Возрастные нормы ребенка от 3 до 5 лет
Содержание:
- Познавательное развитие
- Социально-эмоциональное развитие
- Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
- Бытовые навыки
- Физическое развитие
Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.
При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).
Познавательное развитие
Отличие предметов по признакам:
Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.
Игровые действия (начало ролевой игры):
Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.
Социально-эмоциональное развитие
Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).
Любознателен, любопытен.
Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.
Бытовые навыки
Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит «спасибо», здоровается, прощается.
Физическое развитие
Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.
Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.
Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.
Источник
Миновал кризис трех лет. Изменился сам ребенок и поменялись его взаимоотношения с окружающими. Наступает новый не менее серьезный и ответственный этап в развитии – малыш выходит из семьи, изменяется социальная ситуация развития. Ребенок открывает для себя новый социальный мир – детское общество. Он становится дошкольником.
Дошкольное детство – возраст познавательной активности и развития всех психические процессов, а также личностных новообразований. Психологи подчеркивают исключительную важность этого периода для будущего ребенка и эффективности его школьного обучения. Важную миссию при этом выполняет взрослый, находящийся рядом с малышом – он помогает познать мир, самого себя и быть счастливым.
Основные задачи взрослого в воспитании ребенка на этом этапе:
- привить основы здорового образа жизни;
- обеспечить эмоциональное благополучие, сохранить его физическое и
- психологическое здоровье малыша;
- воспитать в нем личность, поддержать его способности;
- способствовать своевременному и всестороннему развитию;
- приобщить к общечеловеческим ценностям.
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
Психологический возраст дошкольного детства можно разделить на два возрастных этапа:
- младший – от 3 до 5 лет;
- старший – от 5 до 6-7 лет.
Казалось бы, возрастная разница между этими группами небольшая, но с точки зрения психического развития является весьма ощутимой.
Но есть и то, что объединяет эти две возрастные группы: ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игра. Конечно, в процессе взросления ребенка изменяется ее содержание, сюжет, отношения детей в ней.
До 3 лет игры как таковой нет. Ребенок просто манипулирует с предметами. К 3 годам появляется предметно-отобразительная, или сюжетная, игра. В ней малыш копирует поведение и взаимодействие с предметами взрослых, то есть воспроизводит сюжет их действий. Например, ребенок играет в водителя автобуса: в центре игры не роль водителя, а имитация его действий. Правил в игре пока нет.
После 4 лет появляется сюжетно-ролевая игра. В ней воспроизводятся взаимоотношения взрослых, и на первый план уже выходит роль. Постепенно усложняется её сюжет и содержание. Игра начинает носить устойчивый характер, формируются игровые группы из двух, трех, четырех человек. В старшем дошкольном возрасте большое место занимают игры по правилам (подвижные, дидактические), режиссерские, драматизации.
Роль игры для развития ребенка
Значение игры для ребенка тяжело переоценить. В ней он счастлив, она приносит радость, увлекает его, позволяет проявить самостоятельность, свободу, потренироваться в действиях.
Значимость игры кроется в ее богатом потенциале. Она может выступать как средство:
- развития общения и речи, воображения и наглядно-образного мышления, способности к символическим замещениям и преобразованиям, внимания и памяти, произвольности поведения;
- формирования новых качества личности, самооценки;
- воспитания и обучения;
- удовлетворения основных потребностей: в общении, в познании, в движении, в самовыражении и самостоятельности, в радости и удовольствии, в подражании взрослому.
- общения с ребенком, установления контакта с ним;
- изучения дошкольника (является основой многих тестов);
- коррекции поведения, эмоциональных расстройств и психического развития;
- здоровьесбережения.
Психологический портрет ребёнка 3-5 лет
В арсенале у малыша много нового. Обретя «самость», он во многом уже может обойтись без помощи родителей. Ребенок инициативен и самостоятелен в своих поступках, в познании окружающего мира. Теперь он может себя сдерживать, контролировать свои действия, если этого требуют взрослые. Малышу свойственна открытость, искренность и впечатлительность.
Ребенок начинает активно интересоваться своим организмом, тем, как он устроен, как функционируют органы. Он способен определить свои ощущения и где они локализованы. Формируются представления и о половых признаках. Ребенок определяет пол человека по внешнему виду (одежда, прическа), имени, понимает взаимосвязь пола человека и предъявляемых к нему требований. У него сформированы конкретные социальные ожидания от людей определенного пола, к примеру, готовить может только женщина, полицейский всегда мужчина и т д. На примере взрослых ребенок легко усваивает половые стереотипы и поведение. Здесь важную роль играю взрослые, которые могу контролировать и демонстрировать своё недовольство, когда ребенок ведет себя в несоответствии со своим полом.
