Воспитание ребенка в 2 года без детского сада

Встречались ли вам домашние дети, которые не посещают детский сад? С увеличением количества детей в группах дошкольных учреждений и сложностями получения путевки в садик, а также появлением развивающих центров для детей с 6 месяцев, увеличивается число домашних детей. С момента рождения старшей дочери я также стала задумываться о том, стоит ли моему ребенку посещать дошкольное учреждение? Сейчас старшей дочери 5 лет, примерно год из них она ходила в садик, а последние полгода находится полностью на домашнем воспитании. Основываясь на собственном опыте и наблюдении за такими же домашними детьми, рада поделиться с читателями положительными и отрицательными, на мой взгляд, моментами одного и другого подхода.

жизнь без садика

Плюсы домашнего воспитания



  • меньше болезней у ребенка и в семье

    . И даже не в два, а в три-четыре раза ребенок меньше болеет. Когда дочь отходила в садик 3 месяца, в нашей семье появился второй малыш. Уберечь его от вирусов оказалось очень сложной задачей. Небольшой насморк старшей за сутки набирал обороты в виде бронхита у младшего, несмотря на абсолютное грудное вскармливание. В итоге, за год младший перенял у сестры ветрянку, ангину и пару бронхитов, что конечно, сказалось на общем анамнезе малыша.

  • постоянная психологическая поддержка со стороны мамы.

    Находясь дома, у ребенка есть все шансы быть услышанным и получить поддержку и опору в любом необходимом случае (демонстрация нового умения, ласка во время падений и т.д.). В детском саду воспитатель не имеет возможности уделить внимание каждому ребенку. Как итог: психологические сложности у детей.

  • адаптивность ребенка к домашним обязанностям и быту.

    Наблюдая за мамой, ребенок перенимает опыт самообслуживания, учится трудиться и помогать.
  • Воспитание ребенка в 2 года без детского сада

  • чистота языка и полезные навыки коммуникации.

    Если в вашей семье табу на использование ругательных слов и мата, есть большая вероятность, что ребенок узнает их из сада и даже будет употреблять. Также узнают дети и негативные способы коммуникации: кусание, удары друг друга, неадекватный крик – всё это обратная сторона «школы выживания». Понятно, что ребенку всё равно предстоит узнать обо всём этом, но хочется, чтобы это произошло, когда дети уже имеют какие-то представления о мирных переговорах, а это возможно примерно к 5- летнему возрасту.

  • собственный режим дня.

    Например, вы можете не вставать в 7 утра, если в вашей семье поздний подъем, а выстраивать свой собственный  график, исходя из личных потребностей.

  • экономия на одежде и обуви.

    Целый день находясь в садике, ребенку может потребоваться гораздо больше вещей, чем дома: спортивная форма и кроссовки в зал, чешки, юбочка для девочек на музыкальные занятия, сменные комплекты (в группу и на улицу), сезонные сменные вещи и т.д. Кроме этого, канцелярские товары и бытовая химия для группы, а также подарки на праздники детям и воспитателям и персоналу тоже могут иногда доходить до внушительных сумм.

  • есть возможность погрузиться в настоящее детство и прожить его ещё раз.

    Это, пожалуй, самый непрактичный, но важный пункт для осознанных взрослых. Не у каждого из родителей было столько возможностей в детстве, как у современного ребенка, поэтому выстраивая домашнее развитие-воспитание, можно вдоволь осчастливить самого себя.
  • Воспитание ребенка в 2 года без детского сада

  • взаимопонимание между детьми в одной семье.

    Когда дети находятся друг с другом целый день, то близость и взаимопонимание тоже будет увеличиваться. Хотя, конечно, хорошие отношения между братьями-сестрами возможны  и в семьях, посещающих детские сады.

  • качественное общение с ребенком.

    После садика многие дети чувствуют себя уставшими – огромное количество детей в группах, шум, перенапряжение дают о себе знать. Вечером такие дети капризничают, а у уставших родителей нет сил психологически «разгрузить» ребенка. Такое общение сложно назвать радостным.


Кроме этого, мы рады предложить вам несколько советов для домашних мам и детей:

  1. Обязательно общайтесь с такими же детьми и мамами. Их можно встретить на детских площадках, а также на форумах мам и в соответствующих сообществах социальных сетей.
  2. Ходите в гости и на разные мероприятия. Это полезно и для социализации ребенка, и в качестве профилактики усталости мамы.
  3. Водите ребенка на развивашки и в секции. Там ребенок будет знать, что существует главенствующие взрослые, помимо мамы, что положительно скажется в адаптации к школе.

