Восприятия и развития ребенка в семье

Восприятия и развития ребенка в семье thumbnail

Каждый родитель мечтает вырастить успешного, умного, счастливого ребенка. Все это возможно, при правильном воспитании детей в семье. Взрослые должны придерживаться определенной стратегии, помогающей сформироваться личности. С их помощью ребенок познает мир, учится новому, понимает, как вести себя в обществе, узнает о моральных ценностях. Какой сложится картина мира, во многом определяет атмосфера в доме. Самое важное в воспитании детей в семье — домашняя культура, любовь и индивидуальный подход родителей. Поэтому, воспитательную стратегию важно составить правильно и гармонично.

Содержание:

  • 1 Роль семьи в воспитании детей
    • 1.1 Совместное воспитание ребенка в семье
    • 1.2 Участие отца в жизни ребенка
  • 2 Современный взгляд на метод воспитания
    • 2.1 Принципы семейной педагогики
    • 2.2 Как развивать ребенка
  • 3 Советы родителям по воспитанию детей

1 Роль семьи в воспитании детей

Восприятия и развития ребенка в семье

Для ребенка дом — маленький мир, с которого он начинает познавать. Воспитание складывается за счет участия всех членов семьи. Они являются для него эталоном, на который нужно равняться. Семейный институт — первый на жизненном пути человека, который закладывает важные понятия о бытие, социуме, культуре, нормах. Все знания, полученные ребенком от родителей и родных, будут сопровождать его в будущем. Плохо, если «багаж» окажется легким, посредственным, не несущим ценности. Пример: не рассказывали о правилах этикета, почему важно иметь собственное «Я», что самое главное в жизни. Такие дети, оказываются неприспособленными к социальной жизни, не понимают причин трудностей в школе, общении с друзьями. Важно делиться с собственным опытом, объяснять в чем особенность общения между детьми, детьми и взрослыми, только взрослыми. Чем чаще говорить с ребенком, тем более он адаптирован к социуму. Постепенно расширяйте круг общения чадо: приглашайте своих и его друзей, родственников, устраивайте семейные вечера. Не забывайте, ребенку интересно общаться с разными людьми, но чужие не заменят родителей, их наставничество, опеку, заботу.

Члены семьи и родители, ответственны за интеллектуальное развитие, они стимулируют ребенка к покорению гранитных вершин науки. Если малыши наблюдают пренебрежительное отношение взрослых к саморазвитию, чтению, изучению мира, то перенимают эту манеру. Когда родитель говорит: «книжки для дураков, а мы уже все знаем», » я устаю, мне не до книг», «потом почитаю сказку, лучше поспать» — ребенок истолковывает фразы, так «чтение — малонужное занятие, его можно отложить». Продумайте кто сможет почитать ребенку на ночь, договоритесь с малышом читать не больше одной страницы в будни. Семья должна приучать чадо к умственному развитию, начиная от развивающих игр до занятий в прописях. Если они входят в привычку, то ребенок будет хорошо учится в школе, быстро усваивать информацию, о таких говорят «схватывает на лету». Мотивировать на это должна семья, самостоятельно ребенок к этому не придет.

1.1 Совместное воспитание ребенка в семье

В воспитании детей участвует вся семья, каждый домочадец оказывает влияние на ребенка. Сюда относят родителей, бабушек, дедушек, братьев/сестер, теть — всех, кто окружает чадо. Он наблюдает за взаимоотношениями, копирует их манеры, перенимает реакции взрослых. Важно, чтобы семья придерживалась общей линии воспитания, прививала единые ценности. Если они будут отличаться: сила денег и бескорыстность, главенство физической силы и доброта — ребенок растеряется, придет в ступор. Дисбаланс и подмена ценностей вредит на этапах становления личности. Только когда она сформируется, то сможет самостоятельно выделять приоритеты. Правда, тоже на основе тех, которые привили родные. Поэтому сразу договоритесь с домочадцами провести беседу. Запишите в одну колонку, что по мнению каждого, представляет нравственные ценности, жизненные приоритеты. Согласовывайте ответы. В итоге, должны остаться те, которые действительно нужны. В другую выпишите запреты, что нельзя ребенку. Обсудите, как будет проходить воспитательный процесс. Пример: нельзя бить ребенка, сравнивать с другими, ругать, что не успел на горшок. Если проводить беседы не в стиле семьи, то просто коротко обсудите с родственниками, каких правил придерживаться. Не отчаивайтесь, если будут критиковать и учить, как правильно воспитывать детей. Прежде чем терять контроль, подумайте, есть ли смысл в советах, прав ли человек? Отбросьте эмоции и посмотрите на наставление с другой стороны. Вдруг он действительно говорит так из лучших побуждений, у него есть опыт.