Все происходящие перемены в ребенке являются следствием изменившейся социальной ситуации развития. Если родители заметили и оценили возможности малыша, то у него появляется целый круг обязанностей и прав. Он может поливать цветы, подметать, одеваться самостоятельно. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, у него возникают права и обязанности в детском обществе. В основном они связаны с хозяйственно-бытовой деятельностью (например, дежурства по столовой, занятиям, наведение порядка после игр) и с трудом в природе (уход за растениями, животными).
Успешно развивается художественная деятельность. Ребенок с удовольствием рисует, поет и танцует. Также любит слушать знакомые сказки и стихи, рассматривать иллюстрации в книгах, может выучить стихотворения наизусть, отличить прозу от поэзии, определить по звучанию музыкальный инструмент. Многим детям нравится принимать участие в театральных постановках.
Эмоционально-волевая сфера
В этом возрасте ребенок находится преимущественно в эмоционально положительном состоянии. Для него характерно позитивное представление о себе. Однако вполне нормально, если периодически проявляются не только положительные чувства. Ребенок может огорчиться, разозлиться, обидеться и даже повздорить с кем-либо. Насторожить взрослых должны частые конфликты со сверстниками, тревожность, агрессивное поведение, депрессивные состояния и чувство неполноценности. Все это, а также свои симпатии или антипатии по отношению к людям и предметам ребенок может передать в рисунке через цвет, расположение объектов.
Совершенствуется и волевая сфера. Ребенок способен проявить волевое усилие при преодолении трудностей, в игре, при выполнении своих обязанностей.
Мотивы и потребности возраста
Ребенок по-прежнему находится в тесной взаимосвязи со взрослым, но уже не только эмоционально. К этому добавились еще и познавательные мотивы, а чуть позже и удовлетворение потребности в сопереживании.
У ребенка высока потребность в движении. Удовлетворить ее – значит способствовать его гармоническому развитию. В силу психофизиологических причин ребенок не может подолгу сидеть и заниматься одним и тем же делом. Но и здесь тоже всё индивидуально. У детей может различаться продолжительность двигательной активности, ее содержание. Данная потребность переплетается с потребностью в общении и игре.
Появляются новые мотивы – игровой, признания сверстниками, мотив самоутверждения. Игровая мотивация является доминирующей для этого возраста.
Развитие интеллекта
Период от 3 до 4 лет ребенок совершает значительный рывок в своем интеллектуальном развитии. Вместо наблюдателя-малыша он становится исследователем, стремиться получать новые знания и претворять их в жизнь. Задача взрослых – помочь ему в этом, способствовать психическому развитию путем создания условий для познавательной активности малыша.
Активно развивается познавательная деятельность. Ребенок экспериментирует, исследует новые предметы самостоятельно и получает такую информацию, которую не узнал бы от взрослого. Это, в свою очередь, стимулирует детей к познанию нового.
Деток 4-5 лет часто называют «почемучками»: так много у них возникает вопросов. Благодаря этому запас их представлений и знаний о мире постоянно пополняется. Если ребенок к пяти годам не донимает взрослых своими многочисленными познавательными вопросами, то это должно насторожить родителей и заставить найти причину отсутствия познавательного интереса.
Мышление
До 4 лет преобладает наглядно-действенное мышление. Ребенок действует методом проб и ошибок. После четырёх лет появляется наглядно-образное мышление, благодаря которому он уже может сначала решить задачу или продумать вариант действий в уме, а затем применить его на практике.
К 5 годам в деятельности ребенок использует элементарные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Например, он может сравнивать объекты по форме и цвету, обобщать понятия в группы – игрушки, овощи, фрукты, находить признаки предмета и т.д. Ребенок умеет считать предметы и определять их количество в пределах 5-10. Общение со взрослыми и занятия способствуют формированию представлений о природе – животных и растениях, об основных погодных состояниях, о времени суток, быте людей.
Речь
С 3 лет ребенок начинает проявлять активный интерес к освоению языка. Это видно по тому, как он начинает прислушиваться к новым звукам, словам, пытается воспроизвести их. Дети уже пытаются рифмовать слова и придумывают собственные словоформы. Часто в этом возрасте ребенок сопровождает свои действия негромкой речью. Такие «разговоры с собой» позволяют ему удерживать в памяти цели и восполняет пропущенные действия.
