Воспитательная деятельность это развитие ребенка
Инна Вэнго
Эффективность воспитателя-путь к личностному развитию ребенка
Педагогическая деятельность – это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания детей в решающей степени зависит от личности воспитателя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.
Важными критериями эффективности воспитательной деятельности является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, которая строится на основе его положительной самооценки, которую можно считать главным критерием эффективности воспитательной деятельности.
Проблема развития воспитания, несомненно, заслуживает самого пристального рассмотрения, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету — о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.
Важнейшим приоритетом воспитательной деятельности педагога в современной школе является личностный характер общения педагога с ребенком. Основными функциями воспитательнойдеятельности являются: понимание ребенка, помощь ребенку и его поддержка в процессе развития, защита интересов ребенка, мягкое не директивное управление процессом развития личности ребенка, культурное влияние, облегчение процесса личностного роста, организация разнообразной деятельности детей.
Воспитатель и воспитанник — две основные фигуры. Личности, чьи взаимоотношения непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества. И чем выше авторитет воспитателя, чем важнее для воспитанников справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово.
Что отличает воспитательную деятельность от других видов педагогической деятельности? Прежде всего, это деятельность духовно-практическая. Ее специфика в том, что она одновременно обращена к миру предметному, внешнему и к внутренней, духовной сфере человеческой жизни.
Воспитательная деятельность — это деятельность, направленная на создание условий успешного развития личности ребенка. Многогранные перемены, происходящие в нашей жизни, в том числе и в жизни школы, на одно из первых мест выдвигают проблемы формирования личности, ее воспитанности, следовательно, первостепенное значение приобретает вопрос личностного развития ребёнка как результат эффективности воспитательной деятельности. В нашей школе обучаются дети коренных народов Севера,имеет особенность следующие специфические моменты:
— процесс обучения и воспитания наших детей происходит в условиях иноязычной языковой деятельности. Мы имеем три категории детей — дети из тундры, где общение идёт на родном языке; — дети из посёлка, где в семье общаются на русском языке, в сочетании с родным языком; дети из семей со смешанным браком.
Приезжая из тундры, дети находятся под нашим воспитательным и образовательным воздействием короткий период — один учебный год (в большинстве своём, причём, первая четверть – это период адаптации, с последующим созданием группового и школьного коллектива.
В процессе работы мы встречаем сложности:
-отсутствие влияния семьи, как фактора совместной воспитательной работы — школа, семья, социум;
-влияние состояния здоровья наших воспитанников на психофизическое состояние личности и поведение данной личности, как фактор отрицательного примера для других детей (есть дети, подающие плохой пример остальным).
-наследственный фактор, отрицательно влияющий на развитие личности ребёнка;
— различный уровень требовательности учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования к нашим воспитанникам.
Процессы обучения и воспитания направлены на формирование личности каждого ребенка, коррекцию недостатков его развития, создающие предпосылки для социальной адаптации. В виде активного приспособления к условиям социальной среды при помощи усвоения и принятия определенных целей, ценностей, а также норм, правил и общепринятых способов поведения, является основой для личного и социального благополучия.
Но так как человек — существо социальное, то и воспитывать его нужно в социуме класса, школы, посёлка и т. д. Проблемные дети, по моему опыту, быстрее расстаются со своими проблемами, легче справляются с ними, если у них есть позитивные примеры в исполнении их сверстников. Именно поэтому педагогика сотрудничества, коллективные творческие дела безотказно помогают в решении многих вопросов в воспитании проблемных детей.
Воспитательная работа в нашей группе (семье) начинается с ознакомления и изучения личных дел вновь прибывших детей, состояния здоровья, характеристики и семейно-бытовых условий. При изучении личности ребенка также помогает наблюдение за ребенком в различных видах его деятельности, беседы в доверительной обстановке с четко определенной целью и анализ результатов деятельности ребенка. Знание диагноза, изучение семейно-бытовых условий помогает воспитателю лучше понять психическое состояние и особенности поведения воспитанника, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при воспитании.
Используем национальные традиции в работе. Данная система воспитания является одним из важнейших факторов реализации концепции развития национальной школы и решения проблем социализации детей коренной национальности.
Актуализация традиций этнопедагогики, активное их использование в воспитательном процессе – это необходимое условие для сохранения и выживания коренных народов Севера, подъёме национального самосознания, возрождение национальной культуры, воспитания у молодёжи чувства гармонии с природой и любви к своей родной земле.
Зная прошлое, только в сравнении с ним можно глубоко и полно понять нынешнее состояние детей. Человек должен иметь неразрывную связь с прошлым, должен ощущать себя чьим-то потомком. С воспитанниками проводились такие мероприятия,как: «Экологический календарь ненцев», «Узорная письменность», «Конкурс краеведов», «Этнопедагогическая роль игр и игрушек народов Севера в организации досуга воспитанников интерната», «Природа и человек» и многое другое. В своей педагогической деятельности мы часто обращаемся к фольклору народов крайнего Севера при проведении различных мероприятий: пословицы, песни, сказки. Под их воздействием вырабатываются навыки, привычки.
