Все для ребенка 1 год и 5 месяцев
Малыш 1 года и 5 месяцев активно стремится к познанию мира, что ему весьма удается благодаря хорошей координации движений. Он не желает сидеть на месте, для него намного интересней прыгать и бегать. Если у ребенка не получаются какие-то вещи, освоенные его ровесниками, мамочка очень расстраивается. Чтобы не переживать понапрасну, следует помнить об уникальности каждого ребенка и непохожести на других. Знание ориентировочных норм развития в этом возрасте тоже не будет лишним.
Физиологические показатели
- Вес в пределах от 8.5 до 12 килограммов считается нормой. Незначительный выход за означенные рамки не является поводом для паники, так как обусловлен генетическими характеристиками. Если мама и/или папа “мелких” параметров, то вес карапуза вполне может оказаться чуть ниже нормы, и наоборот.
- Нормой роста считают 76.8 – 83.9 см. Рост, как и вес, напрямую связан с наследственностью.
- Обхват головы в пределах от 44.7 до 48.5 см – такой показатель считается оптимальным.
- Количество зубов от 8 до 12, велика вероятность появления нижних и верхних клыков. Не стоит нервничать, если клыки не появились. «Вероятность» не есть «обязательность» – значит, клыки появятся немного позже.
Малыш в 1 год и 5 месяцев уже очень активен – с ним требуется играть в подвижные игры, можно подключить к этому детские средства передвижения для дома и улицы
Дети 1 года и 5 месяцев чрезвычайно подвижны и активны, в штыки воспринимают любые попытки ограничить свободу их перемещения, потому следует больше времени проводить с ними на улице.
Умения и навыки ребенка
Ребеночек 17 месяцев уже многое умеет делать на радость маме и папе (рекомендуем прочитать: что ребенок при здоровом развитии умеет делать в 5 месяцев?). Родители с умилением наблюдают, как он:
- нарезает круги, бегает и скачет зайчиком, уверенно поворачивает на бегу;
- шагает по ступенькам и через небольшие предметы;
- забирается на стул или софу, кресло и спускается с них на пол;
- старательно строит башенку из 4-5 кубиков;
- ловит брошенный ему мяч и кидает его напарнику;
- показывает пальчиком в книжке мышку, ежика, дерево или, к примеру, стол, безошибочно определяет их расположение.
Малыш получил несколько важных бытовых навыков:
- просится на горшок (рекомендуем прочитать: как просто научить ребенка проситься на горшок?);
- он хорошо держит во время еды ложку и очень старается кушать самостоятельно;
- уже умеет пить из чашки.
Понаблюдать пристальнее за поведением малыша нужно в том случае, если он даже не пытается что-то делать из названного, хотя уже должен. Если же он откровенно пренебрегает обучением, то не стоит медлить с консультацией детского невролога.
Малыш в этом возрасте уже умеет пить из чашки, что делает жизнь его мамы немного легче – ей не приходится возиться с бутылочками
Речевые навыки
Самое распространенное переживание родителей: крохе почти полтора года, а он толком не разговаривает, продолжая общаться на своем «птичьем» языке. Нет никаких причин для беспокойства. Ребенок 17 месяцев должен хорошо понимать речь, обращенную к нему, а заговорит он позже, и это абсолютно нормально.
В возрасте 1 года 5 месяцев ребенок должен:
- показывать пальчиком, где ножки, где ротик, где глазки, где ушки;
- различать игрушки по названиям и цвету, объединять их в группы и показывать по просьбе, где кубики, где цветочки, где шарики;
- хорошо понимать и выполнять простейшие действия, как то «положи», «возьми», «принеси», «дай мне».
Внятная речь – сугубо индивидуальный показатель, здесь нет рецептов ускорения. Некоторые детки молчат до трех лет, а потом неожиданно «взрываются» и сразу начинают выдавать целые предложения. Таких детишек не так уж мало, но все же больше половины 17-месячных малышей умеют:
- односложно выражать свои желания и эмоции: «дай», «нет», «да”, «хочу», «не буду», «не хочу»;
- знать имена членов семьи и показывать всех по просьбе;
- относительно правильно и понятно произносить имена и слова «мама», «папа», «баба», «дядя», «туту» (повторение слогов);
- строить элементарные фразы, но озвучивать их на свой лад, несколько искаженно: «пойдем гулять» («айдем гаять»), «хочу кушать» («асю кусить»), «дай кашу» («дай касю»);
- имитировать речь взрослого и копировать интонацию, но оставлять при этом нишу для своей собственной речи, понятной только ему и ему подобным.