Но в 3-4 года ребенку еще сложно составить логичный рассказ, состоящий из связных предложений. У него еще не всегда получается согласовать слова в роде, числе и падеже. Он может переставлять слоги в словах. Наблюдаются и проблемы с произношением звуков. Такие недочеты допустимы для речи ребенка этого возраста. В процессе дальнейшего развития она станет более совершенной и правильной, обогатится словарь, постепенно освоится ее грамматическая и фонетическая стороны.
К 5 годам в своей речи ребенок уже может использовать метафоры, загадки, поговорки, умеет подбирать слова близкие и противоположные по значению, использовать многозначные слова. Успешно выполняет задания, в которых нужно узнавать первый звук в слове или подобрать слова с заданным звуком. У большинства детей к 5 годам завершается процесс освоения звуков, в большинстве случаев правильно ставят в словах ударение.
Словарный запас ребенка в три года составляет 1500 слов, в четыре – 2000, в пять лет примерно 2500 слов. Однако следует учитывать то, что все показатели развития речи очень индивидуальны. Также специалисты отмечают, что мальчики отстают от девочек в речевом развитии примерно на четыре месяца. Родителям очень просто проверить соответствует ли нормам уровень развития речи у ребенка. Для этого нужно просто провести с ним беседу и попросить сделать следующее:
- назвать свое имя, отчество и фамилию, имена членов семьи;
- описать игрушку или животное, придумать рассказ по сюжетной картинке;
- сгруппировать картинки или предметы (фрукты, овощи, посуда и др.);
- точно повторить за взрослым предложение;
- пересказать хорошо известную короткую сказку или рассказ.
Если ребенок пяти лет справляется с данными заданиями, использует в речи простыми и сложные предложениями, средства выразительной речи (темп, интонацию, силу голоса и др.), то можно утверждать, что с развитием речи проблем нет. Если все же есть какие-то сомнения, стоит обратиться к специалисту. Он проведет ряд тестовых заданий и, если потребуется, сможет провести коррекционную работу по устранению недостатков речи.
Родителям важно помнить, для того, чтобы ребёнок начал правильно говорить, вокруг него должно быть соответствующее речевое окружение. Он должен сам понять, насколько важно этому научится – чтобы потом полноценно общаться со сверстниками и близкими.
Развитие восприятия и сенсорных ощущений
Восприятие выступает как основная познавательная функция этого возраста. Совершенствуется оно параллельно с развитием перцептивных действий, направленных на обследование объектов окружающего мира. Характерным для детей этого возраста является то, что обследование уже может происходить без физического контакта с предметом – ребенок может это сделать «глазами». При этом выделяются самые яркие признаки, и по ним отличается один предмет от другого.
Постепенно от индивидуальных единиц восприятия происходит переход к сенсорным эталонам. Ребенок начинает различать предметы сразу по нескольким признакам: по форме, цвету и величине. К 5 годам дошкольник обладает уже относительно большим сенсорным и сенсомоторным опытом. Он способен ориентироваться в пространстве, выполнять различные перцептивные, обследовательские действия и подчинить их интеллектуальной задаче.
Сенсорное развитие
Возраст от 3 до 5 лет сензитивен для развития сенсорики. Сенсорное развитие – это активные обучающие и развивающие воздействия (тактильные, слуховые, зрительные) на органы чувств, благодаря которым повышается эффективность познавательного процесса. Накопление богатого сенсорного опыта является основой для формирования образной памяти, наглядно- образного мышления. Развитие сенсорики способствует систематизации получаемой информации, развитию наблюдательности и внимательности, воображения и речи.
Для сенсорного развития совсем не обязательны дорогостоящие игрушки и специальный дидактический материал. Подойдут подручные средства или изготовленные самостоятельно игры. Они будут даже удобнее и интереснее. Поскольку восприятие является ведущим познавательным процессом этого возраста, необходимо создать благоприятные условия для его формирования и совершенствования. В противном случае связанные с ним другие психические процессы также будут отставать в развитии, что в будущем отразится на учебной деятельности. Поэтому уже на начальном этапе развития восприятия очень важно объяснять ребёнку способы обследования объектов, продемонстрировать как надо рассматривать, как вслушиваться и т.д.
