Всестороннее развитие ребенка 5 лет
Развитие ребенка в 5 лет выходит на новый этап. Он вполне взрослый и самостоятельный, многому успел научиться. Пятилетки прекрасно владеют своим телом, говорят длинными предложениями, считают до десяти, а то и до двадцати. Умеют рисовать, знают буквы, начинают писать. Родители не успели заметить, как их миленький карапуз превратился в дошкольника. Основное задание сейчас подготовить малыша к школе, не отбив у него желания учиться.
Особенности развития ребенка в 5 лет
Физическое развитие пятилетнего ребенка
Рост мальчика к пяти годам достигает 106-116 см, вес – 16,4-19,7 см, охват грудной клетки – 52,0-57,0 см. Девочки к пяти годам вырастают до 102-111 см, весят они 15,4-19,0 кг, окружность грудной клетки у них 51,6-56,6 см. В этом возрасте все больше начинает проявляться разница в показателях нормы между детьми разных полов. Мальчики выше и крепче, девочки более деликатные. Физические показатели также зависят от генетических особенностей детей. Большинство пятилеток худые, вся энергия у них идет в рост скелета и укрепление мышц.
Пятилетние дети очень активные. Они могут пробежать 60-70 метров без передышки, двигаться с помощью прыжков, спрыгивать с высоты в 20-30 сантиметров. Ловко перескакивают с одной ноги на другую, ползают по лестницам, ходят на носочках. Подниматься и спускаться со ступенек могут с небольшим грузом в руках. Игра ребенка в мяч становится виртуозной. Он попадает в цель с одного метра, проводит мячик между предметами, бросает друзьям и ловит его на лету. Совершенствуется у детей координация движений. Они прекрасно ходят по узкой доске, перешагивают и перепрыгивают через препятствия, проползают под планкой, расположенной на высоте 40 см над землей. В конце пятого года многие детки умеют ездить на двухколесном велосипеде.
Мелкая моторика и бытовые навыки
Мелкая моторика рук к пяти годам тоже совершенствуется. Дети умеют нанизывать на ниточку бусинки и пуговички, лепят из пластилина самые разные фигурки, играют в сложные конструкторы. Дошкольники неплохо рисуют, пользуясь при этом кисточками, карандашами и фломастерами. Картинки у них получаются вполне узнаваемыми. Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге. В разрисовке не выходят за контуры, когда раскрашивают картинки и мелкие детали. Ребенку получаются сложные аппликации, поделки. Он пробует делать из бумаги оригами, он отлично складывает пазлы из десятка деталей.
В быту малыш к пяти годам становится вполне самостоятельным. Он ест ложкой, ножом и вилкой, пьет из кружки. Знает правила этикета за столом, не капризничает, и не разбрасывает еду. Сам умывается, чистит зубки и полощет ротик. Одевается без посторонней помощи, умеет застегивать молнию, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговички. Позвольте ребенку совершенствовать свои бытовые навыки, не помогайте без надобности. Пускай многие вещи он делает медленно, но таким образом малыш учится себя обслуживать. Дети, которые ходят в садик, часто справляются с бытовыми вещами намного лучше, чем те, которых воспитывают в домашних условиях.
Умственное развитие пятилетних детей
Интеллектуальное развитие детей пятого года жизни определяется следующими параметрами:
- Способностью концентрировать внимание
- Умением воспринимать информацию
- Развитием логического мышления
- Памятью
- Воображением.
Концентрация внимания ребенку в 5 лет дается нелегко. Он пока не может сосредотачиваться на работе с помощью волевого усилия. Легко отвлекается, переключается с одного дела на другое. Он продолжает воспринимать информацию в ходе игры, занимается только тем, что ему интересно. Дополнительное занятие, выходящее за пределы поставленной задачи, дается малышу с трудом. Если ребенок гиперактивный, ему еще труднее концентрировать свое внимание. Он предпочитает подвижные игры, не может дольше пяти минут сидеть на одном месте.