Если совет абсолютно «мимо», то поблагодарите за помощь и… Все! Не заставляйте себя следовать чужим сомнительным рекомендациям. Делайте, как велит родительское сердце и чутье. Но, не забывайте прислушиваться к рассудку. Ищите компромиссы с членами семьи, рассказывайте почему нужно воспитывать так, умейте друг друга слышать. Иначе, скандалы и оживленные споры, навредят ребенку: будет винить себя, считать, что стал яблоком раздора. Совместное воспитание — как плыть на лодке, и грести в одну сторону всем вместе.

1.2 Участие отца в жизни ребенка

Кто катает на плечах, шутит смешнее всех, готов побыть «лошадкой», даже после работы и покатать на могучей спине. В воспитании детей в семье, важную роль играет папа. Вне зависимости от пола ребенка, дочка и сын одинаково нуждаются во внимании и любви отца. На уровне подсознания, он первый защитник. Обычно папы выбирают более строгие стили воспитания, чем мамы. Это объясняется разницей мужчин и женщин. Основной проблемой является неправильное представление, о малозначимой роли отца в жизни ребенка. Мало только обеспечивать едой, одеждой, игрушками. Нужно общаться, проводить совместно время, учить новому. Не расстраивайтесь, если муж только играет с ребенком. Игра — тоже способ развития и воспитания. Предложите найти общие интересы, которыми бы они могли заниматься вместе. Выжигание по дереву, футбол, катание на коньках по выходным, игра на музыкальном инструменте, домино.

Если семья неполная, то найдите представителя мужского пола, который бы компенсировал отсутствие отца. Он его не заменит, но окажет необходимую психологическую поддержку. Это может быть дедушка, крестный, дядя, близкий друг семьи, которому доверяете.

2 Современный взгляд на метод воспитания

Восприятия и развития ребенка в семье

Если раньше придерживались универсальных способов воспитания, то сейчас методы изменились. Многие психологи: Карл Юнг, Алина Делисс, Юлия Гиппенрейтер, советуют определить психотип ребенка. По мнению Карла Юнга, темперамент проявляется уже в раннем возрасте. Понимая, к какому типу относится чадо, можно выработать уместный подход. Вы будете лучше чувствовать ребенка, понимать настроение, причины поступков, особенности характера. Придерживаться одного шаблона воспитания и обучения ребенка в семье — бессмысленно. Родители двух и более детей, могут подтвердить, что у каждого неповторимый характер. То, что действовало со старшим безотказно, на младшего может никак не влиять. Интроверт и экстраверт требуют разного подхода. Найти общий язык и понять меланхолика, будет сложнее, чем сангвиника. Все люди разные, в том числе и дети. Учитывайте это в воспитательном процессе, а еще пол, возраст, характер, историю жизни ребенка.

2.1 Принципы семейной педагогики

Воспитательный процесс в семье состоит из:

  • Чувство равенства и взаимоуважения. Если в семье есть авторитет (чащу мужчина), то это никак не должно унижать достоинство других. Все члены семьи равноценны, в том числе и ребенок.
  • Дружба. Объяснить, в чем ее смысл. Приводить примеры из сказок и жизни. Какая бывает дружба: между членами семьи, соседями, одноклассниками, с животными и т.д.
  • Любовь. Какая бывает любовь, почему важно любить себя и окружающих. Прививать чувство любви и заботы: поливать цветы, обнимать близких, говорить о чувствах.
  • Принятие ребенка, какой он есть. Взрослые могут корректировать поведение чадо, но не пытаться сделать из него своих копий или образов грез.
  • Право на плохое настроение, желания побыть одному.
  • Выделять личное пространство.
  • Не требовать от ребенка, что ему не по силам. Задача взрослых, постепенно его к этому подготавливать.
  • Давать внимание и заботу. Безразличное отношение, инертность семьи — сказывается на психологическом состоянии, изменяет видение мира. Этим детям сложно обрести счастье, добиться уважения в кругу знакомых или одноклассников. Они неуверенные, застенчивые, слабохарактерны.
  • Игра — понятный способ для детей, изучения мира и развития. В форме игры будет легко привить правила, нормы, новые знания.
  • Большинство вредных привычек у детей, можно обнаружить у их родителей. Поэтому боритесь со слабостями. Теперь есть ради кого стараться взять себя в руки.
  • Развивайте положительные качества у ребенка и корректируйте негативные, научите с ними совладать. Можете обратиться к разновидностям детской арт-терапии.
  • Введите доверительные отношения.
  • Поощряйте достижения ребенка. Мотивируйте на новые свершения. Хвалите.
Читайте также:  Физиологическое развитие ребенка первого года жизни

Детские психологи отмечают, что вредит не только безучастность к жизни ребенка, но и гиперопека.

2.2 Как развивать ребенка

Существует множество способов, позволяющих повысить уровень знаний и навыков. Воспитание ребенка в семье, как и развитие — ежедневный процесс. Занятия должны быть разными, чтобы развивать разностороннюю личность. Чередуйте их, чтобы они не наскучили.

  • Чтение. Первые книги крохе читают родители, формируя у него интерес к занятию. Потом он сам начнет делать первые попытки. Поощряйте стремления. Для разнообразия, читайте вслух по ролям. Можно выучить диалоги и разыгрывать кукольные спектакли. Расширяйте жанры книг: от сказок до детских энциклопедий.
  • Теплые беседы. По вечерам делитесь впечатлениями, воспоминаниями. Так, ребенок получает из ваших уст драгоценный жизненный опыт, учится на чужих ошибках, понимает как устроен мир. Постарайтесь «дозировать» негативные истории. Ребенок должен о них знать, но преподносите их правильно. Разъясните, почему так случается, как на это реагировать.
  • Придумывайте вместе сказки, героями которых будет ваша семья. Развивайте у ребенка фантазию, обогащайте внутренний мир. Проектируйте возможные жизненные сюжеты, прививая через них манеры поведения. Пример: праздник, поход в школу, решение спора.
  • Развиваем творческое мышление, оно пригодиться не только для креативных заданий. Такие дети умеют с легкостью выходить из трудных ситуаций, благодаря нестандартному виденью проблемы.
  • «Очумелые ручки». Занимайтесь создание поделок, мастерите. Научите ребенка видеть, как можно использовать повторно ненужные предметы, создавать из них новые.
  • Лепим, творим, вытворяем, в общем занимаемся рукоделием. В распоряжении множество вариантов, найти нечто по душе не составит труда. Скрапбукинг, создание топиариев, лепка из теста, фелтинг, ошибана, вышивка крестиком на картоне. Возможно, одно из них станет хобби.

Обучение ребенка в семье, сочетается с воспитанием. Поэтому, чадо будет получать двойную пользу от занятий. Проводите их весело — они отложатся в памяти и будут ассоциироваться с самым приятным.

3 Советы родителям по воспитанию детей

Восприятия и развития ребенка в семье

Родители несут ответственность за детей, их будущее. Некоторых, это по-настоящему пугает, ведь страшно совершить проступок. Быть мамой и папой не так просто, как кажется. Тяжелый груз изнуряет, бывает родители начинают считать себя плохими. Есть несколько советов, которые могут облегчить родительскую ношу.

