эриксонку?
4. Назовите три уровня развития морали по Л. Колбергу?
5. Что лежит в основе развития личности по А.В. Петровскому.
Тестовые задания по теме «Стадии психического развития личности ребенка»:
1. Л.С.Выготский считал, что психическое развитие направлено: а) от
индивидуального к социальному, б) от социального к индивидуальному, в)
природосообразно.
2. Большинство психологов согласны с тем, что термин «развитие» характеризуется
следующими признаками: а) закономерная последовательность изменений качества
психики, б) зависимость последующих изменений от предыдущих, в) стадиальность
(как изменение качества).
3. Согласно Э. Эриксону, психосоциальный конфликт, связанный с первыми формами
активного научения ребенка, может разрешиться развитием автономии, либо,
напротив, развитием: а) чувства неполноценности, б) недоверием к окружающим, в)
стыда и сомнения.
Источник
Периодизация Выготского, известного ученого и психолога XX столетия, и на сегодняшний день не утрачивает своей актуальности. Периодизация Выготского находится в основе огромного ряда исследований. Она дает ключ к пониманию того, как изменяется человеческая личность по мере прохождения разных этапов в жизни.
Психолога особенно интересовало детство. И это совершенно не случайно, так как именно в данное время начинают закладываться основы личности, происходят большие изменения, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь. Возрастная периодизация дает возможность понять, каких перемен в личности человека определенного возраста необходимо ожидать. Его исследования могут значительно помочь родителям, не понимающим, что с их детьми происходит.
Разделение возрастных периодов
Надо заметить, что психологический возраст конкретного ребенка и календарный возраст, который записан вначале в свидетельстве о рождении, а после в паспорте, не все время совпадают. Также необходимо отметить, что любой период имеет свои особенности развития личности, взаимоотношений с окружающими, психических функций. Помимо этого, у ребенка есть некоторые границы, которые все-таки могут смещаться. Таким образом, некоторые дети раньше вступают в определенный возрастной период, а некоторые – позже. Границы подросткового возраста, связанные с половым созреванием, особенно сильно расплывчаты.
Детство
Детство в себя включает все начальные возрастные периоды. Это огромная эпоха, которая, по сути, является подготовкой детей к началу взрослой жизни, к самостоятельному труду. Особенность находящихся в нем возрастных периодов определена уровнем социального, экономического и культурного развития общества, к которому ребенок принадлежит, где он воспитывается и обучается.
Когда заканчивается детство? Традиционно в психологии речь идет о времени с рождения человека до достижения им семилетнего возраста. Но, естественно, современное детство продолжается у ребенка и после того как он начинает ходить в школу. Конечно же, младший школьник еще является ребенком. Между прочим, многие психологи, определяют отдельно «затянувшееся детство» и подростковый период. Какого бы мнения психологи ни придерживались, необходимо констатировать факт того, что ребенка настоящая взрослость ожидает только к 16–17 годам.
Выготский о развитии
Возрастное развитие людей является довольно сложным процессом. Тем более это относится к детскому этапу. На любом из возрастных периодов личность человека меняется. Развитие по Выготскому – это, в первую очередь, появление нового. То есть, этапы развития, согласно Выготскому, отличаются конкретными возрастными новообразованиями, точнее такими качествами или свойствами, которых в готовом виде ранее не было. Но, как говорил сам ученый, новое «с неба не падает ». Оно появляется закономерно. Весь процесс предыдущего развития подготавливает к этому человека.
Источником развития является социальное общество. Любой шаг в детском развитии изменяет то, каким образом среда воздействует на ребенка. Она становится совершенно иной, если переходит из одного возрастного этапа в другой. Сам Выготский говорил о «социальной ситуации развития». Под данным термином психолог понимал специфическое для определенного возраста отношение между социальной средой и человеком. Ребенок начинает взаимодействовать с социальным обществом, которое его воспитывает и обучает. Данное взаимодействие начинает определять путь развития, который приводит к появлению возрастных новообразований.
