Выбор профессии для ребенка 1 год
Не все школьники способны прочитать обязательную программу по литературе, а мы хотим, чтобы они выбрали дело на всю жизнь. Родителям надо подсказать выпускнику, куда идти учиться, при этом не испортить ему будущее.
Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, — опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.
Нормальное желание родителей — помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.
1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность
К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:
Ребёнок должен выбрать профессию сам.
Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.
Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер — вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.
Мария, редактор
2. Разберитесь, какие профессии востребованы
Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.
Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!
Ангелина, переводчик
Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо учить языки и посещать какие-то курсы.
3. Покажите профессии изнутри
У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.
На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.
Мои родители — преподаватели. Заклинали не идти в педагогику, ну я и не пошла.
Лида, специалист по рекламе
О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.
Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.
4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах
Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.
Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.
Настя, копирайтер
Конечно, переезд ребёнка в другой город — это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.
5. Забудьте про тесты профориентации
Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования — безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.
6. Не путайте любимый урок в школе и профессию
Стандартная логика: хорошо даётся математика — иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература — на филолога, ничего не нравится — тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.
Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.
Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.
7. Не заставляйте непременно поступать в вуз
Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.
Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.
Мария, менеджер
Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.
8. Не заставляйте заканчивать обучение
В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал — заканчивай».
После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное — получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».
Антон, дизайнер
Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.
Чек-лист заботливого родителя
Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:
- Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
- Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
- Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
- Дать максимум информации о разных профессиях.
- Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
- Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.
А вам родители помогали с выбором?
Источник
Выбор любой будущей профессии родом из детства. Ребенок выбирает, кем стать уже когда строит домики и пирамидки из кубиков, играет с куклами и рисует свои первые рисунки. Каждый шаг в познании мира – это профориентация. Ну а задача родителей здесь, помочь с выбором. Как это сделать, пойдет речь в нашей сегодняшней статье.
О понятии профориентации
Если говорить официальным языком, то профориентация – это определенный набор действий, которые проводятся взрослыми, чтобы выяснить, к чему больше всего предрасположен ребенок. Чаще всего они проводятся по наитию и, как правило, самими родителями.
Однако есть определенный набор методик, которыми пользуются педагоги и детские психологи, чтобы более-менее точно определить, в какую сторону движется будущий работник и гражданин. Сочинения на тему «Кем я стану, когда вырасту» – наиболее очевидный пример профориентационной работы.
В советской школе профориентации уделяли самое пристальное внимание. Детей водили на экскурсии по заводам и фабрикам, проводили встречи с пожарными и врачами, рассказывали увлекательные истории о трудовых подвигах. Да и вообще вся педагогическая работа была заточена на то, чтобы ученик как можно быстрее взрослел и определялся с профессией.
В наши дни, понятное дело, выбор профессии – это больше задача самого ученика и его родителей, а не коллектива.
Поэтому сейчас существует достаточно много курсов, мастер-классов и психологических центров, где с помощью тестов могут определиться с выбором будущей профессии.
Школьные педагоги тоже делают для профессионального самоопределения детей немало. Заинтересовать школьным опытом на уроках химии, увлекательно объяснить устройство космического аппарата, привить вкус к хорошей литературе – этим всем в той или иной форме занимаются педагоги-предметники.
Когда нужно начинать профориентацию?
Профориентация – это всегда про психологическое развитие и воспитание. Она напрямую связана и с умственным развитием ребенка, и с его когнитивными способностями, и с темпераментом. Так что на вопрос, когда определяться с будущей профессией ребенка, можно ответить: чем раньше, тем лучше. К старшим классам, как правило, у ребенка уже складывается более-менее четкое понимание, кем он хочет стать. Правда, родители зачастую не совсем понимают, что для этого сделать.
Нет, речь не о том, чтобы сызмальства пичкать чадо специальными знаниями, готовя к карьере врача или архитектора. Это как раз в корне неверный подход. Речь о том, чтобы присмотреться к задаткам и выявить склонности ребенка.
