Все натальные периоды развития ребенка
Парам, которые желают иметь ребенка, предстоит многое узнать. Будущим мамам стоит интересоваться не только теми изменениями, которые произойдут с их телом, но и тем, как изменяется малыш в утробе и вне ее. Поэтому мы сегодня поговорим о пренатальном и постнатальном периоде развития малышей. Что происходит, когда ребенок находится еще в животике? Какие изменения его ждут? Как детки развиваются после рождения? Согласитесь, эти вопросы интересны всем будущим мамам без исключения. Предлагаем подробно познакомиться с натальным и постнатальным периодом развития. Сегодня вы узнаете ответы на все эти вопросы и будете подготовлены к роли родителя.
Периоды развития ребенка
Первым делом, стоит знать, что выделяются две большие группы: пренатальный, постнатальный периоды развития. С самого момента зачатия малыш постоянно развивается, растет, приобретает новые навыки и возможности. Принято разделять некоторые периоды, которые имеют свою особую характеристику. Об этом мы вам и предлагаем поговорить.
Сейчас стоит уточнить, что такое пренатальный, постнатальный период ребенка. Пренатальный период развития – это те самые изменения, происходящие в организме малыша, когда он еще не родился на свет. Постнатальный период развития мы уже наблюдаем после рождения крохи. Мы видим как он развивается, растет, учится и так далее.
Пренатальный период
Как мы уже сказали ранее, пренатальный период – это развитие малыша в утробе матери. Как правило, он длится двести шестьдесят шесть дней. Весь пренатальный период можно разделить на три стадии:
- зародышевая (длится порядка двух недель с момента зачатия);
- эмбриональная (длится пять недель, с третьей по восьмую; это довольно ответственный этап, ведь именно сейчас закладываются жизненно важные органы, и начинает биться сердечко);
- плодная (длительность – с девятой недели до самого рождения; на данном этапе ребенок быстро растет, и начинают функционировать все системы).
Многие мамы (в том числе и будущие) знают, что все время беременности делят на триместры. Краткую характеристику вы можете увидеть в таблице.
Триместр | Характеристика |
Первый | Он длится 13 недель (с самого момента зачатия). В результате развития в первом триместре при помощи ультразвукового исследования уже можно определить даже пол ребенка. Сейчас активно развиваются костная, мышечная и нервная система. Уже на десятой неделе беременности плод начинает шевелиться, только мама этого пока не чувствует (длина его составляет порядка 12 миллиметров). |
Второй | На данном этапе ребенок приобретает человеческие черты. Эта стадия характеризуется быстрым ростом и набором веса. Если на 14 неделе его длина составляла 15 миллиметров, а вес всего 35 граммов, то к 27 (конец второго триместра) длина равна приблизительно 35 сантиметров, а вес – 1 килограмм. На шестой неделе беременности у малыша уже хорошо развиты органы чувств и нервная система. Сейчас с крохой можно разговаривать, читать сказки и так далее. Знайте, что громкая музыка его сейчас пугает. Именно в данный момент многие родители начинают обучение малыша, как это делать вы узнаете дальше. |
Третий | Длится с 28 по 40 недели. Это завершающий этап беременности и развития малыша. Сейчас у ребенка уже есть режим (сон и бодрствование), он открывает глазки и даже может дышать. Сейчас ребенок очень восприимчив к прикосновениям, звукам и яркому свету. |
Обучение
Когда кроха еще не родилась на свет, ее можно постепенно обучать. Сейчас будут приведены некоторые советы по воспитанию еще не родившегося малыша.
