Возрастной этап связанный с возможностью интенсивного развития у ребенка

Возрастной этап связанный с возможностью интенсивного развития у ребенка thumbnail

Лункина Е.Н., учитель-логопед д/с «Волшебный замок», ЦАО, Москва

Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С. Выготским (1896—1934). Он разработал понятие «психологические системы», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, между мышлением и памятью, мышлением и речью).

Огромный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию — введение понятия «зона ближайшего развития». Согласно ученому, это область не созревших, но созревающих процессов, которые можно назвать «почками развития». «Зона ближайшего развития» ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности. Л.С. Выготский пришел к выводу, что обучение ребенка должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за собой развитие. Это утверждение стало аксиомой в детской психологии и педагогике.

Следующим важным открытием гениального ученого в детской психологии стало возрастное определение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для развития тех или иных функций индивидуума. Эти знания необходимы для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка, чтобы те «развивающиеся почки», которые представляют собой созревающие процессы в «зоне ближайшего развития», могли в полной мере развить и обогатить физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и культурные возможности в будущей жизни ребенка.

Одинаковых детей не существует, даже близнецы сильно отличаются друг от друга. У каж­дого индивидуальные свой­ства психики, способности и инте­ресы.

Однако в жизни каждого малыша есть периоды, в которых самой физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Эти периоды называются сенситивными.

Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.

Еще одно определение сенситивного периода может быть сформулировано следующим образом. Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.

Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться. Примером тому служат многочисленные случаи детей, выросших в стае животных. Когда их вернули в общество, то никакими реабилитационными методами не смогли научить полноценной речи и адаптации в новых для них условиях. Все их поведение копировало жизнь и привычки животных.

Таким образом, сенситивный период — время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. Он показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.

В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребенка.

Возрастная сенситивность — свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики. Например, для развития речи у детей сенситивный период приходится на 1,5 года. Именно в это время нужно уделять ребенку повышенное внимание со стороны взрослых, гармонично воспитывая и развивая его. Поэтому необыкновенно важно для становления человека в первые годы его жизни окружение, разнообразие деятельности, интересов и эмоций. Недостаток полученных в детстве эмоций, знаний, умений, физического и психического развития будет невосполнимым пробелом в дальнейшей жизни.

Для начала нужно разобраться, сколько этих периодов у ребенка, в каком возрасте они наступают, какие именно знания ребенок легко воспринимает в каждом из них.
Периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений.

1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
3—4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;
4—5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;
5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;
8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.

На разных этапах сенситивного развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Их еще называют поворотными моментами в развитии, или кризисами, если они протекают стремительно. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. В организме ребенка происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой. Но родители и педагоги должны (даже обязаны) предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка.

При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии.

Стабильные этапы чередуются с кризисными. Кризисные периоды длятся недолго (от нескольких месяцев до 1—2 лет в зависимости от мудрости педагогов и такта родителей). Это чаще всего краткие, но бурные стадии. В кризисные периоды происходят значительные изменения личности ребенка. Сам кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине сенситивного периода. Родители видят резкие изменения в поведении, интересах, ребенок выходит из-под контроля взрослых.

Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. В это время обостряются противоречия, с одной стороны, между взрослыми потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, и с другой — между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Современными психологами эти противоречия рассматриваются как движущие силы психического развития.

По мнению Л.С. Выготского, самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) — 1 год, 3 и 7 лет. Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом сенситивном периоде.

Возрастная сенситивность свойственна конкретному возрастному этапу, это наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.