Деятельность и переживание
Как ребенок взаимодействует со средой? Выготский выделил две единицы ситуации развития – это деятельность и переживание. Внешнюю активность и деятельность ребенка можно легко наблюдать. Однако существует и внутренний план, план переживаний. Отдельные дети одинаковую ситуацию в их семье по-разному воспринимают. Это относится даже к близнецам, то есть детей, которые находятся в одном возрасте. Таким образом, например, ссора между родителями незначительно отразится на развитии одного ребенка, при этом может вызвать и разные отклонения или невроз у другого. Помимо этого, переходя от одной возрастной группе к другой, один и тот же ребенок по-разному переживает определенную ситуацию в семье.
Выготский о периодах развития
Ученый определил такие два периода развития ребенка:
- Первый период развития – критический. Этот период неожиданно появляется и бурно проходит.
- Второй период – литический (спокойный).
В определенных возрастах, на самом деле, развитие отличается литическим, точней медленным прохождением. В течение продолжительного срока, который, как правило, охватывает несколько лет, в это время не происходит фундаментальных, резких сдвигов и изменений. А те, которые могут отмечаться, не перестраивают полностью личность ребенка. Значительные изменения происходят только в результате продолжительного течения скрытого процесса.
Литический путь развития
Развитие в относительно устойчивые возрасты проходит чаще всего благодаря небольшим изменениям личности. Скапливаясь до определенного момента, они после проявляются скачкообразно в виде определенного возрастного новообразования. Основная часть детства занята именно этими периодами. Поскольку развитие внутри них проходит «подземным путем», изменения в личности отчетливо выражены во время ее сравнения в начале и конце конкретного промежутка времени. Учеными стабильные возрасты изучены гораздо полней, чем отличающиеся кризисами – еще одним периодом развития.
Кризисы
Этот период был определен эмпирическим способом и еще не приведен в систему. С внешней точки зрения эти периоды отличаются проявлением черт, устойчивым возрастам или противоположных стабильным. В течение довольно короткого времени в этих периодах сосредоточены резкие и капитальные изменения и переломы, сдвиги и смещения в личности. За короткое время ребенок полностью изменяется в основных чертах личности. В данный период развитие получает бурный, стремительный характер, в некоторых случаях катастрофический. Однако Выготский отмечает и позитивные сдвиги во время критического развития, а именно переход к новым поведенческим формам.
Возрастная периодизация
Выготскоий выделил следующую возрастную периодизацию:
- Вначале происходит кризис новорожденности.
- Затем отмечается младший возраст, который продолжается от 2 месяцев до одного года. В данный период происходят противоречия между максимальной социальностью детей и минимальными возможностями общения.
- После в возрасте от одного до трех лет начинается раннее детство. В данный период деятельность, которую производит ребенок, является предметно-орудийной. У него появляются жесты, ходьба, речь.
- Затем наступает кризис 3-х лет, после него начинается дошкольный возраст (3–7 лет). В данное время отмечается тенденция к эмансипации (отделению от взрослого), а также к не аффективной, а волевой поведенческой форме. Начинает появляться «Я сам». Кризис 3-х лет имеет положительное значение, которое выражается в том, что проявляются новые черты личности. Специалисты доказали, что когда в силу определенных причин данный кризис проходит вяло и невыразительно, то в последующем возрасте ребенок показывает огромную задержку в развитии аффективной и волевой черт личности.
- После наступает кризис семи лет и новый этап – школьный возраст (7–11 лет). В данное время утрачивается детская непосредственность. Это случается в результате дифференциации внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка получают смысл, появляется логика обобщения и чувств. Помимо этого, появляется самооценка. Относительно кризиса семи лет ученые отмечали, что в это время происходят значительные достижения: возрастает самостоятельность ребенка, меняется его отношение к остальным детям.
