Возможности развития способностей ребенка в школе
Развитие способностей школьника
Развитие способностей школьника – это психологические особенности человека, от которых зависит успех приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами по себе к наличию этих навыков не сводятся. Способности у школьника формируются посредством овладения содержанием материальной и духовной культуры, науки, техники, искусства. Исходной предпосылкой развития способностей служат врожденные задатки. Мозг ребёнка заключает в себе лишь способность к формированию этих способностей.
Уровень развития способностей зависит:
от качества имеющихся знаний и умений;
от природных задатков человека;
от «тренированности» мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных процессов.
Задатки, являясь исходными и существенными предпосылками, обуславливают способности человека, но не предопределяют их. Путь развития личности состоит от задатков к способностям.
Задатки могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в различные способности. Способности, являясь предпосылкой успешной деятельности человека, становятся продуктом его деятельности. В этом состоит взаимосвязь способностей человека и его деятельности.
При наличии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных обстоятельствах. Но прекрасные задатки сами по себе не гарантирует высоких достижений. Поэтому и при отсутствие хороших задатков при определенных условиях можно добиться значительных успехов.
Трудности многих неуспевающих обучающихся не являются следствием их умственной неполноценности. Это результат их представления о себе, как неспособному к учебе. Уверенность в успехе способствует успеху, ожидания же неудачи предвещает ее.
Способности различаются как общие и специальные. Возможно преобладание тех или других. Бывает общая одаренность без ярко выраженных специальных способностей, которым не отвечают соответствующие общие способности. Развитие общих способностей предполагает выявление данных для занятия определенной деятельностью. Поэтому перед школой стоят две задачи: а) дать общее образование, обеспечив рост общих способностей; б) поддерживать ростки специальных дарований, подготавливая к выбору профессии.
Высокое развитие общих способностей – залог выявления всех специальных дарований школьника.
Значительную часть неуспевающих школьников составляют дети с задержкой психического развития. Аномальное развитие ребенка приводит к тому, что к началу обучения в школе у таких детей не сформирована психологическая, физическая, физиологическая готовность к обучению. Задержка психического развития обнаруживается на ранних этапах обучения и определяется слабым темпом усвоения знаний, умений, навыков и адаптации к процессу обучения, к учебным требованиям.
Причины задержки психического развития:
следствие соматических заболеваний, нарушения развития во внеутробном состоянии, родовые травмы, застревание на психомоторном этапе, реагирование на негативные внешние воздействия;
интеллектуальная недостаточность (генетика), это дети-олигофрены;
педагогическая запущенность, депривация – это ограничение или лишение удовлетворения ребенком жизненно важных потребностей, материальных и духовных;
патология поведения.
Существует понятие – депривационный синдром, то есть эмоциональные нарушения, низкий интеллект, обучаемость и познавательные потребности.
Потребности подразделяются на следующие:
физиологические;
потребность в безопасности;
потребность принадлежащих обществу;
потребность в уважении личности;
познавательные, стремления знаниям;
эстетические, стремление к красоте;
потребность в самоактуализации и самореализации.
Виды депривации:
сенсорная депривация, то есть недостача сенсорных стимулов (например, не развиты органы чувств);
двигательная депривация, то есть интеллектуальные и эмоциональные нарушения (возникают компенсирующие движения, крупная моторика, движения, ориентация в пространстве – на ее основе формируется мелкая моторика (моторика рук), на основе мелкой формируется вербальное развитие (речь));
социальная депривация – это дети, лишенные общения, ребенок должен общаться с рождения, играть с партнером и так далее;
материнская депривация – лишение возможности общения с матерью.
Говоря о задержке психического развития, связанного с патологией поведения, следует отметить три вида патологии.
Психопатоподобный синдром – проблемы с эмоциями, волей, совестью, но с интеллектом нормально. Такие эмоции как эгоизм, капризы, вспыльчивость, враждебность, самолюбие. У таких детей не сформирована система ценностей (что хорошо, а что плохо), нет самоконтроля, воли, регуляции.
Психоинфантилизм – незрелость личности, безответственность, добрые, но «дурашливые», легко поддаются негативному влиянию.
Церебрастения – ослабленность нервной системы, быстрое уставание, утомляемость, болезненность.
К школьникам с задержкой психического развития нужен особый подход. Обучение будет более результативным тогда, когда оно проводится в социальных, особо благоприятных условиях и создает возможность для коррекции недостатков и достижения социальной адаптации.