  • Признайте — от ошибок никто не застрахован. Смиритесь с этим, а не пытайтесь избежать. Простите заранее ошибки, которые вы можете совершить. Вот увидите, станет легче. Ваше легкое душевное состояние передается и ребенку. Делитесь рассказами про казусы с ребенком, тогда он сможет избежать ваших ошибок, проще относиться к неудачам.
  • Будьте терпеливы.  Развитие и воспитание ребенка в семье длительный и сложный процесс. Чадо испачкалось, разбило дорогую вазу, не может научитьсяопределять время по часам — вспомните сразу Карлсона. «Спокойствие! Только спокойствие». От криков, агрессивных споров, телесных наказаний, ребенок не станет вас лучше понимать. Наоборот, доверие и взаимопонимание, будет трудно вернуть. А вазу можно будет купить новую.
  • Не забывайте, что ребенок, даже маленький, тоже имеет право на плохое настроение. Любому родителю хочется, чтобы чадо всегда улыбалось и бегало довольное. Но нельзя этого требовать. Чтобы не усугублять положение, поинтересуйтесь в чем причина хандры. Поддержите ребенка, попробуйте его порадовать.
  • Питание и режим сна влияет на самочувствие ребенка. Разнообразие в рационе блюд, соблюдение часов сна — улучшает интеллектуальные способности, повышают психологическую устойчивость, физическую активность.
  • Вносим разнообразие в жизнь. Детский сад, школа, дополнительные занятия, дом — однообразие дня психологически истощает. Постепенно, ребенок эмоционально выгорает, угнетает рутина. Но менять что-либо ему сложно. Распорядок входит в привычку, единственным местом отдыха становится дом. Но даже в родных стенах он не может получить расслабления. А выходить из зоны комфорта становится тяжелее. Регулярно выезжайте на природу, дачу, ходите в парк, посещайте мероприятия. У ребенка есть увлечения? Запишитесь в соответствующий кружок, секцию.

Контролировать себя ради дитя.

Пример: папа обжегся, закономерная реакция выпустить пар и выругаться. Ребенок скорее всего продублирует ее в будущем. Хорошо, если близкий готовый объяснить, почему так повторять нельзя. Но вряд ли, отцу понравится, когда его начнет отчитывать в следующий раз ребенок. Это подрывает авторитет главы семейства. Поэтому, нужно справляться с вредными привычками и контролировать реакции.

Плохой пример.

Ребенок еще не знает, что хорошо и плохо. Поэтому отрицательный пример, который показывают взрослые, чадо может расценивать как норму. Его будет трудно переубедить в обратном, ведь основы уже заложены. Если себя так нельзя вести, то почему маме или папе позволительно? Это распространенная проблема в воспитательном процессе. Взрослые должны избавиться от вредных привычек и контролировать себя.

Главное в семейном воспитании ребенка — это любовь. Говорите, как сильно вы любите ребенка, проявляйте внимание, заботу. Дети, растущие в ласке, вырастают счастливыми людьми. Они реже страдают от психологических недугов, добиваются высоких положений в обществе.

Источник

«Влияние родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений»

«Родительское отношение к ребенку» – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Именно по отношению родителей к своему ребенку, можно судить, каким он будет в будущем, и как сформируется его личность [3].

Проблемой родительского отношения к ребенку занимались такие исследователи как: А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие. Несмотря на разнообразие выдвинутых ими подходов к обозначенной проблеме, все они выделяют два противоречивых момента в родительских отношениях, а именно: безусловный (содержит такие компоненты как принятие, любовь, сопереживание) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств). Кроме того, вышеназванные исследователи полагают, что родительское отношение к ребенку всегда очень неоднозначно, так как, такие его элементы, как симпатия — антипатия и уважение – неуважение, бесконечно разнообразны по своему содержанию в зависимости от времени и ситуации. Родительское отношение имеет устойчивые и неустойчивые черты. Устойчивые черты внеситуативны и проявляются в таких базовых модальностях, как, принятие – непринятие, и во многом определят тип родительского отношения к ребенку. Неустойчивые черты ситуативны, подвержены воздействию различных внешних и внутренних факторов, они оказывают незначительное влияние на родительское отношение в целом, однако в крайних вариантах эти черты могут закрепиться в своеобразный тип родительского отношения, крайне неблагоприятный для развития личности ребенка.

