Всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста задачи

Зинаида Рябоконова
«Задачи воспитания детей дошкольного возраста»

Несомненно, каждые родители помимо любви и заботы, стремятся дать своему чаду хорошее воспитание и образование. Воспитание – это совокупность мер и подходов, оказываемых прямое воздействие на формирование личности человека и его социализацию. Предлагаем поговорить о задачах обучения и воспитания детей в зависимости от возраста, а также рассмотрим принципы воспитания ребенка в коллективе. Данные знания необходимы родителям для того, чтобы максимально развить малыша и раскрыть его потенциал. Задачи обучения и воспитания детей в коллективе:

Одной из задач, которую ставят перед собой родители и педагоги, является подготовка дошкольников к взрослой жизни, а также всестороннее развитие личности, имеющей ценность для общества. Задачи воспитания детей реализуются в виде конкретных мер,которыми являются:

Популяризация среди детей здорового образа жизни; обеспечение эмоционального комфорта малыша; выявления способностей и навыков ребенка; поощрение и стимулирование любознательности, творческих поисков, инициативности и индивидуальности; формирование игровой и коммуникативной активности; приобщение ребенка к сотрудничеству с другими детьми и взрослыми. Среди многих задач воспитания детейпедагоги выделяют такие как:

Укрепление физического и психического здоровья, охрана жизни; коррекция психических или физических недостатков (при необходимости); обеспечение социального, интеллектуального и творческого развития; воспитание и обучение детей с учетом их возраста; развитие патриотизма, формирование чувства любви к семье, природе, Отечеству; повышение уровня родительской компетентности в вопросах развития и воспитания. Реализация поставленных задач будет способствовать личностному и интеллектуальному росту ребенка. Задачи воспитания детей дошкольного возраста :

Дошкольный возраст характеризуется тем, что ребенок познает окружающую действительность посредством эмоционально-практического опыта, который в некоторой степени напоминает деятельность исследователя. Данную активность и любознательность родители должны всячески поощрять и поддерживать. Одной из ключевых задач воспитания дошкольника является обеспечение разнообразия и полноты его деятельности, а также реализации потенциалов и возможностей ребенка. К основным видами деятельности детей этого возраста относят: игровую, трудовую, коммуникативную, познавательную, музыкальную и художественную. Они способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию, формированию самоконтроля, индивидуальности, логического мышления, а также творческого воображения. Данные навыки чрезвычайно важны для дальнейшего обучения в школе. Задачи воспитания детей в семье Семья является наиболее важным социальным институтом, который осуществляет воспитание личности ребенка. Она формирует у малыша ощущение защищенности и комфорта, являясь при этом всеобъемлющей образовательной средой, так как в ней развивается самоуважение и самоутверждение маленького человека, его желание стать достойным членом социума. По утверждению психологов и педагогов, все личностные качества зарождаются и развиваются в семье, под воздействием отношения взрослых к малышу и друг к другу, семейного уклада, наследственности, социального и материального уровня. К задачам воспитания в семье относят: создание условий для всестороннего развития ребенка; передача родительского общественного опыта; обучение навыкам самообслуживания; воспитание чувства собственного достоинства и уникальности. Для их реализации необходимо применение интересных для малыша видов деятельности. Ключевое значение в данном случае имеет игра. Игра как инструмент воспитания ребенка :

Роль игры в становлении личности ребенка сложно переоценить, поскольку она развивает мышление малыша, формирует понятия общего и частного, способствует пониманию причинно-следственных отношений. Решение основных задач воспитания детей через игру развивает у ребенка самостоятельность, сообразительность, логику, конструкторские навыки, а также способствует открытию им новых граней окружающей действительности. В раннем возрасте у малыша происходит наиболее продуктивное формирование приемов мышления, творческих и интеллектуальных способностей. Кроме того, данный период характеризуется развитием понимания форм и величин, появлением способности сочетать различные решения, придерживаться правил игры. Совместная игра способна объединить детей разных возрастов и интересов, а также взрослых, в один увлекательный процесс. Задачи воспитания детей раннего возраста:

Ранний детский возраст (от рождения и до 7 лет) характеризуется наиболее быстрым формированием физиологических и психологических процессов, присущих человеку. Поэтому он является столь важным для воспитания растущей личности. К задачам воспитания детей раннего возраста относят оздоровительные, воспитательные и образовательные. Среди оздоровительных задачвыделяют следующие приоритеты: закаливание и укрепление иммунитета; формирование правильной осанки, укрепление опорно-двигательной системы; двигательная активность малыша; физкультура как средство правильного развития всех органов и систем организма. В свою очередь важнейшие аспекты воспитательных задач это: формирование волевых и моральных качеств; вовлечение малыша в образовательный, мыслительный, творческий и трудовой процессы. К образовательным задачам воспитания детей дошкольного возрастаотносят такие направления как: развитие и формирование необходимых двигательных умений и навыков; формирование интереса к физическому воспитанию на основе имеющихся знаний. На практике все задачи воспитания детей между собой очень тесно переплетены. Именно их взаимосвязь выступает залогом всестороннего формирования личности растущего человека.