Воспитание ребенка в 2 года без детского сада

Несмотря на все положительные стороны воспитания детей дома, есть и обратная сторона.


Минусы жизни без садика


— выгорание мамы

– особенно это актуально, если нет в близком окружении реальных помощников в виде бабушек, сестер, няни, соседей. 24 часа в сутки находится в напряженном/контролирующем всё я вся состоянии довольно сложно. Даже три месяца до рождения второго малыша я вспоминаю, как райское наслаждение. Пока дочь была в садике до обеда, я могла сходить в бассейн, поболтать с подругами, посмотреть кино, и элементарно полежать, вытянув ноги. С двумя домашними детьми мне приходится постоянно отстраивать границы и вспоминать, что помимо мужа и детей у меня есть «Я».


— скука ребенка.

Да, и это случается, несмотря на развивашки, чтение, игры, прогулки, походы по «маминым делам». В садике у детей есть возможность подключиться к играм друг друга, принимать активное участие в занятиях, замечать новое в ежедневном облике воспитателя и ребят. И чем старше ребенок, тем больше нравится ему в садике.

Многие родители решают отдавать детей в детский сад позже обычного распределения – в 5-6 лет, перед школой. Психологи и педиатры очень поддерживают данную стратегию: меньше физиологических и психологических проблем в раннем возрасте и достаточная социализация ближе к школе. Психологи советуют также подготовить ребенка к дошкольному учреждению путем введения примерного режима садика (вы можете найти примеры в интернете), знакомством с воспитателем, а может и с детьми в группе и создать положительный настрой.

Какую бы стратегию вы не выбрали, главное – это спокойствие и радость всех участников процесса. Желаем удачи в воспитании ваших детей!

Автор: Ирина Газизова


Статьи по теме:

Подготовка и адаптация к школе. Советы психолога

Перефразируй это: правила общения с ребенком

Музыкальное воспитание малыша в домашних условиях


Чем заняться с ребенком дома:

Новое хобби: живопись на камнях

Играем в ученых:собираем гербарий с детьми

5 финансовых уроков для детей

20 мелочей, которые делают ребенка счастливым

27 августа 2018 г. 11:28

Редакция

/

0

/

1959

/

Источник

Прошлый раз я писала о том, так ли на самом деле нужен детский сад ребёнку, как принято считать в современном обществе. Разумеется, решение отдавать малыша в сад или нет, будут принимать сами родители исходя из их желаний, мировоззрения, семейных обстоятельств и материальных возможностей. Но тем мамам, которые твёрдо решили воспитывать своё чадо дома, быть может, будет интересно узнать, как другие женщины вырастили деток без садика. Две мамы из Кишинёва с радостью поделились с нами своим опытом.

как вырастить ребёнка без детского сада

Евгения Бартенева, мама двух дочек:

Сейчас моим дочерям 8 и 11 лет, и они обе выросли без детского сада. Решения не отдавать детей в садик сначала, как такового, не было. Просто каждый день я видела, что нужна своему ребёнку, что мы счастливы вместе (несмотря на усталость, хронический недосып и т.д.), и я не видела ни одной причины отделять дочку от себя на целый день. Зачем? Постепенно приходила уверенность, что это правильно в моём случае. А уже со второй дочкой я не сомневалась, что в садик мы не пойдем.

В течение этих нескольких дошкольных лет мы постоянно проводили время на прогулках в Ботаническом саду, на роднике в Долине Роз. Дети росли в общении с природой, бегая босиком и придумывая сотни игр (строить плотину, наблюдать за лягушками, лепить из глины и др.). Развивающими играми я тоже пользовалась. Но детки разные. Старшей было интересно всё: опыты, строительство замков, логические игры, а младшая больше интересовалась куклами и нарядами. Ещё я делала акцент на физического развитие девочек: с раннего возраста у них были ролики, коньки, велосипеды, лазание по деревьям и детская йога. Когда же пришло время готовиться к школе, мы пошли в «Любознайку». Там замечательные учителя, профессионалы своего дела, которые с любовью дают детям необходимые знания, прививая интерес к учебе.