Воображение
В процессе познавательной, игровой, художественной деятельности у ребёнка развивается воображение – творческое и воссоздающее. Особенно четко оно проявляется в игре, когда дети начинают замещать одни предметы другими. В 3-4 года предметы-заместители предлагает взрослый (например, камень – это машинка) и ребёнок с удовольствием принимает такую игру. Но он не способен пока направлять свое воображение. Выдумка приходит спонтанно, по просьбе взрослого ребёнку тяжело что-то придумать. К пяти годам проявляет оригинальность и произвольность воображения. Дети уже могут придумать небольшой рассказ или сказку на заданную тему. Критерием развития творческих способностей является использование в создании воображаемого предмета или ситуации таких приемов как преувеличение, преуменьшение,
комбинация.
Внимание
Уже в младшем дошкольном возрасте начинает развиваться произвольное внимание. Благодаря этому ребёнок может сосредотачиваться и задерживаться на определённом занятии не только потому, что ему интересно, но и для того, чтобы специально запомнить что-то и воспроизвести это в нужный момент. Но это происходит не сразу. В 3 года способность управлять вниманием ещё не велика. Его произвольность в этом возрасте проявляется в том, что ребёнок всматривается в объект, вслушивается в рассказ, пытается читать книгу, увлеченно рисует.
В 4 года появляется способность направлять свое внимание на определенный предмет или деятельность по указанию взрослого. Однако устойчивость данного психического процесса по- прежнему недостаточно сформирована. В 3-5 лет сосредоточенная деятельность ребенка возможна в течение 15-20 минут. Кроме того, устойчивость внимания зависит от ее характера и импульсивности самого малыша. Это необходимо учитывать взрослым при планировании совместных занятий с детьми, тем самым предотвратив их от переутомления. Далее ребенок просто не в силах заниматься. Внимание – весьма важная функция, на основе которой развиваются остальные психические процессы, а также зависит успех обучения. Поэтому родителям стоит найти время на занятия с малышом в этом направлении.
Память
Память является доминирующей функцией у детей 3-5 лет. Специалисты утверждают, что ни в каком другом периоде развития ребенок не запоминает предложенный материал с такой легкостью, как в младшем дошкольном возрасте.
До 4 лет память носит непроизвольный характер. Ребенок запоминает что-то нецеленаправленно, это происходит само собой. Лучше всего запоминается материал, который интересен для ребенка и вызывает яркие эмоции. Смысловая память развивается параллельно с непосредственной (без осмысления).
После 4 лет начинает развиваться произвольная память. Однако целенаправленное запоминание и припоминание пока проявляются периодически и в основном в процессе занятий, игре или при выполнении поручений взрослых.
Лучше запоминается ребенку то, что он видит или слышит много раз, а также то, что связано с его собственными движениями.
Личностное развитие
Личность ребенка развивается сугубо индивидуально. Есть дети самоуверенные и активные, есть стеснительные и нерешительные. В последнем случае для успешности ребенка в будущем, ему необходимо помочь увидеть свои достоинства, раскрыть положительные стороны личности, понять свою уникальность и неповторимость.
В этом возрасте уже есть представления о себе во времени: прошлом и будущем. Ребёнок понимает, что когда-то он был маленьким, а в скором времени станет учеником, потом будет работать по определенной профессии.
На основании представлений о своем «Я» путем оценок родителей, воспитателей, детей, в процессе игровой, познавательной деятельности, общения формируется самооценка ребёнка. Как правило, в этом возрасте она завышена. И это считается нормой. Если у ребенка в этом возрасте заниженная самооценка, можно говорить о наличии каких-либо личностных проблем или ошибок воспитания родителей. Для формирования адекватной самооценки и осознания своей уникальности и неповторимости, взрослый должен восхищаться своим малышом. Отмечать какие у него красивые карие глазки и мягкие курчавые волосики, как он умеет красиво танцевать и рисовать и пр.
Развитие самооценки неразрывно связано с притязаниями. К 5 годам проявляются притязания не только на признание сверстниками, но и стремлению выполнять главную роль в игре.
Впервые появляются чувства стыда и гордости. Становится важным не просто наличие какого-либо умения, но в большей степени его качественная характеристика. Ребенок гордится тем, что хорошо рисует, танцует, а не просто, что умеет танцевать. Если в какой-либо деятельности получается выполнять что-то хуже, чем у сверстников, или он начинает замечать свои недостатки, возникает чувство стыда. Развиваются представления о себе как о члене семьи, родственных связях. Ребенок начинает радоваться успехам и удачам близких, переживать их горе, способен сопереживать им, проявлять чуткость и внимание к ним.
На 5 году жизни у дошкольника возникает стремление к самосовершенствованию. Он может захотеть определенную прическу, научиться красиво рисовать и т.д. К концу возраста появляются чувства самоценности и самоуважения.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник