Воспитательный результат и процесс развития личности ребенка это

Воспитательный результат и процесс развития личности ребенка это thumbnail

О воспитании написаны сотни книг на всех существующих языках мира. Ему посвящали свои труды величайшие ученые мужи всех периодов и столетий. Еще бы, дело-то не шуточное. Цель воспитания всегда зависела от того, чего ждало от человека общество: гражданина, глубоко верующего человека, послушное робкое дитя или сурового воина. Результат почти всегда оправдывал ожидания – воспитательный процесс с лихвой влиял на формирование личности.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, моделирование ее качеств, поведенческих навыков, привычек, эмоциональных реакций. Оно оказывает огромное влияние, но все же не является единственным фактором, под напором которого формируется маленькая личность. Процесс сей осуществляется учителями, наставниками, и, конечно, родителями.

Личность – человек – индивидуальность

Еще не так давно, в ту самую незабвенную советскую эпоху о личности почти не говорили. Растили ребенка, готовили гражданина великой страны, частичку общества. Да, именно воспитание общества было основной целью. Сегодня же именно она – центр педагогии и психологии. И слово-то модным стало, только ленивая мама не упомянула о том, какая интересная “личность” – ее дитя. Так что это такое?

Есть три основных понятия: человек, личность, индивидуальность. Многие уверены, что по сути это одно и то же. Но это не совсем так.

  1. Человек – Это определение. Понятие, которое указывает на принадлежность особи к человеческому роду. Человек – уникальное создание. Это единство биологического и социального начала. С одной стороны, он – существо биологическое, а с другой социальное. Потому он зависит от физиологических законов и от социума.
  2. Личность. Вот предмет нашей беседы. Это самое важное в человеке, его духовное наполнения, его социальный признак. Это то, чем является человек. Его отношение к обществу и социальный статус – это личность. Иными словами, если “человек” – это сосуд, то “личность” – его содержимое
  3. Индивидуальность – Набор тех особенностей, которые отличают личность от других. Темперамент, физические данные, ум, характер, взгляды, менталитет, эмоциональность и жизненный опыт. Индивидуальность – первый признак личности.

Психологи и педагоги ставят своей задачей выявлять наиболее эффективные условия для полноценного гармоничного формирования личности. Под формированием мы понимаем социальное, профессиональное, культурное и физическое развитие. Сюда же входит культивирование способностей (музыкальные, художественные, управленческие) и личностных качеств (воля, терпение). За показатель уровня развития мы принимаем развитость.

Функция личности лежит в освоении опыта, во включении человека в общественную систему отношений. Иными словами – человек формируется, проявляется и существует в обществе, являясь его составляющей.

Факторы развития личности

На развитие личности влияет различные факторы. Сказать, что какой-то из них влияет в большей или меньшей степени – сложно. Генетика – фактор природный. Еще не рожденный малыш уже имеет темперамент, предпосылки к определенных способностей, наследует от родителей черты характера. На генетическом уровне передаются определенные знания, накопленные народом (генетическая память). Но одной только наследственности с врожденными способностями мало, чтобы стать личностью. Вспомните истории детей-найденышей, которых вырастили животные. Несмотря на то, что они были людьми, все навыки и умения дети переняли у животных. Даже оказавшись потом среди людей, демонстрировали заметное отставание от сверстников, Это доказывает то, что огромную роль играет среда обитания. Под средой мы понимаем жизненные условия и обстоятельства.

Среда может быть:

  1. Домашняя (семья, дом, близкие);
  2. Географическая (страна, город, народ, народная культура);
  3. Социальная.

На развитие влияет не все, с чем сталкивается человек, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждой личности ситуация развития индивидуальна. Воспитывающий эффект дает не внешний воспитывающий раздражитель, а его личное восприятие.

Воспитание, как фактор личностного развития

Воспитание не является единственным фактором развития, но его значение первостепенно. Оно поднимает личность на новые ступени развития, моделирует ее, потому является основным фактором развития.