Источник
Максимова Людмила Яковлевна, учитель
МБОУ «Тенеевская ООШ»
Аликовского района
Чувашской Республики
ДОКЛАД
Создание условий развития способностей ребёнка
в процессе обучения и воспитания
Немаловажным условием эффективности обучения и воспитания является свобода действий, побуждающая к самостоятельности, когда ребёнка должны окружать предметы, которые он может свободно держать в руках и заниматься с ними без вмешательства взрослых.
Такими предметами могут стать кухонная утварь и другие предметы домашнего быта, которыми пользуемся ежедневно.
Основная задача взрослых по созданию условий развития способностей в процессе обучения — предложить ребенку увлекательную деятельность, которая будет ему по силу, и не нанесет никакого вреда ни ребёнку, ни предметам игры. Поэтому запас привлекательной внешне и легкой в обращении пластмассовой или металлической посуды — одно из возможных решений этой «кухонной задачи».
Ребёнку требуется свобода передвижения в процессе познания мира. Ему необходимо исследовать пространство, как в доме, так и на улице — там, где он может достаточно свободно передвигаться.
А авторитарное подавление взрослыми любого естественного стремления ребёнка учиться, исследуя своё окружение, — прямая дорога к школьным проблемам.
У родителей есть право предлагать, но не навязывать свою волю ребёнку.
В безопасно организованной среде педагоги смогут создать условия развития способностей ребёнка при обучении, если:
поймут, насколько важно наличие у ребёнка заинтересованности и как сильно интерес к учёбе влияет на его успехи;
дать возможность активно учиться, исследуя окружающий мир с помощью органов чувств;
постараться распознать наступление сенситивных периодов в жизни ребёнка и довольно спокойно реагировать на его бесконечное повторение одних и тех же действий, так как он пока учится!
Ребёнку нужно много времени для изучения окружающего мира и выполнения каких-либо действий. Чувство времени ребёнка отличается от чувства времени взрослых, поэтому не следует его торопить.
Если же ему позволяют спокойно знакомиться с окружающим миром, он наиболее успешно делает это в темпе, свойственном только ему. Ему также требуется гораздо больше времени, чем нам, взрослым, для самообслуживания, игры и т. д.
Взрослому, и родителю и педагогу, нужно постараться понять, соответствует ли домашняя работа, которую педагог поручает ребёнку, его возрасту и способностям, следить, чтобы ребёнок не терял интерес к занятиям.
Лучше всего ребёнок сможет сосредоточиться, если он искренне заинтересован. А умение концентрировать внимание — это уже характеристика успешной самостоятельной личности!
Создавая педагогические условия для развивающего обучения, порой взрослые не так часто обращают внимание на то, что ребёнку необходимо так же необходимо живое общение. Ему мало лишь присутствие посторонних. Ему надо каким-то образом взаимодействовать с ним.
Он очень хочет, чтобы взрослые люди и дети уважали его как личность, включали в свою жизнь. Только так он может научиться общаться с различными людьми и чувствовать себя при этом комфортно.
Важные условия для успешного обучения — любовь, теплота и чувство безопасности. Маленькие дети во многом зависят от взрослых, но для них наиболее важно, что о них заботятся.
Моменты физической близости, как улыбка, поцелуй, объятия, подчеркивающие нашу любовь к ребёнку, — всё это крайне необходимо для его развития. Эти знаки внимания всегда должны быть естественны и ненавязчивы.
Ребёнку необходимо понимание. Хотя взрослые не всегда соглашаются с ним, но ребёнок должен быть уверен, что его понимают. Тратя время на то, чтобы выслушать его, понять и, возможно изменить что-либо в ответ на его чувства и представления, взрослый должен помочь ему развить чувство самоуважения, тем самым одновременно растут его любовь и уважение ко всем окружающим.
При организации условий эффективного обучения необходимо относиться к ребёнку с уважением. Маленький человек с его ярко выраженным чувством собственного достоинства и чувствительностью к несправедливости нуждается в уважительном отношении к нему как к Личности.
Ему надо, чтобы взрослые выслушали и поняли его с его точки зрения. Ему надо видеть, что его собственные чувства и представления важны и заслуживают внимания. Ему необходимо чувствовать, что он — уважаемый член своей семьи. Это не означает, что ему надо настоять на своем. Ребёнок в действительности не хочет править, он лишь хочет поделиться с родителями собственными мыслями, почувствовать их внимание.
Но надо также следует понимать, что излишняя опека, как и вседозволенность, мешают ребёнку в жизни. Умение выразить своё желание и согласовать его с желаниями других людей для него сложная задача, но только так общение между ребёнком и взрослым может стать приятным и полезным.