Читайте также:  Громова развитие речи ребенка раннего возраста

Специфика родительского отношения к ребенку накладывает свой отпечаток на самооценку поведения, ценностные ориентации, форму сознания ребенка и, конечно, на его личное восприятие сложившихся внутрисемейных отношений. Поэтому целью нашего исследования явилось изучение специфики влияния родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений. В качестве обследуемых были выбраны семьи, в которых присутствуют оба родителя и дети старшего дошкольного возраста. Всего в исследовании приняли участие 20 семей (это 20 детей и 20 родителей этих детей). Средний возраст детей – 6-7 лет, а средний возраст родителей – 30-35 лет. В качестве гипотезы исследования выступили следующие допущения:

– дети, родители которых строят свое воспитание по отношению к ним по типу «оптимальный эмоциональный контакт» воспринимают свою семью как эмоционально благополучную. Для них все члены семьи одинаково значимы. Дети ощущают любовь и заботу со стороны родителей и воспринимают их как доброжелательных, спокойных и внимательных.

–  дети, родители которых строят свое воспитание по отношению к ним по типу «эмоциональная дистанция с ребенком» воспринимают свою семью как неблагополучную, испытывают повышенную тревожность в отношениях с членами семьи. Они оценивают своих родителей как конфликтных, раздражительных, придирчивых.

– дети, родители которых строят свое воспитание по отношению к ним по типу «излишняя концентрация на ребенке» воспринимают свою семью как конфликтную, нестабильную. Оценивая родителей, они демонстрируют не только положительные стороны (внимание, заботу), но и отрицательные моменты в отношениях с родителями (раздражительность, придирчивость).  

  Обсуждение полученных результатов начнем с анализа данных по методике «PARI семейная жизнь глазами матери» Е.Шеффер и Р. Белла (адаптация Т. В. Нещерет).

Результаты данной методики представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

Распределение родителей по типу их «родительского отношения» к ребенку

Испытуемые

Отношение родителей к ребенку в %

Оптимальный эмоциональный контакт

Эмоциональная дистанция с ребенком

Излишняя концентрация на ребенке

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Родители

15

10

10

5

5

30

15

10

Из таблицы № 1 видно, что у нас получилось 3 группы «родительского отношения» к ребенку: I группа – «Оптимальный эмоциональный контакт»;  II группа – «Эмоциональная дистанция с ребенком»; III группа – «Излишняя концентрация на ребенке».

На основе полученных данных мы построили диаграмму 1, в которой мы указали процентное соотношение разных видов отношения родителей к ребенку.

Рис. 1. Распределение родителей на основании их отношения к ребенку

Из таблицы №1 и рис. 1 видно, что в третьей группе «Излишняя концентрация на ребенке» у родителей самый высокий процент – 55% (при этом, у 30% — высокий уровень; у 15% — средний уровень; у 10% — низкий уровень). Это говорит о том, что воспитание проявляется здесь в чрезмерном вмешательстве в мир ребенка и излишней концентрации на нем. Это проявляется с одной стороны, в желании все сделать для ребенка и иногда за него, создать ему полную безопасность как физическую, так и психологическую, а с другой – это подавление воли, агрессивности и сексуальности ребенка.

В первой группе – «Оптимальный эмоциональный контакт» – 25% родителей (из них у 15% – это те, кто демонстрирует высокий уровень, и 10% – это те, кто демонстрирует средний уровень). Полученный результат говорит о том, что воспитание здесь является оптимальным эмоциональным контактом между ребенком и родителем. При таком типе воспитания родитель дает возможность ребенку высказать свое мнение, поощряет его активность и принимает непосредственное участие в жизни ребенка.

Во второй группе – «Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» — 20% родителей (из них 10% — с высоким уровнем выраженности данного типа отношения; 5% — со средним уровнем и 5% — с низким уровнем). Можно предположить, что в этой группе воспитание соответствует излишней эмоциональной дистанции, уклонению от контакта с ребенком, раздражительности, вспыльчивости, суровости  и излишней строгости к нему.