Мы воспитываем наших детей с рождения. Как говорят в народе, дети начинают впитывать «с молоком матери» информацию об окружающем мире, постепенно складывая в своих головках идею и отношение ко всему. Воспитание – педагогический процесс. Под воспитанием мы понимаем обучение вместе с личным примером. Первыми воспитателями становятся родители (исключая случаи с детьми-сиротами или отказниками). Затем в сей процесс включается школа – учителя (воспитатели) реализуют свои программы, установленные государством.

Влияние воспитания на развитие личности – запуск механизмов саморегуляции, движения саморазвития. Воспитывая извне, невозможно слепить «готовый продукт» – индивид создает себя сам, а воспитание оказывает прямое воздействие на этот процесс.

Важно

Следует помнить, что не все люди поддаются официально признанным воспитательным методам, развивающим воздействиям, которые диктуют базовые теории воспитания и развития. Генетика берет свое – каждый индивидуален с рождения. Поэтому не существует единственно верного способа, метода или стимула. К каждому нужен индивидуальный подход. Это следует помнить, как родителям, так и педагогам!

Воспитание, как управление развитием личности

Задача воспитателя – реализовать комплекс средств, помощью которых достигается желаемый результат. Они упорядочивают и формируют методы воздействия на него. Это и есть – управление развитием личности. Воспитание реализует всю гамму функций управления: постановка цели, планирование, мотивация, организация, анализ результатов. В этом смысле мы можем сказать, что воспитание, есть процесс управления развитием личности, которое делится на:

  • Физическое развитие (физическое воспитание). Управление этим процессом, это организация способов, навыков, знаний, необходимых для совершенствования физической формы и физического здоровья. Развиваясь физически, человек укрепляет здоровье, вбирая знания об упражнениях, естественных сил природы, правилах гигиены и о собственном теле, которые передаются от поколений к поколениям.
  • Психическое развитие. Оно неразрывно связано с физическим, поэтому не может существовать отдельно. Психическое развитие формирует все сферы личности: мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, предметная, экзистенциальная и саморегулирующая. Все эти сферы в комплексе представляют целостное формирование, гармоничность, индивидуальность и разносторонность.

Воспитывая ребенка, стоит помнить о том, что мы воспитываем личность. Помнить, что это такое. Помнить о ее индивидуальности. Организуя воспитательный процесс, стараться именно направлять ребенка, а не вкладывать в его сознание всю ту воспитательную кашу, что вы, конечно же, читали в книгах и в интернете. Основные формы воспитания – пример, беседа, воздействие, стимулирование – используйте их в равных долях, добавляя в каждый воспитательный момент самый главный фактор – любовь. Только с любовью мы можем вырасти действительно гармоничную, развитую личность.

Читайте также:  Коррекция развития ребенка 3 лет

Источник

Зам. директора по учебно-воспитательной работе Иванова И.Н.

Доклад на педагогическом совете, 2012 г.

Воспитательный процесс как средство формирования  личности подростка

Говоря о становлении личности подростка, хочется напомнить, что педагогика – это  наука о воспитании. Воспитание же эффективно, если оно системно. То есть создание воспитательной системы является условием целостного и гармоничного развития подростка.

В этой связи, тесно переплетаются основная цель и задачи воспитательного процесса – с одной стороны —  это создание условий для разностороннего  развития личности, с другой —  воспитание учащихся через формирование развитой личности.

В свою очередь «подходы», являясь фактически способами, методами, приемами педагогической деятельности, отвечают на вопрос «как сделать»? Причем, ни один учебник не подскажет нам, как именно нужно поступить в той или иной ситуации. А методология предполагает не одно единственное решение, а возможность выбора подходов, исходя из новой концепции воспитания, как целенаправленного управления процессом формирования и развития личности.

При этом психологи выделяют 3  этапа становления личности:

1. Самопознание- понимание себя и своей роли в социуме (общее эмоциональное, социальное и интеллектуальное созревание).