Источник

Ольга Железнова
Всестороннее развитие дошкольника в ДОУ

Автор Железнова Ольга Васильевна, воспитатель МКДОУ Сузунского района «Сузунский детский сад № 4», 1 категория.

Актуальность выбранной темы:

Современная школа требует от ребенка, приходящего в первый класс, высокого уровня умственного развития, которое необходимо для успешного усвоения достаточно сложных программ начальной школы. Поэтому всестороннее развитие дошкольников приобретает в настоящее время особую актуальность. В число наиболее значимых проблем, входят неудовлетворительный уровень психо — физического здоровья, умственного развития и эмоционального благополучия детей.

Читайте также:  Денверский тест развития ребенка

Гипотеза:

Я предполагаю, что применяя современные образовательные технологии в ДОУ, будут эффективны для развития и обучения воспитанников.

Цель:

выявить эффективность применения современных образовательных технологий и методик в ДОУ для развития и обучения воспитанников.

Задачи:

1. Спроектировать и внедрить в практику работы систему познавательного развития с помощью различных подходов в продуктивной и творческой деятельности дошкольников.

2. Организовать совместную деятельность с детьми по реализации индивидуального образовательного маршрута в направлении продуктивно-творческой деятельности.

3. Определить педагогические задачи с учетом потребностей семей воспитанников.

4. Ввести диагностику индивидуальных особенностей воспитанников.

I.Основная часть

Свою деятельность строю в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения разработанной на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, 2010г. в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н, Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой, 2010.

Педагогическую деятельность ориентирую на всестороннее развитие личности ребёнка с учетом его индивидуальных и типологических особенностей на основе субъект — субъектной модели взаимодействия воспитателя и ребенка. На должном уровне владею теорией и методикой воспитания, обучения и развития дошкольников. Развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых результатов использую следующие образовательные технологии.

• Здоровьесберегающие технологии.

• Личностно ориентированные технологии.

• Игровые технологии.

• Познавательно – речевое развитие.

• Взаимодействие ДОУ и семьи.

1.1. Здоровьесберегающие технологии.

Создаю условия для оптимизации нагрузки детей с целью укрепления и сохранения их психического и физического здоровья. В связи с этим применяю здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.

Применяя такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию,гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, самомассаж, игровой массаж и др., тем самым повышаю результативность воспитательно – образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Вывод: Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.

1.2. Личностно-ориентированные технологии.

Педагогическая деятельность направлена на личностно – ориентированные технологии. Для этого создаю в группе спокойный, доброжелательный микроклимат. Благодаря чему дети свободно выражают свои мысли, учатся, психологии и педагогики, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития воспитанников. Личностно – ориентированным называется обучение, при котором во главу ставится личность ребёнка, его самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Вывод:

Результатом использования личностно – ориентированных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей.

1.3. Игровые технологии.

В плане социального развития детей работаю над формированием у дошкольников представлений о самом себе, о своем существовании в среде сверстников и взрослых, широко использую социо-игровую педагогику, коммуникативные игры, игровую технологию обучения.

Игровые технологии. Игра, наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Являясь развлечением, игра способна перейти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

В своей работе использую игровые технологии обучения:

— в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, понятия;

— как элементы более обширной технологии;

— в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Вывод:

В результате систематического использования игровых технологий, программа к концу учебного года усвоена даже детьми с низкими возможностями. Повысился темп работы на занятиях, возросла активность дошкольников. Повысился интерес к занятиям, следовательно – познавательная активность.

1.4. Познавательно – речевое развитие.

Познавательно – речевое развитие – это развитие связной речи детей.

Развитию связной речи детей необходимо уделять большое внимание. Успешность работы зависит от проведения занятий по развитию речи и ознакомление детей с художественной литературой.

Занятия с детьми необходимо проводить в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия.

Деятельность педагога направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия через развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи) в различных формах и видах детской деятельности.

На протяжении пяти лет работаю над темой «Развитие познавательного интереса через приобщение детей к устному народному творчеству». Целью, которой является создание положительного психологического климата в детском коллективе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу и к взрослым, а также любви и уважения к русскому народу, его обычаям, обрядам, к своей Родине. Составляю перспективные планы работы по данной теме. Используя в работе прием моделирования русских народных сказок, способствую развитию у детей логической и диалогической речи, воображения,творческих способностей: умение сочинять, пересказывать и рассказывать сказки, рассказы, инсценировать, драматизировать их. В результате систематического использования познавательно – речевого развития дети знают потешки, скороговорки, загадки, русские народные сказки, с интересом играют в народные игры, поют русские народные песни.

Читайте также:  Головной мозг ребенка и его развитие

Вывод: Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

1.5. Взаимодействие ДОУ с семьей.

Общение с родителями строю на основе дифференцированного подхода,используя коллективные и индивидуальные формы работы: анкетирование, консультация, беседа, родительское собрание (различные формы проведения, информационный стенд; позволяющие обсуждать проблемы воспитания и развития дошкольников, находить пути их преодоления. Результат анкетирования родителей показал, что в работе нашей группы их привлекает хорошая организация режима дня, дети с удовольствием посещают детский сад. Родители принимают активное участие в праздниках, конкурсах, акциях («Осенние забавы», «Новогодняя игрушка», «Добрая игрушка» и др.).