 На основании полученных выше результатов мы можем разделить всех испытуемых детей – дошкольников на 3 группы. В первую группу можно определить тех детей, родители которых строят свое воспитание по отношению к ним по типу «оптимальный эмоциональный контакт». Во второй группе оказались дети тех родителей, которые воспитывают их по типу «излишняя эмоциональная дистанция с ребенком». И в третью группу у нас вошли дети, родители которых воспитывают их по типу «излишняя концентрация на ребенке». В каждой группе получилось по 4 ребенка. У каждого ребенка полная семья: мама, папа, брат или сестра, а также имеются бабушки и дедушки. В дальнейшем каждая из названных групп будет именоваться как I группа, II группа и III группа.

Результаты обследования детей I группы на предмет их взгляда на специфику межличностных отношений в семье получены по методике Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений» и представлены в таблицах № 2 и № 3.

Таблица № 2

«Личностное отношение детей I группы к семейному окружению»

Обследуемый ребенок

Отношение к семейному окружению

Количество предъявляемых ребенку заданий (по выбору конкретного члена семьи)

Количество сделанных ребенком выборов (по отношению к конкретному члену семьи)

Количество сделанных ребенком выборов в процентах (%)

Надя С.

Отношение к матери

20

16

80

Отношение к отцу

20

11

55

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

10

100

Отношение к братьям и сестрам

20

12

60

Отношение к бабушке и дедушке

15

8

53

Алина Ш.

Отношение к матери

20

17

85

Отношение к отцу

20

11

55

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

10

100

Отношение к братьям и сестрам

20

14

70

Отношение к бабушке и дедушке

15

5

33

Аня Ц.

Отношение к матери

20

15

75

Отношение к отцу

20

14

70

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

8

80

Отношение к братьям и сестрам

20

11

55

Отношение к бабушке и дедушке

15

5

33

Алеша К.

Отношение к матери

20

12

60

Отношение к отцу

20

17

85

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

9

90

Отношение к братьям и сестрам

20

15

75

Отношение к бабушке и дедушке

15

9

60

Читайте также:  Ребенок с задержкой речевого развития в детском саду

Таблица № 3

«Личностное отношение детей I группы к социальному окружению»

Обследуемый ребенок

Отношение к социальному окружению

Количество предъявляемых ребенку заданий

Количество сделанных ребенком выборов

Количество сделанных ребенком                                                                                                                                                                                   выборов в процентах (%)

Надя С.

Отношение к другу (подруге)

20

14

70

Отношение к воспитателю

15

9

60

Алина Ш.

Отношение к другу (подруге)

20

12

60

Отношение к воспитателю

15

8

53,3

Аня Ц.

Отношение к другу (подруге)

20

17

85

Отношение к воспитателю

15

11

73,3

Алеша К.

Отношение к другу (подруге)

20

10

50

Отношение к воспитателю

15

6

40

 Из таблицы № 2 видно, что многие дети сделали большое количество выборов по отношению к маме. Надя С. сделала 80% таких выборов, Алина Ш. сделала 85% выборов, Аня Ц. сделала 75% выборов, и Алеша К. сделал 60% выборов по отношению к маме. Чуть меньше эти дети выбирали папу. Так, Надя С. сделала 55% таких выборов, Алина Ш. сделала 55% выборов, Аня Ц. сделала 70% выборов, и Алеша К. сделал 85% выборов по отношению к папе. Это свидетельствует о близких отношениях данной группы детей со своими родителями, и о их потребности быть защищенными. Все дети сделали большое количество выборов по отношению к маме и папе как к  родительской чете. По отношению к братьям и сестрам дети сделали следующие выборы: Надя С. сделала 60% выборов, Алина Ш. сделала 70% выборов, Аня Ц. сделала 55% выборов, и Алеша К. сделал 75% выборов. По отношению к бабушке и дедушке Надя С. сделала 53% выборов, Алина Ш. сделала 33% выборов, Аня Ц. сделала 33% выборов, и Алеша К. сделал 60% выборов.

Из таблицы №3 видно, что большое значение для этой группы детей имеют отношения с товарищами и друзьями. Так, Надя С. сделала 70% таких выборов, Алина Ш. сделала 60% выборов, Аня Ц. сделала 85% выборов, и Алеша К. сделал 50% выборов по отношению к друзьям. Также, не менее значимыми для этой группы детей оказались и воспитатели:  Надя С. сделала 60% выборов, Алина Ш. сделала 53,3% выборов, Аня Ц. сделала 73,3% выборов, и Алеша К. сделал 40% выборов.  

