Возможности всестороннего развития ребенка в процессе фэмп

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе фэмп thumbnail

ЛЕКЦИЯ 2

ТЕМА: «Возможности всестороннего развития ребенка в процессе формирования элементарных математических представлений»

Цель:

Показать возможность развития у детей мышления, памяти, внимания, воображения, речи, познавательных интересов в процессе формирования ФЭМП.

I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие). Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры величин и др.).

II. Развитие мышления.

Обсуждение:

— Назовите виды мышления.

— Как в работе воспитателя по ФЭМП учитывается уровень

развития мышления ребенка?

— Какие логические операции вы знаете?

— Приведите примеры математических заданий для каждой

логической операции.

Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:

• наглядно-действенное;

• наглядно-образное;

• словесно-логическое.

Логические операции. Примеры заданий дошкольникам

Анализ (разложение целого на составные части)

— Из каких геометрических фигур составлена машина?

Синтез (познание целого в единстве и взаимосвязи его частей)

— Составь дом из геометрических фигур

Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия)

— Чем похожи эти предметы? (формой)

— Чем отличаются эти предметы? (размером)

Конкретизация (уточнение)

— Что ты знаешь о треугольнике?

Обобщение (выражение основных результатов в общем положении)

— Как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник и ромб?

Систематизация (расположение в определенном порядке)

— Поставь матрешки по росту

Классификация (распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков)

— Разложи фигуры на две группы.

— По какому признаку ты это сделал?

Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений)

— Покажи предметы круглой формы

III. Развитие памяти, внимания, воображения.

Обсуждение:

— Что включает понятие «память» ?

— Предложите детям математическое задание на развитие памяти.

— Как активизировать внимание детей при формировании эле¬

ментарных математических представлений?

— Сформулируйте задание детям на развитие воображения, используя математические понятия.

Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).

Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его.

(«У Кати одно яблоко. К ней пришла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девочками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»).

Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).

IV. Развитие речи

Обсуждение:

— Как в процессе формирования элементарных математических представлений развивается речь ребенка?

— Что дает математическое развитие для развития речи ребенка?

Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:

• обогащение словаря (числительные, пространственные

предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);

• согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);

• формулировка ответов полным предложением;

• логические рассуждения.

Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется.

V. Развитие специальных навыков и умений

Обсуждение:

— Какие специальные навыки и умения формируются у дошкольников в процессе формирования математических представлений?

На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.

VI. Развитие познавательных интересов.

Обсуждение:

— Каково значение наличия у ребенка познавательного интереса к математике для его математического развития?

— Каковы пути возбуждения познавательного интереса к математике у дошкольников?

— Как можно возбудить познавательный интерес к занятиям по ФЭМП в ДОУ?

— Что является предпосылкой возникновения интереса к занятию математикой у детей?

Значение познавательного интереса:

• активизирует восприятие и мыслительную деятельность;

• расширяет кругозор;

• способствует умственному развитию;

• повышает качество и глубину знаний;

• способствует успешному применению знаний на практике;

• побуждает самостоятельно приобретать новые знания;

• меняет характер деятельности и связанные с ней переживания (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной);

• оказывает положительное влияние на формирование личности;

• оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);

Пути возбуждения интереса к математике:

• связь новых знаний с детским опытом;

• открытие новых сторон в прежнем опыте детей;

• игровая деятельность;

• словесное возбуждение;

• стимуляция.

Психологические предпосылки интереса к математике:

• создание положительного эмоционального отношения к педагогу;

• создание положительного отношения к занятиям.

Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:

• объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать.Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);

• работа с любимыми привлекательными объектами (игрушками, сказками, картинками и др.);

• связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рождения. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит?

К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поставить на стол для праздника?»);

• интересная для детей деятельность (игра, рисование, конструирование, аппликация и др.);

• посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовлетворение от преодоления трудностей)’, положительное отношение к деятельности детей (заинтересованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность); побуждение инициативы и др.

