Вовлечение родителей в процесс развития ребенка в дошкольном возрасте

Вовлечение родителей в процесс развития ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Марина Красноруцкая
Публичная лекция «Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС до): пути решения»

Публичная лекция на тему: <<Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения&gt;>.

— Рада приветствовать всех! Тема моей публичной лекции вовлечение родителей в образовательный процесс в соответствии с Федерльным государственным образовательныйстандарт дошкольной организации: пути решения.

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он усваивает умение любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.

В детском саду ребёнок получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, формирует навык организовывать собственную деятельность.

Вовлечение родителей в образовательный процесс – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как сделать их участниками воспитательного процесса?

Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего ребёнка.

В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего дошкольное учреждение, в отдельности не может ни один из нас. Очевидным становится необходимость педагогического взаимодействия. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения, с младшей группы.

Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, отвечает новым социальным запросам.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью Дошкольного Образовательного учреждения, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является СОТРУДНИЧЕСТВО.

Основной целью вовлечения родителей в образовательный процесс является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (то есть детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Самыми эффективными формами взаимодействия с родителямивоспитанников являются:

1. Коллективные.

2. Индивидуальные.

3. Наглядно – информационные.

4. Информационно-коммуникативные.

Ну а теперь подробнее, формы коллективного взаимодействия с родителями включают в себя:

родительские собрания, которые проводятся как в традиционной форме, так и в нетрадиционной, пожалуй, это моя самая любимая форма. Я провожу различного рода круглые столы, КВН, викторины, так же мастер-класс, педагогические гостиницы, открытые просмотры)

Так же с привлечением специалистов детского сада (муз. руководителя, инструктора по физ. культуре, мед. сестры). Например, недавно я проводила родительское собрание, был блиц-опрос «Что я знаю о своём ребёнке», на заранее поставленные вопросы ответили дети, те же вопросы были предложены родителям, и после сравнения ответов, я точно могу сказать, что большинство родителей подчеркнули для себя, моменты, о которых даже не могли догадываться.

– совместные досуги и праздники, а также привлечение родителей при проведении организованной образовательной деятельности.

– проведение акций различной направленности, например, благотворительные (Недавно в нашем детском саду прошла благотворительная ярмарка «ДАРЫ ОСЕНИ», родители были в восторге, каждая семья моей группы приняла не только активное участие, но и проявила помощь в организации этой акции).

– Привлечение родителей воспитанников в творческих тематических выставках, конкурсах различного уровня,вида и направления: основной целью таких мероприятий является– укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, чувство гордости за своих родителей. А это, между прочим, уже начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

А вот форма наглядно –информационного взаимодействия включает в себя:

– групповой альбом;

родительские уголки;

– так же родительская газета;

– фотовыставки.

Форма работы через родительские уголки является традиционной, там размещаются практический материал, который даёт понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

Читайте также:  Почемучка центр развития ребенка в мелитополе

Активность родителей в создании фотогазет и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Еще одной формой вовлечения родителей являются консультации и беседы для родителей:

Педагогические, медицинские, психологические. Они проводятся, как коллективно, так и индивидуально.

Информационно-коммуникативные формы: Вся информация о мероприятиях, проводимых в дошкольной организации, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями. На сайте дошкольного образовательно учреждения любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в детском саду, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в событиях.

Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников. Проявлять взаимное уважение друг к другу. Нужно помнить, что у всех людей – разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому. Доводить до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, умением стать профессиональным помощником в семье. Мне кажется, что с этой задачей я справляюсь, родители моих воспитанников самые открытые и чуткие, они легкие на подъём. С уважением и вниманиям относятся к моим светам и просьбам.

Но я не останавливаюсь на достигнутом, я продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Источник

Основные направления работы

Цель: поиск эффективных форм
привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения.

Задачи:

  • Методическая помощь педагогам в сфере работы с
    родителями
  • Изучение семей детей
  • Изучение семейного опыта в воспитании и
    обучении детей
  • Просвещение родителей в области педагогики и
    детской психологии
  • Привлечение родителей к активному участию в
    деятельности ДОУ через организации интересных
    форм работы

Пути решения задач:

  1. Изучить рекомендации и руководства передового
    педагогического опыта
  2. Разработать теоретический алгоритм по решению
    проблемы
  3. Определить круг работы каждого специалиста и
    воспитателя
  4. Подобрать анкеты, тесты для воспитателей и
    родителей
  5. Подобрать и апробировать формы и содержание
    работы по привлечению родителей к деятельности
    ДОУ

Этапы:

1 этап – работа с кадрами;
2 этап – работа с родителями;
3 этап – подведение итогов.

Основные направления сотрудничеств

  1. Создание благоприятных условий для повышения
    педагогической и психологической грамотности
    родителей и педагогов
  2. Совершенствование уровня включения родителей в
    деятельность ДОУ
  3. Создание благоприятных условий для привлечения
    родителей к участию в деятельности ДОУ

Гипотеза:

Если выстроить эффективную технологию
взаимодействия с родителями: через: организацию
интересных формы работы,  координацию
деятельности всего педагогического коллектива,
создания оптимальных взаимоотношений педагогов
и родителей, то можно повысить уровень
привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения.

Показатели степени включения родителей в
деятельность дошкольного учреждения (по О.В.
Солодинкиной и А.А.Майера)
или какие
результаты мы хотели бы получить

1. Сформированность представлений родителей о
сфере педагогической деятельности, т.е. наличие
представлений:

  • О педагогической деятельности в целом
  • О специфике работы с детьми в целом
  • Об особенностях образовательного процесса в
    ДОУ
  • О возможных результатах деятельности детей
    дошкольного возраста

2. Изменение характера вопросов родителей к
педагогам детского сада, рост их педагогических
интересов и знаний.
2. Владение необходимыми практическими умениями
и навыками воспитания и обучения детей
дошкольного возраста.
3. Рост посещаемости родителями мероприятий по
педагогическому просвещению, их активность;
участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.
4. Понимание родителями практической и
воспитательной значимости их помощи детскому
саду в хозяйственной и педагогической работе.
5. Степень проявления интереса к активному
включению в планирование образовательного
процесса.
6. Общественное мнение родителей о воспитании
дошкольников в детском саду.

Читайте также:  Влияние курения родителей на эмбриональное развитие ребенка

Высший уровень проявления
показателей является критерий включённости
родителей в планирование образовательного
процесса в дошкольном учреждении

Степень эффективности сотрудничества
обусловлена:

  • Положительной установкой взаимодействующих
    сторон на совместную работу, осознание её целей и
    личностной заинтересованностью
  • Совместным планированием, организацией и
    контролем за жизнедеятельностью детей
  • Свободой выбора участников деятельности
  • Позицией администрации, способствующей
    самореализации и самовыражению педагогов и
    родителей

В работе ДОУ на данный момент актуальной
проблемой является взаимодействие педагогов
дошкольного учреждения с родителями, которое
предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями,
переживаниями; оно также направлено на повышение
педагогической культуры родителей.

Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в
воспитании собственных детей. Не парадокс ли? Но
это так. Кто же им поможет? Одной из злободневных
и актуальных задач нашего времени становится
взаимодействие и сближение образовательного
учреждения и семьи, а также распространение
накопленного в этом направлении опыта.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих
детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы
поддержать начинания педагогов, направленные на
удовлетворение и развитие интересов,
потребностей детей.

Семья играет главную роль в жизни ребенка.
Первыми, кто передает ребенку опыт в
непосредственном эмоциональном, нравственном,
художественно-эстетическом,
социально-личностном развитии становятся
близкие взрослые, прежде всего его семья. Хорошо
если в семье царят доверие, доброжелательность,
искренняя забота, бережное отношение друг к
другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой
атмосфере, естественно и органично развивается
способность к позитивному взаимодействию с
окружающим миром. Он растет эмоционально
защищенным и уверенным в себе, открытым и
общительным.

Сотрудничество педагогов и родителей
позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на
него с разных позиций, увидеть в разных
ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании
его индивидуальных особенностей, развитие
способностей, формировании ценных жизненных
ориентаций. Мы считаем, что педагоги и родители
должны искать вместе наиболее эффективные
способы решения проблем, определять содержание и
формы педагогического просвещения в этой связи.

Задачи по поиску форм сотрудничества с
родителями.

  • Создание благоприятных условий для привлечения
    родителей к активному участию в деятельности
    дошкольного учреждения;
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения
    детей;
  • Просвещение родителей в области педагогики и
    детской психологии.

Преобладающая часть родителей — не
профессиональные воспитатели. Они не имеют
специальных знании в сфере воспитания и
образования детей, нередко испытывают трудности
в установлении контактов с детьми. Поэтому,
сотрудничая с родителями мы стремимся к позиции
поддержки, учитываем эмоционально-личностные
особенности как ребенка, так и его близких,
придумывая способы вовлечения родителей в
воспитательный процесс, предоставляя им право
свободно, по своему усмотрению, знакомиться с
жизнью ребенка в разных видах деятельности: в
игре, труде, во время еды, на прогулке и т.д. Такие
наблюдения источник новых, подчас неожиданных
знаний о ребенке.

Взаимоотношения педагогов и родителей
возможно лишь в том случае, если педагоги
являются советчиками, размышляют вместе с
родителями, договариваются о совместных
действиях. Для активизации воспитательных
возможностей родителей педагогу целесообразно
использовать разнообразные активные формы
общения с ними: дискуссионные встречи,
практикумы, тренинги, совместные досуги взрослых
и детей, фольклорные семейные вечера,
познавательно-игровые викторины и многое другое.

Формы работы с родителями:

  • «День открытых дверей» В 
    тот день родители имеют возможность посещать
    занятия и другие мероприятия с участием детей,
    заполняют анкеты по результатам посещений. Пишут
    отзывы, пожелания педагогам Возможность увидеть
    своего ребенка в условиях, отличных от домашних,
    способствует пересмотру родителями своих
    методов и приемов воспитания. «Погружение» в
    жизнь дошкольного учреждения способно в большей
    степени продемонстрировать родителям
    особенности воспитания и обучения детей в
    детском саду. Длительное наблюдение ребенка в
    новой обстановке позволяет родителям иначе
    взглянуть на него и на воспитание в домашних
    условия. Эта форма работы им особенно нравится,
    так как позволяет увидеть реальные достижения
    каждого ребенка.

  • Еще одна из интересных форм работы ‚с
    родителями является создание игротек в
    холлах
    детского сада. Где родители вместе
    с детьми могут окунуться в мир занимательных игр.

Вовлечение родителей в процесс развития ребенка в дошкольном возрасте

  • Целесообразность распространять среди
    родителей информации о предоставляемых детским
    садом услуг через «Справочника для родителей».
    Семьи получают  хорошо организованный и
    удобный в пользовании документ.

Читайте также:  Проблемы оптимального развития ребенка

Вовлечение родителей в процесс развития ребенка в дошкольном возрасте

  •  Организуем выставок совместного
    творчества детей и родителей по изобразительной
    деятельности в течение года, поделок из
    природного материала. Родители с удовольствием
    участвуют в таких формах работы, которые уже
    стали традиционными, но всё же вызывают огромный
    интерес малышей и желание мам и пап заниматься со
    своими детьми изобразительным искусством.

Вовлечение родителей в процесс развития ребенка в дошкольном возрасте

  • С целью привлечения родителей к
    активному участию в деятельности необходимо
    организовывать совместные физкультурные и
    музыкальные праздники. как «Мама и я —
    спортивная семья», «Папа и я — спортивная семья»,
    дружеские встречи между родителями разных
    возрастных групп, между родителями и педагогами
    детского сада.

  • Выпуск Семейных газет».Лучший опыт
    семейного воспитания регулярно представляется в
    виде фотогазет, коллективных работ,
    фотомонтажей.

Вовлечение родителей в процесс развития ребенка в дошкольном возрасте

  • Выпуск внутрисадовской малометражной
    газеты. Так же родители с удовольствием получают
    информацию из внутрисадовской газеты «Радужка».
    В газете публикуются  материал по наиболее
    актуальным проблемам, запросам родителей,
    деятельности с детьми в детском саду, по опыту
    семейного воспитания и т.д.

Вовлечение родителей в процесс развития ребенка в дошкольном возрасте

  • Реализация проекта «Родительская
    почта» с целью наладить динамичную и действенную
    обратную связь в работе детского сада и семьи. Мы
    предлагаем родителям тему, по которой они могут
    получить информацию. Ящики устанавливаются на
    видном и доступном месте в приемной группы, рядом
    помещается бумага и ручка. Тематика меняется 1
    раз в месяц. После все обращения родителей
    анализируются обрабатываются. Продумываются
    формы информирования родителей по их обращениям:
    непосредственная ( на собраниях, встречах,
    консультациях) и опосредованные (через
    информационные стенды, памятки и т.д.)

Вовлечение родителей в процесс развития ребенка в дошкольном возрасте

  • Не менее интересной формой
    сотрудничества является привлечение родителей в
    участии клубов: «Счастливые родители»,
    «Навстречу друг к другу».

Вовлечение родителей в процесс развития ребенка в дошкольном возрасте

Семейные творческие проекты расширяют
кругозор детей и взрослых, наполняют их
творческой энергией, способствуют позитивным
изменениям в семье, помогает выстраивать
взаимодействие и сотрудничество семьи и
образовательного учреждения.

В заседаниях клуба принимают участие не только
педагоги и родители, но и дети.   Участвуя в
таких акциях дети, родители и педагоги получают
творческий импульс к развитию своих
способностей, а так же эмоциональную и духовную
поддержку. Дети получают возможность
разобраться в той или иной информаций, а
родители, незаметно для себя, с увлечением
передают свои знания и опыт.

Данная форма организации общения педагогов и
родителей выполняет доминирующую роль в
повышении психолого-педагогической культуры
родителей, а значит, способствует изменению
взглядов родителей на воспитание ребенка в
условиях семьи, развивает рефлексию. Родители
видят ребенка в обстановке, отличной от домашней,
а также наблюдают процесс его общения с другими
детьми и взрослыми – протягиваются невидимые
нити дружбы и сотрудничества.

Таким образом, особенностью семейного
воспитания признается  особый эмоциональный
микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка
формируется отношение к себе, определяющее его
чувство самоценности влияние на ценностные
ориентации и мировоззрение ребенка.

Если выстроить эффективную технологию
взаимодействия с родителями через: организацию
интересных формы работы, координацию
деятельности всего педагогического коллектива,
создания оптимальных взаимоотношений педагогов
и родителей, то можно повысить уровень
привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения. (Приложение
1
)

По опыту работы детского сада можно сделать
вывод, с одной стороны – не все родители
откликаются на стремление педагогов к
сотрудничеству с ними, с другой стороны — сами
воспитатели нередко не любят работу с родителями
по ряду причин. Некоторые педагоги считают, что с
современными родителями работать сложно, т.к. те
или «всё знают», или им безразличны вопросы
воспитания и зачастую стремятся подменить
непосредственное общение с родителями
информационными объявлениями. другие и хотели бы
установить контакт с родителями их
воспитанников, но не всегда знают, как его
осуществить.

Результатом, применяя в работе ДОУ разных форм
работы по взаимодействию с родителями, будет
способствовать: (Приложение 2)

  • У родителей появится интерес к работе детского
    сада и воспитанию детей.
  • Измениться характер вопросов родителей к
    педагогам детского сада, рост их педагогических
    интересов и знаний.
  • Овладению родителями необходимыми
    практическими умениями и навыками воспитания и
    обучения детей дошкольного возраста.
  • Росту посещаемости родителями мероприятий по
    педагогическому просвещению, их активность;
    участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.
  • Пониманию родителями практической и
    воспитательной значимости их помощи детскому
    саду в хозяйственной и педагогической работе.
  • Проявлению интереса к активному включению в
    планирование образовательного процесса.

Презентеция (Приложение
3
)

Источник