Возрастная периодизация (по Л.С. Выготскому)

• Кризис новорожденности — младенчество (от 2 мес. до 1 года).
В 1,5—2,5 мес. формируется мелкая моторика, развивается сенсорная область, ребенок познает мир, используя слуховые и тактильные ощущения.
• Кризис 1 года — раннее детство (1—3 года).
Появляются новые виды общения, происходит разрыв психологического единства «мать — дитя», развиваются речь и умственные способности. Ведущий вид деятельности — эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослым.
От 1 до 3 лет — сенситивный период для развития речевых способностей. Ребенок слушает, накапливает пассивный словарный запас, затем уже появляется речь, которая носит предметный характер. Развивается способность выражать свои желания и чувства.
В 2,5—3 года ребенок часто разговаривает сам с собой, что способствует развитию логического мышления, последовательности в речи. Со временем такие монологи он ведет уже мысленно.
• Кризис 3 лет — дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Ведущий вид деятельности — орудийно-предметный. Формируются самооценка и самосознание, происходит становление личности. От 3 до 7 лет ребенок включается во взрослую жизнь, в разные виды деятельности, сам выбирает во что играть и свою роль в игре; интересуется звуками и буквами, т.е. их графическим изображением в виде символов. Активно развиваются воображение и отображение впечатлений об окружающем мире, взаимодействие с окружающими, общение. Ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра.
• Кризис 7 лет — школьный возраст (от 7 до 13 лет).
Ведущий вид деятельности — учебный. Развиваются психика, мышление, специальные способности, личность ребенка и его межличностные отношения.
• Кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет).
Ведущий вид деятельности — личностное общение подростков.
• Кризис 17 лет — юношеский возраст (17—21 год).
Ведущий вид деятельности — профессионально-учебный.

По мнению Л.С. Выготского, в эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых. В кризисные периоды ребенок становится восприимчив к приобретению определенных знаний и умений.

И хотя развитие интеллекта человека продолжается и во взрослой жизни, в детстве это происходит намного легче и естественнее. Родителям стоит обратить внимание на наступление каждого из этих периодов и своевременно подготовить базу и окружающую среду для наибольшего удовлетворения потребностей ребенка на каждой стадии его развития.

Вспомним сказку Р. Киплинга «Книга джунглей» и ее героя — Маугли, воспитанного в звериной стае. Замысел этой книги у автора возник не на пустом месте. В настоящее время существует около 4 тыс. официальных свидетельств подобных случаев. «Дети джунглей» оказались с самого раннего возраста в стае зверей (чаще волков) и не имели ни речевого, ни социального опыта в поведении и общении. После того как они были возвращены в нормальные условия жизни, несмотря на усиленный уход и специальные занятия с ними, вернуть их в человеческое общество уже не представлялось возможным. Максимальное количество слов, которому удалось научить всего нескольких таких детей, составляло не более 45. А их навыки человеческого существования после реабилитационного периода были скорее дрессировкой, как у домашних животных. Дети, находившиеся в среде животных первые 6 лет жизни, практически уже не смогут освоить человеческую речь, осмысленно общаться с другими людьми, ходить прямо и пр. Реабилитация ни в одном случае не была полноценной. Навыки животных (хождение на четвереньках, сыроедение, звериные звуки и привычки), приобретенные в раннем возрасте, сыграли для этих детей решающую роль.

Дело в том, что самые ответственные сенситивные периоды становления личности человека были безвозвратно пропущены. Именно в первые 5—7 лет жизни ребенок получает 70% всей жизненной информации. И если в этот период он оказывается в волчьей стае, то и вырастет волком. Звериные навыки, обретенные детьми, которые оказались с младенчества среди зверей, впечатываются в психику и физиологию, а человеческие навыки привить уже фактически невозможно, т.е. полноценными людьми такие дети уже никогда не будут.

Мудрецы считали, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Ребенок индийца заговорит на индийском языке, ребенок непальца — на непальском и т.п. Падишах усомнился в этом и решил поставить жестокий опыт: несколько грудных детей поселили в отдельных комнатах, а ухаживали за ними глухонемые слуги. Через семь лет вошедший падишах с мудрецами услышали бессвязные крики, вопли, шипение и мяуканье молодых звероподобных существ.

Все это лишний раз доказывает, насколько важны для развития ребенка и его речи первые годы жизни.

Приведенные примеры как нельзя лучше доказывают правомерность существования сенситивных периодов в жизни каждого ребенка. Пропущенные по разным причинам, они будут невосполнимым пробелом на протяжении всей жизни человека.