Дети очень быстро впитывают новую информацию
Дети в пять лет впитывают новую информацию, как губки. Они интересуются всем и задают сотни вопросов. В этом возрасте уже проявляются способности и наклонности. Одному ребенку лучше дается счет и математика, другой охотнее занимается творчеством, а третьему больше нравится слушать и читать книги. Есть особенности зрительного и слухового восприятия. Одни лучше запоминают информацию, рассматривая картинки или фильмы, другие – прослушав ее. К пяти годам дети уже хорошо различают и называют цвета, формы предметов. Труднее обстоит ситуация с восприятием времени, особенно длинных промежутков. Ребенку трудно понять, что такое неделя, месяц, год. Часы и календарь для малыша остаются вещами абстрактными. Он еще не знает, как с ними обращаться.
Особенности мышления детей в пять лет
У пятилетних детей преобладает наглядно-образное мышление. Они хорошо понимают, как устроены многие бытовые приборы, как ими можно пользоваться. Игрушки не ломают, а разбирают на детали. Быстро учатся пользоваться в процессе игры новыми предметами. Словесно-логическое мышление только начинает формироваться. Дети уже могут делать первые обобщения, сортировать предметы по их признакам, составлять логические цепочки и находить в них лишние предметы. Но многие абстрактные понятия для них пока недоступны, они с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами.
Память к пяти годам совершенствуется. Дети быстро схватывают информацию, но также быстро ее забывают. Выученный стишок, если его не повторять, через пару дней уже не могут рассказать. Лучше запоминать ребенку получается то, что произвело на него сильное впечатление. Например, слова понравившейся песенки он будет помнить очень долго. А стихотворение, выученное под принуждением, тут же забудет.
Любят дети в этом возрасте ролевые игры. У них очень сильно развито воображение, в процессе игры они представляют себя летчиками, шоферами, сказочными принцессами. Часто путают реальность с воображаемым миром. Придумывают себе друзей и разговаривать с ними. Иногда боятся монстров, которые существуют лишь в их фантазии. Бывает, что ребенок обманывает взрослых, рассказывает истории, которых на самом деле не было. Не нужно переживать, малыш не растет вруном. Для развития его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, он должен пройти такой этап в жизни, когда фантазии смешиваются с реальностью. Пройдет совсем немного времени, и его воображение не будет столь бурным.
Речевое развитие ребенка в пять лет
Словарный запас малыша пятого года жизни большой, составляет около 3000 слов. Он выговаривает большинство звуков, проблемы бывают с буквой «р» и некоторыми шипящими. Процесс развития речи идет у детей параллельно с развитием мышления. Вместе с новой информацией они усваивают и новые слова. Потому так важно, чтобы родители больше разговаривали с малышом, следили за своей речью, произносили слова и фразы правильно, избегали громких звуков. Ведь ребенок копирует взрослых вместе с их ошибками.
Предложения, которыми говорит пятилетний дошкольник, состоят из 5-6 слов. В детском словаре присутствуют существительные во всех падежах, глаголы, наречия, краткие причастия. Ребенок использует все времена, превосходную степень, уменьшительные формы, пользуется синонимами и антонимами. Хотя и допускать иногда грамматические ошибки. Дети в пять лет могут самостоятельно образовать прилагательное от существительного. Речь их логически выстроена, они способны общаться на отвлеченные темы. Теперь дошкольник пересказыват сказки, улавливая их основной смысл. Без помощи взрослых декламирует стихи, активно используя разные интонации. Ребенку нравиться придумывать новые слова, которых нет в литературном языке. Например, машинки он может назвать «ездилки», раскраски – «разукрашки».
Эмоциональное и социальное развитие пятилетних детей
К пяти годам дети учатся контролировать свои эмоции, это у них неплохо получается. Психологическое развитие выходит на тот уровень, когда ребенку проще давать оценку своим поступкам, сдерживать импульсивные желания. Сейчас он хорошо говорит и может выразить словами все, что хочет. Потому малыш начинает себя чувствовать более уверенно, ведь его все понимают. Улучшается у детей усидчивость и терпеливость. Они могут спокойно ждать своей очереди, просить разрешения взять ту или иную вещь.
