Возрастные особенности развития ребенка до 1 года
17 ÐÑÐ½Ñ 2018 12:06
ÐолиÑеÑÑво пÑоÑмоÑÑов: 1994
РпеÑвÑй год жизни Ñебенок ÑазвиваеÑÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÑÑÑемиÑелÑно. Ðа ÑÑо же ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ ÑодиÑелÑм в ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиод?
СледÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸ÑÑ, ÑÑо до года закладÑваÑÑÑÑ Ð¾ÑновнÑе пÑивÑÑки Ñебенка, ÑоÑмиÑÑÑÑÑÑ ÑклонноÑÑи и его лиÑноÑÑнÑе оÑобенноÑÑи. РдалÑнейÑем ÑазвиÑие малÑÑа завиÑÐ¸Ñ Ð¾Ñ ÐµÐ³Ð¾ воÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ в ÑÑÐ¾Ñ Ð²Ñеменной пеÑиод.
УÑловно пеÑиод ÑазвиÑÐ¸Ñ Ñебенка Ð¾Ñ 0 до 1 года можно ÑазделиÑÑ Ð½Ð° ÑеÑÑÑе ÑÑапа. ÐаждÑй ÑÑап оÑ
ваÑÑваеÑ, пÑимеÑно, ÑÑи меÑÑÑа.
ÐеÑвÑй ÑÑап (Ð¾Ñ 0 до 3 меÑÑÑев). Ðа данном ÑÑапе ÑодиÑелÑми оÑÑÑеÑÑвлÑеÑÑÑ ÑÑ
од и пÑиÑмоÑÑ Ð·Ð° Ñебенком, ÑдовлеÑвоÑение его ÑизиологиÑеÑкиÑ
поÑÑебноÑÑей. ÐÑо оÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾! Так как, в ÑÑо вÑÐµÐ¼Ñ Ñ Ð²Ð°Ñего Ñебенка ÑоÑмиÑÑеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð²ÐµÑие к окÑÑжаÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¸ÑÑ, и Ð¾Ñ Ñого как каÑеÑÑвенно за ним ÑÑ
аживали ÑодиÑели (вовÑÐµÐ¼Ñ Ð»Ð¸ менÑли пеленки, коÑмили, пеÑеодевали) завиÑÐ¸Ñ Ñо, как в далÑнейÑем малÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð¾ÑноÑиÑÑÑ Ðº окÑÑжаÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¸ÑÑ.
ÐÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ ÑделиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑенÑоÑного воÑпÑиÑÑÐ¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа. РодиÑелÑм надо Ñ Ñебенком ÑазговаÑиваÑÑ, пеÑÑ Ð¿ÐµÑенки, ÑаÑÑказÑваÑÑ Ð¿Ð¾ÑеÑки, игÑаÑÑ. ÐÑо ÑпоÑобÑÑвÑÐµÑ ÑенÑоÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ñебенка: зÑениÑ, ÑлÑÑ
а, кооÑдинаÑии движений.
ÐÑоÑой ÑÑап длиÑÑÑ Ð¾Ñ 3-Ñ
до 6-Ñи меÑÑÑев. Чем болÑÑе ÑодиÑели бÑдÑÑ ÑазговаÑиваÑÑ Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑом, вклÑÑаÑÑ ÐµÐ¼Ñ ÑазлиÑнÑе жанÑÑ Ð¼ÑзÑки, обÑаÑаÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на ÑазлиÑнÑе звÑки пÑиÑÐ¾Ð´Ñ (пение пÑиÑ, ÑÑм веÑÑа, ÑелеÑÑ Ð»Ð¸ÑÑÐ²Ñ Ð¸ Ñ.д.), Ñем акÑивнее и бÑÑÑÑее малÑÑ Ð½Ð°ÑÐ½ÐµÑ Ð³ÑлиÑÑ, агÑкаÑÑ, лепеÑаÑÑ, ÑлÑбаÑÑÑÑ. ÐÑли Ñебенок в ÑÑи меÑÑÑа вам ÑлÑбнÑлÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ ÑказаÑÑ, ÑÑо ÑмоÑионалÑное ÑазвиÑие ваÑего малÑÑа ÑвоевÑеменно.
ТÑеÑий ÑÑап (Ð¾Ñ 6 до 9 меÑÑÑев) Ñ
аÑакÑеÑизÑеÑÑÑ Ð½ÐµÐ¿Ð¾ÑедливоÑÑÑÑ Ð¸ лÑбознаÑелÑноÑÑÑÑ Ñебенка. Ðн ÑÑановиÑÑÑ Ð²Ð¾ много Ñаз акÑивней, лÑбознаÑелÑней, непоÑедливей, наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð²Ð°ÑÑ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑий Ð¼Ð¸Ñ ÑамоÑÑоÑÑелÑно, Ñак как в ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиод деÑи наÑинаÑÑ ÑидеÑÑ, ползаÑÑ, пÑÑаÑÑÑÑ Ð¸Ð·ÑÑаÑÑ ÑодеÑжимое ÑкаÑов. ÐеобÑ
одимо пÑедоÑÑавиÑÑ Ð²Ð°ÑÐµÐ¼Ñ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ñвободно пеÑемеÑаÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ домÑ. Ðднако в ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиод ÑодиÑелÑм надо бÑÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑелÑнÑми и не забÑваÑÑ Ð¾ безопаÑноÑÑи ваÑего Ñебенка.
