Всесторонне воспитание и развитие ребенка в дошкольном возрасте
Когда в семье появляется ребёнок, родители ставят перед собой великую и понятную цель – воспитать его как Человека с большой буквы. Мама с папой очень хотят, чтобы он вырос настоящей, хорошо развитой личностью, яркой индивидуальностью. Они перечитывают множество методических пособий снова и снова, чтобы понять, как из младенца вырастить физически крепкого и интеллектуально развитого человека, который бы к тому же обладал целым набором крепких нравственных установок.
Наверняка, вы слышали о принципе всестороннего развития личности ребёнка. Специалисты советуют использовать его в обучении как педагогам, так и родителям. Но что именно он означает и что вкладывают в этот термин его создатели?
Что такое принцип всестороннего развития?
Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. Грубо говоря, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжеты книг, но ещё быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям в мире.
Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.
Всесторонне развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.
Аспекты всестороннего развития ребёнка
- Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
- Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
- Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
- Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
- Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
- Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.
Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.
Взаимосвязанные принципы
- Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребёнка воспринимается не как этап на пути к достижению определённой цели, а как самобытный период его жизни с соответствующими особенностями восприятия.
- Принцип деятельности. Любое развитие должно быть направлено на формирование конкретных умений и навыков, которые пригодятся ребёнку на данном этапе жизни.
- Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Родители должны воспринимать ребёнка как отдельную личность с собственными взглядами, потребностями и желаниями.
- Принцип полноты образования. Очень важно позаботиться о качественном образовании, которое даст ребёнку все необходимые знания, навыки и умения.
- Принцип интеграции образования. Теоретическое образование должно воплощаться в реальной жизни, чтобы ребёнок сам увидел и понял, как помогут ему приобретенные знания.
Считается, что пик познавательной активности у детей попадает на период от 7 до 12 лет. В это же время у ребёнка формируется собственная мотивация к получению новых знаний и обучению. Поэтому очень важно использовать этот период максимально продуктивно.
Как применить принцип всестороннего развития для детей?
Для наглядности рассмотрим способы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.
Аспект развития | Необходимые действия |
Физическое развитие | • * Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребёнка. • * Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам. • * Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия. |
Интеллектуальное развитие | • * Обсуждайте с ребёнком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями. • * Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка. • * При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребёнка – например, запишите его на развивающие курсы. • * Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие. |
Социальное развитие | • * Общайтесь с ребёнком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы. • * Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребёнка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники. • * Если ребёнку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти. |
Эмоциональное развитие | • * Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас. • * Обсуждайте с ребёнком его эмоции и переживания. • * Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребёнка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы. |
Творческое развитие | • * Если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок. • * Поощряйте творческие занятия ребёнка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал |
Духовное развитие | • * Общайтесь с ребёнком на темы нравственности и морали. • * Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность |
Некоторые аспекты можно объединять. Методы всестороннего развития детей применяются в «Академии развития интеллекта AMAKids». Так, записав ребёнка на занятия по ментальной арифметике вы делаете вложение в его развитие: интеллектуальное (быстрый счёт, повышение умственных способностей), социальное (общение со сверстниками и педагогами) и творческое (поиск нестандартных решений, активизация правого полушария мозга).
Всестороннее развитие ребёнка – это не просто красивые слова. Это конкретные действия, придерживаясь которых вы поможете своему ребёнку вырасти счастливым и успешным человеком. Поэтому не полагайтесь только на школьное образование – принимайте непосредственное участие в развитии своих детей раннего возраста.
Источник
Ольга Железнова
Всестороннее развитие дошкольника в ДОУ
Автор Железнова Ольга Васильевна, воспитатель МКДОУ Сузунского района «Сузунский детский сад № 4», 1 категория.
Актуальность выбранной темы:
Современная школа требует от ребенка, приходящего в первый класс, высокого уровня умственного развития, которое необходимо для успешного усвоения достаточно сложных программ начальной школы. Поэтому всестороннее развитие дошкольников приобретает в настоящее время особую актуальность. В число наиболее значимых проблем, входят неудовлетворительный уровень психо — физического здоровья, умственного развития и эмоционального благополучия детей.
Гипотеза:
Я предполагаю, что применяя современные образовательные технологии в ДОУ, будут эффективны для развития и обучения воспитанников.
Цель:
выявить эффективность применения современных образовательных технологий и методик в ДОУ для развития и обучения воспитанников.
Задачи:
1. Спроектировать и внедрить в практику работы систему познавательного развития с помощью различных подходов в продуктивной и творческой деятельности дошкольников.
2. Организовать совместную деятельность с детьми по реализации индивидуального образовательного маршрута в направлении продуктивно-творческой деятельности.
3. Определить педагогические задачи с учетом потребностей семей воспитанников.
4. Ввести диагностику индивидуальных особенностей воспитанников.
I.Основная часть
Свою деятельность строю в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения разработанной на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, 2010г. в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н, Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой, 2010.
Педагогическую деятельность ориентирую на всестороннее развитие личности ребёнка с учетом его индивидуальных и типологических особенностей на основе субъект — субъектной модели взаимодействия воспитателя и ребенка. На должном уровне владею теорией и методикой воспитания, обучения и развития дошкольников. Развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых результатов использую следующие образовательные технологии.
• Здоровьесберегающие технологии.
• Личностно ориентированные технологии.
• Игровые технологии.
• Познавательно – речевое развитие.
• Взаимодействие ДОУ и семьи.
1.1. Здоровьесберегающие технологии.
Создаю условия для оптимизации нагрузки детей с целью укрепления и сохранения их психического и физического здоровья. В связи с этим применяю здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.
Применяя такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию,гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, самомассаж, игровой массаж и др., тем самым повышаю результативность воспитательно – образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Вывод: Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.
1.2. Личностно-ориентированные технологии.
Педагогическая деятельность направлена на личностно – ориентированные технологии. Для этого создаю в группе спокойный, доброжелательный микроклимат. Благодаря чему дети свободно выражают свои мысли, учатся, психологии и педагогики, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития воспитанников. Личностно – ориентированным называется обучение, при котором во главу ставится личность ребёнка, его самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Вывод:
Результатом использования личностно – ориентированных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей.
1.3. Игровые технологии.
В плане социального развития детей работаю над формированием у дошкольников представлений о самом себе, о своем существовании в среде сверстников и взрослых, широко использую социо-игровую педагогику, коммуникативные игры, игровую технологию обучения.
Игровые технологии. Игра, наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Являясь развлечением, игра способна перейти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
В своей работе использую игровые технологии обучения:
— в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, понятия;
— как элементы более обширной технологии;
— в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Вывод:
В результате систематического использования игровых технологий, программа к концу учебного года усвоена даже детьми с низкими возможностями. Повысился темп работы на занятиях, возросла активность дошкольников. Повысился интерес к занятиям, следовательно – познавательная активность.
1.4. Познавательно – речевое развитие.
Познавательно – речевое развитие – это развитие связной речи детей.
Развитию связной речи детей необходимо уделять большое внимание. Успешность работы зависит от проведения занятий по развитию речи и ознакомление детей с художественной литературой.
Занятия с детьми необходимо проводить в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия.
Деятельность педагога направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия через развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи) в различных формах и видах детской деятельности.
На протяжении пяти лет работаю над темой «Развитие познавательного интереса через приобщение детей к устному народному творчеству». Целью, которой является создание положительного психологического климата в детском коллективе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу и к взрослым, а также любви и уважения к русскому народу, его обычаям, обрядам, к своей Родине. Составляю перспективные планы работы по данной теме. Используя в работе прием моделирования русских народных сказок, способствую развитию у детей логической и диалогической речи, воображения,творческих способностей: умение сочинять, пересказывать и рассказывать сказки, рассказы, инсценировать, драматизировать их. В результате систематического использования познавательно – речевого развития дети знают потешки, скороговорки, загадки, русские народные сказки, с интересом играют в народные игры, поют русские народные песни.
Вывод: Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.
1.5. Взаимодействие ДОУ с семьей.
Общение с родителями строю на основе дифференцированного подхода,используя коллективные и индивидуальные формы работы: анкетирование, консультация, беседа, родительское собрание (различные формы проведения, информационный стенд; позволяющие обсуждать проблемы воспитания и развития дошкольников, находить пути их преодоления. Результат анкетирования родителей показал, что в работе нашей группы их привлекает хорошая организация режима дня, дети с удовольствием посещают детский сад. Родители принимают активное участие в праздниках, конкурсах, акциях («Осенние забавы», «Новогодняя игрушка», «Добрая игрушка» и др.).
Вывод: При использовании дифференцированного подхода при организации работы с родителями, обеспечивается индивидуальный подход к каждой семье.
Заключение
В процессе исследования была проанализирована система познавательного развития при помощи различных подходов продуктивной и творческой деятельности воспитанников.
Современная школа требует от ребенка, приходящего в первый класс, высокого уровня умственного развития, которое необходимо для успешного усвоения достаточно сложных программ начальной школы. Поэтому всестороннее развитие дошкольников приобретает в настоящее время особую актуальность. В число наиболее значимых проблем, входят неудовлетворительный уровень психо — физического здоровья, умственного развития и эмоционального благополучия детей и (актуальность)
В дошкольном возрасте все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того какие условия для этого развития создадут педагоги и родители.
Внедрение в практику работы системы познавательного развития показало, эффективное влияние дидактических, развивающих и подвижных игр на всестороннее развитие дошкольника, позволило установить степень доступности выбранных методов для детей старшего дошкольного возраста.
Благодаря системности и повторности проведения продуктивной и творческой деятельности, дидактические задачи успешно решались воспитанниками.
Исследование показало, что всестороннее развитие дошкольниковбудет эффективным при соблюдении следующих условий:
-учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольников: сочетание возрастного и индивидуального подхода в воспитании и обучении воспитанников может обеспечить их полноценное эмоциональное и умственное развитие;
— создание предметно — развивающей среды для обогащения жизненного и игрового опыта детей, своевременное изменение ее в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей игровой среды;
-включение в педагогический процесс системы дидактических,развивающих, подвижных игр;
-умение ориентироваться в многообразии имеющихся дидактических, развивающих, подвижных игр.
(диагностика,работа с родит)
Таким образом, эти подходы продуктивной деятельности образуют систему познавательного развития.
На основании всего выше перечисленного я пришла к выводу, что применяя современные образовательные технологии и методики в ДОУ, являются эффективны, вследствие чего выдвинутая мною гипотеза доказана.
Источник
Успешно подготовить ребенка к школе способны комплексные образовательные программы.
Узнать подробнее…
Дополнительные развивающие занятия с логопедом и психологом помогут ребенку обрести уверенность в общении и лучше адаптироваться к школе.
Подробнее о занятиях…
Период воспитания ребенка дошкольного возраста нередко становится для родителей одним из самых сложных. Как подготовить ребенка к школе, на что обратить внимание, каким критериям должен соответствовать дошкольник, чтобы легче адаптироваться к учебе и быть успешным?
С момента рождения и до поступления в школу ребенок проходит довольно сложный, но интересный путь первого познания мира. Что можно, а что нельзя, какое это на вкус, на запах, на ощупь, он делает первые шаги и говорит свои первые слова, учится пользоваться горшком и выполнять несложные поручения. Школа становится новым этапом развития, от готовности к которому, однако, зависит успешность его прохождения. Есть ли у ребенка жажда знаний и открытий, хочет ли он учиться или его трудно чем-либо заинтересовать, умеет ли он читать и хорошо ли физически подготовлен для своего возраста, как общается с другими людьми – со сверстниками и взрослыми, имеет ли свои принципы и понимание добра и зла, некоторых нравственных вопросов? Все это напрямую будет влиять на интерес к учебе и умению его адаптироваться в коллективе.
Способы и средства воспитания детей
Воспитанием называют целенаправленное формирование личности, процесс, который помогает ребенку подготовиться к взаимодействию в социуме. Это передача накопленного опыта, развитие в ребенке определенных качеств и умений. Как правило, в любом воспитании используется три основных способа – наказание, поощрение и личный пример. Причем последний способ считается чуть ли не самым эффективным, поскольку дети склонны повторять за взрослыми, копировать их привычки и поведение. Это не означает, что метод «кнута и пряника» не работает, просто следует помнить о том, что все хорошо в меру. При чрезмерном наказании можно задушить в ребенке инициативность, создать психологическую травму – особенно, если он не понимает, за что его наказывают. При чрезмерном поощрении можно избаловать или поощрить развитие формата общения под названием «шантаж», когда ребенок соглашается выполнять свои обязанности только взамен предоставления каких-либо благ и удовольствий.
Поэтому, в идеале, всегда помните о том, какой пример вы подаете вашему ребенку. Если вы не занимаетесь спортом, то заинтересовать ребенка зарядкой будет сложно. Если вы не читаете книг и много время проводите в Интернете, то не удивляйтесь, почему вашего малыша не интересует литература.
Развитие ребенка 1 – 5 лет
Перед детьми от одного до трех лет встает задача постижения огромного окружающего мира и приобретения самых необходимых навыков. К двум годам они делают резкий рывок в интеллектуальном развитии, формируются первые навыки абстрактного мышления, обогащается воображение, начинает развиваться память. В этом возрасте стимулировать развитие можно в игровой форме: полезно читать, петь, заниматься совместным творчеством, играть в игры.
Третий год в жизни ребенка детские психологи называют кризисным, он становится переломным с точки зрения осознания себя как личности. В этот период во избежание формирования в дальнейшем комплексов крайне важно правильно выстраивать общение с ребенком, уважая особенности его личности.
Важным аспектом становится и развитие речи, которая сейчаc является для малыша полноценным средством общения: происходит тренировка речевой функции, обогащение словарного запаса.
Основным видом деятельности для детей этого возраста является игра, однако сейчас игры переходят из разряда абстрактных в сюжетные.
В первые три года у ребенка формируются основные чувства, определяется эмоциональная составляющая личности, а также его характер. В этот период также активно совершенствуется моторика, усложняются мыслительные операции. К четырем годам основным видом игры становятся ролевые игры. С 4 лет ребенок вступает в дошкольный период, поэтому большинство родителей смещают главный акцент на воспитание, обучение и дальнейшее развитие психики. Однако не следует забывать и о физическом развитии.
Физическое воспитание
Первые 6-7 лет – наиболее важные для физического воспитания, ведь именно в эти годы формируется общая выносливость и работоспособность, идет интенсивный рост. Это время, когда дети наиболее активны, много двигаться для них – легко и естественно, поэтому стоит пользоваться этой природной возможностью и уделять особое внимание физическому развитию. Кстати, это же поможет и укрепить иммунитет, увеличить сопротивляемость различным заболеваниям, развить привычку к здоровому образу жизни.
Что можно делать в это время:
- Укреплять здоровье. Например, заниматься закаливанием, формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие;
- Формировать жизненно необходимые двигательные навыки (например, учиться плавать, бегать, лазать);
- Развивать ловкость, выносливость, скорость, координацию.
Что могут делать родители?
- Если родители сами ведут здоровый и активный образ жизни, то достаточно будет приобщать ребенка к совместным занятиям (зарядке, обливанию, пробежке или плаванию).
- Если позволяет место и пространство, можно приобрести домой простой спортивный инвентарь – установить шведскую стенку или турник, купить фитбол, скакалку.
- Если вы сомневаетесь в том, что у вас хватит времени и сил, чтобы контролировать физическую активность ребенка, можно отдать его в спортивную секцию, кружок или на специальные занятия по детскому фитнесу. Последний вариант даже более предпочтителен, поскольку здесь ребенка не готовят к спортивным рекордам и состязаниям, а в интересной и увлекательной форме проводят занятия, помогающие укрепить мышечный корсет, улучшить координацию и т.д. Причем спектр таких занятий достаточно широк – от йоги до плавания и танцев.
Умственное воспитание
Если физическое воспитание – это база для здоровья и хорошего самочувствия вашего ребенка, то умственное может значительно упростить учебу в школе. К умственному воспитанию можно отнести развитие любознательности и познавательного интереса, памяти и внимания, речи и мышления, творческого восприятия мира и воображения.
Вот далеко не полный список того, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет перед первым классом:
- Копировать в точности узор или движение; уметь находить до шести отличий между разными предметами, в течение 15 минут выполнять одно задание, не отвлекаясь. Скорость и самостоятельность выполнения этих заданий свидетельствуют об уровне внимания у ребенка.