- В 13 лет начинается следующий кризис. После следует пубертатный возраст (15–18 лет). В данный период начинает появляться чувство взрослости. Самосознание ребенка развивается, он ощущает собственную личность. Наблюдаемое снижение умственной продуктивности происходит из-за того, что установка меняется от наглядности к дедукции. Временное ухудшение работоспособности объясняется переходом на высший уровень интеллектуальной человеческой деятельности.
Выготский утверждает, что юность начинается в возрасте 19–25 лет. По общему смыслу и основным закономерностям юность является начальным периодом среди зрелого возраста. Выготский указал подробно возрастную периодизацию лишь детства, но и в последующем личность человека меняется. Психологи и ученые, которые продолжили исследования, определили такие периоды.
Молодость
Как правило, ученые определяют молодость, как возраст 20–30 лет. Но необходимо заметить, что возрастные границы довольно условны. В этом периоде основной деятельностью считается интимно-личностное общение с противоположным полом. Необходимо также заметить, что молодость – это время оптимизма. В данный период человек полон сил и жизненной энергии, желания добиваться своих целей. Молодость для самореализации считается наилучшим временем.
Кризис творческой активности
Этот период начинается на границе молодости и среднего возраста (30–45 лет). Причиной кризиса является увеличение мастерства, сопровождающегося нарастание рутины. Стабилизируются семейная и профессиональная жизнь. Начинается понимание того, что человек может гораздо больше. Именно в данный период люди часто разводятся, меняют профессию.
Кризис периодизации среднего возраста
Средний возраст является также довольно условным периодом. Нельзя однозначно отметить его границы, но, как правило, он устанавливается в диапазоне 30–45 лет. В это время отмечается повышенная работоспособность. Человек, приобретая жизненный опыт, становится хорошим специалистом и семьянином. Он начинает впервые задумываться серьезно о том, что после его смерти останется.
По окончании данного этапа жизни начинается кризис среднего возраста. Причиной этого кризиса является то, что человек находится на своем пике, и осознает, что для достижения прежних целей необходимо искать иные стратегии либо переоценить старые стремления. Во время данного кризиса появляются специфические проблемы (полная смена ценностей, социальное одиночество, дезадаптация), актуализируются экзистенциальные проблемы (потеря смысла, смерть, изоляция).
Зрелость
Время периодизации зрелости определяется возрастом 45–60 лет, однако ее границы тоже довольно подвижны. В этом периоде главной деятельностью является самореализация и творчество. Передается опыт, достигается профессиональное мастерство и положение в обществе. Человек начинает переосмысливать его цели молодости, избавляется от неоправданных иллюзий и надежд.
Кризис подведения итогов
После этапа зрелости начинается кризис подведения итогов. Причина этого кризиса является понижение социального статуса, утрата жизненного ритма, который сохранялся десятилетиями. В некоторых случаях это все приводит к значительному ухудшению физического и психического состояния.
Старость
Этот возраст определяется после 60 лет. В это время психологическое состояние человека отличается:
- умиротворенностью;
- созерцательностью;
- склонностью к воспоминаниям;
- просветлением мудрости;
- витальной астенией.
Пожилые люди вырабатывают заботливую, однако при этом отстраненную позицию относительно внуков. Эриксон утверждал, что для этого периода характерен не очередной кризис, а интеграция, оценка всех прошлых этапов развития. Зачастую в старости приходит умиротворение, проистекающее из способности посмотреть на прожитую жизнь и смиренно сказать: «Я доволен». Людей, которые смогли это сделать, не пугает неизбежность смерти, поскольку они видят свое продолжение или в своих потомках, или в творческих достижениях.
Необходимо отметить, что вышеописанная возрастная характеристика периодизации возраста определяет только общие особенности развития, поскольку каждый человек уникален. У различных людей развитие и рост происходят по-разному. Потому нельзя точно установить границы определенного периода. Естественно, психологи это учитывают, когда говорят о таком определении, как возрастная периодизация.
Источник