С чужими людьми ребенок еще бывает стеснительный, но намного легче идет на контакт, чем раньше. Дети предпочитают групповые игры индивидуальным. Умеют делиться своими игрушками, угощать друг друга вкусностями. В процессе игры придерживаются правил, уступают друг другу, если это необходимо. Теперь у них появилось чувство справедливости, они стараются не обижать своих сверстников напрасно. Ребенок бывает нервный и сильно расстраивается, когда, по его мнению, кто-то поступает неправильно.
Малыш уже помогает родителям
Малыш к пяти годам научился помогать родителям по дому и с удовольствием это делает. Он продолжает копировать их поведение. Так что не стоит ждать от ребенка, что он будет делать вещи, которые не делают папа с мамой. В этом возрасте формируется личность малыша, его привычки. Важно заложить в следующие два года в него все навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Учите дошкольника проявлять инициативу, дайте ему возможность выбора. Например, когда идете на улицу спросите, что малыш хочет надеть. Выбор должен быть четким, между 2-3 вещами. Также спрашивайте, что ребенку хочется съесть, блинчики или пюре из картошки, яблоко или банан. У него будет повышаться самооценка, дошкольник почувствует себя важной личностью. Вместе с тем, у него выработается чувство ответственности за свой выбор.
Возрастные проблемы в пять лет могут быть связаны с гиперактивностью. Ребёнок становится неуправляемый и агрессивный, обижает своих друзей, плохо идет на контакт с другими детьми. Иногда у него нарушен сон, малыш кричит по ночам, просыпается. Причины такого поведения могут быть разными, от домашних проблем, до трудностей в детском коллективе. Ребенку может понадобиться консультация невролога или психолога. Только они дадут правильные советы, как вести себя с трудным дошкольником, как исправить недостатки воспитания и общения с ним.
Режим и питание ребенка в 5 лет
Для нормального роста и развития ребенку в пять лет нужно правильно питаться. Его стол полностью отвечает столу взрослых. Если вы сами придерживаетесь правил здорового питания, можете не готовить малышу отдельные блюда. Следите, чтобы он не ел слишком много жареного, копченостей. Не следует поощрять перекусы, лучше всего, когда ребенок ест 4 раза в день и в одно и то же время. Пятилетние дети очень любят сладости. У родителей возникает вопрос, можно ли давать их малышу и как часто. Вот список продуктов, которые желательно исключить из детского меню:
- Леденцы, которые содержат много сахара и красители. Они вызывают кариес и проблемы с желудком.
- Шоколад. В нем много веществ, которые возбуждают нервную систему
- Чипсы и сухарики, содержащие вредные жиры, соль и приправы.
- Газированные напитки, в которых много сахара, консервантов, ароматизаторов и красителей.
Вот что лучше всего покупать ребенку:
- Халва. В ней немного сахара, зато есть полиненасыщенные жирные кислоты, необходимые для развития нервной системы, и ряд витаминов.
- Белый шоколад. Содержит молоко и масло какао, не вызывает возбуждения нервной системы.
- Зефир состоит из сахара, фруктового желе, пектина и яичных белков. Положительно влияет на обмен веществ.
- Мед, ягодки, сухофрукты – содержат витамины, регулируют работу кишечника.
Через год дошкольник станет школьником, потому так важно уже сейчас приучать его к режиму. Дети должны вовремя ложится спать, не позднее девяти часов вечера. Утро начните с гигиенических процедур и полноценного завтрака. Желательно, чтобы просыпался, умывался и ел малыш в одно и то де время. Затем нужно уделить время занятиям и утренней зарядке. Уроки и дальше должны проходить в форме игры, но следует тренировать усидчивость и внимательность дошкольника. После занятий обязательно с ребенком гулять. Многие дети к пяти годам днем уже не спят. Но если ваш малыш любит вздремнуть после обеда, это не отклонение от нормы. Просто его нервная система требует больше отдыха. Вечерние занятия не должны быть такими интенсивными, как утренние. Просто поиграйте с карапузом в игры развивавшки или прочитайте сказку.