Как показывает практика, все успешные люди так или иначе проявляли тягу к своей профессии с раннего детства. В 30% случаев их всё детство ненавязчиво подталкивали к этому родители. Ключевое слово здесь – «ненавязчиво». То есть родители имели представление, как действовать в тот или иной период взросления ребенка.
Детские психологи, например, Анна Скавитина из Института Юнга (Цюрих), выделяют четыре стадии взросления.
Первая стадия длится до трех лет. В этом возрасте ребенок учится базовым понятиям и правилам поведения, учится отличать «хорошо» от «плохо», приучается к порядку. На этом этапе важнее всего заложить базу для самоорганизованности.
Вторая стадия продолжается от трех до шести лет. В этом возрасте ребенок, как правило, идет в детский сад, начинает получать первые навыки коммуникации со сверстниками, начинает осознавать человеческую деятельность. Он начинает познавать мир – главным образом через игры и книги. И вот в этот период как раз закладываются основы профориентации. Здесь важно показывать разные виды деятельности и давать ребенку пробовать новое. Психологи также советуют чаще показывать ему свое рабочее место, ходить на разные мастер-классы, кружки и секции, внимательно при этом наблюдая за реакцией.
Третья стадия – это возраст от шести до 12 лет. В этот период ребенок идет в школу и вместе со знаниями учится дисциплине и самоконтролю. Важно, чтобы он сам научился контролировать периоды отдыха и периоды учебы, соизмерял свои силы, учился исправлять ошибки. При этом не менее важно, чтобы у ребенка оставался небольшой период времени, не занятый учебой, когда он может просто заняться тем, что ему нравится. Как правило, именно в этих занятиях и проявляется его будущая профориентация.
Четвертая стадия – подростковый возраст от 12 до 18 лет. Именно в это время родители спохватываются и начинают судорожно решать, куда пристроить дальше свое чадо. Хотя это как раз период, когда все базовые установки уже заложены и начинается сознательный выбор. Причем самим ребенком. Задача родителей на этом этапе не решить за него, а помочь с этим выбором.
Самостоятельный выбор – это всегда психологически тяжелая задача. Главным образом из-за того, что лишает человека иных вариантов. Взрослым тоже порой трудно определиться. Чего уж тут говорить о подростках?
Важно подходить к этому делу поэтапно. В средних классах ребенок должен определить примерное направление, в котором желает двигаться, а к 10-11 классу дозреть до выбора конкретной профессии. Но на самом деле окончательный выбор может сложиться гораздо позже, и в этом нет ничего страшного.
При этом лучшей мотивацией для выбора может служить вовсе не интерес и удовольствие от процесса работы, а результат: деньги, престижность профессии, уважение окружающих и т.д. Когда есть подкрепленный и осязаемый результат, можно легко втянуться даже не в самую увлекательную деятельность и состояться в ней.
И напротив удовольствие от процесса – довольно зыбкая материя. Сегодня твоя работа тебе кажется увлекательной, а завтра уже наскучила…
Главные советы родителям
Вместо заключения перечислим некоторые общие советы, как помочь ребенку определиться с будущей профессией.
1. Никогда не давить на ребенка и не решать за него.
2. Давать пробовать новое и всегда подкреплять успехи поощрением.
3. Не тешиться иллюзией, будто хобби ребенка обязательно перерастет в профессию. Даже если в детстве он талантливо рисовал, в будущем великим художником он может не стать.
4. Всегда поддерживать инициативу ребенка и не торопить с выбором.
5. Внимательно наблюдать, по каким предметам у него наибольшие успехи и заниматься дополнительно.
6. Не лишать ребенка отдыха, забивая все свободное время кружками, секциями и учебой. Особенно, если он занимается через силу и не испытывает особого интереса. Есть ненулевой шанс, что в более сознательном возрасте он возненавидит учебу.
7. Уделять внимание физическим нагрузкам. Нет, речь не о том, чтобы вырастить из сына/дочери профессионального спортсмена. Любые физические нагрузки благотворно сказываются на воспитании – они учат терпению, решительности, самодисциплине и трудолюбию. Кроме того, в занятиях спортом всегда есть элемент игры, который учит быстро принимать решения, импровизировать.
