Воспитатель и ребенок развитие детского творчества
Наталья Мишукова
Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС
Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС ДО.
Именно творческая деятельность человека делает его существом,
обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Л. С. Выготский
В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребенка. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. «Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», — писал П. П. Блонский.
Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия. На сегодняшний день все дошкольные учебные заведения переходят на новый стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОУ). Стандарт для ДОУ — это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.
В психолого-педагогической и научно-методической литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы, связанные с определение, структурой, условиями и методами развития творческого потенциала детей в различные возрастные периоды. Понятие творческих способностей, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте.Среди них: необходимость в открытиях; активность; умение изобретать и открывать; инициативность; фантазия; креативность; свобода воображения; интуиция; применение на практике своих знаний и умений; творческое мышление.
Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Каждый период, относящийся к дошкольному детству, характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей.
1–2 года. Считается, что в это время происходит становление характера и самостоятельности ребенка, выражающееся в желании действовать по собственной воле («я сам», впервые отмечается инициативность в общении и играх. На практике, в этом возрасте чаще всего проявляются музыкальные способности. Дети реагируют на музыку и начинают ритмично двигаться, другие любят находиться в центре внимания. Задача воспитателя — увидеть это и развивать способности детей по их интересам и природным задаткам.
3–4 года. Психологи отмечают, что возраст трех лет является самым важным для становления ребенка как личности, половина всех качеств, присущих взрослому, формируются у ребенка к этому возрасту. Отмечается пик творческой активности малышей, поэтому необходимо уделять как можно больше времени индивидуальным занятиям, особое внимание обращая на выбор упражнений и игр, направленных на развитие творческих способностей в той деятельности, в которой они проявляются у данного конкретного ребенка.
5–6 лет. К этому возрасту ребенок обладает уже достаточно большим словарным запасом, интенсивно развивается логическое мышление (умение анализировать и обобщать, воображение, память, фантазия. Это определяет необходимость включения в занятия и игры заданий творческого характера, что способствует подготовке дошкольника к обучению в школе.
7–8 лет. Младший школьный возраст является сенситивным периодом развития не только логического мышления, но и всех психических процессов. Это является одним из необходимых условий для развития интеллекта и творческой деятельности — изобразительной, театральной, музыкальной. И хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у ребёнка имеются природные задатки, в каждой области он должен уметь себя проявлять.
Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, образовательная среда дошкольного учреждения должна быть организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников. Детейвключают во все многообразие художественной деятельности: они поют, лепят, танцуют, рисуют.
Перечислим методы развития творческих способностей, используемых на занятиях в детском саду или дома родителями.
1. Окружающий мир (обсуждение с ребенком того, что происходит вокруг нас, что он видел по дороге в детский сад, дома, куда ходили на выходных). Необходимо поговорить с ребенком о животных и растениях, предметах окружающих нас, а также об элементарных процессах, происходящих вокруг нас в природе. Такие задания дают возможность проявлению необходимости в открытиях. активности, фантазии.
2. Развивающие игры (настольные игры, мозаика, конструкторы). Способствуют развитию воображения (в том числе пространственного) и творческого мышления, умения применять на практике своих знания.
3. Рисование. Зачастую именно в изобразительной деятельности раскрываются творческие способности, поэтому необходимо, чтобы у ребенка всегда в свободном доступе были карандаши, краски, кисточки, фломастеры и бумага для рисования. Рисование способствует развитию воображения, инициативности, фантазии.
4. Лепка. Лепка развивает мелкую моторику пальцев рук, творческие способности детей, фантазию, пространственное воображение. Занятия по лепке начинаются с самого простого, со временем дети начинают лепить более сложные фигуры. Для занятий необходимо иметь яркий, мягкий пластилин, тесто для лепки, глину.
