Возрастные особенности ребенка от 1 года до 2 лет

Возрастные особенности ребенка от 1 года до 2 лет thumbnail

????Возрастные особенности детей от 1 года до 2 лет.

Ведущая потребность ­ — в общении;

Ведущая деятельность — ­ предметно­манипулятивная;

Ведущая функция – восприятие;

????Эмоциональное состояние ребенка.

У детей этого возраста очень яркие, но неустойчивые эмоции. Смех часто сменяется плачем и наоборот, ребенок легко может заплакать, но и очень быстро успокаивается, главное, уметь вовремя переключить внимание, отвлечь от раздражителя.
Эмоциональное состояние неустойчивое, ребенок то обнимает и целует взрослого, то тут же может толкать его и ругать, проявлять против него протест. Таким образом, чувства детей 2-го года жизни безграничные, но непродолжительные.
В этом возрасте игрой ребенка нужно руководить, придумывать сюжет, подталкивать к игровым действиям, одним словом, учить, ведь такие маленькие дети повторяют за взрослым все. Что видят, и как вы научите своего ребенка играть, такие действия он и будет выполнять. Ребенок 2-го г.ж. может недолго играть самостоятельно, затем требует вмешательства взрослого.

????Мышление.

Мышление у детей наглядно действенное, т.е. ребенок видит предмет и сразу тянется к нему, выполняет действия с ним. Однако до двухлетнего возраста ребенка мало занимает эмоционально смысловое значение игрушки. Его больше интересует то, что с этой игрушкой можно делать. Отмечено, что дети этого возраста любят подолгу повторять разные действия с одним и тем же предметом. Это объясняется тем, что они проявляют интерес к его разным свойствам. Малышу интересно узнавать, что кубики можно не только ставить один на другой, но и приставлять один к другому, грузить на машину, укладывать в коробочку и закрывать ее. Однако иногда ребенка нужно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д. Показывайте ребенку, как пользоваться игрушечными молотком, совочком, лопаткой и т. д. На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания;
К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени
Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют.

????Речь.

Особенно велики достижения ребенка в овладении речью: если к 1 году ребенок только начинал понимать речь взрослого, то к 2 годам он уже начинает говорить фразами, употреблять глаголы, местоимения, наречия, склонять существительные. Расширяется интерес ребенка ко всему окружающему. Дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением;
До 1,6—1,8 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря;
На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?»;
К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Этому способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с ребенком;
К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300 слов;
Малышу нравится слушать рассказы, сказки, стихи, потешки – это значит, что ребенок начинает познавать мир с помощью языка.
 
Развитие памяти.

Память непроизвольная, т.е. не может ребенок специально выучить, запомнить какую-либо информацию. Только при многократном повторении у него формируется память. 75% детских припоминаний приходятся на возраст 3-4 года, т.е. к концу раннего возраста складывается долговременная память и её основные механизмы.

Игра.

Игра предметно-манипулятивная, т.к. объект познания – предметы, их внутреннее устройство. Способ познания — разобрать, сломать. В этом возрасте ребенок выполняет различные действия с игрушками, которые наблюдал у взрослых, таким образом появляются игры подражания.

Отношения со взрослыми и сверстниками.

Взрослый интересен как источник информации, защиты и ласки. Поэтому долгое расставание воспринимается болезненно. Но несмотря на это у них проявляется потребность в самостоятельности, происходит формирование личности. Сверстник в этом возрасте малоинтересен, т.к. вместе играть не умеют. Игра в данном возрасте чаще индивидуальная. Лишь на четвертом году дети начинают проявлять интерес к сверстнику, как партнеру по игре. Больше интересуют старшие дети, которые являются ведущими в деятельности.

Формирование личности (Я).

Связано со становлением самосознания: он узнает себя в зеркале, знает и отзывается на свое имя, осознает свое место среди сверстников.

Таким образом, формирование личности, игра, развитие речи, памяти, отношений со взрослыми являются основными направлениями в развитии детей.

Источник

Екатерина Парасюк
Возрастные особенности детей от 1 года до 2-х лет

Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей с 1 года до 2-х лет.

На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение со взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуется восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.

Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность. Постепенно совершенствуется ходьба. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте.

Читайте также:  Измерение массы тела ребенку до 1 года проводится

В начале второго года дети много и охотно лазают, а также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. По достижению полутора лет у малышей развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику).

В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при участии не более 8–10 человек).

В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит названия форм, одновременно воспринимая и уточняя их физические качества. Происходит и ознакомление с основными фигурами. С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия.

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными, строительным материалом и сюжетными игрушками. Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого. Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой на другие, они активно ищут предмет необходимый для завершения действия.

Воспроизводя подряд 2–3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни. К концу второго года жизни в игровых действиях детей уже отражается привычная для них жизненная последовательность.

На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы деятельности,свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В предметной деятельности появляются соотносящие и орудийные действия.

Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему. Постепенно он с помощью взрослого учится доводить начатое до конца, добиваясь результата. Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни.

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. В процессе разнообразной деятельности с взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам.

Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду. Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке.

Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра). Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание с взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом.

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 слов. После одного года 8-10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. Упрощенные слова заменяются обычными. Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко.