Важно! Если ребенок молчит, не реагирует на обращенные к нему слова, не откликается и не называет предметы даже на своем языке, необходимо срочно показать его логопеду и ЛОРу.
Питание ребенка в 1 год 5 месяцев
Кормить ли ребенка грудью в таком возрасте, решает сама мамочка. Педиатры сходятся во мнении, что ограничений для грудного кормления по возрасту нет, а теория о вреде длительного кормления грудью для самого малыша и его развития – не более чем миф.
Маминого молока уже недостаточно, ему нужно полноценное питание. Следует составить меню для малыша, разнообразить рацион питания, чтобы наверняка знать, что он наедается.
Примерный рацион питания ребенка 1 года и 5 месяцев:
1 день | 2 день | 3 день | |
Завтрак | молочная рисовая каша 180 г, полстакана чая с молоком, 10 г пшеничного хлеба | молочная манная каша 180 г, полчашки какао на молоке, ломтик хлеба 10 г с сыром | молочная лапша 140 г, полстакана сладкого чая, фруктовое пюре 50 г |
Обед | овощной суп 100 мл, биточки из мяса на пару 40 г, гороховое пюре 90 г, пшеничный хлеб 10 г и настой шиповника 1 чашка (подробнее в статье: когда можно давать ребенку в прикорм гороховый суп?) | суп-пюре из тыквы 100 мл, паровые кнели из курицы 40 г, яблочно-морковное пюре 90 г, черносмородиновый кисель 1 чашка и 10 г ржаного хлеба | картофельный суп с горошком 100 мл, рыбное суфле 40 г, пюре из кабачков и тыквы 90 г, пшеничный хлеб |
Полдник | 100 мл кефира, детское печенье | 100 мл простокваши, булочка 20 г | 100 мл молока, 1 сухарик и яблочко |
Ужин | паровой омлет 50 г с сыром, каша гречневая 100 г, полчашки сладкого чая | творожок с черносливом 80 г, пюре из картошки 90 г, полстакана чая с молоком | свекольно-яблочное пюре 150 г, каша гречневая 100 г, полчашки настоя шиповника |
Малыш потихоньку переходит на взрослую пищу: ему можно готовить супы, биточки, омлеты, которые подойдут также для родителей. Такие перемены значительно разгружают маму от бытовых забот
Такого питания можно придерживаться около 1 месяца, потом рацион следует сменить. Давать грудь ребенку надо перед отходом ко сну. Если грудное питание уже в прошлом, то на ночь крошке можно дать кефирчик или кипяченое молоко.
Развитие ребенка посредством игр
Речевые игры:
- Побуждайте малыша говорить короткие слова, копировать звуки: «спой мишке песенку, а-а-а-а», «паровозик пыхтит, чух-чух-чух», «попроси у мамы ложку: дай, мама, дай-дай». Пусть он повторяет.
- Попросите его сказать, как гавкает собака, как мяукает кошка и т. д. Потом обратная игра: кто говорит гав-гав, кто говорит ква-ква, кто говорит кар-кар, а ребенок должен назвать животное.
Логические игры:
- «Выбери одно». Из разбросанных предметов выбрать, например, только желтые или только квадратные.
- «Простой предмет». Вырезать из картона 2 фигурки и предложить ребенку сложить из них грибок, домик, дерево.
- «По размеру». Попросить разложить пять предметов по уменьшению или увеличению их размера.
На умение раскладывать предметы по цвету, форме и величине как раз рассчитана всем знакомая “пирамидка”. Эту игру можно разнообразить, использовать ее составные элементы для других игр
На внимание:
- «Найди пару». Взять парные карточки. Половину разложить перед ребенком. Показать из второй стопки карточку и попросить показать такую же.
- «По звуку». Спрятать музыкальную игрушку, малыш должен отыскать ее по звуку. Или может спрятаться папа/мама и позвать крошку.
