Вовлечение родителей в процесс развития ребенка в дошкольном возрасте

Марина Красноруцкая
Публичная лекция «Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС до): пути решения»
Публичная лекция на тему: <<Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения>>.
— Рада приветствовать всех! Тема моей публичной лекции вовлечение родителей в образовательный процесс в соответствии с Федерльным государственным образовательныйстандарт дошкольной организации: пути решения.
Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он усваивает умение любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.
В детском саду ребёнок получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, формирует навык организовывать собственную деятельность.
Вовлечение родителей в образовательный процесс – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего ребёнка.
В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего дошкольное учреждение, в отдельности не может ни один из нас. Очевидным становится необходимость педагогического взаимодействия. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения, с младшей группы.
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, отвечает новым социальным запросам.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью Дошкольного Образовательного учреждения, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является СОТРУДНИЧЕСТВО.
Основной целью вовлечения родителей в образовательный процесс является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (то есть детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Самыми эффективными формами взаимодействия с родителямивоспитанников являются:
1. Коллективные.
2. Индивидуальные.
3. Наглядно – информационные.
4. Информационно-коммуникативные.
Ну а теперь подробнее, формы коллективного взаимодействия с родителями включают в себя:
– родительские собрания, которые проводятся как в традиционной форме, так и в нетрадиционной, пожалуй, это моя самая любимая форма. Я провожу различного рода круглые столы, КВН, викторины, так же мастер-класс, педагогические гостиницы, открытые просмотры)
Так же с привлечением специалистов детского сада (муз. руководителя, инструктора по физ. культуре, мед. сестры). Например, недавно я проводила родительское собрание, был блиц-опрос «Что я знаю о своём ребёнке», на заранее поставленные вопросы ответили дети, те же вопросы были предложены родителям, и после сравнения ответов, я точно могу сказать, что большинство родителей подчеркнули для себя, моменты, о которых даже не могли догадываться.
– совместные досуги и праздники, а также привлечение родителей при проведении организованной образовательной деятельности.
– проведение акций различной направленности, например, благотворительные (Недавно в нашем детском саду прошла благотворительная ярмарка «ДАРЫ ОСЕНИ», родители были в восторге, каждая семья моей группы приняла не только активное участие, но и проявила помощь в организации этой акции).
– Привлечение родителей воспитанников в творческих тематических выставках, конкурсах различного уровня,вида и направления: основной целью таких мероприятий является– укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, чувство гордости за своих родителей. А это, между прочим, уже начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
А вот форма наглядно –информационного взаимодействия включает в себя:
– групповой альбом;
– родительские уголки;
– так же родительская газета;
– фотовыставки.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, там размещаются практический материал, который даёт понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Еще одной формой вовлечения родителей являются консультации и беседы для родителей:
Педагогические, медицинские, психологические. Они проводятся, как коллективно, так и индивидуально.
Информационно-коммуникативные формы: Вся информация о мероприятиях, проводимых в дошкольной организации, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями. На сайте дошкольного образовательно учреждения любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в детском саду, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в событиях.
Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников. Проявлять взаимное уважение друг к другу. Нужно помнить, что у всех людей – разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому. Доводить до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, умением стать профессиональным помощником в семье. Мне кажется, что с этой задачей я справляюсь, родители моих воспитанников самые открытые и чуткие, они легкие на подъём. С уважением и вниманиям относятся к моим светам и просьбам.
Но я не останавливаюсь на достигнутом, я продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Источник
Основные направления работы
Цель: поиск эффективных форм
привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения.
Задачи:
- Методическая помощь педагогам в сфере работы с
родителями - Изучение семей детей
- Изучение семейного опыта в воспитании и
обучении детей - Просвещение родителей в области педагогики и
детской психологии - Привлечение родителей к активному участию в
деятельности ДОУ через организации интересных
форм работы
Пути решения задач:
- Изучить рекомендации и руководства передового
педагогического опыта - Разработать теоретический алгоритм по решению
проблемы - Определить круг работы каждого специалиста и
воспитателя - Подобрать анкеты, тесты для воспитателей и
родителей - Подобрать и апробировать формы и содержание
работы по привлечению родителей к деятельности
ДОУ
Этапы:
1 этап – работа с кадрами;
2 этап – работа с родителями;
3 этап – подведение итогов.
Основные направления сотрудничеств
- Создание благоприятных условий для повышения
педагогической и психологической грамотности
родителей и педагогов - Совершенствование уровня включения родителей в
деятельность ДОУ - Создание благоприятных условий для привлечения
родителей к участию в деятельности ДОУ
Гипотеза:
Если выстроить эффективную технологию
взаимодействия с родителями: через: организацию
интересных формы работы, координацию
деятельности всего педагогического коллектива,
создания оптимальных взаимоотношений педагогов
и родителей, то можно повысить уровень
привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения.
Показатели степени включения родителей в
деятельность дошкольного учреждения (по О.В.