2. Самоопределение- когда происходит не просто интерес к престижным профессиям, а адекватная оценка своих возможностей и выбор соответствующей профессии.

3. Самореализация- которая позволяет не только реализовать себя на рынке труда, но и сформировать жизненную философию и позицию, а также поведение, основанное на чувстве долга.

Ставя  личность в центр воспитательного процесса, мы понимаем, что основа воспитания – это прежде всего семья, не последнюю роль играет социум – общественные  организации, правоохранительные органы, СМИ и, наконец учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении.

Этот процесс состоит из 4-х основных компонентов:

1. Целевой (цели и задачи воспитания)

2. Содержательный (направления воспитательной деятельности)

3. Деятельностный (приемы, методы, средства воспитания)

4. Аналитико-результативный (результат воспитательной деятельности и его анализ, как руководство к дальнейшим действиям)

Соединяясь вместе они реализуются в 8-ми основных направлениях воспитательной деятельности, так или иначе влияя на личность.

И к этой личности в  сегодняшнем обществе  предъявляются новые требования – сегодня, чтобы быть конкурентоспособным, нужно не просто обладать набором профессиональных компетенций — необходимо стать профессионально-мобильным, т.е. постоянно и самостоятельно развиваться, изучать и осваивать  что-то новое, словом, нужно быть личностью творческой, целеустремленной, социализированной, ведущей здоровый образ жизни.

В идеале  предполагается, что данный набор требований формируется через реализацию и сочетание нескольких направлений воспитательной деятельности.

1-й блок деятельности – управленческий.

Мы все управляем учащимися, административный аппарат координирует деятельность всего образовательного учреждения. Воспитание происходит в процессе педагогического общения.  И необходимо, чтобы требования, предъявляемые к подростку или педагогу были разумно аргументированы.

Бывают ситуации, когда сложно грамотно сочетать стили педагогического общения. Здесь важно, чтобы административный стиль не перешел в авторитарно-устрашающий, а демократический  — в попустительский и заигрывающий.  На самом деле, трудно требовать от подростка быть вежливым, если мы сами позволяем себе грубость. Трудно агитировать за здоровый образ жизни, если мы сами курим. Сейчас принято критиковать стиль воспитания Макаренко, мне лично очень импонирует его высказывание «Как можно больше требований к человеку, но и как можно больше уважения к нему».

2-й блок деятельности – психолого-педагогический.

Все у кого педагогическое образование, имеют основы знаний по психологии, но мы все понимаем как нам их не хватает. А, порой, в воспитательной работе, особенно с учащимися «группы риска», решающую роль играет умение создать доверительные отношения с подростком, увидеть своеобразие его внутреннего мира, понять мотивы отношений и поведения, вовремя скорректировать их.  В особенно сложных ситуациях необходимо обращаться к психологу Литвиненко Е.А.

Индивидуальная работа с детьми группы риска строится по следующей примерной схеме:

1. Беседа с учащимся мастера п/о и Кл. руководителя (объяснительная с учащегося).

2. Беседа на собрании группы (составление протокола).

3. Работа с семьей (посещение, контакт с родителями).

4. Беседа с педагогом-психологом.

5. Беседа с социальным педагогом.

6. Беседа с зам. директора по УВР.

7. Вызов на Совет профилактики правонарушений.

8. Взаимодействие с субъектами профилактики (инспектор ОДН, сотрудники ФСКН, ЦРБ и др.)

7. Беседа на уровне директора лицея.

8. Обсуждение на Совете лицея.

9. Приглашение с родителями на педагогический Совет.

Учащиеся не прощают педагогу, когда он не держит слово. Учащиеся не принимают нашей непоследовательности, когда мы каждый день меняем решение по одному и тому же вопросу. Результат – отсутствие системы в выполнении единых требований.

3-й блок деятельности – досуговый.