Несмотря на то, что дочери росли без детского коллектива, в школе серьёзных проблем со сверстниками у них не было. Было удивление и некоторое разочарование, когда они столкнулись с тем, что в классе какие-то дети обзываются или дерутся. Дочки меня спрашивали: почему эта девочка обзывается, какое право имеет этот мальчик толкать кого-либо? Я старалась объяснять как можно подробней, углубляясь в такие темы, как устройство мира, социальная среда, институт семьи и т.д. Эти разговоры им очень помогли. Мои дочери, конечно же, избегают общества грубоватых сверстников, но не испытывают к ним агрессии и не хотят отвечать тем же.

К слову, со временем у меня появились знакомые, которые, так же как и я, растили своих детей самостоятельно. И они тоже ни разу не жаловались, что в своё время не отдали малышей в детский сад!

ребёнок не ходит в детский сад, как заниматься дома с ребёнком

Марина Банникова, мама троих детей:

У меня трое детей. Старшей дочери Алисе 6 лет – она выросла без детского сада и сейчас уже идёт в школу, среднему сыну Ярославу почти 3 года, младшему Даниилу — 10 месяцев. Почему я не хотела отдавать их в садик? Потому что дети в саду часто болеют; потому что одному воспитателю сложно в течение дня слушать и слышать каждого ребёнка; потому что дома я могу контролировать питание моих детей; потому что я готова многое вытерпеть от моих детей, в том числе разрисованные стены и бардак; потому что я считаю, что в раннем возрасте стремление к излишней дисциплине – лишнее; потому что я банально боюсь за своего ребёнка, когда он находится в чужих руках. Я не хочу стрессов, плача и расстройств.

Со всеми своими детьми я занимаюсь самостоятельно. Алиса дома научилась читать и считать. Мы обучались, играя, ориентируясь на её желания. Распечатывали много заданий из интернета, смотрели обучающие видеоролики. Кроме этого у нас дома много книг, и каждый вечер мы читаем сказки. Ходили и на развивающие занятия в специализированные детские центры.

Если говорить о социализации, то в нашем доме часто бывают гости, поэтому боязни людей у детей не было и нет. Да и компанию для игр можно найти всюду: во дворе, на игровых площадках, каруселях. Пока, оглядываясь назад, я не жалею о принятом решении воспитывать детей дома самой, но это нелегко, соглашусь. Пока у меня была одна дочь, я даже успевала подрабатывать немного, сейчас на себя времени почти не остаётся. К счастью, материальное положение позволяет мне не выходить на работу, семью все эти годы обеспечивает муж.

Как вырастить ребёнка дома? Мне помогла книга Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?». Второе, что нужно сделать (после прочтения книги) — избавиться от чувства вины перед ребёнком. Третье — дать ему свободу выбирать. Реже произносить категоричное «нет», искать альтернативу всегда. Любить и жалеть иногда себя. Планировать день. Упрощать жизнь и не бояться беспорядка. Доверять и позволять детям помогать. И не стесняться просить помощи у близких.

Источник

6 причин, по которым детей все-таки отдают в детский сад.

Пришла пора немножко поговорить о моральных трудностях домашних мам.

Пока дочка была совсем крошкой, у меня было достаточно обширное общение в среде мам, придерживающихся стиля естественного родительства. Подавляющее большинство их было твердо ориентировано на домашнее воспитание (по крайней мере, отсутствие садика до подготовительной группы). Потихонечку все отдали детей в садик по «серьезным» причинам.

Поскольку я в силу моей деятельности очень много общаюсь с самыми разными родителями, я бы хотела немножко классифицировать «безвыходные» варианты и поговорить о том, кто должен решать родительские проблемы — дети или все же сами взрослые?

Несмотря на то, что очень многим хочется думать, что в садик отдают «от безысходности», на самом деле таких случаев единицы (скажем, мама-одиночка с доходом ниже прожиточного минимума). При этом есть множество свободных и обеспеченных домохозяек, ориентированных только на садик, потому что «так надо». Мы все-таки не будем рассматривать действительно крайние случаи, тем более что в реальной жизни их слишком мало, а процент садовских детей гораздо больше.