Проводимые занятия расширяют кругозор воспитанников, здесь они узнают о своих национальных традициях, совершенствуют речь, закрепляют практические навыки. Жизнедеятельность в интернате организована так, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности: от самообслуживания до творческой деятельности. Особое место в овладении трудовыми навыками занимает профессиональная ориентация и профессиональная подготовка воспитанников, покидающих интернат.
В основе воспитательной работы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям. Целостное представление об окружающем мире воспитанников получают через переживание особых традиционных моментов школьной жизни, позволяющее формировать развитую личность.
Воспитатели группы уделяют большое внимание индивидуальной работе с воспитанниками, организуют для своих детей экскурсии, походы и т. п. Вся эта работа способствует улучшению микроклимата в группе — семье, решению многих повседневных проблем.
Занятия в мероприятиях по внеурочной воспитательной деятельности позволяют удовлетворить потребности детей в познании своей национальной культуры. Были подготовлены и проведены интересные тематические вечера, концерты, спортивные соревнования, акции, операции. Воспитанники наши принимали участие в районных мероприятиях, становились победителями различных конкурсов и соревнований.
Источник
Ирина Куриленко
Воспитание ребёнка в различных видах деятельности.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
тема: Воспитание ребёнка в различных видах деятельности.
Формирование нравственных качеств у детей требует от родителей повседневного труда, такта, выдержки, единства требований. Воспитание ребёнка, в частности воспитание послушания, формируется в деятельности путём упражнения в хороших поступках.
Как показывают психолого-педагогические исследования, сильные эмоциональные побуждения рождаются у детей в практической деятельности, в различных жизненных ситуациях. В деятельности накапливается нравственный опыт ребёнка.
Игра, труд, общение ребёнка имеют большую роль в его психическом развитии. Воспитывать ребёнка – значит руководить его деятельностью, общением, подкреплять активность, успех.
Игра – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. она является самостоятельной деятельностью, средством воспитания и формой организации жизни детей. Известно, что ребёнок большую часть времени играет.
Совместные игры родителей с детьми помогают:
— установить контакт,
— взаимопонимание,
-добиваться выполнение требований без особого нажима.
Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно,лишают себя возможности:
— сблизится с ребёнком,
— узнать его внутренний мир.
Родители часто недооценивают роль игры, относят её к забавам и шалостям ребёнка. Они стремятся с ранних лет готовить детей к школе, много читают им без учёта возраста, увлекаются ранним обучением. Подчиняя игру лишь задаче познавательного развития ребёнка, они покупают игрушки для более старшего возраста. в результате маленький ребёнок, обладая фантазией, большим количеством игрушек, не умеют играть.
Обучать ребёнка игре должны взрослые.
Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Для ребёнка очень важны одобрение родителей, их участие в игре.
Родители не играют с детьми по разным причинам:
— «прячутся» за свой возраст,
— ссылаются на занятость: считают, что на совместную игру уходит много времени.
Часто у взрослых бытует мнение, что для ребёнка полезнее посидеть у телевизора, у компьютера, послушать сказки в записи, поиграть в компьютерные развивающие игры и т. д. А в игре ребёнок может:
— что-то сломать, порвать, испачкать,
— раскидать игрушки, «потом убирай за ним, а знания он и так получит в детском саду».
Важно найти силы, время, желание научить ребёнка играть:
— можно наблюдать за его игрой, задавать вопросы, подбирать игрушки;
— следует обучать детей способами игрового воспроизведения действительности;
— ненавязчиво вмешиваться в игру, побуждать ребёнка действовать по определённому сюжету, обращать внимание на то, кто что делает. Например, произносить диалоги с воображаемым собеседником, проводить с детьми игры имитационного характера, обращаться к ребёнку через роль, поощрять самостоятельную выдумку, инициативу.
Для 3 –4 летних детей надо создавать разнообразные игровые ситуации: «Мишка заболел», «Поедим на дачу» и др.Родителям следует:
— обращать внимание на разговор персонажей;
— сводить к минимуму число сюжетных игрушек;
— использовать предметы-заменители;
— действовать с воображаемыми предметами.
Ребёнок 5 лет также нуждается в игре со взрослым. Когда дети находятся в данном возрасте,то родителям рекомендуется:
— направлять игру детей, не разрушаю её;
— сохранять самодеятельный и творческий характер;
— сохранять непосредственность переживаний, веру в правду игры.
С детьми 5 –6 лет можно использовать косвенные методы:
— наводящие вопросы,
— совет,
— подсказки,
— введение дополнительных персонажей, ролей.