Занятия с ребенком пяти лет
Для нормального физического развития ребенку нужно много двигаться. Некоторые дети к пяти годам уже посещают спортивные секции. Если вы не ставите перед собой задачи сделать из малыша чемпиона, можете ограничиться утренней зарядкой. Купите домой несколько простых тренажеров —перекладину, кольца, гимнастическую стенку. Упражнения следует делать ежедневно в одно и то же время. Неплохо, если вы придумаете к ним музыкальное сопровождение. Как правильно заниматься с малышом подскажет развивающее видео. Используйте для спортивных игр время прогулки. Пускай ребенок играет в мяч, бегает на площадке, преодолевает препятствия. Ни в коем случае не запрещайте ему бегать со сверстниками. Пускай носится, играет в догонялки, не бойтесь, что малыш упадет. Ведь без ушибов не проходит жизнь ни одного мальчика или девочки.
В пять лет ребенка нужно готовить к школе. Если он еще не освоил весь алфавит, самое время этим заняться. Пригодится книжка или таблица с буквами, кубики пятилетке могут быть уже не интересными. Купите дошкольнику тетрадь и учите понемножку писать буквы. Чтобы процесс проходил легче, сначала предложите ручкой обрисовать контуры.
Математические занятия можно проводить с помощью специальных палочек для счета, пригодятся развивающие пособия с простыми детскими задачками. Не паникуйте, когда ваш ребенок протестует и не хочет учиться. Он не ленивый, ему просто не интересна пока учеба. Попробуйте превратить занятия в игру, только так пятилетку можно заставить осваивать новый материал.
Творческое развитие детей
Творческое развитие детей не менее важно, чем умственное. Малыши в 5 лет хорошо рисуют, следует поощрять их способности. Предложите новые материалы, пускай рисует не только акварелью, но и гуашью или акрилом. Пригодятся для занятий мелки, карандаши, фломастеры, маркеры. Увидите, что ваш малыш с помощью новых материалов может создавать великолепные картинки. Кроме рисования, займитесь с ним лепкой и аппликацией, сложите вместе оригами. Такие упражнения помогают развивать мелкую моторику, тренируют координацию пальчиков. Это пригодится ему во время подготовки к школе.
Развивающие ИГРЫ для детей 5 лет. ЛУЧШИЕ игры для развития ребенка.
Развитие речи ребенка 5-7 лет
Развитие и воспитание детей от 5 до 8 лет
Читайте ребенку сказки и рассказы, попросите их пересказать. Помогите ему уловить суть и основную тему прочитанного, выделить главное и второстепенное. Занятия развивают не только речь, но и логическое мышление. В пять лет можно начинать изучать английский. Найдите в интернете сайт для раннего изучения языка, он поможет вам освоить методику. А еще лучше отдайте малыша в специальную языковую школу.
Обучение детей перед школой должно быть интересное и познавательное. Не следует постоянно устраивать им тесты и проверки. Сейчас этого не делают даже в начальной школе. Очень распространенной ошибкой родителей является игнорирование физического развития малышей. Не следует все время ребенка занимать лишь развитием ума, тело не менее важно. Если он много знает, но его активность ограничена, начнутся проблемы со здоровьем. Подходите к воспитанию комплексно. Только гармоничное развитие поможет вырасти малышу успешным и счастливым.
Источник
В пять лет ребенок активно и всесторонне развивается. На передний план выходят интеллектуальные и творческие способности, активно проявляются особенности характера. Родителям важно не запускать развитие ребенка в 5 лет, уделяя внимание всем видам его деятельности, направляя и мотивируя к занятиям. К этому возрасту у ребенка уже есть не только собственные интересы, но и определенный круг общения, в который попадают его новые друзья.