Режим дня | Приучать малыша к режиму дня можно при помощи песен. Утром – веселая приветственная композиция, вечером – колыбельная, перед приемом пищи – интересная гастрономическая композиция. Это поможет ему быстрее освоиться в нашем большом мире. |
Слух | Говорите с малышами как можно чаще, если он слышит голос мамы, то быстрее успокаивается. Громкий звук раздражает малыша, он начинает закрывать ушки руками. |
Музыкальный вкус | В течение одного часа ежедневно слушайте спокойную классическую музыку. Маленьким деткам она очень нравится. |
Общение | Отвечайте на каждые действия малыша. Постукивания, поглаживания, речь – это все средства коммуникации. |
Пополнение словарного запаса | Если вы умеете говорить на нескольких языках, то делайте это как можно чаще. Хоть малыш и не понимает того, что слышит, но так можно развить предрасположенность к иностранному языку. |
Вкусовые предпочтения | Во время беременности старайтесь питаться разнообразно и правильно, ведь мама передает некий гастрономический код своему малышу. Как правило, у деток такие же вкусовые предпочтения, как и у мамы. |
Постнатальный период
Данный период наступает сразу после рождения ребенка на свет. В нем принято выделять следующие стадии:
- новорожденность (до 1 месяца);
- младенчество (до 1 года);
- позднее младенчество (до 2 лет);
- дошкольный возраст (до 6 лет);
- школьный возраст (до 10-12 лет);
- подростковый возраст (до 18-20 лет).
В подростковом возрасте можно выделить некоторые черты:
- половое созревание;
- рост тела;
- формирование личности.
Новорожденный ребенок
Сейчас коротко о новорожденных детках, этот этап входит в постнатальный период развития. В первый месяц в организме малютки проходит ряд изменений:
- потеря веса в первые дни жизни (до 10%);
- появляются врожденные рефлексы (сосательный, хватательный, хоботковый и так далее);
- мышцы малютки находятся в тонусе;
- в течение первых двух дней из кишечника выходит меконий;
- большее время малыш спит (до 22 часов).
Сейчас малышу нужно как можно больше контактировать с мамой, ведь разделение во время родов – это серьезный стресс для малютки. Лучшее питание для ребенка – молоко матери.
Грудной ребенок
Теперь коротко о еще одном этапе постнатального периода развития. Сейчас разговор пойдет о грудничках (до 1 года). Сейчас у малыша очень тяжелый период, перед ним стоит масса задач: научиться держать головку, ползать, ходить. Хватательный навык дает крохе изучать предметы, ползанье – изучать наш большой новый мир. Малыши часто имитируют движения взрослых (подносят чашку ко рту, пытаются самостоятельно кушать и так далее).
Детский сад
Постнатальный период развития ребенка включает еще один этап – дошкольный возраст (до 6 лет). Примерно в три года у ребенка появляется свое собственное «я». Мир предметов уже ему не так интересен, он в полной силе развивает коммуникативные навыки. Теперь люди, их общение, взаимоотношения – это главный интерес у ребенка. В шесть лет уже можно судить о его характере, так как он практически сформировался.
Школьный возраст
Школьный возраст – это еще один тяжелый этап постнатального периода развития малыша. Готовность малыша к школе очень просто распознать: он стремится больше узнать, активен и полон энергии. Кроме этого можно заметить, что он постоянно хочет соревноваться. Сейчас для ребенка очень важно видеть хороший пример: дружная семья, любящие родители, хорошие друзья и так далее.
Источник
Желание иметь ребенка должно быть осмысленным со стороны обоих родителей. Будущей маме полезно не только знать о предстоящих переменах в организме, но и прочитать как можно больше информации про пренатальный и постнатальный периоды развития малыша.
До рождения
Пренатальный период, или внутриутробное развитие, который длится в среднем 280 дней (40 недель), принято подразделять на три этапа:
- Начальный этап. Это первая неделя развития от момента оплодотворения до имплантации в слизистую оболочку матки зародыша.
- Эмбриональный этап. В течение следующих семи недель происходит формирование всех систем и органов. Основным питанием для малыша являются вещества, доставленные с кровью матери. На третьей неделе закладываются кровеносные сосуды, пронефрос (предпочка) и сердце. Еще через семь дней завершается формирование печени, желудка, легкого, поджелудочной и эндокринных желез, а также первичной почки, зачатков ног и рук. На пятой неделе у эмбриона продолжают развиваться легкие и бронхи, формируются прямая кишка, мочевой пузырь. Через две недели наблюдается интенсивный рост головы, можно разглядеть уши и глаза, пальчики на ногах и руках.
- Плодный этап. Начиная с девятой недели беременности и до момента рождения ребенок набирает массу и увеличивается в размерах, продолжается созревание и развитие систем и органов.