Организация внеклассной работы является одним из самых сложных, но действенных методов воспитания. Участие в спортивных мероприятиях и конкурсах худож. самодеятельности  позволяет  подросткам реализовать и утвердить себя в глазах сверстников, что для них важнее учебы. Нам же важно создавать ситуации успеха, исключая давление и жесткую критику. С точки зрения всестороннего развития личности, занятия, например, в секции настольного тенниса не менее важны, чем успеваемость по дисциплинам.

Функционируют кружки:

1. Волейбол

2. Футбол

3. Парикмахер-универсал

4. Педагог-организатор

5. Компьютерный мир

6. Духовность и семья

7. Православная культура

8. Автомастер

И, продолжая  разговор о состоянии воспитательной работы в нашем лицее, хочется сказать, что система воспитательной работы у нас есть, со своими минусами, плюсами, но она присутствует. Присутствует,  как результат наших совместных усилий, начиная от воспитательной работы внутри каждой учебной группы, до работы на уровне администрации образовательного учреждения и взаимодействующих  общественных организаций.

На слайдах вы видите все направления воспитательной деятельности, которые реализуются в нашем лицее.

Направления воспитательной деятельности:

1. Духовно-нравственное воспитание-воспитание личности с высокими моральными качествами (в том числе воспитание с помощью православной культуры) – экскурсии в музеи, соборы, храмы Московской области (Кобылкина О.П.)

2. Трудовое воспитание – учебный труд, освоение профессии, общественно-полезный труд

3. Патриотическое воспитание – военно-патриотическое направление работы с допризывной молодежью, которое возглавляет Токарев Вяч. Алексеевич. Внеклассные мероприятия патриотического  характера, встречи с ветеранами, создание музея и уголка боевой славы.

4. Культурно-просветительское воспитание – проведение предметных недель, творческих конкурсов и мероприятий.

5. Правовое воспитание – изучение права в рамках уроков истории, приглашение сотрудников ОМВД, ГИБДД, ФСКН. Главное право – право на жизнь (беседа с 1-м курсом инспектора ГИБДД, наш инспектор ОВД Левина Майя Павловна, представители ФСКН – беседы и дискуссии с видеоматериалами среди уч-ся 1-го, 2-го и 3-го курсов.)

Читайте также:  Витамин в12 для развития ребенка

6. Эстетическое воспитание – художественные и творческие конкурсы, воспитание худ. вкуса от интерьера учебного кабинета до одежды.

7. Физкультурно-оздоровительное воспитание – огромный блок работы под рук. Котова В.И. (Спартакиада – 9 видов спорта, дни здоровья, олимпийский урок, пропаганда здорового образа жизни – акция «День без сигарет», антинаркотическая акция «Мы выбираем жизнь» и др. )

8. Экологическое воспитание – посадка саженцев, озеленение п. Новое Моховое, областная акция «Студенческий лес», районная акция «Больше кислорода».

Все перечисленное является неотъемлемой частью огромной воспитательной работы с учащимися, которая стала  по сути системой профилактики преступлений, правонарушений, употребления ПАВ.

Основы педагогики и психологии гласят, что самым непродуктивным воздействием на подростка является наказание. И совершенно должно быть исключено унижение достоинства и оскорбление личности, особенно в присутствии сверстников. Мы должны заниматься системой профилактики и созданием условий для раскрытия лучших качеств подростков.

Разумеется все это очень сложно! И реалии таковы, что  наши списки учащихся «группы риска» неуклонно растут. В каждой группе есть особо сложные дети, которые являются учащимися «группы риска».  

Пути повышения эффективности воспитательной работы:

1. Максимально использовать приемы индивидуальной и коллективной работы в группе  — мастер и кл.рук.-гл. авторитет, создают традиции коллектива группы, умения общаться, оказывать взаимопомощь и поддержку

2. В работе с н/л опираться на семью (условия жизни, взаимоотношения с родителями и др. членами семьи). Родительские собрания.