РлÑбое вÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ñебенка оÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð° игÑÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð°ÐºÑивноÑÑÑ, Ñак как Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð¸Ð³ÑÑ Ð¾Ð½ Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°ÐµÑ Ð¼Ð¸Ñ. Ðе ÑвлÑеÑÑÑ Ð¸ÑклÑÑением и Ñанний возÑаÑÑ (до года). Ð ÑÑом возÑаÑÑе Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñ Ñакие игÑÑ ÐºÐ°Ðº ладÑÑки, ÑоÑока-воÑона. Ð ÑÑо же вÑÐµÐ¼Ñ ÑодиÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваÑÑ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð¸ ÑаÑÑи лиÑа: ноÑик, глазки зÑбки, ÑÑки, лобик.
ЧеÑвеÑÑÑй ÑÑап пÑодолжаеÑÑÑ Ð¾Ñ 9 меÑÑÑев до 1 года. Ребенок ÑÑиÑÑÑ Ñ
одиÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑно, возÑаÑÑÐ°ÐµÑ Ð¸Ð½ÑеÑÐµÑ Ðº обÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñо взÑоÑлÑми. Ð ÑÑÐ¾Ñ Ð²Ñеменной оÑÑезок ÑодиÑели наÑинаÑÑ Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ð¸ÑÑ Ñвоего малÑÑа Ñ ÑоÑмами пÑедмеÑов и иÑ
ÑазмеÑом. Ðожно наÑинаÑÑ ÑоÑÑиÑоваÑÑ ÑазлиÑнÑе пÑедмеÑÑ: маÑинки Ñ Ð¼Ð°Ñинками, кÑбики Ñ ÐºÑбиками, ÑобиÑаÑÑ Ð¿Ð¸ÑамидкÑ, маÑÑеÑÐºÑ Ð¸ Ñ.д.
РодиÑелÑм ÑледÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸ÑÑ, ÑÑо в лÑбом пеÑиоде Ð´Ð»Ñ Ñебенка, кÑайне важно, ÑеÑное обÑение Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ð¾Ð¹ и папой. ÐоÑÑоÑнно ÑледÑÐµÑ ÑазговаÑиваÑÑ Ñ Ñебенком, обÑÑÑнÑÑÑ, пооÑÑÑÑÑ, Ñ
валиÑÑ, но и не допÑÑкаÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°ÑивнÑÑ
дейÑÑвий. ÐÑоме Ñого, вÑе Ð¼Ñ Ð·Ð½Ð°ÐµÐ¼, ÑÑо Ð´Ð»Ñ ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñового пÑиÑ
иÑеÑкого ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ
одима добÑожелаÑелÑÐ½Ð°Ñ Ð°ÑмоÑÑеÑа в ÑемÑе. Так как, оÑноÑениÑ, ÑкладÑваÑÑиеÑÑ, Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑодиÑелÑми лÑгÑÑ Ð² оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñего Ñебенка.
Источник
На чтение 6 мин.
Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.
Этапы развития ребенка по возрасту
Причины выделения этапов развития ребенка
В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.
Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.
Кризис новорожденных
Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.
Новорожденный малыш – это отдельная личность
Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.
Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:
- увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
- общение с помощью крика или плача;
- увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
- появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.
В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.
Развитие до года первый этап
С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.
Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)
Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.
Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет
Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться
Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).
Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).
Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.
Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.
Готовимся к школе (3 – 5 лет)
Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.
Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет
Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.
В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.
Развитие младших школьников (6 – 11 лет)
К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.
Младший школьный возраст – первый этап взросления
Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.
Развитие детей от 12 до 15 лет
Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.
Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.
Средний школьный возраст – осознание своего будущего
Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.
Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.
Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.
Формирование личности детей старшего школьного возраста
Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.
Подростковый возраст – самый сложный
Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.
Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.
Источник
Ранний возраст от 0 до 1 года
Кризис новорожденности
(0 – 2 месяца)
Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе впервые дни после рождения.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.
С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.
В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.
Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.
Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.
Новообразование — в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:
— общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
— использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
— обильные вокализации во время общения с матерью;
— реакция улыбки.
Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.
Младенческий возраст
(2 месяца – 1 год)
Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.
Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.
Новообразования:
- К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);
- Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).
Речь:
До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.
Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.
Особенности автономной речи:
— не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически («би-би»), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);
— общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;
— связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.
Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.
Активная речь. Возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Вопросы «где?», «как?» выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации («дай!»). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути они глаголы.
Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.
Предметная деятельность.
Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.
- Движущийся глаз. Известен феномен «глаза новорожденного» – они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.
- Выразительные движения (комплекс оживления – см. выше).
- Перемещение в пространстве – предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это – в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей. Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.
- Ползание. Иногда пропускает эту стадию.
- Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.
- Манипулирование предметом. Отличается от «настоящих» действий тем, что предмет используется не по назначению.
- Указательный жест.
- Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования – предметной деятельности.
Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.
Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия «не написан» на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.
Он осваивает:
— назначение предмета;
— способы действий с предметами;
— технику выполнения действий.
В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала – в ориентировочном поведении, далее – в общении со взрослыми; затем – в предметной деятельности.
Умственное развитие.
Согласно Пиаже, ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.
- Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
- Первичные круговые реакции (1 – 4 месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
- Вторичные круговые реакции (4 – 8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх «чужого»), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
- Координация вторичных схем (8 – 12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).
Базовая потребность возраста.
Базовая потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.
В этом же возрасте формируется чувство привязанности.
Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности:
1) малыш ищет близости с любым человеком;
2) учится отличать знакомых людей от незнакомых;
3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка.
Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, так как придают этому чувству сугубо человеческий характер.
Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении – суть кризиса одного года.
Кризис 1 года.
Первый год жизни ребенка заканчивается кризисом одного года.
Новообразование кризиса – автономная речь.
Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологоческие ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.
Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:
— нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);
— нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);
— эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).
Кризис не относится к числу острых.
Источник