Концерты классической музыки
До недавнего времени идеи считать возраст ребенка от зачатия казались совершенно безумными, но сегодня ученые настроены уже не так скептически.
Результаты исследований показывают, что малыш может обучаться в утробе матери. Наилучшим способом стимуляции является проигрывание эмбриону классической музыки.
Практически сразу после зачатия начинает развиваться мозг крохи, а к концу пятого месяца формируется количество мозговых клеток, которое будет неизменным весь постнатальный период. С внутриутробным развитием клетки увеличиваются с помощью межклеточных соединений.
Стимуляция клеток посредством классической музыки повышает вероятность развития интеллекта. Кроме того, в постнатальный период такие дети легче поддаются обучению и даже начинают говорить на несколько месяцев раньше, чем сверстники.
После рождения
Постнатальным периодом называют время с момента рождения и до смерти. В педиатрии принято выделять следующие стадии постнатального развития:
1. Первый месяц после рождения — период новорожденности.
2. Со второго месяца до года — младенчество.
3. Второй год жизни — позднее младенчество.
4. От двух до шести лет — младший детский возраст (дошкольный период).
5. 6-10 лет (девочки) и 6-12 лет (мальчики) — школьный период.
Первый месяц
В течение первых 28 дней жизни малыша происходят кардинальные изменения. Мы подробно расскажем об особенностях периода новорожденности:
- Физиологическая потеря веса. Педиатры считают нормой потерю в весе до 10 % в первые пять дней.
- Сразу после рождения малыши обладают поисковым, сосательным, двигательным и хватательным рефлексом.
- В течение первого месяца жизни мышцы находятся в тонусе, а тело автоматически принимает позу зародыша. Гипертонус, как правило, исчезает через два-три месяца.
- Количество испражнений напрямую зависит от частоты кормлений. Первые двое суток из кишечника выделяется меконий.
- Большую часть времени новорожденные проводят во сне – они могут спать до 22 часов в сутки.
Разделение матери и ребенка во время родов, безусловно, сказывается на психологическом состоянии малыша в ранний постнатальный период. Однако при сохранении постоянного контакта этот этап проходит без серьезных последствий.
Что касается пищи, то ВОЗ и педиатры во всем мире считают грудное молоко идеальным рационом, особенно для новорожденных. Количество и частоту кормлений лучше оставить на усмотрение малыша.
От месяца до года
Представьте, какая сложная задача стоит перед ребенком в первый год жизни. Сначала младенец учится держать голову, затем ползать и садиться, вставать, ходить, хватать предметы. Формирование двигательных навыков у детей в постнатальный период развития позволяет им получить как можно больше информации об окружающем мире.
Первые попытки захватить и удержать предмет появляются уже в 3-4 месяца. Для таких тренировок подойдут легкие и шумные погремушки. В этом возрасте дети начинают понимать взаимосвязь определенных движений и появляющихся при этом звуков.
Примерно в 6-7 месяцев малыши открывают самостоятельный способ перемещения в пространстве – ползание. Еще через некоторое время они пробуют вставать на ножки и делать первые шаги, и активное участие взрослых обязательно пойдет на пользу этому сложному процессу.
В конце младенческого периода ребенок пытается подражать взрослым в манипулировании предметами: подносит чашку ко рту, катает машинку, стучит в барабан.
Два года
В течение первого года жизни малыш привязан к маме, но развитие в постнатальный период добавляет уверенности в себе. В 12 месяцев малыш уже умеет ходить и изо всех сил стремится к самостоятельности. Родители с удивлением обнаруживают тот момент, когда чадо перестает подчиняться их воле и становится личностью со своими желаниями.
Развитие малыша в период позднего младенчества сопровождается формированием характера и идет очень быстрыми темпами. Маленький исследователь спокоен только в момент сна, а все остальное время он буквально не сидит на месте.
До двух лет ребенок накапливает пассивный словарный запас и учится понимать разговорную речь, чтобы через некоторое время начать говорить самостоятельно.