Солодинкиной и А.А.Майера) или какие
результаты мы хотели бы получить
1. Сформированность представлений родителей о
сфере педагогической деятельности, т.е. наличие
представлений:
- О педагогической деятельности в целом
- О специфике работы с детьми в целом
- Об особенностях образовательного процесса в
ДОУ - О возможных результатах деятельности детей
дошкольного возраста
2. Изменение характера вопросов родителей к
педагогам детского сада, рост их педагогических
интересов и знаний.
2. Владение необходимыми практическими умениями
и навыками воспитания и обучения детей
дошкольного возраста.
3. Рост посещаемости родителями мероприятий по
педагогическому просвещению, их активность;
участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.
4. Понимание родителями практической и
воспитательной значимости их помощи детскому
саду в хозяйственной и педагогической работе.
5. Степень проявления интереса к активному
включению в планирование образовательного
процесса.
6. Общественное мнение родителей о воспитании
дошкольников в детском саду.
Высший уровень проявления
показателей является критерий включённости
родителей в планирование образовательного
процесса в дошкольном учреждении
Степень эффективности сотрудничества
обусловлена:
- Положительной установкой взаимодействующих
сторон на совместную работу, осознание её целей и
личностной заинтересованностью - Совместным планированием, организацией и
контролем за жизнедеятельностью детей - Свободой выбора участников деятельности
- Позицией администрации, способствующей
самореализации и самовыражению педагогов и
родителей
В работе ДОУ на данный момент актуальной
проблемой является взаимодействие педагогов
дошкольного учреждения с родителями, которое
предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями,
переживаниями; оно также направлено на повышение
педагогической культуры родителей.
Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в
воспитании собственных детей. Не парадокс ли? Но
это так. Кто же им поможет? Одной из злободневных
и актуальных задач нашего времени становится
взаимодействие и сближение образовательного
учреждения и семьи, а также распространение
накопленного в этом направлении опыта.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих
детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы
поддержать начинания педагогов, направленные на
удовлетворение и развитие интересов,
потребностей детей.
Семья играет главную роль в жизни ребенка.
Первыми, кто передает ребенку опыт в
непосредственном эмоциональном, нравственном,
художественно-эстетическом,
социально-личностном развитии становятся
близкие взрослые, прежде всего его семья. Хорошо
если в семье царят доверие, доброжелательность,
искренняя забота, бережное отношение друг к
другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой
атмосфере, естественно и органично развивается
способность к позитивному взаимодействию с
окружающим миром. Он растет эмоционально
защищенным и уверенным в себе, открытым и
общительным.
Сотрудничество педагогов и родителей
позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на
него с разных позиций, увидеть в разных
ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании
его индивидуальных особенностей, развитие
способностей, формировании ценных жизненных
ориентаций. Мы считаем, что педагоги и родители
должны искать вместе наиболее эффективные
способы решения проблем, определять содержание и
формы педагогического просвещения в этой связи.
Задачи по поиску форм сотрудничества с
родителями.
- Создание благоприятных условий для привлечения
родителей к активному участию в деятельности
дошкольного учреждения; - Изучение семейного опыта воспитания и обучения
детей; - Просвещение родителей в области педагогики и
детской психологии.
Преобладающая часть родителей — не
профессиональные воспитатели. Они не имеют
специальных знании в сфере воспитания и
образования детей, нередко испытывают трудности
в установлении контактов с детьми. Поэтому,
сотрудничая с родителями мы стремимся к позиции
поддержки, учитываем эмоционально-личностные
особенности как ребенка, так и его близких,
придумывая способы вовлечения родителей в
воспитательный процесс, предоставляя им право
свободно, по своему усмотрению, знакомиться с
жизнью ребенка в разных видах деятельности: в
игре, труде, во время еды, на прогулке и т.д. Такие
наблюдения источник новых, подчас неожиданных
знаний о ребенке.
Взаимоотношения педагогов и родителей
возможно лишь в том случае, если педагоги
являются советчиками, размышляют вместе с
родителями, договариваются о совместных
действиях. Для активизации воспитательных
возможностей родителей педагогу целесообразно
использовать разнообразные активные формы
общения с ними: дискуссионные встречи,
практикумы, тренинги, совместные досуги взрослых
и детей, фольклорные семейные вечера,
познавательно-игровые викторины и многое другое.
Формы работы с родителями:
«День открытых дверей» В
тот день родители имеют возможность посещать
занятия и другие мероприятия с участием детей,
заполняют анкеты по результатам посещений. Пишут
отзывы, пожелания педагогам Возможность увидеть
своего ребенка в условиях, отличных от домашних,
способствует пересмотру родителями своих
методов и приемов воспитания. «Погружение» в
жизнь дошкольного учреждения способно в большей
степени продемонстрировать родителям
особенности воспитания и обучения детей в
детском саду. Длительное наблюдение ребенка в
новой обстановке позволяет родителям иначе
взглянуть на него и на воспитание в домашних
условия. Эта форма работы им особенно нравится,
так как позволяет увидеть реальные достижения
каждого ребенка.Еще одна из интересных форм работы ‚с
родителями является создание игротек в
холлах детского сада. Где родители вместе
с детьми могут окунуться в мир занимательных игр.
Целесообразность распространять среди
родителей информации о предоставляемых детским
садом услуг через «Справочника для родителей».
Семьи получают хорошо организованный и
удобный в пользовании документ.
Организуем выставок совместного
творчества детей и родителей по изобразительной
деятельности в течение года, поделок из
природного материала. Родители с удовольствием
участвуют в таких формах работы, которые уже
стали традиционными, но всё же вызывают огромный
интерес малышей и желание мам и пап заниматься со
своими детьми изобразительным искусством.
С целью привлечения родителей к
активному участию в деятельности необходимо
организовывать совместные физкультурные и
музыкальные праздники. как «Мама и я —
спортивная семья», «Папа и я — спортивная семья»,
дружеские встречи между родителями разных
возрастных групп, между родителями и педагогами
детского сада.Выпуск Семейных газет».Лучший опыт
семейного воспитания регулярно представляется в
виде фотогазет, коллективных работ,
фотомонтажей.
Выпуск внутрисадовской малометражной
газеты. Так же родители с удовольствием получают
информацию из внутрисадовской газеты «Радужка».
В газете публикуются материал по наиболее
актуальным проблемам, запросам родителей,
деятельности с детьми в детском саду, по опыту
семейного воспитания и т.д.
Реализация проекта «Родительская
почта» с целью наладить динамичную и действенную
обратную связь в работе детского сада и семьи. Мы
предлагаем родителям тему, по которой они могут
получить информацию. Ящики устанавливаются на
видном и доступном месте в приемной группы, рядом
помещается бумага и ручка. Тематика меняется 1
раз в месяц. После все обращения родителей
анализируются обрабатываются. Продумываются
формы информирования родителей по их обращениям:
непосредственная ( на собраниях, встречах,
консультациях) и опосредованные (через
информационные стенды, памятки и т.д.)
Не менее интересной формой
сотрудничества является привлечение родителей в
участии клубов: «Счастливые родители»,
«Навстречу друг к другу».
Семейные творческие проекты расширяют
кругозор детей и взрослых, наполняют их
творческой энергией, способствуют позитивным
изменениям в семье, помогает выстраивать
взаимодействие и сотрудничество семьи и
образовательного учреждения.
В заседаниях клуба принимают участие не только
педагоги и родители, но и дети. Участвуя в
таких акциях дети, родители и педагоги получают
творческий импульс к развитию своих
способностей, а так же эмоциональную и духовную
поддержку. Дети получают возможность
разобраться в той или иной информаций, а
родители, незаметно для себя, с увлечением
передают свои знания и опыт.
Данная форма организации общения педагогов и
родителей выполняет доминирующую роль в
повышении психолого-педагогической культуры
родителей, а значит, способствует изменению
взглядов родителей на воспитание ребенка в
условиях семьи, развивает рефлексию. Родители
видят ребенка в обстановке, отличной от домашней,
а также наблюдают процесс его общения с другими
детьми и взрослыми – протягиваются невидимые
нити дружбы и сотрудничества.
Таким образом, особенностью семейного
воспитания признается особый эмоциональный
микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка
формируется отношение к себе, определяющее его
чувство самоценности влияние на ценностные
ориентации и мировоззрение ребенка.
Если выстроить эффективную технологию
взаимодействия с родителями через: организацию
интересных формы работы, координацию
деятельности всего педагогического коллектива,
создания оптимальных взаимоотношений педагогов
и родителей, то можно повысить уровень
привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения. (Приложение
1)
По опыту работы детского сада можно сделать
вывод, с одной стороны – не все родители
откликаются на стремление педагогов к
сотрудничеству с ними, с другой стороны — сами
воспитатели нередко не любят работу с родителями
по ряду причин. Некоторые педагоги считают, что с
современными родителями работать сложно, т.к. те
или «всё знают», или им безразличны вопросы
воспитания и зачастую стремятся подменить
непосредственное общение с родителями
информационными объявлениями. другие и хотели бы
установить контакт с родителями их
воспитанников, но не всегда знают, как его
осуществить.
Результатом, применяя в работе ДОУ разных форм
работы по взаимодействию с родителями, будет
способствовать: (Приложение 2)
- У родителей появится интерес к работе детского
сада и воспитанию детей. - Измениться характер вопросов родителей к
педагогам детского сада, рост их педагогических
интересов и знаний. - Овладению родителями необходимыми
практическими умениями и навыками воспитания и
обучения детей дошкольного возраста. - Росту посещаемости родителями мероприятий по
педагогическому просвещению, их активность;
участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д. - Пониманию родителями практической и
воспитательной значимости их помощи детскому
саду в хозяйственной и педагогической работе. - Проявлению интереса к активному включению в
планирование образовательного процесса.
Презентеция (Приложение
3)
Источник