Выготский проблема возраста развития ребенка
Возрастное развитие — сложный процесс, который приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как писал Л.С. Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.
Источником развития — социальная среда. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением приводит к возникновению возрастных новообразований.
Как ребенок взаимодействует со средой? Л.С. Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельность и переживание. Существует внутренний планпереживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному переживают разные дети, даже дети одного возраста — близнецы.Один и тот же ребенок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому, будет по-новому переживать ту же самую семейную ситуацию.
Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.
Л.С. Выготский рассмотрел динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считают, что для гармоничного развития ребенка не должно быть места кризисам.
Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.
Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии, и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.
Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими — типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.
Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим — таким, каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает трудности в общении с окружающими, у каждого снижается темп продвижения в учебной работе.
Главные изменения, происходящие во время кризиса, — внутренние. Развитие приобретает негативный характер. Что это значит? На первый план выдвигаются инволюционные процессы: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Но наряду с потерями создается и что-то новое. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них и, таким образом, отмирают.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.
Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид:
кризис новорожденности— младенческий возраст (2 месяца — 1 год)
кризис 1 года
раннее детство (1—3 года)
кризис 3 лет
дошкольный возраст (3—7 лет)
кризис 7 лет
школьный возраст (7— 13 лет)
кризис 13 лет
пубертатный возраст (13—17 лет)
кризис 17 лет
Для успешного прохождения кризиса у ребенка, родителям необходимо проявлять терпение, принятие ребенка, овладеть техниками конструктивного общения, которые помогут выстроить общение на доверительных отношениях.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
Описание: статья содержит в себе основные сведения о проблеме возрастного развития детей, социальной ситуации развития, критерии детского развития, возрастные кризисы. Статья будет полезна педагогам, студентам педагогических вузов, а так же родителям, интересующимся теорией развития ребенка
Проблема возраста по Л.С. Выготскому
Теория детского развития имеет в своем основании две основные позиции. Первая гласит о том, что развитие — это реализация, модификация и комбинирование задатков. Вторая — развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся обретением нового.
Критерии детского развития:
• возрастные новообразования;
• динамика перехода от одного возраста к другому.
П.П. Блонский установил, что возрастные изменения могут происходить резко, критически и постепенно. Исходя из этого, можно выделить более (эпоха) или менее (стадия) резкие периоды развития, отделенные друг от друга кризисами.
Выделяют следующие критические периоды в детском развитии:
• Кризис новорожденности;
• Кризис одного года;
• Кризис трех лет;
• Кризис семи лет;
• Кризис 13 лет;
• Кризис 17 лет.
Л.С. Выготский считает, что возраст представляет собой целостное динамическое образование, структуру которой определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. В развитии существует обратная зависимость, личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами этого целого определяется движение каждой его части. Исходя из этого, на каждой возрастной ступени всегда находится центральное новообразование, ведущее для процесса развития, характеризующее перестройку всей личности.
Динамика новообразования — совокупность всех тех звеньев, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста.
Социальная ситуация развития — исходный момент для всех динамических изменений происходящих в развитии в течении данного периода. Она определяет формы и путь, следуя по которым ребенок приобретает новые свойства личности, тот путь по которому социальное становится индивидуальным.
Из социальной ситуации развития возникают и развиваются новообразования, которые являются результатом возрастного развития. Изменения в сознании ребенка возникают на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Вот почему новообразование приходится на конец возрастного периода.
В результате возрастного развития, возникшие новообразования перестраивают всю структуру сознания ребенка, тем самым изменяя его отношение к внешней действительности и самому себе. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая, которая становится исходным моментом для следующего периода и главным содержанием критичности возраста.
Таким образом, возрастное развитие ребенка — сложный и многогранный процесс, протекающий в условиях социальной ситуации развития и сопровождающийся возрастными кризисами.
Рекомендуем посмотреть:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Размышления одного учителя
Развивающие игры на уроках изобразительного искусства
Опыт работы учителя логопеда в ДОУ. Работа с детьми с ОВЗ
Похожие статьи:
Воспитание и развитие ребенка. Воспитание одаренного ребенка. Методика воспитания Масару Ибука
Воспитание детей. Методика воспитания детей Бенджамина Спока
Источник
Библиографическое описание:
Гриненко, М. А. Методологические подходы к проблеме возраста в работах Л. С. Выготского / М. А. Гриненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.1 (131.1). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/archive/131/35949/ (дата обращения: 06.09.2020).