3. Шире и продуктивнее использовать возможности взаимодействия образоват. учреждения с субъектами профилактики (отдел опеки и попечительства, КДН и ЗП, ОМВД, ФСКН, ЦРБ, реабилитационные центры- Ариадна, Жизнь, молодежные центры и объединения, в том числе и по военно-патриотическому воспитанию, ГИБДД, МЧС, Лесное хозяйство, отдел профилактики асоциальных явлений Мин. обр. МО).

4. Совет ученического самоуправления

5. Психолого-педагогическое сопровождение – диагностика 1-го курса, характеристики и обобщенные рекомендации Кл. руководителям. Памятки по работе с детьми «группы риска».

6. Нехватка психолого-педагогический знаний – организация семинаров для инженерно-педагогического коллектива.

7. Практика тематических классных часов. (папки в методическом кабинете в помощь Кл. руководителю)

8. Методические комиссии – вопросы воспитания

Вывод:

Таким образом, выстраивая взаимосвязь между воспитательным процессом и формированием личности подростка, нужно помнить, что успех работы в данном направлении зависит от наших коллективных усилий, от умения создать комфортную среду для развития личности с целостным, разносторонним отношением к жизни.

Источник

Развитие личности ребенка — объемный и трудоемкий процесс не только со стороны внешнего воздействия, но и со стороны самого ребенка. Решением проблемы занимается психология. Современные представления отталкиваются от того факта, что отправной точкой личностного становления всегда служит семья, родители. Именно близкое окружение во многом определяет те предпосылки, которые лягут в основу развития в период детства.

Процесс личностного развития представлен на нескольких этапах. Каждому из них характерна своя специфика. При этом все они между собой тесно связаны, как и факторы развития личности. Невозможно перескочить какой-либо из них. Для того, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, необходимо понимать особенности процесса воспитания для разных возрастов.

Что такое личность?

Категория «личность» является составным элементом понятийного аппарата большого числа научных направлений. В обычной жизни люди пользуются данным понятием довольно часто. Существует огромное число теорий (например, системно ролевая теория формирования личности ребенка), посвященных проблеме личностного становления.

Что же понимается под личностью и ее развитием? Что влияет на этот процесс? Личность представляет собой качество, приобретаемое человеком в процессе социокультурной жизни. Каждый человек рождается индивидом, то есть имеет набор определенных уникальных характеристик. При взаимодействии с социумом происходит развитие личности.

Воспитательный результат и процесс развития личности ребенка это

Данный процесс делится на следующие периоды, которые определяются возрастными границами. Этапы развития личности ребенка включают:

  • раннее детское развитие, затрагивающее возраст с рождения до трех лет;
  • дошкольное и школьное детство, которое длится с 4 до 11 лет;
  • отрочество, продолжительность которого от 12 до 15 лет;
  • юношеское развитие — от 16 до 18 лет.

Основания для развития личности формируются в организме ребенка до самого процесса появления на свет. Автором теории базовых перинатальных матриц стал Станислав Гроф. По мнению ученого, именно те переживания ребенка, которые связаны с беременностью, родовой деятельностью и послеродовым периодом, ложатся в основу формирования четырех основных матриц. Последние являются основными условиями дальнейшего развития личности.

При естественном рождении желанного дитя, который не испытал родовую травму, его жизненный потенциал и адаптационные возможности гораздо выше по сравнению с детьми, прошедшими через трудности в период вынашивания и рождения. Взаимодействие с окружающим миром происходит сразу после рождения. Именно это взаимодействие и дает основу для развития личности.