Современный всемирно известный японский педагог-практик Масару Ибуки озаглавил свою книгу по детской психологии «После трех уже поздно». В своем труде ученый пишет о том, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — его личный опыт познания в первые три года жизни. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Здесь мы вновь видим подтверждение теории Л.С. Выготского о решающих сенситивных периодах в жизни ребенка и их значении в формировании личности.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста (от 0 до 3 лет), психофизиологически оптимальные условия (сенситивные периоды) формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности. Хотя японский ученый ставит акцент на двух (из трех основных, по Л.С. Выготскому) кризисных периодах развития — 1 год и 3 года, тем не менее понятно, что без прочной базы развития личности индивидуума в первые два сенситивных периода (до 3 лет) мы теряем возможность всеобъемлющего развития умственных способностей ребенка. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает благоприятный переход к новой стадии развития.

Л.С. Выготский писал, что новое не падает с неба, а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Источником же развития служит социальная среда, в которой находится ребенок.

Ученики и последователи Л.С. Выготского (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) продолжают руководствоваться его трудами и, базируясь на его исследованиях, продолжают развивать концепции раннего развития личности ребенка.

Итак, можно сделать следующие выводы. Сенситивные периоды — возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность их развития. Это наиболее ответственные этапы развития детей.

Стоит заметить, что данные периоды наступают у каждого ребенка, но время их появления и продолжительность индивидуальны, на их возникновение не могут влиять ни педагоги, ни родители. При верном подходе можно продуктивно их применять для дальнейшего развития определенных способностей или типа деятельности. Именно поэтому на определенных возрастных этапах следует уделять большее внимание конкретной области, стараясь при этом развивать качественную составляющую способностей вашего ребенка.

Нужно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах деятельности. Важно создавать необходимые условия, при которых дети смогут проявить способности. Не следует ограничивать деятельность малыша, нужно предоставлять ему возможность свободного творческого проявления.

Родителям и педагогам следует четко понимать, что чем больше круг интересов ребенка, тем более гармоничным он вырастет. Особенность развития ребенка заключается в том, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные. В эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых.

Литература

Богданович Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы. М., 1994.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1973.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2, 5. М., 1982.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Воронеж, 1998.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999.
Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
Эльконин Д.Б., Божович Л.И. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет. Волгоград, 1999.

Источник

Тесты педагогика и психология.

Предметом педагогики, как области научного познания, являются:


развитие личности в процессе преподавания;

В младшем школьном возрасте учение
способствует:

— приобретению знаний, умений и навыков;

В процессе обучения обучающийся
выступает как…


объект педагогической деятельности, субъект
собственной познавательной деятельности;

Ведущей деятельностью подростка по
Д.Б.Эльконину является…

— общение.

Ведущей называют деятельность, в которой
/ от которой…


формируются или перестраиваются частные психические процессы;

— зависят психологические изменения
каждого периода развития ребёнка.

Вид мышления, опирающийся на
непосредственное восприятие предметов и их преобразование, является …

— наглядно-образным;

Влияние на развитие
мотивационно-ценностной сферы человека составляет сущность…

— воспитания;

Возрастной этап, связанный с
возможностью интенсивного развития у ребенка определенных психических функций и
способностей, называется:


сенситивным периодом;

Выберите полный и точный ответ:
акселерация — это…


ускоренное физическое и психическое
развитие в детском и подростковом возрасте.

Выделяют следующие формы проявления
внимания — это…


интерактивное;


интеллектуальное;


сенсорное (зрительное, слуховое, вкусовое и др.);


все варианты верны.

Высший уровень психического отражения и
саморегуляции, присущий только человеку, называется…


сознанием;

Демократический стиль педагогического
общения характеризуется…


благополучным климатом внутри классного коллектива;


активно-положительным отношением к обучающимся, адекватная оценка их
возможностей, успехов и неудач;


ориентацией педагога на повышение роли обучающегося во взаимодействии, на
привлечение каждого к решению общих дел;

— все варианты верны.

Диагностика обученности — это…

— контроль, проверка, оценивание
результатов обучения, их анализ, выявление динамики, прогноз на будущее;

Динамическая система взаимодействий
субъекта с миром, в процессе которых возникает и воплощается в объекте
психический образ и реализуются опосредованные им отношения субъекта в
предметной действительности, называется…


реакцией;


рефлексом;


деятельностью;


сознанием.