По мнению специалистов, достаточно играть с ребёнком всего 15 – 20 минут в день. С детьми 4 – 5 лет необходимо играть не реже 1 – 2 раза в неделю.
Не упускайте возможность формировать у детей игровые навыки:
— во время прогулок,
— семейных праздников,
— повседневных домашних дел.
Насколько богатой и разнообразной будет сюжетно-ролевая игра ребёнка, в значительной мере зависит от взрослых.
Помимо игровой деятельности развитие и воспитание ребёнка осуществляется в труде. Посильный труд неоценим для формирования личности ребёнка.
Игра и труд – важнейшие средства нравственного воспитания, формирования положительных взаимоотношений между детьми, первых общественных качеств. Это практическая деятельность, оставляющая ребёнку удовлетворение, радость.
Положительное отношение к деятельности (в том числе и трудовой) формируется у ребёнкав семье двумя путями:
— во-первых, это сознательное, целенаправленное воспитание, когда родители формируют у ребёнка любовь труду, полезные навыки и привычки;
— во-вторых, это происходит путём подражания ребёнка трудовым занятиям родителей, его воспитываютсами условия жизни семьи: быт, традиции, интересы и потребности, стили взаимоотношений родителей.
Воспитание, в том числе и трудовое, должно строиться прежде всего на положительных примерах и фактах, ярких и убеждающих. Необходимо вовлекать детей в понятные для них воспитательно-ценные семейные проблемы, приучать к самостоятельной трудовой деятельности. Следует давать ребёнку знания о том, кто кем работает, сформировать уважение к труду, его результатам.
Основные методы и приёмы, необходимые для руководства разными видами труда детей в семье:
— определить цель труда (если ребёнок сам решает, что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить цель либо внести другое предложение);
— помочь ребёнку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чём её значение;
— учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);
— показывать и объяснять (или напоминать, как лучше сделать работу, советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность;
— пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;
— выяснить, что уже сделано и что ещё можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;
— вспомнить вместе с ребёнком основные «трудовые правила» (каждый должен старательно работать, необходимо помогать старшим, младшим и др.);
— поощрять самостоятельность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;
— систематически проверять вместе с ребёнком ход и результаты работы, оценивая её, уделяя особое внимание проявлению терпения, самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели;
-привлекать ребёнка к труду взрослых, подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);
— организовать совместную работу со старшими и младшими членами семьи, вместе обсудив мотив и предполагаемый результат намеченного дела, определить долю работы каждого, посоветовать, как помочь младшему брату или сестре, напомнить правила поведения и взаимоотношений во время общего труда (проявление личной старательности, добросовестности, дружелюбия);
— использовать поощрение, научить ребёнка выполнять требования, проверять, оценивать и обсуждать результаты труда и вклада каждого в общее дело;
— пробуждать инициативу и находчивость, задавая вопросы (что и как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное принятие решения;
— поставить ребёнка перед необходимостью сделать выбор и помочь принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала нужно закончить работу, иначе не успеть приготовить подарок к завтрашнему дню);
— читать художественные произведения, посвящённые людям труда, рассматривать иллюстрации, обращать внимание ребёнка на то, как трудятся люди (на прогулке, в магазине и т. д.).
При воспитании трудовых потребностей у ребёнка взрослым стоит помнить,что:
— удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность;
— у ребёнка должны быть постоянные трудовые поручения;
— особенно важно вовремя и правильно оценить труд ребёнка (перехваливание или предъявления необоснованно высоких требований к труду ребёнка имеет отрицательное действие);
— необходимо оценивать результат труда и отношение к делу, а не самого ребёнка;
— при оценки труда ребёнка важно помочь ребёнку понять, что он сделал хорошо и в чём ошибся;
— оценивая труд надо учитывать индивидуальные особенности ребёнка;
— важно соблюдать такт в общении с легко возбудимыми, ранимыми, застенчивыми детьми.
Дети испытывают потребность в совместной деятельности с родителями. Источник радости таится не в самом труде, но и в том общении, которое несёт труд или какая-либо деятельность.
Развитие и воспитание ребёнка вне деятельности невозможно.
Источник
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
особый вид педагогической деятельности осуществляется педагогом в системе педагогических отношений и направлена на совершенствование людей и отношений между людьми; создание благоприятных условий для развития личности; среду обитания; микроклимат общностей, в которые входит воспитанник.
* Воспитывающая деятельность – деятельность субъекта, оказывающая влияние на получение предметного результата в воспитании. В. д. может быть осознаваемой (целенаправленной) и неосознаваемой (стихийной).