Annotation: L. S. Vygotsky expert in the field of General psychology, methodolog psychology. He was a child psychologist. Most of his experimental studies in working with children. Almost all studies related to the theory of development of higher mental functions, as experimentally carried out with children. Main methodological issues of psychology as a science was in first place in its theoretical and experimental works. Studies that dealt to a greater extent the child was psychological in nature, problems of psychological development of the child related to Pedology the period of his scientific creativity.
Keywords: methodological approaches, mental function, the tumor, the higher mental processes, development, ontogeny, age.
Л. С. Выготский являлся в первую очередь специалистом в области общей психологии, методологом психологии. Свое научное призвание он видел в построении научной системы психологии, основой которой являлся исторический диалектический и материализм. Историзм и системность — это важные принципы в его подходе к исследованию психологической действительности, и прежде всего сознания как специфически человеческой ее формы. Он овладевал марксизмом, его методом в ходе собственных теоретических и экспериментальных исследований, постоянно обращаясь к трудам классиков марксизма-ленинизма. Именно поэтому марксизм — исторический материализм и диалектика так органичны в работах Выготского. Л. С. Выготский сделал только первые, самые трудные шаги в новом направлении, будущим ученым оставив интереснейшие гипотезы и, главное, историзм и системность в исследовании проблем психологии, по принципу которых построены практически все его экспериментальные и теоретические работы.
Л. С. Выготский в работе «Проблема возраста» (1932–1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие «возраст» ученый определяет через представление о социальной ситуации развития — специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л. С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Л. С. Выготский был, детским психологом. Большинство его экспериментальных исследований в работе с детьми. Практически все исследования, связанные с построением теории развития высших психических функций, так же экспериментально проведены с детьми, и одна из главных, опубликованных непосредственно после смерти Выготского книг — «Мышление и речь» (1934). Так же, именно он разработал новый метод, который сам назвал экспериментально-генетическим: этим методом вызываются к жизни или экспериментально создаются новообразования — это качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития. Дети являлись в данном случае наиболее подходящим материалом для создания экспериментальной модели развития новообразований, а не предметом исследования. Выготский использовал специальные наблюдения и исследования в психиатрических клиниках для изучения распада всех процессов. Его работы по развитию высших психических функций не относятся к области собственно детской (возрастной) психологии, так же как исследование распада — к области патопсихологии. Именно общие теоретические исследования послужили той основой, на которой развивались его специальные исследования в области детской психологии.
Важно отметить, что путь Л. С. Выготского в детской (возрастной) психологии был не прост. До занятий психологией Лев Семенович был учителем и к проблемам детской психологии он шел прежде всего от запросов практики. Интерес Выготского к проблемам детской психологии понять сложно, если не учитывать и того, что он был теоретиком и, что особенно важно, практиком в области аномального психического развития.
Являясь научным руководителем многих исследований, проводивших в экспериментальном дефектологическом институте, он регулярно участвовал в консультациях детей. Сотни детей прошли через его консультации, с разными психическими отклонениями. Выготский рассматривал анализ каждой проблемы, как конкретное выражение общей проблемы. В 1928г. он публикует статью «Дефект и сверхкомпенсация», в которой описывает системный анализ аномалий психического развития; в 1931 г. он написал работу «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства», в которой подробно критически проанализировал состояние диагностики того времени и наметил пути ее развития.
Его исследования строились, таким образом, что в них были соединены в одно целое методологические вопросы психологии и вопросы исторического происхождения сознания человека, т.е его строение, онтогенетического развития, аномалий в процессе развития. Выготский называл такое соединение единством структурного, генетического, и функционального анализа сознания.