- «По признаку». Пусть из всех предметов в комнате ребенок соберет вместе круглые, или мягкие, или красные.
Для мелкой моторики:
- «Золушка». Насыпать в коробочку горох и фасоль и предложить малышу рассортировать их по разным кучкам.
- «Сюрприз». Завернуть «секрет» в многослойную ткань или бумагу, пусть малыш их аккуратно разворачивает.
- «Бусы». Нанизать на шнурок или веревку кружки от пирамидки или фигурки с отверстиями.
В этом возрасте происходит невероятно активное развитие мозговой деятельности ребенка – чем больше мама и папа приложат усилий, тем лучшую отдачу они смогут получить. Развивать необходимо как мелкую, так и крупную моторику.
Лучшие игрушки в 1 год 5 месяцев
Игры должны быть включены в режим детского дня (рекомендуем прочитать: здоровый режим питания ребенка в 5 месяцев). Следите, чтобы в игрушках не было мелких элементов – сейчас ребенок чрезвычайно любопытен, а потому желание попробовать игрушку на вкус может закончиться трагедией. Самые полезные игрушки:
- Сортировщик. Ящик с окошками, куда надо складывать определенные фигурки.
- Звуковые. Это и музыкальные инструменты, и игрушки с кнопками, при нажатии на которые они издают конкретный звук, имитирующий корову, собаку, кошку.
- Конструктор. Важно, чтобы детали были насыщенными по цвету и большими по размеру.
- Мячи из разного материала и разного размера. Нужна и корзина, в которую их можно бросать.
- Пирамидки. Нужны и классические, и усложненные, в которых шайбы имеют более одного отверстия.
В 1 год и 5 месяцев ребенок хочет общаться с ровесниками. Прогулки на улице, песочницы, детские площадки, качели и будут способствовать его развитию.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
В возрасте 1 год 5 месяцев малыш стоит на пороге нового этапа своей жизни. Именно в этом возрастном периоде у ребенка происходит скачок роста, переход на четырехкратное питание. Он начинает осознавать, что мир вокруг него не бессистемен, и каждый предмет имеет свое предназначение. По сути дела, возраст один год и пять месяцев – это переходный возраст.
1. Физическое развитие
Соматическое здоровье человека зависит от его физических данных. Главными показателями уровня физического развития ребенка являются:
- масса тела,
- рост,
- окружность головы (измеряется у детей, не достигших возраста 1 года),
- окружность грудной клетки и другие нормативы, которые измеряются способом антропометрии.
СПРАВКА. Антропометрическое исследование – это главный метод изучения основных показателей физических данных тела человека.
Значения антропометрических данных зависят от пола малыша, его наследственности, индивидуальных особенностей развития. Они могут отличаться от нормы как в одну, так и в другую сторону.
Таблица 1. Антропометрические данные ребенка в возрасте 1 год 5 месяцев. Рост.
Мальчики | Девочки | Примечание |
73,3 см | 71,1 см | значительно ниже нормы |
76,0 см | 74,0 см | ниже нормы |
78,6 см | 76,8 см | норма |
89,2 см | 88,2 см | высокий |
Таблица 2. Антропометрические данные ребенка в возрасте 1 год 5 месяцев. Вес.
Мальчики | Девочки | Примечание |
меньше 7,7 кг | меньше 7,0 кг | значительно ниже нормы |
8,6 кг | 7,9 кг | ниже нормы |
9,6 кг | 8,9 кг | норма |
14,9 кг и больше | 14,8 кг и больше | выше нормы, не соответствует возрасту |
В этом возрасте у ребенка имеется от 8 до 12 зубов. Первыми прорезываются резцы, затем клыки.
Что должен уметь ребенок в этом возрасте? Вот основные навыки, которыми владеет малыш:
- держит ложку,
- кушает густую пищу,
- пьет из чашечки,
- просится на горшок.
2. Ходьба
Малыш уверенно и без напряжения держится на ногах и ориентируется в пространстве. Особенное удовольствие детям приносит преодоление препятствий: движение приставным шагом по ступенькам, наклоны, повороты, перешагивание через препятствия. А какое счастье много раз подряд забраться в кресло или на диван и столько же раз спуститься обратно!