Для создания модульной программы
необходимо:


выделить основные научные идеи дисциплины;


структурировать учебное содержание вокруг основных идей в определенные блоки;


сформулировать комплексную дидактическую цель;

— все ответы верны.

Закономерности воспитания находят свое
выражение в … воспитания

— принципах;

Зона «ближайшего развития»
характеризуется тем:


какие задания ученик может выполнить с
помощью со стороны;

Игра — это:

В каком возрасте игра является ведущим
видом деятельности?


дошкольном;

-младшем
школьном;

-подростковом

-юношеском

Игра как метод обучения в современной
школе используется:


в качестве самостоятельной технологии для усвоения школьниками понятий, темы;


как элемент более обширной технологии;


в качестве урока или его части (введения, объяснения, изложения материала,
упражнения, контроля);

— все варианты верны.

К биогенным потребностям относятся:


потребности в безопасности.

К важнейшим социальным потребностям
ранней юности относятся…


общение и обособление;

К видам наказания относятся…

а)

в
) осуждение;

г)

К видам поощрения относятся…

— одобрение;

К внешним закономерностям
педагогического процесса относятся следующие…

— результативность педагогического
процесса зависит от условий, в которых он происходит;

К концу дошкольного возраста общение
представляет собой …


внеситуативно-личностное

К концу дошкольного возраста
формируется…


наглядно-образное мышление.

К основным недостаткам фронтальной
учебной деятельности обучающихся относятся:


сложность руководства каждым обучающимся;


нацеленность на абстрактного обучающегося;


единый для всех темп работы;


все варианты верны.

К практическим методам обучения
относятся…


упражнения, лабораторная работа;

К словесным методам обучения относятся:


лекция, беседа, рассказ;

эксперимент,
рассказ, лабораторная работа.

Какие условия обеспечивают успешное
формирование личности?

— воспитательное воздействие на весь
субъектный мир человека;

Какое новообразование соответствует
подростковому возрасту?

— стремление к взрослости и
самостоятельности, критическое отношение к людям.

Какое новообразование соответствует
раннему юношескому возрасту?


развитие мировоззрения, профессиональных
интересов, самосознания личности, идеалов.

Какой вид ведущей деятельности
соответствует младшему школьному возрасту?


учение;

Какой компонент учебной деятельности
называют первым?

— мотивация;

Какой материал запоминается лучше:


имеющий важное значение для человека,
вызывающий у него интерес и эмоции.

Классно-урочная система, как
«золотой фонд педагогики», обоснована в трудах:


Я.А. Коменского;

Метод обучения — это…


система последовательных, взаимосвязанных
действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования;

Методологический подход конструирования
образования с учетом образовательных запросов и способностей обучающихся
называется…


личностно-ориентированным;

Методы педагогического исследования,
непосредственно связанные с практикой и позволяющие накопить, зафиксировать,
классифицировать и обобщить полученный практический материал — это…


эмпирические методы;

Модульное обучение — это:

— оформление учебного материала и
процедур в виде законченных единиц с учетом атрибутивных характеристик;

Мотив достижения — это…


стремление личности к достижению
результатов в деятельности;

На чьи моральные суждения и оценку
действий ориентируется чаще всего в своем поведении младший школьник?

— учителей;

Обучаемость — это…


восприимчивость к обучению;

Обучающий модуль — это:


логически завершенная форма части содержания
учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и развивающий аспекты,
усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний,
умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми тем или иным
модулем;

Обязательным элементом любого урока
является:


организационный момент и сообщение темы и
цели урока

Выберите определение, которое
характеризует авторитарный стиль педагогического общения:


определение педагогом, исходя из
собственных установок, положения и целей взаимодействия, субъективная оценка
результатов деятельности;

Определите, какой стиль педагогической
деятельности подходит под следующее описание: стиль педагогической
деятельности, при котором ученик рассматривается как объект педагогического
воздействия, а не равноправный партнер, и главными методами воздействия учителя
являются приказ, поучение.