Не секрет, что дети могут развиваться по-разному. Однако бывают случаи, когда принцип “всему свое время” лучше не применять в постнатальный период. Обязательно обратитесь к специалисту, если малыш после полутора лет не начал ходить или не играет в простые игры, после двух лет не говорит ни слова или не реагирует на долгое отсутствие мамы (ухаживающего за ним взрослого человека).
От 3 до 5 лет
Постнатальный период развития ребенка нередко сопровождается кризисами, и первый наступает в три года. На смену позиции “мы” приходит самостоятельное “я”, что меняет отношение малыша ко всему окружающему. Вместо мира предметов главный интерес теперь представляет мир людей.
В младшем дошкольном возрасте происходит развитие коммуникативной деятельности, социального восприятия и функций речи, а также воображения и образного мышления.
На шестом году жизни мы можем оценить индивидуальность и характер малыша. С помощью воображения ребенок буквально раскрашивает свою жизнь яркими красками. Специалисты считают, что детские рисунки в младшем дошкольном возрасте – это связь с внутренним миром юного художника.
Ближе к школьному периоду ребенок хорошо ориентируется во времени и пространстве, в бытовых вещах и отношениях между людьми.
От 6 до 10 лет
О социальной готовности к школе говорит проявление кризиса 6-7 лет. Ребенок пытается осознать свое место в системе сложных общественных отношений, происходит разделение внешнего и внутреннего мира.
В младшем школьном возрасте существенные изменения претерпевает память и восприятие. Ведущей деятельностью становится учение, появляются другие обязанности и распорядок дня.
Школьники проявляют индивидуальность и интерес к соревнованиям. Они активны, полны энергии и любознательны. Детям важно видеть хороший пример перед глазами: любовь родителей, атмосферу дружелюбия, готовность прийти на помощь и взаимное уважение.
Источник
Консультация для педагогов
«Причины и виды речевых нарушений у дошкольников»
Подготовила: учитель–логопед Огнева У.Б.
Причины возникновения речевых нарушений в разные периоды
развития ребёнка
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.
Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин и в разные периоды развития ребёнка: перинатальный период (является важнейшим этапом, обусловливающим в дальнейшем физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка — внутриутробное развитие плода), натальный период (период родов), постнатальный период (период развития после рождения).
Причины возникновения речевых нарушений в перинатальном (дородовом) периоде –это интоксикация организма матери, внутриутробная гипоксия плода, резус – конфликт матери и ребёнка, неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша, ушибы и падения матери с дальнейшей травматизацией плода, заболевания матери во время беременности, курение и употребление алкоголя во время беременности.
В период натального периода (момент рождения) причиной речевых нарушений может стать: родовая травма новорожденных, затяжные или стремительные роды, рождение ребёнка с родовой опухолью-гематомой, повреждения нервов, асфиксия плода(кислородная недостаточность).
В постнатальном (послеродовом периоде причины нарушений речи делятся на биологические: черепно-мозговая травма, различные инфекционно – вирусные заболевания – менингит, гепатит, и т.д., наследственные генетические заболевая, цепочка детских инфекций, вызывающих истощение центрально-нервной системы.
Социальные факторы: недостаточность речевых и интеллектуальных контактов, конфликтные отношения в семье, неправильные методы воспитания, психическая депривация (неудовлетворение потребностей ребенка в материнской любви, двигательной активности, во впечатлениях и т.д.), среда, состоящая из лиц с речевой патологией, госпитализм (совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и от дома), многоязычие в семье и др.
Этиология (причины) речевых нарушений.
Перинатальный период (внутриутробное развитие) | Натальный период (период родов) | Постнатальный период (развитие после рождения) |
---|---|---|
| Патология родов:
| Биологические факторы:
Социальные факторы (усугубляющие влияние биологических факторов):
|
Виды речевых нарушений.
Речевые нарушения не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.
Эти классификации при различии в группировке видов речевых нарушений не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения. Здесь мы не станем касаться этих классификаций, а лишь рассмотрим те нарушения, которые чаще всего встречаются в период дошкольного детства. Приведенные ниже речевые нарушения принадлежат к разным логопедическим классификациям и размещены в едином списке лишь в ознакомительных целях.
Афония, дисфония — отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Характеризуется отсутствием фонации (афония) или частичной потерей высоты, силы и тембра голоса (дисфония).
Ринолалия — расстройство артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата (гнусавость).
Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Присущая замедленная реализация артикуляторного — речевой программы в связи с патологическим усилением тормозных процессов, начинают доминировать над процессами возбуждения.
Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Речевая симптоматика
характеризуется ненормально быстрым темпом речи (20-30 звуков в секунду замес 10-12). Брадилалия и тахилалия объединяются общим названием — нарушение темпа речи, следствием которого является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.
Заикание (логоневроз) является одним из самых сложных и длительных речевых нарушений, характеризующееся расстройством темпа, ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением коммуникативной функции, обусловлено судорожными сокращениями в мышцах артикуляции, фонации и дыхания Заикание — это сложное психофизиологическое нарушения.
Дислалия — нарушение не только фонетического, но и произносимого аспектов речи, то есть это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата. Для дислалии характерно неправильное, искажённое произнесение отдельных фонем (звуков).
Дислалия может проявляться в разной форме.
Наиболее частыми являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы);
нарушения произношения сонорных звуков р, рь, л, ль, представлены двумя группами, имеющими самостоятельные терминологические оформления;
нарушения произношения сонорных звуков «Л», (ль), — ламбдаизм и параламбдацизм;
нарушения произношения сонорного звука «Р» (рь) — ротацизм и параротацизм. Просторечное «картавость» — нарушения произношения звука [r], (например, французском, немецком) является нормой или вариантом нормы;
нарушения произношения заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь — имеют самостоятельное название соответственно гаммацизм, каппацизм, хитизм. нарушение звука «й» носит название йотацизм;
дефекты звонкости — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение;
дефекты мягкости — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твёрдыми или их смешение.
Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Алали́я — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована.
Фонетические нарушения речи (ФН) — нарушении произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.
Фонетико-фонематические нарушения (ФФНР). Для них характерно то, что
ребёнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями. Поэтому дети недостаточно чётко овладевают анализом звукового состава слова и делают специфические ошибки при чтении и письме в школьном возрасте.
Общее недоразвитие речи (ОНР). Оно выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Страдает умение различать звуки речи, правильность слогового оформления слов, словарь, грамматика языка, связная речь.
Если такому ребёнку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в ребёнку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полностью овладеть грамотной устной и письменной речью.
Общее недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи выделяют четыре уровня ее недоразвития, обозначая их при этом соответственно: ОНР I, ОНР II, ОНР III, ОНР IV.Самый «тяжелый» — это I уровень, ОНР IV – уровень наиболее близкий к речевой норме:
На первом уровне наблюдается полное или почти полное отсутствии словесных средств общения в возрасте 5—6 лет, когда у детей без речевой патологии речь в основном сформирована. Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Дети с такими особенностями относятся к так называемым «безречевым».
На втором уровне появляются общеупотребительные слова, хотя искажённые. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности детей значительно отстают.
Третий уровень характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии взрослого и с его помощью. Свободное общение крайне затруднено.
В современных работах выделяется ещё и четвёртый уровень характеризующийся лёгкими лексико-грамматическими нарушениями, которые затрудняют овладение детьми письменной речью в начале школьного обучения.
Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психолого-педагогических
особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции.
К сожалению, продолжается тенденция к увеличению количества детей с патологией в анамнезе. Таким образом, отмечается рост неблагоприятных факторов, которые могут влиять на речевое развитие ребенка.
Актуальной становится профилактика речевых нарушений у детей с раннего возраста. При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.
Список литературы:
1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской; 1998 г.
2. Настольная книга логопеда / под ред. Л.Н. Зуевой, Е.Е. Шевцовой; 2005г.
3. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений под ред. Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В.; 1993 г.
Памятка для педагогов
Этиология (причины) речевых нарушений.
Перинатальный период (внутриутробное развитие) | Натальный период (период родов) | Постнатальный период (развитие после рождения) |
---|---|---|
| Патология родов:
| Биологические факторы:
Социальные факторы (усугубляющие влияние биологических факторов):
|
Источник