- Рисовать, штриховать картинки, не выходя за границы. Владение карандашом и кистью, а также способность видеть строку и не вылезать за ее пределы поможет ребенку развить мелкую моторику, а это, в свою очередь, облегчит процесс обучения письму.
- Читать небольшие стихи наизусть, пересказывать сюжет прочитанной книжки, рассказа, помнить 3-4 предложения и 8-10 картинок. Все эти умения говорят о том, какая память у дошкольника.
- Немаловажны и математические умения: знать цифры (в прямом и обратном порядке), складывать и вычитать, соотносить цифру и количество предметов, уметь определять время, знать формы предметов (круг, квадрат, треугольник).
- Ну и, наконец, ребенок должен знать ФИО (свое и родителей), а также, в каком городе/стране/области он живет. Иметь представление о временах года, месяцах, днях неделях и времени суток, животных и птицах, цветах и деревьях. Все это относится к знакомству с окружающим миром.
Получается, что в процессе дошкольного воспитания стоит уделить внимание сенсорному восприятию (развитию органов чувств), мыслительной деятельности, становлению речи, воспитанию любознательности (т.е. «научить ребенка учиться»), формированию общего элементарного представления об окружающем мире.
Что могут сделать родители?
- Заниматься дома, используя различные развивающие игры. Сегодня существует огромное количество разных систем, помогающих формировать у ребенка те или иные знания и навыки.
- Просто больше общаться, читать, рассказывать. Например, гуляя, можно считать дома, птичек на деревьях, кошечек, искать только красные или синие машины, определять номера домов и т.д.
- Отдавать ребенка на специальные занятия, в группы, специализированные дошкольные учебные заведения, где с дошкольником будут работать профессионалы, помогающие подготовиться к первому классу.
Нравственное и духовное воспитание
Ну и, наконец, еще один немаловажный аспект – формирование моральных принципов, то есть нравственное и духовное воспитание ребенка. У детей еще нет способности анализировать последствия своих поступков, поэтому ведут они себя так, как, по их мнению, повели бы взрослые, которые являются для них авторитетом. Поэтому очень многое в этом вопросе зависит от родителей.
Важно, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс сформировались представления о справедливости, заботе, доброте, вежливости. Все эти знания должны подкрепляться соответствующими поступками и поведением. Кроме того, стоит уделить внимание и развитию самостоятельности, ответственности, настойчивости, организованности – то есть таким качествам, которые также помогут ребенку успешно учиться в школе.
Что могут сделать родители?
- Много общаться с ребенком, стараться его выслушать, объяснять, почему плох тот или иной поступок;
- Читая книги и просматривая фильмы, задавать ребенку вопросы, вместе анализировать героев и их поступки: «А какой герой тебе больше нравится? Как ты считаешь, хорошо он поступил или нет? А как бы поступил ты в этой ситуации?»;
- Уважать достоинство ребенка, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, открытые доверительные отношения. Ведь чувство собственного достоинства помогает ребенку более правильно и адекватно оценивать свои и чужие поступки. Если в семье, например, позволяют грубить ребенку, унижать его, то нормы вежливости и нравственности для него искажаются;
- Поощрять самостоятельность и инициативность, давать простые задания (например, по дому), учить преодолевать трудности (вместо того, чтобы решать все проблемы за него, можно вместе сесть и обсудить: а как бы мы могли вместе исправить эту ситуацию?), побуждать к самообслуживанию.
К нравственному воспитанию также можно отнести формирование вкуса, интерес к искусству и т.д. Для этого хорошо посещать интересные ребенку выставки, детские спектакли, больше читать книг.
Помочь ребенку в нравственном развитии можно также, занимаясь с психологом, который направит и вовремя скорректирует поведение и развитие малыша. В некоторых специализированных дошкольных учебных заведениях есть соответствующие курсы.
Нынешний ритм жизни значительно усложняет задачу современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка, – как правило, на реализацию всех необходимых запланированных мероприятий своими силами не хватает времени и возможностей, большинство определенных целей требует системного подхода, что еще больше усложняет ситуацию, особенно когда в семье есть двое или более разновозрастных детей. Одно из оптимальных решений – современные детские центры образования и развития, направленные на то, чтобы облегчить и ускорить процессы образования и воспитания, сделать их более разнообразными, увлекательными и эффективными.
Источник