ВНИМАНИЕ! В этом возрасте ребенок необычайно активен. Он бегает из комнаты в комнату, на кухню, взаимодействует с предметами. Задача взрослых на этом этапе – обеспечить полную безопасность ребенка, убрать острые предметы, электроприборы, спички и все, что может навредить.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Обувь лучше подбирать на рифленой подошве, легкую, регулируемую по полноте. Для правильного формирования стопы необходимо приобретать обувь с жесткой пяткой, из натуральных материалов. Хорошо, если подошва изготовлена с помощью современных технологий и может служить амортизатором при прыжках.
Подвижные игры
Самые любимые игры малышей в этом возрасте – это игры в мяч. Их великое множество. «Лови – лови! », «Куда мячик укатился», «Закинь мяч в короб», «Догони мяч», «Собери мячики по цвету корзинки», «Попрыгай, как мяч» и другие. Кроме этого, для развития движений годятся любые препятствия: лестницы, дощечки, неровная поверхность. Очень весело проходит игра с солнечным зайчиком, «Прятки», «Солнышко и дождик», «Догоню – догоню».
3. Предметно – манипулятивная деятельность
Предметная деятельность – это основная деятельность в раннем возрасте. Любимое занятие в таком возрасте – выдвижение ящиков, открывание дверей шкафов и выбрасывание содержимого на пол. Но постепенно ребенок начинает осознавать, что предметы, окружающие его, – это объекты, которыми можно манипулировать.
На первом этапе предметной деятельности ребенок не связывает предмет с действием. Он может бесконечно стучать ложкой по столу или по полу. Постепенно малыш начинает уяснять, для чего предназначен каждый предмет. Это вторая фаза предметной деятельности. В возрасте один год пять месяцев ребенок как раз находится на этом этапе.
Предметные развивающие игры
Из многообразия предметных игр для детей 1 года 5 месяцев рекомендуются:
- постройка башни из 3 – 5 кубиков;
- нанизывание колечек на стержень в определенном порядке («Пирамидка»),
- собирание матрешки;
- нанизывание крупных бусин на шнурок;
- игры с песком;
- игры с водой;
- различные сортировщики, в которых необходимо соотнести предметы по форме, цвету и размеру;
- пазлы из двух половинок;
- игры с машинками и другим транспортом;
- музыкальные молоточки, барабаны и прочие звучащие игрушки.
Продуктивная предметная деятельность
В этом возрастном периоде начинает формироваться продуктивная деятельность. К ней относятся рисование, лепка, конструирование.
Если малыш уже знаком с пальчиковым рисованием, то можно приступать к занятиям рисованием с использованием карандашей, фломастеров, маркеров. Если пока не получается живописать самостоятельно, то рисовать следует, поместив ручку малыша в руку взрослого. Творческая деятельность формируется очень индивидуально. Кто-то уже в возрасте одного года умел изображать на листе бумаги «каляки-маляки», кто-то только начинает. Эта стадия называется стадией марания. Несмотря на такое название, работы живописца достойны оформления в рамку и демонстрации на стене в главной комнате.
В качестве инструментов можно использовать дополнительно:
- краски,
- штампы,
- губку,
- зубные щетки,
- толстые палочки с намотанной на них ватой,
- ватные диски.
ВНИМАНИЕ! Важно добиваться, чтобы малыш в этом возрасте учился рисовать «от локтя», а не «от плеча».
В жанре лепки юные скульпторы при помощи взрослого могут пока только играть во «втыкалочки», делать дырочки и углубления в тесте или глине.
Конструирование предполагает строительство башен, домов, гаражей из конструкторов с крупными деталями.
4. Питание
Постепенно ребенка переводят с пятикратного на четырехкратный режим питания. В составлении режима питания родителям необходимо ориентироваться на запросы ребенка. Если он встает очень рано, то до завтрака можно организовать легкий перекус: молоко или кефир с печеньем. Если ложится поздно, и от ужина до сна остается еще 2 – 3 часа, то можно и перед сном съесть и выпить что-нибудь вкусненькое.