1. Первая «серьезная» причина — у ребенка нет общения. В разговоре выясняется, что мама сидит дома и ждет, когда же ей обеспечат общение для детей, и жалуется, что никого вокруг нет. Для того чтобы перестать ощущать себя на необитаемом острове, достаточно подняться с дивана, оторваться от компьютера и выйти за дверь. Все. Я считаю, что проблему нехватки общения вполне по силам решить именно родителям: искать встречи домашних родителей в своем регионе; искать общения с садовскими детьми после сада, плотно заполняя утреннее и дневное время, чтобы ребенок не маялся бездельем; пойти в игровые группы или на кружок; приглашать к себе, ходить к другим и т.п. Вместо этого я очень часто встречаю жалобы вроде «выходили утром на площадку, там никого, общения не было, и нам пришлось отдать в садик». То есть проблему недостаточной организации общения должен решить ребенок?

Очень многие мотивируют поход в сад тем, что «ребенок стал интересоваться другими детьми, значит, нужен садик». Вы знаете, если ребенок начинает интересоваться другими детьми, это НОРМА. Да, дети тянутся к общению, просто общение не равно детский сад. Более того, изолированная от всего общества садовская группа как раз лишает ребенка выбора общения.

Здесь же необходимо добавить, что наша установка, будто ребенку ежедневно необходима целая группа, ошибочна и выросла как раз из нашего пребывания в детском саду. Ребенку вообще не нужна группа — вы сами общаетесь ежедневно в группе 20-30… человек? При этом вы же считаете, что у вас есть круг общения, друзья? Но вы их не вызываете всех сразу к себе ежедневно на 5-8 часов…

2. Вторая «серьезная» причина, по которой выбирают садик — изучение языка страны проживания, это для эмигрантов. Мы лично прошли довольно трудный путь в этом — моя дочь совсем не относится к таким детям, которые «хватают язык из воздуха». При этом мы (два взрослых родителя) вполне успешно решили эту сложную задачу. Опять же — маме нужно делать какие-то движения, искать общение, искать людей, искать занятия и их обеспечивать. Вместо этого гораздо легче сказать «но ведь дома невозможно выучить язык, нам пришлось отдать в садик». То есть — мне не хочется делать лишних движений, а там все сделают.

3. Еще одна причина — нежелание решать собственные промахи воспитания или любые встречающиеся трудности, вообще брать на себя ответственность за поведение ребенка: «Дома никого не слушается, зато в садике шелковый!», «Из нас веревки вьет, только Марьиванна может с ним справиться!», «Дома есть не заставишь, а там все съедает!» и прочее. В переводе это обозначает: «Мы как родители не хотим брать ответственность за такой-то пункт воспитания, с ним должны справляться воспитатели и дать нам результат».

Недавно на площадке случайно услышала: «Ужас, как я устала от этих летних каникул, какой кошмар! Что от меня хотят — я что, воспитательница? Я не обязана знать, что делать с детьми!» (мама про своих детей на каникулах). Родители добровольно снимают с себя родительские обязанности передают их чужим людям. Потом мы говорим о полной потере привязанности, отсутствии авторитета родителей и прочих проблемах. Мне кажется этот пункт самым негативным — родители как будто расписываются в своей воспитательной несостоятельности, а ведь это ненормально. Родители должны быть главным авторитетом, тем более в таком возрасте, а уж никак не чужие люди.

4. Общественное мнение — наверное, самая серьезная, и, конечно, «безысходная» причина. «Мы не хотели отдавать в садик, но родственники замучили» (почему взрослые папа и мама не могут решить свою проблему с родственниками и за них решает ее ребенок?). «Все знакомые отдали в садик и косо на нас смотрели» (опять же — ребенок должен решить эту проблему, а не мама поискать людей с похожей позицией?).

Я как-то в одной из статей приводила пример. Пришла к женщине соседка и сказала: «Фу, какие некрасивые занавески». Вы уверены, что хозяйка их сразу выкинет? Я сомневаюсь. А если посторонним людям не нравится ваша машина — вы поменяете? Если не нравится ваш образ жизни — от него откажетесь? Ребенок же дороже бытовых предметов, которые мы не выкидываем только потому, что посторонние люди не согласны с нашим вкусом. Но если посторонние люди не согласны с домашним воспитанием, мама отдает ребенка в садик!