Фазы личностного развития

Современные личностные теории развития свидетельствуют о том, что, независимо от линии личностного развития, данный процесс определяется психологическими закономерностями. Их наличие не зависит от возрастного периода или специфики группы, в которой в конкретный момент находится индивид. Данные психологические закономерности получили название фаз развития личности. Среди них выделяют следующие:

  • Первая фаза развития — адаптация. В ходе нее человек должен освоить те приемы и средства деятельности, которыми пользуются другие члены социальной группы. Происходит освоение простых навыков и языка, формируется речь, которая становится предпосылкой дальнейшего развития. Необходимо обязательное взаимодействие с социальной средой, в ходе которого развивается речь. Процесс освоения элементов деятельности основан на переживании потери своих индивидуальных особенностей. В реальности происходит продолжение человеческих деяний в других людях и их деятельности. Индивид делится личностным потенциалом.
  • Вторая фаза личностного развития — индивидуализация. Ее основа — это возникновение конфликта между необходимостью человека быть схожим с окружающими людьми и стремлением максимальной персонализации. Человек противопоставляет себя с другими, выделяет свою личность. В процессе прохождения данной фазы индивид находится в поиске средств и способов разрешения данного противоречия.
  • Третья фаза — интеграция. В процессе ее прохождения человек учится контролировать свое поведение на основе подчинения старшим и взаимодействия с окружающими. В том случае, когда противоречие затянулось, способы его разрешения не найдены человеком, происходит дезинтеграция, то есть проблема в развитии. Формирование и развитие личности осуществляется через вытеснение из социальной группы. При фактической изоляции происходит закрепление в характере отрицательных качеств.

Воспитательный результат и процесс развития личности ребенка это

В некоторых случаях общность в ходе прохождения личности последней стадии подстраивается под потребности конкретного человека. Он становится лидером, способным влиять, определяя направление развития и функции социальной группы.

Читайте также:  Основные теории развития ребенка

Процесс прохождения через фазы строго последователен. Невозможно перескочить одну из них в процессе нормального личностного развития. При нарушении психологических закономерностей происходит формирование отрицательных характеристик. Обратимость процесса зависит от степени нарушений, в том числе в развитии речи, все это индивидуаль но.

Значение родителей для личностного развития

Личность и ее формирование в детском возрасте во многом определяется ближайшим взрослым окружением. В большинстве случаев им являются родители. Они определяют успешность прохождения через этапы развития — воспитание и формирование личности ребенка, активизируя речь. Отношения с отцом и матерью вносят разный вклад в этот процесс. Семейное единение является условием становления разных структур на психологическом и возрастном уровне.

Влияние матери на формирование личности ребенка отражается во многих теориях. Особенно оно важно на протяжении первого года жизни. В этот период наличие близкого человека, проявляющего заботу, внимание, дающего массу хороших эмоций, играет основное значение для закладки положительных качеств. Развитие личности в раннем детстве во многом определяются эмоциональной составляющей. Отсутствие матерей у детей из детских домов негативно отражается на всем процессе. Чем раньше появится приемная семья, тем проще корректировать отрицательный опыт семейного воспитания.

Овладение речью только происходит. По мере взросления приоритетное место отводится общению. Его отсутствие отрицательно сказывается на факторах реализации фаз личностного развития. Поэтому роль родителей в формировании личности ребенка бесценна. Их задача — позаботиться о том, чтобы были созданы предпосылки формирования личности в раннем детстве. Для этого необходимо наличие положительных эмоций, адекватного общения (чтобы развивалась речь) и помощи в процессе личностного становления.

Значение дошкольного возраста

Если развитие личности в раннем возрасте было направлено на эмоциональное восприятие окружающего, то в дошкольном возрасте ситуация меняется. Данный период характеризуется более активным восприятием информации. Происходит расширение социальных контактов, появление в жизни ребенка первого коллектива — группы в дошкольном учреждении. Определяющее значение по-прежнему играют родители. Они формируют полярность отношения к окружающему миру (положительное-отрицательное).

В дошкольном возрасте особую ценность приобретает трудовая деятельность. Несмотря на то, что ребенок многое выполняет с ошибками, его необходимо обучать простым трудовым навыкам. При этом следует объяснять простые жизненные правила: хорошо-плохо, правильно-неправильно. Общение позволяет ребенку не только расширить словарный запас, но и усвоить общечеловеческие ценности. Дети должны понимать необходимость уважения старших, правила вежливости. Наличие обоих родителей в семье способствует формированию ролевой идентичности.