Физиологические изменения после 5 лет
В пять с половиной лет у ребенка хорошо развита координация, ранее приобретенные навыки переходят на новый уровень, совершенствуется мелкая моторика. Ребенок становится более быстрым, ловким и выносливым. Он уже лучше держит равновесие, способен выполнять упражнения на турнике, ловит мяч и попадает им по целям, в том числе и в движении.
Не удивляйтесь, если старший дошкольник будет наивно расспрашивать вас об отличиях мальчиков и девочек. В этот период с ним происходят некоторые изменения, связанные, прежде всего, с половым созреванием. Именно поэтому многие мальчики и девочки в пять лет проявляют интерес к гениталиям. Родителям нужно заранее подготовиться и подобрать удовлетворяющие ребенка этого возраста ответы.
В пять лет дошкольники, независимо от пола, продолжают активно набирать вес и расти. Вы можете сравнить показатели роста и веса своего чада с признанной нормой, чтобы понять, насколько гармонично происходит его развитие. Так, мальчики в возрасте пяти лет могут весить до 20 кг, тогда как максимальный вес у девочек в этом возрасте составляет 19 кг. В пять лет мальчики, как правило, достигают 116 см роста, а девочки ниже на 4-5 см. Грудная клетка в объеме у будущих мужчин может достигать 57 см, у юных леди — 56,6 см.
Дети в этом возрасте уже готовы к полноценным занятиям в спортивных секциях, поэтому родители могут определить для них подходящий вид спорта. В пять лет ребенка можно начинать учить кататься на лыжах, ездить на велосипеде или даже верхом.
Особенности психического развития
В пять лет ребенок становится заметно более взрослым и дисциплинированным. Он относится к группе старших дошкольников, поэтому уже способен не только контролировать поведение, но и соблюдать правила, не нарушая запретов. Ребенок в состоянии адекватно оценивать поступки, как свои, так и окружающих, делать выводы, стыдиться за неправильные действия и сострадать. Очень многие детки именно в этом возрасте пытаются говорить со взрослыми на совсем недетские темы, например о любви, о вечности или о смерти.
Дошкольник в пять лет думает и наблюдает. Его беспокоят одинокие пожилые люди, он искренне сочувствует бездомным животным, мечтает сделать для них что-то полезное в будущем. Часто дети после пяти лет приносят домой котят, щенков, совершенно не желают воспринимать смерть даже в самых банальных проявлениях и мечтают быть полезными для других.
Психологи утверждают, что именно в этом возрасте дети осознают, что могут потерять близких навсегда, и опасаются за собственную жизнь, чувствуя себя уязвимыми и одинокими время от времени.
Основные навыки старшего дошкольника
Дети, с раннего детства проявляющие интерес к рисованию, к пяти с половиной годам вполне осознанно могут изобразить на бумаге практически все, что они видят вокруг себя, а в некоторых случаях даже целую историю с четко прослеживаемой сюжетной линией. Ребенку в этом возрасте уже можно давать задание нарисовать что-либо – он вполне может с ним справиться.
Совершенствование творческих навыков также заметно проявляется в освоении техники лепки и аппликации. Малыш с удовольствием вылепливает из пластилина фигурки людей и животных, ловко орудует ножницами и придумывает сюжеты для бумажных картин.
В пять с половиной лет малыш отлично ориентируется в основных цветах, знает несколько оттенков. Важно поработать с ребенком над запоминанием основных данных, касающихся его и семьи. Малышу нужно знать свои имя и фамилию, адрес, имена и личные данные близких членов семьи. Обязательно нужно научить ребенка отличать времена года, время дня, знать основные дни недели и начинать работать над запоминанием месяцев.
Пятилетний ребенок уже должен знать названия животных и некоторых растений, понимать, что собой представляет их среда обитания. Более того, малыш должен ориентироваться на знакомой ему местности: знать, где ближайший магазин, качели, парк и дорога от них домой.