К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.

Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами. Но выражает их преимущественно интонационно. Вопросительными словами дети пользуются реже. Дети учатся выполнять словесные просьбы взрослого в пределах видимой, наглядной ситуации.

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения. Он понимает элементарные человеческие чувства. В речи появляются оценочные суждения. Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы, помогает ребенку выполнять несложные поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения. Общение с взрослым носит деловой, объектно-направленный характер. На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничество с взрослым, потребность общение с ним. При этом к двум годам дети постепенно переходят языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз.

На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры. Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно игровой деятельности и режимных процессах. Поскольку предметно-игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать. Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначала осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а затем играть вместе по 2–3 человека, вести себя в группе соответствующим образом. На фоне «охраны» деятельности каждого малыша нужно формировать совместные действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум годам самостоятельно дети способны помогать друг другу: принести предмет, необходимый соседу для продолжения игры. Подражая маме или воспитателю, один малыш пытается «накормить, причесать» другого.

Возможны несложные плясовые действия малышей парами на музыкальных занятиях. Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях.

Читайте также:  Ребенок 1 год спит без одеяла

Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей в группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития 7 понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200–300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения с взрослым.

С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.

Источник

Консультация для родителей

«Возрастные особенности развития детей от 1 года до 2 лет»

Подготовила: Будникова К.В. воспитатель

КУ «Урайский специализированный Дом ребенка»

На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно – игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно – действенное мышление, чувственное познание действительности.

 Ежемесячная прибавка в весе составляет 200 – 250 г, а в росте – 1см. Продолжается совершенствование строение и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3-4 часа, у детей двух лет – 4-5,5 часа.

Малыши этого возраста часто падают при ходьбе, несовершенна и осанка. Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность.

Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте.

В начале второго года жизни дети много и охотно лазают: на горку, на диванчик, на шведскую стенку, а также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у детей кроме основных развиваются и подражательные движения (зайке, мишке).

В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при числе участвующих не более 8-10 человек)

В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит названия форм (кубик, кирпичик, шарик), одновременно воспринимая их и уточняя физические качества. Происходит ознакомление с основными фигурами: квадрат, четырехугольник, треугольник, круг. С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия (большой красивый мяч – маленький синий мяч, маленький мишка – большой мишка).

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамидами, матрешками и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы, мишки).  Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу, а затем по памяти забор, паровозик, башенку и др.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушки (кукла) на другую (мишка); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, мисочку, лейку и т.д.).

Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства. Но у детей второго года жизни эти действия сведены к минимальным, этим объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.

На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В предметной деятельности появляются соотносящие и и орудийные действия.

Успехи в развитии предметно – игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему.  Постепенно он с помощью взрослого учится доводить начатое до конца, добиваясь результата.

Второй год жизни – период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни.

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначение некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

В процессе разнообразной деятельности со взрослым дети усваивают, что одно и тоже действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку» и т.д. Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность общения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки.

Читайте также:  Меню ребенка аллергенного в 1 год и 3 месяца рецепты на неделю

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После одного года 8-10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.д.), а также предлоги.

Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок начинает воспроизводить контур слова (разное число слогов), наполняя его звуками заместителями, более или менее сходными по звучанию слышимому образцу.

Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь на третьем году жизни.  Ребенок в большинстве случаев после полутора лет правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м), передние небноязычные (т, д, н), задние небноязычные (г, х). Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко.

Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Так, слова «бах, упала» в одних случаях обозначает, что малыш уронил игрушку, в других – что он сам упал и ушибся.

К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.

Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами, но выражает их преимущественно интонационно. Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?», «Мама куда пошла?».

Дети учатся выполнять словесные просьбы взрослого в пределах видимой, наглядной ситуации.

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно – игровой деятельности и самообслуживании.

Малыш постепенно овладевает, умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности, аккуратности.

Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку выполнять несложные поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение с взрослым носит деловой, объектно-направленный характер.

На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничество с взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. При этом к двум годам дети переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг с другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»).

Однако опыт взаимообщения у детей невелик и основа его еще не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его. Он активно протестует против вмешательства в его игру.

Игрушка в руках другого намного интереснее для малыша, чем та, что стоит рядом. Отобрав игрушку у соседа, но не зная, что делать дальше, малыш бросает ее. Воспитателю следует пресекать подобные факты, чтобы у детей не пропало желание общаться.

Взаимообщение детей в течении дня возникает. Как правило, в предметно-игровой деятельности и режимных процессов, а поскольку предметно-игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать.

Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначала осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а затем играть по 2-3 человека, вести себя в группе соответствующим образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т. Д. При этом он пользуется простыми словами: «на», «дай», «пусти», «не хочу» и др.

На фоне «охраны» деятельности каждого малыша нужно формировать совместные действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум годам самостоятельно дети способны помогать друг другу: принести предмет, необходимый соседу для продолжения игры (кубики, колечки для пирамидки и т.д.).  Подражая маме или воспитателю, один малыш пытается «накормить, причесать» другого.

Возможны несложные плясовые действия малышей парами на музыкальных занятиях.

Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях.

Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200-300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становиться основным средством общения с взрослым.

С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.

Источник