Процесс воспитания как основа личностного развития детей разных возрастов

Процесс всестороннего воспитания личности является трудоемким. Определение сущности состоит из того, что входит в понимание воспитательного воздействия на ребенка. Для кого-то это послушание, для кого-то — наказание. Однако основой процесса воспитания должно стать многостороннее развитие способностей ребенка и формирование на основе существующей базы природных задатков гармоничной полноценной системы под названием личность.

В любой ситуации основой процесса воспитания является семья. О ее влиянии говориться в работах психологов и педагогов. При отсутствии матери и отца данная роль отводится ближайшему окружению ребенка. Однако именно в полноценной гармоничной семье начинают формироваться предпосылки адекватной личности, передаются традиции и обычаи, которые в дальнейшем составят систему мировоззрения. Та манера поведения, которая была для него образцом в детстве, будет личностной нормой на протяжении всей дальнейшей жизни. Огромна роль семейных традиций в формировании личности. Они позволяют передавать в последующие поколения семейные ценности, особенности культуры, помогая сохранять преемственность.

Воспитательный результат и процесс развития личности ребенка это

Для ребенка раннего возраста здоровые семейные отношения имеют приоритетное значение. Редко человек во взрослом состоянии способен переломить сложившийся отрицательный эталон. В таком случае личность должна пройти сложный путь переоценки ценностей.

Воспитание не должно стать самоцелью родителей. Однако их задача — обеспечить развитие таким образом, чтобы создавать оптимальные условия для целенаправленного формирования гармоничной личности и подготовить ее к дальнейшей жизни в социуме. Некоторые родители пытаются быть идеальными. Не следует бояться сделать ошибки. Они являются основой работы над собой и самосовершенствования. Причем речь идет не только о ребенке, но и о взрослом человека. Родители должны научить свое чадо отвечать за свои поступки, нести ответственность за свою жизнь.

Организуя процесс воспитания следует учитывать некоторые особенности возрастного развития. До трех лет для ребенка большое значение имеет внимание к нему и его проблемам. В этом возрасте мать и дитя — это одно целое. Поэтому игнорирование просьб и обращений опасно для психического развития. В этом возрасте велика познавательная активность ребенка. Следует исключить из видимости опасные предметы, чтобы процесс познания сопровождался только положительными эмоциями.

После трех лет согласно представлениям в психологии ребенок учится манипулировать взрослым. Поэтому необходимо четко определить понятия «можно» и «нельзя». Определяющей системой отношений между взрослым и ребенком должна стать разъяснительно-договорной. В возрасте от 5 до 7 лет у ребенка появляются страхи. Главное в этот период не способствовать развитию фобий, а мягко разрушать отрицательные эмоции.

Коллектив — движущая сила

Периодом активного взаимодействия индивида с окружающим социумом становится дошкольный возраст. На данном этапе ребенок знакомится с первым коллективом — группой в детском саду. В факторы, влияющие на развитие личности ребенка, входит не только общение со сверстниками, но и со взрослыми. В роли последних теперь выступают родители и педагоги дошкольного учреждения.

При поступлении в детский сад на детях можно отчетливо проследить прохождение фаз личностного развития. Вначале ребенок адаптируется к условиям группы. Затем наблюдается индивидуализация, когда происходит выделение из коллектива. Это может осуществляться в нескольких направлениях: ребенок выделяется в различных видах деятельности, проказничает или послушен. Успешность прохождения закономерностей зависит от многих факторов: семьи, самой социальной группы, личностных предпосылок.

Развитие личности ребенка — это длительный, объемный и очень ответственный процесс. Большое значение играет роль семьи. Формирование личности в раннем возрасте во многом определяется степенью влияния родителей, их отношением к социуму, к жизни, к общечеловеческим ценностям. В личностное развитие на других возрастных периодах вносит вклад тот коллектив, в котором находится ребенок. Задача современных взрослых при этом — это забота о всестороннем понимании воспитания, построение системного подхода.

Источник