Таблица 3. Процентное соотношение калорийности на одно кормление при четырехразовом питании с перекусом
Калорийность | |
Завтрак | 20 % |
Обед | 35 % |
Полдник | 15 % |
Ужин | 20 % |
Перекус | 10 % |
Постепенно ребенка надо приучать к новым вкусам. Каждый новый продукт желательно вводить не чаще, чем один раз в неделю. При этом надо наблюдать за кожей. Если появляются высыпания, то прием нового продукта следует прекратить.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Диетологи заметили, что для привыкания к незнакомому продукту требуется не менее 10 – 15 раз употребить его в пищу.
На этом этапе возрастного развития изменяется технология приготовления блюд. Постепенно вводятся небольшие кусочки, потому что малыш должен научиться разжевывать пищу.
ВНИМАНИЕ! В меню детей раннего возраста не должно быть жареных блюд. Приготовление возможно только способом отваривания, тушения или на пару. Не используется свинина. Мясные блюда следует приготавливать из телятины, мяса курицы, индейки, кролика. Шоколад, грибы, морепродукты, продукты с большим содержанием соли тоже запрещены.
Очень важно с самого раннего возраста прививать малышу культурно-гигиенические навыки во время кормления. Салфетки, нагрудник, красивая посуда – все это неотъемлемые элементы приема пищи.
Таблица 4. Примерное меню на неделю для малыша в возрасте 1 год 5 месяцев, учитывающее переходный характер питания
День недели | Завтрак | Обед | Полдник | Ужин | Перекус (по желанию ребенка) |
Понедельник | Каша молочная. Хлеб пшеничный с маслом. Сыр. | Суп овощной. Котлетки рыбные паровые. Картофельное пюре. Кисель. Хлеб ржаной. | Кефир. Яблоко запеченное. Печенье. | Творог. Морковное пюре. Молоко. | Кефир. Хлеб пшеничный. |
Вторник | Печеночный паштет. Пюре картофельное. Хлеб пшеничный. Сыр. | Суп из овсяных хлопьев. Суфле из говядины. Овощное пюре. Сок фруктовый. Хлеб ржаной. | Булочка. Фрукты. | Творог, протертый с морковью. Картофельное пюре. Хлеб пшеничный | Йогурт. Сухарик. |
Среда | Каша рисовая молочная. Хлеб пшеничный с маслом. Сыр | Щи. Котлетки из говядины паровые. Вермишель. Компот. Хлеб ржаной. | Свекольное пюре. Печенье. | Творожная запеканка. Хлеб пшеничный. | Чай сладкий. Яблоко. Хлеб пшеничный. |
Четверг | Вермишель молочная. Омлет. Хлеб пшеничный с маслом. | Суп рисовый. Пюре из зеленого горошка и картофеля. Сок ягодный. Хлеб ржаной. | Пудинг молочный. Морс. Печенье. | Пюре из цветной капусты. Творог. Хлеб пшеничный. | Кефир. Хлеб пшеничный. |
Пятница | Каша гречневая. Яйцо. Сыр. Хлеб пшеничный с маслом. | Суп молочный. Суфле из курицы или индейки. Гарнир крупяной. Кисель ягодный. Хлеб ржаной. | Кефир. Яблоко. Сухарики. | Селедочный паштет с картофельным пюре. Хлеб пшеничный. | Молоко. Хлеб пшеничный. |
Суббота | Каша овсяная. Сыр. Хлеб пшеничный. | Суп овощной. Котлетки из кролика. Овощное пюре. Сок фруктовый. Хлеб ржаной. | Булочка. Фрукты. | Творог с молоком. Хлеб пшеничный. | Йогурт. Хлеб пшеничный |
Воскресенье | Омлет. Каша гречневая. Хлеб пшеничный с маслом. | Суп с зеленым горошком. Фрикадельки из телятины. Свекольно-морковное пюре. Настой шиповника. Хлеб ржаной. | Простокваша. Сухарики. Груша. | Пудинг творожный со сметаной. Хлеб пшеничный. | Кефир. Печенье. |
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Как накормить «малоешку» и «нехочуху»? Прежде всего, надо больше давать ребенку двигаться и бывать на свежем воздухе. Второй совет – интересное оформление блюд. Тефтели в виде зайцев и поросят, омлеты в форме солнышка и прочие выдумки можно найти в интернете. Хорошо, если на дне тарелки изображен любимый персонаж ребенка. Тогда ему придется доесть блюдо, чтобы встретиться с другом.