Источник
Вопрос о том, как выбрать профессию ребенку, беспокоит многих родителей. И часто задолго до реального срока поступления в университет. О том как выбирать правильную профессию, на что стоит опираться и вообще, как относиться к этому вопросу расскажет практикующий психолог, профориентатор, тренер центра К.О.Т. Наталья Морозова.
С Какого возраста стоит задуматься о выборе?
Для современных подростков выбором профессии стоит заняться с 14 лет, раньше не стоит приступать к таковой «профориентации» в полном смысле слова. Здесь под профориентацией я понимаю выбор будущей профессии, ВУЗа или колледжа. То есть реальное определение сферы будущей профессиональной деятельности.
Однако, раньше сидеть без дела тоже не стоит. Ребенку нужно помочь собрать максимально много информации о мире, о своих способностях, возможностях, не фокусируясь на чём-то одном. Чем больше информации он сможет получить до этого возраста, тем проще будет ему выбрать профессию.
Как понять, что ребёнку подходит та или иная профессия?
Во-первых, по интересу ребёнка. Если у него есть мотивация заниматься чем-то, он с удовольствием посещает занятия, без напоминаний выполняет задания – стоит обратить внимание на эту сферу, даже если на первый взгляд она кажется вам «не серьезной». Так, легко пропустить увлечение собаками. А ведь кинология – целая профессия, у которой не меньше перспектив, чем у других.
Обратите внимание, какие предметы в школе удаются ребенку особенно легко, даже если это физкультура. Интересуйтесь у учителей и ведущих секций об успехах вашего чада. И старайтесь получить максимально полную информацию от педагогов – что у него получается, а что нет, видят ли они вашего ребенка в будущем в этой сфере.
Если ребенок сам выбрал кружок, просит куда-то его отвести и попробовать новое занятие – всегда поддерживайте его.
Стоит ли посещать какие-нибудь дополнительные кружки и секции
Если Вы уже выявили определённые навыки своего ребёнка? Или лучше остановиться и углубиться в одно направление?
Стоит смотреть на желание подростка. Если он устаёт, и не хочет больше никуда, заставлять конечно не надо. Но всё-таки детство – это время, чтобы всё пробовать и выбирать. Чтобы не «распыляться», не наткнуться на сопротивление, и при этом расширить сферу интересов вашего сына или дочери, можно обратить внимание на соседние направления. Например, если хорошо получается заниматься вокалом, то попробовать актёрское мастерство. Увлечение лего-конструированием близко к робототехнике. То есть стоит расширить его диапазон навыков ребёнка в любимом направлении. А ещё лучше — постараться найти практическое применение таланта. Отдать «пишущего» школьника в кружок журналистики, принимать участие в конкурсах робототехники, где нужно решать практические вопросы. Так талант Вашего ребёнка будет развиваться более многогранно. Потому что ни одна деятельность и ни одна профессия не состоит из одной яркой черты. Всегда нужен комплекс навыков. А развивать их помогает практика. То есть, уделяя внимание именно практическому применению таланта, вы не только замаетесь «практической профориентаций». Вы развиваете дополнительные навыки, которые просто необходимы.
Что делать, если мне не нравится, что выбрал мой ребёнок, стоит ли настаивать на своем мнении
Стоит прислушается к подростку и постараться понять. Не навязывать ничего. Жить в будущем с это профессией не вам, а ему. Но у родителей, конечно, намного больше опыта, понимания жизни. Если у вас есть сомнения по поводу профессии, которую выбрал подросток, им стоит делиться. Если вы хотите, что-то предложить, не надо делать это директивно, это не поможет. В форме увлекательной истории, расскажите ему о том, как вы, ваши друзья выбирали профессию, с какими проблемами сталкивались. Поделитесь профессиональными историями о той работе, с которой ребенок хочет связать свою жизнь. Помогите рассмотреть все плюсы и минусы выбранной профессии. Но постарайтесь смотреть на эту ситуацию с точки зрения ребёнка. Так возможно вам удастся его переубедить.