Организуя педагогические условия для обучения, надо помнить, что детям дошкольного возраста необходимы разумные правила и ограничения, которые вводятся в его жизнь обоснованно и последовательно!
Ребёнок до определённого возраста относительно неопытен, и ему нужно с максимальной выгодой использовать знания и опыт взрослых. Ему также надо научиться бесконфликтно, жить вместе с другими людьми.
В этом ему помогут разумные, обоснованные правила и ограничения, которые ребёнок может легко воспринять и впоследствии свободно пользоваться ими.
Взрослые, родители, должны предварительно договориться обо всём между собой, затем познакомить с этими правилами ребёнка и твёрдо, но непринуждённо требовать их выполнения в дальнейшем. В этом случае ребёнок будет чувствовать себя увереннее как в играх, так и при общении с окружающими.
А вот ребёнок, которого постоянно наказывают, обычно бывает настолько запуган и боится снова что-то сделать неверно, что в результате обязательно запутается и снова ошибётся.
При создании условий для успешности процесса обучения не стоит забывать о том, что малыш нуждается в четко сформулированных правилах поведения — как при общении с родителями и родственниками, так и за пределами семьи.
А устанавливать их надо исходя из общих интересов. Подход остается прежним: дружеский тон и диалог с ребёнком. Если ощущается его внутреннее сопротивление при внешнем послушании — лучше сразу насторожиться и выяснить причину. В противном случае такая «пассивная покорность» приведёт к формированию либо подавленного поведения ребёнка, либо он станет более агрессивным и даже неуправляемым.
Существуют правила, которые помогут взрослым при создании условий, способствующих успешному обучению, формированию и развитию индивидуальности ребёнка: надо давать четко определимые границы «можно» и «нельзя»; уважать личность ребенка; перестать навязывать малышу свою волю.
Создавая условия, способствующие эффективности процесса обучения, не забывать, что ребёнок не страшится, в наоборот, испытывает потребность в учёбе. Стремление расти, расширять кругозор должны быть естественны, должны двигать любым ребёнком в жизни.
Постоянное развитие — закон живой природы. Для каждого ребёнка окружающий мир – это захватывающая дух тайна, и это значит, что его надо исследовать и познавать. Всё новое, что он открывает для себя и изучает, помогает ему на пути к взрослой жизни.
Если взрослые хотят помочь ребенку в этот момент, то только организуя такие условия обучения дошкольников, чтобы позволить ему проделать максимальное количество опытов, соответствующих его возрасту. И взрослым принимать в этих опытах-играх самое непосредственное участие, обеспечивая взаимодействие, поощрение и необходимый присмотр на случай возникновения каких-либо проблемных ситуаций.
А вот бесконечные, часто необоснованные запреты взрослых — верный путь к «школьной катастрофе». Стоит ли сейчас создавать условия для последующего отвращения к учебе вообще и к школе в частности?
Любого взрослого человека раздражает постороннее вмешательство при выполнении работы. А если ещё и торопят?!
Каждый ребёнок учится со своей скоростью и в своё время, так как одинаковых детей нет. Ребёнок не может планировать своё будущее, как это делают взрослые. Он живёт только настоящим. Организуя условия для обучения, следует не забывать, что у детей дошкольного возраста ритм жизни гораздо медленнее — ведь у них нет присущего взрослым чувства времени.
У него свой взгляд на события, и зачастую то, что волнует взрослых, ребёнку безразлично. Поэтому захватывающие игры с точки зрения взрослого для ребёнка могут быть вовсе не интересными. Так что надо быть готовыми к такому повороту событий и уметь спокойно отреагировать на отказ ребёнка: лучше на время «забыть» о предложении и вернуться к нему через некоторое время.
Но если ребёнок заинтересован, использовать момент и помочь ему, сделав его первые шаги в новой деятельности максимально простыми: пусть он почувствует, что у него обязательно все получится!
Например, четырёхлетний ребёнок вполне может рассортировать тарелки по размеру к приему гостей, или же разложить столовые приборы на столе.
Стоит ещё раз напомнить о потребности детей повторять все действия по нескольку раз и постоянно обсуждать всё происходящее — так они совершенствуют свои движения и речь.
Условием хорошего обучения является обучение в процессе деятельности, ведь ребенок учится, прежде всего, в процессе выполнения заданий.
Если взрослые постигают определенные премудрости профессии, читая, наблюдая или следуя устным инструкциям, ребёнок может научиться чему-либо, только выполняя всё самостоятельно. Он развивает своё тело и разум, активно пользуясь ими.