5. Режим дня
В возрасте с 13 до 18 месяцев происходит переход на один дневной сон. Нервные процессы ребенка стали стабильнее, ему требуется больше времени для бодрствования.
Примерный распорядок дня ребенка, готового к переходу или уже перешедшего на один дневной сон:
Время | Режимные моменты |
8.00 | подъем, утренние гигиенические процедуры |
8.15 | завтрак |
8.30 | игры, занятия, упражнения |
10.00 | второй завтрак |
10.30 | прогулка |
12.30 | обед |
13.00 | дневной сон |
15.30 | полдник |
16.00 | игры, занятия, упражнения |
16.30 | прогулка |
18.30 | ужин |
19.00 | игры, занятия, упражнения |
19.30 | вечерние гигиенические процедуры |
20.00 | ночной сон |
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Почему малыш не хочет спать? Причинами нежелания спать могут являться:
– перевозбуждение нервной системы в результате шумных и веселых – игр незадолго до сна;
– отсутствие прогулки в течение дня;
– переход на новый режим.
ВАЖНО! Только строгое соблюдение режима поможет избежать истерик и капризов, плохого засыпания, ухудшения аппетита.
6. Психическое развитие
В возрасте 1 год 5 месяцев ребенок еще не осознает себя, как личность, но он начинает отделять себя от всех других людей.
На этом этапе начинает формироваться понятие о нормах поведения. Поэтому в возрасте 17 месяцев лучше всего начинать объяснять ребенку, что можно, а чего нельзя. Формируется понятие запрета.
Малыш начинает понимать, что мир – это не хаос, а система. Все компоненты системы взаимосвязаны, и на них можно влиять. На этом возрастном этапе формируется мыслительная деятельность. Ребенок пытается понять основы мироздания. Он наблюдает за летающими бабочками, движущимся транспортом и в его голове создаются взаимосвязи.
Он очень любит подражать действиям взрослых, потому что уже не так сконцентрирован только на себе. По этой же причине он взаимодействует с взрослыми и другими детьми.
Взрослые могут выяснить предпочтения ребенка. Один малыш очень увлечен музыкой, другой очень активен в движениях, у третьего начинает быстрыми темпами развиваться речь. Так психологическое развитие на раннем этапе закладывает основы будущего.
7. Развитие речи
Речь и психика взаимосвязаны настолько, что разделить их невозможно. Процесс познания происходит через развитие речи. Ребенок начинает обобщать. Теперь для него «би-би» – это и игрушечная машина, и самосвал на улице.
Понимание речи уже сформировано. Активный словарь ребенка (слова, которые он произносит) состоит из 15 – 20 слов-заменителей. Пассивный словарь (понимание обращенных к ребенку слов) довольно объемный. С помощью интонации ребенок может передавать свои эмоции.
Ребенок произносит все гласные звуки и некоторые согласные. В двухсложных словах он произносит ударный слог («мишка» – «ми»). Начинают появляться первые предложения из двух слов: «Дай ми».
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Не надо разговаривать с ребенком его детским языком, коверкая слова. Все слова следует произносить правильно. Больше комментируйте все, что происходит вокруг. Побуждайте ребенка к речи, как можно чаще задавая ему вопросы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Исследователи заметили, что ребенок, в речи которого преобладают существительные, – это будущий аналитик. Тот малыш, который чаще употребляет глаголы (дай, гулять) вырастет очень деятельным человеком.
Упражнения на развитие речи:
- все игры, развивающие мелкую моторику (движения пальцев рук);
- чтение книг;
- «Позови игрушку»;
- «Погладь киску»;
- «Покажи у собачки глазки, носик, ушки»;
- Различные «Прятки» с игрушками и самим ребенком;
- «Поздоровайся с куклой. Как ее зовут? »;
- «Кто как кричит».
Родители должны наблюдать за своим ребенком. В случае, если в возрасте 17 месяцев он ничего не говорит, не ходит, не умеет самостоятельно принимать пищу – это очень серьезный повод обратиться к специалистам, поскольку развитие ребенка не соответствует установленным в педиатрии нормам.
Любите и развивайте своих детей.
Загрузка…
Источник