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Воспитательная деятельность
целенаправленное преобразование педагогом всей совокупности воспитательных влияний на воспитанника. В. д. предполагает взаимную активность субъектов взаимодействия: воспитателя, воспитуемого, коллектива. Продуктивность В.д. зависит от того, как воспитатель и воспитанники воспринимают друг друга, какие они при этом испытывают чувства, как они взаимодействуют. В.д., несмотря на наличие механизмов контроля со стороны государства и общества, достаточно автономна, поэтому особую значимость приобретает личность воспитателя.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения. Воспитательная деятельность — вид социальной деятельности, направленный на передачу от поколения к поколению накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития человека. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. — Кемерово, 2002. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
стихийная или целенаправленная деятельность по передаче социального опыта от человека к человеку, от одного поколения к другому. Возникла в первобытном обществе как средство подготовки детей к повседневной жизни, передачи жизненного опыта старших младшим. По мере расслоения общества воспитание превратилось из общинного в сословно-семейное — в воспитание детей на примере родителей, представителей различных страт. Как организованная форма деятельности нашла выражение в конце первобытно-общинного периода истории в создании своеобразных домов молодежи для детей и подростков, предшественников школ, организованных для молодых людей из разных социальных групп определенным трудовым навыкам, умениям и обрядам.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Воспитательная деятельность
динамическая, самоорганизуемая система взаимодействия педагога с воспитанниками, способствующая развитию личностных структур их сознания, преобразованию субъектного опыта, овладению культурными способами поведения. Воспитательная деятельность, как и любая другая деятельность, характеризуется предметностью и субъектностыо. Основными предметами воспитательной деятельности являются воспитательная среда, воспитательные отношения, воспитательные события, создание и преобразование которых педагог осуществляет в сотрудничестве с учащимися. Субъектность воспитательной деятельности проявляется в осознании педагогом ее целей, принципов, личностных смыслов, принятии личной ответственности за все свои действия и поступки, способности предвидеть их социальные последствия.
Источник: Глоссарий по педагогике.
Воспитательная деятельность
это профессиональная деятельность педагога, направленная на развитие личности ребенка.
Воспитательная деятельность, как и любая другая сложноорганизованная деятельность человека, побуждается несколькими иерархично расположенными мотивами. Ведущим, собственно педагогическим мотивом воспитательной деятельности, является развитие личности ребенка, с которым педагог работает. Именно ради этого в норме и действует педагог-воспитатель. Осознанный педагогический мотив становится целью деятельности. От его сформированности у педагога во многом зависит и качество самой воспитательной работы.
Названный выше мотив, хотя и основной, – далеко не единственный. Имеются и другие мотивы, которые могут побуждать воспитательную деятельность. За ними стоят другие, непрофессиональные, но при этом не менее значимые для личности педагога, потребности. Такие мотивы выполняют функцию, названную А.Н. Леонтьевым функцией дополнительной стимуляции деятельности. Такими мотивами-стимулами могут быть: самореализация, стабильная работа, зарплата, карьера, признание коллег, похвала начальства, уважение родителей, любовь детей и т.п.
Воспитательная деятельность состоит из осуществляющих ее действий, каждое из которых направляется своей, частной, целью. Обычно педагог-воспитатель стремится к совершению следующих действий:
1) вовлечь своих воспитанников в совместные дела, интересные для детей и пригодные для достижения поставленных педагогом целей;
2) создать на основе этих дел общности, объединяющие педагога и детей неформальными отношениями, чувством принадлежности к общему кругу и взаимной комплиментарностью;
3) побудить своих воспитанников получить те или иные социально значимые знания, развить в себе те или иные социально значимые отношения, приобрести опыт осуществления тех или иных социально значимых действий.
Названные педагогические действия совершаются различными способами, то есть различными методами воспитания, каждый из которых реализуется взрослым посредством тех или иных адресуемых ребенку сообщений. Эти педагогические сообщения могут быть как прямыми, так и косвенными, как вербальными, так и невербальными. Их сходство в том, что все они превращаются педагогом в знаки, несущие в себе ту или иную адресованную ребенку информацию.
Таким образом, воспитательная деятельность предстает перед нами как деятельность коммуникативная. А способы воспитывающей коммуникации, то есть методы воспитания, становятся кирпичиками, элементами, единицами воспитательной деятельности.
Следует заметить, что адресуемые ребенку педагогические сообщения не вызывают напрямую те или иные изменения в его личности. Но они могут актуализировать его стремление координировать свои знания, отношения, действия со знаниями, отношениями, действиями взрослого. Одновременно и взрослый координирует свое поведение, сообразуясь с теми сообщениями, которые адресует ему ребенок, или с той реакцией, которую тот демонстрирует в ответ на педагогические сообщения.
Таким образом, процесс взаимодействия педагога и ребенка в воспитании (воспитательный процесс) представляет собой сложный, динамический процесс взаимной координации их поведения.
См. также:
Степанов П.В. Воспитательная деятельность педагога как система // Вопросы воспитания, 2014, № 4. – С. 66-70.
Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016
Источник