По детской психологии работы Выготского включали в свое название термин «педология». Главным образом методологические вопросы психологии как науки стояли на первом месте в его теоретических и экспериментальных работах. Исследования, которые касались в большей степени ребенка, так же носили психологический характер, проблемы психологического развития ребенка относили к педологии в период его научного творчества. «Педология, – писал он, – есть наука о ребенке». Выготский проделал огромную критическую работу по пересмотру, являвшихся основными в зарубежной детской психологии процессов психического развития, отражавшихся так же в советской психологии. Эта работа по объему и значению сходна с той, которую Выготский проделал по методологическим вопросам психологии и оформил в труде «Исторический смысл психологического кризиca». Сам Выготский не успел обобщить свои теоретические исследования по проблеме психического развития в специальной работе, оставив лишь ее фрагменты, содержащиеся в критических предисловиях к книгам К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, А. Гезелла, в своих не опубликованных рукописях и лекциях. Главное решение для психологии детства был вопрос о движущих силах и условиях психического развития в детском возрасте, развитии сознания и личности ребенка — у Выготского переплеталось в единое целое с его общеметодологическими исследованиями. В ранних работах он сформировал гипотезу по развитию высших психических функций, об их происхождении и об их природе. Данных формулировок много. Приведем одну из них: «Всякая психическая функция была внешней потому, что она была социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией; она была прежде социальным отношением двух людей». Данной гипотезе, уже содержится совершенно другое представление о роли социальной среды в развитии: взаимодействие ребенка с действительностью, главным образом социальной, со взрослым является не фактором развития, не тем, что действует извне на уже имеющееся, а источником развития. Проблема движущих причин развития являлась центром внимания научного интереса Выготского. Изучая, разные точки зрения в зарубежной психологии, он оценивал их критически. Выготский поддерживал позицию Блонского, тот указывает, что наследственность не есть простое биологическое явление: от хроматин наследственности мы должны отличать социальную наследственность условий жизни и социального положения. На основании классовой, социальной наследственности и образуются династии. «Только на почве самого глубокого смешения биологической и социальной наследственности, – продолжает эту мысль Выготский,- возможны такие научные недоразумения, как К. Бюлера о наследственности «тюремных задатков» [1, с 47], Петерса — о наследственности хороших баллов в школе и Гальтона — о наследственности судейских, министерских должностей и ученых профессий. Взамен, например, анализа социально-экономических факторов, обусловливающих преступность, это чисто социальное явление — продукт социального неравенства и эксплуатации — выдается за наследственный биологический признак, передающийся от предков к потомкам с такой же закономерностью, как определенная окраска глаз. Под смещением биологической и социальной наследственности стоит и современная буржуазная евгеника, новая наука относительно улучшения и облагораживания человеческого рода путем попытки овладеть законами наследственности и подчинить их своей власти» [1, с. 55]. В предисловии к книге А. Гезелла «Педология раннего возраста» Выготский критикует теории развития, которые обширно представлены в буржуазной детской психологии того времени. Выготский высоко оценивает исследования Гезелла за то, что в них «заключена в последовательном и неуклонном проведении идея развития как единственного ключа ко всем проблемам детской психологии… Но самую основную, ключевую проблему — проблема развития — Гезелл решает половинчато… Но все же, как показывает Лев Семенович, за такой заменой скрывается определенное решение проблемы.
Выготский говорил о том, что теоретическая система Гезелла несомненно связанна с методологией той критической эпохи, которую переживала буржуазная психология, и тем самым противостоит, как уже указано, диалектико-материалистическому пониманию природы детского развития. [2, с.569] Нужно ли говорить далее о том, что этот эмпирический эволюционизм в учении о развитии ребенка, ультрабиологизм, подчиняющий весь ход детского развития вечным законам природы и не оставляющий места для понимания классовой природы детского развития в классовом обществе, сам имеет совершенно определенный классовый смысл, тесно связанный с учением о классовой нейтральности детства, с реакционными по существу тенденциями к раскрытию «вечно детского» (по выражению другого психолога), с тенденциями буржуазной педагогики к маскировке классовой природы воспитания?
Рассмотрев критической разбор Выготским теорию Гезелла по двум основаниям: во-первых, разбор теории Гезелла — замечательный пример того, как Выготский анализировал теоретические концепции развития, как он за внешней видимостью и фразеологией, с первого взгляда кажущейся правдой, умел вскрывать действительные методологические источники теоретических заблуждений; во-вторых, критика теоретических взглядов Гезелла звучит и сегодня очень современно применительно к теориям американской детской психологии, в которой много слов о социальном и его роли в развитии ребёнка. В занятии Выготским проблемами собственно детской (возрастной) психологии можно выделить два периода: первый (1926–1931), когда шла интенсивная разработка проблемы опосредования психических процессов, которое, как хорошо известно, представляло для Выготского главное звено в развитии высших психических процессов; второй (1931 -1934), когда экспериментальная разработка проблемы развития высших психических процессов была закончена и Выготский разрабатывал проблемы смыслового строения сознания и общую теорию детского развития.
Литература:
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Издательства: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. — 672 с.
- Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детская психология, детское развитие, психическое развитие, проблема, работа, социальная наследственность, главный образ, процесс, психическая функция, социальная ситуация развития.
Источник