5. Чтение. Некоторые считают, что книга утратила свой статус, на смену ей пришли телевидение, компьютеры, телефоны и интернет технологии. Однако это ошибочно. Читать книги нужно как можно больше и чаще, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты. Книги должны подбираться соответственно возрасту ребенка и его интересам. После прочтения книги необходимо проанализировать текст, обсудить содержание книги с ребенком. Это способствует развитию логического мышления, фантазии. Включение дошкольников в театрализованные игры по содержанию прочитанного развивает их творческие способности.
6. Музыка. С самого младенческого возраста, мама, укачивая своего кроху, поет колыбельную, в более старшем возрасте дает слушать детские песни и классическую музыку — это развивает не только музыкальный слух, но и память, и образное мышление.
Для развития способностей ребенка, взрослым необходимо помнить, что для него значимо мнение взрослых, поэтому стимулируйте его на действие, не забывайте хвалить, давайте волю детской фантазии.
Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада — создать такую развивающую среду в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.
Источник
Антонина Кузнецова
Консультация «Развитие детского творчества»
«Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта…»
Э. Фромм
В последние годы одно из центральных мест в дошкольной педагогике занимает проблема развития детского творчества. Наше дошкольное учреждение вот уже много лет считает это направление приоритетным и уделяет особое внимание формированию у детей эстетического видения мира. Ведь человек будущего не мыслим без высокой культуры чувств, без понимания законов красоты окружающего мира. Видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такой человек не способен на безнравственные поступки. Кроме того, мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен, и нашей стране нужны творческие, способные нестандартно и неординарно мыслить, люди.
Каждый ребенок рождается с творческими способностями. Но, увы, не все дети сами могут открыть дорогу к созиданию, и таланты, порой действительно заложенные самой природой, так и не раскрываются. Важную роль в формировании творческой индивидуальности играет социальная среда. И хотя среда не создаёт, а только проявляет талант, ей отводится 95% влияния на формирование креативности и только 5% влиянию наследственности. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для раскрытия способностей и развития творческого потенциала ребёнка. И начинать эту работу надо с самого раннего возраста.
В своей работе с детьми педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения во главу угла ставит создание для ребенка эмоционального комфорта. Это самое главное условие раскрытия детского творческого потенциала. И, поэтому, начиная работу в первой младшей группе, мы стараемся создать для детей атмосферу психологической защищенности, чтобы ребенок смог почувствовать, что его здесь любят и ждут. Без лишней скромности можно сказать, что наш детский сад стал для многих детей вторым домом. Детям настолько комфортно и уютно в детском саду, что они, буквально, не хотят уходить домой. А за выходные так скучают по детскому саду, что родители часто спрашивают воспитателей: «Что вы с ними здесь делаете, что они не хотят домой?». Может быть, так детская психика защищается от предлагаемого родителями «досуга». Ведь сегодня многие родители своеобразно организуют свободное время своих детей. В большинстве своем, это сводится к просмотру детьми некачественных мультфильмов, в которых грубость, насилие и агрессия являются нормой. К огромному сожалению, ушли в небытие старые добрые мультфильмы и сказки о добре, дружбе, красоте, благородстве.
Другие родители свою заботу измеряют количеством кружков, секций, школ, которые посещает их любимое «чадо». Естественно, это не лучшим образом сказывается на детской психике. Дети испытывают хроническую усталость, эмоциональное и мышечное перенапряжение. В результате, дети идут в школу уже уставшими от учёбы, а сложная школьная программа требует от ребёнка умственного и физического напряжения.
Но, с другой стороны, родители сегодня являются «заложниками» школьной программы, которая предполагает наличие у потенциального первоклашки определённого, солидного, багажа знаний. В первый класс дети часто идут буквально «нашпигованные» информацией из разных областей знаний, они похожи на набитый книгами рюкзак, в который уже ничего невозможно втолкнуть. Но у них нет главного: искорки, интереса в глазах, они уже устали от учёбы. И тот багаж знаний, с которым они пришли в школу, висит на их неокрепших плечах, не позволяя добавить в него больше ничего. Где же выход?
Это не праздный вопрос и от ответа на него зависит не только успеваемость ребёнка в школе, но и состояние его физического и психического здоровья, а во многом и дальнейшая судьба. Ответ на этот вопрос ищут не один год педагоги детского сада и школы, порой перекладывая ответственность друг на друга.