Поэтому основная задача и родителей и педагогов — обеспечить безопасное «поле деятельности». Оставить при себе свои постоянные нравоучения и дать возможность ребёнку сделать всё самому в доброжелательной обстановке.
Надо помнить, что такое чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы. Маленький ребёнок тоже предпочитает работать, а не играть.
Если у ребёнка есть выбор, он обязательно выберет «настоящую» работу, например, в саду, уборку квартиры или же приготовление пищи. Дети очень любят работать и стремятся выполнять имеющие практический смысл задания вместе с взрослыми. Они хотят участвовать в жизни семьи и помогать нам в уходе за собой, за своей комнатой, игрушками и т. д.
Одно из условий успешности развития – это обучение в игре. С точки зрения детей, игра — это приятная, имеющая определённый смысл и добровольно, без всякого принуждения выбранная деятельность.
Нужно использовать именно этот термин деятельность — для обозначения того, чем постоянно занят наш малыш, чтобы не ужасаться тому, когда же он отдыхать-то будет, и не умиляться тому, какой же он труженик. Ведь в обычной жизни ребёнок должен быть самостоятельным, гармонично развитым членом общества.
Самое главное и для родителя и педагога — дети с самого раннего возраста должны сами обучаться безопасности, но при тщательном контроле со стороны взрослых! Они должны помочь ребёнку развить самодисциплину, чтобы в будущем миновать возможные неприятности. Потребуется немного терпения и ребёнок будет с уважением относиться к таким непростым предметам, так вилка, нож, утюг и т. д.
У каждого ребёнка взрослые должны развивать чувство собственного достоинства. Хотя у него ещё нет присущего взрослым ощущения «перспективы», и он не может просто отмахнуться от обиды или попробовать в ней разобраться, но с его точки зрения любое ущемление его чувства собственного достоинства — это «отвержение» его как личности. Как если бы кто-то прямо сказал, что он совершенно бесполезен, не нужен или что он вообще неудачник.
Чтобы условия эффективности обучения детей не подвергались сомнению, внимательно наблюдать за ребёнком и делать выводы. Ведь в мире нет двух одинаковых детей!
Список литературы
1.Авдулова Т.П. Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников // Справ. ст. воспитателя дошк. учреждения. — 2014. — № 8.
Аверин С. Дошкольные образовательные модули — основа формирования развивающей среды ребенка / С. Аверин, Т. Волосовец // Дошк. воспитание. — 2015. — № 9.
Лобанова Е.А. Создание развивающей среды как условие формирования познавательной активности дошкольников : дис. … канд. пед. наук / Лобанова Елена Александровна. — Саратов : Саратов. гос. ун-т, 2001. — 175 с.
Источник
Развитие индивидуальных способностей учащихся
Проблема, над которой я работаю «Развитие индивидуальных способностей учащихся», не нова, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач.
Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Младший школьный возраст это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.
Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Дети младшего школьного возраста любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют сказки, занимаются народными промыслами. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять.
Каждый ребенок имеет свои, только ему присущие черты, которые могут быть распознаны достаточно рано.
Исходя из собственного опыта, прихожу к убеждению, что необходимо менять позицию ученика: теперь в моей практике учащиеся начинают выполнять роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. У младших школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.
В своей работе с детьми большое внимание я уделяю сказкам. Сказкотерапия — один из способов развития творческой активности детей. Испокон веков знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста и переписывались, каждое новое поколение перечитывало и впитывало их. Известно, что сказочники не только рассказывали сказки, но и одновременно с этим творили их. Многие русские писатели, общественные деятели, деятели искусства и науки оставили нам воспоминания о замечательных нянях, бабушках-сказочницах. Русские народные сказки вдохновляли писателей, музыкантов, художников на создание высоко поэтических произведений на сказочные темы.
Сказкотерапию можно назвать «детским» методом только потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. Сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия. При помощи сказкотерапии эффективно развивается творческая активность младших школьников.
