Воспитательная система развития личности ребенка

Концепция воспитательной системы: формирование личности ребенка в начальной школе.

«Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях» К.Д.Ушинский

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира.

В процессе образования и воспитания сложно открывать что-то новое, важно переосмыслить реализуемые воспитательные технологии и применить их в педагогической деятельности с учетом нового социокультурного мира.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы. Каждая из них имеет свою теоретическую модель, основанную на конкретном философском учении. Рудольф Штейнер, основатель воспитательной системы вальдорфских школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром. Воспитательная система «справедливое сообщество» появилась в школах США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития.

Проанализировав воспитательные системы С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А.А.Захаренко, В. А. Караковского и других известных педагогов можно разработать и применить авторскую систему воспитательной работы, в основу которой положена воспитательная система общей заботы.

Идея данной воспитательной системы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы, согласно этой идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива.

Именно данная система легла в основу моей воспитательной работы с обучающимися начальной школы.

Основы воспитания личности закладываются в ребенке с момента рождения. Большую роль в этом играет семья, дальнейшее формирование происходит в начальной школе. Привитое, усвоенное в первые школьные годы, сказывается на протяжении всей жизни. Заложенное с детства — прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней.

Воспитание — процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью.

За годы работы классным руководителем ко мне пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития активной и свободной личности ребенка, умеющей самостоятельно действовать; система, которая  учитывала бы интересы, способности, потребности обучающихся, их возможности и творческий потенциал.

Зная, каким я хочу видеть ученика на выходе из начальной школы, ставлю перед собой цель и задачи, учитывая возрастные особенности детей.

Цель: создать условия для формирования и гармоничного развития личности каждого обучающегося, учитывая его природные задатки, условия жизни и воспитания его в семье, школьном коллективе.

Задачи:

формирование самосознания и ценности человеческой жизни, определение смысла жизни и профессиональной подготовки;

развитие творческого потенциала обучающегося путем реализации его в различных сферах деятельности;

формирование общечеловеческих норм гражданской морали, культуры общения;

воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям;

воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде, честности и ответственности;

воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, умение быть хорошим семьянином.

Обучающимся, после учёбы, в классе, в группе продлённого дня, требуется интересная и необычная внеклассная работа. Поэтому деятельность их должна строиться на следующих принципах, которые реализую в воспитательной работе.

Читайте также:  Консультация развитие ребенка в обществе

Принцип открытости. Совместно с обучающимися и их родителями планируем жизнь, вносим коррективы и предложения с учетом интересов, потребностей и желаний детей. Обязательно прислушиваюсь к мнению ребят.

Принцип привлекательности будущего дела. Увлекаю всех конечным результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности. Детям хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проходят в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешно в глазах учителей и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования театрализованные представления.

Принцип свободы участия. Планируя участие во внеклассной деятельности, учитываю мнение детей. Это может быть выражено в предоставлении обучающимися возможности выбора задания с учетом своих интересов, качеств и способностей. Это вырабатывает у ребёнка ответственность за порученное дело.

Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие заканчивается рефлексией. Совместно с ребятами обсуждаем, что получилось, а что не получилось, изучаю их мнение, определяю настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Работая с обучающимися, предоставляю право выбора партнера по выполняемому поручению. Это помогает результативности.

Принцип успешности. И взрослому и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Участие каждого ребенка во внеклассной работе оценивается и отражается в портфолио. Если ребенок видит, что его вклад достойно оценивается, то он будет ещё более активен и успешен. Оценка успешности обучающегося неформальная и отражает успех и реальное достижение.

Воспитательная работа строится на взаимосотрудничестве с психологической службы образовательного учреждения. Психолог оценивает: уровень комфортности, тревожности, притязаний (стремлений), воспитанности (нравственные ориентиры, полезные привычки, коммуникативность, коллективизм).

Важен и интегративный подход, который заключается в сотрудничестве классного руководителя, педагогов, воспитателей, руководителей кружков, сотрудников школы, социально-психологической службы.

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка, проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность педагогического процесса. Классного руководителя и класс можно рассматривать, как точку пересечения прямой и обратной информации, достаточность и полнота которой зависят от классного руководителя.

Безусловно, в воспитательной работе основываемся на традициях класса и школы. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности обучающихся, воспитывать умение быть Человеком.

Участие каждого ребенка во внеклассной работе оценивается и отражается в портфолио. Портфолио помогает мне перенести педагогический акцент на самооценку, при этом успешно формируется самостоятельность ученика, как в учебной, так и во внеклассной деятельности, развиваются его навыки рефлексии и самооценивания.

И как заповедь воспитателя звучат для меня слова Ш.А. Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя».

Источник

Система воспитательной работы с младшими школьниками, направленная на формирование детской личности.

Из опыта работы.

Леонид Владимирович Занков в своей работе «О начальном обучении» писал, что основное внимание в его исследованиях сосредоточено на обучении. Поэтому оформленной системы воспитательной работы в начальных классах вниманию педагогов, работающих в данной дидактической системе, предложено не было.

Однако, по словам Л. В. Занкова, «обучение и воспитание органически связаны между собой… Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников – это одна из актуальнейших задач».

Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности – процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека.

Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности. Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, я считаю наиболее актуальными следующие принципы и подходы:

Читайте также:  Условия влияющие на развитие ребенка

1. Личностный подход. Личность ребенка – высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

2. Принцип целостности охватывает образ окружающего мира, урочную и внеурочную деятельность.

З. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.

4. Средовый подход. Школа не может оградить детей от негативного влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы ближайшего окружения.

5. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. В моем понимании, воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности школьник. Значит, воспитательная деятельность призвана обеспечить условия личностного роста детей. Цель воспитательной работы – свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого ребенка.

Воспитательный процесс строится по разным направлениям: патриотическое, экологическое, эстетическое, трудовое, спортивно-оздоровительное, ПДД и ОБЖ.

Потребности образуют основу мотивов поведения ребенка. Благополучное осуществление потребностей формирует здоровые, благополучные потребностно — мотивационные основы поведения ребенка. Неблагополучное – деформирует эти основы. Наконец, потребности образуют своеобразную программу саморазвития, саморазвертывания личности ребенка. Поднимаясь по ее ступеням к собственному «Я», воспитанник становится равным (идентичным) самому себе, способным осуществить себя, находит и достигает истинных целей и смысла жизни. Он становится ЛИЧНОСТЬЮ! Данная воспитательная система является программой самостроительства.

Потребности определяют содержание бытия человека, основные внутренние задачи ребенка в процессе его развития и становления личности. Схематично программу можно выразить в такой формуле: здоровье + самозащита +самоутверждение + самореализация + самореабилитация (научение радостному проживанию жизни) = личность!

        Потребности обусловливают содержание воспитательной работы педагога, круг воспитательных задач, его позицию, его основную функцию — помощь воспитаннику в решении жизненных проблем. Удовлетворение потребностей ребенка — есть методологическое основание «педагогики сотрудничества» Оно покоится на объективном единстве целей жизни ребенка и воспитательных целей классного руководителя.

Цель воспитательной системы:

создание необходимых условий для саморазвития, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребенка-школьника.

Задачи:

  • Организация разнообразной, творческой, личностно — и общественно значимой деятельности детей в классе как модели, образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников;
  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его члена;
  • Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников;
  • Создание условий и оказание помощи в поисках и обретениях ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания;
  • Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, приемам саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как важнейшим условиям благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни;
  • Привитие оптимистического мировосприятия.

Этапы построения воспитательной системы.

Этапы

Основные направления деятельности

I — проектно-мобилизационый

1 Создание диагностических материалов для системы мониторинга выявлению интересов, запросов, ценностных ориентаций учащихся уровня воспитанности учащихся как основы планирования воспитательной работы в классе.

2.Разработка системы мер по созданию и продолжению традиций класса.

З. Разработка воспитательных программ «Возвращение к истокам», «Здоровье».

4. Установление отношений с социальными партнерами.

II – поисково-преобразовательный

1 .Апробация и использование в воспитательном процессе технологий, приемов и методов обучения и воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных способностей.

2. Проведение мониторинга развития личности и классного коллектива.

З.Апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей учащихся.

III – рефлексивно -обобщающий

1. Осуществление рефлексии процесса и результатов деятельности по построению воспитательной системы класса.

2.0пределение перспектив дальнейшего развития воспитательной системы класса

Читайте также:  Развитие ребенка с миопатией

Принципы и подходы, определяющие концепцию данной воспитательной системы:

  • Принцип гуманистического воспитания — результат: развитие личности ребенка; — Личностный подход — признание ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть умело влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о нем;
  • Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста, пола, особенностей психики и физиологии;
  • Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Основа базового и дополнительного образования;
  • Принцип средового подхода. Школа не может оградить ребенка от негативных влияний среды. В этом смысле особое место занимает семья.
  • Деятельностный подход в воспитании состоит в понимании того, что ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность.- Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.- Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий.
  • Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребенка в комплексе. Следует так организовать деятельность учащихся , чтобы в ней ребенок, удовлетворяя свои потребности, развивал свои личностные качества.

Деятельность классного руководителя в рамках воспитательной системы класса направлена на создание условий для удовлетворения базовых. Психосоциальных потребностей учащихся через:

  • изучение личности ученика;
  • ориентирование личности на уклад жизни в школе и классе;
  • дополнительное образование;
  • тесную взаимосвязь обучения и воспитания;
  • ориентацию на здоровый образ жизни;
  • реализацию познавательной деятельности средствами различных конкурсов, состязаний, интеллектуальных игр;
  • организацию самоуправления;
  • традиционные классные и школьные мероприятия; — взаимодействие с семьей.

Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса

Компоненты воспитательной системы

Составные части (элементы) компонентов

I — индивидно-групповой компонент

  1. Классный руководитель
  2. Учащиеся класса.

З. Родители учащихся.

4.Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

II — ценностноориентационный компонент

1.Цели и задачи воспитателя.

2.Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.

З.Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

III – функционально -деятельностный компонент

1.Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.

2.Основные функции воспитательной системы.

З.Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного коллектива.

IV – пространственно -временной компонент

1.Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.

2.Связи и отношения классного сообщества с Другими общностями Детей и взрослых.

З.Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.

4.Этапы становления и развития воспитательной системы.

V – диагностико — аналитический компонент

1.Критерии эффективности воспитательной системы.

2.Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.

З. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Критерии эффективности функционирования воспитательной системы масса:

  • воспитанность учащихся;
  • защищенность и комфортность ребенка в классе;
  • удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
  • сформированность классного коллектива;
  • репутация масса;
  • проявление индивидуальности («лица») классной общности.

Использование в своей педагогической деятельности перечисленных критериев и методик позволит более достоверно точно оценивать результативность воспитательной работы в классе.

Источник