авторитарный;

Основная единица педагогического
процесса, с точки зрения деятельностного подхода…


деятельность педагога и обучающихся;

Основной источник активности индивида,
внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования —
это…


потребность;

Основные элементы реализации принципа
прочности усвоения включают в себя…

— постоянный контроль, активная
мыслительная деятельность.

Основными функциями обучения являются:


образовательная, воспитательная,
развивающая;

Основой для формирования модуля служит:


рабочая программа учебной дисциплины;

Педагогические процессы, характеризующие
категорию «воспитание»:


систематическое и целенаправленное воздействие на воспитуемых с целью
формирования у них желаемого отношения к людям и окружающему миру;


процесс подготовки человека к жизни;


процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности;


все варианты верны.

Педагогические процессы, характеризующие
категорию «образование»:


процесс обеспечения развития личности соответствующего
уровню полученных знаний;

Первый опыт социального взаимодействия
ребенок получает…


в семье.

По каким направлениям можно ускорить
умственное развитие подростков и юношей?


понятийный строй мышления;


речевой интеллект;


внутренний план действий;

все варианты верны.

Поведение, отклоняющееся от наиболее
важных социальных норм, наносящее вред обществу или самой личности,
сопровождающееся социальной дезадаптацией, называется…

— асоциальное;

Повысить обучаемость младшего школьника
можно:

— формируя способы эффективного и
осмысленного запоминания;

Под содержанием образования понимается:


система знаний, умений и навыков, овладение
которыми обеспечивает развитие умственных и физических способностей
обучающихся, формирование у них нравственности, соответствующего поведения,
готовности к жизненному самоопределению и труду;

Развивающая функция обучения реализуется
при ориентации процесса обучения на…


зону «ближайшего развития»;

Решение математической задачи происходит
в процессе …. деятельности:

— теоретико-мыслительной;

Система государственных и общественных
институтов, обеспечивающих процесс образования личности в течение всей жизни,
называется…


системой образования.

Система учебных приемов, способствующих
развитию личности учащихся, включает:


перенос усвоенных приемов с обучающей
задачи на новую.

Социализация — это:


процесс и результат усвоения и активного
воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и
деятельности;

Способности — это…


совокупность индивидуально-психологических
особенностей человека, выражающих его готовность к овладению определенными видами
деятельности и к их успешному выполнению, являющихся условием их успешного
выполнению.

Степень профессиональной
подготовленности педагога называется…


профессиональной квалификацией;

Сущность принципа доступности
заключается в том, что…

— содержание изучаемого материала и
методы его изучения должны соответствовать возрастным особенностям, уровню
подготовленности и развития обучающегося;

Сформировать и поддержать у ребенка
высокую учебную мотивацию эффективнее всего при соблюдении следующих условий:


создавать ему ситуацию личного успеха,
строить процесс обучения на позитивных эмоциях, с учетом значимых ценностей и
интересов обучающегося;

Такие психические процессы как память,
мышление и речь относятся к…

— познавательным процессам;

Форма сознания, которая проявляется в
осознании человеком самого себя, называется…

— самосознанием;


предсознанием;

бессознательным;


коллективным бессознательным.

Формирование способностей восприятия и
понимания прекрасного, развитие задатков и способностей в области искусства
составляют цель … воспитания


эстетического.

Хозяйственно-экономические,
воспитательные, социальные, психотерапевтические функции относятся к
функциям…


школы.

Центральным новообразованием
подросткового возраста является…


становление самосознания и чувство
взрослости;

Чрезмерное усиление отдельных черт
характера, граничащих с патологией, но не выходящих за рамки нормы называют:


акцентуацией характера;

Что из перечисленного ниже не относится
к классическим принципам дидактики…


принцип фундаментальности;

Что является основой для формирования
человека как личности:

— деятельность;

Эмпирические методы педагогического
исследования включают:

— анкетирование, опрос, беседу;

Юношеский возраст является сензитивным:


для развития профессионально
ориентированных знаний, умений и навыков;

Источник