К сказкам я обращаюсь на всех уроках. Знакомство с буквами и звуками на уроках обучению грамоте проходит интересно и занимательно благодаря сказкам. Многие правила русского языка дети легче запоминают, если преподнести им через сказку. На уроках литературного чтения учащиеся не только знакомятся с народными и авторскими сказками, но и пробуют самостоятельно сочинять свои сказки. Дети с удовольствием иллюстрируют и инсценируют сказки. Драматизация – один из ключей к нравственному развитию ребёнка, ибо открывает новую грань его деятельности, развивает её, приобщая не только к искусству слова, мимики, жеста, но и к культуре общения со сверстниками. Драматизация способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей, развитию речи учащихся, является мощным стимулом коллективного творчества. Сотрудничество учащихся в микроколлективе и в коллективе в целом, их совместная целеустремлённая деятельность нравственно воспитывают и обогащают. Кроме драматизации на уроках чтения я применяю чтение по ролям, словесное рисование, составление диафильмов, составление разрезанных иллюстраций к прочитанным произведениям. Всё это способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
Формирование творческого мышления на уроках математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребёнка, как творческую личность. Дети с большим интересом решают задачи про сказочных героев, т.к. им это ближе и понятнее, и составляют свои задачи.
На уроках ознакомления с окружающим миром дети придумывают свои маленькие экологические сказки.
На уроках изобразительного искусства и художественного труда учащиеся работают не только индивидуально, но и в парах и малыми группами, тем самым дети учатся творить совместно, находя общий язык со сверстниками.
На уроках русского языка на минутке чистописания или на словарной работе я подбираю такие слова, чтобы дети нашли лишнее слово (2-3 варианта). Интеллектуальное развитие проходит на всех уроках в виде игровых моментов: найди отличия, продолжи закономерность, четвёртый лишний, ребусы, загадки, кроссворды и т. д.
Учащиеся моего класса принимают активное участие в различных конкурсах рисунков, поделок из природного материалов, конкурсе сказок. Каждый ребёнок с удовольствием творит, создаёт свою работу, не похожую ни на чью, вкладывая в неё свою душу, своё мировоззрение. Часто к детскому творчеству я привлекаю родителей, давая им возможность больше пообщаться со своими детьми и создать совместные работы (поделки, рисунки, сказки).
C большим удовольствием мои ученики участвуют в конкурсах чтецов, принимают участие в концертах: поют песни, частушки, танцуют.
Конечно же, работая над своей проблемой, нельзя обойтись без диагностики.
С помощью школьного психолога Гавриловской Г.В. в прошлом учебном году в классе была проведена психолого-педагогическая диагностика по следующим критериям:
- познавательная сфера ребёнка (восприятие, память, внимание, мышление);
- мотивационная сфера учащихся;
- эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности, удовлетворённости);
- личностная сфера (самооценка, уровень коммуникации, ценностные ориентации);
Психологическая диагностика познавательной сферы позволила выявить фоновый уровень умственного развития учащихся, определить уровень развития таких познавательных процессов, как внимание и память.
Психоло-педагогическая диагностика выявила, что к интеллектуальному виду деятельности можно отнести Мухетдинову В., Савинову Н., Пестунову А., Куревлёву В.; к художественному – Суматохину С., Григорьева Г., Климову А., к спортивному – Шаталова А.
Сведения, полученные в результате психолого-педагогической диагностики, позволили не только оценить возможности конкретного ученика на текущий момент, но и дали возможность спрогнозировать степень личностного роста каждого ученика и всего классного коллектива.
Выявлять индивидуальные способности учащихся помогают нам предметные олимпиады. Собственная активность и инициатива детей проявляется в проектных работах. Во время проекта «Ученик года» дети проявили себя в разных видах деятельности : интеллектуальной, художественной, музыкальной.
Во время декады мы, учителя начальных классов, проводим праздник в форме литературной гостиной.
Учащиеся в осенние каникулы самостоятельно знакомятся с творчеством известных писателей: А.С.Пушкина, С.Я.Маршака, Н.Н.Носова, И.А. Крылова. Готовясь к мероприятию, дети не только пополняют свои знания о творчестве писателей, но и могут показать себя творчески, участвуя в конкурсе рисунков, стихов, инсценируя отрывки произведений.
Личностно ориентированный подход к развитию учащихся предусматривает работу школьных кружков и спортивных секций. Очень хорошо, что в этом учебном году учащиеся начальных классов имеют возможность посещать танцевальный кружок, кружок «Мастерица» и «Эрудит».
Вывод.
Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
— наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
— реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
— объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
— творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
— стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы и класса.
Создание творческой личности, устремлённой в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем.
На мой взгляд, лишь педагог, который сам творчески подходит к своей работе, сможет этому научить своих учеников: видеть необычное в обычном, всё делать с душой, мыслить неординарно, с «изюминкой».
Реализация личностно-ориентированного подхода в системе обучения обеспечит право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическим особенностям, сформирует те психические новообразования, качества его личности, которые необходимы младшему школьнику для дальнейшего успешного обучения в школе.
Источник