Но помните, это совершенно не значит, что «родитель всегда прав». Часто дети на самом деле выбирают профессии, которые им подходят. Поэтому услышать ребёнка и отнестись внимательно к его мнению очень важно.
Когда нужна профориентация у специалиста?
Когда вы сами не можете прийти к согласию в семье по поводу того, какую профессию выбрать подростку
Когда слишком большой выбор – вроде много что нравится, а определиться с профессией не может.
Когда требуется дополнительная диагностика, хочется убедиться в правильности выбора.
Когда подросток не хочет с вами говорить на эту тему или вы пытаетесь донести информацию до школьника, а он вас не слышит.
Когда вы сами плохо разбираетесь на рынке профессий, и не знаете, что посоветовать.
Особенности проведения профориентации, каким образом она позволяет с точностью определить способности к профессии?
В нашем центре есть 2 варианта профориентации. Индивидуальная и групповая. И для эффективности важно понимать, какой вариант подходит вам.
Индивидуальная профориентация – это быстро, конкретно, качественно. Здесь удобно убедиться в правильности выбора, подобрать учебное заведение, провести диагностику подростка. Итог этой консультации – подробное заключение, составленное на основании способностей ребёнка, интересов и возможностей получения образования для подходящих профессий.
Тренинги по профориентации позволяют попробовать себя в разных ролях, пообщаться со сверстниками, побыть в состоянии выбора профессии. Ребята понимают важность этого вопроса. Участники не только проходят диагностику и понимают свои способности. Они участия выбирать, причём здесь речь не только о будущей специальности. Происходит развитие навыка «выбирать» в принципе.
Также важен момент получения информации о том, какие существуют, кто и что делает для того, чтобы принять верное решение. Узнать об опыте выбора людьми, которые это прошли, тоже крайне полезно. И это мы тоже делаем на нашем курсе.
Занятия построены так, что все участники активно общаются, делятся опытом, и это очень ценно. Интересно, что сейчас много детей уже работают, делают сайты, ведут страницы в соц. сетях, пишут статьи – вариантов подработки для современных подростков существует много. Если в группе попадаются такие ребята, они с гордостью рассказывают, как у них подучается зарабатывать, какими профессиями они уже овладели, как они нашли эту подработку, а другие участники тоже подхватывают идею практического применения своих навыков. Ведь редкому подростку не хочется иметь собственные деньги.
На тренинге мы обсуждаем профессиональный опыт каждого, участники получают много идей и стимула к развитию, понимают как интересно быть профессионалом. Тренинг построен так, что участники получают информацию о профессиях не только от тренера, а еще и от других участников, своих родителей и и других ребят.
Повышается осознанность, расширяется кругозор и общая осведомленность. Больше всего внимания мы уделяем работе с семейной истории. Для этого на тренинге выделено отдельное занятие. Мы говорим о профессиях родителей. Дети, иногда с большим удивлением, узнают о том, кем работают и чем именно занимаются их родственники.
Можно ли провести профориентацию самостоятельно?
Конечно, можно. Сейчас много тестов, которые можно пройти on-line. Но, во-первых, это будет достаточно узкая информация. И без интерпретации результаты не всегда понятны. А во-вторых, легко запутаться. Часто к нам приходят дети, которые прошли уже много тестов в интернете, получили кучу информации, и в итоге просто запутались, им совершенно не понятно, к каким профессиям он предрасположены. Потому что не могут скомпоновать и воспользоваться этими знаниями. Всё-таки реальный итог профориентации – это выбранное на основании способностей, склонностей, интересов и возможностей направление профессиональной деятельности и рекомендованные учебные заведения, где можно эту специальность получить.
Тогда всё становится ясным и понятным, когда известно, какая профессия подойдет тебе, проще составить план развития, дополнительных занятий и понять, чему уделять больше внимания.
Ответьте на вопросы теста и вы узнаете — знает ли ваш ребёнок, кем он хочет стать?
ПРОЙТИ ТЕСТ
подписаться
на новости
заказать тренинг
для группы
связаться
с нами
Источник