Нам кажется, что наше образовательное учреждение находится на правильном пути в понимании этого вопроса. Ребёнок развивается гармонично тогда, когда он постоянно окружён атмосферой гуманизма, эстетики, творчества.
Нет проблемы не талантливых детей, есть проблема упущенных возможностей – это наш девиз.
Развитие художественно-творческих способностей – это:
1. Развитие эстетического восприятия (накопление сенсорного опыта).
2. Развитие образного мышления, опирающегося на зрительные представления.
3. Развитие воображения.
4. Владение разнообразными способами творческой деятельности.
5. Создание положительного эмоционально-психологического настроя на определённый вид деятельности.
Итак, в основе творчества лежит развитие воображения. По словам А. Эйнштейна, «Воображение важнее знания, ибо, «знание ограничено, воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции». Благодаря воображению человек мечтает, творит, созидает.
Л. С. Выготский считал, что «воображение находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека». Поэтому, развитие у детей культуры видения, способности к наблюдательности, к внимательному рассматриванию окружающих его предметов, является важнейшей стороной работы с детьми. В этом отношении большое внимание уделяется работе с предметами, в том числе с подручным и бросовым материалом. С младшей группы, находя на прогулке какие-нибудь предметы, воспитатели вместе с детьми стараются найти сходство этих предметов с чем-нибудь. Со временем они учатся видеть в коряге – человечка, в камушке – зайчонка, в кленовых листьях – растопыренные ладошки, в облаках – летающих животных…
По мнению многих учёных, особенность детского творчества заключается в том, что оно является игрой. Но эта игра – исходный пункт, из которого пойдёт развитие личности. В арсенале воспитателей много игр для развития воображения. Л. С. Выготский писал о том, что «творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое».
В работу по развитию художественно-творческих способностей включены все педагоги коллектива ДОУ, в том числе педагоги дополнительного образования. Координация педагогов художественно-эстетического блока с воспитателями групп – условие успешной работы по развитию творческих способностей детей.
Одним из главных, а точнее, главным условием художественно-творческого развития детей является наличие увлечённости, творческого начала у самого педагога.
Наш коллектив в своём большинстве состоит из таких творческих личностей. А вот преемственные связи со школой в решении задач художественно-творческого развития находятся на стадии формальных отношений. Причин тому несколько: это и большой «разброс» школ, выбранных родителями, и (да простит нас школа) то отношение, которое сформировано в школах к «рисованию и музыке». Тем не менее, большинство наших выпускников достаточно успешны в учёбе: раскрепощённость, уверенность в себе, свобода выражения мыслей, развитое воображение помогают легко справляться с непростой программой школы. Не один выпускник нашего детского сада пополнил ряды городских художественных коллективов (танцевальных, хореографических, изобразительных, театральных). И мы этим гордимся.
Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству
1. Искренность, непосредственность переживаний.
2. Увлечённость, «захваченность» деятельностью.
3. Способность к «вхождению» в изображаемые обстоятельства.
4. Образное видение.
Показатели качества творческих действий ребёнка
1. Внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований в знакомый материал.
2. Создание новой комбинации из старых элементов.
3. Применение известного в новых условиях.
4. Самостоятельный поиск наилучшего решения.
5. Быстрота реакции, находчивость в действиях, ориентировка в новых условиях.
6. Нахождение оригинальных приёмов решения творческих заданий.
Показатели творчества результатов художественной деятельности
1. Нахождение и использование разнообразных средств для воплощения образа в творческой работе.
2. Своеобразие (индивидуальность) манеры исполнения.
3. Общая эстетическая направленность созданного образа (продукта).
4. Оригинальность изображения (по содержанию, способам изображения).
10 правил развития творческих способностей у детей
1. Никогда не сравнивать ребёнка с другими детьми.
2. Не регламентировать постоянно жизнь ребёнка, дать ему право на самостоятельный выбор, принятие решения.