5. «Я вообще-то за домашнее воспитание, но вот моему ребенку садик просто необходим». Да, очень нужно поверить, что есть такие специальные дети, которым не нужно воспитываться в семье. Такие дети, которым не нужна привязанность к родителям и модель семейных отношений. Они рождаются с потребностью к пребыванию вне семьи, в коллективах. Это в любой сфере можно встретить: «Моему ребенку явно не нужно было ГВ, он с большим удовольствием брал соску», «Моему ребенку точно не подходит высаживание» (как будто у него принципиально другая мочевыводящая система), «Моему ребенку явно не подходит домашнее воспитание» (речь идет о малышах, а не о хоумскулинге подростков). И так далее. Мама переносит свое нежелание на ребенка, и он, разумеется, принимает такую ситуацию.

6. Модель родительского поведения в подсознании. Я писала о психологической усталости от детей, и это очень серьезная тема. Мы уже третье поколение, которое воспитывалось в коллективе и не знало детства в семье (за очень редкими исключениями). Понятное дело, что это впитано с генами — родители уходят на работу, дети в садик. И когда мама остается с ребенком дома, ее начинает мучить укрепленная в подсознании модель, ей просто некомфортно внутренне и непривычно. C точки зрения ее подсознательных моделей это ненормально, и поэтому очень часто возникает депрессия разной степени и вообще какой-то внутренний дискомфорт.

Сразу ищутся внешние причины: и ребенок недостаточно общается, и не хватает развития какого-то особого, нет специальных занятий и т.п. На самом же деле на «внутренней матрице» у мамы не записан образ домашней мамы с домашним ребенком, а очень четкая картина ребенка в коллективе с воспитательницей. Вот подсознание и бьет тревогу против неправильного выполнения своей модели.

И, наконец, что-то вроде напутствия для домашних мам. Не ждите, что вас кто-то утешит. Не ждите, что вам кто-то поможет. Не ждите, что вас кто-то поддержит.

Мы уже много раз говорили о принципе даяния — утешайте других, помогайте другим, поддерживайте других. Не пытайтесь куда-то примкнуть, найти волшебное общение, где вам будет очень хорошо и спокойно. Станьте эпицентром!

Собирайте вокруг себя (не обязательно домашних мам, ориентируйтесь хотя бы на другие сферы и интересы в жизни, а там выведет). Организуйте встречи. Если в вашем районе или городе нет встреч, соберите несколько мамочек и пойдите в парк смотреть первые цветы после зимы! Соберите кружок вязания или кулинарии; обменивайтесь рецептами, ну, не знаю — выкройками, семенами цветов, кормом для рыбок… Подумайте, какие ваши знания, умения, навыки, качества характера и что угодно могут послужить другим людям и принести пользу?

Мыслите о себе не как о несчастной, одинокой и непонятой, а как о проводнике ценной информации для других людей. Вы одна в городе такая? Прекрасно, подумайте о том, что, может, хоть один человек получит сомнение в единственно верной модели воспитания, которую он имел до сих пор. Может быть, ваша должность «белой вороны» в обществе приведет кого-то к размышлению и поиску пути, а не слепому следованию готовым шаблонам? Может быть, кто-то сейчас чувствует себя одиноким и непонятым, а тут — вы?

Вообще очень хорошо помогает принцип «делай, что должен, а там будь, что будет». То есть вы уверенно следуете по выбранному пути даже тогда, когда он совсем-совсем не гладкий и впереди ничего не видно, никакого света в конце туннеля. Но если вы продолжаете, не сворачиваете и не перебегаете на чужой путь, то с течением времени (поверьте, это не очень большой промежуток, это только вначале) вы видите вокруг себя примерно таких же.

Только одно не выполнится — вы не найдете тех, кому можно пожаловаться и у кого можно искать утешения. Это к вам уже будут приходить за утешением, и вы уже пройдете достаточно для того, чтобы помогать другим.

Так — в любой сфере. Многие думают, что есть такие специальные «успешные» люди, а есть патологические неудачники. Вы знаете, чем отличаются первые от вторых? Люди из первой категории просто делают, а из второй — ищут подходящие условия, подходящее время, подходящие обстоятельства, подходящее настроение и так далее. Потом идут еще злиться на первых: зачем это у них получается? А у первых — каждый миг подходящее время и каждое обстоятельство (каким бы оно тяжким ни было) — подходящее. Обычно это видно в профессиональной деятельности. Но в нашей теме работает тот же принцип, потому что жена и мама — это тоже профессии.

Источник

Читайте также:  В 2 с половиной года ребенок капризничает