Возрастная педагогика развитие ребенка
Развитие и образование ни одному человеку
не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться,
должен достигнуть этого
собственной деятельностью,
собственными силами,
собственным напряжением.
А. Дистервег
Человек не может жить один.
Высшее счастье и радость человеческая –
общение с другими людьми.
В.А. Сухомлинский
Глава 6. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ
Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека.
Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значение. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский). «Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).
Воспитатель добьется успехов в воспитании и обучении дошкольников, если будет знать этапы возрастного развития детей, видеть их внутренний мир, понимать их отношения, взгляды, суждения, переживания, чувства.
Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические, физические показатели состояния организма ребенка.
Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма.
Физиологические показатели: деятельность органов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается актив-
ность нервных клеток, наступает торможение, что приводит к быстрой утомляемости, пассивности.
К психологическим критериям возрастного развития относятся особенности’ощущения, восприятия, представлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личности. Например, ведущей формой познавательной активности шестилетнего ребенка является чувственное познание, конкретно-образное мышление. Это нужно учитывать при определении содержания и методов обучения дошкольников и первоклассников.
Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации. К этим показателям относятся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др.
Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка.
В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показателей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показатели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в характеристике детей дошкольного возраста.
Педагогическая характеристика возрастных периодов
Период новорожденности
Новорожденный ребенок– от рождения до 1 – 2 месяцев. Воспитание в этот период преимущественно сводится к заботе о физическом развитии ребенка, о его здоровье.
Правильно организованное питание, закаливающие процедуры, соблюдение режима сна и бодрствования, гигиенически целесообразная одежда – основы сохранения и укрепления здоровья ребенка. Однако уже в этот период ребенок начинает контактировать с окружающим миром посредством ощущений: обонятельных, зрительных, слуховых, кожных, двигательных. Особенно развиты сосательный, ориентировочный, хватательный рефлексы, т.е. те, которые обеспечивают, его преимущественно органические потребности. Поэтому не менее важной задачей воспитания в этот период является создание условий для активного функционирования органов чувств. Это обеспечивает развитие нервной системы, мозга, будет способствовать формированию познавательных процессов. Быстрее развивается тот ребенок, которому обеспечен контакт с многообразием действующих на него раздражителей: речевых, зрительных, музыкальных, двигательных, слуховых – при условии, что эти раздражители вызывают эмоционально положительную реакцию.
К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется особая эмоционально-двигательная реакция на взрослого, которую называют «комплекс оживления». Ребенок совершает активные движения руками и ногами, улыбается, произносит звуки. С этого момента ребенок вступает в другой период своего развития – младенческий. Младенческий возраст – с 2 – 3 месяцев до года. В этом периоде ребенок научается держать головку, садиться, ползать, принимать вертикальное положение, совершает первые шаги. Активно формируются психологические процессы и свойства личности. Ребенок тянется к предмету, пытается схватить игрушку. Движения его становятся более координированными, что приводит к простейшим манипуляциям с предметами. Ребенок бросает предмет или игрушку, потряхивает, постукивает, тем самым знакомится с его свойствами, признаками. Мир предметов и игрушек выступает как независимый от него. Он стремится познать этот мир. Возникает предметность и константность восприятия.
Важнейшим новообразованием в этом возрастном периоде является речь. Первые слова ребенка вводят его в контакт с окружающим миром, переводят познание на более перспективный, хотя и более противоречивый и трудный уровень. Механизмы речи формируются в течение всего первого года жизни.
Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние на ребенка в этот период оказывают действия с предметами, игрушками, общение со взрослыми и совместная деятельность. Ребенок овладевает умениями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действовать. Ему свойственны подражательность, копирование действий взрослых; Возникает предметное мышление. В младенческом возрасте формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Смысл воспитания сводится к тому, чтобы обеспечить возможности такого развития и создать условия для реализации этих возможностей.
Раннее детство
Раннее детство– от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и формировании личности ребенка. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения. Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача воспитания в этот период, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов. Характер общений существенно влияет на количество и раз-, нообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать.
В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, способствуют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя. В общении, в поведении, в разнообразных видах деятельности ребенок уже в этом возрасте усваивает моральные нормы. От организации поведения и деятельности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет.
Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия. И если слепая любовь родителей ведет к подавлению этих рождающихся качеств, если ребенок говорит «я сам», а его продолжают одевать, раздевать, кормить и т. д., то неизбежно возникают капризы, непослушание, лень, раздражительность, неуверенность. И это трудно в будущем исправить.
Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и познания, способствуя проявлению инициативы и самостоятельности. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающего мира; у него закладываются все те качества, которые характерны для взрослого человека. Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взрослого – трехлетний возраст.