3. Формировать у ребёнка интерес ко всему новому.
4. Развивать личностные мироощущения ребёнка.
5. Не перегружать информацией и занятиями.
6. Развивать эмоциональную сферу. Эмоции – движущая сила творчества
7. Развивать психические процессы: внимание, мышление, память.
8. Развивать детское воображение и фантазию.
9. Бережно относиться к результатам детского творчества.
10. Помнить: нет проблемы не талантливых детей, есть проблема упущенных
возможностей!
Источник
Людмила Шулигина
«Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития творчества»
1. В практике существует несколько стилей руководства. Я Коломенский определил три основных
a) авторитарный
b) либерально-попустительский
c) демократический
Из них наиболее приемлемым для благоприятного развития детей считается демократический. Какие характерные особенности определяют этот стиль?
• Во-первых, индивидуальный подход к ребенку.
• Во-вторых, наличие позитивных установок («Так», «Замечательно», «Ты сможешь сделать это».)
• В-третьих, создание положительного эмоционального климата в группе, что благоприятствует более эффективному развитию личности дошкольника.
Наименее предпочитаем в общении с детьми авторитарный стиль. Сниженный фон настроения воспитателя, занятого своими проблемами и идущего на пути «наименьшего сопротивления» (т. к. легче отдать ребенку приказ: «Сядь», «Убери сейчас же», «Встань в угол», чем прилагать усилия для поиска нужного подхода в тех или иных ситуациях в работе с детьми) – все это неэффективно для развития ребенка и влечет за собой негативный настрой ребенка и к взрослому и к сверстникам и к деятельности.
Также считается малоэффективным и либерально-попустительский стиль, т. к. в этом случае непоследовательность в требованиях взрослого к детям формирует фрустрирующую ситуацию. Ребенок теряется, дезориентируется, т. к. не знает как себя вести, чтобы соответствовать требованиям педагога.
2. «Провоцирование к деятельности».В общении с детьми наименее эффективным считаются приказы : «Скажи»; «Сделай».
Для развития творчества ребенкаможно использовать в работе с детьми следующие приемы:
а) «забывание» педагогом какой либо информации, побуждая тем самым к развитию воображения у дошкольника.
б) «ошибки» — воспитатель намеренно ошибается. Плюс в этом – и разрядка – смешно, и поддержка для неуверенных детей – взрослый тоже может ошибаться.
в) размышления воспитателя вслух о том, как лучше поступить в тех или иных ситуациях; советоваться с детьми необходимо.
3. Постановка проблемных ситуаций.Пример: Ребенок принес в детский сад игрушку – и всем детям хочется такую же. Что делать? (Развитие мыслительной деятельности).
— Давайте сделаем много таких игрушек. Как? Вспомните, из бумаги мы с вами делали.. . можно сделать и эту игрушку из бумаги. Давайте попробуем? Внимание переключено у детей с игрушки на деятельность, на результат (игрушку сделал САМ).
4. Развитию у детей творческого воображения способствует организация специальной обстановки. Наличие развивающей среды – игры, картинки, альбомы, краски, пластилин, бумага – все это должно быть доступно детям. Но, одно правило должно неукоснительно соблюдаться – после игры все убрать на свое место.
5. Безоценочное отношение педагога к ребенку и его поделкам следует избегать таких высказываний,как: «Правильно», «не правильно», «Что ты здесь намалевал», «Красное солнце не бывает».
6. Создании «ситуации успеха».
Используемые приемы:
• «Предвосхищение результата» — эмоциональная положительная оценка того, что ребенок сделает, как он удивит, обрадует маму (игрушечного персонажа).
•Позитивные установки:
«Ты сделаешь это хорошо:,
«У тебя получится»,
«Будь смелее»
«У тебя такая интересная работа»
«Какой замечательный мишка (еж, заяц,. ..).
Применяя эти приемы и формы с детьми, воспитатель сотрудничает с ребенком, тем самым развивая (опосредованно) творческое воображение.
Источник