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что дети из первой группы, в которой преобладает позитивный фон эмоционального состояния, воспринимают свою семью как эмоционально благополучную. Для них все члены семьи одинаково значимы. В отношениях отсутствуют конфликтность, враждебность, тревожность. Часто присутствует совместная деятельность. Дети ощущают любовь и заботу со стороны родителей. Оценивая родителей, эта группа детей воспринимает своих родителей как доброжелательных, спокойных, внимательных к ним. Для родителей этих детей в большей степени характерно проявление «оптимального эмоционального контакта», то есть родители продемонстрировали способность к партнерскому общению со своими детьми, они умеют выслушивать своих детей, активизируют их высказывания, стараются держаться с детьми на равных.

Результаты по методике «Межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений» Рене Жиля для II группы детей представлены в таблицах № 4 и № 5.

Таблица № 4

«Личностное отношение детей II группы к семейному окружению»

Обследуемый ребенок

Отношение к семейному окружению

Количество предъявляемых ребенку заданий (по выбору конкретного члена семьи)

Количество сделанных ребенком выборов (по отношению к конкретному члену семьи)

Количество сделанных ребенком выборов в процентах (%)

Кирилл Я.

Отношение к матери

20

10

50

Отношение к отцу

20

7

35

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

4

40

Отношение к братьям и сестрам

20

11

55

Отношение к бабушке и дедушке

15

8

53,3

Максим Т.

Отношение к матери

20

8

40

Отношение к отцу

20

13

65

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

6

60

Отношение к братьям и сестрам

20

11

55

Отношение к бабушке и дедушке

15

6

40

Кирилл Г.

Отношение к матери

20

12

60

Отношение к отцу

20

10

50

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

7

70

Отношение к братьям и сестрам

20

8

40

Отношение к бабушке и дедушке

15

12

80

Рома С.

Отношение к матери

20

11

55

Отношение к отцу

20

9

45

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

7

70

Отношение к братьям и сестрам

20

5

25

Отношение к бабушке и дедушке

15

2

13,3

Таблица № 5

«Личностное отношение детей II группы к социальному окружению»

Обследуемый ребенок

Отношение к социальному окружению

Количество предъявляемых ребенку заданий

Количество сделанных ребенком выборов

Количество сделанных ребенком выборов в процентах (%)

Кирилл Я.

Отношение к другу (подруге)

20

10

50

Отношение к воспитателю

15

5

33,3

Максим Т.

Отношение к другу (подруге)

20

11

55

Отношение к воспитателю

15

8

53,3

Кирилл Г.

Отношение к другу (подруге)

20

9

45

Отношение к воспитателю

15

6

40

Рома С.

Отношение к другу (подруге)

20

12

60

Отношение к воспитателю

15

7

46,6

Из таблицы № 4 видно, что дети из II группы сделали меньшее количество выборов по отношению к родителям. Так, Кирилл Я. сделал 50% выборов по отношению к маме, Максим Г. сделал 40% выборов, Кирилл Г. сделал 60% выборов, и Рома С. сделал 55% выборов. По отношению к папе Кирилл Я. сделал 35% выборов, Максим Т. сделал 65% выборов, Кирилл Г. сделал 60% выборов, Рома С. сделал 45% выборов. Количество сделанных выборов по отношению к маме и папе как к родительской чете было следующим: Кирилл Я. сделал 40% выборов, Максим Т. сделал 60% выборов, Кирилл Г. – 70%, и Рома С. – 70% выборов. По отношению к братьям и сестрам Кирилл Я. сделал 55% выборов, Максим Т. сделал 55% выборов, Кирилл Г. сделал 40% выборов, и Рома С. – 25% выборов. Можно сказать, что у многих детей этой группы, братья и сестры не занимают авторитетных позиций, и в отношениях с ними не прослеживается эмоциональная близость. По отношению к бабушке и дедушке Кирилл Я. сделал