Принципы обучения математике:

• Сознательность и активность.

• Наглядность.

• Деятельностный подход.

• Систематичность и последовательность.

• Прочность.

• Постоянная повторяемость.

• Научность.

• Доступность.

• Связь с жизнью.

• Развивающее обучение.

• Индивидуальный и дифференцированный подход.

• Коррекционная направленность и др.

Источник

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие) Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

В основе по-знания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры величин и др.).

II. Развитие мышления Обсуждение

  • Назовите виды мышления.

  • Как в работе воспитателя по ФЭМП учитывается уровень
    развития мышления ребенка?

  • Какие логические операции вы знаете?

  • Приведите примеры математических заданий для каждой
    логической операции.

Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:

  • наглядно-действенное;

  • наглядно-образное;

  • словесно-логическое.

Логические операции

Примеры заданий дошкольникам

Анализ (разложение целого на составные части)

— Из каких геометрических фигур составлена машина?

Синтез (познание целого в единстве и взаимосвязи его частей)

— Составь дом из геометрических фигур

Логические операции

Примеры заданий дошкольникам

Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия)

— Чем похожи эти предметы? (формой) — Чем отличаются эти предметы? (размером)

Конкретизация (уточнение)

— Что ты знаешь о треугольнике?

Обобщение (выражение основных результатов в общем положении)

— Как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник и ромб?

Систематизация (расположение в определенном порядке)

Поставь матрешки по росту

Классификация (распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков)

— Разложи фигуры на две группы. — По какому признаку ты это сделал?

Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений)

— Покажи предметы круглой формы

III. Развитие памяти, внимания, воображения Обсуждение

  • Что включает понятие «память» ?

  • Предложите детям математическое задание на развитие памяти.

  • Как активизировать внимание детей при формировании элементарных математических представлений?

  • Сформулируйте задание детям на развитие воображения, используя математические понятия.

Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).

Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. («У Кати одно яблоко. К ней пришла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девочками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»).

Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).

IV. Развитие речи
Обсуждение

  • Как в процессе формирования элементарных математических представлений развивается речь ребенка?

  • Что дает математическое развитие для развития речи ребенка ?

Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:

  • обогащение словаря (числительные, пространственные
    предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);

  • согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);

  • формулировка ответов полным предложением;

  • логические рассуждения.

Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется.

V. Развитие специальных навыков и умений
Обсуждение

— Какие специальные навыки и умения формируются у дошкольников в процессе формирования математических представлений?

На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.

1 VI. Развитие познавательных интересов Обсуждение

  • Каково значение наличия у ребенка познавательного интереса к математике для его математического развития?

  • Каковы пути возбуждения познавательного интереса к математике у дошкольников?

  • Как можно возбудить познавательный интерес к занятиям по ФЭМП в ДОУ?

  • Что является предпосылкой возникновения интереса к занятию математикой у детей?

Значение познавательного интереса:

  • активизирует восприятие и мыслительную деятельность;

  • расширяет кругозор;

  • способствует умственному развитию;

  • повышает качество и глубину знаний;

  • способствует успешному применению знаний на практике;

  • побуждает самостоятельно приобретать новые знания;

  • меняет характер деятельности и связанные с ней переживания (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной);

  • оказывает положительное влияние на формирование личности;

  • оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);

Пути возбуждения интереса к математике:

  • связь новых знаний с детским опытом;

  • открытие новых сторон в прежнем опыте детей;

  • игровая деятельность;

  • словесное возбуждение;

  • стимуляция.

Психологические предпосылки интереса к математике:

• создание положительного эмоционального отношения к педагогу;

• создание положительного отношения к занятиям.

Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:

  • объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);

  • работа с любимыми привлекательными объектами (игрушками, сказками, картинками и др.);

  • связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рождения. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит?
    К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поставить на стол для праздника?»);

  • интересная для детей деятельность (игра, рисование, конструирование, аппликация и др.);

  • посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовлетворение от преодоления трудностей)’, положительное отношение к деятельности детей (заинтересованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность); побуждение инициативы и др.