Вывод: При использовании дифференцированного подхода при организации работы с родителями, обеспечивается индивидуальный подход к каждой семье.

Заключение

В процессе исследования была проанализирована система познавательного развития при помощи различных подходов продуктивной и творческой деятельности воспитанников.

Современная школа требует от ребенка, приходящего в первый класс, высокого уровня умственного развития, которое необходимо для успешного усвоения достаточно сложных программ начальной школы. Поэтому всестороннее развитие дошкольников приобретает в настоящее время особую актуальность. В число наиболее значимых проблем, входят неудовлетворительный уровень психо — физического здоровья, умственного развития и эмоционального благополучия детей и (актуальность)

В дошкольном возрасте все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того какие условия для этого развития создадут педагоги и родители.

Внедрение в практику работы системы познавательного развития показало, эффективное влияние дидактических, развивающих и подвижных игр на всестороннее развитие дошкольника, позволило установить степень доступности выбранных методов для детей старшего дошкольного возраста.

Благодаря системности и повторности проведения продуктивной и творческой деятельности, дидактические задачи успешно решались воспитанниками.

Исследование показало, что всестороннее развитие дошкольниковбудет эффективным при соблюдении следующих условий:

-учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольников: сочетание возрастного и индивидуального подхода в воспитании и обучении воспитанников может обеспечить их полноценное эмоциональное и умственное развитие;

— создание предметно — развивающей среды для обогащения жизненного и игрового опыта детей, своевременное изменение ее в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей игровой среды;

-включение в педагогический процесс системы дидактических,развивающих, подвижных игр;

-умение ориентироваться в многообразии имеющихся дидактических, развивающих, подвижных игр.

(диагностика,работа с родит)

Таким образом, эти подходы продуктивной деятельности образуют систему познавательного развития.

На основании всего выше перечисленного я пришла к выводу, что применяя современные образовательные технологии и методики в ДОУ, являются эффективны, вследствие чего выдвинутая мною гипотеза доказана.

Источник

Цели и  задачи воспитания детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и семьи

       Одним из факторов, влияющих на становление личности, является воспитание. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»  говорится о том, что воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития [1].

       Воспитание в широком смысле,  отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни, способности к успешной социализации в обществе.

 В узком смысле – это специально организуемый  и управляемый процесс,  формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности [6, с. 14].

       И.П. Подласый, дает такое определение: «Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу» [2, с.7].

        Цель воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий [8, с.12].

        Идеальная цель воспитания,  в настоящее время, это — всестороннее развитая гармоническая личность. Она является ориентиром возможностей человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В. С. Селиванов содержание понятия всестороннего развития личности определяет следующим образом: единство нравственного, умственного, физического, эстетического, трудового, экономического,  экологического воспитания [5].

       Общая цель воспитания достигается посредством решения конкретных задач. В концепции дошкольного образования В.В.Давыдов, В.А. Петровский отмечают, что непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

Читайте также:  Детские центры развития ребенка в томске

— приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

— обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

— развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

— стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

— развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям,  к себе; включение детей  в различные формы сотрудничества  (со взрослыми и детьми разного возраста).

—  выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности.

       В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении выделяются такие основные задачи  по воспитанию,  обучению и развитию детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) —  это:

— охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

— обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

— воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

— осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или)психическом развитии детей;

— взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей [3, п.5].

       Н.П. Сакулина, И. Логинова, Т.И. Бабаева  отмечают, что при решении задач  по дошкольному воспитанию важно создать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. [1, с. 4].

       В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

       Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.  В Федеральных государственных требованиях выделяются наиболее близкие и  естественные для ребенка — дошкольника виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение. [7].

       Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

       Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и само утверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает”человека целиком во всех его проявлениях.

       В семье могут формироваться все личностные качества. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание является сложной системой, т.к. на него влияют наследственность и биологическое(природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи воспитания ребенка в семье состоят в том, чтобы [5]:

-создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

-стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

-передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

-научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

-воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного“я”.

       Таким образом,  для  реализации цели и  воспитательных задач важно  создавать условия для наиболее полного раскрытия детских возможностей и использовать  при этом привлекательные для детей виды деятельности Педагогам и родителям важно помнить, что игра дает огромную возможность для детского воспитания и развития.

Литература

  1. Детство. Программа развития и воспитания детей  в детском саду. / Н.П. Сакулина, И. Логинова,Т.И. Бабаева и др., под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, А.М. Гурович. –СПб.: Детство – пресс, 2005.
  2. Подласый И.П. Педагогика кн.2 — М.:Владос, 2004. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002г № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008г №666 Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», 2008.
  4. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля2002г № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».
  5. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.– М.: Академия, 2002.
  6. Титов В.А. Дошкольная педагогика, конспект лекций М.: Приор-издат, 2005
  7. ФГТ — Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009г
  8. Щедровицкий Г.П. Новое педагогическое мышление — М.: Просвещение, 1982

Источник