Дошкольный возраст
Дошкольный возраст– от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расценивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и систематизировать чувственные образы предметов окружающего мира. Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех вариантах программ самое серьезное внимание обращается на игровую деятельность дошкольника.
Игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализации его замыслов, желаний, стремлений.
Через игровую деятельность ребенок познает нравственные требования, учится общению со сверстниками, овладевает трудовыми умениями и навыками.
Часто в ходе игры проявляются такие качества ребенка, как жадность, эгоизм, агрессивность. Поэтому естественно, что игрой детей надо умело управлять и направлять ее в нужное русло.
Дошкольное детство делится на младший дошкольный возраст (3–5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Одна из задач в работе с дошкольниками, особенно 5–7 лет, – разрешение противоречий между желаниями ребенка и его реальными возможностями. Здесь и играет важную роль сюжетно-ролевая игра. Здесь для воспитателя важно поддерживать и направлять самодеятельную игру детей. Именно в таких играх развивается умение планировать игру, разрабатывать ее замысел, устанавливать правила игры. Все это впоследствии благоприятно скажется в становлении ребенка как ученика.
Источник
В прошлых разделах мы много говорили о том, что применяемые способы и методы организации учебного процесса должны соответствовать уровню развития ребенка. Теперь же мы раскроем эту тему, обратившись к возрастной педагогике.
Объект и предмет возрастной педагогики
Начнем с того, что дадим определение наиболее значимым понятиям.
Определение 1
Возрастная педагогика – это, если говорить о ней как о педагогике детства, раздел научных знаний, который изучает особенности и закономерности развития человека с момента рождения и до совершеннолетия.
Оговорку о педагогике детства в определении мы сделали не случайно. Если вы откроете учебник по возрастной педагогике, то увидите куда более широкий взгляд на размещенное выше определение, которое охватывает обучение в течение всей жизни человека, в том числе и такой раздел этого обучения как геронтогогика – передача знаний и навыков людям пожилого и старческого возраста. В нашем материале мы ограничимся лишь детским возрастом как наиболее значимым для педагогов средних, среднеспециальных и высших учебных учреждений.
Объектом научного направления является ребенок на всех этапах своего развития до перехода его во взрослое состояние. Предметом – комплекс методов, закономерностей, средств, технологий организации учебно-воспитательного процесса на разных этапах взросления человека.
Понятие детства в педагогике находится в тесной взаимосвязи с этим же понятием в психологии. Объединяющей характеристикой понятия в двух этих направлениях научных знаний является возраст ребенка.
Определение 2
Детство – это целостная управляемая система, которая предполагает взаимодействие социальных, психологических, педагогических факторов развития и воспитания ребенка на базе ценностно-личностного подхода.
Определяющей характеристикой детского возраста является степень участия взрослых в обеспечении основных потребностей ребенка, его возможность противодействовать влиянию среды. Определяющей характеристикой взросления можно считать необходимый уровень развития самосознания и нравственно-гражданских чувств.
Отличительной чертой отношения к детству в педагогике является тот факт, что ребенок является самостоятельной и непреходящей ценностью, тогда как для психологии существенно в первую очередь то, что ребенок – это часть общества.
Ценностное отношение определяет подход к ребенку как к личности, которая требует индивидуальной работы и учета имеющихся особенностей. В связи с этим, введены критерии оценки работы взрослых по обеспечению адекватной работы с детьми.
Периоды детства, изучаемые возрастной педагогикой
Выделяют несколько периодов детского возраста, имеющих значение для организации образовательной деятельности:
- дошкольный, который характеризуется максимальной зависимостью ребенка от помощи взрослых в деле удовлетворения своих основных потребностей и минимальная способность защитить себя от влияния среды;
- младший школьный, который характеризуется тем, что помощь семьи ребенку все еще необходима в обеспечении основных своих потребностей и в удовлетворении эмоциональных потребностей, так как способность противостоять влиянию среды все еще остается сравнительно низкой;
- подростковый: семья все еще имеет значение для удовлетворения материальных и эмоциональных потребностей, но на первое место выходит значение среды сверстников и образовательного учреждения для удовлетворения потребностей социально-познавательного характера;
- старший школьный: семья все еще имеет значение, однако появляется тяга к самообразованию, частичное самостоятельное удовлетворение материальных потребностей, роль взрослых меняется с защитной функции на социально-профессиональное ориентирование.
Критериями, определяющими взросление, начиная с подросткового возраста, являются:
- способность ребенка противостоять миру;
- возникновение юридической ответственности;
- повышенная восприимчивость к отрицательным влияниям в области свободного общения.
Аспекты возрастной педагогики
Для возрастной педагогики имеют значение следующие аспекты детства:
- особенности психофизического развития;
- применяемые виды педагогического воздействия;
- доминанты психологического развития;
- основные направления работы по образованию и воспитанию.