Принципы обучения математике

  • Сознательность и активность.

  • Наглядность.

  • Деятельностный подход.

  • Систематичность и последовательность.

  • Прочность.

  • Постоянная повторяемость.

  • Научность.

  • Доступность.

  • Связь с жизнью.

  • Развивающее обучение.

  • Индивидуальный и дифференцированный подход.

  • Коррекционная направленность и др.

Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий):

а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);

б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

в) практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.).

2. Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, — путем активного запоминания, путем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации):

а) иллюстративно-объяснительный;

б) проблемный;

в) эвристический;

г) исследовательский и др.

3. Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):

а) индуктивный (от частного к общему);

б) дедуктивный (от общего к частному).

4. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей):

а) работа под руководством педагога,

б) самостоятельная работа детей.

Особенности практического метода:

  • выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;

  • широкое использование дидактического материала;

  • возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;

  • выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);

  • использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

Особенности наглядного метода

Виды наглядного материала:

  • демонстрационный и раздаточный;

  • сюжетный и бессюжетный;

  • объемный и плоскостной;

  • специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);

  • фабричный и самодельный.

Методические требования к применению наглядного материала:

• новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;

  • по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;

  • одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала;

  • новый наглядный материал лучше показать детям заранее…

Требования к самодельному наглядному материалу:

  • гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрационного материала);

  • эстетичность;

  • реальность;

  • разнообразие;

  • однородность;

  • прочность;

  • логическая связанность (заяц — морковь, белка — шишка и т. п.);

  • достаточное количество…

Особенности словесного метода

Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Требования к речи воспитателя:

  • эмоциональная;

  • грамотная;

  • доступная;

  • четкая;

  • достаточно громкая;

  • приветливая;

  • в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;

  • в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе…

Требования к речи детей:

  • грамотная;

  • понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;

  • с нужными математическими терминами;

  • достаточно громкая…

Приемы ФЭМП

  1. Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).

  2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).

  3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).

  4. Вопросы к детям.

  5. Словесные отчеты детей.

  6. Предметно-практические и умственные действия.

  7. Контроль и оценка.

Требования к вопросам воспитателя:

  • точность, конкретность, лаконизм;

  • логическая последовательность;

  • разнообразие формулировок;

  • небольшое, но достаточное количество;

  • избегать подсказывающих вопросов;

  • умело пользоваться дополнительными вопросами;

  • давать детям время на обдумывание…

Требования к ответам детей:

  • краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

  • на поставленный вопрос;

  • самостоятельные и осознанные;

  • точные, ясные;

  • достаточно громкие;

  • грамматически правильные…

Что делать, если ребенок отвечает неправильно?

(В младших группах необходимо исправить, попросить повторить правильный ответ и похвалить. В старших — можно сделать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответившего.)

Формыработыпоматематическомуразвитию дошкольников

Форма

Задачи

время

Охват детей

Ведущая роль

Занятие

Дать, повторить, закрепить и систематизировать знания, умения и навыки

Планомерно, регулярно, систематично (длительность и регулярность в соответствии с программой)

Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в развитии)

Воспитатель (или дефек-толог)

Дидактическая игра

Закрепить, применить, расширить ЗУН

На занятии или вне занятий

Группа, подгруппа, один ребенок

Воспитатель и дети

Индивидуальная работа

Уточнить ЗУН и устранить пробелы

На занятии и вне занятий

Один ребенок

Воспитатель

Досуг (математический утренник, праздник, викторина и т. п.)

Увлечь математикой, подвести итоги

1—2 раза в году

Группа или несколько групп

Воспитатель и другие специалисты

Самостоятельная деятельность

Повторить, применить, отработать ЗУН

Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседневной деятельности

Группа, подгруппа, один ребенок

Дети и воспитатель

Источник