В пять с половиной лет ребенок активно работает над совершенствованием коммуникативных навыков. В это время он уже много общается с другими детьми, учится находить контакт со взрослыми, поэтому родители должны объяснить малышу правила общения с окружающими его людьми и внушить, что с незнакомыми взрослыми в отсутствие родителей разговаривать нельзя, а уж принимать от них что-либо категорически запрещено.
Как заниматься с дошкольником пяти лет?
Регулярные занятия с дошкольником должны проходить в виде полноценных уроков, которые лучше проводить в игровой форме. Не нужно в этом возрасте слишком напрягать ребенка требованиями и указаниями. Малыши пока не способны концентрироваться долго, поэтому уроки должны быть непродолжительными и интересными. Нельзя заставить малыша думать, но можно создать благоприятную для занятий атмосферу, где ничто не станет его отвлекать.
Будет правильным, если у ребенка появится свой собственный стол для занятий, на котором не будет отвлекающих его от процесса вещей. В пять с половиной лет ребенку на занятиях нужно развивать:
- память;
- мышление;
- внимание;
- речь;
- умение работать в команде;
- навыки общения.
Кроме того, нужно будет пополнять словарный запас ребенка, помогать ему знакомиться с миром и его закономерностями, способствовать развитию абстрактного мышления и воображения. Со старшим дошкольником уже можно заниматься начальной грамматикой, учиться читать и знакомиться с математикой.
Дети в этом возрасте не могут управлять памятью, которая пока работает непроизвольно. Они способны запомнить только то, что произвело на них впечатление, забывая это через короткий промежуток времени.
С малышом в пять с половиной лет можно тренировать несколько видов памяти:
- зрительную;
- слуховую;
- механическую.
Обязательно нужно работать над развитием речи. Следите за тем, как малыш произносит отдельные слова, выговаривает буквы. Если ребенок привык неправильно произносить некоторые буквы, нужно сосредоточить на этом внимание и постараться добиться от него правильного произношения. Чем дольше ребенок будет делать ошибки в произношении, тем сложнее впоследствии будет его от этого отучить.
Занимайтесь с малышом гимнастикой для языка и интересными упражнениями вроде «мостика», «балалайки», воздушного футбола с использованием ватного шарика вместо мяса для тренировки шипящих звуков. Если самостоятельно искоренить проблемы не получается, то необходимо будет записать ребенка на занятия к логопеду. Ведь чем старше будет становиться малыш, тем сложнее ему будет наладить правильную речь, а значит, настроить познание мира, неизменно связанное с речью.
Чтение и логические игры в жизни дошкольника
Простой, доступный и эффективный способ расширить словарный запас ребенка —это чтение. Родители могут читать крохе самостоятельно или пробовать осваивать самые простые слова вместе с ним. С помощью книг можно изучить основные виды профессий, марки авто, названия птиц, насекомых, животных, продуктов питания и т.д.
Развивать логическое мышление ребенка можно с помощью специальных игр с заданиями на определение и запоминание геометрических фигур, сравнением узоров, подбором парных предметов. Дополнительно с ребенком можно учиться конструировать, строить из кубиков и кирпичиков по визуальной инструкции, складывать конструкторы и картины из паззлов.
Как развивать творческое воображение?
В возрасте пяти с половиной лет у детей просто невероятное воображение! Они придумывают разные истории и сами же в них верят, порой пугая родителей чрезмерной реалистичностью рассказанного. На самом деле в фантазиях нет ничего страшного — это нормальная составляющая процесса развития дошкольника. Задача родителей — создать достаточно пространства для творчества малыша, придумать для него увлекательные творческие занятия. Это может быть лепка, рисование, мозаика, конструирование и многое другое.
Параллельно с творческим развитием ребенка нужно приучать к математической дисциплине. В пять с половиной лет дети способны выучить цифры и обозначить для себя десятки. Упростить и ускорить процесс помогут специальные наборы и материалы.
Обучая детей математике и грамоте, нужно не забывать, что для них в этом возрасте очень важно общение. Им крайне необходимо разговаривать и играть со сверстниками – обеспечьте своему ребенку такую возможность.
Источник