Для каждого из периодов воспитания все эти аспекты имеют свое специфическое содержание.
Психофизическое развитие выражается в возможности ребенка принимать участие в определенных видах деятельности, которые способствуют его физическому и психологическому развитию. Оно характеризует биологические особенности становления личности. Постепенный прогресс достигается в сферах общения, творчества, соблюдения социальных норм и правил поведения, коллективной работы.
Доминанты психологического развития определяются появлением ведущих мотивов поведения, в качестве которых могут выступать возрастные индивидуальные потребности. Ведущими видами деятельности становятся те, которые наиболее полно позволяют реализовать возрастные и типологические особенности детей, учитывают мотивы их деятельности и поведения. Ценность ведущих видов деятельности заключается в том, что в них определяются условия, которые благоприятствуют развитию, а также факторы, которые тормозят мотивацию.
Весь педагогический процесс должен быть направлен на реализацию деятельности ребенка и интеграцию его в детский коллектив. Педагогическая деятельность строится таким образом, чтобы основная педагогическая идея была органично реализована в ходе организации функционирования детского коллектива.
Для этого необходимо учитывать особенности учебно-воспитательного процесса, использовать эффективные методы организации общения. Получить информацию об эффективности процесса помогают методы диагностики и оценки полученных результатов. На основе собранных данных можно эффективно прогнозировать основные тенденции развития личности ребенка и всего детского коллектива.
Источник
Возрастная периодизация является необходимо системой в педагогике, благодаря которой педагог знает, какие методы и способы работы применять в каком возрастном периоде подопечного. Ведь и трехлетний, и 15-летний человек — это ребенок, по классификации дидактики. Но они очень разные. Каждый возрастной период отличается своими физическими и психическими особенностями развития, причем, нередко первые влияют на вторые. Важно все — уровень способностей, особенности восприятия мира, влияние гормонов на детский организм.
В педагогике стандартно выделены несколько возрастных периодов для растущих детей.
От рождения до года
Первый период – младенчество, от рождения до года. На этом этапе, только закладываются базовые физически навыки, идет, в основном, пассивное, но непрерывное познавание мира.
От года до 3 лет
Второй период – раннее детство – от года до трех. В этом возрасте маленький человек начинает активно познавать мир, формируются зачатки социального ядра, прогрессирует коммуникативная функция. Все физические навыки уже присутствуют, хотя до совершенства им, понятно, еще далеко.
До 6 лет
Третий период – дошкольный, от трех лет до 6( или до 7). В этом возрасте у ребенка формируется личностное «Я», он становится частью общины, активно общается в другими детьми и взрослыми. Ребенок становится маленьким членом общества и впитывает основные нормы его поведения. Конечно, пытливый ум ребенка в таком возрасте еще абсолютно чист, он не приемлет и не понимает никакие сложные материи. В таком возрасте ребенок уже способен активно учиться, правда, в игровой форме.
До 11-летнего возраста
Четвертый период – младший школьный, от 7 до 11 лет. Физические навыки сформированы полностью, но продолжат развиваться. Маленький человек становится на стезю взрослой жизни, принимая такие понятия, как график, обязанность, «должен» и «надо». В этот трудный период учителя помогают детям встать на ноги.
Средний школьный возраст
Пятый период – средний школьный возраст. От 11 до 14 лет. Это учащиеся 5-8 классов. Всем педагогическим составом любой школы единолично приятно считать, что это – самый трудный, проблемный период; в этом возрасте у ребенка происходит взрыв гормонов, что часто делает его не просто психически неуравновешенным, нервным, но и неуправляемым. К тому же, ум начинает взрослеть, мир перестает быть настолько по-детски прост, и то, что раньше казалось очевидным и не нуждалось в разъяснении, теперь кажется сомнительным. Дети начинают придирчиво относиться к любой входящей информации, становятся недоверчивыми. Максимализм – вот какая черта зарождается в детском уме в это возрасте. Чтобы не навредить ребенку и не дать ему свернуть с правильного пути, педагогу в этот период требуется все умение и тонкость подхода, чтобы совладать с крепнущим и бунтующим умом подопечного.
До 17 лет
Шестой период – старший школьный возраст – от 14 до 17 лет. Частично, это возраст захватывает и более поздний период, 17-19 лет, который именуется юношеством. Черты данных возрастных групп схожи. В этом возрасте учащиеся 9-11 классов начинают по-настоящему взрослеть, становятся личностью. Личностное становление — это болезненный период, и он длится с самых ранних лет и продолжается после окончания школы. Старшеклассники — это уже ответственные взрослые люди, которые могут адекватно воспринимать мир. Однако, вся эта «взрослость» несколько напускная, чтобы ей утвердится и дать ребенку прочно встать на ноги, требуется время.
Источник